РУБРИКИ

Представление себя другим как способ самопознания

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Представление себя другим как способ самопознания

Во многих исследованиях (Д.А. Леонтьев. Тест смысложизненных ориентаций.) прослеживается динамика переживания осмысленности жизни: наиболее осмысленной жизнь кажется людям в возрасте от 25 до 35лет и после 50 лет; наименее осмысленной – от 20 до 25 и от 35 до 50 – «низкая плата». На стадии низкой платы человек испытывает дискомфорт, ощущает внутреннюю пустоту, невозможность повлиять на события, переживает «экзистенциальный вакуум» (В. Франкл). В этот период человек замыкается на самом себе, решает как ему жить дальше. В этот период самопознание является особенно важным.


3.2 Анализ результатов


Анализ результатов осуществлялся как качественно (содержательно анализировались ответы каждого испытуемого индивидуально), что позволяет проследить особенности представления себя другим, так и количественно (анализировалась частота ответов определенного типа на разные задания), что позволило сделать обобщение полученных данных и сделать вывод о том, подтвердились ли наши гипотезы или нет.

Так как в чистом виде нас не интересовал психологический портрет каждого испытуемого, то результаты по FPI мы интерпретировали параллельно с результатами по другим методикам. Профили никак не отразились ни на желании испытуемых представлять себя другими, ни на особенностях этих представлений. Мы может сделать вывод, что человеку свойственно представлять себя другим независимо от его личностных особенностей.

Сопоставление самоописаний (какой я есть – реальное самоописание) и личностных профилей дало нам следующую картину (см. приложение 3): мы не обнаружили противоречивых самоописаний, а также самоописаний противоречащих полученным личностным профилям. Однако следует отметить, что не все шкалы присутствовали в самоописаниях. В среднем каждый испытуемый отразил в самописании от 3 до 7 шкал. Чаще всего отражались шкалы №3 (депрессивность), №5 (социальная активность), №6 (уравновешенность), №8 (застенчивость), № 9 (открытость), № 10 (экста-интроверсия). Подобная картина может свидетельствовать о том, что некоторые личностные особенности не осознаются или же не признаются существенными. В тоже время непротиворечивость профилей и самоописания свидетельствует в достаточно высоком уровне самопознания и откровения испытуемых.

Мы сопоставили реальное самоописание и желаемое самоописание (каким я хочу быть) и личностные профили. В желаемых самоописаниях испытуемые указывали в основном положительные черты – это были либо универсальные положительные качества (типа добрый, талантливый, умный, дружелюбный, красивый), либо качествами, оценивающимися положительно в русской культуре (типа терпеливый, трудолюбивый, духовный, мудрый), либо «предпринимательскими» качествами, способствующими успешности в современном мире (типа упорный, удачливый, твердый, решительный, рисковый, современный). Возможно это связано с тем образом, который проповедуется в современном обществе, а именно с образом во всех отношения положительного и успешного человека. Возможно, что выбор положительных качеств связан с «социальной желательностью», вызванной ситуацией опроса. В желаемых самоописаниях испытуемые желали либо усилить некоторые свои качества, либо приобрести новые качества.

Мы соотнесли полученные самоописания с характеристиками тех героев, на месте которых себя представляют испытуемые. Все испытуемые смогли указать хотя бы 1 – 2 персонажей которые очень похожи на них (или чем-то напоминают их, возможно в какой-то жизненный период). Эти персонажи содержат в себе от 2 до 6 прилагательных, использованных в реальном самоописании или их синонимов. Это является свидетельством того, что сталкиваясь с различными текстами наши респонденты пытаются увидеть в героях собственные качества, либо присваивают качества этих персонажей себе. Таким образом персонажи являются образами Других, в которых респонденты пытаются увидеть себя, с помощью которых они пытаются обозначить себя. Также все испытуемые смогли выделить героев (хотя бы одного), у которых они хотели бы позаимствовать некоторые черты. Персонаж как Другой в этом случае выступает в качестве некоторого идеала. Характеристики этих персонажей описываются прилагательными, которые содержатся в желаемом самоописании (от 2 до 5 прилагательных). Однако, среди персонажей, у которых хочется позаимствовать некоторые черты, 12,5% испытуемых выделили отрицательных героев, но найденные у них черты можно назвать положительными (например, у Кощея Бессмертного хотелось позаимствовать чудесную способность не умирать). Таким образом, литературные произведения и фильмы предоставляют человеку набор различных особенностей Других в контексте определенной ситуации, которые в принципе можно и хотелось бы позаимствовать.

Мы попросили испытуемых назвать любимых персонажей. Следует отметить, что только у 7,5% испытуемых хотя бы один любимый персонаж совпал с теми, на которые они считают себя похожими, но как любимые и как похожие они содержат разные характеристики. Однако сам факт совпадения косвенно говорит нам о высокой степени самопринятия. У 25% испытуемых совпали любимые герои и те, у которых хотелось бы позаимствовать что-либо, у 67,5% совпали характеристики. В целом в качестве любимого персонажа можно назвать классического положительного героя, который обладает уверенностью в себе и своих силах, добротой, отзывчивостью, мудростью, смелостью, силой, общительностью и находчивостью. На него же в основном и хочется походить испытуемым. Таким образом, в культуре закрепляется положительный образ, который добивается успеха, на него ориентируются, следовательно он является идеалом, видимым как другой, на которого следует походить.

