РУБРИКИ |
Психокоррекция |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психокоррекцияp> Приведем другие, более обыденные примеры. Однажды 34-х летняя женщина увидела во сне, что она убила мужа и дочь большим кухонным ножом. С этого дня, стоило ей увидеть нож, как ее охватывал ужас, начинались приступы тоски и даже обмороки. Лишь сон помог ей осознать глубину своего конфликта с семьей. Известно, что лица с ориентацией на социальный успех достигают в сновидениях желаемого поведения. Длительно видят сюжеты выздоровления тяжелобольные. Острое состояние голода вызывают сны, связанные с употреблением пищи.Во время сна цензура ослабляется, и из подсознания в ткань сновидений проникают истинные влечения и мотивы, вплетая в сюжет сна соответствующие образы. Важно, что реализация в сновидениях осознаваемых и неосознаваемых желаний - истинное замещение, поскольку переживания, сопровождающие сновидение, могут приводить к нормализации состояния во время бодрствования. К работе сновидения относится превращения понятий и состояний, незрительных по своей природе, в зрительные образы. Видящий сновидение вовлечен в ситуацию, он-действующее лицо и активно ее переживает. Поэтому суть ситуации ясна ему и без слов. Рассказ же сновидений требует усилий, связанных с трансляцией образов в слова. Наоборот, перевод понятий и эмоции в образы сновидения призван скрыть, зашифровать истинный смысл мотивов, превратить скрытые желания в невинный по своему содержанию сюжет с целью обхода цензуры. Анализируя сновидения, Фрейд разделил их на 3 группы 1- Сновидения, в которых вытесненные желания появляются в незамаскированном
виде. Такие сны типичны для детей (корзина с вишнями) Среди средств маскировки истинного желания в сновидениях выделяют такие разновидности, как сгущение, смещение и символизация. Сгущение - это объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену,
целостный образ. Так, Анна Каренина почти каждую ночь видела один и тот же
сон - что Каренин и Вронский оба были ее мужьями, расточали ей свои ласки. Смещение - это замена в сновидении желания или объекта, которые не пропускаются цензурой, на другие, ассоциативно связанные с маскируемыми, менее тревожные и потому пропускаемые: переход от самой вещи к фетишу, символу или от одной части объекта к другой. Пропущенные цензурой и появившиеся в сновидении образы через ассоциации создают намек на отсутствующие в фабуле недоступные желания. Так, первое время после смерти матери нередко возникает конфликт между страстным желанием увидеть ее, хотя бы во сне, и
травмирующими воспоминаниями о ее смерти. Этот конфликт разрешается с
помощью смещения, и в сновидениях появляется не сам образ матери, а какая-
нибудь из любимых ею вещей или что-то другое, связанное с ней по
ассоциации. Когда у человека возникают внутренние трудности, он ищет выход из положения Катарсис В переводе с греческого "катарсис" - очищение. Катарсис - вид
психологической защиты, приводящий к изменению системы ценностей с целью
ослабить влияние травмирующего фактора. Для этого может использоваться
некая внешняя, универсальная система ценностей, с точки зрения которой
травмирующая ситуация теряет в своей значимости.Катарсис может наступать
только при значительных эмоциональных напряжениях, в накале страстей,
которые изменяют обычные соотношения ценностей и мотивов. Так, переживание
сильного страха иногда приводит к нравственному перерождению, пробуждению
совести, духовному обновлению. Резко измеряется структура установок,
появляется решимость действовать в новом направлении. Сравнимое по силе и
результатам воздействие может произвести любовь, которую недаром нгазывают Ярко описал воздействие театра через механизм катарсиса Шиллер: "Театр развертывает перед нами разнообразную природу человеческих страданий. Он искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас роскошным приростом мужества и опыта... Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, преподносит он нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас. Искусство оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет наслаждение, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит само путем к нравственности." Творческое вдохновение художника есть, в сущности, тот же катарсис - в этом
состоянии происходит гармонизация "Я", его синтезирование, преодоление
