РУБРИКИ |
Психокоррекция |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психокоррекцияp> Гибкость развивается через понимание того, что если на отдельных этапах жизни многие виды защиты играют положительную, приспособительную роль, то на других они могут оказаться нерациональными, особенно когда приобретают характер привычной стратегии поведения. Например, в свое время человек, не имея должных ресурсов, мог устранит неприемлемое для себя влечение только вытеснением, так как был слишком слаб, чтобы справиться с собой осознанно.Но когда он стал зрелым, сильным, он способен вытеснить вытеснение сублимацией; если же он продолжает использовать привычную стратегию, то тормозит развитие собственной личности. Особенно часто бывает, что , добившись большого успеха на каком-либо пути, человек боится свернуть с этого пути, начинает думать, что должен продвигаться все дальше и дальше в том же направлении. Кроме учета динамики психических ресурсов в течении жизни (раньше не
было ресурсов, а теперь есть; раньше старый путь мог привести к победе, а
теперь полезнее новый) - надо учитывать личный "шаг" изменений. ("Не все
сразу!") Нельзя забывать о предельных дозах, в которых человек способен
воспринимать, усваивать расхождения между своей позицией и позицией другого
лица. Когда расхождение слишком велико - позиции прямо противоположны -
усвоение прекращается, включается защита. Подсознательно формируется
представление, согласно которому "та позиция" или "тот человек" (с
противоположной точкой зрения) или глуп, или мало знает, или неопытен, или
не авторитарен. Его позиция должна быть отвергнута - и она вытесняется. Одним из выразительных примеров корректировки системы ценностей путем
провоцирования катарсиса служит японская методика "Морита-терапии". Поскольку система критериев и ценностей человека весьма устойчива, то для ее перестройки необходимо создать напряженную и даже критическую ситуацию. В данном случае, на первом этапе терапии, внутренняя напряженность создается строгим одиночеством и неподвижностью (постельным режимом). Может возникнуть впечатление, что это не слишком сильное потрясение, но
это не так. Например, когда испытуемых, которых готовили в космонавты,
людей здоровых и психически устойчивых, некоторое время подержали в
герокамере, то они сообщили, что уже через неделю у них бывали дни,когда В следующие 2-3 недели от человека требуют преодоления барьеров другого типа - ему поручают задания, которые могут быть ему неприятны, но он должен выполнять их, независимо от своего отношения к ним (подталкивание к компромиссам иного вида и снова коррекция ценностей). Последние 2-3 недели разрешается разговаривать, но не о себе и своих проблемах. Если терапия эффективна, то к ее концу стабилизируются новые критерии. Появляется вкус к жизни, стремление наладить отношения с людьми, преодолевается максимализм. Отложить достижение результата Целый ряд травмирующих ситуаций связан с невозможностью из-за
неблагоприятных обстоятельств получить желаемое сразу, сейчас, немедленно. Для облегчения систематизации своих целей и желаний можно предложить человеку составить список того, что могло бы составить ему удовольствие. В этот список целесообразно включить и самые простые, достижимые цели и самые трудные и дорогие. Когда человек видит перед собой перечень того, что можно реализовать немедленно (улучшая тем самым свое самочувствие), и того, что трудно, но очень хочется, достижение чего должно быть отложено, тогда он становится более готовым к планированию и пролонгированным усилиям для достижения результатов. Повышение самооценки Совершив поступок, неприемлемый для себя, и осознавая, что этот поступок будет всеми осужден, не находя себе оправдания, человек мучается от угрызений совести, чувства вины. Эти переживания могут сопровождаться резким снижением самооценки, формируется представление об утрате права на хорошее отношение окружающих:"Кто меня такого будет любить?". На фоне сниженной самооценки человек неадекватно, обостренно воспринимает реакцию окружающих на свои поступки, что, в свою очередь, ведет к конфликтам, разрыву отношений с людьми, чувству одиночества от потери эмоционального контакта. Возникает состояние дискомфорта, которое характеризуется на только ухудшением настроения, отрицательными эмоциями, но и сужением сферы общения. Если кто-то подрывает наше самолюбие, то сила полученного шока подчас отрезает нас от жизни на длительный срок. Образуется порочный круг: изолированность усиливает психологическую
