РУБРИКИ |
Предусмотрительное поведение: явления и механизмы |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Предусмотрительное поведение: явления и механизмыp> Виллафранские прегоминиды. Эпоха, по отношению к которой можно ставить вопрос об истоках труда – эоплейстоцен или виллафранское время четвертичного периода. Вещественные доказательства особо сложной деятельности, которой владели жившие тогда прегоминиды, заключаются в наличии предметов, искусственно измененных. Галька с намеренно нанесенными сколами – наиболее типичное явление, сопровождающее скелетные остатки различных прегоминид. Шелльские и ашельские архантропы. Шелльская культура имеет явные следы
ее создания человеком, поскольку в ней можно различить основные моменты
труда. Главным материалом могут служить находки на Яве. По форме простейших
шелльских рубил Европы и также грубых рубящих орудий (чопперсов) Азии и Нижняя теменная подобласть современного человека, будучи специфически человеческой частью коры, интегрирует слуховые, зрительные и тактильные рецепции. На основании этого осуществляется стереогноз, устанавливаются причинно-следственные взаимосвязи явлений; происходит понимание чужой и собственной речи, осуществляется графическое письмо и счет. У современных человекообразных обезьян вокруг конца сильвиевой щели тоже располагаются аналогичные поля, осуществляется синтез чувственных восприятий зрительной, слуховой и тактильной зон коры мозга (однако их площадь значительно меньше и дифференцированность на подполя выражена слабее). Наличие в культуре древнейших людей орудий определенной, закрепленной
формы свидетельствует о выработке абстрактного представления как высшего
этапа нервно-психических процессов (например, ручное рубило у людей
шелльской поры). Если первичный поток информации от предмета труда до его
обработки обусловлен в основном тактильной чувствительностью, то с началом
обработки добавляются двигательные импульсы, связанные с пространственно-
временными соотношениями, с расчетом последовательности ударов их
целенаправленности и размерности силовой нагрузки. Наконец выполнение
орудий определенной формы связано с заранее поставленной целью, с образным
представлением об этой форме. Совершенно новыми для древнейших людей были
процессы, связанные с абстрактным представлением о форме будущего орудия. Создание ашельских рубил путем более точных соразмерных и
многочисленных ударов сопровождалось, по-видимому, следующими нервно-
психическими процессами. Прежде всего, усиливалось внимание на предмет
труда, что было существенным преобразованием в психике древнейших людей. Об
этом можно судить на основании экспериментов с современными приматами. Очень часто и человекообразные обезьяны поступают так же. Возвращаясь к технике, применявшейся в ходе изготовления ашельского рубила, можно реконструировать еще два важнейших момента в нейропсихических процессах древнейших людей: 1) как процесс изготовления рубила, так и конечный его результат – само орудие – требовали, безусловно, постоянно зрительного контроля за исполнением; 2) проявление свойства опережающего отражения действительности. Мустьерские палеонтропы. Жизненные потребности древних людей в
получении более приспособленных к трудовым операциям орудий вытекали не
только из условий самого «производства», но и из готовности всего организма
и его нервных процессов практически осуществлять этот переход. И здесь
большую роль играло универсальное свойство, условно рефлекторного принципа
деятельности организма, свойство опережающего отражения действительности. Позднепалеолитические неоантропы. Главным техническим достижением
людей позднего палеолита было овладение приемом работы с посредником. Так у австралопитековых новая кора мозга, по-видимому, состояла из
полей ядерных и рассеянных зон анализаторов, позволяющих осуществление
мыслительных процессов двух высших этапов корковой переработки импульсов:
уровня чувствительных образов и уровня простых представлений. Такое
мышление не вышло еще за пределы элементарных конкретно чувственных форм. Труд древнейших людей осуществлялся на более высоком уровне, на уровне
понятийного мышления, а «потолком» мышления австралопитековых была,
вероятно, способность к формированию общих представлений (хотя по данным Первые проблески человеческого сознания фиксируются по наличию в
плейстоценовых культурах орудий закрепленной формы, что означает
способность создать и неоднократно повторить в вещах форму,
абстрагированную из многих конкретных предметов, несущую суммарно все
необходимые полезные качества и выполненную по задуманному образцу (это
четко проявляется в шелльскую эпоху). Начиная с шелля деятельность,
связанную с созданием орудия, можно назвать трудом, поскольку здесь можно
