РУБРИКИ |
Причины, диагностика и коррекция одиночества личности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Причины, диагностика и коррекция одиночества личностиНедостаток оценки, провоцирующий переживание одиночества – результат стиля поведения и образа мыслей, идущих в разрез с общепринятыми, привычными стереотипами, ввиду чего затрудняющими полноценное социальное общение. Переизбыток оценки – результат индивидуально-психических особенностей, предполагающих низкий уровень ожидаемой оценки, либо демонстративного, привлекающего внимание поведения. При неполучении ожидаемой оценки, одиночество проявляется вначале в виде симптомов (тоска, жалость к себе, печаль, чувство неоцененности и ненужности и т.д.), причем индивид осознанно или неосознанно пытается заметить или реабилитировать источник оценки. В случае продолжительного дефицита оценки и увеличивающемся, в связи с этим внутренней дисгармонии, одиночество переживается остро, переходя в дальнейшем в стабильное состояние. Для купирования состояния одиночества предложены способы усовершенствования способности к установлению контактов с другими людьми. Рекомендуется создавать специальные условия, при которых легче завязать знакомство, например, сформировать группы по интересам для холостяков и незамужних, дать одиноким представление об одиночестве в лекциях и публикациях с тем, чтобы их не пугали так сильно собственные переживания. Одиночество можно смягчить так, что ситуации, породившее его, будут казаться не внушающими более опасения. Субъективное восприятие одиночества – функция не только объективных характеристик ситуации, сколько степени комфортности, которой гарантируется, что человек будет нормально чувствовать себя в этой ситуации. Усиление чувства одиночества, а интенсивная поддержка чувства собственного достоинства у человека – способом коррекции. Наиболее эффективным видом коррекции У.А Сандлер и Т.Б. Джонсон считают консультации с учетом особенностей измерения, в котором одиночество переживается: «люди, страдающие космическим одиночеством, должны использовать консультации по духовному общению и религиозные консультации, подверженные социальному одиночеству – прибегать к аутотренингу или группам психотерапии». ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОДИНОЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ 2.1 Методика экспериментального исследования одиночества личности 2.1.1 Одномерные системы измерения одиночества личности Глубокое внимание к переживанию одиночества. А также к способам его измерения возникло совсем недавно. Наиболее ранняя система измерения одиночества личности была создана Эдди (Eddy,1969). Опросник состоял из 24 пунктов, описывающих различную интенсивность одиночества: «Я чувствую себя покинутым», «Я испытываю чувство пустоты» и т.д. Эдди выявил относительную зависимость переживания одиночества от несоответствия собственной оценки респондентов (самооценке) представления о том, как их воспринимают другие (отраженная самооценка) и какими им хотелось бы быть в идеале (идеальная самооценка). Недостаток метода заключался в одномерности подхода. Этот подход допускает, что в переживании одиночества имеются общие темы и не принимает во внимание, чем каждый отдельный случай является для индивида. Таким образом, одна и та же шкала должна уловить и различить и одиночество студента-новичка, которому недостает друзей, и одиночество человека постарше, у которого недавно умер спутник жизни. Шкала, созданная Сизенвейном [Sisenwein – 1964], основывается на работах Эдди. Сизенвейн ввел дополнительные формулировки для, описания одиночества, что привело к появлению системы измерения, состоявшей из 75 пунктов. Он отказался от анкеты-опросника, и обратился к респондентам с просьбой оценить по шкале, состоявшей из 4 пунктов, как «иногда», «редко», «никогда». Результаты ответов Сизенвейн соотносил с единой шкалой, состоявшей из 6 пунктов, в которой респондентов просили указать, насколько одинокими они себя чувствуют по сравнению с другими людьми. Формулировки варьировались от «Я самый одинокий человек из всех, кого я знаю» до «Я никогда не чувствую себя одинокими». Сизенвейн определил, что студенты, идентифицированные как одинокие, оказались более враждебны и инертны, а их самооценка и отраженная оценка расходилась больше чем у не одиноких. Одинокие студенты, вспоминая свое прошлое, сообщали, что имели мало друзей, их образ жизни был уединенным, у родителей были небольшие доходы. Третья система измерения одиночества была создана Бредли [Bradly – 1969]. Она состояла из 38 формулировок, описывающих одновременно одиночество и принадлежность к какой-либо группе. Была установлена связь между глубокими переживаниями одиночества и повышенной тревожностью и склонностью к депрессии. Эмоционально обеспокоенные, социально подавленные респонденты переживали одиночество чаще, чем социально адаптированные. Одновременные системы измерения одиночества имеют одну общую особенность: в пунктах этих шкал почти не упоминается термин «одиночество». Вместо того, чтобы прямо признать то состояние, которое человек испытывает, они просят респондентов описывать другие эмоции и состояния, связанные с переживаемым настроением. Для последнего подхода к определению одиночества существенным моментом является включение прямого вопроса к респонденту: «Одиноки ли Вы?». Данная процедура будет являться критерием валидности, так как просит респондентов самим дать самооценку собственного одиночества. Новая система измерения одиночества, созданная Рубинстайн и Шейвером, состоит из восьми точных самомаркирующих вопросов, например: «как часто Вы испытываете чувство одиночества?» или «Другие люди считают, что я очень одинок». Систему Рубинстайн и Шейвера отмечает контент-валидность. Баллы, набираемые по этой шкале, тесно связаны с невысоким уровнем самоуважения и собственным описанием проблем, касающихся здоровья. 