РУБРИКИ

Психокоррекция

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психокоррекция

p> Гибкость развивается через понимание того, что если на отдельных этапах жизни многие виды защиты играют положительную, приспособительную роль, то на других они могут оказаться нерациональными, особенно когда приобретают характер привычной стратегии поведения. Например, в свое время человек, не имея должных ресурсов, мог устранит неприемлемое для себя влечение только вытеснением, так как был слишком слаб, чтобы справиться с собой осознанно.
Но когда он стал зрелым, сильным, он способен вытеснить вытеснение сублимацией; если же он продолжает использовать привычную стратегию, то тормозит развитие собственной личности. Особенно часто бывает, что , добившись большого успеха на каком-либо пути, человек боится свернуть с этого пути, начинает думать, что должен продвигаться все дальше и дальше в том же направлении.

Кроме учета динамики психических ресурсов в течении жизни (раньше не было ресурсов, а теперь есть; раньше старый путь мог привести к победе, а теперь полезнее новый) - надо учитывать личный "шаг" изменений. ("Не все сразу!") Нельзя забывать о предельных дозах, в которых человек способен воспринимать, усваивать расхождения между своей позицией и позицией другого лица. Когда расхождение слишком велико - позиции прямо противоположны - усвоение прекращается, включается защита. Подсознательно формируется представление, согласно которому "та позиция" или "тот человек" (с противоположной точкой зрения) или глуп, или мало знает, или неопытен, или не авторитарен. Его позиция должна быть отвергнута - и она вытесняется.
Подготавливать человека к разумному осознанию его неблаговидных поступков или к восприятию противоположной точки зрения целесообразнее мелкими шагами, добиваясь согласии при каждом продвижении и поэтапно корректируя его понимание ситуации и ее прогноза. Тем самым можно его постепенно подвести к новой оценке случившегося. Чем больше мера неожиданности новой позиции, тем сильнее эмоциональная реакция на нее и тем вероятнее включение защиты. В тех случаях, когда обнаруживается полное непринятие контраргументации, разумнее подвигать человека к новой точке зрения, критикуя сперва лишь частности на фоне общей доброжелательности и подчеркивая прежде всего элементы, объединяющие исходную и предлагаемую позиции, и лишь за тем - разъединяющие, подавая их как второстепенные.
Здесь полезно вспомнить метод Сократа, который рекомендовал сначала встать на неверную точку зрения - вместе с ошибающимся собеседником, найти и обсудить ее положительные стороны и на этом основании объявить себя союзником, а затем, обращаясь с собеседником дружески, взвешивая уже не только "за", но и "против", путем дальнейших рассуждений перейти вместе с ним на правильную точку зрения.

Одним из выразительных примеров корректировки системы ценностей путем провоцирования катарсиса служит японская методика "Морита-терапии".
Японский врач Морита в 1921 году разработал оригинальный метод изменения ориентиров поведения. В начале курса терапии он предполагает отключение от социальной Среды, а заканчивает полноценным возвращением в нее. Метод ориентирован на помощь людям, страдающим главным образом от трудностей общения, переживающим, что их не понимают окружающие, но не осознающим, что их страдания являются следствием того, что они сами не приемлют общепринятых ценностей. Девиз этого метода:"Вы должны жить хорошо, а не чувствовать себя хорошо." Перестройте поведение, тогда и чувствовать себя будете нормально.

Поскольку система критериев и ценностей человека весьма устойчива, то для ее перестройки необходимо создать напряженную и даже критическую ситуацию. В данном случае, на первом этапе терапии, внутренняя напряженность создается строгим одиночеством и неподвижностью (постельным режимом).

Может возникнуть впечатление, что это не слишком сильное потрясение, но это не так. Например, когда испытуемых, которых готовили в космонавты, людей здоровых и психически устойчивых, некоторое время подержали в герокамере, то они сообщили, что уже через неделю у них бывали дни,когда
"вес внутри переворачивается","все раздражает", "хочется что нибудь выкинуть","кого-то ударить","запустить чем-нибудь, что попадет под руку".
Они жаловались, что на них навалилась тоска, отупение, апатия. На седьмой день один из участников записал: "Настроение меняется как ленинградская погода". Так что изоляция и неподвижность - мощное воздействие.
Терапия займет несколько недель. Первую неделю участнику предлагается соблюдать абсолютную изоляцию и постельный режим. Человек должен находиться один и может вставать с постели только для еды и в туалет. Разговаривать, читать, писать, петь, курить и т д не разрешается. Условия организованы таким образом,чтобы максимально усилить внутреннее напряжение. В состоянии одиночества человек имеет тенденцию, используя механизмы экстереоризации, выделить из себя партнера по общению и взаимодействовать с ним. Это, вообще говоря, защитная реакция, в норме представляющая ослабленную модель раздвоения личности. В данном случае этот собеседник помогает обдумать, обсудить жизненную ситуацию. В следующие две недели обстановка меняется.Предписывается изменение работы, которая может быть тяжелой и даже очень тяжелой. Он требует всех сил и максимального терпения - человека сталкивают с ситуацией, когда он может выполнить либо все, но плохо, либо хорошо, но часть; тес реальностью лицом к лицу. При этом он физически ощущает границы своих возможностей и практически вынуждается к компромиссу.
На фоне физической напряженности проводится и открытое вмешательство в систему ценностей личности, направленное на повышение уровня ее соответствия реальности. Человеку говорят: удовольствие есть удовольствие, боль есть боль. Действительность надо воспринимать такой, какой она есть, - как реальность. Тем самым его готовят к переоценке ценностей и после этого разрешают вести дневник, позволяющий отслеживать динамику последующих изменений. В дневниковых записях отмечаются некоторые смещения в иерархии критериев. Появляются новые установки: не обязательно делать все абсолютно правильно и хорошо - допустимо настолько хорошо, насколько это возможно и позволяют обстоятельства. Так начинают уходить нереальные претензии.