отметить все три основных момента: предмет труда, средство труда и
целесообразность, целеполагание в деятельности. Как разделение орудий по
трудовым операциям, так и элемент конструктивности в культуре палеоантропов
отражают наличие у них способности устанавливать мысленные связи с
объектами и явлениями, что характерно лишь для абстрактного понятийного
мышления, а наличие разных комплексов орудий можно трактовать и как
развитие мышления самого высокого уровня, способного осуществлять переход
от абстрактного к конкретному. Для людей позднего палеолита можно
реконструировать заметное превалирование действий отражающих овладение все
более сложными временными и причинно-следственными взаимоотношениями в
трудовых процессах и все большей ролью новых понятий. /24/. Г.Ф.Хрустов
критерий человека определяет, как способность к применению орудий для
изготовления орудий. В этом случае труд возникает в эпоху изготовления В ходе антропогенеза и истории человек и его психика развиваются не
путем надстройки высших человеческих потребностей и чувств над низшими,
животными инстинктами, а путем перестройки последних и вовлечение всей
психики в процесс совместной деятельности, вообще в процесс исторического
развития. «Любое прогрессивное развитие есть преобразование низшего по мере
возникновения высшего, а не надстраивание второго над первым». /44/. А.Р. Лурия отмечает, что лобные доли мозга играют специфическую и
существенную роль в обеспечении сложных форм регуляции поведения. /49/. Искусство впервые появляется с неоантропом и известно ныне по многим
сотням памятников графики, «скульптуры» и наскальных многоцветных
изображений, датируемых ранним ориньяком и последующими периодами позднего
палеолита. В памятниках позднепалеолитического периода были обнаружены Целесообразная деятельность непременно включает в себя три рода
отношений человека к окружающим его предметам. Первый, при котором предмет
имеет значение как цель, второй – как средство и третий – как препятствие. «Палеолит – древнейшая эпоха камня в истории человечества – подарил миру расцвет сразу же с появлением современного человека: с ним, первобытным человеком разумным, пришло на нашу планету искусство, появилась новая форма живых существ – прирученных и одомашненных животных, сам вид и назначение каменных орудий сделались разнообразны чрезвычайно». /1/. Необходимо также отметить, что именно эпоха палеолита связана с
началом использования огня. Раскопки синантропов доставили бесспорное
доказательство, использования синантропами огня – слой золы в пещере
достигает нескольких метров. Конечно, добывание огня еще не было доступным,
однако факт отсутствия страха перед огнем (что есть у животных) и умение
поддерживать его годами, говорит об эволюционном скачке. Также необходимо
рассмотреть археологический материал, связанный с фактом захоронений. К. Бюлер пишет: «Я убежден, что история первобытного человечества есть не что иное, как история духовного развития наших детей»./9/. Это не верно, но содержит момент наивного историзма. Рассмотренные материалы исследований по антропогенезу человека, позволяют нам сделать предположение о том, что развитие феномена предусмотрительности прошло долгий и сложный путь, как и развитие самого человечества. Так же можно сделать вывод, что становление предусмотрительного поведения происходит в трудовой деятельности. Как отмечает А.Н. Леонтьев: «только человеческое познание, первоначально совершающееся в процессе трудовой орудийной деятельности, способно в отличие от инстинктивной интеллектуальной деятельности животных переходить в подлинное мышление». /31/. Следовательно, и предусмотрительное поведение, в той форме какое оно имеется у человека на данный момент, – это долгий путь его становления в процессе трудовой орудийной деятельности в истории человечества. Приведенные в данной работе материалы говорят об усложнении орудий и способов их производства с течением времени. И в связи с тем, что происходит усовершенствование орудий, можно предположить, что орудие производится сначала в образном плане, где оно принимает форму в соответствии с потребностями тех, кто его будет использовать и уже после реализуется в материальном плане, т.е. человек производящий орудия учитывает не только прошлое и настоящее, но и будущее. Трудно предположить, что отсутствует предусмотрительное поведение там, где учитываются причинно- следственные связи, связи прошлого, настоящего и будущего. Но наряду с этим нельзя обойти проблему мышления, неверно трактующего связи следствий с причинами, то есть мышления мифологического /30/. Так же как и в предыдущем параграфе мы можем выделить уровни предусмотрительности. Уровень наглядно-действенного мышления. На ранних ступенях антропогенетического развития характерно наглядно-действенного мышление, то есть неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями. Уровень наглядно-образного мышления. Возможность оперировать перцептивными образами, без участия практических действий (например, оперирование образами идеального орудия и того, которое есть на данный момент). Уровень причинно-следственного мышления. Учет причинно-следственных
