РУБРИКИ

Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психолингвистический анализ невербального общения представителей разных национальностей

Вероятно, это связано с тем, что трудно одновременно, глядя в глаза, говорить, т.е. передавать информацию и читать, т.е. считывать информацию с глаз. Психологи давно отметили, что говорящие обычно смотрят на слушающего, когда заканчивают фразу и когда по какой-то причине происходит обрыв фразы или перебой текста. Цель подобных финальных взглядов, достаточно очевидна: увидеть, установлена ли связь со слушающим, понял ли он говорящего, хочет ли он сказать он что-либо, или посмотреть, какова его реакция на сказанное.

Напротив, в русской и видимо, в целом европейской культуре, слушая, принято смотреть говорящему в глаза. Если слушающему понятно сказанное, то он обычно чуть кивает, иногда придвигают к говорящему поближе, сокращая обычную коммуникативную дистанцию, и периодически отводит или опускает глаза. Если слушающий при этом возмущается или настроен агрессивно, то его лицо чуть вскинуто, глаза раскрыты несколько больше чем обычно, они смотрят прямо, вызывающе. Наконец, если он ведет себя пассивно, если ему неинтересно, что ему рассказывают, то глаза не смотрят на партнера – говорящего. Когда же собеседнику интересно, что ему рассказывают, то глаза его чуть расширены. При этом если он крайне заинтересован в получаемой информации, то его глаза характеризуются живые или яркие, говорят, что они блестят, горят. (Аргайл 1990)

В окулесике принято различать следующие виды взглядов и глазного поведения людей в диалоге:

1)     «односторонний взгляд», взгляд одного человека на другого (но не на лицо);

2)     «взгляд в лицо» – взгляд одного человека на лицо другого;

3)     «прямой взгляд (в глаза)»;

4)     «совместный взгляд» - взгляд партнеров друг другу в лицо;

5)     «контакт глаз» или «визуальный контакт» - оба партнера осознанно смотрят в глаза друг другу;

6)     «избегание взгляда» - ситуация, когда один из участников диалога (или оба) стремится избежать взгляда в глаза со стороны собеседника;

7)     «пропуск взгляда» - не имея явного намерения избежать контакта глаз, несмотря на партнера.

Если движение глаз бывают неуловимыми или трудно уловимыми, если таковыми бывают и легкие изменения в размерах зрачков, если могут остаться незамеченными и чуть повышенная по сравнению с нормальной длительность взгляда, и перемещение взгляда, то прямой взгляд с весьма высокой степенью вероятности фиксируется адресатом, причем даже на большом расстоянии между коммуникантами. Такой взгляд выполняет важный социальный и коммуникативные функции.

Адресат всегда обращает внимание на прямой взгляд в глаза, обычно трактуя его как взгляд вызова, как взгляд гипнотический или агрессивный. Прямой взгляд приводит адресата в состояние возбуждения и ставит его в затруднительное положение. Согласно этикетным нормам, прямой взгляд должен быть очень коротким по длительности, а потому, если партнеры смотрят так друг на друга дольше, чем принято, и при этом, по крайней мере, у одного из них нет каких-либо установок и целей, которые с обязательностью требовали увеличение времени воспроизведения данного жеста, то через какое-то непродолжительное время оба партнера почти одновременно прерывают этот взгляд, отводя глаза.

Напротив, отвод глаз в сторону и опускание глаз рассматриваются как умиротворяющие или успокаивающие коммуникативные сигналы, снимающие не нужное напряжение. Они выполняют в диалоге роль, аналогичную той, что выполняет обычно улыбка, внезапно возникающая на лице одного из партнеров.

Прямой взгляд в глаза не следует отождествлять с контактом глаз, жестом иной семантики и сферой употребления. Именно в случае, когда нам смотрят прямо в глаза, мы часто говорим, Он уставился или Она на меня уставилась. Мы совсем не любим, кода на нас так смотрят, особенно если это происходит относительно долго, и потому зачастую люди раздраженны и грубо реагируют. Нередко указанным мимическим жестом пользуются для того, чтобы силой «горящего взгляда» привлечь к себе внимание человека, на которого смотрят подобным образом, - особенно в ситуациях, когда речь запрещена или невозможна. (Крейдлин 2002, 405)

Основные коммуникативные функции глаз:

1.       когнитивная (стремление передать глазами некоторую информацию и прочесть информацию в глазах партнёра по коммуникации);

2.       эмотивная (выражение глазами и считывание с глаз испытываемых чувств);

3.       контролирующая (осуществление глазного мониторинга с целью проверки, воспринято и понято ли переданное сообщение или какой-то его фрагмент, указание адресату, что говорящий закончил передачу тому некоей порции смысла, и др.)