Мы предложили респондентам выделить нелюбимых персонажей. У всех испытуемых отрицательные герои и их характеристики не совпали с персонажами и их характеристиками, на которых испытуемые похожи или хотели бы походить. Нелюбимые герои описываются антонимами тех прилагательных, которые присутствуют в желаемом самоописании и в описании персонажей, на которых хочется походить. В целом мы имеем дело с отрицательным героем – злым, мстительным, жестоким; кроме того антипатичны неудачники, глупые и трусливые герои. Другой в этом случае выступает как антигерой, антипод, от которого следует максимально отличаться, а по возможности и бороться с его появлениями в себе. Этот образ антигероя также содержится в культурных текстах.

Мы проанализировали автобиографии и комментарии к ним. Когда мы попросили написать краткую автобиографию из 10 предложений, мы получили в целом «официальную» биографию – перечень нормативных событий: рождение, учеба в школе, учеба в институте, карьера, создание семьи, рождение детей. Можно сделать вывод, что подобные биографии рассчитаны на внешнего, стороннего слушателя. Они в значительной степени формализованы.Далее мы попросили прокомментировать свою автобиографию: выделить наиболее значимые события и выстроить ассоциативные цепочки к каждому из них. Это представляет собой некоторый избыток автобиографии. Хотя в подавляющем большинстве случаев выделенные события встречаются и в официальных биографиях, но отношение к ним неоднозначное. Например, «учеба в институте –друзья, любовь, буйство в общаге, весело, диплом», «учеба в институте – друзья, умные профессора, интересная практика», «институт – скучные лекции, разочарование, экзамены». Это уже позволяет выделить некий общий повествовательный мотив или несколько таких мотивов, некое «доминирующее настроение» в жизни. Подобные события, даже если они вполне заурядные, по тем или иным причинам выпадают из повседневности. Это указывает на некую «смысловую наполненность» события. Возможно этот смысл будет транслироваться и считываться из сюжетов жизни других.

Мы попросили респондентов описать идеальную судьбу. В целом мы получили некоторый перечень событий, которые должны случиться с человеком, чтобы его судьбу можно было назвать идеальной. Для 62,5% испытуемых идеальная судьба определяется достижением успехов в различных сферах: семья, образование, карьера, здоровье, материальные приобретения. Для 20 % испытуемых идеальная судьба – это насыщенность жизни разнообразными приятными сюрпризами, яркими событиями. У многих испытуемых - 37,5% - встречается мотив удачи, «халявы», как необходимого компонента идеальной судьбы. Единичными были такие мотивы как власть, спокойствие и размеренность, отсутствие трудностей и проблем. Некоторые испытуемые 22,5% подчеркивали индивидуальный характер термина «идеальная судьба», подчеркивая тем самым индивидуальную интерпретацию и собственное понимание данного оборота. Все пришли к выводу что их судьба лишь частично совпадает с идеальной, а у некоторых из них - (7,5%) – вовсе не совпадает с идеальной. 25% испытуемых указывают на временный характер этого явления, они предполагают, что со временем добьются желаемого или изменится ситуация. 32,5% полагают, что никто не имеет идеальной судьбы и они в том числе. Никто из испытуемых не считает свою судьбу негативной (та судьба, которую им не хочется, чтобы она им досталась). Негативная судьба определяется неуспешностью в во всех значимых сферах, судьба неудачника, а также присутствие в жизни плохих ненормативных событий, таких как потеря близких, лишение свободы, болезни близких и т.д. Итогом стало написание некоего вывода «Моя жизнь – это…» Мы получили некий общий мотив интерпретации собственной жизни и себя в контексте этой жизни, определение некоего центрального модуса существования. Например: моя жизнь – испытание, я должен выстоять; моя жизнь – праздник, я радуюсь; моя жизнь борьба, я – борец; моя жизнь труд, я – работник и т.д. Чаще всего собственная жизнь интерпретируется в модусах долга, заботы, одиночества и страдания.(рис1)


Можно предположить, что данный мотив, возникнув один раз в попытках осмыслить и объяснить свою жизнь, может усматриваться как действующий и в других обстоятельствах, особенно, если субъект счел его доказанным последующими обстоятельствами, а также прослеживаться в сюжетах представления себя другим. Однако, мы попросили испытуемых 10 раз продолжить фразу «Жизнь – это». Все смогли продолжить эту фразу минимум 4 раза, причем полученные смысловые конструкции не совпадают с полученным в итоге мотивом собственной жизни. Следовательно, респонденты допускают возможность других интерпретаций их собственной жизни, или жизни других, «не моей жизни». Интересным является и тот факт, что 25% испытуемых смогли выделить персонаж, который похож на них судьбой. Причем, интерпретация его жизни совпала с главным модусом собственной жизни. Таким образом, субъект пытается усмотреть в культуре через Другого мотивы собственной жизни и, возможно, предположить, что ожидает его в будущем.