напряженность, которая ослабляет контакты, что, в свою очередь, усиливает
изоляцию, доходящую до ощущения полной непригодности к нормальному общению. Эту позицию пропагандирует известный психолог Франкл. Он доказывает, что принимая человека таким, какой он есть, мы делаем его хуже, принимая же его таким, каким он должен быть, мы заставляем его быть таким, каким он стать еще только может. Если убедить человека в том, что он уже тот, каким он должен стать, то он освобождается от бремени выбора ориентиров и свободнее развивается. При получении своевременной поддержки защита, связанная со страхом осуждения, слабеет, человек становится доступнее как самокритике, так и внешней критике, что дает ему силы преодолеть свои недостатки. Повышать самооценку целесообразно до такого уровня, когда у человека возникает уверенность в том, что уж кто-то, а он - сможет справиться с данной травмирующей ситуацией. Страдающим от своего несовершенства полезно иметь в виду, что не всегда надо тратить усилия на избавление от всех своих недостатков, но все свои достоинства следует развивать. Однажды, посмотрев тренировку наших футболистов, знаменитый Пеле сказал, что знает, почему русские играют так плохо -тренировки посвящены устранению недостатков, а надо развивать достоинства. По мнению этого футболиста, у него и его товарищей масса недостатков, но мало кто их замечает, потому что то. что у них получается лучше всего, они умеют делать в совершенстве, а те недостатки, что остались, - лишь продолжение их достоинств. Нельзя все делать одинаково хорошо, если не делать все посредственно. Другими словами, нормализация самооценки может быть достигнута по-
разному. Магистральный путь управления и самоуправления идет через
переоценку ценностей и упорядочивание иерархии приоритетов. Поэтому
изменение масштабов травмирующего события в общей шкале жизненных планов
способствует улучшению самочувствия и адаптации к среде. Большую роль здесь
играет трансформация жестких и немедленных требований в предпочтение. При
этом жизненные стандарты не снижаются, но реализация задач может быть
отложена. Когда желаемое не достижимо, то нет нужды считать, что все
потеряно. Это создает необходимые условия для преодоления внутреннего
сопротивления, восстановления работоспособности и возможности наслаждаться. Если все попытки изменить травмирующую ситуацию или отношение к ней не приводят к желаемому результату, а это чаще всего происходит на фоне большого опыта прошлых неудач, то у человека формируется установка особого рода - "выученная беспомощность". Такая установка организует готовность к тому, что в будущем все усилия этого человека окажутся безрезультатными. Ослаблению этого препятствия способствует анализ трудностей решения
прошлых задач, с которыми человек не сумел справиться и на которых обучился
беспомощности. При этом полезно переоценить (повысить) сложность нерешенных
ранее задач - перевести их из класса неразрешимых для данного человека в
класс неразрешимых в принципе, либо разрешимых лишь при особых условиях. Многим мешает совершенствоваться представление о своих слабых способностях. Отсутствие какого-либо умения, вполне достижимого тренировкой, они объясняют примерно так: "Я не могу выучить французский - ведь у меня нет слуха." Такие фразы, часто повторяемые, становятся ритуальными и препятствуют дальнейшим достижениям, создавая табу на успех в обучении. Для предотвращения фиксации беспомощности, следует придать повышенную
значимость любому частному успеху. Тогда растет самооценка, а вместе с ней Если человек считает, что его неуспехи - следствие отсутствия
