РУБРИКИ

Психокоррекция

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психокоррекция

p> Приведем другие, более обыденные примеры. Однажды 34-х летняя женщина увидела во сне, что она убила мужа и дочь большим кухонным ножом. С этого дня, стоило ей увидеть нож, как ее охватывал ужас, начинались приступы тоски и даже обмороки. Лишь сон помог ей осознать глубину своего конфликта с семьей. Известно, что лица с ориентацией на социальный успех достигают в сновидениях желаемого поведения. Длительно видят сюжеты выздоровления тяжелобольные. Острое состояние голода вызывают сны, связанные с употреблением пищи.

Во время сна цензура ослабляется, и из подсознания в ткань сновидений проникают истинные влечения и мотивы, вплетая в сюжет сна соответствующие образы. Важно, что реализация в сновидениях осознаваемых и неосознаваемых желаний - истинное замещение, поскольку переживания, сопровождающие сновидение, могут приводить к нормализации состояния во время бодрствования.

К работе сновидения относится превращения понятий и состояний, незрительных по своей природе, в зрительные образы. Видящий сновидение вовлечен в ситуацию, он-действующее лицо и активно ее переживает. Поэтому суть ситуации ясна ему и без слов. Рассказ же сновидений требует усилий, связанных с трансляцией образов в слова. Наоборот, перевод понятий и эмоции в образы сновидения призван скрыть, зашифровать истинный смысл мотивов, превратить скрытые желания в невинный по своему содержанию сюжет с целью обхода цензуры.

Анализируя сновидения, Фрейд разделил их на 3 группы

1- Сновидения, в которых вытесненные желания появляются в незамаскированном виде. Такие сны типичны для детей (корзина с вишнями)
2- Сновидения, где вытесненные желания замаскированы
3- Сновидения с недостаточной маскировкой, дефицит которой обнаруживается в фабуле, и в ощущениях страха, который может сохраняться и после пробуждения.

Среди средств маскировки истинного желания в сновидениях выделяют такие разновидности, как сгущение, смещение и символизация.

Сгущение - это объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену, целостный образ. Так, Анна Каренина почти каждую ночь видела один и тот же сон - что Каренин и Вронский оба были ее мужьями, расточали ей свои ласки.
Каренин плакал, целуя ее руки, и говорил о том, что ему теперь хорошо.
Вронский был тут же, и он тоже был нежен с ней. Она удивлялась себе, что прежде ей казалось это невозможным, объясняла им, смеясь, что так все гораздо проще и что оба они теперь довольны и счастливы. Толстой показывает здесь, как несовместимые желания Анны, породившие у нее душевный конфликт,
- жить в семье, сохранив сына, и жить с любимым - слились в общей сцене.
Психологическая защита, реализованная через такое "сгущенное" сновидение, дала возможность разрядить душевное напряжение.

Смещение - это замена в сновидении желания или объекта, которые не пропускаются цензурой, на другие, ассоциативно связанные с маскируемыми, менее тревожные и потому пропускаемые: переход от самой вещи к фетишу, символу или от одной части объекта к другой. Пропущенные цензурой и появившиеся в сновидении образы через ассоциации создают намек на отсутствующие в фабуле недоступные желания. Так, первое время после смерти матери нередко возникает

конфликт между страстным желанием увидеть ее, хотя бы во сне, и травмирующими воспоминаниями о ее смерти. Этот конфликт разрешается с помощью смещения, и в сновидениях появляется не сам образ матери, а какая- нибудь из любимых ею вещей или что-то другое, связанное с ней по ассоциации.
Символизация - распространенная форма маскировки в сновидениях. Фромм выделяет 3 вида символов: условные, случайные и универсальные. Первые опосредованны социально; они возникли как результат соглашения, и для них характерно отсутствие глубинной связи между самим символом и тем, что он обозначает. Случайные символы субъективно связаны с некоторой ситуацией, важной лишь для данного лица, а универсальные - общие для всех - характеризуются объективной, реальной связью символа и обозначаемого им предметаУниверсальность символов языка сновидений, как и языка мифов, связана с особенностями человеческого тела, общностью многих ощущений и представлений. В "Преступлении и наказании" Раскольников, терзаемый сомнениями в своем праве убить старуху-прощентщицу, видит сон: пьяные мужики беспощадно бьют слабую лошаденку, впряженную в тяжелый, сверх меры нагруженный воз. Он - ребенок - бросается к ним, умоляет не мучить лошадку, но в ответ мучители только смеются и еще яростнее избивают несчастную лошадь. В конце концов она падает и издыхает под их ударами.Проснувшись,
Раскольников чувствует себя так, будто били его самого. Образ избиваемой лошади он сразу воспринимает как символ своей души, своей совести, которую он обрек на непосильное бремя. Отметим, что конь, как символ души, универсален для многих мифов и сказок.

Когда у человека возникают внутренние трудности, он ищет выход из положения
- пытается организовать деятельность, направленную на реальное изменение ситуации. Если это ему не удается, включается один из видов защиты - например, желаемое замещается символами сновидения, и, тем самым, бремя психической перегрузки до некоторой степени облегчается.