Следует отметить, что своей жизнью удовлетворены только 15%. Никому из испытуемых не удалось реализовать все, что хотелось. Многие хотели бы что-либо изменить в своем прошлом: поступки, жизненные выборы. То есть мы видим неудовлетворенность своим прошлым. У всех нашлись «три заветных желания» - в основном это желание успеха в различных сферах деятельности, желание более насыщенной жизни, то есть испытуемые пытались довести свою жизнь до идеала. Были и некоторые желания из разряда «просто хочется»: научиться кататься на коньках, вернуться на некоторое время в прошлое, узнать будущее, еще три желания на всякий случай и т.д. 42,5 % испытуемых не могут осуществить все, что хотят в принципе. В общем добиться желаемого испытуемым мешают обстоятельства и личностные особенности. Настоящая повседневная жизнь приносит удовлетворение 70%, однако и они желают разнообразия. Все свои надежды респонденты связывают с будущим. 52,5% хотелось бы изменить что-либо в своей личности – желаемый результат описывался в среднем 2 – 5 прилагательными, которые присутствовали в желаемом самописании, а также в характеристиках тех персонажей, на которые хотелось бы походить. 77,5% хотелось бы по-другому проявить себя, 27,5% признались, что мечтают о фантастическом, 82,5% думают, что их жизнь могла сложиться по-другому. Таким образом, это свидетельствует о том, что все испытуемые хотят в той или иной степени побыть другими, а следовательно и представляют себя другими.

Выяснив, какими наши респонденты сами себя интерпретируют, как интерпретируют свою жизнь, в какую сторону хотели бы развиваться, какие желания осуществить, мы приступаем к анализу того, какими именно другими себя представляют наши респонденты.

В начале мы предоставили испытуемым виртуальную возможность прожить другую жизнь. 75% сменили имя, 40% - время и место рождения, 87,5% - род занятий, 7,5% - пол. Смену пола испытуемыми можно объяснить неадекватной гендерной идентичностью, что подтверждает и личностный профиль по шкале маскулинность-феминность: их личностные особенности и паттерны поведения свойственны лицам противоположенного пола. В качестве основных черт характера указываются 3-6 прилагательных практически полностью повторяют прилагательные, указанные в желаемом самоописании, или являются их синонимами. Судьба у 42,5% испытуемых совпадает с идеальной по их мнению судьбой. В их другой жизни реализуются те желания, которые они не достигли в реальной жизни. Мы можем сделать вывод, что в представлении себя живущим другую (не эту) жизнь часто реализуются те потребности и желания, которые неосуществимы в реальности. 25% придумали собственный фантастический сюжет. Основные мотивы, которые реализуются в нем – это победы на разных фронтах (в бою, в любви, в делах и т.д.), везенье и разнообразные авантюрные приключения, неожиданное превращение и раскрытие внутренних положительных качеств. Это еще раз подтверждает наше предположение о том, что в выдуманных других жизнях часто осуществляются потребности и желания принципиально неосуществимые в реальной жизни: нельзя быть пиратом и нападать на испанские галеры, нельзя сражаться на рыцарском турнире средневековья, как и нельзя путешествовать на машине времени. Важно отметить следующее: 17,5% испытуемых хотели бы прожить жизнь в качестве литературных или киношных персонажей, что является подтверждением предположения о том, что культурные тексты являются источником других жизней, проживая которые можно попробовать себя в других ролях, образах, обстоятельствах. Здесь больше всего мы выявили такие модусы как дуальный модус, модус свободы, модус долга, модус познания, творчества и модус игры. Т.е. в представлении себя другим открылись новые возможности самоинтерпретации и самовыражения.

Далее мы попросили испытуемых представить себя актерами и сыграть роль в спектакле или кино в разных жанрах. В целом испытуемые представляли себя в роли положительных героев. Однако 15% выбрали некоторых отрицательных персонажей – Мачеха, Кощей и т.д. В описании этих героев присутствовало оправдание их за злые намерения. В финалах эти герои «перевоспитывались» и становились добрыми. Кроме того выбор подобных персонажей можно объяснить теневыми проявлениями самости, проявлением и выражением агрессивных импульсов, которые табуируются обществом, культурой и самой личностью. Представляя себя отрицательным героем, человек пытается выразить эти стремления в приемлемой форме и тем самым совладать с ними. Переживание подобных отрицательных персонажей может быть интерпретировано и как попытка более рельефно высветить свои положительные качества в сравнении с отрицательными, т.е. речь идет о представлении себя другим анти – Я.

В большинстве своем испытуемые хотели сыграть хороших героев, представить себя «хорошим другим». В описаниях играемых персонажей (Других) присутствовали прилагательные из реальных и из желаемых самоописаний. Возможно субъект таким образом пытается совместить свои реальные качества и желаемые, чтобы в итоге получить некий целостный, завершенный, не противоречивый образ самого себя, а также оценить возможные ситуации, когда возможно подобное сочетание качеств и принесет ли оно успех в деле.

