РУБРИКИ

Причины, диагностика и коррекция одиночества личности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Причины, диагностика и коррекция одиночества личности

Таким образом, само переживание одиночества можно разделить на две формы: желаемое и не желаемое (вынужденное). Вынужденное переживание одиночества возникает, когда уровень полученной оценки ниже ожидаемого, а желаемое переживание одиночества – когда уровень полученной оценки неадекватно выше ожидаемой. В любом случае, одиночество – это возможность уйти в себя, для осознания и восстановления разорвавшихся связей внутреннего и внешнего мира.

Карен Рубинстайн и Филипп Шейвер определили основные способы переживания одиночества. Согласно их исследованиям существует 4 фактора переживания одиночества:


Печальная пассивность

Активное уединение

Проживание денег

Социальные контакты

-Плачу

-Сплю

-Сижу и размышляю

-Ничего не делаю

-Переедаю

-Принимаю транквилизато-ры

-смотрю телевизор

-пью или «отключаюсь»

-Учусь или работаю

-Пишу

-Слушаю музыку

-Делаю зарядку

-Гуляю

-Занимаюсь любимым делом

-Хожу в кино

-Читаю

-Музицирую

-Транжирю деньги

-Делаю покупки

-Звоню другу

-Иду в гости


Люди пребывающие в состоянии «Печальная пассивность», увлечены самостраданием, привлекая, таким образом, сострадание и внимание других. Пассивные реакции на одиночество не облегчают этого состояния, а лишь затягивают его. Три остальных вида переживания одиночества представляют собой различные решения проблемы, выбираемые людьми, которые бывают одиноки лишь время от времени. «Активное уединение» – это плодотворное и творческое использование времени. Проводимого в одиночестве. Транжиры, реагирующие на одиночество «тратой денег», стремятся компенсировать «Социальный контакт» разрешает проблему одиночества, восстановлением или созданием социального контакта. (К. Рубинстайн, Ф. Шейвер).

Во всех четырех случаях видно, что способы, выбираемые людьми для преодоления проблемы одиночества, направлены на получение дополнительной недостающей оценки. Первые два способа «Печальная пассивность» и «Активное уединение» не предполагают, сколько-нибудь значимых социальных контактов. В основном, они предполагают уход от реальности в грезы, самосозерцание и размышление о собственной значимости и имеют аутогенный механизм формирования оценки. Способы «Проживания денег» и «Социальные контакты» имеют гетерогенный механизм формирования оценки, т.к. провоцируют ее возникновение со стороны знакомых и незнакомых людей.

Из всего сказанного видно, что личностное переживание одиночества может быть спровоцированно неудовлетворительной оценкой внутри какой-то одной социальной модели общения, меняющей поведение и состояние личности, а значит и отношения внутри других социальных моделей. Что лавинообразно ведет к дефициту оценки во всей жизни человека. С другой стороны, восстановление разрушенной оценки во всех ее свойствах или замена на равноценную, так же поэтапно приводит в соответствие ожидаемое и реальное (табл. 1.2).

Карен Рубинстайн и Филипп Шейвер выявили основные условия переживания одиночества и объединили их в пять групп:



Свобода от привязанностей

Отчужденность

Вынужденная изоляция

Уединенность

Перемена места

Отсутствие супруга


Отсутствие сексуального партнера

Чувствую себя «белой

Вороной»

Непонимание со стороны других

Никчемность

Отсутствие близких друзей

Привязанность к дому


Прикован к постели

Отсутствие средств передвижения

Прихожу домой в пустой дом


Всеми покинут

Пребывание вдали от дома


Новое место работы или учебы

Слишком частые переезды

Частые разъезды


Первый фактор выявляет желание иметь какого-то конкретного человека, супруга или любимого. Второй «Отчужденность» указывает на потребность в подходящем и понимающем друге или группе друзей. Третий «Вынужденная изоляция» и пятый «Перемена места» - называют причиной одиночества – вынужденную изоляцию. Четвертый «Уединенность» – описывает ситуации, в которых наблюдается полное отсутствие других людей. Фактор «Вынужденная изоляция» характеризует главным образом неуверенных и неуравновешенных пожилых людей, тогда как фактор «Отчуждение» применим в основном к молодым людям. Отсутствие привязанности – особенно важная причина одиночества молодых, а так же тех, кто недавно расстался с близким ему человеком. И разведенных всех возрастов (К. Рубинстайн, Ф. Шейвер).

Как видно, условия при которых возникает переживание одиночества, предполагают либо полное отсутствие оценки со стороны социума или конкретного человека, либо ее неудовлетворительное количество, качество, значимость. Как только хрупкое внутреннее равновесие нарушается, и определенное время не восстанавливается – человек, переживает одиночество. Это переживание может проявиться в пассивном, инертном поведении, а может быть толчок к активной деятельности, направленной на купирование одиночества.

Наиболее часто встречается причина одиночества, но в то же время наиболее легко переживаемая и купируемая – неудовлетворенность количеством оценки. Само по себе, количество оценки не является весомой и сложной причиной, поэтому индивидом отсутствие оценки, или ее недостаточность, в то время как в отношениях с другими она имеет место или обычно была, переживается легко. Количественную оценку получить довольно легко. Сильные и адекватные личности обычно меняют свое поведение, делая его более ярким, показным, странным и т.д., чем привлекают к себе внимание. Более слабые так же, интуитивно находят способ выхода из неуютного положения. Жалобы, капризы, замыкание в себе, при том, что иногда усугубляют переживание одиночества, в то же время имеют вторичную выгоду – т.е. привлекают внимание, а значит количество оценки увеличивается. В случае вынужденного одиночества, неудовлетворительность количеством оценки заставляет индивида искать новые, часто временные, малозначащие контакты. Или точнее реакции на свои действия, подтверждающие его существование и замеченность.