В следующие 2-3 недели от человека требуют преодоления барьеров другого типа - ему поручают задания, которые могут быть ему неприятны, но он должен выполнять их, независимо от своего отношения к ним (подталкивание к компромиссам иного вида и снова коррекция ценностей). Последние 2-3 недели разрешается разговаривать, но не о себе и своих проблемах. Если терапия эффективна, то к ее концу стабилизируются новые критерии. Появляется вкус к жизни, стремление наладить отношения с людьми, преодолевается максимализм.

Отложить достижение результата

Целый ряд травмирующих ситуаций связан с невозможностью из-за неблагоприятных обстоятельств получить желаемое сразу, сейчас, немедленно.
Если осознать упорядоченность целей, то напряжение может ослабиться. Когда разумно проведен анализ иерархии целей и средств, тогда неблагоприятные обстоятельства могут восприниматься как отсрочка исполнения желаний, а неприятности - как побочные события и случайные эпизоды на пути к их воплощению.
Здесь требуется умение откладывать решение проблем до времени, пока не возникнут условия для их решения. Такого рода позиция требует известной гибкости, она помогает найти в себе силы и отложить сиюминутное исполнение желаемого. В этом случае человек способен пережить временные неудовольствия на длинном и трудном пути к вожделенным целям. При этом, аргументируя отсрочку исполненияжеланий, необходимо учитывать связь возможной величины этой отсрочки с культурным уровнем человека. Обнаружено, что далекие цели плохо сохраняют силу стимула у лиц с низким уровнем развития. Чем ниже уровень культуры, тем сильнее воздействие сиюминутной цели.

Для облегчения систематизации своих целей и желаний можно предложить человеку составить список того, что могло бы составить ему удовольствие. В этот список целесообразно включить и самые простые, достижимые цели и самые трудные и дорогие. Когда человек видит перед собой перечень того, что можно реализовать немедленно (улучшая тем самым свое самочувствие), и того, что трудно, но очень хочется, достижение чего должно быть отложено, тогда он становится более готовым к планированию и пролонгированным усилиям для достижения результатов.

Повышение самооценки

Совершив поступок, неприемлемый для себя, и осознавая, что этот поступок будет всеми осужден, не находя себе оправдания, человек мучается от угрызений совести, чувства вины. Эти переживания могут сопровождаться резким снижением самооценки, формируется представление об утрате права на хорошее отношение окружающих:"Кто меня такого будет любить?". На фоне сниженной самооценки человек неадекватно, обостренно воспринимает реакцию окружающих на свои поступки, что, в свою очередь, ведет к конфликтам, разрыву отношений с людьми, чувству одиночества от потери эмоционального контакта. Возникает состояние дискомфорта, которое характеризуется на только ухудшением настроения, отрицательными эмоциями, но и сужением сферы общения. Если кто-то подрывает наше самолюбие, то сила полученного шока подчас отрезает нас от жизни на длительный срок.

Образуется порочный круг: изолированность усиливает психологическую напряженность, которая ослабляет контакты, что, в свою очередь, усиливает изоляцию, доходящую до ощущения полной непригодности к нормальному общению.
Убеждение в собственной неполноценности очень опасно - формируется уничижительная позиция: "Если я такой плохой, то уж от "этого" хуже не стану". Отсюда -один шаг до хулиганства, жестокости, агрессивности.
Порочный круг можно разорвать, если человеку удастся осознать меру вины, взвешенно соотнести ее со значимостью поступков других людей.
Для повышения самооценки человека, попавшего в трудную ситуацию, целесообразно его похвалить, поднять в собственных глазах и во мнении окружающих. Аналогичную роль может сыграть и какое-либо вознаграждение. И наоборот, упреки даже за фактически допущенныеошибки деморализуют человека, вселяют в него неуверенность в своих силах. Он начинает относиться к неудачам как к неизбежности. Следствия подобной деморализации могут проявиться в ожесточении, равнодушии, унынии. От этого напряженность возрастает еще больше. Поэтому и следует доверять человеку, обращаться с ним как с достойным - такой подход способствует его совершенствованию.

Эту позицию пропагандирует известный психолог Франкл. Он доказывает, что принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже, принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он стать еще только может. Если убедить человека в том, что он уже тот, каким он должен стать, то он освобождается от бремени выбора ориентиров и свободнее развивается. При получении своевременной поддержки защита, связанная со страхом осуждения, слабеет, человек становится доступнее как самокритике, так и внешней критике, что дает ему силы преодолеть свои недостатки.