связей, учет прошлого настоящего и будущего, можно наблюдать на примерах
изготовления орудий (усложнение спсобов) и их усовершенствовании 1.3 Формирование и развитие феномена предусмотрительности в онтогенезе человека. «Когда человек решает мыслительную задачу, он тем самым хотя бы в
минимальной степени предвосхищает (прогнозирует) искомое будущее решение,
которое в начале является (почти) совсем неизвестным». /8/. Без
планирования, предвосхищения своих поступков жизнь индивида как бы
исключается из социума. Социум с необходимостью ставит перед человеком
условие учета жизни окружающих, так как он (индивид) является членом этого
сообщества. А учет жизни окружающих предполагает планирование своих
действий, предвосхищение возможных последствий совершаемых поступков, как
для себя, так и для других, т.е. учет причинно-следственных связей и
обязательная ориентация на будущее. Как отмечает А.З. Гафаров: «необходимым
моментом всякой целенаправленной деятельности человека является «взгляд в
будущее», без которого не возможно ее планирование»./18/. Т. е. психическая
регуляция любого целенаправленного действия определяется не только текущей
информацией о состоянии предмета, на которые направлены эти действия, и
окружающих условий, но и тем, как человек предвидит их изменения. Конечно,
наиболее серьезно эта тема разработана в инженерной психологии, где работа
оператора предполагает необходимость учета всех возможных последствий
работы различных систем и соответствующих им действий самого оператора. Сам термин «антиципация» был введен В. Вундтом. Б.Ф. Ломов и Особенный интерес представляют исследования формирования антиципации в
онтогенезе человека. Как показывают генетические исследования (Ж. Пиаже, На основе обобщения многочисленных экспериментов Ж. Пиаже дает классификацию образов по их структуре, выделяя: 1). репродуктивные образы, в которых отражаются уже известные предметы или события (они делятся на три категории: статические, кинетические, преобразующие); 2). антиципирующие образы, в которых человек не только воспроизводит,
но и предвосхищает с различной точностью ранее не воспринимавшиеся события,
явления. Эти образы могут быть как кинетическими, так и преобразующими. Сохранение прошлого опыта и его систематизация – необходимое условие выявления тенденций развития тех или иных событий, а, следовательно, и антиципации». /34/. В исследования как непреднамеренного, так и преднамеренного запоминания также подчеркивается значение будущего, ориентировки на будущее. В экспериментальных исследованиях были выявлены факты, указывающие на то, что и сам процесс прогнозирования событий, в частности вероятностного, выступает как одна из детерминант непреднамеренного запоминания. Б.Ф.Ломов и Е.Н.Сурков делают вывод, что вероятностное прогнозирование как одна из форм антиципации является существенным компонентом непреднамеренного запоминания, а также предвидению, антиципации, принадлежит важная роль в процессах воспроизведения запомненного материала. Еще более отчетливо роль антиципации обнаруживается в исследованиях мышления. Антиципация, базирующаяся на «забегающей» вперед работе мозга, представляет собой проявление познавательной активности субъекта, позволяющей в ответ на стимулы, действующей только в настоящем, предугадывать или предвосхищать еще не наступившие события, используя накопленный в прошлом опыт, и быть готовым к встрече с ним. Антиципирующим процессам, несомненно, принадлежит ведущая роль в регуляции поведения (регулятивная функция). Именно антиципация обеспечивает формирование цели, планирование и программирование поведения (и деятельности), она включается в процессы принятия решения, текущего контроля и в коммуникативные акты. «Функции психики (когнитивная, регулятивная и коммуникативная) проявляются в феноменах антиципации в неразрывном единстве, что позволяет рассматривать их как системные процессы, т.е. специфические интегральные характеристики психической деятельности». /34/. Важнейшим этапом в разработке понятия «антиципация» явились
исследования поведения животных и человека. И.П. Павлов ввел термин «В науке сформировался ряд понятий относящихся к фактору будущего
времени в организации поведения животных и человека: «антиципация», Будучи универсальной закономерностью процесса приспособления живой материи, опережающее отражение обнаруживается на всех этапах биологического развития»./34/. «У. Найссер, ведущий специалист в области когнитивной психологии, в