4.       регулятивная (выражаемое глазами требование вербальным или невербальным способом отреагировать на переданное сообщение или же, наоборот, подавить глазами предполагаемую реакцию).

Вспышка глаз у людей нередко сопровождается очень быстрым, едва заметным подъёмом бровей. Это движение служит коммуникативным целям усиленного подчёркивания или быстрого указания на предмет. Та же форма, по всей видимости, является культурно универсальным способом выражения приветствия и приглашения завязать более тесные отношения. Даже столь далёкие друг от друга народы, как французы, папуасы или филиппинцы имеют в своих «языках тела» одни и те же мимические знаки-жесты. Когда встречаются на ходу двое людей, будь то европейцы, азиаты или африканцы, они всегда поднимают и опускают брови.

К более длительным сигналам по сравнению с существующей для глазных жестов нормой относится задерживающийся на ком-то или на чём-то взгляд, мимический жест, очень часто встречающийся в коммуникации русских людей. Есть ещё взгляд слушающего, который пытается что-то сказать собеседнику, ответить на вопрос, но по какоё-то причине не может этого сделать.

В ситуации, когда между коммуникантами возникает напряжённость или неприязнь, контакт глаз уменьшается по сравнению с обычным, что, по-видимому, является попыткой оградить себя от возможных последующих угроз, ссор, оскорблений и т.п. Если один человек долго смотрит на другого, то это обычно вызывает в адресате чувство неловкости и беспокойства, и такой взгляд оценивается как агрессивный.

В одной из своих статей, которая называлась «Контакт взглядов, дистанция и взаимное принятие» Майкл Аргайл, английский психолог, описал чрезвычайно простые, но очень показательные опыты. В чем же их суть?

В большой, почти пустой комнате стоит человек. Он знает, что за ним наблюдают, что он служит «приманкой» для другого человека, который сейчас войдет в дверь. Впрочем, ничего страшного не происходит — просто двое людей поговорят друг с другом на любую тему, а психологи, придумавшие этот эксперимент, измерят расстояние, на котором находились собеседники. Вот и все.

Но такой простейший эксперимент дал неожиданные результаты. Выяснилось, что существует четкая связь между «дистанцией разговора» и ростом собеседников. А именно: чем выше мужчина, тем ближе он подходит к «приманке» и наоборот, чем меньше его рост, тем дальше предпочитает он находиться от своего собеседника. А вот у женщин наблюдалась прямо противоположная зависимость.

Аргайл предложил вполне правдоподобное объяснение этому странному явлению. В нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма» — мужчина должен быть крупным, высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. Обращение «коротышка» звучит оскорбительно, а «малышка» — скорее ласкательно. И хотя реальность далеко не всегда соответствует этой норме, все мы неосознанно стремимся подогнать жизнь под «теорию». Поэтому рослому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, подчеркивая свое «достоинство», а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой «недостаток».

Отсюда следует, в частности, что не стоит во время разговора приближаться к высокой собеседнице или малорослому собеседнику — они будут чувствовать себя неловко. И точно так же не упускайте возможность сделать человеку приятное — подходите почти вплотную к миниатюрной женщине или к рослому мужчине: отсутствие или наличие лишних сантиметров роста может доставить им безотчетную радость.

Из экспериментов, проведенных группой Аргайла, можно сделать еще несколько небесполезных выводов. Психологи, в частности, заинтересовались, какова роль глаз во время разговора. Ведь именно взглядом мы даем понять, что закончили свою мысль и готовы выслушать противоположную сторону, что согласны или не согласны с собеседником, что удивлены, огорчены и т.п. Следовательно, если у одного из двух беседующих между собой людей закрыть верхнюю часть лица, другой должен как-то реагировать на это.

Оказалось, что говорить с «невидимкой» гораздо менее приятно. В то же время собственная невидимость смущает не так уж сильно. Аргайл полагает, что причина тут в обратной связи — мы привыкли постоянно на протяжении всего разговора получать подтверждение своим словам или их отрицание. Но вот что любопытно. Женщины подвержены воздействию обратной связи намного больше, чем сильный пол. Выражается это своеобразно: мужчины с невидимым собеседником говорят активнее, а женщины, напротив, почти умолкают.