дезинтеграции. Вадим Шалимов говорил:"Для художника записать - это значит
отделаться от боли, ослабить боль". При этом творец очищается от внутренних
конфликтов, возвышается над своими предрассудками, становится способным
преодолеть субъективность. Через катарсис искусство реализует особые,
высшие формы общественного сознания, достигая социально значимых целей
нравственного преобразования и совершенствования личности. Фрейд рассматривал катарсис через призму любви и веры, формирования
религиозных культов и обрядов. У истинно верующего или преданно любящего
человека меняются мотивы и установки: воля к самоутверждению и желание
настоять на своем сменяются готовностью "быть ничем", чтобы раствориться во Сублимация - это защита, осуществляющая переориентацию сексуального или
агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с
личностными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые обществом
формы творческой активности. Это - наиболее адаптивная из форм защиты,
поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально-
одобряемому результату. Важно, что при сублимации замещается не сам объект Способность большинства людей отвлекаться от первоначальной цели и
находить удовлетворение в объекте, допустимом с социальной точки зрения, т
е сублимировать свои влечения, ограничена. Сублимация часто связана с
десексуализацией, но последняя не всегда является порождением защиты, так
как, в норме, возникновение "сверх-Я" также предполагает десексуализацию. Хотя абсолютное подавление сексуальности, несомненно, снижает творческую
активность и способность к эффективным решениями, многим удается перевести
значительную часть полового влечения в профессиональную деятельность. Половое влечение особенно пригодно для сублимации, так как оно сравнительно легко поддается подмене своей цели на другую ( в том числе и несексуальную). Важно заметить, что если нечто, например сексуальная любознательность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то таким способом оно избегает вытеснения. Образование идеала "Я" и повышение требований к себе провоцирует вытеснение, но сублимация позволяет осуществить эти неприемлемые устремления и обойтись без вытеснения. Идентификация Идентификация реализуется не только при отождествлении себя с кем-то, но
и при причислении себя к определенному роду, классу, психологическому типу. Идентификация как один из механизмов самопознания начинается с детских
ролевых игр ("дочки-матери", "пожарники", "космонавты") Она приносит
чувства единства и гармонии через сопричастность с кем-то или с чем-то. Отсюда ясно, насколько важна для развития ребенка возможность общаться с
такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя
их положительные качества. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и
установки любимых и уважаемых им людей как свои собственные, человек из
этих элементов формирует свой идеал - внутреннее представление о том, каким
бы он хотел бы стать. Идентификация с героем помогает человеку принять его способы восприятия
окружающего и разделить его представления о приемах разрешения конфликтов. Осознание своих недостатков, особенно в сравнении с достоинствами других людей, вызывает у человека внутреннюю напряженность. Этот конфликт можно разрешить по-разному: закрыть глаза на свои недостатки, возненавидеть идеал, который служит прямым укором, или же, наоборот, полюбить этот идеал. Не все виды психологической защиты примиряют человека с самим собой за счет отвержения неприемлемой новой информации. Идентификация, катарсис и сублимация - приводят к включению части этой новой информации в собственную систему ценностей, изменяют модель мира и таким образом ослабляют конфликт между "хочу" и "могу". Человеку, относящемуся к жизни творчески, необходима свобода. Свобода
эта заключается прежде всего в умении смотреть на события с разных точек
зрения, в многообразии способов взаимодействия с миром. Но на пути
непредвзятого восприятия окружающих вещей и событий встают психологические
барьеры. Они как шоры, фильтры, линзы, ограничивают и искажают восприятие
мира. Коль скоро какую-то часть мира человек не воспринимает, а другая для
него деформирована, он может не усмотреть объективные закономерности во
внешней среде, что резко ограничивает разнообразие гипотез, выдвигаемых при