качестве основного понятия в познавательном поведении индивида выделяет
предвосхищение схемы». /53/. Наиболее важными для нас положениями концепции Необходимо отметить, что процессы предвосхищения имеют сознательный характер, а сознательный характер человеческой жизнедеятельности проявляется в таком существенном свойстве труда, как целесообразность и целенаправленность. В понимании С.Л. Рубинштейна предвидение представлено как одна из важнейших характеристик сознательной деятельности человека. При изучении деятельности (все концепции деятельности) подчеркивают решающее значение цели, которая «конституирует» деятельность и направляет ее. В контексте нашего исследования представляют интерес отдельные положения статьи В.М.Грищенко «Цель как форма опережающего отражения действительности». Автор не без оснований полагает, что понятие опережающего отражения глубоко характеризует многие явления, свойственные не только человеку, но и биологическим системам различного уровня организаций. «Н. Винер и Д. Бигелоу классифицировали целенаправленное поведение с обратной связью на предсказывающее и не предсказывающее. С их точки зрения, реакции одноклеточных организмов дают примеры не предсказывающего поведения. Поведение же высокоорганизованных животных обычно бывает предсказывающим. Например, кошка не бежит прямо к местонахождению в данный момент убегающей мыши, а упреждает ее движение, т.е. движется к экстраполируемому будущему положению мыши. Но если кошка осуществляет предсказывающее поведение первого порядка, т.е. экстраполирует только путь мыши, то человек, бросающий камень в туже мышь, должен осуществить предсказание второго порядка – ему необходимо предвидеть не только путь мыши, но и путь камня». /34/. Е.А.Сергиенко отмечает, что психологический анализ процессов
антиципации показывает многообразие форм их проявлений, зависимость от
поставленных задач и выполняющую роль антиципации в деятельности человека. «Если процессы предвосхищения являются неотъемлемым звеном любого психического процесса, то их развитие происходит по мере развития психической деятельности индивида». /52/. Вопрос о месте вероятностного прогнозирования в структуре деятельности
субъекта рассматривается в работах А.Г. Асмолова. Автором разрабатываются
представления об иерархической уровневой природе установки, которая
стабилизирует деятельность. Механизм вероятностного прогнозирования
действует на уровне операций, соотнесенных с условием развертывания
действий, которые подчиняются осознаваемому, ожидаемому результату. При
включении вероятностного прогнозирования в контекст деятельности субъект
ориентируется не только на вероятность ее осуществления, но и на ее
значимость. Оба эти процесса образуют вероятностный прогноз достижения
результата и преднастройку операциональных единиц. «Под операциональной
установкой, пишет А.Г.Асмолов, понимается готовность субъекта к
осуществлению определенного способа действия, которая возникает в ситуации
разрешения задачи на основе предвосхищения, опирающегося на прошлый опыт
поведения в подобных ситуациях, и учета условий наличной ситуации». /3/. Подводя итог традиционным психологическим разработкам проблемы антиципации, Е.А.Сергиенко отмечает, что в этих исследованиях процессы предвидения, предвосхищения выступают как функция высокоорганизованных процессов, сознательной деятельности субъекта. Цель, ожидаемый результат, задача детерминируют деятельность индивида. Таким образом, образовался как бы разрыв между пониманием антиципации как неотъемлемого свойства живой материи и предвидением как признаком высокоорганизованных творческих процессов. Е.А.Сергиенко же считает, что связующим звеном между этими крайними точками может служить гипотеа об уровневом строении антиципации, разработанная Б.Ф. Ломовым и Е.Н. Сурковым в русле системного подхода к психике человека. Данная гипотеза определяет цель и целеполагание – как в высшей степени
интегральное, системное, личностное образование, характеризующее человека в
целом, а не в отдельных его аспектах, где цель деятельности по существу
является моделью вероятного будущего, а важнейшая роль в целеполагании и
целеобразовании принадлежит процессу антиципации. «Психологический анализ
действия и связанной с ним задачи предполагает изучение процессов
