РУБРИКИ

Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Профессиональное выгорание и его влияние на стиль деятельности педагога

Многие исследователи (В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, И.А. Колесникова, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.) под стилем понимают проявление в своей деятельности личностных качеств, определяющих своеобразие профессионального поведения педагога, его мастерство, творческий почерк, предпочитаемые каналы самореализации и педагогического влияния на учащихся.

Исходя из вышесказанного, целостного представления о данном феномене как педагогическом явлении на сегодняшний день пока еще не сложилось. Но, любая педагогическая проблема должна изучаться в контексте структуры педагогического явления, иначе невозможно получить достоверные результаты исследования то именно данная теория будет служить основой для дальнейшего изучения и разработки проблемы стиля деятельности учителя и влиянии на него профессионального выгорания.

В отечественной психологии впервые к исследованию стиля педагогической деятельности в конце 40-х гг. обратился Ю.А.Самарин, рассматривавший стиль как проблему двух полюсов: есть рациональные стили, дающие В отечественной психологии впервые к исследованию индивидуального стиля педагогической деятельности в конце 40-х гг. обратился Ю.А.Самарин, рассматривавший стиль как проблему двух полюсов: есть рациональные стили, дающие возможность раскрыться умственным способностям, и нерациональные, блокирующие этот процесс. Сам же стиль трактуется им как единство трех компонентов: направленности личности, степени сознательного владения ею своими психическими процессами и техническими приемами учебной деятельности. Более последовательно эта проблема разрабатывалась в 1950 - 60-е гг. В.С. Мерлиным, Е.А. Климовым и их сотрудниками, которые проследили типологическую обусловленность стиля учебной деятельности, выделили достоинства и ограничения стилей в соотнесении с эффективными результатами. Начиная с 70-х гг. данная проблема затрагивалась в контексте изучения стилей педагогической деятельности и педагогического руководства (З.И. Вяткина, Н.И. Петрова и др.). Начиная с конца 90-х гг. в личностно ориентированных учебных пособиях задача формирования стиля педагогической деятельности как основы личностного развития и саморазвития школьников становится приоритетной (Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, Л.М. Фридман, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.). [15, С. 107].

Исследования стиля деятельности в США рассматривают перцептивный, реактивный и когнитивный стили (Р.Стагнер, Г.Олпорт, Х. Виткин), при этом в современных условиях изучаются стили деятельности и учителя, и учащихся (Р.Дан и К.Дан, А.Грегорс, Б.Фишер и Л.Фишер, Д.Кларк, Д.Хант и др.).

Среди современных психолого-педагогических исследований наиболее актуальны исследования Вашингтонской группы по проблемам стилей деятельности (в которую входят Мэри Эллен Алекзандер, Эмма Вайстоленд де Хайнер, Мэдлин Эрман, Бетти Лу Ливер, Ребекка Оксфорд, Томас Перри и Мэри Стюарт Вудберн).

Абсолютно разные системы образования в разных государствах имеют различный позитивный опыт развития и совершенствования индивидуального стиля педагогической деятельности, обмен которым как на научном, так и на практическом уровне актуален в целях прогресса глобального образования.

Профессиональная деятельность человека в значительной мере зависит от его индивидуальных особенностей. Индивидуализация, которую можно рассматривать как специфическую форму развития, является также способом приспособления человека к объективно заданной извне структуре трудовой деятельности. Процесс индивидуализации в труде педагога может иметь разные выражения:

- индивидуальные различия;

- индивидуальный стиль;

- индивидуальность. [10, С. 136].

Индивидуальные различия в педагогическом труде - отдельные эпизодические проявления особенностей выполнения данным человеком профессиональной деятельности, профессионального общения.

Индивидуальные различия могут проявляться практически во всех сторонах труда: в выборе профессии и предмета труда, в выборе специализации, заданий и ситуации внутри профессии, в отношении к профессии и профессиональной мотивации, в выборе способов работы и т.д. Становление индивидуальных различий происходит в ходе включения, интеграции человека в систему общественных отношений, сравнения себя с другими людьми. Приобретая в результате процесса профессионализации устойчивый характер, индивидуальные различия могут способствовать становлению индивидуального стиля деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности - выражение взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности, обеспечивающее достижение определенного результата. В структуре индивидуального стиля деятельности Евгений Александрович Климов выделяет два компонента:

- «ядро» стиля включает качества человека, которые базируются на свойствах нервной системы и проявляются непроизвольно или без заметных усилий. В это ядро включаются две группы природных особенностей: одни благоприятствуют успешной деятельности, а другие мешают ее осуществлению;

- «пристройка» к ядру включает в себя качества, которые вырабатываются человеком в результате сознательных или стихийных поисков; пристройка к ядру также включает в себя две группы особенностей: одни связаны с использованием положительных возможностей субъекта, другие направлены на преодоление негативных качеств и имеют компенсаторный характер.