решении задач. Подсознательные барьеры отражают противостояние человека самому себе. Осознание является необходимым, но недостаточным условием для управляемости психологических барьеров. Осознание ситуации ничего не стоит, если оно не притворено во внутренний опыт, если ответ "застревает в голове и не проникает в сердце". Нужно не познать , а постичь истину -не интеллектуально, а через бессознательные составляющие опыта. Поэтому для ослабления влияния подсознательных факторов необходимо не только осознание их свойств и механизмов действия, но и эффективное отреагирование. Ведь если бы знакомство с содержимым бессознательного было достаточно для радикального улучшения самочувствия, то лекции и книги могли бы облегчить страдания. Однако только новое переживание позволяет переоценить ранее вытесненное и запомнить его по-новому. В этом смысле снижение барьерных эффектов зависит не только от содействия в решении проблем и уяснения всех возможных подходов к их преодолению, но и от канализирования их энергетического потенциала, т е создания условий отреагирования старых очагов. Итак, задача в том, что бы осознать и отреагировать. Известны специальные приемы, облегчающие вывод в сознание подсознательных представлений. Такую роль могут выполнять свободные ассоциации и психоаналитические беседы. Но профессиональная помощь вряд ли может быть оказана каждому нуждающемуся в ней. Именно поэтому "ликбез по самоанализу" имеет такое большое значение. Каждый способен овладеть простейшими приемами, нацеленными на возврат ранее преобразованных цензурой мыслей и чувств в сферу сознания. Тогда повышается вероятность их направленного отреагирования, т е преодоления, без чего невозможно душевное равновесие. Возникновение феномена бегства от... и в ... Наиболее типично бегство в работу. Оно порождает стремление все время что-нибудь делать. Такого рода перманентная активность происходит не от внутренней силы и уверенности в себе, а от отчаянной попытки заглушить глубинную тревогу. Достаточно часто поиск идеального варианта решения - это поиск предлога, чтобы уклониться от решения вообще, ничего не делать. Ведь идеального решения не существует. Просто человек не отваживается сказать себе: "Пока я не готов к решению!" Неадекватно восприняв нечто случившееся или свою роль в нем, человек начинает недооценивать свои перспективы и уклоняться от всех ситуаций, где есть вероятность оказаться несостоятельным. Например, он неожиданно уходит из семьи, с работы, изолирует себя от привычной обстановки,- окружающие не могут понять, в чем дело. Если травмирующая ситуация сложилась в профессиональной сфере, человек вдруг объявляет, что работа для него - не главное. И действительно, не исключено, что под влиянием защиты его жизненные ценности сместились в сферу непрофессиональных интересов, а все неудачи на службе обесцениваются по типу "зелен виноград" для ослабления их травмирующего воздействия. Уход в болезнь - человек неожиданно начинает демонстрировать чрезмерное,
необоснованное беспокойство о своем здоровье, утверждая, что "все остальное
не важно". Такое бегство может действительно вызвать серьезные изменения
самочувствия и уж во всяком случае, только усугубляет проблемы общения. Поиск "мишени" и ее роль Ощущая внутреннее неблагополучие, человек ищет помощи извне и с этой
целью избирает "мишень" - того, на кого можно обрушить свои проблемы. При
благоприятном развитии событий такой мишенью становится психолог. Функция Возникшее внутреннее напряжение мешает ему вспомнить, как раньше удавалость справиться с проблемами такого рода. Извне гораздо легче создать условия облегчающие уяснение, осмысление связей и значения того, что изнутри не интерпретируется сознатеольно и произвольно. Чтобы помочь человеку, оказавшемуся в роли мишени: 1. Можно либо
подтолкнуть его к приспособлению к обществу, либо наоборот, убедить его,
что он может стать сильнее и отстоять свою позицию. Под приспособлением
здесь понимается умение действовать так, как поступает большинство людей в
данной культуре. Когда человек действует "как принято", в соответствии с
существующими и одобряемыми обществом образцами поведения, то растет
вероятность сохранить душевное здоровье. Эта стратегия поведения
обеспечивает ему уважение окружающих, дает уверенность в себе, он лучше