Повышать самооценку целесообразно до такого уровня, когда у человека возникает уверенность в том, что уж кто-то, а он - сможет справиться с данной травмирующей ситуацией. Страдающим от своего несовершенства полезно иметь в виду, что не всегда надо тратить усилия на избавление от всех своих недостатков, но все свои достоинства следует развивать. Однажды, посмотрев тренировку наших футболистов, знаменитый Пеле сказал, что знает, почему русские играют так плохо -тренировки посвящены устранению недостатков, а надо развивать достоинства. По мнению этого футболиста, у него и его товарищей масса недостатков, но мало кто их замечает, потому что то. что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остались, - лишь продолжение их достоинств. Нельзя все делать одинаково хорошо, если не делать все посредственно.

Другими словами, нормализация самооценки может быть достигнута по- разному. Магистральный путь управления и самоуправления идет через переоценку ценностей и упорядочивание иерархии приоритетов. Поэтому изменение масштабов травмирующего события в общей шкале жизненных планов способствует улучшению самочувствия и адаптации к среде. Большую роль здесь играет трансформация жестких и немедленных требований в предпочтение. При этом жизненные стандарты не снижаются, но реализация задач может быть отложена. Когда желаемое не достижимо, то нет нужды считать, что все потеряно. Это создает необходимые условия для преодоления внутреннего сопротивления, восстановления работоспособности и возможности наслаждаться.
Тогда меняются способы реакции на трудности. Вместо типичных для неудачников :"Если бы только...", "Да, но ...", нужно сказать себе
"Спасибо, что хотя бы...", "Хорошо, что удалось продвинуться до ...".
Предотвращение закрепления беспомощности

Если все попытки изменить травмирующую ситуацию или отношение к ней не приводят к желаемому результату, а это чаще всего происходит на фоне большого опыта прошлых неудач, то у человека формируется установка особого рода - "выученная беспомощность". Такая установка организует готовность к тому, что в будущем все усилия этого человека окажутся безрезультатными.

Ослаблению этого препятствия способствует анализ трудностей решения прошлых задач, с которыми человек не сумел справиться и на которых обучился беспомощности. При этом полезно переоценить (повысить) сложность нерешенных ранее задач - перевести их из класса неразрешимых для данного человека в класс неразрешимых в принципе, либо разрешимых лишь при особых условиях.
Тогда можно дифференцировать "те" задачи как особо трудные, а "эту" - как обычную и вполне разрешимую. Такую же роль играют типичные способы самооправдания при неудачах, например ссылками на чью-то повышенную требовательность, на невезение и случайность.

Многим мешает совершенствоваться представление о своих слабых способностях. Отсутствие какого-либо умения, вполне достижимого тренировкой, они объясняют примерно так: "Я не могу выучить французский - ведь у меня нет слуха." Такие фразы, часто повторяемые, становятся ритуальными и препятствуют дальнейшим достижениям, создавая табу на успех в обучении.

Для предотвращения фиксации беспомощности, следует придать повышенную значимость любому частному успеху. Тогда растет самооценка, а вместе с ней
- вероятность будущего успеха. Распространенность оправдания своих неудач недостаточными способностями объясняется тем, сто многие считают способности врожденными и уверены, что изменить их нельзя. Поэтому нередко мысль о своих слабых способностях столь неприятна, что исключается, вытесняется из сознания. В результате, руководствуясь в поведении подсознательным представлением о своей неспособности, человек не проявляет должного терпения, выдержки, настойчивости при решении задач, быстро отказывается от повторных попыток осуществить свои намерения. Неудачи, которые он терпит, по его мнению, лишь подтверждают исходную установку.
Прямое оспаривание этого допущения ("Ты обладаешь достаточными способностями") непродуктивно из-за повторявшихся в прошлом неудач. Делу может помочь удача на любом другом поприще, достигнутый там успех. Он сам по себе повысит самооценку, что облегчит разрешение трудностей в иных сферах деятельности. Когда кто-то не может справится с задачей, считая, что она ему не "по зубам", можно помочь ему приблизить успех, дав понять, что даже очень способные люди затрачивают на решения "таких" задач гораздо больше времени и усилий, чем он предполагает.

Если человек считает, что его неуспехи - следствие отсутствия способностей, низкого уровня интеллекта, его беспомощность укрепляется.
Другое дело, если неудачи связаны с переутомлением, плохим самочувствием, тогда при улучшении самочувствия есть перспектива справиться с задачами.

Как отличить человека с выученной беспомощностью (неудачника) от уверенного в себе (победителя)? Победитель знает, что делать в случае проигрыша, но не говорит об этом. Неудачник, не знает, как быть, если прийдет неудача, но постоянно рассуждает, что он сделает в случае выигрыша.

Конструктивное преодоление страхов

Упорядочению, систематизации поведения чрезвычайно мешает страх. С помощью вытеснения страх устраняется из поля сознания, но не уничтожается.Вырванный из контекста личности человека и, следовательно, находящийся вне контроля, он действует внутри него и, будучи крайне взрывоопасен, может опасно разряжаться, так как принимает увеличенные, часто фантастические размеры. Сила вытесненного аффекта нарастает из-за его изолированности и несопоставления с другими событиями.