У 70% испытуемых персонажи пытались и успешно реализовывали некоторые из тех желаний, которые испытуемый считал неосуществимыми в своей собственной жизни. Кроме того все персонажи попадали в фантастические условия, которые позволяли им осуществить свои желания. У 80% респондентов персонажи осуществляли фантастические желания, которые принципиально неосуществимы в реальной жизни: например, спасение Земли от инопланетян, изобретение волшебного элексира, победа в рыцарском турнире и т.д. В целом можно сказать, что все персонажи осуществляют желания неосуществимые в реальной жизни или в силу того, что человек их считает неосуществимыми, или они просто фантастические, принципиально нереальные. Хотя за каждым желанием стоит потребность, которую так или иначе можно удовлетворить. Фактически мы обнаружили все потребности, выделенные Г. Мюреем. Наиболее часто встречающиеся потребности это: потребности в достижении, в аффилиации, в преодолении трудностей, в повиновении, в доминировании, в опеке, в поиске помощи, в познании. 57,5% испытуемых в той или иной степени реализовывали через персонажей универсальные человеческие потребности: потребность в общении, в связи с другими, потребность в творчестве, преодолении, потребность в познании. Итак, мы видим, что герои, те другие, в роли которых представляют себя испытуемые, по большей части реализуют те желания и потребности, которые респонденты не могут реализовать в реальной жизни.

Обнаруженные нами сюжеты весьма разнообразны. Большая часть из них была посвящена выполнению трудных задач – типа спасение вселенной, борьба с монстрами, спасение кого-либо, сохранения кого-либо, помощь кому-либо и т.д. В этих сюжетах реализуется в основном модусы заботы, долга. Часто мы встречали любовные сюжеты, где герои стремятся соединиться со своими избранниками (осуществление дуального модуса). Модус познания был представлен сюжетами разнообразных похождений героев с целями «мир посмотреть», или найти себя. Встретили мы и разнообразные «трикстериады» - истории про неожиданные находки, авантюрные приключения, превращения и потешные истории – в которых прослеживался модус игры. Таким образом мы видим, что представление себя другим дает новые возможности для самоинтерпретации и самопознания. В этом задании Другим являлся герой из культурных текстов. Этот другой не повторял мотивов и «доминирующего настроения жизни» автобиографии, что позволяет говорить о представляемой жизни действительно как о другой жизни.

Мы давали задание придумать спектакль о себе. При выполнении этого задания испытуемым предоставлялась возможность разглядеть в Другом себя и попытаться полученный образ показать самому себе. 52,5% испытуемых признались, что воспользовались персонажами и сюжетом из книг, немного их переделав. Таким образом, мы водим еще одно подтверждение нашего предположения о том, что культурные тексты могут являться источником образов Других, в которых человек пытается усмотреть себя. Описания образов содержат в себе 3-5 прилагательных или их синонимов взятых из реальных самоописаний и 2-4 прилагательных – из желаемых. Кроме того, у 40% респондентов персонаж старше на несколько лет самого испытуемого. Почти у всех испытуемых в сюжете прослеживается некая перспектива развития – действия происходят в течении нескольких лет. Сюжет спектакля завершается, то есть присутствует конец. Это является подтверждением нашей гипотезы о том, что представляя себя другим субъект планирует будущее развитие, осуществляет самопроектирование. Подобное возможно благодаря появлению новых модусов в существовании героя, а следовательно новых интерпретаций собственной жизни. Если в интерпретации, полученной нами в ходе ответов на вопрос «Моя жизнь – это» нами были выявлены модусы страдания, одиночества, вины, то здесь на первые места выходят модусы свободы, воли, заботы, познания, творчества. (рис. 2).

Конечно, исходные модусы присутствуют, но в ходе развития сюжета появляется новая возможность интерпретации собственной жизни. Некоторые испытуемые сохранили исходный мотив своей жизни, сохранили исходный модус. Многие герои моложе испытуемых на несколько лет (37,5%). В этом случае полученная история сохраняет, объясняет, оправдывает события. В реальности это выступает как внутреннее согласие с тем, что это событие «должно было случиться» и переосмысление опыта как указывающего на то, что это будет иметь место и в дальнейшем. В этом случае это также служит своеобразной разметкой будущего, подтверждение исходных интерпретаций. Все герои спектакля частично реализуют заветные желания респондентов. Кроме того они включают некие персональные поступки, поскольку за поступком стоит выбор. В этих поступках респонденты получали возможность явить себя самим себе как Другого.

Подобный спектакль принципиально ориентирован на другого как цензора. При этом мы получили несколько размытый образ зрителя: указывался довольно большой возрастной диапазон, личностные характеристики часто вовсе отсутствовали. Это позволяет нам говорить о неперсонифицированном другом как цензоре.

В задании, где мы попросили придумать героя, мы обнаружили заимствования сюжетов и персонажей из разнообразных источников: книги, фильмы, сказки и т.д. Этим можно объяснить то, что в результате мы получили типично мужские и типично женские образ, прослеживаемые в культуре. Герои мужчины чаще всего справлялись с трудными задачами, защищали, творили, путешествовали, совершали открытия. В описаниях героев-мужчин присутствовали такие прилагательные как благородный, смелый, решительный, напористый, уверенный ответственный. Полученный персонаж чаще всего соотносился со следующими архетипами:

- архетипом Отца как защитника и спасителя – он связан прежде всего со способностью помогать другим, защищать, помогать в беде;

- архетипом Воина – он связан со стремлением доминировать, побеждать, бороться, отстаивать свои идеалы и убеждения;

- архетипом Вождя – который обнаруживает себя в умении управлять, организовывать, влиять на людей и быть ответственным за их будущее.