защищен от посягательств и оскорблений. ("Тебе трудно потому, что ты Альтернативный подход - не приспособление, а максимальное развитие своей индивидуальности, самоактуализация.Человек должен проникнуться мыслью: если кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою моральную и интеллектуальную целостность, становится несчастным, утрачивает свободу. Ведь свобода предполагает уважение не только других, но и себя как личности. Человек, достигший внутренней цельности, порой не столь удачлив, как "приспособившийся", но у него есть уверенность в себе, он может непредвзято рассуждать и объективно оценивать, поэтому он гораздо менее уязвим для чужого мнения и давления обстоятельств. Это во многом определяет его творческую реализацию, поскольку "он воспринимает перемены действительности положительно, тогда как приспосабливающийся человек в своем стремлении к равновесию воспринимает их отрицательно". Перестройка по второму типу влечет ослабление эгоцентрических позиций, ограничение чрезмерных притязаний, повышение самокритичности, стимулирует уважение человека к своим индивидуальным особенностям. За счет этого снижается уровень необходимой защиты и повышается умение формировать новое отношение к окружению и своим поступкам. Тогда появляются силы для самостоятельной борьбы с трудностями, становится возможным разрушение неадекватных стереотипов и установок, реализация жизненных целей. Осуществлять поддержку, оказавшись в роли "мишени", необходимо со всей
осторожностью. Наилучшая позиция - максимальная внешняя нейтральность,
которая необходима для минимизации переноса. Ведь чувства, бурлящие вокруг,
рапространяются и на "мишень". В этой роли человек используется как "козел
отпущения", как объект разрядки напряжения, которое не способны разрядить
подлинные источники конфликта. Например, "мишень" может вдруг оказаться Конфликт и псевдоконфликт Сам или с помощью "мишени" человек начинает подозревать о существовании
у себя внутреннего конфликта, травмирующее воздействие которого включает
механизмы психологической защиты, возвращающие человеку ощущение гармонии
внутреннего мира. Возникает странная ситуация, если смотреть на нее извне. Противоречия между поведением до и после вторжения защиты указывают на
разрыв между сознательно принимаемым решением и скрытыми за ним чувствами. Избавиться от неприятного состояния, связанного с противоречивыми установками, можно по-разному: отказаться от желания, несовместимого с выработанной ранее установкой, приобрести новые знания, создающие существенный перевес одной позиции и тем самым снимающие конфликт, или пересмотреть свои привычные установки и жизненные ценности таким образом, чтобы исключить диссонанс. Например, кто-то считал одного из своих знакомых человеком порядочным и вдруг узнал про его дурной поступок. Как ему избавиться от огорчения? Самое простое - не поверить факту ("Он не мог!") Далее, можно изучить подробности происшествия, в надежде, что выяснится нечто такое, что оправдает совершенный поступок ("Ах так, ну тогда другое дело") Не исключено и коренное изменение отношения к нему ("Кто бы мог подумать!") Конфликт , как острая форма проявления противоречия, может иметь разную
природу. Причиной могут явиться и разнонаправленные потребности, и
несоответствие ситуации самооценке. Кризис может провоцироваться и заниженной самооценкой, вызывающей избыточный самоконтроль, ведущий к нервным срывам, и преувеличение давления совести, чреватое моральными срывами. Полное подчинение человека совести - это его отождествление с жесткими принципами, которые реально е работают и которым всегда не хватает милосердия. Для адекватности реакции необходимо понимание конкретной ситуации. У человека с заниженной самооценкой при обострении обстановки может возникнуть чувство собственной неполноценности, приводящее к отрыву от реальности, появлению далеких от жизни установок, фантазированию, жизни в грезах (т е замещению) Фантазии выступают здесь как механизм разрешения конфликтов между средой и личностью. Они могут быть продуктивными, помогая овладеть своими переживаниями за счет воплощения их в творчестве и ухода от реальности, создания воображаемой идеальной ситуации и идеального "Я" и компенсации реального неуспеха успехами в этой придуманной среде обитания. Кто себя не одобряет, не любит, тот находится в постоянной тревоге за себя. Таким образом, для людей с заниженной самооценкой сделанный шаг - еще не конец события. Еще долго после этого весы могут колебаться. "Правильно или не правильно я поступил?" Таким людям можно помочь, аргументирование поддержав сделанный ими шаг, найдя в нем что-то положительное. Изменение критериев "разумности" своего поведения Когда поведение человека вдруг становится "неразумным", вероятность