Вместе с тем страх, нарочито пережитый мысленно, теряет часть своей разрушительной силы. Многие люди бессознательно, интуитивно прибегают к такой форме десенсибилизации страха для уменьшения внутренней тревоги.
Неудача, понятая лишь как шаг на жизненном пути, теряет свое самодавлеющее значение, не пугает и становится источником опыта. Когда, тем или иным образом, страхи, сомнения преодолены, всегда приходит радостное чувство, вроде чувства облегчения после первого прыжка с парашютом.
Страх поражения свидетельствует, как правило, о невысоких потребностях в достижении. Для тех, у кого эти потребности высоки, риск только усиливает мотивацию достижения. Поэтому, чтобы сохранить равновесие для успешного решения проблем, надо усиливать потребностьв достижении. Кроме того, желательно трудности наращивать поэтапно -преодолевать простейшие препятствия до попыток справиться с более опасными ("дорогу осилит идущий",
"глаза страшатся - руки делают"). Перескакивание через ступени, форсирование этого процесса может привести к усилению страха и отказу от дальнейших шагов.

Мысленное проигрывание пугающих ситуаций, создание перевеса потребности над страхом и поэтапность шагов можно дополнить аргументацией в пользу того, что основные проблемы уже в прошлом (и поэтому бояться нечего), или смещением акцентов с глобальной требовательности, категоричности на конкретное планирование по подзадачам, каждая из которых сама по себе не очень пугает.

Не отрицать и не презирать свои проблемы

Преобладание вытеснения отрицательных аспектов содеянного, своего положения, идеализация отношений в прошлом, нереалистическая оценка перспектив будущего делают людей крайне уязвимыми. Чтобы уверенно справляться со своими трудностями, человек не может позволить себе презирать свои проблемы. Они - достойные его противники, они возникли как следствие серьезных мотивов и из них надо попытаться извлечь как можно больше ценного опыта для своей будущей жизни. Такая позиция примиряет с вытесненным прошлым опытом и тем самым помогает формировать новое отношение к старым проблемам. Ведь нельзя бороться с врагом, которого нет.

Опасно отвергать часть своего естества, какой бы она не была. Даже болезнь возникает как средство восстановления утраченного или нарушенного единства личности и, в каком-то смысле, является продолжением личностного роста. Надо с собой считаться, уважать все человеческие приобретения и проявления. Глупо отрубать левую руку по той причине, что она все делает хуже, чем правая. Также глупо ампутировать часть своей личности, своего характера. Продуктивнее сказать человеку: "Попытаемся убедить ту часть вашей личности, которая породила в вас эти страхи, что она тоже достойна уважения. Это были полезные реакции. Ведь вы здесь, вы выжили. Если бы у вас не было такой части, которая обеспечивала бы вашу защиту в определенной ситуации, вы бы не сидели здесь. Не будем стремиться устремить вашу возможность испытывать страх, но попытаемся изменить все так, чтобы вы могли иметь и другие реакции, более соответствующие вашему опыту - опыту взрослой, зрелой личности".

Повышение активности для изменения хода событий
Надо быть не только сильнее, чтобы наступать, но надо и наступать, чтобы быть сильнее. Представление человека о своей неспособности исправить создавшуюся ситуацию, о невозможности активно вмешаться в нее вызывает снижение самооценки, что само по себе провоцирует дальнейшее углубление переживаний, создавая ощущение усталости, одиночества, покинутости и подавленности. Возникающий комплекс неполноценности блокирует реализацию действительных возможностей личности, вытесняет стремление к росту и успеху. Человек замыкается в своем внутреннем мире, все больше изолируясь от социальных контактов. В подобных обстоятельствах нужно прилагать усилия, чтобы человек понял и поверил - можно вмешаться, можно изменить ход событий: даже неоптимальное действие лучше полной пассивности, ибо активность сама по себе способна принести облегчение. При этом, чем сильнее убежден человек в возможности повлиять на события, тем больше вероятность практических действий с его стороны. Активная жизненная позиция уменьшает беспокойство и чувство опасности.

У каждого сформировано представление о приемлемых для себя формах поведения. Нарастание тревожности в трудных обстоятельствах может быть связано с тем, что выход видится в действиях, которые человек считает для себя неприемлемыми или непосильными ("В нашем возрасте это не возможно",
"Это не женское дело!") Если помочь ему расширить представление о границах приемлемости, о диапазоне своих резервов, то ранее невозможные способы действий станут допустимыми и доступными, что позволит человеку подняться над своими проблемами.
Большинство испытывающих кризис жалуются на невозможность что-либо изменить в своем положении. Однако внимательный анализ всех обстоятельств со стороны показывает, что хотя положение чаще всего достаточно серьезное, все же есть определенные возможности, позволяющие его изменить. Находясь внутри ситуации, человек просто не видит их. Он отрицает новые и продуктивные подходы на том основании, что не располагает положительными данными по этому вопросу. Громадную роль в способностях человека преодолевать трудности играет понимание того, чем определяется результат его действий - его собственными усилиями или внешними силами. Рационализация - форма защиты, обосновывающая вывод, что человек якобы "не может" нести ответственность за свои результаты, так как они от него не зависят. Роттер разделил людей на 2 типа по тому, где, по их мнению, расположено управление их действиями (локус контроля). Первые - экстерналы-считают, что события, происходящие с ним, в основном являются результатом действия внешних сил, и они не могут на них повлиять, вторые - интерналы - приписывают себе практически все результатысвоей деятельности и считают, что могут влиять на ход событий. Поскольку экстерналы в качестве детерминант успеха и неудачи заранее принимают внешние факторы, они, в отличии от интерналов, меньше склонны подавлять свои неудачи ("Зачем вытеснять то, что от меня не зависит"). Очевидно, что интерналы более адаптивны, и если поднять их самооценку, то они смогут сами разрешить свои трудности, тогда как экстерналы легче поддаются внешнему управлению.