Катарсис

В переводе с греческого "катарсис" - очищение. Катарсис - вид психологической защиты, приводящий к изменению системы ценностей с целью ослабить влияние травмирующего фактора. Для этого может использоваться некая внешняя, универсальная система ценностей, с точки зрения которой травмирующая ситуация теряет в своей значимости.Катарсис может наступать только при значительных эмоциональных напряжениях, в накале страстей, которые изменяют обычные соотношения ценностей и мотивов. Так, переживание сильного страха иногда приводит к нравственному перерождению, пробуждению совести, духовному обновлению. Резко измеряется структура установок, появляется решимость действовать в новом направлении. Сравнимое по силе и результатам воздействие может произвести любовь, которую недаром нгазывают
"землетрясением души". Она наделяет человека новой жизненной позицией, преобразуя всю шкалу его ценностей и идеалов.
Для катарсиса ключевым моментом является эмоциональный всплеск. Еще св.
Августин писал, что чем интенсивнее переживание, тем больше душа утрачивает господства над собой, а в экстазе она лишается всякой проницательности и бдительности. Очевидно, такое состояние необходимо для распределения ценностей. Установлено, что одновременно испытываемые близкие эмоции, накладываясь одна на другую, взаимно усиливаются. Например, при восприятии произведения искусства чувство восхищения совершенством его формы усиливает удовлетворение от оценки нравственной его ценности. Морено различал 2 вида катарсиса: "катарсис действия", испытываемый участником события, и
"катарсис интеграции", вызванный чувством сопричастности с другими действующими лицами. В этом случае эмоциональное отношение к герою драмы непроизвольно актуализирует аналогичные составляющие личного опыта зрителя, усиливая сопереживание. Сочувствуя герою, человек одновременно переживает собственное - важное, болезненное или тревожащее - событие. Сопереживая страданиям героев трагедии, зритель иногда испытывает такой страх, ужас, горе, что в кипении этих эмоций рождается катарсис -преодолевается, разрешается душевный конфликт и нормализуется его собственное психическое состояние

Ярко описал воздействие театра через механизм катарсиса Шиллер: "Театр развертывает перед нами разнообразную природу человеческих страданий. Он искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас роскошным приростом мужества и опыта... Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, преподносит он нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас. Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности."

Творческое вдохновение художника есть, в сущности, тот же катарсис - в этом состоянии происходит гармонизация "Я", его синтезирование, преодоление дезинтеграции. Вадим Шалимов говорил:"Для художника записать - это значит отделаться от боли, ослабить боль". При этом творец очищается от внутренних конфликтов, возвышается над своими предрассудками, становится способным преодолеть субъективность. Через катарсис искусство реализует особые, высшие формы общественного сознания, достигая социально значимых целей нравственного преобразования и совершенствования личности.
Человек особенно близок к пониманию истинных ценностей в момент, когда рискует лишиться их полностью. Тогда ломается и перестраивается многое из прежнего отношения к миру и к самому себе, устанавливается новая система ценностей - изменяются критерии решений. Одна из пациенток Московского кризисного стационара так описывает свои впечатления :"У меня произошла переоценка ценностей. За короткий срокврачи сумели помочь мне ситуации, которую я считала трагически неразрешимой". Как показано Толстым в
"Исповеди", выход человека из кризиса всегда связан с обретением им другого места в жизни, новых духовных ценностей. Аристотель, который ввел термин
"катарсис", понимал его как процесс очищения человеком от дурных эмоций, аффектов путем воздействия на самые социально-значимые эмоции - страх и сострадание.

Фрейд рассматривал катарсис через призму любви и веры, формирования религиозных культов и обрядов. У истинно верующего или преданно любящего человека меняются мотивы и установки: воля к самоутверждению и желание настоять на своем сменяются готовностью "быть ничем", чтобы раствориться во
Всевышнем, любимом. В этом состоянии резко меняется шкала ценностей.
Прибежищем безопасности человека становится то, чего раньше он больше всего боялся. Наступает состояние счастья и наслаждения новоприобретенной свободой.

Сублимация

- это защита, осуществляющая переориентацию сексуального или агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с личностными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые обществом формы творческой активности. Это - наиболее адаптивная из форм защиты, поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально- одобряемому результату. Важно, что при сублимации замещается не сам объект
(неприемлемый-приемлемым), а способы взаимодействия с ним.

Способность большинства людей отвлекаться от первоначальной цели и находить удовлетворение в объекте, допустимом с социальной точки зрения, т е сублимировать свои влечения, ограничена. Сублимация часто связана с десексуализацией, но последняя не всегда является порождением защиты, так как, в норме, возникновение "сверх-Я" также предполагает десексуализацию.
Сублимация - процесс, ведущий к переориентации реагирования с низших, рефлекторных форм - на высшие, произвольно управляемые, разрядка энергии инстинктов в неинстинктивных формах поведения. Она включает перенаправление энергии от объекта инстинктивных влечений к объектам иного рода и сопутствующую трансформацию эмоций. Благодаря исключительной силе сексуального в человеке, его переадресация в другие области приводит к значительному повышению работоспособности и творческой отдачи. Сублимацией
Фрейд объяснял как научную деятельность, так и художественное творчество, которые, по Фрейду, суть лишь разные способы снятия напряжения. Следствием творческого акта является разрядка накопленных эмоций, что разрешает конфликт или ослабляет его до допустимого уровня. Разрядка психического напряжения наблюдается в момент "озарения". Фрейд писал:"Часто исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяют собой сексуальное удовлетворение."

Хотя абсолютное подавление сексуальности, несомненно, снижает творческую активность и способность к эффективным решениями, многим удается перевести значительную часть полового влечения в профессиональную деятельность.
Ньютон не знал половой жизни, как и Грегор Мендль. Превращение сексуальной энергии в творческий потенциал невозможно без личностных потерь. Человек, вставший на путь сублимации и запрещающий себе половую любовь, откладывающий ее до момента, когда "хорошо узнает партнера", не способен уже на сильные чувства. Он остается "по ту сторону" любви и ненависти, так как затемняет страсть исследованием.