В подобных случаях (например, нехватке контактов в новом коллективе) Кэролин И. Кутрона выявила, что чаще всего люди сами осознают, что привело их к переживанию одиночества: недостаточная активность, застенчивость, характер, внешность. Чтобы спровоцировать внимание к себе, студенты начинали либо хорошо учиться и следить за собой, либо успеваемость резко падала и дружба заводилась с «плохой компанией» (гетерогенный механизм оценки). Еще один способ получить оценку – уйти в себя и думать о своих хороших качествах, так тоже поступали многие. При этом мысль, что «меня не понимают», «просто я намного умней и лучше их» повышала собственную значимость. Чаще всего подобные способы реабилитации выступали в качестве оперативного адаптирующего средства, и после «вливания в коллектив» и новых знакомств, исчезали.

В другом случае, когда одиночество желаемое, и выбирается как отдушина. Как путь к уходу от реальности, - количество оценки намного выше ожидаемой, и не контролируется индивидом. От этого часто страдают актеры, по роду деятельности, обязанные быть на виду, политики, так же люди, в силу профессии или образа жизни, оказывающиеся под мощным потоком мнений. Суждений, похвал, просьб и советов.

Весь этот поток может исходить и из одного источника, и тогда в этой модели общения, «атакуемая» личность склонна к одиночеству, но оно может не возникнуть, реабилитированное другими моделями (дом, семья, работа…). Хуже, когда вся жизнь человека становиться «прозрачной», и оценки со стороны накладывают отпечаток и влияют на собственные мысли, суждения и эмоции. Одиночество в подобных ситуациях желаемо и необходимо, как восстанавливающее средство.

В целом же, неудовлетворенность количеством оценки внешне проявляется в виде ярких эмоций ( положительных или отрицательных), и непривычном для данного человека поведении.

Провоцирование к себе внимания обычно не допускает индивида к переживанию одиночества, хотя такой способ, как самый простой, может быть использован, как замещающий, при девальвации мощных источников качественной и значимой оценки. Тогда, поведение может стать вычурно ярким, эмоции неконтролируемыми и иметь патогенный характер.

Другими словами, для замещения качественной, а тем более значимой оценки, потребуется очень много количественной. При этом и темперамент и характер индивида могут быть неподготовленными, к тому, чтобы привлечь внимание и эту оценку получить.

Если неудовлетворенность количеством оценки, воспринимается как нехватка источников оценки или численностью оценок, то неудовлетворенность качеством оценки определяется, как недовольство формой, в которой эта оценка была дана. Т.е. оценка присутствует, и количество оцениваемых источников достаточна, но сама оценка не соответствует ожиданиям. Например, на работе, достаточно большое количество человек соглашается с профессионализмом определенного сотрудника, притом ежедневно высказывают свое одобрение и признание в его адрес, но это не отражает и сотой части того, что делает человек, какое умственное и эмоциональное напряжение испытывает. Так, ученый сделавший открытие, одинок среди ничего непонимающих, но признающих его талант дилетантов.

Количество оценки это не только формальное, пусть и частое проявление внимания, это прежде всего эмоциональная нагрузка, чувственный фон оценки.

Ион Эйсенсен, исследуя одиночество пожилых людей, пришел к выводу, что в момент ухода одного из супругов или разводе, происходит переживание двух видов.

Во-первых – социальное расторжение, связанное с уменьшением частоты контактов и количества социальных связей. И во-вторых – психологическое расторжение, связанное с уменьшением степени эмоционального участия и вовлеченности в отношения. Новое и старое напряжение, какое переживает индивид, утративший определенный источник качественной оценки.

В жизни, интимные и сексуальные отношения так же являются качественной и к тому же стабильной оценкой, а супруг, супруга или любимый человек – очень весомым и важным источником качественной оценки. Потеря этого источника, может спровоцировать глубокое и продолжительное переживание одиночества. Эмоциональная нагрузка и форма выражения оценки – вот основные критерии качества оценки.

В случае, когда форма выражения оценки индивидуально неприемлема или не понятна для индивида, она теряет свою ценность, с другой стороны социальная неприемлемость может не иметь никакого значения для человека. Если в данной ячейке, в данной модели общения условия и качества оценки оговорены или определены, социальная приемлемость – признак нейтральный. Хотя, если оценка одобрена и имеет вес в социуме – то это лишь придает ей значение.

Одиночество переживается важным свойством оценки. Ради нее можно пожертвовать многими взаимоотношениями и пренебречь их количеством. Человек может окружить себя, тремя сильными источниками качественной оценки и испытывать внутреннюю гармонию. Не утруждая себя бесконечным и многочисленным общением. При этом общий ожидаемый уровень оценки будет удовлетворен. Иногда этот общий ожидаемый уровень оценки будет удовлетворен. Иногда этот способ самый безопасный т.к. новые контакты предполагают новую ответственность. Приспособление и участие в них, что может нарушить душевное равновесие, но в то же время при потере одного из двух или трех источников оценки – одиночество неизбежно и глобально.

Если количественная оценка – имеющая форму стандартных, ожидаемых знаков внимания, не может и не подкрепляться важностью источника оценки, а значит не обладать ни выраженным качеством, ни значимостью, то качественная оценка – всегда имеет свою значимость в большей или меньшей мере. Поскольку качество оценки предполагает определенное по времени взаимодействие, имеющее эмоциональную окраску, то важной становиться личность, дающая оценку. Чем значимей источник оценки – тем дороже и сама оценка.