действия психологической защиты также велика. Не понимая себя, человек
старается иногда объяснить себе и другим странности своего поведения,
порожденные внешним конфликтом, неразумностью тех или иных поступков,
приводя развернутую рациональную аргументацию. Но при этом он забывает, что
поведение управляется желаниями. Мысли действенны лишь в той мере, в какой
они обнаруживают то или иное желание. Поэтому критерий "разумное" - Результирующая направленность действия может быть обусловлена
противоречием между завышенными требованиями к себе и ограниченными
возможностями. Огорчаясь, например, из-за низкой оплаты своего труда,
человек вдруг проявляет необычную для него непоследовательность в
аргументации и говорит: "Пусть я меньше зарабатываю, зато я порядочный
человек". Под этим внешне алогичным высказыванием лежит вторжение защиты по
типу рационализации: "много получают только непорядочные люди, а я человек
порядочный". Это "разумное" рассуждение направлено на понижение им оценки
окружающих ("непорядочные") и повышение падающей самооценки ("порядочный"). Другой иллюстрацией сдвига понятия о разумности (рационализации) может
служить традиционное для родителей перекладывание ими вины за плохое
воспитание ребенка, вопреки всякой очевидности, с себя на всех окружающих:
во всем виноваты бабушки, детский сад, школа, улица. Влияние конкретной неудачи на самооценку обнаруживается обычно по тому, как человек объясняет себе причины неудач. Например:" Для занятий творчеством нужны особые способности, а у меня их нет", или :"Все это верно, но мне уже поздно начинать." Псевдоразумность этой аргументации усиливается тем, что в иных обстоятельствах тот же человек считает, что он достаточно способный и ему еще не поздно заняться новыми делами. Совершенно очевидно, что демонстрируя "новую" логику, человек начинает неосознанно или неосознанно формировать о окружающих новый взгляд на себя, упреждая их негативную оценку своего поведения или своей пассивности. Формирование нового образа "Я" Вторжение защитных механизмов обнаруживается, когда человек активно стремиться внушить окружающим новый образ самого себя. Он применяет эту тактику рационализации, когда предвидит, что его поведение поймут и оценят нежелательным для него образом, а его самого отнесут к типу людей, к которому он принадлежать не хочет: "У меня нет предрассудков, но по понедельникам я в командировку не выезжаю" ( отречение от себя как от человека с предрассудками). "Может быть, это и глупо, но я никогда не подаю милостыни" (лучше отречься от себя как от умного, чем признать себя скупым). Человек, недовольный собой, стремясь представить себя в лучшем свете,
испытывает страх разоблачения, который постоянно требует душевной энергии. Увидев знакомого человека в "новом образе" и стремясь оказать ему помощь в
трудном положении, необходимо постараться убедить его в достоинствах Возникновение символов и фетишей Одновременно с созданием нового образа "Я" часто обнаруживается вторжение
специфических символов, знаменующих включение защиты по типу замещения. Душевный конфликт может сделать человека вспыльчивым и гневливым. В подобных ситуациях гнев есть результат регрессии к незрелым, примитивным формам замещения. Сердясь, человек может "позволить себе" то, раньше позволить не мог, - ведь он в "таком гневе"! Проблема решается по пути наименьшего сопротивления - осуществляя символические действия, он рвет листок с условием задачи, которую ему не удается решить, или уходит, хлопая дверью, когда не находит приемлемой для себя стратегии поведения. Он может совершить символический акт и другого типа - "принесение жертвы": как считал Фрейд, для того чтобы пациент испытал существенное облегчение, ему необходимо чем-то "жертвовать", например деньгами. Регулирование высоты барьеров *-* *-*
значения ), или понизить значимость неудачных поступков и действии, т е