Прослеживались также архетипы Искателя, Творца, Бунтаря, Любовника. Все это нам очерчивает модус бытия мужчиной. Эти архетипические особенности прослеживались в реальных (20%) и в желаемых самоописаниях (32,5%) мужчин и только у 7,5% женщин (в реальных и/или желаемых самоописаниях).

Герои-женщины чаще всего проявляли себя как заботящиеся, любящие, внимательные, жертвенные, покорные. Обычно они искали себе спутника жизни, заботились о ком-либо, помогали мужчинам. Полученный персонаж чаще всего соотносится со следующими архетипами:

- архетипом Матери – обнаруживается в стремлении заботиться, оберегать, рожать детей;

- архетипом Коры – проявляет себя в беззащитности, в стремлении быть завоеванной, в покорности, в чистоте и невинности, в стремлении стать невестой;

- архетип Спутницы – выражался в помощи героям, во всем подчиняться и угождать, но в то же время руководить.

Кроме того прослеживались такие архетипы как Старуха (мудрая), Блудница, Красавица, Золушка. Все эти ипостаси очерчивают нам модус бытия женщиной. Эти архетипические особенности прослеживаются в самоописаниях женщин (22,5% - в реальных и в 30% желаемых) и в 5% самоописаний мужчин (реальных и/или желаемых).

Это дает нам возможность сделать вывод, что представление себя другим героем-мужчиной и героем-женщиной дает возможность испытуемым определить себя в оппозиции «мужчина – женщина». Необходимо отметить некоторые особенности. В некоторых сюжетах мы увидели героинь, которым свойственны мужские черты: целеустремленность, настойчивость, сильный характер и т.д. Они часто выполняли «мужскую работу»: открыто управляли кем-либо, спасали, добивались любви. В тоже время некоторые герои проявляли себя как безвольные, покорные, зависимые, что рисовало образ «слабого, женственного мужчины». Это может быть свидетельством того, что в современной культуре идет процесс размывания гендерных различий и ролей, пропагандируется идея равенства полов по правам, обязанностям и ролям, выполняемым ими в современном обществе. С другой стороны подобные фантазии могут рассматриваться как попытку определить себя как мужчину или женщину через проявления своеобразных анти-мужественности и анти-женственности. То есть Другой предстал как фундаментально отличный.

Итак, мы выявили некоторые особенности представления себя Другим. Как мы увидели испытуемые пытались усмотреть в Другом как сходства с самим собой, так и различия. Спустя некоторое время мы дали повторное задание на самоописание с целью проверить что дало представление себя другим для самопознания. Мы обнаружили следующие результаты. Для сопоставления мы использовали метод сравнения средних – t – критерий. (Приложение 3 и 5) У всех испытуемых значимо увеличился перечень прилагательных, используемых в самоописании. Кроме того, значимо увеличилось число шкал личностных профилей, присутствующих в реальном самоописании.(рис.3) В полученное самоописание вошли 2-4 характеристики тех других, в роли которых представляли себя испытуемые.

Таким образом, мы можем сказать, что представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.

Теперь мы обратимся к рассмотрению некоторых прослеженных нами тенденций, общих для всей группы.

Во – первых, наибольшее разнообразие образов Других мы обнаружили у испытуемых в возрасте 20-30 лет и 40-51 (пик приходится на 22-23 и на 48-49). Это объяснимо с точки зрения ситуации развития. В молодости человек ищет себя, свой путь в жизни, хочет во всем себя попробовать. В связи с этим он особо нуждается в самопознании, так как ему необходимо осуществить свой выбор, поставить цели и достигать их. Здесь очень важно не ошибиться в себе самом, чтобы потом не было больно за бессмысленное существование. В возрасте 40 – 50 лет наступает время подведения предварительных итогов. Человек вновь обращается к самому себе с целью познать себя, чтобы смириться со своими ошибками и неудачами и найти новые возможности, поставить новые цели развития. Возраст 30 - 40 лет – это время реализации поставленных целей, самопознание выполняет скорее функцию корректировки пути достижения поставленных целей. Подобная закономерность также косвенно подтверждает нашу главную гипотезу. Когда человек нуждается в самопознании, он привлекает все возможные ресурсы, в том числе начинает представлять себя другим.