Неудовлетворенность значимостью оценки – самая трудно купируемая причина переживания одиночества. Для получения значимой оценки требуется приложить огромные усилия. Поскольку значимая оценка дается обычно людьми социально и индивидуально признанными, обладающими богатым опытом и знаниями в жизни или в определенном вопросе, то попасть в поле их зрения, а тем более быть ими отмеченным и оцененным – большой труд. Именно поэтому большинство довольствуется давно и привычно значимыми источниками (родители, любимые, дети). Их значимость неоспорима и постоянна, а оценивают они всегда, несмотря на реальные качества и поступки. Родительская любовь иногда бывает так важна и необходима, что проходит красной нитью через всю жизнь. Потребность в «легкой» значимой оценке – составляющая Эдипова комплекса. А боязнь ее утраты – ревности к собственным детям.

Недостаток значимой оценки в школе (отсутствие внимания и понимания учителя, пренебрежение со стороны лидера) ведет к переживанию одиночества. В юности, значимой является оценка любимого человека, в молодости – начальства, в старости – супруга и детей. Из-за девальвации значимости отношений с точки зрения одной стороны и прежней их ценности с точки зрения другой, рождает кризис, что ведет к одиночеству.

Но жизнь не стоит на месте. Меняются люди взгляды и привычки. То что вчера было важно, становиться смешно, что ценно незаметно. Осознанный или бессознательный побег от одиночества – это судьба и неизбежный путь человека. Любая оценка должна иметь для индивида определенное значение, но в течении жизни возникают кризисы, которые ведут к переоценке взглядов и ценностей, что влечет за собой необходимость менять всю структуру взаимоотношений и формирование источников оценки. В каждом возрасте есть свои значимые и незначимые ценности, опираясь на которые можно создавать довольно прочную модель счастья и гармонии.


1.5 Индивидуально-психологические особенности одинокой личности


Необходимо установить, какие же качества и черты характера определяют склонность индивида к переживанию одиночества, а так же индивидуальные особенности, подкрепляющие и усугубляющие переживание одиночества.

Вначале разделим одиночество на вынужденное и желаемое. Зачастую вынужденное, сугубо отрицательное переживание одиночества может незаметно для человека перейти в привычное и даже желаемое состояние. Если в детстве, ребенок был неоднократно свидетелем использования родителями одиночества или отчуждения в качестве средства, привлекающего к себе внимание, а значит и дополнительной заботы (оценки), то существует огромная вероятность того, что данный способ будет использован как приобретенный для достижения личной выгоды и комфорта. Это значит, что для людей подверженных влиянию извне, социально-наученных одиночеству и испытывавших выгоду в связи с ним – одиночество есть мучительно-сладостное переживание. Такие люди используют одиночество, или скорее его атрибуты (грусть, обиду, оторванность) как средство получения оценки, не только не избавляясь от него, но и усугубляя его переживание. Подобный феномен нельзя в полной мере назвать одиночеством, так же как коробку из под конфет нельзя назвать конфетами. Это скорее форма, «обложка» взятая на прокат для достижения своей цели. Под одиночеством все же следует подразумевать индивидуально-неприемлемую форму существования, вызывающую негативные эмоции и желание от них избавиться. По настоящему одинокий человек использует малейшую возможность выхода из сложившейся ситуации. Другой вариант развития – желаемое одиночество. Но и оно имеет свои определенные временные ограничения и используется не для достижения внешних результатов или желаемых реакций, а скорее для восстановления внутреннего равновесия, согласования собственного мнения о себе и социальных суждений. Даже при том, что такое одиночество желанное – оно все равно определяется индивидом как неестественное и неприятное состояние, и по возможности быстро преодолевается.

Американский психолог и психотерапевт Джеффри Янг выделил на основании классических наблюдений и тестовых экспериментов двенадцать самостоятельных синдромов одиночества, каждый из которых представляет специфический набор эмоциональных, познавательных и поведенческих свойств личности. С некоторым упрощением их можно свести к трем главным: общительность, степень готовности к самораскрытию, способность к сопереживанию и пониманию другого человека. То есть психология приходит к убеждению, что такая предрасположенность – одно из самостоятельных качеств личности.

К числу устойчивых личностных черт относятся самоуважение, степень принятия или непринятия себя, застенчивость, потребность в достижении, потребность в принадлежности к группе, уровень самораскрытия, импульсивность, самоконтроль и особенно экстраверсия и интроверсия – обращенность личности преимущественно вовне, на других людей и окружающий мир, или вовнутрь, к собственному «Я».

Склонность преимущественно к экстенсивному или к интенсивному общению, отмеченная у детей с половиной лет, сохранилась у них и в семь с половиной. В другом исследовании наблюдаемые различия в уровне общительности годовалых мальчиков были подтверждены, когда им исполнилось по девять-десять лет. Сравнение коммуникативных черт группы взрослых мужчин с тем, каким они были в восемь и двенадцать лет, показало, что более теплые, открытые и сердечные мужчины в восьмилетнем возрасте поддерживали устойчивые дружеские отношения с другими мальчиками и в первом круге их общения были также девочки. Напротив, мужчины, склонны держать окружающих на расстоянии и избегать тесных эмоциональных контактов, в детстве не имели близких друзей с девочками.