изменить систему ценностей так, чтобы некое событие опустилось в иерархии
предпочтений, стало лично менее значимым ("Не очень-то и хотелось"). Взвешивание масштаба травмы Один из подходов к снижению внутренней напряженности состоит в выявлении масштаба травмирующего события, соотнесении его с главными жизненными ценностями. Если осознать сам факт несоизмеримости такого большого объема волнений и реальной, не столь огромной значимости события, то напряженность разряжается или смягчается. При таком сопоставлении целесообразно применять описательный, неосуждающий стиль представления ситуации, который помогает осознать, что угнетающее человека событие не затрагивает его основных жизненных ценностей. Тогда защита становится менее актуальной и может даже отключиться. Теперь он может объективно, непредвзято посмотреть на себя, на стечение обстоятельств и правильно оценить их последствия. Вследствие этого его поступки, определяясь реальными мотивами, могут стать более целенаправленными. Любая задача решается легче, если удается ее преобразовать -осуществить
выход за пределы изначально заданных условий, включив исходную ситуацию в
более широкую систему, увидев ее как часть ( и не обязательно значительную)
другой проблемы. Такая операция позволяет рассмотреть предмет тревоги в
новом свете, открыв в нем новые факты и закономерности. Наоборот, анализ в
жестких рамках условий и требований данной задачи усиливает тревогу и
затрудняет процесс выхода. Для повышения обозримости проблем особенно важно систематизировать поступающую информацию, выделить главную по значимости цель. Затем нужно переключить свое внимание на мотивы, постараясь найти такой, во имя которого в данных обстоятельствах можно по-новому упорядочить свое поведение, уточнить шкалу ценностей. Пример из практики психотерапевта К.Ф.Леонтовича. Столяр 27 лет сильно пил и страдал от непрерывного недовольства собой. Он утратил интерес ко всему и "даже к домино и к футболу". Беседы с собутыльниками были ему не интересны , и он пил в одиночку. В периоды просветления читал, но бессистемно. Себя он считал "работягой", интеллигенцию ненавидел и тайно ей завидовал. Проанализировав набор книг, прочитанных им в больнице, и аппелируя к ним, психотерапевту удалось предложить иную оценку себя и своих возможностей, косвенно подтолкнуть, убедить его, что он , в сущности, сам интеллигент. Наступившая переоценка ценностей привела к тому, что после выписки из больницы он сменил в своем ремесле традиционные формы на современный стиль, поступил учиться заочно и бросил пить. А.Бек описывает студента, жаловавшегося на страх предстоящего публичного
выступления. Психотерапевт его спрашивает: "Чего, собственно, вы боитесь? Некто испытывает чувство вины из-за того, что ведет несколько
беспорядочную половую жизнь. Однако постепенно выясняется, что в
действительности он боится нападок и разоблачений со стороны родителей,
жены, общественного мнения, т е слишком высоко ценит эти свои особенности. Здесь важно не отрицать с порога обоснованность возникших проблем и
страхов, а направлять и стимулировать их анализ. Главная задача -создать
новый образ ситуации, к которому уже можно испытывать и другие чувства. Один из подходов к смягчению внутренней напряженности , возникающей при
конфликте, связан с понижением значимости допущенных ошибок, испытанных
неприятных ситуаций. Учитывая, что самооценка снижается сильнее, если
неудача объясняется личной неполноценностью, чем и когда допускается и
неблагоприятное стечение обстоятельств, полезно переложить значительную
часть неудач на внешние обстоятельства и недостаточную информированность. Повышение гибкости системы ценностей По мере возрастных изменений сформировавшаяся у человека модель мира
становится не только все более сложной, но и более инерционной -каждая ее
трансформация требует все больших усилий. Возникают не только устойчивые
критерии, но и целостные сценарии, подсознательные жизненные планы,
предопределяющие поведение человека. Излишняя устойчивость системы
принципов и критериев препятствует дальнейшему развитию. Ведь наши мнения
должны меняться - и потому, что меняется мир вокруг нас, и потому, что
меняются наши способы суждения. Признание относительности своей системы
ценностей расшатывает предрассудки и устраняет препятствия на пути
коммуникации. |
|
© 2010 |
|