Собственно Другой имеет ряд особенностей в каждой возрастной группе (20-30 лет – группа 1, 31 – 40 – группа 2, 40 – 41 - группа 3). В группе 1 (15 человек) в основном прослеживались все модусы, часто даже в одном герое (например, герой видел сны, в которых он и выбирал возможности, и спасал мир, и женился, и был тибетским монахом-отшельником и т.д.). Другой обладал порой совершенно фантастическими характеристиками. Кстати, именно в этой группе чаще всего и отчетливее представлен модус смерти и воскресения. Возможно, это своего рода предчувствие глобальных изменений в жизни, связанных с созданием семьи, началом трудовой деятельности, т.е. с максимально возможной свободой выбора. Это можно объяснить также активным поиском своего настоящего «Я», и места в мире. Испытуемые в большинстве были уверены, что их желания можно осуществить в будущем, чаще всего наблюдался разброс в желаниях. Другой для них – это скорее источник различных возможностей, различных способов самовыражения. Возможно, что представления себя другим помогают им осуществить свой жизненный выбор. В группе 2 (10 человек) наблюдалась высокая удовлетворенность жизнью, своим нынешним положением. У них наблюдались фантазии репродуктивного типа, т.е. они повторяли сюжет собственной жизни, отношение к собственной жизни прослеживалось во всех в отношениях к вымышленным жизням. Были представлены такие модусы как свобода, воля, долг, творчество, забота. Это можно объяснить тем, что человек занят самореализацией. Его самопознание сводится к познанию себя в тех качествах и особенностях, которые помогли добиться желаемого результата, добиться успеха. В группе 3 (15 человек) мы также проследили все модусы существования, представляемые другие были описаны более детально и конкретно. Это можно объяснить достаточно большим опытом испытуемых в самопознании и самовыражении. Много представлений относилось к прошлому испытуемых. Это были своего рода попытки объяснить свою судьбу с смириться с ней, что позволить в дальнейшем двигаться дальше. Это также помогает в осознании некой преемственности самопереживаний, а также позволяет рассмотреть свою жизнь, свое «Я» в контексте причинно-следственных связей.

Все предложенные нами задания оказались сложными для наших испытуемых. В индивидуальной беседе почти все респонденты отметили, что подобная работа заставила их задуматься над собой, над собственной жизнью. Т.е. подобная работа по представлению себя другим обладает большой ценностью для самопознания, что является косвенным подтверждением нашей главной гипотезы.

Обсуждение результатов.

Полученные данные позволяют нам сделать некоторые выводы.

1.                 Представление себя другим выступает как своего рода «примеривание» на себя других обличий, других жизней. В роли другого субъект совершает виртуальные поступки, в которых он себя полностью выражает (М.М. Бахтин). Поступки этих других, их мысли, чувства, стремления заставляют задуматься о том, как бы они поступили в действительности в подобной ситуации, как бы решили возникшую проблему. Это ведет к анализу собственных взглядов, убеждений, ценностей. Представление себя другим позволяет также предположить в каких ситуациях к каким внутриличностным ресурсам можно обратиться, какие качества в себе необходимо развивать, с какими недостатками бороться. Вненаходимость другого позволяет увидеть себя и свое развитие в перспективе. Таким образом, с помощью представления себя другим осуществляется самопроектирование, а также самопознание.

2.                 В ходе нашего исследования мы смогли еще раз убедиться, что далеко не все потребности и желания субъект способен реализовать в реальности. Человек – существо недостаточное (А. Гелен), как только он удовлетворил одно свое желание, то снова появляются новые. Представление себя другим позволяет человеку реализовать любые свои желания, даже самые фантастические. Собственно представляя себя другим человек реализует именно фантастические желания, так как они настолько невозможные, что не существует таких обстоятельств, позволяющих их реализовать. Кроме того, выбор тех или иных фантастических обстоятельств позволяет человеку увидеть самого себя, определить себя («Я и есть мои обстоятельства» - Х. Ортега-и-Гассет). Значит, представление себя другим дает человеку возможность не только реализовать свои протребности и желания часто неосуществимые в реальной жизни, но и увидеть в этих желаниях и обстоятельствах самих себя, т.е. осуществляется самопознание.

3.                 В ходе нашего исследования мы обнаружили, что большинство образов других берется из разнообразных культурных текстов. Испытуемые использовали различные источники:

1)                тексты, которые в течение длительного времени очень широко были распространены в культуре и смогли «устояться». К подобным текстам относятся сказки, религиозные тексты, произведения школьной программы и т.д. Они транслируются и поколения в поколение в разных институтах социализации и составляют некий набор типичных других, а также их возможных интерпретаций;

2)                тексты, получившие широкое хождение в культуре в определенный исторический период. К ним относятся романы XIX века, которые читали молодые барышни, Шолоховым зачитывались в начале ХХ века, современные поколение читает Р. Толкиена, В. Пелевина, Б. Акунина, Д. Донцову и др. В них можно найти тех других, которые являются продуктом пропаганды и идеологии в опрнднлннный период. Представление себя подобными другими может давать знание о себе как о современнике той или иной эпохи;

3)                тексты, не являющиеся пропагандируемыми и частотными, но отобранные субъектом из его опыта. Скорее всего в этих текстах он видит собственные переживания, собственные цели, некоторые мысли, т.е. подобные тексты озвучивают его собственные смыслы. Другой из подобных текстов наиболее близок к «Я» субъекта, в таком другом субъект видит себя как уникального, неповторимого, а потому пригодном для самопознания. Итак, мы можем сделать вывод, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других;