2.1.2 Многомерные системы измерения одиночества личности Одна из самых ранних многомерных систем измерения одиночества была составлена Шмидт [Schmidt – 1976]. Она попыталась определить четыре различных типов отношений: романтических, сексуальных, отношений в дружбе, семейных отношений и отношений в сообществе. Шмидт разработала свою систему с учетом двух возрастных групп: студентов колледжа и взрослых. Обе шкалы имеют по 60 вопросов, касающихся четырех различных типов отношений: «Мой партнер в любви (в браке) поддерживает и поощряет меня», «Я никогда не умел поддерживать сколько-нибудь долгие романтические отношения» и т.д. Респонденты оценивали каждое из утверждений как истинное или ложное. Как показал факторный анализ, самыми значимыми оказались романтическо-сексуальные отношения. Последняя многомерная шкала измерения одиночества была создана Джон Гирвельд и ее сотрудниками [Jong Gierveld, 1978]. Ими было высказано предположение о существовании четырех компонентов, которые легли в основу данной системы: - типы недостающих отношений; - механизмы приспособления и защиты; - будущие перспективы одиночества; - способность личности решить проблему одинчества. В результате исследований состояния одиночества наталкиваются на проблему отсутствия определенной формы его переживания. Согласно Расселу [Russel, 1978], одиночество является специфическим, индивидуальным переживанием, которому сопутствуют такие эмоциональные состояния, как тревога, пустота, угнетенность, скука, депрессия и т.д. Поэтому единственно надежным фактором определяющим одиночество личности, являются те чувства и переживания, которые испытывает индивид и которые он определяет как одиночество. Внутренние составляющие переживания одиночества индивидуально различны и зависят от возраста, характера, жизненного опыта. 2.1.3 Использованные методики экспериментального исследования одиночества Для диагностики субъективного переживания одиночества и определения, какие личностные качества являются основными в его формировании, были применены: оценка и самооценка конституционных факторов личности по Р.Б. Кетеллу с дополнительными вопросом об одиночестве; диагностика основных потребностей личности; определение притязаний с помощью моторной пробы Шварцландера; метод завершения неоконченных предложений в авторской модификации. 16-факторный опросник Р.Б. Кетелла является одним из самых распространенных и апробированных методов определения личности на основе самооценки и свойств. Он относится к методам диагностики на основе самооценки и позволяет за короткое время получить достаточно полное представление об устойчивых свойствах личности. 16-ФЛО достаточно информативен для решения задачи определения зависимости переживания одиночества от оценки и самооценки личности. В используемом варианте опросника (форма С) со пять суждений, на которые предлагается выбрать один из трех вариантов ответа. С целью адаптации 16- ФЛО к задачам исследования ввели дополнительно 106 вопросов, предлагающий две возможные ситуации переживания одиночества, либо отсутствие такового вообще. Диагностировали также основные потребности личности и степень их удовлетворенности. Пятнадцать утверждений, каждое из которых поочередно сравнивается с остальными, предъявляется сначала как возможные желания или предпочитаемые цели в виде: «Я хочу…», а потом, как реально реализуемые и фактически достигаемые результаты: «У меня получается…». Номер утверждения вносится в таблицу с использованием метода парных сравнений и после просчета балов по каждому из утверждений и их объединения по видам потребностей становится наглядно, какая из потребностей преобладает над другими, и в какой мере она удовлетворена. Если предположить, что любой вид потребности, будь то материальные межличностные, потребность безопасности, потребность в самовыражении или в признании, и есть потребность в получении оценки, а стремление удовлетворить потребность – это стремление получить ожидаемую оценку, то сопоставляя данные, полученные при диагностике основных потребностей, с данными 16-ФЛО, возможно установить зависимость процесса возникновения и переживания одиночества от количества и качества оценки. Уровень притязаний личности определяли с помощью моторной пробы Шварцландера с целью выявления также психической ригидности или пластичности испытуемых и возможного их влияния на переживание одиночества. В связи с тем, что одиночество является сугубо индивидуальным переживанием и определяется разными индивидами как комплекс различных эмоций и чувств, его изучали также проективным методом завершения неоконченных предложений, адаптированных к исследованию одиночества, и характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к одиночеству. Некоторые группы предложений имеют отношения к испытываемым человеком страхом и опасениям, к имеющемуся у него чувству вины, что является очень значимым и важным показателем в исследовании одиночества, так как и страхи, и чувство вины могут затруднять получение оценки, а значит являться одним из образующих одиночество факторов. 2.2 Результаты экспериментального исследования одиночества После пилотажного обследования 200 индивидов по различным методикам проведено полное обследование по вышеописанной методике 40 молодых людей, поровну мужчин и женщин, по 97 переменным (табл.2.1).