Половое влечение особенно пригодно для сублимации, так как оно сравнительно легко поддается подмене своей цели на другую ( в том числе и несексуальную). Важно заметить, что если нечто, например сексуальная любознательность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то таким способом оно избегает вытеснения. Образование идеала "Я" и повышение требований к себе провоцирует вытеснение, но сублимация позволяет осуществить эти неприемлемые устремления и обойтись без вытеснения.

Идентификация
- разновидность проекции, неосознаваемое отождествление себя с другим человеком и перенос на него желательных для себя чувств и качеств. Это
-возвышение себя до другого через расширение границ своей индивидуальности: человек, "включив" другого в свое "Я", заимствует его мысли, чувства или действия. Вообразив себя на месте "образца", т е переместив центр своего
"Я" в этом, теперь уже общем пространстве, он может испытать сочувствие, соучастие, эмпатию, почувствовать другого через себя и тем самым глубже его понять, а сочувствие или сопереживание, в свою очередь, предполагают
"слияние" индивидульностей через общие чувства и переживания. Фрейд рассматривал идентификацию как самоотождествление человека созначимой личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается действовать.

Идентификация реализуется не только при отождествлении себя с кем-то, но и при причислении себя к определенному роду, классу, психологическому типу.
В любом случае она облегчает осознание, понимание своей сущности, расширяет
"Я", включая в него не только конкретных людей, но в отдельных случаях и мир, общество в целом. Еще Фрейд отмечал возникновение особой формы идентификации -"океанического" чувства, состояния полного слияния со вселенной, единения, разрушаещего любые преграды между "Я" и остальным миром. Растворяя себя в чем-то большем, человек преодолевает свои границы, приобретает единство с природой и Богом. Это не формирование дополнительных границ внутри, а утрата границ внешних. В общем случае граница "Я", помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром, смещается, в результате чего либо отвергается то, что принадлежит нам самим, либо принимается принадлежащее другому человеку или миру в целом.
Состояния транса или гипноза -разновидности межличностного слияния.

Идентификация как один из механизмов самопознания начинается с детских ролевых игр ("дочки-матери", "пожарники", "космонавты") Она приносит чувства единства и гармонии через сопричастность с кем-то или с чем-то.
Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят, создавая тем самым основу для самоуважения. С помощью сублимации ребенок усваивает нормы поведения значимых для него людей, т е активно социализируется.
Идентификация опосредует принятие женской или мужской роли, позиции взрослого, т е участвует в формировании "сверх-Я".

Отсюда ясно, насколько важна для развития ребенка возможность общаться с такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя их положительные качества. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и установки любимых и уважаемых им людей как свои собственные, человек из этих элементов формирует свой идеал - внутреннее представление о том, каким бы он хотел бы стать.
Для идентификации с кем-то нужна определенная мера сходства с ним. усиливающая чувство симпатии, близости и инициирующая процессы отождествления. Стремление к идентификации тем больше, чем ближе образ героя смыкается с представлением об идеальном варианте себя самого.
Вспомним, что обижаемся мы только на того, кого любим, ибо только в этом случае у нас имеются ожидания, установки - мы знаем, как "он" должен вести себя, ведь это "часть нас самих".

Идентификация с героем помогает человеку принять его способы восприятия окружающего и разделить его представления о приемах разрешения конфликтов.
Она дает возможность не столько понять, сколько почувствовать то, что чувствует герой, и таким образом научиться интерпретировать сходные состояния у себя. Идентификация - это состояния, в котором человек сливается с объектом, с тем, что он делает, говорит, чувствует, желает, с тем, во что он верит. Это отождествление изменяет его ощущения и организацию внимания настолько, что он теряет способность со стороны, непредвзято посмотреть на объект идентификации.

Осознание своих недостатков, особенно в сравнении с достоинствами других людей, вызывает у человека внутреннюю напряженность. Этот конфликт можно разрешить по-разному: закрыть глаза на свои недостатки, возненавидеть идеал, который служит прямым укором, или же, наоборот, полюбить этот идеал.

Не все виды психологической защиты примиряют человека с самим собой за счет отвержения неприемлемой новой информации. Идентификация, катарсис и сублимация - приводят к включению части этой новой информации в собственную систему ценностей, изменяют модель мира и таким образом ослабляют конфликт между "хочу" и "могу".

Человеку, относящемуся к жизни творчески, необходима свобода. Свобода эта заключается прежде всего в умении смотреть на события с разных точек зрения, в многообразии способов взаимодействия с миром. Но на пути непредвзятого восприятия окружающих вещей и событий встают психологические барьеры. Они как шоры, фильтры, линзы, ограничивают и искажают восприятие мира. Коль скоро какую-то часть мира человек не воспринимает, а другая для него деформирована, он может не усмотреть объективные закономерности во внешней среде, что резко ограничивает разнообразие гипотез, выдвигаемых при решении задач.
Психологические барьеры формируются и укрепляются как система защиты от травмирующих факторов, угрожающих положительной самооценки человека. Но одновременно они представляют собою скорлупу, в которой человек живет, и иногда она настолько тверда, что он не может "прорасти" за ее пределы. Для проявления творческих возможностей личности полезно ограничить влияние этих барьеров, т епоставить их на необходимую высоту и расположить наилучшим образом, - так как эти эти барьеры играют как отрицательную, так и положительную роль ( они конденсируют, фокусируют, собирают мысль, не позволяя ей чрезмерно растекаться).

Подсознательные барьеры отражают противостояние человека самому себе.
Неосознанность их влияния на поведение и их глубинные связи с физиологией затрудняют управление ими. Но если существующее положение вещей не осознавать и признавать, то его невозможно будет изменить, и оно неизбежно будет возникать снова и снова.