4.                 Кризисы становления самосознания, согласно Л.С. Выготскому, связаны с фундаментальными изменениями ситуации развития. Основой является изменение отношений субъекта с окружающим миром. В контексте нашего обсуждения можно предположить, что в экзистенциальных кризисах ситуации начинают предлагать новые модусы для самоинтерпретации, чем те, к которым привык субъект. Они начинают разрушать целостные представления человека о себе, изменять их. Человек начинает искать в разных источниках (в том числе и культурных текстах) таких других, которые позволяют проследить другие модусы существования. В этих других субъект пытается разглядеть себя, свое место в мире. Понятно, что в этом случае субъекту предоставляется возможность расширить самоописание, способы самопрезентирования. Представление себя другим становится, таким образом, своего рода «Я – себя – в – самом – себе – показывающим» (М. Хайдеггер). Это позволяет расширить самоописание, а следовательно, человек лучше представляет, каков он есть на самом деле. Т.е. осуществляется самопознание.

 


Заключение


В меняющемся мире проблемы самопознания становятся особенно актуальны. Мы рассмотрели особенности представления себя другим как способ самопознания. Самопознание посредством представления себя другим характеризуется целостностью: на первый план выходит смысл «Я» в его единораздельной и целесообразной структуре, его событие. Внутренние противоречия не мешают, а сосуществуют, понимаясь как этапы некоторого единого процесса становления, экзистенции и компоненты единой и целостной структуры. Целостность обеспечивает познание не только отдельных своих качеств или психических процессов, а целостного «Я». Прошлое, настоящее и будущее понимаются как взаимосвязанные. Поэтому понимается важность не только сиюминутных «Я», но устремленность «Я» в будущее и учет духовной традиции. Истинное «Я» здесь – это онтологический феномен бытия, соответствующий экзистенциальным законам бытия.

При этом подходе человек понимается как незавершенный, до конца не определенный, открытый в свободном акте самопознания, а следовательно достигается подлинность бытия.

Роль Другого в формировании и функционировании человеческого «Я» огромна. Только через Другого возможно понимание себя. Подлинное знание о себе человек получает возможность познать и понять себя только заняв позицию вненаходимости. Поэтому Другой имеет статус гносеологической и онтологической необходимости. В Другом «Я» видит свое отражение. Личность существует только в своем стремлении к Другому, познает себя только через Другого, обретает себя только в Другом. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. В представлении себя другим человек получает возможность увидеть себя не статичным и завершенным, а в развитии, что дает возможность планировать, размечать стратегию своего собственного развития. В фантазиях о себе человек часто реализует потребности и желания неосуществимые в реальной жизни. Герои художественных произведений являются по отношению к читателю являются Другими, поэтому культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.

Общая гипотеза была сформулирована следующим образом: представление себя другим является одним из способов самопознания.

Полученные в результате экспериментального исследования данные позволяют нам сделать некоторые выводы.

1.                 Представление себя другим выступает как своего рода «примеривание» на себя других обличий, других жизней. Представление себя другим позволяет также предположить в каких ситуациях к каким внутриличностным ресурсам можно обратиться, какие качества в себе необходимо развивать, с какими недостатками бороться. Вненаходимость другого позволяет увидеть себя и свое развитие в перспективе. Таким образом, с помощью представления себя другим осуществляется самопроектирование, а также самопознание.

2.                 В ходе нашего исследования мы смогли еще раз убедиться, что далеко не все потребности и желания субъект способен реализовать в реальности. Представление себя другим позволяет человеку реализовать любые свои мечты, даже самые фантастические. Кроме того, представление себя другим дает человеку возможность не только реализовать свои протребности и желания часто неосуществимые в реальной жизни, но и увидеть в этих желаниях и обстоятельствах самих себя, т.е. осуществляется самопознание.

3.                 В ходе нашего исследования мы обнаружили, что большинство образов других берется из разнообразных культурных текстов. Испытуемые использовали различные источники:

1)                тексты, которые в течение длительного времени очень широко были распространены в культуре и смогли «устояться»;

2)                тексты, получившие широкое хождение в культуре в определенный исторический период;

3)                тексты, не являющиеся пропагандируемыми и частотными, но отобранные субъектом из его опыта.

Итак, мы можем сделать вывод, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.

4.                 В экзистенциальных кризисах ситуации начинают предлагать новые модусы для самоинтерпретации, чем те, к которым привык субъект. Они начинают разрушать целостные представления человека о себе, изменять их. Человек начинает искать в разных источниках (в том числе и культурных текстах) таких других, которые позволяют проследить другие модусы существования. В этих других субъект пытается разглядеть себя, свое место в мире. Понятно, что в этом случае субъекту предоставляется возможность расширить самоописание, способы самопрезентирования. Представление себя другим позволяет расширить самоописание, а следовательно, человек лучше представляет, каков он есть на самом деле. Т.е. осуществляется самопознание.

Таким образом, можно сделать вывод, что представление себя другим является одним из способов самопознания. Гипотеза нашего исследования доказана.

Полученные в результате нашего исследования данные позволяют лучше понять особенности самопознания в период взрослости. Полученная нами информация может быть использована в процессе консультирования по возрастным, личностным, экзистенциальным проблемам.