Таким образом, ощущение бессилия связано не столько с самой ситуацией, сколько с односторонним восприятием ее. В подобных случаях важно показать, что беспросветность - следствие привычного взгляда, и если расширить поле анализа, учесть множество дополнительных обстоятельств, можно увидеть выход. Иллюстрацией может служить ситуация в спорте, когда у спортсмена закрепляется отношение к своему лучшему достижению как к пределу личных возможностей, когда он убежден, что дальнейший рост результатов для него невозможен. Возникает конфликт между внешними требованиями дальнейших успехов и подсознательным убеждением в их недостижимости. Интересно, как в этом случае опытный тренер исподволь формирует успех. Не предупреждая спортсмена, что поднята планка или увеличен вес штанги, он нередко добивается от него преодоления личного рекорда, демонстрируя ему, что здесь важна не сколько техника, сколько уверенность, что результат достижим. Тем самым подготавливается, организуется необходимый сдвиг в представлениях о границах возможностей.

Отказ от лобовой атаки

В отношениях с человеком нет ничего хуже прямого потивостояния - оно бесполезно. Давно обнаружено, что лобовые приемы воздействия на психику - самые неэффективные. Например, новая информация лучше воспринимается в комментариях, а не в прямых утверждениях. Легче усваивается аргументация косвенная или такая, которая внешне обращена к одному лицу, но рассчитана на другое (присутствующее или осведомленное о ней впоследствии).
С учетом таких особенностей психики, подталкивая человека к переоценке событий, целесообразно использовать не утверждения, а вопросы. Задавайте вопросы, которые будут мешать ему отстаивать позицию, что "положения худшего, чем у него, не бывает", что "он совсем одинок" и т п Уточняя форму высказывания, полезно иметь в виду,что жесткая констатация фактов может выглядеть угрожающе и вызвать сопротивление, помогая изложить аргументы, и понять их. Кроме расспроса, полезно предложить описать обстановку. Простой рассказ о тревожащих обстоятельствах, особенно в ситуации аффекта, помогает справиться с ними. Далее можно изложить выслушанные только что проблемы и дать человеку послушать пересказ всех событий, чтобы получить возможность посмотреть на свои проблемы извне. При этом предмет конфронтации подается в виде вопроса или предложения, а не как неизбежное зло.Надо иметь в виду, что при пересказе сочувствующим лицом создаются оптимальные условия для уяснения некоторых подсознательных связей, а тревожащие символы переводятся в понятные слова. Например, полезнее поставить под сомнение тактику ведения дела, а не личную честность партнера. Если он встанет в оборонительную позицию, то его труднее увести от принятой им тактики из-за включенной защиты и возникшего раздражения. Легче изменить течение событий, чем личность их участника.

При необходимости обратить внимание человека на неудачные формы его поведения или аргументации - лучше говорить о них не непосредственно, а о своем восприятии и своих переживаниях по этому поводу. Когда человек слышит неблагоприятные отзывы о себе, то эта ситуация для него весьма значимая, часто травмирующая. Поэтому не исключено вмешательство защиты. Если же кто- то говорит о себе и своих чувствах по поводу этой ситуации, то для оцениваемого острота восприятия критики снижается ("Мне всегда неловко наблюдать, как, сидя в транспорте, человек закрывает глаза, чтобы не видеть стоящей перед ним старушки", "Я испытываю неловкость, когда слышу подобный унтер-офицерский юмор"). Лучше сказать:"Я чувствую себя обманутым", чем "Вы нарушили свое слово" - информация та же, однако в первом случае она провоцирует защитную реакцию.

Преимущества косвенной критики: нет необходимости, да и трудно спорить с человеком, говорящим о своих переживаниях, а не о ваших недостатках.; не исключено, что не все люди так остро реагируют на подобные недостатки, как ваш собеседник. Тогда это высказывание не слишком обидно и можно допустить, что "я-не такой уж плохой человек". Пилюля подслащена, и защита пропускает информацию. Когда она усвоена, возможно и продолжение:"Конечно, я человек хороший, но ведь все-таки кому-то неловко, неудобно - не стать ли мне еще лучше?" Однако, для успеха недостаточно, чтобы аргумент был понят, необходимо, чтобы он был принят. Тот, кого убедили против его воли, остается при своем мнении.
Существуют различные способы нейтрализации защиты, связанной с ожиданием неблагоприятного отношения к себе. Например, можноприписать себе ошибки собеседника или частично оправдать их. Так, Б.Франклин писал:"Я взял себе за правило вообще воздерживаться от прямых возражений, от категорических утверждений со своей стороны. Когда кто-нибудь утверждал нечто, безусловно ошибочное с моей точки зрения, я отказывал себе в удовольствии решительно возразить ему и немедленно показать ему абсурдность его предложений. Я начинал говорить о том, что в некоторых случаях и при определенных обстоятельствах его мнение могло бы оказаться правильным, но в данном случае оно представляется несколько несоответствующим и т д" Эта же мысль звучит в замечании бывшего президента Франции Валери Жискар дЭстена относительно адвокатов, с которыми ему приходилось встречаться: "Тем, кого я принимал, хватало ума не пытаться переубедить меня. Они давали мне понять, что разделяют мои сомнения, и лишь хотели обратить мое внимание на те моменты, которые, по их мнению, я мог упустить из виду".