Осознание является необходимым, но недостаточным условием для управляемости психологических барьеров. Осознание ситуации ничего не стоит, если оно не притворено во внутренний опыт, если ответ "застревает в голове и не проникает в сердце". Нужно не познать , а постичь истину -не интеллектуально, а через бессознательные составляющие опыта. Поэтому для ослабления влияния подсознательных факторов необходимо не только осознание их свойств и механизмов действия, но и эффективное отреагирование. Ведь если бы знакомство с содержимым бессознательного было достаточно для радикального улучшения самочувствия, то лекции и книги могли бы облегчить страдания. Однако только новое переживание позволяет переоценить ранее вытесненное и запомнить его по-новому. В этом смысле снижение барьерных эффектов зависит не только от содействия в решении проблем и уяснения всех возможных подходов к их преодолению, но и от канализирования их энергетического потенциала, т е создания условий отреагирования старых очагов.

Итак, задача в том, что бы осознать и отреагировать. Известны специальные приемы, облегчающие вывод в сознание подсознательных представлений. Такую роль могут выполнять свободные ассоциации и психоаналитические беседы. Но профессиональная помощь вряд ли может быть оказана каждому нуждающемуся в ней. Именно поэтому "ликбез по самоанализу" имеет такое большое значение. Каждый способен овладеть простейшими приемами, нацеленными на возврат ранее преобразованных цензурой мыслей и чувств в сферу сознания. Тогда повышается вероятность их направленного отреагирования, т е преодоления, без чего невозможно душевное равновесие.

Возникновение феномена бегства от... и в ...
Когда жизнь человека теряет привычную стабильность, когда необходимо принимать ответственные решения, у него может возникнуть ощущение тревоги и даже страха. Эти чувства иногда переживаютсянастолько тяжело, что включаются защитные механизмы. Простейшая реакция защиты - стремление выйти из травмирующей ситуации. (Есть люди, вообще склонные к бегству от трудностей. В сложных обстоятельствах они предпринимают переезд, эмиграцию, либо стремятся отсидеться, переждать - не вступать в конфликты, но и не приспосабливаться к новой ситуации.) В этом варианте защита создает тенденцию уклонения, "бегства в болезнь", в работу, в одиночество. Желание избежать угнетающей тревоги, сомнений в своей состоятельности может принимать самые неожиданные формы.

Наиболее типично бегство в работу. Оно порождает стремление все время что-нибудь делать. Такого рода перманентная активность происходит не от внутренней силы и уверенности в себе, а от отчаянной попытки заглушить глубинную тревогу. Достаточно часто поиск идеального варианта решения - это поиск предлога, чтобы уклониться от решения вообще, ничего не делать. Ведь идеального решения не существует. Просто человек не отваживается сказать себе: "Пока я не готов к решению!"

Неадекватно восприняв нечто случившееся или свою роль в нем, человек начинает недооценивать свои перспективы и уклоняться от всех ситуаций, где есть вероятность оказаться несостоятельным. Например, он неожиданно уходит из семьи, с работы, изолирует себя от привычной обстановки,- окружающие не могут понять, в чем дело. Если травмирующая ситуация сложилась в профессиональной сфере, человек вдруг объявляет, что работа для него - не главное. И действительно, не исключено, что под влиянием защиты его жизненные ценности сместились в сферу непрофессиональных интересов, а все неудачи на службе обесцениваются по типу "зелен виноград" для ослабления их травмирующего воздействия.

Уход в болезнь - человек неожиданно начинает демонстрировать чрезмерное, необоснованное беспокойство о своем здоровье, утверждая, что "все остальное не важно". Такое бегство может действительно вызвать серьезные изменения самочувствия и уж во всяком случае, только усугубляет проблемы общения.
Активная общественная и политическая деятельность - известный способ уклонения от своих профессиональных обязанностей (отмечено, что люди, успешные в своей профессии, гораздо меньше заинтересованы в такой активности). Лозунги подобных активистов - "Сейчас не время заниматься профессиональными делами, вот когда ситуациястабилизируется..." или "Теперь каждый честный человек, каждый патриот должен..."

Поиск "мишени" и ее роль

Ощущая внутреннее неблагополучие, человек ищет помощи извне и с этой целью избирает "мишень" - того, на кого можно обрушить свои проблемы. При благоприятном развитии событий такой мишенью становится психолог. Функция
"мишени" - помочь осознать сущность проблем. Столкувшись с трудностями, каждому необходимо понять, что произошло, отчетливо представить, когда и почему его возможности перестали удовлетворять требованиям, которая предъявляет ему окружающая Среда или он сам. Ведь именно в этот момент у него появляется ощущение внутреннего диссонанса, неудовлетворенности собой, начинает расти тревожность - возникает внутренний конфликт.

Возникшее внутреннее напряжение мешает ему вспомнить, как раньше удавалость справиться с проблемами такого рода. Извне гораздо легче создать условия облегчающие уяснение, осмысление связей и значения того, что изнутри не интерпретируется сознатеольно и произвольно.

Чтобы помочь человеку, оказавшемуся в роли мишени: 1. Можно либо подтолкнуть его к приспособлению к обществу, либо наоборот, убедить его, что он может стать сильнее и отстоять свою позицию. Под приспособлением здесь понимается умение действовать так, как поступает большинство людей в данной культуре. Когда человек действует "как принято", в соответствии с существующими и одобряемыми обществом образцами поведения, то растет вероятность сохранить душевное здоровье. Эта стратегия поведения обеспечивает ему уважение окружающих, дает уверенность в себе, он лучше защищен от посягательств и оскорблений. ("Тебе трудно потому, что ты
"высунулся" -не высовывайся, будь как все. Тогда тебе станет легче").
Человек, ставший на путь приспособления, отличается устойчивой потребностью доставлять окружающим удовольствие и готовностью менять для этого свою позицию. Пока ему это удается, он в безопасности. Однако, с помощью приспособления он защищен только от внешних конфликтов. И если он не поглощен работой, ему нужны другие способы бегства от себя, чтобы заглушить сознание своего оскудения. Таким образом, предельная гибкость может обернуться изменой себе и своим идеалам. Поэтому такая стратегия психологической защиты нередко ведетк еще худшим внутренним конфликтам, ощущению пустоты, особенно если что то пошатнется в борьбе за успех.
Понятно, что даже если в результате длительных усилиий на этом пути желанный успех достигается, он будет оплачен дорогой ценой.