В последующие годы Аргайл осуществил еще несколько ярких опытов и предложил ряд интересных гипотез, касающихся невербального общения, в частности контакта взглядов. Он выдвинул обоснованное предположение, что в любом общении взгляд выполняет функцию синхронизации. Говорящий обычно меньше смотрит на партнера, чем слушающий. Считается, что это дает ему возможность больше концентрироваться на содержании своих высказываний не отвлекаясь. Но примерно за секунду до окончания длинной фразы или нескольких логически связанных фраз говорящий устремляет взгляд прямо в лицо слушателю, как бы давая сигнал: я заканчиваю, теперь ваша очередь. Партнер, берущий слово, в свою очередь отводит глаза.

Аргайл и его сотрудники продемонстрировали, как взгляды помогают поддерживать контакт при разговоре. Взглядом как бы компенсируется действие факторов, разделяющих собеседников. Например, если попросить беседующих сесть по разным сторонам широкого стола, окажется, что они чаще смотрят друг на друга, чем когда беседуют, сидя за узким столом. В данном случае увеличение расстояния между партнерами компенсируется увеличением частоты взглядов.

Частота прямых взглядов на собеседника зависит и от того, «выше» или «ниже» себя вы его считаете: старше ли он вас, занимает ли более высокое общественное положение. Группа психологов из Линфиод-колледжа, продолжая серию опытов Аргайла, провела эксперимент со студентками. Каждой из испытуемых экспериментатор представлял другую, незнакомую ей студентку и просил обсудить какую-то проблему. Но одним говорили, что их собеседница — аспирантка из другого колледжа, другим ее представляли как выпускницу школы, которая уже не первый год не может поступить в вуз. Если студентки полагали, что их положение выше, чем у партнерши, они смотрели на нее и когда сами говорили, и когда только слушали. Если же они считали, что их положение ниже, то количество взглядов оказывалось при слушании больше, чем при говорении.

Наблюдения в самых разных ситуациях показали, что положительные эмоции сопровождаются взглядами, отрицательные ощущения характеризуются отказом смотреть на собеседника. Интересно, что женщины дольше смотрят на тех, кто им нравится, а мужчины — на тех, кому они нравятся.

Такой кинетический параметр как пол тоже оказывает определённое влияния на коммуникативное поведение людей. Основные открытия последнего времени, касающиеся гендерных различий, таковы:

1.     Число и частота взглядов, которые мужчины бросают в сторону женщин, линейно возрастает с увеличением расстояния между ними, в то время как для женщин соотношение между числом взглядов и расстоянием между ними и мужчинами, на которых они смотрят, обратно пропорциональное;

2.     Когда беседуют между собой женщины, контакт глаз больше, чем когда беседуют между собой мужчины, при чём это относится как к акту говорения, так и к акту слушания;

3.     В смешанных парах женщины дольше смотрят на мужчину, чем наоборот, - даже если тот им не нравится!

4.     Когда один из участников коммуникации ждёт от другого одобрения, он увеличивает длительность контакта глаз с собеседником.

Указанное расхождение в визуальном поведении женщин по отношению к мужчинам и мужчин по отношению к женщинам можно объяснить разными причинами, и среди них: (а) (в среднем) более высокая, чем у мужчин, эмоциональность женщин, (б) подсознательное стремление женщины сохранять «тепло» беседы, (в) поиск женщиной внимания и участия со стороны мужчины; (г) осознанное или неосознанное стремление получить у него одобрение и поощрение её поступков, (д) проявление в целом более зависимого положения женщин в обществе.

Сумма взглядов, или, время контакта глаз, - это в европейской культуре ключевой момент в установлении степени близости или симпатии людей. А что влечёт за собой уменьшенная – по сравнению с нормой – длительность контакта глаз? Такое невербальное поведение тоже значимо. Во-первых, в этом случае мы скрываем от посторонних глаз свои чувства и реакции. Во-вторых, глядя в сторону (а это не то же самое, что отводить или отворачивать глаза), мы можем сфокусировать своё внимание на чём-либо. Подобно маленькому ребёнку, который закрывает при игре в прятки глаза рукой, думая, что его никто тогда не увидит, взрослые часто считают, сто, коль скоро не видят в глазах данного человека обвинения, злобы или агрессивного к себе отношения, этот человек не способен причинить им вреда.