Индивидуальный стиль деятельности определяется природными, врожденными особенностями человека и прижизненно сложившимися качествами личности, возникшими в ходе взаимодействия человека с предметной и социальной средой. Эффективный индивидуальный стиль обеспечивает наибольший результат при минимальных затратах времени и сил. Главным аргументом в пользу найденных учителем индивидуальных способов осуществления педагогической деятельности будет личностное и умственное развитие его учеников. Именно выработка своего стиля с учетом, прежде всего, свойств собственной личности, а также специфики требований деятельности ведет к тому, что учитель меньше напрягается и устает. Поскольку личностные свойства педагога представляют собой гибкую структуру, то и индивидуальный стиль деятельности может меняться.

Педагогическая деятельность, как и любая другая, характеризуется определенным стилем, который обеспечивается как спецификой самой деятельности, так и индивидуально-психологическими особенностями ее субъекта.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности формируют три основных фактора:

- индивидуально-психологические особенности педагога;

- особенности педагогической деятельности;

- особенности обучающихся.

Индивидуально-психологические особенности учителя, формирующие стиль педагогической деятельности, включают индивидуально-типологические особенности, личностные и поведенческие особенности.

Под особенностями педагогической деятельности понимаются как условия осуществления педагогом профессиональной деятельности, так и содержание дисциплины, курса, учебного материала.

Особенности обучающихся, имеющие значение для стиля педагогической деятельности, определяются такими факторами, как возраст, пол, статус, уровень знаний и т.д.

В педагогической деятельности, характеризующейся тем, что она осуществляется в субъектно-субъектном взаимодействии в конкретных учебных ситуациях организации и управления учебной деятельностью обучающихся, эти особенности соотносятся также с характером взаимодействия, с характером организации деятельности, предметно-профессиональной компетентностью учителя и характером общения.

Индивидуальность педагога - выражение неповторимости, самобытности личности человека в труде и его профессионального мировоззрения. Становление индивидуальности означает самоопределение способности к индивидуальному саморазвитию, самоотдаче своих способностей на благо других людей. Индивидуальность, целостность личности профессионала наиболее ярко проявляется тогда, когда она сочетается с высокой духовностью, гуманистической направленностью. Индивидуальный стиль педагога является основным фактором формирования его авторитета у учащихся.

Классификация данных стилей следующая:

Эмоционально-импровизационный стиль. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, учитель недостаточно адекватно конечным результатам планирует свою работу: для урока он отбирает наиболее интересный материал, менее интересный (хотя и важный) часто оставляет для самостоятельной работы учащихся. При этом ориентируется в основном на сильных учеников. Его деятельность отличается высокой оперативностью: на уроке часто меняются виды работы, практикуются коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, в деятельности этого учителя недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Данный стиль деятельности характеризуется интуитивностью.

Эмоционально-методичный стиль. Ориентируясь как на результаты, так и на процесс обучения, учитель адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал. В его деятельности постоянно представлены закрепление, повторение и контроль знаний учащихся. Данный стиль деятельности отличают высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Используя также богатый арсенал методических приемов при отработке учебного материала, работающий в таком стиле стремится активизировать детей не внешней развлекательностью, а особенностями самого предмета.

На уровне динамических характеристик учителей эмоциональных стилей деятельности отличает повышенная чувствительность, являющаяся, с одной стороны, причиной их выраженной зависимости от ситуации на уроке, частого проявления личностной тревожности, с другой стороны - чуткости, проницательности. Для них характерны гибкость, импульсивность. Учителя рассуждающих стилей отличаются от их эмоциональных коллег сниженной чувствительностью, обусловливающей их меньшую зависимость от ситуации на уроке, отсутствие демонстративности, самолюбования. Для них характерны осторожность, традиционность.

Содержательные характеристики рассуждающих стилей таковы.

Рассуждающе-импровизационный стиль. Для учителя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексивности. По сравнению с описанными эмоциональными стилями данный стиль деятельности учителя отличается меньшей изобретательностью в варьировании методов обучения, он не всегда сопровождается высоким темпом работы, коллективными обсуждениями. В то же время, в отличие от учителей эмоциональных стилей, учителя РИС меньше говорят на уроке сами, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений), давая возможность отвечающим детально оформить ответ.

Рассуждающее-методичный стиль. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности.

Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. Для учителя данного стиля характерна рефлексивность.


2 Изучения влияния профессионального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога

2.1 Диагностика профессионального выгорания у педагогов


Экспериментальное исследование по изучению влияния социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания проводилось на базе ГОСШ № 6 г. Орши. Испытуемыми стали 40 педагогов в возрасте от 21 до 55 лет.