Альтернативный подход - не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализация.Человек должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становится несчастным, утрачивает свободу. Ведь свобода предполагает уважение не только других, но и себя как личности. Человек, достигший внутренней цельности, порой не столь удачлив, как "приспособившийся", но у него есть уверенность в себе, он может непредвзято рассуждать и объективно оценивать, поэтому он гораздо менее уязвим для чужого мнения и давления обстоятельств. Это во многом определяет его творческую реализацию, поскольку "он воспринимает перемены действительности положительно, тогда как приспосабливающийся человек в своем стремлении к равновесию воспринимает их отрицательно".

Перестройка по второму типу влечет ослабление эгоцентрических позиций, ограничение чрезмерных притязаний, повышение самокритичности, стимулирует уважение человека к своим индивидуальным особенностям. За счет этого снижается уровень необходимой защиты и повышается умение формировать новое отношение к окружению и своим поступкам. Тогда появляются силы для самостоятельной борьбы с трудностями, становится возможным разрушение неадекватных стереотипов и установок, реализация жизненных целей.

Осуществлять поддержку, оказавшись в роли "мишени", необходимо со всей осторожностью. Наилучшая позиция - максимальная внешняя нейтральность, которая необходима для минимизации переноса. Ведь чувства, бурлящие вокруг, рапространяются и на "мишень". В этой роли человек используется как "козел отпущения", как объект разрядки напряжения, которое не способны разрядить подлинные источники конфликта. Например, "мишень" может вдруг оказаться
"заместителем" родителей страдающего, и тогда отношения человека с
"мишенью" будут определяться его далеким прошлым.
Таким образом, "мишень" - это не любой человек, а такой, который может тем или иным способом повысить у другого уверенность в себе и устойчивость в жизненных бурях. Поведение страждущего подсознательно или осознанно направляется на поиск подходящего дляэтой роли человека, чтобы проводить с ним долгие часы, выплескивая на него свои чувства, - все это признаки включения защиты.

Конфликт и псевдоконфликт

Сам или с помощью "мишени" человек начинает подозревать о существовании у себя внутреннего конфликта, травмирующее воздействие которого включает механизмы психологической защиты, возвращающие человеку ощущение гармонии внутреннего мира. Возникает странная ситуация, если смотреть на нее извне.
Человек попал в сложное положение и тревожится. Потом вдруг успокоился, хотя положение его не изменилось. Конфликт остался - изменилась его оценка и поведение. Но часто такие резкие и немотивированные изменения наблюдаемого состояния и поведения (и их странные объяснения самим человеком) воспринимаются окружающими как неадекватные, противоречивые, необычные для него.

Противоречия между поведением до и после вторжения защиты указывают на разрыв между сознательно принимаемым решением и скрытыми за ним чувствами.
Конфликт порождается столкновением противоположных установок, целей и способов действия по отношению к конкретному лицу или объекту. Возникает диссонанс, переживаемый человеком как дискомфорт, нарушение внутреннего равновесия.

Избавиться от неприятного состояния, связанного с противоречивыми установками, можно по-разному: отказаться от желания, несовместимого с выработанной ранее установкой, приобрести новые знания, создающие существенный перевес одной позиции и тем самым снимающие конфликт, или пересмотреть свои привычные установки и жизненные ценности таким образом, чтобы исключить диссонанс.

Например, кто-то считал одного из своих знакомых человеком порядочным и вдруг узнал про его дурной поступок. Как ему избавиться от огорчения? Самое простое - не поверить факту ("Он не мог!") Далее, можно изучить подробности происшествия, в надежде, что выяснится нечто такое, что оправдает совершенный поступок ("Ах так, ну тогда другое дело") Не исключено и коренное изменение отношения к нему ("Кто бы мог подумать!")

Конфликт , как острая форма проявления противоречия, может иметь разную природу. Причиной могут явиться и разнонаправленные потребности, и несоответствие ситуации самооценке.
Если конфликт порожден потребностями, блокирующими друг друга, то возможны
3 типа ситуаций: две одинаково привлекательные, но противостоящие друг другу по потребности ( ситуация "буриданова осла"), две отрицательные ценности, когда трудно выбрать "меньшее из зол", или же две разнонаправленные - что-то привлекает, но получить желаемое мешает нечто, что отвращает (хорошее вознаграждение за неприятную работу). Кроме несовместимости потребностей причиной конфликта может служить и неадекватность самооценки. При этом важно учитывать, завышена она или занижена. Чрезмерно завышенная самооценка, особые претензии, которые обнаруживаются в утрате критического отношения к своему поведению, сочетаются обычно с недооценкой или полным игнорированием объективных условий и требований окружающих. Естественно, что все это не одобряется окружающими и порождает конфликт.