Все закономерности и правила глазного поведения, приведённые выше, не являются универсальными и, скорее всего, относятся только к людям европейской и североамериканской культур. Например, в Латинской Америке детей специально учат опускать глаза в разговоре со старшим, что является общепринятым знаком уважения, а у нас взрослые в разговоре с детьми, особенно если этот разговор малоприятный, часто говорят детям: «Подними глаза и посмотри на меня!». Африканцы, азиаты и индийцы считают большое число взглядов, направленных в лицо или глаза, знаком превосходства и неуважения и рассматривают подобное поведение как угрожающее или оскорбительное для адресата.

Арабы и южноамериканцы определят малое число ответных взглядов как проявление невнимания и невежливости. Жители Эфиопии смотрят во время беседы вниз, и это является общепризнанным знаком уважения к собеседнику, а среди индийцев бороро и витото в Южной Америке говорящий и слушающий во время беседы оба смотрят в сторону на посторонние предметы, а не друг на друга. Если же человек что-то рассказывает в аудитории, он может (и часто это делает) повернуться к людям спиной и даже вообще выйти, например, из хижины и встать к ней спиной, продолжая свой рассказ.

Когда человек щурится, он уменьшает открытую область глаз, что даёт ему возможность сконцентрировать внимание на объекте или человеке. Раскрытые глаза передают смысл не «увидеть больше», а связаны, во-первых, с удивлением, а во-вторых, с желанием узнать нечто. Оба жеста – сощуриться и широко раскрыть глаза – имеют очевидные социальные функции.

Глазное поведение тесно сопряжено с поведением собственно жестовым и позовым. Сощуриться или смотреть прямо в глаза можно только при статичных позах; задумываясь над чем-либо или уходя в себя, человек не только может закрыть глаза, но также прекращает вообще какую-либо жестикуляцию; подмигивание обычно сочетается с приветливой или хитрой улыбкой.

В ходе коммуникации человек может вполне сознательно менять тактику и стратегию своего глазного поведения партнёра. Так, говорящий обычно периодически смотрит на лицо или в глаза адресата для того, чтобы убедиться в существовании и/или степени прочности обратной связи, т.е. что его слушают, понимают, или чтобы проследить за тем, как меняется эмоциональное состояние партнёра, его отношение к говорящему, и в зависимости от этого менять своё собственное поведение. Исследования разных учёных показали, что в процессе устного речевого общения сказанное воспринимается более точно, если участники имеют возможность следить за поведением глаз друг друга. (Грушевицкая, Попков, Садохин 2002, 179)

невербальный общение коммуникация

6. Гаптика: касания в коммуникации людей


Сферу употребления касаний образуют чрезвычайно разные по своему характеру ситуации общения, от повседневных бытовых до ритуальных и магических. За касаниями как кинетической формой поведения стоит огромный культурный пласт, уходящий в далёкое прошлое. Происхождение касаний, их виды, функции и смыслы, а также высокая частота использования в коммуникативных актах делают касания чрезвычайно важным и интересным объектом изучения.


6.1 Основные функции бытовых касаний в акте общения


Можно выделит следующие функции бытовых касаний в коммуникативном акте:

1.     Выражение дружбы, участия или заботы по отношению к адресату жеста;

2.     Отражение интимного отношения к адресату, в частности сексуально интимного. Желание интимного телесного контакта, как многие считают, является глубоко спрятанной физиологической потребностью, которая возникает у человека в самом раннем детстве и тянется через всю его жизнь;

3.     Установление контакта между жестикулирующим и адресатом и привлечение внимания адресата к кому-либо или чему-либо;

4.     Отражение доминантного положения человека на некоторой социальной шкале.

Касания часто происходят в диалогических взаимодействиях социально и коммуникативно неравных партнёров, например, в таких парах, как учитель – ученик, врач – пациент, начальник – подчиненный и др. В норме в русской культуре больший общественный вес человека как бы даёт ему «право первого прикосновения». Если же, напротив, первым своего партнёра касается человек, обладающий более низким статусом, то это действие, вне особо выделенных и оговорённых социальных ситуаций или речевых и невербальных актов, всегда оценивается как ненормативное нарушение субординации и даже с этической точки зрения как аномальное и неприличное. Впрочем, фактор возраста вносит серьёзные коррективы в указанное правило, а именно в среде американцев подчинённый, значительно старший по возрасту, может первым коснуться своего более юного начальника, обращаясь к нему, например, с просьбой.