Получили демографические и социальные данные о респондентах, а также результаты вышеописанных 4 тестов. Среди 97 исследованных переменных качественными, остальные 94- количественными. Полученные результаты были подвергнуты корреляционному анализу (табл.2.2). Найдены 9409 коэффициентов корреляции, определена их значимость для уровня доверительной вероятности 0,95. Уровень одиночества, ощущаемого индивидом, наиболее сильно коррелирует с уровнем самоконтроля по Р.Б. Кетеллу (коэффициент парной линейной корреляции К. Пирсона - -0,43; -0,41). То есть выше волевые качества личности – целеустремленность, ответственность, организованность, - тем в меньшей степени она ощущает себя одинокой. Состояние одиночества присуще тем, у кого рассеяное внимание, переменчивые интересы, низкий уровень самоконтроля. Вторым по значению (по силе влияния на ощущение одиночества) фактором является самооценка (но не оценка!) смелости, решительности (-0,40). Смелые, решительные, склонные к риску одиночества не испытывают. Это состояние свойственно неуверенным, нерешительным, деликатным застенчивым. На третьем месте – эмоциональная устойчивость (-0,19; -0,38). Не испытывают одиночества выдержанные, уравновешенные, испытывают – неустойчивые, возбудимые, подверженные чувствам. На 4 месте – уровень потребности в признании (0.37). Чем выше уровень этой потребности в общей структуре потребностей личности, тем сильнее чувство одиночества. Здесь, скорее, наблюдается обратная каузальная направленность: одинокие испытывают более сильную потребность в признании, не испытывающие этого чувства считают эту потребность удовлетворенной. Необходимо иметь в виду, что «потребность» следует понимать как «неудовлетворенная потребность», так как после своего удовлетворения, согласно, например теории когнитивного диссонанса Фестигера, взглядам на мотивацию Х. Хекхаузена и ряду других подходов, потребность перестает быть актуальной и исчезает из перечня действующих мотивов деятельности, замещаясь иными, с меньшей степенью сиюминутной удовлетворенности. На 5 месте – самооценка (но, опять-таки, не объективная оценка!) нормативности поведения (-0,36). Чем менее нормативным считает свое поведение индивид, чем он более терзается чувством вины за нарушение моральных норм и правил, тем сильнее его чувство одиночества. Здесь нельзя не увидеть параллели со взглядами Э. Фромма: человек страдая от одиночества, ищет спасения в конформизме, в принятии взглядов толпы, навязанных ею норм и правил, в единении с ней. На 6 месте – самооценка доминантности (0,35). Доминантные властные, напористые (по самооценке) личности не одиноки. Напротив, чувствуют себя одинокими, уступчивые, тактичные. На 7 месте – самооценка гибкости, изощренности (-0,32). Не переживают одиночества расчетливые, изощренные, проницательные, гибкие, переживают – естественные, безыскусные, прямолинейные, прямые (по самооценке). С помощью регрессионного анализа получены уравнения, связывающие уровень одиночества с исследованиями индивидуальными показателями личности. Так, дети в больших семьях не чувствуют себя одинокими (рис.2.1). Начиная с 4 детей в семье, чувство одиночества практически отсутствует. Таким образом, положения психоанализа о принципиальной важности для личностного развития первых лет жизни подтверждаются экспериментально: ребенок, окруженный братьями и сестрами, становясь взрослым, не испытывает чувства одиночества. Разведенные испытывают большее одиночество (1,50), чем состоящие в браке (1,25), а последние – большее, чем холостяки и незамужние (0,97), что ставит под вопрос рекомендацию «терапии одиночества браком», бытующую в обиходе (рис.2.2). Рис. 2.1. Влияние числа сиблингов индивида на уровень его одиночества. Рис. 2.2. Влияние семейного положения индивида на уровень его одиночества. С повышением уровня потребности в признании (рис.2.3.) и степени ее неудовлетворенности (рис.2.4) ощущение одиночества падает. Рисс. 2.3. Влияние уровня потребности личности в признании на уровень ее одиночества. С увеличением самооценки нормативности поведения (рис.2.5) и, особенно, смелости и решительности (2.6) чувство одиночества снижается. И, наконец, с повышением эмоциональной устойчивости (2.7) и, особенно уровня самоконтроля личности (рис.2.8), чувство одиночества ослабевает. 2.3 Методика коррекции состояния одиночества Одиночество в социальном измерении – это проблема социальных связей. Их несовершенство или неполноценность ощущают на себе и дети и пожилые, и состоящие в браке и разведенные. Одинокие человек зачастую является источником, «носителем» одиночества, окружая себя людьми и создавая условия не только усугубляющие его переживания, но и вынуждающие участвовать в них окружающих. Рис. 2.4. Влияние удовлетворенности потребности личности в признании на уровень ее одиночества. Рис. 2.5. Влияние самооценки нормативности поведения личности на уровень ее одиночества. Рис. 2.6. Влияние самооценки смелости, решительности личности на уровень ее одиночества. Рис. 2.7. Влияние эмоциональной устойчивости личности на уровень ее одиночества. Рис. 2.8. Влияние уровня самоконтроля личности на уровень ее одиночества. И хотя причина в формировании переживания одиночества одна – неудовлетворенность или недостаток социальной оценки, способ и возможность получения различны в зависимости от возраста, образа жизни и индивидуально-психических особенностей. Каждая возрастная и социальная группа должна в индивидуальном порядке быть обучена определенным межличностным отношения, которые позволят людям, состоящим в браке, страдающим от конфликтов и дефицита общения обрасти внутреннее