способностей, низкого уровня интеллекта, его беспомощность укрепляется. Как отличить человека с выученной беспомощностью (неудачника) от уверенного в себе (победителя)? Победитель знает, что делать в случае проигрыша, но не говорит об этом. Неудачник, не знает, как быть, если прийдет неудача, но постоянно рассуждает, что он сделает в случае выигрыша. Конструктивное преодоление страхов Упорядочению, систематизации поведения чрезвычайно мешает страх. С помощью вытеснения страх устраняется из поля сознания, но не уничтожается.Вырванный из контекста личности человека и, следовательно, находящийся вне контроля, он действует внутри него и, будучи крайне взрывоопасен, может опасно разряжаться, так как принимает увеличенные, часто фантастические размеры. Сила вытесненного аффекта нарастает из-за его изолированности и несопоставления с другими событиями. Вместе с тем страх, нарочито пережитый мысленно, теряет часть своей
разрушительной силы. Многие люди бессознательно, интуитивно прибегают к
такой форме десенсибилизации страха для уменьшения внутренней тревоги. Мысленное проигрывание пугающих ситуаций, создание перевеса потребности над страхом и поэтапность шагов можно дополнить аргументацией в пользу того, что основные проблемы уже в прошлом (и поэтому бояться нечего), или смещением акцентов с глобальной требовательности, категоричности на конкретное планирование по подзадачам, каждая из которых сама по себе не очень пугает. Не отрицать и не презирать свои проблемы Преобладание вытеснения отрицательных аспектов содеянного, своего положения, идеализация отношений в прошлом, нереалистическая оценка перспектив будущего делают людей крайне уязвимыми. Чтобы уверенно справляться со своими трудностями, человек не может позволить себе презирать свои проблемы. Они - достойные его противники, они возникли как следствие серьезных мотивов и из них надо попытаться извлечь как можно больше ценного опыта для своей будущей жизни. Такая позиция примиряет с вытесненным прошлым опытом и тем самым помогает формировать новое отношение к старым проблемам. Ведь нельзя бороться с врагом, которого нет. Опасно отвергать часть своего естества, какой бы она не была. Даже болезнь возникает как средство восстановления утраченного или нарушенного единства личности и, в каком-то смысле, является продолжением личностного роста. Надо с собой считаться, уважать все человеческие приобретения и проявления. Глупо отрубать левую руку по той причине, что она все делает хуже, чем правая. Также глупо ампутировать часть своей личности, своего характера. Продуктивнее сказать человеку: "Попытаемся убедить ту часть вашей личности, которая породила в вас эти страхи, что она тоже достойна уважения. Это были полезные реакции. Ведь вы здесь, вы выжили. Если бы у вас не было такой части, которая обеспечивала бы вашу защиту в определенной ситуации, вы бы не сидели здесь. Не будем стремиться устремить вашу возможность испытывать страх, но попытаемся изменить все так, чтобы вы могли иметь и другие реакции, более соответствующие вашему опыту - опыту взрослой, зрелой личности". Повышение активности для изменения хода событий У каждого сформировано представление о приемлемых для себя формах
поведения. Нарастание тревожности в трудных обстоятельствах может быть
связано с тем, что выход видится в действиях, которые человек считает для
себя неприемлемыми или непосильными ("В нашем возрасте это не возможно", Таким образом, ощущение бессилия связано не столько с самой ситуацией, сколько с односторонним восприятием ее. В подобных случаях важно показать, что беспросветность - следствие привычного взгляда, и если расширить поле анализа, учесть множество дополнительных обстоятельств, можно увидеть выход. Иллюстрацией может служить ситуация в спорте, когда у спортсмена закрепляется отношение к своему лучшему достижению как к пределу личных возможностей, когда он убежден, что дальнейший рост результатов для него невозможен. Возникает конфликт между внешними требованиями дальнейших успехов и подсознательным убеждением в их недостижимости. Интересно, как в этом случае опытный тренер исподволь формирует успех. Не предупреждая спортсмена, что поднята планка или увеличен вес штанги, он нередко добивается от него преодоления личного рекорда, демонстрируя ему, что здесь важна не сколько техника, сколько уверенность, что результат достижим. Тем самым подготавливается, организуется необходимый сдвиг в представлениях о границах возможностей. Отказ от лобовой атаки В отношениях с человеком нет ничего хуже прямого потивостояния - оно