Согласно теории английского психолога Д. Боулби, дефицит родительского тепла лишает ребенка необходимой ему уверенности и чувства безопасности, способствуя зарождению особой эмоциональной тревожности – «страха отделения», которая может сохраняться в течение всей жизни. Научное исследование большой группы взрослых американцев косвенно подтверждает эту гипотезу: среди людей, хронически чувствующих себя одинокими, оказалось непропорционально много лиц, выросших без любящих родителей; особенно неблагоприятным фактором оказался в этом случае развод.

Однако и слишком тесная привязанность и зависимость ребенка, особенно мальчика, от матери нередко играет отрицательную роль, сковывая его инициативу в установлении контактов со сверстниками. Кроме того, низкая общительность, затрудняющая завязывание новых знакомств и тем самым суживающая круг потенциально близких людей, очень часто, особенно в юности, коренится просто в отсутствии необходимых знаний и навыков общения. Ситуация встречи, знакомства с новым человеком психологически далеко не проста. Нужно как-то представить, «подать» себя и одновременно оценить поведение и характер притязаний другого. Кроме того, многие важные личные отношения, например, ухаживание, предполагают соблюдение неписаного, не всегда однозначного, но тем не менее обязательного ритуала. Молодой человек, не уверенный в своем умении, чувствует себя в подобных ситуациях неловко, а избыточный самоконтроль делает его поведение скованным и неестественным. С возрастом многие из этих коммуникативных трудностей проходят или компенсируются, но память о них иногда устойчиво снижает уверенность человека, побуждая его избегать напряженных и потенциально травмирующих ситуаций общения, что, естественно, повышает вероятность одиночества.

Но ведь и уровень общительности сам по себе ни о чем не говорит. Общительность очень часто бывает поверхностная, не снимающая чувства одиночества, а лишь маскирующая его. То есть общительность только тогда противостоит одиночеству, когда о нем можно сказать словами Ф. Тютчева: это – «союз души с душой родной», когда происходит самораскрытие.

Самораскрытие, сознательное и добровольное открытие другому своего «Я» как одна из фундаментальных потребностей личности стало предметом специальных психологических исследований только в середине 60-х годов. Вначале ее изучали главным образом количественно, исходя из предположения, что высокое самораскрытие играет положительную, а низкое – отрицательную роль в жизни человека, оно-то и обрекает его на одиночество и другие неприятности.

Известно, что откровенность и доверие большей частью вызывает ответный отклик. Но почему так происходит? Одни психологи объясняли это тем, что доверие вызывает симпатию к тому, кто оказал вам доверие, - отсюда и взаимная откровенность. Другие апеллируют к принципу справедливости, поскольку чужая откровенность считается ценной, человек, выслушавший исповедь другого, чувствует себя обязательным отплатить той же монетой, независимо от своей симпатии к партнеру. Третьи связывают взаимность, главным образом, с механизмами подражания и подкрепления: откровенность является положительным стимулом, на который и реагирует взаимным самораскрытием. Однако и это – только начало сложностей. Ведь самораскрытие в одном случае может быть средством для эмоциональной разрядки, так сказать, «трамвайной откровенностью», в другом – самопознанием, прояснением своих чувств и убеждений. В третьем – вызвано желанием, получить одобрение, в четвертом - способом укрепления личных отношений и т.д. Немаловажен и фактор своевременности. Хотя в принципе откровенность обычно воспринимается положительно, слишком полное или поспешное самораскрытие, не учитывающее особенностей собеседника и приемлемого для него уровня диалога, воспринимается как нарушение интимности, бесстыдности или вторжение во внутренний мир.

В одном психологическом эксперименте людям предлагали выбрать тип личности, с которой они хотели бы совместно работать и проводить досуг. Как правило, независимо от собственных качеств, все предпочли экстравертный, «общительный» тип. Но когда надо было «выбрать» не просто сослуживца или компаньона для пикника, а друга, картина резко изменилась: предпочитали интровертов. Парадоксальная ситуация: существует психологическая предрасположенность к одиночеству, обусловленная устойчивыми свойствами личности, однако, эти свойства, интровертность например, могут и притягивать людей – освобождать именно от «пут одиночества».

По данным Леонарда М. Хоровица, Риты де С. Френч и Кейга А. Андерсона, проводившие исследования среди американских студентов, чаще других одиночество испытывают люди слабые и неуверенные в собственных силах. Вот шесть основных объяснений, приводимых студентами, для объяснения своего одиночества:

- я не очень стараюсь познакомиться с новыми людьми;

- мне не удается знакомиться с людьми;

- у меня нет тех личностных качеств, которые необходимы для знакомства с новыми людьми;

- я пользуюсь неверной стратегией, чтобы познакомиться;

- я, обычно, не в том настроении, чтобы знакомиться;

- есть множество других обстоятельств, мешающих знакомству.

Не сложно заметить, что все эти доводы – признаки собственной несостоятельности. Все шесть объяснений, довольно категоричны. «Мне не удается…», «У меня нет…», «Я, обычно,…» – однозначные штампы. Вряд ли, если задать вопрос: «А сколько раз вы пытались?», или «Как часто у вас не получалось?» респонденты вспомнят хотя бы десяток подобных случаев. Срабатывает принцип социального научения.

Есть определенный, сформированный социумом образ того, каким должно быть знакомство. В случае неоднократного несоответствия такому стандарту, возникает чувство неуверенности или неполноценности. Хотя, никто из них не думает о том, что даже попытка знакомства или взаимодействия – это уже знакомство. Вас знают, вы существуете, вы замечены и пусть это знакомство не соответствует общепринятым стандартам – все же это начало, а дальше необходимо, не обременяясь «заученными формулами» развивать и растить отношения. Возможно они будут самыми особенными и непохожими на другие.