равновесие. По мнению Янга «хроническое одиночество есть следствие длительной неспособности человека установить связи с другими людьми, тогда как ситуативное одиночество это следствие нарушения сложившейся модели социальных связей человека». Однажды, благодаря обстоятельствам, установив прочные социальные связи (модели общения) индивид теряет навыки установления подобных взаимоотношений в дальнейшем, а в случае разрыва или потери привычных сложившихся связей, испытывает одиночество, как результат собственной социальной несостоятельности. Дать человеку эти навыки, научить провоцировать оценку окружающих, а также щедро давать ее другим – вот цель коррекции одиночества. Процесс переживания одиночества, по мнению многих психологов и психотерапевтов, должен состоять из комплекса тренинговых (индивидуальных и групповых) занятий и обучающей поведенческой терапии. Разработана модель коррекции, которая начинается с того, что одинокий клиент: это влечет за собой приобретение клиентом причинных социальных связей, а затем и развитие интимных долговременных отношений. Успешное вступление в новую систему отношений может быть затруднено недостаточностью социальных навыков, социальной обеспокоенностью, предчувствием поражения. Для некоторых людей нехватка социальных навыков представляет собой серьезную проблему. К наиболее уместным навыкам, которым стоит обучать и обучиться можно отнести умение поставит себя (это относится и к внешности и поведению), социальную уверенность в себе (преодоление застенчивости, взятие инициативы на себя), умение войти в ту или иную роль. Другая проблема может возникнуть из-за повышенной тревожности индивида. Тревога может заставить избегать даже успешно складывающихся отношений, поэтому внутреннее спокойствие, воспитание оптимизма, очень важный фактор в коррекции одиночества. И наконец, большое значение имеют когнитивные факторы. У человека могут быть совершенно нереальные стандарты, требования, а также сложившиеся представления о самом себе и возможными взаимодействиями с другими людьми. Коррекция одиночества включает: - индивидуальную коррекцию – работа над своими внешними и внутренними качествами; - социальную коррекцию – приобретение навыков и способов эффективного взаимодействия и конструирования ситуации. В противном случае все старания и способности, приобретенные на тренинге, по искусству общения могут разбиться о стену личной неприязни. Установив причину одиночества и обозначив дефицит или утрату оценки (количества, качественной или значимой) следует приступать к терапии. Если одиночество спровоцировано ощутимой потерей значимого источника оценки (друг, спутник жизни, ребенок и т.д.), зачастую целесообразно восполнить недостаток одного значимого источника, множеством количественных, используя это, как оперативный метод экспресс-помощи. Ее наличие облегчит переживание одиночества и даст время для внутренней реабилитации и приобретение новых значимых связей. Способы формирования различных по своим свойствам отношений тоже различны, поэтому терапию следует проводить поэтапно, давая клиентам сначала основные навыки межличностных отношений, затем навыки формирования качественных, относительно прочных свойств для получения значимой оценки. 1 ступень: навыки получения количественной оценки. Больше всего пользы в виде чувства нужности, замеченности приносит людям наличие богатых и многообразных социальных связей. Физическое отдаление от людей может поставить личность на грани одиночества, но как известно, так происходит не всегда. Скорее, глубокое эмоциональное переживание одиночества свойственно людям, окруженным социальными связями, но не учавствующим в них. Человек как бы выброшен из общества без видимых для него причин, но внутри социума, но никак этим социумом не отмечен. Другими словами, человек нуждается в том, что бы свойства и качества его личности были замечены и оценены, нереализованная потребность формирует дефицит количественной оценки. Что же является причиной неудовлетворенности и отсутствия оценки? Как было сказано выше, чаще всего уже сформированные социальные связи (семья, работа, друзья) со временем теряют такие свойства, как качество и значимость. Ощущение стабильности, безусловного присутствия в жизни этих моделей общения, с одной стороны избавляют от необходимости приобретать новые или подобные контакты, а с другой – обесценивают их. Таким образом, при девальвации значимости отношений и при невозможности или нежелании эти отношения реабилитировать, возникает эмоциональная пустота, не восполнение которой приводит индивида к переживанию одиночества. Стремление удовлетворить потребность в оценке остается нереализованным из-за должных качеств и навыков. Иногда клиенту достаточно изменить или улучшить свою внешность (лицо, одежда, жесты). Уже сам тот факт, спровоцирует определенное количество внимания к личности, к подобному способу, часто неосознанно прибегают люди на том этапе внутреннего дискомфорта, когда эмоциональная неудовлетворенность еще не переросла в одиночество. Так же дефицит оценки обусловлен стандартностью и предсказуемостью поведения и образа жизни. Ежедневно попадая в привычные ситуации, обращаясь с одними и теми же людьми, человек сам ограничивает круг возможностей в получении признания и внимания. Даже при низкой адаптивности и коммуникабельности сам факт вхождения в новые социальные модели общения (спортзал, группы по интересам, клубы, новая работа или увлечение) является мощным толчком для формирования качественно нового отношения к себе. Главное, чтобы в этих интересах отношения индивид был желанен либо связан с остальными единым интересом. Этим сугубо личностным механизмам формирования отношений следует добавить подходы, цель которых помочь индивиду установить новые связи: это тренинг социальных навыков, когнитивно-поведенческая терапия, а также группы купирования застенчивости и повышенной тревожности. Для многих клиентов, сам процесс прихода в подобные группы, индивидуальные консультации, взаимоотношения внутри коллектива есть достаточный источник количественной оценки. Терапевтические группы полезны и в том качестве, что личность, участвующая в них оказывается в центре внимания, а оценка группы становится качественной формой признания. Психолог может показать группе клиентов видеозапись того, как надо вступать в разговор, поддерживать телефонную беседу, делать и принимать комплименты и т.