Исследование проводилось в несколько этапов:

- организационный этап эксперимента - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых;

- исследовательский этап - изучение влияния синдрома эмоционального «выгорания» на индивидуальный стиль деятельности;

- аналитический этап эксперимента – анализ, сравнение полученных данных, подбор рекомендаций, направленных на профилактику эмоционального «выгорания».

Гипотеза исследования: профессиональное выгорание негативно влияет на индивидуальный стиль деятельности педагога.

Во время организационного этапа была выбрана база для исследования, формировалась выборка испытуемых, определена диагностическая методика, план исследования. Тестирование испытуемых проводилось при помощи методики диагностики эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) (Приложение А). небольшими группами или индивидуально. Испытуемые получали инструкции и бланки ответов (Приложение Б). После проведения тестирования, данные тестов, были обработаны и сведены в таблицы сырых показателей. Далее был проведен анализ результатов, и вся выборка была разделена на экспериментальную и контрольную в зависимости от сформированности стадий уровня выгорания. На основе полученных данных далее при помощи опросника Хрусталевой Т.М. и Шведчиковой Ю.С. «Методика диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности» (Приложение В) исследовалась зависимость влияния синдрома эмоционального выгорания на индивидуальный стиль деятельности педагога.

Опросник был создан в 2004 году, состоит из 85 утверждений и позволяет получить значения по 13 шкалам, которые отражают 9 основных компонентов педагогической деятельности: подготовительный, организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный, контрольный и рефлексивный компонент. Подготовительный компонент характеризует ориентировочные действия учителя; организационный, коммуникативный, дидактический, дисциплинирующий, стимулирующий, оценочный и контрольный компоненты - исполнительские действия; а рефлексивный - контрольные действия.

Результаты, полученные при тестировании педагогов при помощи методики диагностики эмоционального выгорания личности Бойко В.В. сведены в Таблицу 2.1.