бесполезно. Давно обнаружено, что лобовые приемы воздействия на психику -
самые неэффективные. Например, новая информация лучше воспринимается в
комментариях, а не в прямых утверждениях. Легче усваивается аргументация
косвенная или такая, которая внешне обращена к одному лицу, но рассчитана
на другое (присутствующее или осведомленное о ней впоследствии). При необходимости обратить внимание человека на неудачные формы его поведения или аргументации - лучше говорить о них не непосредственно, а о своем восприятии и своих переживаниях по этому поводу. Когда человек слышит неблагоприятные отзывы о себе, то эта ситуация для него весьма значимая, часто травмирующая. Поэтому не исключено вмешательство защиты. Если же кто- то говорит о себе и своих чувствах по поводу этой ситуации, то для оцениваемого острота восприятия критики снижается ("Мне всегда неловко наблюдать, как, сидя в транспорте, человек закрывает глаза, чтобы не видеть стоящей перед ним старушки", "Я испытываю неловкость, когда слышу подобный унтер-офицерский юмор"). Лучше сказать:"Я чувствую себя обманутым", чем "Вы нарушили свое слово" - информация та же, однако в первом случае она провоцирует защитную реакцию. Преимущества косвенной критики: нет необходимости, да и трудно спорить с
человеком, говорящим о своих переживаниях, а не о ваших недостатках.; не
исключено, что не все люди так остро реагируют на подобные недостатки, как
ваш собеседник. Тогда это высказывание не слишком обидно и можно допустить,
что "я-не такой уж плохой человек". Пилюля подслащена, и защита пропускает
информацию. Когда она усвоена, возможно и продолжение:"Конечно, я человек
хороший, но ведь все-таки кому-то неловко, неудобно - не стать ли мне еще
лучше?" Однако, для успеха недостаточно, чтобы аргумент был понят,
необходимо, чтобы он был принят. Тот, кого убедили против его воли,
остается при своем мнении. Не спорьте. Если у человека уже сложилась доминанта, укрепилась установка, словами ее не изменить, она вашей аргументацией будет только укрепляться и питаться. Ведь логика - слуга ее. Когда субъективно важная деятельность сталкивается с ситуацией, вызывающей сильное негативное переживание, отрицательные эмоции, то личностный смысл от этого не меняется, но быстро нарастает психическая дискредитация возникшей эмоции. Задача состоит в том, чтобы найти способ сформировать другую доминанту,
иную установку. Жестокая, лобовая критика, задевая ядро личности,
способствует активизации защиты. Поэтому следует всемерно щадить самолюбие
собеседника:"На вашем месте я бы, несомненно, поступил так же, если бы
располагал теми же сведениями. Но, к сожалению, вы не полностью или не
совсем точно информированы". Здесь подразумевается, что какое-то упущение
связано не с низкой компетентностью, а с недостаточной информированностью,
и положительная самооценка поддерживается. При необходимости коррекции поведения другого - форма взаимодействия
играет ключевую роль. Никаких оценок, только констатация. Например: "Вы
прервали меня трижды". В этом случае информация представляется более
приемлемой, чем после замечания оценочного характера :"Вечно вы всех
прерываете и не даете слова сказать!" "Наташа, ты неряха", -
воспринимается как оскорбление "Ты пролила кофе и не вытерла", - как
описание поведения. Оценка в реплике звучит как ярлык. Подмечено, что
высказывания в описательном ключе вызывают минимальную психологическую