Библиография


1.            Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. М.: Искусство, 1986

2.            Бахтин М.М. К философии поступка…М.: Искусство, 1987.

3.            Бахтин М.. Проблемы поэтики Достоевского. М. "Советский писатель". 1963

4.            М.М. Бахтин. Эпос и роман. С-Пб.: «Азбука», 2000.

5.            Бергсон А. Творческая Эволюция. Минск: Харвест,1999

6.            Бинсвангер Л. Бытие в мире. Избранные статьи с критическим введением в экзистенциальный психоанализ Л. Бинсвингера. – М.:КСП+; СПб.: "Ювента", 1999.

7.            Бохеньский Ю. Сто суеверий. М.: Прогресс, 1993

8.            Бьюдженталь Дж. Наука быть живым: Диалоги между терапевтами и пациентами в гуманистической психотерапии. – М.: Независимая фирма "Класс", 1998.

9.            Выготский Л.С. Психология. С-Пб.: «Питер», 2001

10.        Гегель. Сочинения в 6-ти томах. М., 1977, т. 4

11.        Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: 2000

12.        Декарт Р. Начала философии. М:1977

13.        Канке В.А. Философская антропология. М: Логос, 2003

14.        Кант И, сочинения в 6-ти томах. М, 1966, т. 6

15.        Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.

16.        Кули. Ч. Человеческая природа и социальный порядок. М: 2000

17.        Лакан Ж. Семинары.2 Кн. М.: 1998.

18.        Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.:2000.

19.        Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Издательство Московского университета, 1982.

20.        Попова Н.Г. Французский психоанализ. М.: «Высшая школа»,1986.

21.        Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002

22.        Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.

23.        Сапогова Е.Е. «Римейки жизни»: конструирование автобиографического нарратива. Известия ТулГУ, 2005

24.        Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки Богов. М.: Политиздат,1990

25.        Сочинения Платона М: Политиздат, 1983

26.        Тодоров Ц. Завоевание Америки: проблема «Другого». М.1992

27.        Философия постмодерна. /Под ред. Андриевского А.П. М.: «Логос», 2000

28.        Философия Фихте. М: «Наука», 1967

29.        Фрейд. З.Я и Оно. Мн.: Хаврест, 2004.

30.        Фромм Э. Душа человека. М.: «Республика», 1992.

31.        М. Хайдеггер. Бытие и время. М.: Ad Mardinem, 1997

32.        Хорни К.Невротическая личность нашего времени, М: 1993

33.        Хрестоматия по социальной психологии /Под ред. Андреевой А.В.М: 1999

34.        Экзистенциальная психология. Под ред. Р. Мэй. С-Пб. 2003

35.        Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах С.-Пб.:2003

36.        Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс», 1996.

37.        Это человек: Антология./ Под ред. Гуревича П.С.. М: Высшая школа, 1995

38.        Юм Д., собр. соч. в 2-х т., М., 1965.

39.        Юнг К.Г. Архетип и символ. Мн.: Хаврест, 2004.

40.        Юнг К.Г. Душа и миф. Мн.: Хаврест, 2004.

41.        Freeman M. Rethinking the Fictive, Reclaiming the Real: Autobiography, Narrative Time, and the Burden of Truth.


Приложение 1


Результаты экспертной оценки методики самоописания

Прилагательные, предложенные к удалению

Прилагательные


Прилагательные


Прилагательные


активный

1

мудрый

8

противоречивый

5

авантюрный

8

медлительный

5

прямолинейный

0

беспечный

12

мечтательный

0

подозрительный

14

беспокойный

12

наблюдательный

1

реалистичный

7

веселый

1

непосредственный

25

рисковый

15

верный

3

ненавидящий

34

романтичный

3

внимательный

1

неуклюжий

18

робкий

4

вредный

14

ненужный

3

равнодушный

6

гармоничный

15

неуверенный

3

сложный

31

глупый

29

несовременный

17

серьезный

0

грациозный

30

нужный

5

скромный

2

грустный

16

оптимистичный

2

смелый

1

добрый

3

открытый

3

спокойный

1

доверчивый

1

отверженный

33

совестливый

2

духовный

14

общительный

0

современный

15

жизнерадостный

0

одинокий

10

страстный

5

жесткий

13

осмотрительный

8

терпеливый

0

замкнутый

9

осторожный

4

твердый

13

застенчивый

2

ответственный

0

тревожный

6

ироничный

5

отважный

7

трудолюбивый

2

красивый

16

последовательный

26

умный

4

кроткий

12

пассивный

11

уверенный

2

критичный

3

переменчивый

4

уравновешенный

2

любящий

7

пессимистичный

6

хороший

27

ленивый

3

печальный

14

честный

0

ласковый

4






Прилагательные, которые были добавлены.

 

благородный

14

отзывчивый

12

талантливый

21

влюбчивый

10

решительный

15

удачливый

16

гордый

16

недальновидный

10

уважаемый

14

дружелюбный

20

независимый

20

умелый

19

зависимый

17

ранимый

14

упорный

14

конфликтный

11

сильный

18

упрямый

15

надежный

14

слабый

18

честолюбивый

11

напористый

17

суетливый

10

эмоциональный

13

находчивый

14





Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.