Кризис может провоцироваться и заниженной самооценкой, вызывающей избыточный самоконтроль, ведущий к нервным срывам, и преувеличение давления совести, чреватое моральными срывами. Полное подчинение человека совести - это его отождествление с жесткими принципами, которые реально е работают и которым всегда не хватает милосердия. Для адекватности реакции необходимо понимание конкретной ситуации. У человека с заниженной самооценкой при обострении обстановки может возникнуть чувство собственной неполноценности, приводящее к отрыву от реальности, появлению далеких от жизни установок, фантазированию, жизни в грезах (т е замещению) Фантазии выступают здесь как механизм разрешения конфликтов между средой и личностью. Они могут быть продуктивными, помогая овладеть своими переживаниями за счет воплощения их в творчестве и ухода от реальности, создания воображаемой идеальной ситуации и идеального "Я" и компенсации реального неуспеха успехами в этой придуманной среде обитания.

Кто себя не одобряет, не любит, тот находится в постоянной тревоге за себя.
В нем нет уверенности, он вынужден, занимаясь собой, жадно доставлять себе все, что есть у других, доказывая себе, что он "не хуже других", - и этом смысле он находится в постоянной от них зависимости. Это и порождает такие следствия рационализации, как эгоизм, когда человеку мало добиться успеха - ему еще надо, чтобы друзья потерпели крах. Не вызывает сомнения, что это тоже путь к конфликту.
Конфликт может быть обусловлен и тем, что когда ответственный выбор сделан, положительные стороны отвергнутой альтернативы и отрицательные стороны избранной создают у человека недовольствопринятым решением. Тогда вмешивается защита, чтобы "задним числом" повысить ценность совершенного им действия ("сладкий лимон") или обесценить его отрицательные аспекты
("зеленый виноград"). Тем самым человек изменяет оценки в пользу уже избранной альтернативы, и диссонанс изчезает.

Таким образом, для людей с заниженной самооценкой сделанный шаг - еще не конец события. Еще долго после этого весы могут колебаться. "Правильно или не правильно я поступил?" Таким людям можно помочь, аргументирование поддержав сделанный ими шаг, найдя в нем что-то положительное.

Изменение критериев "разумности" своего поведения

Когда поведение человека вдруг становится "неразумным", вероятность действия психологической защиты также велика. Не понимая себя, человек старается иногда объяснить себе и другим странности своего поведения, порожденные внешним конфликтом, неразумностью тех или иных поступков, приводя развернутую рациональную аргументацию. Но при этом он забывает, что поведение управляется желаниями. Мысли действенны лишь в той мере, в какой они обнаруживают то или иное желание. Поэтому критерий "разумное" -
"неразумное" не может быть определяющим. Неудивительно, что понимание причин своей тревоги помогает скоррегировать скрытые желания и снизить порожденную ими тревогу - но только если становятся доступными и мотивы.

Результирующая направленность действия может быть обусловлена противоречием между завышенными требованиями к себе и ограниченными возможностями. Огорчаясь, например, из-за низкой оплаты своего труда, человек вдруг проявляет необычную для него непоследовательность в аргументации и говорит: "Пусть я меньше зарабатываю, зато я порядочный человек". Под этим внешне алогичным высказыванием лежит вторжение защиты по типу рационализации: "много получают только непорядочные люди, а я человек порядочный". Это "разумное" рассуждение направлено на понижение им оценки окружающих ("непорядочные") и повышение падающей самооценки ("порядочный").
Подобная аргументация несколько утоляет боль уязвленного самолюбия.

Другой иллюстрацией сдвига понятия о разумности (рационализации) может служить традиционное для родителей перекладывание ими вины за плохое воспитание ребенка, вопреки всякой очевидности, с себя на всех окружающих: во всем виноваты бабушки, детский сад, школа, улица.
Здесь защита работает на изменение распределения ответственности, и равновесие достигается за счет ответственности и перекладывания ее на других.

Влияние конкретной неудачи на самооценку обнаруживается обычно по тому, как человек объясняет себе причины неудач. Например:" Для занятий творчеством нужны особые способности, а у меня их нет", или :"Все это верно, но мне уже поздно начинать." Псевдоразумность этой аргументации усиливается тем, что в иных обстоятельствах тот же человек считает, что он достаточно способный и ему еще не поздно заняться новыми делами. Совершенно очевидно, что демонстрируя "новую" логику, человек начинает неосознанно или неосознанно формировать о окружающих новый взгляд на себя, упреждая их негативную оценку своего поведения или своей пассивности.

Формирование нового образа "Я"

Вторжение защитных механизмов обнаруживается, когда человек активно стремиться внушить окружающим новый образ самого себя. Он применяет эту тактику рационализации, когда предвидит, что его поведение поймут и оценят нежелательным для него образом, а его самого отнесут к типу людей, к которому он принадлежать не хочет: "У меня нет предрассудков, но по понедельникам я в командировку не выезжаю" ( отречение от себя как от человека с предрассудками). "Может быть, это и глупо, но я никогда не подаю милостыни" (лучше отречься от себя как от умного, чем признать себя скупым).

Человек, недовольный собой, стремясь представить себя в лучшем свете, испытывает страх разоблачения, который постоянно требует душевной энергии.
Он непрерывно уговаривает себя , что прав. Осуществляя рационализацию, он защищает свои заблуждения, и они повторяются вновь и вновь. Некоторые люди настолько опасаются критики, что предпочитают выглядеть несчастными, лишь бы не слышать отрицательных отзывов. Они постоянно выставляют себя виноватыми, чтобы другие поняли, что это благородный человек, который сам страдает от каждой своей ошибки. Самокритика как бы блокирует критику со стороны.
Другим средством предохранить себя от чувства вины является "праведное возмущение". Интенсивно критикуя чьи-то действия, мы начинаем чувствовать себя умными, высоконравственными, всегда правыми. Зачем обращать внимание на собственные недостатки, когда столько порока вокруг (продажные политики, жадные предприниматели)? Классический пример защитной маски - такая всем хорошо известная роль, как "казанский сирота": человек делает все, чтобы уклониться от контакта с начальством, а потом жалуется всем на заброшенность, отсутствие руководства, грустит, что ему никто не хочет помогать - ни коллеги, ни начальство, ни подчиненные, сетует на отсутствие прав - "Кто меня будет слушать?", на непосильные задачи - "Я не профессор, академий не кончал", "Я слабая женщина". Бывает, напрашивается на грубость, а затем искренне обижается. Не возражает иногда прослыть недалеким, чтобы ему не поручали ничего серьезного.