защиту и большее желание понять и изменить поведение. Хобби - терапия - способ оперативно удалиться от аффективной ситуации. Заблокированность способностей, в частности тех, от которых зависит умение разрешать жизненные проблемы, связана с возможными для данного человека путями познания. Не все способности поддерживаются обществом в равной мере. Отдельные способности могут вступать в конфронтацию с окружением. Тогда они либо отвергаются им, либо оно не предоставляет необходимых условий для их развития, либо другим способностям придается такое значение, что для остальных не остается места. Абсолютная концентрация на одной идее или цели - один из источников внутренних конфликтов. Идея, оккупировавшая все поле сознания, делает человека недоступным ни для каких других идей, формируя предпосылки ограниченности и косности его психики. Когда у человека есть побочные интересы, диапазон его ощущений становится шире, и сами они проявляются многообразнее. В итоге он становится терпимее к другим точкам зрения, и вероятность конфликта уменьшается. В этом плане нельзя недооценивать влияние различных интересов и увлечений, хобби. Всякое увлечение можно назвать творческим, поскольку оно сохраняет открытость психики для новых влияний и образует противовес защите по типу замещения. В критических ситуациях, в случае поражения на генеральном направлении (профессиональном, семейном, политическом) для нормализации самочувствия не нужно срочно изобретать новые формы деятельности; наготове другая, привычная, достаточно привлекательная - хобби, и на нее можно переключиться, она поддержит самооценку,и, возможно, защита не потребуется. Кроме того, избирая хобби, человек существенно меньше зависит от социального окружения, здесь он свободнее, чем в других сферах своей жизни и деятельности. Эта свобода очень важна для творческой ориентации, поскольку внутренние изменения происходят с личностью, когда она позволяет себе быть самобытной, а не тогда, когда она старается оставаться "как все". Отнестись к "этому" с юмором Смех - это особая комическая оценка действительности, построенная на контрасте или неожиданности. Как считал Фрейд, смех возникает потому, что шутки, остроты обладают способностью обходить те барьеры (внутреннюю цензуру), которые культура возвела в психике человека. Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по повожу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения и тем самым продлевает жизнь тем, кто обладает достаточным чувством юмора. Последователи одного из религиозных течений даже развили специальную технику восстановления душевного равновесия, где используется совместный смех или крик. Ироничное отношение к себе и к значимости занятой позиции помогает
здравому смыслу выйти из своего окостенения. Тогда и удается увидеть, что
за тем, что часто встречается, к чему все притерпелись и мимо чего
проходят, не задумываясь, нередко скрываются наиболее глубокие проблемы. Способность в неловкой или болезненной ситуации увидеть что-то смешное
помогает предотвратить внедрение защиты. Недаром читается, что чувство
юмора по отношению к собственным проблемам - главный способ защиты
одаренного человека. Многие великие ученые обладали им в полной мере. Так,
в 1919 году, когда девятнадцатилетний сын Эйнштейна - Эдуард спросил отца: Поругать обидчика или ситуацию Допуская переход от рукоприкладства к брани, человек тем самым обесценивает ситуацию, снимает блокирующее действие защиты и разрежает свою внутреннюю напряженность. Действительно, согласно экспериментальным данным, из тех, кто обнаруживает тенденцию к резкому осуждению ситауации, в которой находится, лица, предпочитающие жаловаться на судьбу, неудачи, обильно уснащая речь бранью, как правило реже имеют повышенное кровяное давление, чем те, кто предпочитает не жаловаться, не ругаться, а переживает эти ситуации молча. Однако брань - не единственный способ разрядки замещением. Может быть, проблемы нет, а есть плохое самочувствие Чем тревожнее и напряженнее мы себя чувствуем, тем больше проблем мы себе создаем. Напряжение само создает дискомфорт и добавляет излишек значимости неблагоприятной ситуации. Нередко, не находя объяснения плохому самочувствию, человек интерпретирует его как следствие внутреннего конфликта, порожденного какими-то обстоятельствами. Но эта версия не всегда оправдана. Как показал Шехтер, если инъекцией или иным путем вызвать у кого- то определенную и весьма ощутимую физиологическую реакцию и не дать ей сразу надлежащего объяснения, человек будет