антиципации. В психологическом анализе деятельности как важнейшая ее Выделяются следующие уровни антиципации: «структурных» схем, хранящихся в оперативной и долговременной памяти. На этой основе возникает особый специфический эффект панорамного предвосхищения. Эффект панорамного предвосхищения переживается человеком как временно-пространственная непрерывность той среды, в которой он действует и будет действовать в ближайший отрезок времени. Анализ фактов и их обобщение показывает, что в антиципации проявляется системность и иерархический принцип в психической деятельности». /34/. Антиципация, таким образом, рассматривается не только как пространственно-временное упреждение, но и как степень полноты и точности предсказания. Поэтому антиципацию нельзя сводить к вероятностному прогнозированию, так как она - результат не только повышения определенности принятия решений, но и постоянного уточнения «вероятностной части» предсказания. «Психика же (например, мышление), в основе которой лежат «…Человек строит новые формы действия сперва мысленно и на бумаге, управляет битвами по картам, работает над мысленными моделями, иначе говоря, все то, что связано с употреблением искусственных средств мышления, с социальным развитием поведения, и в частности с употреблением знаков»/14/. Как пишет А.В. Брушлинский, для Выготскова внешне развертывающаяся активность неотделима от внутренней психической активности. Любая внешняя операция осуществляется субъектом с помощью внутренних средств./6/. «В своей «культурно – исторической» теории Л.С. Выготский стремится
раскрыть социальную природу «высших» психических, точнее психологических
функций. Он пытается прежде всего выяснить соотношение социального и
биологического в психическом развитии человека – главным образом на
материале детской и частично «исторической» психологии, то есть в
генетическом аспекте. Специфику человеческой психики Выготский видит в ее
опосредованности культурными, социальными по происхождению знаками, с
помощью которых человек «овладевает» течением собственных психических
процессов, направляет их должным образом. Ребенок усваивает социальные
формы поведения и переносит их как бы внутрь, на самого себя. Мышление ребенка в раннем и дошкольном детстве формируется благодаря
общению со взрослыми людьми в процессе воспитания и обучения, в
разнообразных формах предметной, предметно-игровой, игровой, трудовой и
учебной деятельности. Мышление ребенка на ранних ступенях развития
конкретно, неотделимо от его практической деятельности. «Наглядно-
действенное мышление преобразуется в единстве с развитием предметной
деятельности и претерпевает вместе с ней, а также в связи с овладением
речью как средством содержательного общения за сравнительно короткий период
раннего детства качественные изменения: превращается из наглядно-
действенного в опосредствованное внутренним планом. Ребенок живет в
социальной среде, развивающее содержание которой зависит от культурного
уровня ближайшего окружения и общества в целом. В раннем детстве происходит
интенсивное овладение миром социальных отношений и предметных действий». Валлон А. Отмечает, что нет такой психической реакции, которая бы не
зависела, если не в своем появлении, то по меньшей мере в своих средствах и
содержаниях от внешних условий, от ситуации, от среды. /10/. В книге «Роль
среды и наследственности в формировании индивидуальности человека» при
рассмотрении ранних психогенетических теорий, отмечается, что одним из
серьезных недостатков этих работ было игнорирование средовых особенностей,
влияющих на формирование интеллектуальной сферы человека, нельзя забывать,
что интеллектуальные особенности выступают как «реальные процессы,
включенные в деятельность человека и выполняющие регулятивную функцию»,
следовательно, и их развитие связанно с деятельностью человека и его У ребенка одновременно с присвоением готовых способов действия
наблюдается и самостоятельное приобретение опыта в ходе деятельности с
предметами. Обобщенный многовековой человеческий опыт фиксирован в
физических и динамических свойствах предметов и способах действия с ними. «Приобретение и обобщение опыта предметной деятельности в раннем детстве происходит в связи со становлением и взаимодействием предметно- продуктивной и предметно-игровой деятельности. В раннем детстве в развитии предметной деятельности можно выделить три этапа. Для первого характерны предметные манипуляции, которые через операции обследования преобразуются в ориентировочные действия. На втором на базе ориентировочных действий формируются предметно-специфические действия. Третий этап в развитии предметной деятельности связан с возникновением предметно-опосредствованных действий»./37/. С.Л.