д. Нелишними будут навыки регулировки периодов молчания и разговора, невербальных методов общения, мимики. Тренинг должен длиться не менее 10 недель. Каждое занятие группа обыгрывает бытовые ситуации, меняя роли и стиль взаимодействия, а обыгрывает бытовые ситуации, меняя роли и стиль взаимодействия, а после упражнений обсуждает правильность или неправильность выполнения заданий. Такие занятия должны записываться на видеокассету, так что клиенты могут представить себе, что они делали. Занятие заканчивается выдачей домашнего задания, начиная со вступления с незнакомым человеком в беседу и заканчивая попыткой установить добрые и доверительные отношения. Подобные тренинги, конечно, не меняют саму личность, они скорее определяют способ поведения в стандартных ситуациях и могут помочь в получении достаточного количества оценки. Это необходимый исходный пункт для социально-обеспокоенных и одиноких людей, однако, большее значение имеют навыки углубления отношений и получения более стабильной и весомой формы признания – качественная оценка. 2 ступень: навыки получения качественной оценки. Одиночество может возникнуть не только в результате отсутствия связей, но из-за неудовлетворенности качеством существующих отношений. Действительно, как только преодолевается некоторый количественный порог человеческих отношений, оказывается, что детерминантой одиночества в гораздо большей мере является неудовлетворенность их качеством. В конце концов все социальные отношения получают свое завершение – или из-за разрыва отношений, или из-за смерти партнера. Когда отношениям наступает конец, люди часто испытывают одиночество. Даже горе по поводу утраты качественных связей не так велико в силу эмоционального сжигания и привыкания, как одиночество. Вейс разделял понятие «горе» и «одиночество». Горе – это синдром шока, протеста, гнева, боли, обжигающей печали, вызванной потерей источника оценки. Напротив, на отсутствие связей, а не на их потерю. К качественным отношениям можно отнести такие социальные контакты при которых важным являются личные характеристики и качества партнеров, совместная деятельность, влияющая или определяющая поведение обоих сторон. Качественные взаимоотношения учитывают весь комплекс особенностей личности, который определяется сторонами, как предпочтительный по сравнению с большинством. Получение качественной оценки, как метод избавления от одиночества, более сложен, а обучающий процесс более продолжителен, так как предполагает внутреннюю перестройку, замену или приобретение новых личностных качеств. Именно этот путь вызывает сопротивление и несогласие со стороны клиентов. Трудно признаться себе в том, что твой образ жизни и стиль поведения – социально незаметны или неприемлемы. Но, с другой стороны, если существующая система взаимоотношений привела к переживанию одиночества, значит, в ней есть серьезные недостатки незаметные для индивида в силу субъективных причин. Для начала следует определить, потеря какого источника качественной оценки спровоцировала одиночество. Возможно, причины, заставившие партнера разорвать двухсторонние отношения, станут показателями тех качеств и свойств личности, от которых стоит избавиться, а в случае смерти партнера необходимо установить, какие факторы данных взаимоотношений являлись определяющими и предпочитаемыми. Качественная оценка всегда появляется в связи с определенными достоинствами личности, приоритетами над другими, и исчезает по мере не пополнения этих достоинств. Один из путей получения качественной оценки – превозмочь, превзойти самого себя (аутогенный механизм формирования оценки), другой – приобрести качества положительно оцениваемые социумом (гетерогенный механизм формирования оценки). Процесс терапии в подобных случаях должен быть, более глубоким. Постепенное сознание собственных недостатков и культивирование достоинств способствует личностному росту, хотя и меняет весь сложившийся стереотип восприятия и отношения к социальной среде. Не так давно получили свое развитие когнитивно-ориентированные теории, помогающие клиентам узнать и исправить недостатки в собственном способе мышления. Основная особенность когнитивно-бихевиоральной модели заключается в том, что клиентов учат распознавать автоматизм мышления и рассматривать такие мысли как гипотезы, требующие проверки, а не как факты. Терапевт должен заставить клиента разорвать привычный способ мышления в незнакомых ситуациях (мысли типа «У меня не получиться», «Я буду выглядеть дураком» и т.