Неуверенность в себе, восприимчивость к чужим мнениям и суждениям, формируют стиль и образ поведения, ограничивающий количество социальных контактов или делающих их неполноценными, что затрудняет получение ожидаемой оценки, что может спровоцировать переживание одиночества.

С другой стороны Дэниел Рассел, отмечает, что среди объяснений собственного одиночества, студенты отмечают такие, как:

- никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей;

- никто не знает меня по-настоящему;

- я могу найти друзей, если захочу;

- люди вокруг меня, но не со мной.

Люди, не испытывающие недостатка общения, уверенные в своих силах и способностях, льстящие себя иллюзией, считают, что снизойди они до общего уровня, и от друзей не будет отбоя – все эти люди так же одиноки. Высокомерие, надменность, пренебрежение к общепринятым нормам и правилам, так же как и неуверенность в себе, формирует особое, не одобряемое окружающими отношение к людям, что также затрудняет социальные контакты и ведет к одиночеству.

Любой стиль поведения, образ мыслей, система взглядов, идущие в разрез с привычными социальными моделями общения, определяют специфический стиль поведения индивида и затрудняет получение адекватной, ожидаемой оценки.

Однако, моделей общения может быть несколько, и неприемлемость поведения в одной может соответствовать правилам другой модели. Необходимо обладать достаточной психологической гибкостью, чтобы неоднократно «переключаться с одного образа на другой, во избежание дефицита внимания к собственной персоне. Закостенелость и упрямство могут быть полезными в определенных ситуациях, но могут сослужить и плохую службу.

Маски, которые мы одеваем и по мере необходимости меняем по многу раз на день, иссушают психику. Необходимость постоянно быть другим, не «самим собой», постоянно соответствовать наученному стереотипу, ожидаемому образу сжигает и обесценивает наш внутренний мир. Лицедейство, избавляя от одиночества, девальвирует и истощает личность. Человек не одинокий – человек уставший.

Здесь следует перейти к личностям, переживающим желаемое одиночество. Люди. Стремящиеся испытать одиночество – это те, кто в силу обстоятельств получают в свой адрес оценку больше, нежели ожидают. Подобные ситуации говорят о внутреннем конфликте и смене ценностей личности. Общество продолжает воспринимать и оценивать индивида прежними, привычными и общепринятыми стандартами, которые им не ожидаются и которым он пересыщается.

Уровень ожидаемой оценки намного ниже, чем индивид фактически получает. Этот низкий уровень ожидаемой оценки может быть обусловлен обесцениваем факта внимания к себе, как такового в силу приобретения единственного всеобъясняющего источника оценки. Например, вера и религия с ее всех и все любящим Богом. Может быть вполне достаточным источником оценки, и все дополнительное внимание, будет восприниматься, как излишнее. Суета и события вокруг утомляют и разочаровывают человека, он переживает одиночество в обществе людей, и только с Богом находит покой.

В другом случае. Когда ожидаемая оценка ниже фактической, что приводит к одиночеству, причиной может быть знание человека о себе того, чего не знают окружающие.

Недостаток или преступление против закона и морали, которое человек носит в себе, не дает ему испытать удовлетворение от внешней оценки, носит в себе, не дает ему испытать удовлетворение от внешней оценки социума, находящегося в неведении. Признание положительных качеств социума, находящегося в неведении. Признание положительных качеств, внимание и забота не только не радуют, но и тяготят личность, которая в одиночестве ищет путь к осмыслению себя и своего существования.

Еще одна категория людей, получающих избыточную оценку – звезды эстрады и кино, руководители больших коллективов, все те, кто в силу профессии или образа жизни находится под пристальным вниманием большого количества людей. Человеку свойственно идеализировать, наделять несуществующими способностями и качествами популярную. Известную или заметную личность. В то же время, тот, кто оказывается под, «обстрелом», одинок, чаще всего трезво и адекватно оценивает свои возможности. Это и создает внутренний конфликт: с одной стороны почитание и слав, признание и неудержимое желание поверить в свою исключительность, с другой объективная реальность, собственные недостатки, привычки, незвездные проблемы и переживания. Одиночество избирается, как время для внутренней борьбы между желаниями и возможностями за право остаться самим собой и возможность морально расти.

Яркость, увлеченность, демонстративность, создавая вокруг себя иллюзию праздника и желание участия, провоцируя оценку, превышающую ожидаемый уровень, разрушая целостность личности, что ведет к желаемому переживанию одиночества.

В то же время, постоянное повышение внимания вызывает «привыкание» к высокой оценке, и при ее неудовлетворении, поведение и действие опять направляется на восполнение недостатка оценки.

Доступность и демонстративность заставляет человека быть между двух крайностей. Он бежит от одиночества выпрашивая внимания, а получая его – испытывает одиночество.

Очевидно, что причины возникновения одиночества, могут быть в недостатке количества, качества или значимости оценки, возможно различные индивидуальные качества и являются причиной дефицита того или иного свойства оценки. Одни, образом жизни, обстоятельствами без труда обеспечивают себе источник значимой оценки, но не в состоянии наладить частые, будничные не обделенные количеством оценок, но страдают от отсутствия значимого, авторитетного для них человека (таб.1.3).

Обобщая вышесказанное нужно сказать, что вынужденное одиночество переживается в том случае, когда человек не находит внешних или внутренних причин и способов получить социальную оценку. Абсолютно не важно хочет ли общество общаться и оценивать личность, либо сам индивид установил высокий уровень ожидаемой оценки, важно одно – этот уровень фактически не достигается.