Не спорьте. Если у человека уже сложилась доминанта, укрепилась установка, словами ее не изменить, она вашей аргументацией будет только укрепляться и питаться. Ведь логика - слуга ее. Когда субъективно важная деятельность сталкивается с ситуацией, вызывающей сильное негативное переживание, отрицательные эмоции, то личностный смысл от этого не меняется, но быстро нарастает психическая дискредитация возникшей эмоции.

Задача состоит в том, чтобы найти способ сформировать другую доминанту, иную установку. Жестокая, лобовая критика, задевая ядро личности, способствует активизации защиты. Поэтому следует всемерно щадить самолюбие собеседника:"На вашем месте я бы, несомненно, поступил так же, если бы располагал теми же сведениями. Но, к сожалению, вы не полностью или не совсем точно информированы". Здесь подразумевается, что какое-то упущение связано не с низкой компетентностью, а с недостаточной информированностью, и положительная самооценка поддерживается.
Поведение человека в значительной мере определяется его моделью мира.
Взаимодействие людей протекает нормально, если их модели в значительной мере совпадают или по крайней мере не противоречат друг другу. Иначе поведение одного может показаться другому не правильным, нелогичным, не соответствующим ситуации - отсюда желание поправить партнера, дать ему совет. Это, в свою очередь, может быть воспринять партнером как непрошенное вторжение в его внутренний мир и вызвать его сопротивление. Теперь понятно, почему советы следует давать только тогда, когда их настоятельно просят, когда человек самостоятельнопришел к выводу, что надо изменить свою позицию
(скорректировать свою модель мира), но не знает, как это сделать. Если такая потребность еще не сформировалась, давать советы преждевременно, бесполезно, а иногда и вредно. Вместе с тем лучшие советы - те, которые не имеют притязаний на безусловную обязательность и при этом своевременны. Эту грань тонко подметил Байрон:
Среди различных форм и формул зла Всего досадней поздние советы,
Пророчества вчерашнего числа И фразы: "Мы предчувствовали это".

При необходимости коррекции поведения другого - форма взаимодействия играет ключевую роль. Никаких оценок, только констатация. Например: "Вы прервали меня трижды". В этом случае информация представляется более приемлемой, чем после замечания оценочного характера :"Вечно вы всех прерываете и не даете слова сказать!" "Наташа, ты неряха", - воспринимается как оскорбление "Ты пролила кофе и не вытерла", - как описание поведения. Оценка в реплике звучит как ярлык. Подмечено, что высказывания в описательном ключе вызывают минимальную психологическую защиту и большее желание понять и изменить поведение.
Даже когда установка на изменение своих представлений у человека созрела, рекомендации следует ему предлагать не только в косвенной форме, но и с элементами неопределенности, в несколько общем, незавершенном виде.
Определенность воспринимается зачастую как форма давления, а четкость рекомендации связывается подсознательно с заниженной оценкой партнера (он может понять только четкое и простое предписание). Здесь не исключена такая логика:"Если он обо мне так плохо думает, зачем мне пользоваться его помощью..." - и совет вытесняется. Усвоение рекомендации с неоднозначной формулировкой облегчается за счет косвенной активности человека при переработке информации, поданной ему в виде намека или в косвенной форме, когда необходимо догадаться о чем-то, доопределить воспринятое. Придав совету собственную, личностно приемлемую и завершенную форму, вложив свои усилия в понимание и оформление рекомендации, человек ощущает себя соавтором идеи и относится к ней не как к навязанной со стороны, а как к своему детищу. Тем самым защита от вторжения в его внутренний мир становится излишней, конфликт разрешается и самооценка повышается.
Развивать и любить свое хобби

Хобби - терапия - способ оперативно удалиться от аффективной ситуации.

Заблокированность способностей, в частности тех, от которых зависит умение разрешать жизненные проблемы, связана с возможными для данного человека путями познания. Не все способности поддерживаются обществом в равной мере. Отдельные способности могут вступать в конфронтацию с окружением. Тогда они либо отвергаются им, либо оно не предоставляет необходимых условий для их развития, либо другим способностям придается такое значение, что для остальных не остается места.

Абсолютная концентрация на одной идее или цели - один из источников внутренних конфликтов. Идея, оккупировавшая все поле сознания, делает человека недоступным ни для каких других идей, формируя предпосылки ограниченности и косности его психики. Когда у человека есть побочные интересы, диапазон его ощущений становится шире, и сами они проявляются многообразнее. В итоге он становится терпимее к другим точкам зрения, и вероятность конфликта уменьшается.

В этом плане нельзя недооценивать влияние различных интересов и увлечений, хобби. Всякое увлечение можно назвать творческим, поскольку оно сохраняет открытость психики для новых влияний и образует противовес защите по типу замещения. В критических ситуациях, в случае поражения на генеральном направлении (профессиональном, семейном, политическом) для нормализации самочувствия не нужно срочно изобретать новые формы деятельности; наготове другая, привычная, достаточно привлекательная - хобби, и на нее можно переключиться, она поддержит самооценку,и, возможно, защита не потребуется.

Кроме того, избирая хобби, человек существенно меньше зависит от социального окружения, здесь он свободнее, чем в других сферах своей жизни и деятельности. Эта свобода очень важна для творческой ориентации, поскольку внутренние изменения происходят с личностью, когда она позволяет себе быть самобытной, а не тогда, когда она старается оставаться "как все".