д.) и проверить эту мысль эмпирически, допытываясь, в действительности клиент вел себя глупо в подобных ситуациях, и не давит ли на него социально наученный, неудобный, но навязанный ему стереотип мышления. Благодаря такому способу проверки автоматического мышления, клиент часто обнаруживает несостоятельность своих допущений и альтернативных интерпретаций, которые оказывается можно пересмотреть Пепло и ее коллеги подчеркнули, что мысли о своем поражении могут возникнуть у одиноких людей вследствие общей ошибочной оценки причин поведения. Люди недостаточно осознают изменчивость обстоятельств, что приводит к чувству безнадежности и стыда. Внешность и социальные навыки можно усовершенствовать в гораздо большей степени, чем это допускает большинство одиноких людей. Достигнув определенной устойчивости качеств личности, следует прибегнуть к помощи тренинговой группы, для моделирования и привыкания к новым условиям взаимодействия с учетом приобретенных личностных качеств. Джеффри И. Янг в своей практике поэтапного купирования одиночества настраивал клиента брать на себя обязательства по выполнению каждого уровня в иерархии целей, постепенно превращая количественные связи в качественные. Экспериментальным путем определилось шесть ступеней: 1. Преодолеть тревогу и печаль, вызванные одиноким время препровождением. 2. Чем-то занять вместе с немногими оставшимися друзьями. 3. Открыться перед другом, заслуживающим доверие, и сделать этот процесс взаимным. 4. Встретить потенциально близкого, подходящего партнера (представителя противоположно пола). 5. Постепенно углублять интимные отношения с адекватным партнером, особенно через откровенность и сексуальный контакт. 6. Взять на себя эмоциональные обязательства перед адекватным партнером на относительно длительный период Таким образом, сам факт постановки цели и стремление к ней, является оздоравливающим, отвлекающим клиента от собственных переживаний. На каждом этапе следует помнить, что партнер также нуждается в оценке своих качеств, как и клиент. Умение получать оценку и использовать в своих целях так же важно, как и дарить оценку. Только такое обоюдное взаимодействие наряду с воспитанием личностных качеств может сформировать для индивида стабильный источник качественной оценки. 3 ступень: навыки, полученные значимой оценки. В жизни многих людей значимая оценка является основополагающей. В детстве ее источником являются старшие авторитеты, учителя, родители. В юности – половые партнеры, в молодости – семья или наставники, в старости – ученики, дети, внуки. Получать значимую оценку так же важно, как и ответственно. Подавляющий объем потребности в ожидаемой оценке может удовлетвориться единым, значимым источником, а потеря его ведет к личностной деградации и обесцениванию существования как такового. В личностной деградации и обесцениванию существования как такового. В то же время, заработать значимую оценку очень просто. В отличие от количественной и качественной оценки, где определяющую роль играет умение и навыки общения, либо обоюдоприемлемые качества партнеров (даже невысокого уровня), значимая оценка предполагает индивидуальный и духовный рост на такой уровень, который будет замечен и отмечен избранным, несравнимым с другими, авторитетными и важными для индивида человеком. Вейс установил [Wtiss, 1976], что глубина переживания одиночества у разведенных или потерявших близких людей, связана именно с утратой важного, значимого в жизни человека, с которым было связано множество событий, переживаний и воспоминаний. Причем степень значимости определяется уровнем взаимного доверия, уважения и признания. Для восстановления значимого источника оценки или создания нового необходимого привлечь к себе внимание потенциального партнера. К воспитанию навыков социального общения здесь стоит добавить изменение и поведения, и отношения к действительности. Необходимо вырваться за границы обыденности и привычности. Подобный личностный рост может быть результатом, как спонтанного, эмоционального подъема, при котором проявляются самые яркие и доселе скрытые индивидуальные возможности, так и результатом долгой и планомерной работы над собой. Практика показывает, что «качественные отношения» при благоприятных условиях, могут перерасти в «значимые отношения». По мнению Халлинана [Hallinan, 1979] такой трансформации могут способствовать изменения специфических социальных институтов, например школ, университетов, мест жительства. Подводя итог, необходимо отметить, что помощь одиноким людям прежде всего должна состоять в том, чтобы изменить личность, ее восприятие и субъективное переживание внешних событий, определяемых как одиночество, и лишь после, в изменении ситуации вокруг личности, в этот процесс обязаны включиться и близкие и друзья. 2.4 Результаты коррекции состояния одиночества Методика коррекции состояния одиночества была апробирована на двух тренинговых группах. Общее количество обследуемых составило 20 человек, в том числе 10 мужчин и 10 женщин. Возраст участников от22 до 44 лет. Часть группы были мужчины и женщины в недавнем разведенные, часть социально слабо адаптируемые, хронически переживающие одиночество. Групповые занятия раз в неделю сочетались с индивидуальными консультациями, направленными на выявление индивидуальных качеств, способствующих личностному росту. В ходе групповых тренингов предлагали ситуации социального взаимодействия, участникам которых предлагали сыграть определенные роли в трансакциях и проанализировать собственное поведение и поведение партнера. Целью являлось научение клиентов навыкам социального взаимодействия с постепенным углублением качества и продолжительности контактов. Одним из препятствий эффективного взаимодействия в группе явилось опасение участников того, что члены группы будут использованы в качестве подопытных и их необходимость определена лишь условием эксперимента. Полноценное взаимодействие было достигнуто