1.6 Зависимость переживания состояния одиночества от возрастных особенностей личности


К концу первого месяца жизни у ребенка появляются условные рефлексы и при виде матери он останавливает взгляд, вскидывает руки, двигает ногами и улыбается. Комплекс оживления знаменует собой появление первой социальной потребности – потребность в общении. Развиваясь и познавая мир, младенец ощущает потребность в новых впечатлениях. Примерно в 10-11 месяцев, проявляется так называемый «страх расставания» – грусть или острый испуг при исчезновении мамы.

Переходной период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности. Не все желания ребенка выполнимы по объективным причинам, и в жизни ребенка появляется слово «нельзя».

Аффективные реакции на слово «нельзя» и «нет» могут достигать значительной силы: некоторые пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. При всем этом, потребность в общении со взрослыми – является центральным новообразованием данного возраста. Возникает автономная речь, которая постепенно исчезает и заменяется словами «взрослой речи».


Таблица 1.3

Индивидуально-психологические особенности одинокой личности

Не желаемое одиночество

Желаемое

1. При неудовлетворенности количеством оценки

А) завышенное ожидание при средних и низких способностях и качествах личности

Б) высокий уровень притязаний при средних и низких способностях и качествах

В) невысокая коммуникативность

А) заниженная ожидаемая оценка

Б) низкий уровень притязаний

В) коммуникабельность

Г) демонстративность

2. При неудовлетворенности качеством оценки

А) завышенная самооценка

Б) повышенная тревожность

В) неуверенность, мнительность, подозрительность

Г) низкий интеллектуальный уровень или морально-этический

А) заниженная самооценка

Б) высокий интеллектуальный уровень

3. При неудовлетворенности значимостью оценки

А) мягкость, отсутствие собственных мнений и убеждений

А)твердость, упрямство, самонадеянность


К двум годам ребенок начинает узнавать себя в зеркале, примерно в это же время у него зарождается самосознание. К трем годам появляется первичная самооценка – осознание не только своего «я» но и того, что «я хороший», «я очень хороший», «хороший и больше никакой». Это чисто эмоциональное образование, которое основывается на потребности в эмоциональной безопасности, и принятием, поэтому всегда завышена.

Кризис трех лет – это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, возрастание самостоятельности и активности, упрямство. Ребенок настаивает на чем-либо не потому. Что ему этого хочется, а потому, что требует, чтобы с его мнением считались. Неудовлетворение его желаний ведет к переживанию негативных эмоций, а в последствии – к проявлению деспотизма, своеволия, строптивости. Интересна характеристика кризиса 3-х лет, которая присуща всем последующим переходным периодам – обесценивание. Обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше.

Дошкольное детство – период, когда ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Рождается ролевая игра, предполагающая определенное взаимодействие и правила. В поведении ребенка появляются механизм эмоционального предвосхищения. Появляются новые мотивы, связанные с формирующейся самооценкой, самолюбием, мотивы достижения успеха, соревнование, соперничество.

Одна из линий развития самосознания – осознание своих переживаний. В конце дошкольного возраста ребенок ориентируется в своих эмоциональных состояниях. Не принятие его в игру, неудачи в деятельности, неудовлетворенные отношения с родителями и деятельности, неудовлетворенные отношения с родителями и сверстниками он может выразить словами : «я рад», «я огорчен», «я сердит».

До этого момента, понятие «одиночество» не присутствовало в жизни ребенка, хотя отдельные эмоциональные проявления имели место. С приходом в школу, ребенок ощущает себя в новых, непривычных условиях с другими ценностями и авторитетами, и осознает себя частью коллектива. В этих новых условиях может появиться тревожность как результат постоянного недовольства со стороны учителя и родителей, демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих или «уход от реальности» – если у ребенка демонстративность сочетается с тревожностью.

Как видно недостаток, как и переизбыток внимания (оценки) ведет к отстраненности ребенка от реальности, уходу в себя, т.е. одиночеству.

Но сейчас в 7 лет переживание не определяется как одиночество. Прейдет время и окружающие научат, что отрицательные, неприятные эмоции связанные с несоответствием общих правил поведения с желаемым – называется одиночество.

Пики возможного, острого и частого переживания одиночества попадают на возрастные кризисы, обусловленные той самой переоценкой ценностей.

В семь лет возникает внутренняя жизнь ребенка, определяющая несоответствие, конфликт внешней ситуации и собственными представлениями о ней. Появляется понятие – «оценка». Ребенок не только выполняет свою работу, но и учиться ее оценивать.

Отношение к себе в значительной мере определяется у ребенка семейными ценностями. Дети с завышенной самооценкой – воспитываются по принципу кумира в семье, осознавая свою исключительность. Их очень ранит если окружающие не уделяют ему привычного внимания. Дети с пониженной самооценкой – менее активны и не претендуют на участие в их жизни. Необходимо обращать внимание на то, что для ребенка ценно в том возрасте, а что неважно. Пренебрежение, как и идолопоклонство могут сформировать склонность или привычку переживать одиночество.

Возникновение следующего возрастного кризиса зависит от полового созревания и перестройки организма ребенка. И может возникнуть и в 11 и в 13 лет. Эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, проявляющееся в потребности в привязанности, любви, поддержке, самоуважении.

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются, формирующееся у него чувство взрослости и «Я - концепции» : Он претендует на роль взрослого, имеющего свои взгляды. Мнение группы для него важнее мнения родителей и даже своего собственного.