Таблица 2.1 - Степень эмоционального выгорания педагогов


Должность

I фаза

II фаза

III фаза

Общий балл

1

2

3

4

итог

5

6

7

8

итог

9

10

11

12

итог


I группа

1

учитель

20

10

10

21

61

2

10

10

20

42

7

3

7

18

35

138

2

учитель

7

10

11

5

33

26

5

21

15

67

10

12

10

13

45

145

3

учитель

24

13

13

28

78

5

3

25

10

43

9

10

7

18

44

165

4

учитель

17

10

22

5

54

20

27

27

25

99

21

23

18

8

70

223

5

учитель

25

10

8

18

61

2

12

28

25

67

10

13

25

30

78

206

6

учитель

30

15

11

25

81

13

2

26

27

68

27

12

10

15

64

213

7

учитель

27

15

20

16

78

15

15

30

23

83

22

23

30

30

105

266

8

учитель

22

8

18

28

76

18

20

28

28

94

26

20

23

28

97

267

9

учитель

28

8

2

26

64

12

7

23

8

50

7

3

13

10

33

147

10

учитель

19

11

0

0

30

23

0

25

14

62

6

8

2

15

31

123

11

учитель

4

21

26

22

73

28

25

15

17

85

28

25

3

8

64

222

12

учитель

22

11

11

5

49

17

18

30

27

92

15

28

25

30

98

239

13

учитель

30

18

13

0

61

10

0

26

12

48

27

7

28

22

84

193

14

учитель

17

5

5

0

27

18

17

12

25

72

7

20

17

25

69

168

15

учитель

5

3

5

12

25

28

5

28

12

73

5

8

23

15

51

149

16

учитель

20

13

6

3

42

20

20

0

23

63

25

10

18

8

61

166

17

учитель

20

7

16

23

66

30

9

23

30

92

30

15

18

20

83

241

18

учитель

27

11

21

15

74

20

10

11

17

58

4

16

28

8

56

188

19

учитель

4

3

7

7

21

17

22

5

25

69

5

15

8

5

33

123

II группа

20

учитель

15

6

21

3

45

10

2

2

7

21

5

3

13

5

26

92

21

учитель

17

0

6

5

28

15

7

8

15

45

2

3

10

4

19

92

22

учитель

24

0

6

0

30

5

12

28

5

50

3

13

8

10

34

114

23

учитель

3

10

6

3

22

15

5

17

12

49

7

5

0

5

17

88

24

учитель

18

8

6

7

39

5

18

0

6

29

10

8

0

13

31

99

25

учитель

17

13

13

10

53

7

2

20

7

36

10

3

13

15

41

130

26

учитель

10

11

11

28

60

8

14

15

7

44

0

13

0

3

16

120

27

учитель

6

10

28

8

52

15

12

8

2

37

2

5

8

8

23

112

28

учитель

20

11

7

8

46

19

0

21

12

52

12

5

7

25

49

147

29

учитель

21

6

10

8

45

10

7

5

28

50

17

11

10

13

51

146

30

учитель

9

8

27

13

57

8

7

18

17

50

15

8

10

10

43

150

31

учитель

8

10

20

11

49

10

7

13

10

40

7

0

8

13

28

117

32

учитель

12

0

8

10

30

13

10

15

15

53

5

11

8

15

39

122

III группа

33

учитель

2

0

0

6

8

0

5

0

0

5

0

3

0

3

6

19

34

учитель

5

3

5

2

15

3

10

2

15

30

2

8

5

3

18

63

35

учитель

7

0

5

8

20

7

7

0

12

26

0

8

0

0

8

54

36

учитель

7

8

7

11

33

5

5

5

17

32

10

3

13

3

29

94

37

учитель

3

5

5

0

13

2

0

0

0

2

0

3

0

3

6

21

38

учитель

2

3

5

8

18

2

0

25

7

34

0

3

10

5

18

70

39

учитель

2

0

6

5

13

2

0

2

2

6

0

16

0

3

19

38

40

учитель

7

10

5

13

35

5

5

0

20

30

2

3

3

6

14

79


Как видно из данной таблицы, все испытуемые разделяются по количеству набранных баллов, как в отдельных фазах, так и по общему количеству набранных баллов.

Всю выборку можно разделить на три группы, по такому критерию как, сформированность фаз:

1 группа – синдром полностью сформировался хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз больше или равно 61);

2 группа – синдром находится в стадии формирования хотя бы в одной из фаз (т.е. итоговое количество баллов в одной из фаз находится в промежутке от 37 до 60 баллов);

3 группа – синдром не сформировался (т.е. итоговое количество баллов ни в одной из фаз не превышает 36 баллов).

В первую группу вошло 19 педагогов, что составляет 47,5%;

во вторую группу 13 человек, что составляет 32,5%;

в третью группу 8 человек, что составляет 20%.


Рисунок 2.1 - Степень эмоционального выгорания педагогов


Таким образом, можно увидеть, что самой многочисленной оказалась группа педагогов с синдромом выгорания, сформировавшимся хотя бы в одной из фаз. А самой малочисленной - группа с не сформировавшимся синдромом.

В следующей таблице 2.2 представлена выраженность фаз и симптомов в различных группах.


Таблица 2.2 - Представленность фаз и выраженность симптомов синдрома эмоционального выгорания у педагогов

Фаза

 

 

1 группа

2 группа

3 группа

всего

 

 

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

 

симптомы









«Напряжения»

1

«переживания психотравмирующих обстоятельств»









сложившийся

15

37,5

6

15,0



21

52,5

складывающийся



3

7,5



3

7,5

2

 «неудовлетворенности собой»









сложившийся

2

5,0

1

2,5



3

7,5

складывающийся

11

27,5

6

15,0

1

2,5

18

45,0

3

«загнанности в клетку»:









сложившийся

6

15,0

4

10,0



10

25,0

складывающийся

6

15,0

4

10,0



10

25,0

4

«тревоги и депрессии»:









сложившийся

9

22,5

1

2,5



10

25,0

складывающийся

2

5,0

3

7,5

2

5,0

7

17,5

 

 

 









«Резистенции»

1

«неадекватного эмоционального реагирования»









сложившийся

12

30,0

1

2,5



13

32,5

складывающийся

4

10

7

17,5



11

27,5

2

«эмоционально-нравственной дезориентации»









сложившийся

7

17,5


0,0



7

17,5

складывающийся

4

10,0

4

10,0

1

2,5

9

22,5

3

«расширение сферы экономии эмоций»









сложившийся

13

32,5

5

12,5

1

2,5

19

47,5

складывающийся

4

10,0

3

7,5



7

17,5

4

«редукции профессиональных обязанностей»:









сложившийся

9

22,5

1

2,5



10

25,0

складывающийся

2

5,0

3

7,5

2

5,0

7

17,5

 

 

 









«Истощения»

1

«эмоционального дефицита»









сложившийся

8

20,0

1

2,5



9

22,5

складывающийся

3

8

4

10

1

2,5

8

20,5

2

«эмоциональной отстраненности»









сложившийся

7

17,5





7

17,5

складывающийся

7

17,5

4

10,0

1

2,5

12

30,0

3

«личностной отстраненности»:









сложившийся

11

27,5





11

27,5

складывающийся

3

7,5

5

12,5

2

5,0

10

25,0

4

«психосоматических и психовегетативных нарушений»:









сложившийся

9

22,5

1

2,5



10

25,0

складывающийся

5

12,5

7

17,5



12

30,0

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.