Увидев знакомого человека в "новом образе" и стремясь оказать ему помощь в трудном положении, необходимо постараться убедить его в достоинствах
"старого образца", всячески завышать значимость прежних успехов и породивших их способностей.

Возникновение символов и фетишей

Одновременно с созданием нового образа "Я" часто обнаруживается вторжение специфических символов, знаменующих включение защиты по типу замещения.
Символы и символические акты начинают постепенно замещать реальные, но вытесненные действия. Действие символа можно сравнить с эффектом перспективы: как перспектива средствами второго измерения выражает третье, позволяя на плоскости увидеть пространство, так и символический образ делает непостижимое доступным и понятным в завуалированной форме. Например, появляются описания действия вместо совершения самого действия, рассуждения типа:"Если бы я имел...", "Если бы я мог...".

Душевный конфликт может сделать человека вспыльчивым и гневливым. В подобных ситуациях гнев есть результат регрессии к незрелым, примитивным формам замещения. Сердясь, человек может "позволить себе" то, раньше позволить не мог, - ведь он в "таком гневе"! Проблема решается по пути наименьшего сопротивления - осуществляя символические действия, он рвет листок с условием задачи, которую ему не удается решить, или уходит, хлопая дверью, когда не находит приемлемой для себя стратегии поведения. Он может совершить символический акт и другого типа - "принесение жертвы": как считал Фрейд, для того чтобы пациент испытал существенное облегчение, ему необходимо чем-то "жертвовать", например деньгами.

Регулирование высоты барьеров
Сталкиваясь с внешней травмирующей ситуацией, недовольный собой и огорченный своими поступками человек может нейтрализоватьзащитные механизмы тремя способами: понизить значимость травмирующего фактора ("Теперь (в новых обстоятельствах) я смотрю на это по другому"), повысить самооценку, чтобы на ее фоне влияние травмы было менее болезненным ("Для меня это не имеет большого
9?

*-* *-* значения ), или понизить значимость неудачных поступков и действии, т е изменить систему ценностей так, чтобы некое событие опустилось в иерархии предпочтений, стало лично менее значимым ("Не очень-то и хотелось").
Рассмотрим различные варианты реализации этих стратегий.

Взвешивание масштаба травмы

Один из подходов к снижению внутренней напряженности состоит в выявлении масштаба травмирующего события, соотнесении его с главными жизненными ценностями. Если осознать сам факт несоизмеримости такого большого объема волнений и реальной, не столь огромной значимости события, то напряженность разряжается или смягчается. При таком сопоставлении целесообразно применять описательный, неосуждающий стиль представления ситуации, который помогает осознать, что угнетающее человека событие не затрагивает его основных жизненных ценностей. Тогда защита становится менее актуальной и может даже отключиться. Теперь он может объективно, непредвзято посмотреть на себя, на стечение обстоятельств и правильно оценить их последствия. Вследствие этого его поступки, определяясь реальными мотивами, могут стать более целенаправленными.

Любая задача решается легче, если удается ее преобразовать -осуществить выход за пределы изначально заданных условий, включив исходную ситуацию в более широкую систему, увидев ее как часть ( и не обязательно значительную) другой проблемы. Такая операция позволяет рассмотреть предмет тревоги в новом свете, открыв в нем новые факты и закономерности. Наоборот, анализ в жестких рамках условий и требований данной задачи усиливает тревогу и затрудняет процесс выхода.
Человек, потерпевший неудачу в карьере или в любви, нередко считает, что его жизнь потеряла всякий смысл. Он не осознает, что утрачена только часть жизненных ценностей. За счет излишнего концентрирования на травме сознание его сужается, что усугубляет психическую напряженность, ограничивает разнообразие его поведения, делая его существенно более стереотипным и предсказуемым. Здесь могут помочь любые способы расширения сознания, позволяющие переключиться, увидеть новые возможности и лучше управлять собой. Когда внешняя ситуация резко меняется (как сейчас в нашей стране), внутренний конфликт может быть связан с разрушением шкалы приоритетов.
Место главной цели могут занять две-три побочных ( при беспокоящей неопределенности отношений между ними). Тогда человек ощущает, что не успевает за жизнью, не справляется с набегающими изменениями, жалуется на перегрузку, переживает смятение и напряженность в ожидании будущего.
Способность бросить общий взгляд на события своей жизни, не теряя широкой перспективы и не утопая в мелких деталях, поможет ему справиться с огорчениями по поводу невозможности выполнить изначально нереальные, взятые когда-то на себя обязательства.

Для повышения обозримости проблем особенно важно систематизировать поступающую информацию, выделить главную по значимости цель. Затем нужно переключить свое внимание на мотивы, постараясь найти такой, во имя которого в данных обстоятельствах можно по-новому упорядочить свое поведение, уточнить шкалу ценностей.