Новоселовой было проведено сопоставление самостоятельного и подражательного формирования опосредствованной деятельности у приматов и человека /см. таблицу №1/, что позволяет сделать некоторые выводы. При самостоятельной деятельности возникновение опосредственного способа действия носит и у капуцина, и у шимпанзе, и у ребенка ситуационно связанный, но зачастую случайный характер. При последующем становлении обобщенного способа действия вскрывается качественное различие между обезьянами и ребенком в характере связей, лежащих в основе образования принципа действия. Обезьяны по подражанию могут установить результативную связь между средством достижения цели и самой целью, но они не в состоянии по подражанию усвоить обобщенный принцип действия. Ребенок раннего возраста может по подражанию усвоить и реализовать общий принцип действия предметом относительно цели./37/. В результате проделанного анализа можно выделяются главнейшие условия развития мышления в раннем возрасте. Мышление формируется в условиях содержательного общения взрослого с ребенком в процесс воспитания и обучения. Общение со взрослым в совместной деятельности обеспечивает ребенку присвоение человеческого типа мышления. «Умение выполнять известные действия в уме открывает возможность
предвидеть результаты такого же внешнего действия. И образец и исполнение
действия должны отражаться в сознании субъекта так, чтобы в предметах он
выделял существенные отношения действия, а в понятиях видел отражение
предметных связей, чтобы в этих разных условиях он мог правильно
ориентировать на них самый процесс исполнения действия на новом материале. Поиск информации и ее обработка – это разные части процесса познания. «Экспериментальное мышление, по классификации А. Деметроу, является
одной из пяти основных специализированных структурных систем познавательной
деятельности человека. Его функция является выявление причинных связей во
взаимодействующих структурах. Состав экспериментального мышления входят
следующие компоненты. Весь окружающий мир – и физический, и социальный – построен на взаимодействиях, и ребенок не может ориентироваться в нем, не понимая их в той или иной мере»./41,42/. Веракса Н.Е. выдвинул предположение, что в качестве условий, стимулирующих рефлексивную мыслительную деятельность ребенка дошкольника, выступает противоречивые проблемные ситуации (ППС). В качестве наиболее доступного ребенку средства отражения противоречивости ситуации, на его взгляд выступает образ. Однако противоречие может быть отражено в образном плане только в том случае, если ребенком одновременно «схвачены» взаимоисключающие стороны. Условия, при которых наиболее вероятна возможность такого отражения, связаны с развитием предвосхищения у дошкольников. То есть, можно сказать, что только при построении ребенком предвосхищающего образа, возникает реальная возможность для отражения противоречивой ситуации. По результатом экспериментов был сделан вывод, что в качестве условия возникновения ППС выступает определенный уровень развития образного предвосхищения дошкольников. «А к звеньям процесса образования ППС относится такие как: предвосхищение изменений ситуации в плане образа; синтезирование сложного предвосхищающего образа, отражающего наличие в ситуации взаимоисключающих свойств и отношение предметов и др.». /13/. Сергиенко Е.А. утверждает, что элементарные формы антиципации представлены в перцептивном поведении младенца. Они проявляются в избирательности восприятия, в упреждающих эффектах простых сенсомоторных реакций, в предвосхищении перцептивных событий, в «представлении» о существовании невидимого объекта, о метрике пространства и законах движения объекта. В процессе развития младенца происходит совершенствование антиципирующих процессов, что связанно с быстрым развитием возможностей перцептивного отражения. Факт избирательности движущегося объекта и опережающее развитие элементарных форм антиципации в условиях непрерывного движения по сравнению с дискретной стимуляцией подтверждает существование общих антиципирующих схем континуального пространства, через которые происходит детализация восприятия. Предсказуемость движения (в нашем случае визуально заданного) можно рассматривать как фундаментальное условие развития антиципации в раннем онтогенезе. Именно движение дает представление об объекте, пространстве и возможных отношениях с другими элементами среды. Процессы антиципации, их генезис можно представить как основополагающий фактор в развитии психики. Усложнение уровней развития антиципации происходит по мере усложнения антиципирующих схем, которые отражают результат взаимодействия индивида со средой. Совершенствование уровней антиципации характеризует переход индивида на новый уровень соотношения со средой в самом широком смысле (с физическим и социальным миром). «Поэтому уровень развития антиципации свидетельствует об уровне развития психики в целом. Данное положение имеет своей целью подчеркнуть значимость исследований процессов антиципации и возможность путем их анализа построить диагностическую модель развития психики. Разумеется, наши общие предположения нуждаются в дальнейшей экспериментальной и теоретической разработке». /52/. |
|
© 2010 |
|