В этот период родители и учителя теряют свою ценность источники оценки, и если в младшем школьном возрасте необходимее и значимее была именно их оценка, то в подростковом возрасте одиночество неосознанно купируют отношениями со сверстниками, внутри неформальных групп, а также с противоположным полом. Не приятие в группу, неуспех у противоположного пола - это отсутствие качественной и значимой для личности оценки.

К чувству одиночества особенно чутки подростковый и юношеский возрасты. Английский психолог Д. Колмэн предлагал 11-13 и 15-17 - летним мальчикам и девочкам дописать неоконченные предложения :»Когда нет никого вокруг..» и «Если человек один..». Их ответы затем классифицировались на положительные (например: «Когда нет никого вокруг, я счастлив, потому, что могу делать что хочу») и отрицательные (например: «Если человек один, он начинает нервничать»). Оказалось, от подросткового возраста к юношескому число положительных суждений растет, а негативных – уменьшается. Если подросток боится остаться один, то юноша начинает ценить уединение. То есть если дети обычно трактуют понятие одиночества как некое физическое состояние («нет никого вокруг»), то подростки наполняют его психологическим смыслом, приписывая ему не только отрицательную, но и положительную ценность

Но как противоречивы эти переживания, как тонка грань между благодетельным уединением и тягостным одиночеством! Осознание непохожести на других одновременно радует и пугает подростков, а чувство непонятности и одиночества. Обыденное сознание склонность считать самым одиноким возрастом старость, когда человек теряет близких, вынужденно оставляет привычную деятельность и т.д. Но как ни трагичны эти переживания, с возрастом человек научается согласовывать уровень своих притязаний и возможностей и приобретает необходимые коммуникативные навыки, облегчающие жизнь даже в самых тяжелых ситуациях. Юность этого не умеет. По данным многочисленных массовых опросов, острее и чаще всего испытывают одиночество самые молодые 12- 16- и 20-летние. При этом они не знают, что такие переживания массовы.

Когда при изучении юношеской дружбы просили большую группу старшеклассников описать с помощью стандартного набора качеств своего типичного сверстника. А затем – самих себя, оказалось, что и юноши, и девушки кажутся себе более одинокими и чувствительными, нежели их сверстники. При более детальном анализе выясняется, что подростки очень часто называют одиночеством вульгарную скуку, неумение занять себя, отсутствие «своей» компании. Мрачные настроения чаще всего возникают у них в конце недели, в периоды не занятости досуга или при переходе в новый учебный или производительный коллектив.

Старший школьный возраст (15-17) лет определяется тем, что «ценность» родителей и старших авторитетов опять возрастает и приобретает осознанный характер. Очень важной в этом возрасте становится дружба. Значимость друга в этот период выше, чем когда-либо до и после. Очень важным становиться вопрос самоопределения Человек помогающий, советующий и авторитетный – тоже очень мощный источник оценки. Мнение окружающих может быть не столь важно, но его отсутствие тоже пагубно. Неспособность, неуверенность и страх в определении своего будущего может вызвать изменение в эмоциональной и психической сфере жизни и привести к одиночеству.

С другой стороны повышенное внимание, и поощрение, и в младшем возрасте, могут спровоцировать негативные переживания. Демонстративная личность – хронически одинокая личность. Она озабочена постоянным притоком необходимого количества оценок. Привычка быть первым, быть на виду несет за собой переживание одиночества, в случае неудовлетворения ожидаемой оценки. Огромные усилия тратятся на добывание этой оценки в ущерб самообразованию, самосовершенствованию.

Однако и неуверенный в себе, слабый человек с низкой самооценкой благодаря другим качествам личности может вполне заслуженно получить неожиданное по своему количеству и качеству внимание. Окружающие будут восторгаться его умом, талантом, работоспособностью и серьезностью, усиливая тем самым внутренний конфликт и способствуя все большему уходу личности в себя. Формируется комплекс неполноценности.

С одной стороны индивид и сам понимает, что его личные качества, внешность, поведение – заслуживают внимания и оценки, с другой же, абсолютно не готов, и даже подавлен их количеством. Этот комплекс, обусловленный неуверенностью в себе и в своих силах, иногда остается очень долго, влияя на всю жизнь человека. Входя в механизм переживания одиночества.

Момент вступления в брак – радостное и приятное событие в жизни человека. Но вместе с тем оно ведет к перераспределению ценностей; снижается значимость родителей как источника оценок и возрастает значимость партнера. В тоже время, необходимость обеспечивать семью заставляет работать, создаются новые социальные связи, участники старых тоже наделяются определенной ценностью. Какое-то время старые привычки и контакты имеют определенное значение, но в силу разности интересов и целей они девальвируются уступая место новым.

Данный период жизни довольно продолжительный. В его ходе устанавливаются и крепнут стабильные отношения в семье, на работе, в кругу друзей, а так же возникают привычки и традиции. Постоянные в своей ценности и мощности источники создаются впечатление налаженности и спокойствия. Возможным кризисом в этот период может быть рождение ребенка. В этом случае мужчина остается в роли обделенного вниманием, и количеством и качеством оценки со стороны жены, редко падает. Во избежание одиночества супруг может увлечься спортом, проводить больше времени на работе или с друзьями, или разделить заботу о младенце с женой. Женщина же родившая ребенка, получает постоянный, безусловный источник оценки, человека любимого и любящего ее безоговорочно, поэтому может не замечать, что ценность мужа, как близкого ей человека падает. Такой конфликт может привести к разводу и как следствие к одиночеству одной и другой стороны.