Пример из практики психотерапевта К.Ф.Леонтовича. Столяр 27 лет сильно пил и страдал от непрерывного недовольства собой. Он утратил интерес ко всему и "даже к домино и к футболу". Беседы с собутыльниками были ему не интересны , и он пил в одиночку. В периоды просветления читал, но бессистемно. Себя он считал "работягой", интеллигенцию ненавидел и тайно ей завидовал. Проанализировав набор книг, прочитанных им в больнице, и аппелируя к ним, психотерапевту удалось предложить иную оценку себя и своих возможностей, косвенно подтолкнуть, убедить его, что он , в сущности, сам интеллигент. Наступившая переоценка ценностей привела к тому, что после выписки из больницы он сменил в своем ремесле традиционные формы на современный стиль, поступил учиться заочно и бросил пить.

А.Бек описывает студента, жаловавшегося на страх предстоящего публичного выступления. Психотерапевт его спрашивает: "Чего, собственно, вы боитесь?
Предположим, слушатели решат, что вы наихудший оратор. Разрушит ли это вашу будущую карьеру? Откажутся ли от вас после этого родители и жена?" Такие вопросы побуждают студента к реалистическому анализу последствий неудачи. В итоге он с облегчением признает, что самый неприятный из возможных исходов состоит в том, что у него пару дней будет плохое настроение, а затем все прийдет в норму.
В затруднительных ситуациях часто бывает полезно взвесить все обстоятельства на весах основных ценностей. Допустим, человеквстревожен особенностями своей сексуальной жизни. Он воспринимает свои сексуальные импульсы как чрезмерные. Непроизвольно он акцентирует избыточное внимание на этой проблеме, что повышает вероятность, что включится защита (проекия) и спровоцирует у него тенденцию критиковать других людей, чье поведение он теперь будет воспринимать как излишне сексуальное. Если внушить ему восприятие уровня своих половых потребностей как допустимого, просто лежащего на другой границе интервала нормы, то ему уже не потребуется защита. Таким образом, передвинув оценку на шкале ценностей, он может примириться со своими собственными чувствами и вследствие этого станет терпимее к их выражению у других.

Некто испытывает чувство вины из-за того, что ведет несколько беспорядочную половую жизнь. Однако постепенно выясняется, что в действительности он боится нападок и разоблачений со стороны родителей, жены, общественного мнения, т е слишком высоко ценит эти свои особенности.
Он должен осознать, что за чувством вины скрывается чувство другого масштаба, что его "любовные похождения" на самом деле маскируют боязнь любви настоящей, неумение любить самоотверженно, неспособность к близким ответственным отношениям. Тогда он поймет, что его поведение - не столько прегрешения против общества (что и провоцировало вытеснение), сколько против себя самого, пустая растрата своей способности к любви. Если он это осознает, то встанет на путь избавления от чувства вины и сможет надеяться наконец полюбить.

Здесь важно не отрицать с порога обоснованность возникших проблем и страхов, а направлять и стимулировать их анализ. Главная задача -создать новый образ ситуации, к которому уже можно испытывать и другие чувства.
Изменение масштаба травмирующего события или даже его обесценивание помогает справиться со многими внутренними трудностями. Например, в последнее время в ряде стран пропаганда укрепляет у людей представление о том, что "курить не модно", что преуспевающий, счастливый и удачливый человек не курит, а курящий тем самым демонстрирует свою несостоятельность.
Всесторонне, с помощью средств массовой информации демонстрируется, что человек без комплекса неполноценности не имеет такой потребности. Во всех случаях необходимо сохранять опору на позитивный опыт и имеющиеся ресурсы и не фиксироваться на негативных аспектах. Такая установка позволит использовать все то, что помогает. Понижение значимости допущенных ошибок

Один из подходов к смягчению внутренней напряженности , возникающей при конфликте, связан с понижением значимости допущенных ошибок, испытанных неприятных ситуаций. Учитывая, что самооценка снижается сильнее, если неудача объясняется личной неполноценностью, чем и когда допускается и неблагоприятное стечение обстоятельств, полезно переложить значительную часть неудач на внешние обстоятельства и недостаточную информированность.
Не будьте к себе более критичны, чем к другим; в конце концов, вы тоже человек. Не стоит тащить за собой хвост переживаний по поводу несправедливостей и обид. Подобная фиксация и постоянное возвращение к прошлым поражениям сдерживает конструктивную деятельность в настоящем.

Повышение гибкости системы ценностей

По мере возрастных изменений сформировавшаяся у человека модель мира становится не только все более сложной, но и более инерционной -каждая ее трансформация требует все больших усилий. Возникают не только устойчивые критерии, но и целостные сценарии, подсознательные жизненные планы, предопределяющие поведение человека. Излишняя устойчивость системы принципов и критериев препятствует дальнейшему развитию. Ведь наши мнения должны меняться - и потому, что меняется мир вокруг нас, и потому, что меняются наши способы суждения. Признание относительности своей системы ценностей расшатывает предрассудки и устраняет препятствия на пути коммуникации.
Сможет ли человек изменить свои установки и пересмотреть отношение к событиям, зависит от его психической гибкости. При ортодоксальных, плохо коррегируемых взглядах обстоятельства жизни могут вызывать столь тяжелые душевные конфликты, что для того, чтобы их пережить, человеку приходится радикально реконструировать свою модель мира. Тогда, пытаясь не делать этого, избавить себя от растерянности и страданий, т е не изменять своих критериев ценности и в то же время адаптироваться ( а для этого посмотреть на мир новыми глазами), он ощущает глубинный конфликт, и приходящая на помощь защита замещает реальную жизнь - он строит удобный для себя мир фантазий, мечты и уходит жить в него, как улитка в раковину. Внешне это выглядит как самоизоляция, и чем дольше она продолжается, тем труднее в дальнейшем наладить отношения со внешней средой. Для предотвращения столь непродуктивной реакции на перемены в окружающем мире следует развивать способность изменять отношение ксамому себе, переоценивать и корректировать свой внутренний опыт, смотреть на себя новыми глазами.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.