искать причины и истолкует изменение своего состояния, основываясь на анализе и оценке того, что происходит вокруг него в данный момент. Такую инверсию причин и следствий следует иметь в виду. Для предотвращения подобного развития событий необходимо сосредоточить внимание пострадавшего на состоянии его здоровья и показать, что трудности, оцениваемые как неблагоприятные обстоятельства, относимые вовне, могут корениться в физиологии. Типичный пример - жалобы женщин на трудности семейного и профессионального общения на фоне климактерических перестроек обмена веществ. Когда истинные причины тревог осознаются, то значимость блокирующих обстоятельств понижается и открывается перспектива разрешения внутреннего конфликта. Значение исповеди Когда человек говорит о своих проблемах - это уже определенная форма реагирования (замещение), уменьшающая для исповедующегося диссонанс между внутренним состоянием и реальными поступками.Кроме того, говоря о себе, человек поневоле становится и слушателем. Возникающая обратная связь помогает ему лучше разобраться в себе. переоценить свои поступки. Очаги душевных конфликтов устраняются быстрее и легче тогда, когда вызвавшее их событие не только узнается, но и переживается человеком совместно с другими. Осуществляя доверительный разговор, человек начинает понимать, что рядом есть другой, разделяющий бремя его страданий по- братски, для которого его беды близки, а переживания тяжелы. В кульминационный момент исповеди, при вскрытии душевного нарыва, исповедующийся испытывает боль и испуг, однако при этом он расстается с тайнами, которые требуют специальных непрерывных усилий для их сокрытия, и это тоже способствует облегчению состояния. Ведь в самом факте откровенности содержится катарсис. После раскаяния человек получает в свое распоряжение энергию, которую раньше обратил на сохранение тайны и на работу по созданию того представления, которое должны были иметь о нем другие в соответствии с выбранной легендой. Раскаяние - сильное аффективное состояние. Раскаявшийся испытывает чувство омерзения к себе и своим поступкам, а чувство стыда - та форма опыта, которая может препятствовать повторению проступков. Продуктивность исповедального общения предопределяется гарантией тайны,
обстановкой доверия и сочувствия. Каждый знает, насколько легче изливать
душу незнакомцу, когда гарантирована тайна. В беседе с незнакомцем
образуется как бы неопределенный фон, где случайный собеседник является Дневник и литературное творчество Исповедь требует определенной меры доверия в общении. Эта мера служит
показателем психического здоровья и формируется в семье. Сверхоткровенность
и сверхзакрытость свидетельствует о том, что человек испытывает трудности в
общении, в установлении контакта. Когда человек испытывает затруднения в
общении или когда поговорить ему не с кем, надо выделить собеседника из
себя, попробовать в беседе с самим собой найти положительные грани
тревожащей ситуации и попытаться найти пользу из тревожащих неудач и ошибок
для приобретения опыта. Переоценка своих поражений и ошибочных действий Перекладывая груз несчастий и неудач на плечи своего автобиографического
героя, автор как бы отстраняется от него. Это дает ему возможность
освободиться от жесткой скованности прошлым. Личное литературное творчество
помогает усмотреть главные противоречия, "узлы" своей жизни и распутать их. Если человек не склонен к литературному творчеству ,то, во всяком случае, он может написать себе письмо - это уже поможет ему, так как его проблемы перестанут "застревать у него в горле" и мешать дыханию.
1. Блум Ф., Лейзерсон А, "Мозг, разум и поведение" , Москва 1988 2. Брату сь Б.С. "Аномалии личности", Москва 1988 3. Грановская P.M. "Творчество и преодаление стереотипов", Москва 1993 6. Зимбардо Ф."3астенчивость", Москва 1991 7. Карвасарский Б.Д. "Психотерапия", Москва 1985 8. Любищев А.А. "Сборник" , Ленинград 1982 9. Лебедев В.И. "Личность в экстремальных условиях", Москва 1989 10. Рассел Б., Рудестам М.Н. "Психокоррекция группы. Теория и практика", 11. "Этнические стереотипы поведения . Сборник.", Москва 1985 |
|
© 2010 |
|