Отнестись к "этому" с юмором
Напряженность можно преодолеть и с помощью юмора. Это хороший способ разрешения противоречий, средство осмеяния преград, вызывающих ярость, страх и тревогу, помогающее избавиться от беспокойства за счет понижения значимости табуированных действий. Смех и слезы - универсальные механизмы разрядки, поскольку в обоихслучаях реакция переключается на процессы с существенным вегетативным компонентом, в которых и разряжается напряжение.

Смех - это особая комическая оценка действительности, построенная на контрасте или неожиданности. Как считал Фрейд, смех возникает потому, что шутки, остроты обладают способностью обходить те барьеры (внутреннюю цензуру), которые культура возвела в психике человека. Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по повожу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения и тем самым продлевает жизнь тем, кто обладает достаточным чувством юмора. Последователи одного из религиозных течений даже развили специальную технику восстановления душевного равновесия, где используется совместный смех или крик.

Ироничное отношение к себе и к значимости занятой позиции помогает здравому смыслу выйти из своего окостенения. Тогда и удается увидеть, что за тем, что часто встречается, к чему все притерпелись и мимо чего проходят, не задумываясь, нередко скрываются наиболее глубокие проблемы.
Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе,т е облегчает самоотстранение. Смех - это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой, а следовательно, ситуация становится более управляемой.
Человек начинает ощущать себя хозяином положения.

Способность в неловкой или болезненной ситуации увидеть что-то смешное помогает предотвратить внедрение защиты. Недаром читается, что чувство юмора по отношению к собственным проблемам - главный способ защиты одаренного человека. Многие великие ученые обладали им в полной мере. Так, в 1919 году, когда девятнадцатилетний сын Эйнштейна - Эдуард спросил отца:
" Папа, а почему, собственно ты так знаменит?", тот рассмеялся, а потом серьезно ответил: "Видишь ли, когда слепой жук ползет по поверхности шара, он не замечает, что пройденный им путь изогнут, мне же посчастливилось заметить это." Смех - это переживание чувства превосходства и способ снять напряжение. Роль смеха в разрядке конфликтов впервые описал Э.Боти. По его мнению, смех возникает при неожиданном осознании несоответствия между объектом и умозрительной концепцией этого объекта. Смех может парализовать не только внутреннее напряжение, но и агрессивные намерения противника.

Поругать обидчика или ситуацию
Если потребности человека входят в противоречие с социальными нормами, они порождают у него внутреннюю напряженность. Например, ему хочется стукнуть обидчика, но правила общежития не позволяют поднять на него руку. Тогда брань позволяет разрядить агрессию не через физическое воздействие, а замещением - словесной агрессией, оскорблениями.

Допуская переход от рукоприкладства к брани, человек тем самым обесценивает ситуацию, снимает блокирующее действие защиты и разрежает свою внутреннюю напряженность. Действительно, согласно экспериментальным данным, из тех, кто обнаруживает тенденцию к резкому осуждению ситауации, в которой находится, лица, предпочитающие жаловаться на судьбу, неудачи, обильно уснащая речь бранью, как правило реже имеют повышенное кровяное давление, чем те, кто предпочитает не жаловаться, не ругаться, а переживает эти ситуации молча. Однако брань - не единственный способ разрядки замещением.

Может быть, проблемы нет, а есть плохое самочувствие

Чем тревожнее и напряженнее мы себя чувствуем, тем больше проблем мы себе создаем. Напряжение само создает дискомфорт и добавляет излишек значимости неблагоприятной ситуации. Нередко, не находя объяснения плохому самочувствию, человек интерпретирует его как следствие внутреннего конфликта, порожденного какими-то обстоятельствами. Но эта версия не всегда оправдана. Как показал Шехтер, если инъекцией или иным путем вызвать у кого- то определенную и весьма ощутимую физиологическую реакцию и не дать ей сразу надлежащего объяснения, человек будет искать причины и истолкует изменение своего состояния, основываясь на анализе и оценке того, что происходит вокруг него в данный момент. Такую инверсию причин и следствий следует иметь в виду. Для предотвращения подобного развития событий необходимо сосредоточить внимание пострадавшего на состоянии его здоровья и показать, что трудности, оцениваемые как неблагоприятные обстоятельства, относимые вовне, могут корениться в физиологии. Типичный пример - жалобы женщин на трудности семейного и профессионального общения на фоне климактерических перестроек обмена веществ. Когда истинные причины тревог осознаются, то значимость блокирующих обстоятельств понижается и открывается перспектива разрешения внутреннего конфликта.

Значение исповеди
Чувствуя, что совершил нечто нехорошее, согрешил, человек переживает собственное ничтожество, морально слабеет, исполняется к себе недоверием - а значит, становится готовым к совершению нового аналогичного поступка, нового греха, как только закончитсясамобичевание. Специальные обряды исповеди, утешения и отпущения грехов смягчают боль, снижают вероятность рецидивов, но вместе с тем порождают зависимость от тех, кто снимает эту боль и отпускает грехи. Облегчая душевный конфликт, исповедь требует от исповедующегося значительного усилия для преодоления препон, связанных со стыдом, страхом быть превратно понятым, трудностями выражения словами своих переживаний. В то же время исповедь, как хорошо построенный и доброжелательно осуществляемый психологический дренаж, дает человеку возможность описать не только совершенные поступки, но и рассказать об отброшенных возможностях.