Развод – одна из самых частых, причин возникновения одиночества. По мнению Иона Эйсенсена, формальными причинами, социальных и эмоциональных потребностях. Но зачастую пары скрывают или не осознают истинных оснований разрыва. Деньги и секс – вот причина усталости или потери интереса к партнеру. И секс и деньги считаются достойными борьбы в любом обществе. Распоряжаться состоянием во время брака – значит иметь силу и власть. Причина разводов – это сексуальное неудовлетворение одного или обоих супругов плюс пассивная роль в принятии решений.

В любой семье идет распределение функций и ролей, позволяющих получать необходимую, ожидаемую оценку со стороны партнера, а так же позволяющих, по возможности контролировать интенсивность и силу этого источника. В случае, когда компромисс не найден или прежние отношения разрушены возникает необходимость избавления от источника, «забирающего» больше, чем «дающего». Результатом может быть, пришедшее на смену бесконечным ссорам, создающим иллюзию нужности и замеченности, одиночество.

В виду растущего числа разведенных, создаются определенные группировки, состоящие из тех, кто разведен. Религиозные и общественные организации становятся местом, где одинокий человек оказывается в окружении внимания и сочувствия. Однако новые контакты и «приобретения» не могут полностью заменить старую дружбу, и часто члены этих групп просто страдают от одиночества вместе, а не по отдельности.

Для молодых людей разрыв или расставание менее болезненны. Физические силы, новые надежды, большой круг знакомых отчасти компенсируют дефицит внимания. Больше того, иногда люди уже в течении супружеской жизни могут быть основательно «подготовлены» к одиночеству отношением друг к другу. Если же в старости пара остается вместе, то зачастую «весь мир» сходится на этом человеке. Для многих в старости, партнер является настолько мощным и необходимым источником оценки, к которому еще и прилагается внутреннее осознание завершенности жизни, что в случае потери одного из супругов, существование другого становится бессмысленным.

Процент самоубийств среди разведенных или овдовевших пожилых люде выше, чем у разведенных и еще состоявших в браке. Такие факторы, как трудность вхождения в новую роль разведенного или вдовца, страх смерти и страх «умереть в одиночестве, вероятно, связаны с распространенностью случаев самоубийства среди людей преклонного возраста.

Систематизируя все выше сказанное, следует сделать вывод, что к глубокому, частому осознанному переживанию одиночества склонны подростки, в силу обстоятельств отвергнутые коллективом или противоположным полом, разведенные или овдовевшие (как молодые, так и пожилые), а так же инвалиды (ставшие ими).

Вероятно, одиночество становится по настоящему мучительным, иногда оно связано с необратимой потерей в жизни человека или изменением его организма.

В подростковом возрасте, половое созревание обязывает изменить буквально все в поведении и мировоззрении – для многих это жертва и подвиг, и неудача, отвержение этого нового со стороны социума ведет к ощущению бессмысленности, непонятности, а значит к одиночеству.

В случае развода супругов, еще остается надежда, дающая стимул и пищу для деятельности и размышления. Разведенные могут испытывать одиночество, но все-таки они деятельны и решительны. Богнан напоминает о том, что «разведенные – это люди, брак которых неудача, это те люди, которые решили не мириться с плохим браком».

Глубокие переживания одиночества испытывают овдовевшие супруги. Необратимость, возможность чувство недосказанности или вины, усугубляют безысходность одиночества.

Одиночество пожилых людей накладывается на ощущение пройденности и завершенности жизненного пути. Пик возможностей, пик, физического и интеллектуального, и духовного развития прошел.
Идти вместе со временем вперед, ежедневно удаляясь от нереализованных возможностей, несделанных поступков, несостоявшихся событий – для многих невыносимо. Ценность детей, внуков, друзей – как источников оценки, для стариков остается прежней, и даже возрастает, но сами источники довольно пассивны и загружены проблемами удовлетворения собственных потребностей в оценке и признания. Недостаток оценок в этом возрасте, причем оценки ожидаемой, привычной, заслуженной – причина одиночества пожилых людей.

Говоря об инвалидах, стоит заметить, что, вероятно, их прежние одиночества основывается на воспоминаниях о том времени, когда их функции и тело были полноценными. Инвалиды с рождения, особенно дети склонны к частому или хроническому переживанию одиночества в силу неосознанности, постоянства проблемы. Люди же с приобретенной инвалидностью мучаются от сопоставления себя «раньше» и «теперь». То огромное количество внимания и оценок, которое они получают, не избавляет их от одиночества, а иногда и усугубляет его, так как эти оценки для инвалида не значимы, и не адекватны его ожидаемой оценке. Оценка их фактических неполноценных возможностей для них желаннее, чем завышенная оценка или утешение.


1.7 Выводы


Одиночество – совокупность и взаимодействие различных эмоций и чувств, образующих механизм переживания одиночества. Одиночество – показывает разрыв связей внутреннего и внешнего мира личности.

Одиночество - специфическое переживание личностью неадекватности количества, качества и значимости оценки ее экспектациям. Оценка – признание качеств и свойств личности. Свойства оценки: количество, качество, значимость. Собственные желания и осознание личных качеств формирует у индивида ожидаемую реакцию со стороны социума на свои действия – т.е. ожидаемую оценку.

Одиночество может проявляеться в двух формах: желаемое и вынужденное. Вынужденное одиночество переживается индивидом при неудовлетворении уровня его ожидаемой оценки. Желаемое одиночество переживается индивидом при переизбытке оценки по сравнению с ожидаемой. Иногда ожидаемая оценка адекватна самооценке, но в отличии от нее ожидаемая оценка ситуативна и опирается на ожидание общепринятой реакции внутри социально обусловленной модели общения.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.