лишь после нескольких групповых занятий. Это подтверждает предположение о взаимосвязи переживания одиночества и повышенной тревожности индивида. Не однократный неудовлетворительный опыт социальных контактов сформировал у испытуемых чувство социальной неполноценности и негативную ассоциацию «взаимодействие – неудовлетворение». Тревога по поводу возможного повторения отрицательных переживаний и послужила причиной неполноценного взаимодействия внутри группы. Самооценка основной части испытуемых оказалась заниженной, притом, что ожидаемая оценка, предполагающая результат взаимодействия адекватный потребности в признании, была на достаточно высоком уровне. Ожидания участников были направлены на быстрое установление предпочтительных связей и получение качественной оценки, тогда как их личностные свойства, по их собственному мнению, должны восприниматься, как само собой разумеющееся. Другими словами, с высоты возраста, с багажом опыта и знаний, возможность обычных межличностных отношений и образование ни к чему не обязывающих социальных связей теряет свою актуальность, что ведет к дефициту полноценного количества социальных связей т.е. количественной оценке. Как и предполагалось, многие из участников группы не имели даже элементарных навыков установления и поддержания социальных контактов. В ходе тренинга группа условно разделилась на две части. Одна перенимала опыт общения в группе и пыталась использовать его в реальной жизни, для другой тренинг сам по себе стал отдушиной, способом получения недостающей оценки, методом успокоения. Индивидуальные консультации позволили выяснить, что часть клиентов связывало свое субъективное переживание одиночества с ситуацией в семье, ища объективные причины в воспитании, другие характеризовали семью, как расслабляющий и восстанавливающий фактор. Купирование одиночества у лиц, переживающих его по причине сложившихся семейных отношений, происходило труднее и дольше. Берущий свое начало в детстве и определивший стиль социальных связей, способ и вид отношений в семье, труднее поддается коррекции. Человек неудовлетворенный межличностными отношениями ищет причину в воспитании и родителях. Определяя семью и родителей, как причину собственной социальной несостоятельности, что зачастую происходит на бессознательном уровне, тем не менее, семья выбирается, как предпочтительная социальная модель. Ввиду того, что отношения внутри семьи определены и привычны, они осознаются как уютные, что и обуславливает, несмотря на обвинения находить внутренний покой внутри семьи. Выход за рамки «семейной раковины» сопровождается стрессом из-за социального признания. В любом случае социальная адаптация предполагает изменения или деформацию личностных качеств. Клиент в значительной мере может избавиться от переживания одиночества, изменившись внешне в лучшую сторону (одежда, внешность, физическое оздоровление). Преодоление внутренней слабости, избавление от комплексов, обретение уверенности в себе реабилитирует положительные качества личности и служит мощным источником аутогенной, качественной оценки. Дополнительное внимание со стороны противоположного пола, коллег по работе, знакомых нейтрализует дефицит количественной оценки и повышает уровень самоуважения и социальной адаптации. Групповая терапия обладает возможность раскрытия недостатков, неполноценности восприятия, взаимодействия внутри социума и в то же время культивирования давно не применяемых положительных качеств. Для части испытуемых одиночество являлось индикатором собственной несчастности. Гипертрофируя одиночество, пользуясь его эмоциональными атрибутами, клиенты, таким образом, провоцировали внимание к себе в виде сопереживания, отвержения и обсуждения собственных качеств. Используя подобную модель общения, и играя в ней роль страдающей жертвы, индивид сполна удовлетворял ожидаемую оценку во всех ее качествах. Терапия таких клиентов происходила наиболее тяжело. Разорвать эту самодостаточную цепь не значит избавиться от одиночества. Положительные результаты были достигнуты лишь в случае, когда положительные эмоции и переживания одиночества были замещены положительными эмоциями от переживания счастья. Признание индивидуальных качеств никак не связанных и не напоминающих об одиночестве, поощрение социальных контактов, формирование положительных эмоций от сотрудничества и взаимодействия, определило новый условный рефлекс – «взаимодействие – удовлетворение». Очень важным и ценным в подобных случаях является факт появления значимого предпочитаемого партнера. Групповая терапия является самым эффективным способом коррекции состояния одиночества. Посещение тренинговой группы позволило практически всем участникам не только приобрести навыки социального взаимодействия, но и определенным образом систематизировать свободное время (зачастую переживания одиночества возникает как результат бездействия, скуки, не занятости). К тому же сам факт причастия к определенной группе, к кругу «избранных» повышает самооценку и самоуважение, что позволяет формировать социально приемлемые отношения, индивидуально-значимые источники оценки, достигая эмоционального равновесия. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучение и анализ литературных данных, проведенное обследование позволили сделать следующие выводы. 1. Дети из многодетных семей не чувствуют себя одинокими, начиная с 4 детей в семье, чувство одиночества практически отсутствует. Разведенные испытывают большее одиночество, чем состоящие в браке, а последние – больше, чем холостяки и незамужние, что ставит под вопрос рекомендацию «терапии одиночества браком», бытующую в обиходе. 