Когда человек говорит о своих проблемах - это уже определенная форма реагирования (замещение), уменьшающая для исповедующегося диссонанс между внутренним состоянием и реальными поступками.Кроме того, говоря о себе, человек поневоле становится и слушателем. Возникающая обратная связь помогает ему лучше разобраться в себе. переоценить свои поступки.

Очаги душевных конфликтов устраняются быстрее и легче тогда, когда вызвавшее их событие не только узнается, но и переживается человеком совместно с другими. Осуществляя доверительный разговор, человек начинает понимать, что рядом есть другой, разделяющий бремя его страданий по- братски, для которого его беды близки, а переживания тяжелы. В кульминационный момент исповеди, при вскрытии душевного нарыва, исповедующийся испытывает боль и испуг, однако при этом он расстается с тайнами, которые требуют специальных непрерывных усилий для их сокрытия, и это тоже способствует облегчению состояния. Ведь в самом факте откровенности содержится катарсис. После раскаяния человек получает в свое распоряжение энергию, которую раньше обратил на сохранение тайны и на работу по созданию того представления, которое должны были иметь о нем другие в соответствии с выбранной легендой. Раскаяние - сильное аффективное состояние. Раскаявшийся испытывает чувство омерзения к себе и своим поступкам, а чувство стыда - та форма опыта, которая может препятствовать повторению проступков.

Продуктивность исповедального общения предопределяется гарантией тайны, обстановкой доверия и сочувствия. Каждый знает, насколько легче изливать душу незнакомцу, когда гарантирована тайна. В беседе с незнакомцем образуется как бы неопределенный фон, где случайный собеседник является
"мишенью" с характером и достоинствами близкого человека, но без его недостатков "Больше не встретимся и никто не узнает"), что и создает обстановку, предрасполагающую к идентификации.
Эффективность исповеди определяется не только снятием напряжения путем разделения ноши с другим, но и за счет переложения на него частиответственности. Исповедь вызывает своего рода духовный взрыв, который очищает и обезболивает. Возникающее после удачной исповеди состояние освобождает от отрицательных эмоций, а перестройка системы ценностей, сопровождающаяся душевным подъемом и нормализацией самооценки, снижает риск рецидива и дает надежду на лучшее поведение в будущем.

Дневник и литературное творчество

Исповедь требует определенной меры доверия в общении. Эта мера служит показателем психического здоровья и формируется в семье. Сверхоткровенность и сверхзакрытость свидетельствует о том, что человек испытывает трудности в общении, в установлении контакта. Когда человек испытывает затруднения в общении или когда поговорить ему не с кем, надо выделить собеседника из себя, попробовать в беседе с самим собой найти положительные грани тревожащей ситуации и попытаться найти пользу из тревожащих неудач и ошибок для приобретения опыта. Переоценка своих поражений и ошибочных действий
("Ничего катастрофического, извлечем уроки") способствует снижению внутренней напряженности, создает благоприятный фон для развития личности.
Такие действия многим помогают самостоятельно, без поиска "мишеней" найти путь гармонизации своей психики. Кроме того, свои действия легче анализировать по записям. Поэтому лица, имеющие трудности общения, часто ведут дневник. Собственно, многие литературные произведения представляют документ самопомощи их созидателей. В юности Гете перенес несчастную любовь, и у него появились мысли о самоубийстве. Он преодолел эти мрачные настроения и решил жить. "Однако для того, чтобы жить спокойно, я должен быть написать произведение". Это "Страдания молодого Вертера". Герой этого романа кончает мысль самоубийством. Можно допустить, что изложение своих проблем привело Гете к ослаблению установки на самоубийство и тем спасло ему жизнь.

Перекладывая груз несчастий и неудач на плечи своего автобиографического героя, автор как бы отстраняется от него. Это дает ему возможность освободиться от жесткой скованности прошлым. Личное литературное творчество помогает усмотреть главные противоречия, "узлы" своей жизни и распутать их.
Г.Гессе сравнивал литературное творчество с исповедью. В процессе написания произведения энергия, которая ранее тратилась на сокрытие травмирующего чувства, может быть направлена на продуктивные цели. Важно и то, что, занимаясь написанием своих конфликтов, автор не обостряет при этом внешнюю ситуацию.

Если человек не склонен к литературному творчеству ,то, во всяком случае, он может написать себе письмо - это уже поможет ему, так как его проблемы перестанут "застревать у него в горле" и мешать дыханию.


ЛИТЕРАТУРА

1. Блум Ф., Лейзерсон А, "Мозг, разум и поведение" , Москва 1988

2. Брату сь Б.С. "Аномалии личности", Москва 1988

3. Грановская P.M. "Творчество и преодаление стереотипов", Москва 1993
4. Грановская Р.М."Интуиция и искусственный интеллект",Ленинград1993 5-
Завилянская Л.И."Психотерапия неврозоподобных состояний" ,Киев 1997

6. Зимбардо Ф."3астенчивость", Москва 1991

7. Карвасарский Б.Д. "Психотерапия", Москва 1985

8. Любищев А.А. "Сборник" , Ленинград 1982

9. Лебедев В.И. "Личность в экстремальных условиях", Москва 1989

10. Рассел Б., Рудестам М.Н. "Психокоррекция группы. Теория и практика",
Москва 1990

11. "Этнические стереотипы поведения . Сборник.", Москва 1985


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.