2. Чем выше уровень потребности в признании, в общей структуре потребностей личности, тем слабее чувство одиночества. С повышением уровня потребности в признании и степени ее неудовлетворенности ощущение одиночества падает. 3. Уровень одиночества, ощущаемого индивидом, наиболее сильно коррелирует с уровнем самоконтроля: состояние одиночества присуще тем, у кого рассеянное внимание, переменчивые интересы, низкий уровень самоконтроля. Одиночество характерно также для эмоционально неустойчивых, возбудимых, подверженных чувствам. 4. Вторым по силе влияния на ощущение одиночества фактором является самооценка (но не оценка!) смелости, решительности: одиночество свойственно неуверенным, нерешительным, деликатным, застенчивым. Чем менее нормативным считает свое поведение индивид, чем он более терзается чувством вины за нарушение моральных норм и правил, тем сильнее его чувство одиночества. Доминантные, властные, напористые (по самооценке) личности не одиноки; напротив, чувствует себя одинокими скромные, уступчивые, тактичные. Таким образом, результаты проведенного эксперимента частично подтвердили гипотезу исследования. Полученные в работе результаты позволили предложить практические рекомендации для психолога. 1.Предложенные комплекс психодиагностических методик, включающие авторские разработки, обеспечивает возможность эффективной диагностики состояние одиночества. 2. Психокоррекция по специально разработанной комплексной программе позволяет эффективным купировать чувство одиночества в различных социальных группах. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Альманах психологических тестов /Ред.-сост. Р.Р. Римский, С.А. Римская. – М.: КСП, 1996. – 400 с. 2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М.,1976. 3. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. – М., 1978. 4. Бодалев А.А. Формирование понятия оо другом человеке как личности. – Л.: ЛГУ, 1970. 5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Психология личности. Тесты. – М.: МГУ 1983. 6. Бороздина Л.В. Исследования уровня притязаний.- м., 1986. 7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1980. – 256 с. 8. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. – М., 1976. – 494 с. 9. Джидарьян И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. – М., 1974. 10. Добрович А.Б. Воспитателю о воспитании и психогигиене общения. – М., 1987. 11. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М., 1978. 12. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь. –Минск: Хелтон, 1998. –399 с. 13. Зимняя И.А. Педагогическое общение как решение коммуникативных задач // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А.А. Бодалева, В.Я. Ляудиса. – М., 10 14. Ковалев А.Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1970. – 387 с. 15. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск, 1976. 16. Кон И.С. Многоликое одиночество // Знание- сила. – 1986. - №12. – с. 40-42. 17. Кон И.С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. 18. Кон И.С. Психология старшеклассника. –М.: Просвещение, 1980. 19. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. 20. Крутецкий В.А. Психология. – М.: Просвещение, 1986. 21. Леонтьев Н.А. Формирование личности / Психология личности. Тексты. – М.: МГУ, 1982. 22. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986. 23. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. – М.: МГУ, 1981. – 295 с. 24. Мельников В.М., Ямпольский Л.Г. Введение в экспериментальную психологию личности. – М.: Просвещение. 1985. 25. Миюскович Бен. Одиночество: междисциплинарный подход. – М.,1990. 26. Немов Р.С. Психология: В 3 книгах. – Кн. 3: Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 623 с. 27. Пантилеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы. – М., 1988. 28. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин и др. – М.: МГУ, 1987. – 304 с. 29. Панферов В.Н. Психология общения // Вопросы философии. – 1972. -№ 7. 30. Петровский А.В., Шалинский В.В. Социальная психология коллектива. – М., 1978. 31. Практическа психодиагностика / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара,1998. 32. Прихожан М.М. Проблема подросткового кризиса / Психологическая наука и образование. – 1997. - № 1. – С.82-87. 33. Психологические тесты / Сост Э.Р. Ахмеджанов. – М.: Светотон,1995. – 320. 34. Психологический словарь. – Киев: Радянська школа, 1982 35. Психология личности. Тесты / под ред. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1982. – 288 с. 36. Рассел Д. Измерение одиночества. - М.., 1990. 37. Реан А.А. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб: Питер Ком, 1999. –416 с. 38. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: ВДАДОС, 1995. – 529 с. 39. Рубинштейн С.С. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. 40. Сандлер Уильям А., Джонсон Томас Б. От одиночества к аномии. – М., 1990. 41. Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н. Леонтьева. –М., 1983. 42. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону, 1997. 43. Фельдштейн Д.И. Психологические аспекты изучения современного подростка / Вопросы психологии. – 1983. - № 1. – С. 33-41. 44. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. 45. Шорохова Е.В., Бобнев МИ. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М., 1976. 46. Якобсон .М. Общение людей как социально-психологическая проблема. – М., 1973. 47. Perret-Clermont A/N/ Social interaction and cognitive development in children/ - Academik Press, 1980. 48. Tagiuri R. Perceptual sociometry // Moreno Y.L. Sociometry Reader. – New York, 1960. |
|
© 2010 |
|