Той же привилегией проявления инициативы в касаниях обладает в европейской культуре мужчина, когда он ухаживает за женщиной. Обычно мужчина первым берёт женщину под руку или за руку, обнимает за талию, кладёт руку ей на плечо, а когда отношения становятся более интимными, первым целует и переходит к более интимным касаниям и ласкам. Видимо, тот факт, что мужчины чаще, чем женщины, выступают в разнополых коммуникативных актах в роли инициатора касаний, объясняется их большей от природы сексуальной активностью. В ухаживании мужчина обычно последовательно решает две задачи: привлечь сексуального партнёра и преодолеть его страх перед более близким контактом. Вторая стадия ухаживания в гораздо большей степени, чем первая, является рискованной (более высока вероятность провала), поскольку она тактильно насыщена.


6.2 Касание как невербальный социальный акт


Из перцептивных способностей человека касание является одной из основных. Касание – это всегда установление физического контакта с человеком, с его кожей, волосами или с одеждой, с предметами, которые человек держит, носит и т.п. Кожа, в отличие от глаз, способна воспринимать и передавать сообщения в темноте: она мгновенно реагирует на внешние возмущения, отчётливо узнаёт объекты и распознаёт акты поведения.

Касания охотно применяют между собой друзья, и человеку обычно не нравится, когда его трогают чужие. В норме человек на публике избегает прикосновений, если, конечно, осознаёт присутствие людей, нам не нравится, когда проявляют «чувство локтя» в транспорте, когда нас касаются в лифте, в очереди, в переполненном помещении. Нормальный человек обычно вынужден совершать много лишних движений и лавировать в людском потоке, чтобы избежать ненужных и неприятных прикосновений. Если же он сам, проходя или пробегая, кого-то задевает, то по нормам этикета ему полагается за это извиниться. Хотя речевой акт извинения в подобной ситуации может и предшествовать касанию, если человек предполагает, что касание неизбежно.

В русской культуре касания – это всегда активное вторжение в личную сферу другого человека, поэтому они должны быть действиями осторожными и ненавязчивыми. В условиях применимости правил тактильного взаимодействия, свойственных русской невербалике, входят не только информация о доступности и ли недоступности для касания определённых областей тела или информация о типе касания и выражаемом касанием смысле, но также сведения об актуальном психологическом состоянии и качествах адресата, об отношении его к касаниям вообще и к данному типу касаний в частности: не ущемит ли, например, касание его гордость, не заденет ли честь, будет ли оно ему приятно и т.п.

Так, людям, находящимся в тревожном или взволнованном состоянии, или людям, часто теряющим контроль над собой, обычно необходимо участие, утешение, поддержка или помощь. Поэтому они нуждаются в том, чтобы их больше касались и тем выражали участие (хотя сами при этом других трогают меньше), а потому в отношении таких людей допустима большая по сравнению с нормой свобода касаний.

Многие люди испытывают настоятельную потребность в ощущении прикосновений, испытывая при этом чувство, подобное голоду. С недостатком прикосновений связаны эмоциональные нарушения у людей, например, неврозы, некоторые виды детских страхов. В свою очередь человек, чувствующий и понимающий другого, путём касаний может более эффективно на него воздействовать. Данный факт хорошо известен врачам-психотерапевтам, медицинским сёстрам и психологам и обычно учитывается ими при обследовании и лечении больных. (Огнев 2004)

Тактильное восприятие имеет свои отличительные особенности. Если зрительное восприятие является целостным и быстрым то тактильное восприятие значительно более медленное, более фрагментарное и последовательное. Так, в жизни человека часто встречается обман зрения, тогда как тактильную систему провести намного труднее. Поэтому при доказательстве существования, реальности какого-то объекта, например, выясняя, не мираж и не сон ли это, человек не может положиться на одно только зрение – он стремиться потрогать, пощупать объект.


6.3 Основные типы жестовых касаний


Жесты приветствий и прощаний, одобрений и утешений, заключения договоров и союзов, скрепляемые рукопожатиями, невербальные выражения любви – всё включают в себя касания в качестве важнейшего составного элемента. Жестовые приветствия и прощания – это не просто обычаи и ритуалы, значение которых проявляется только тогда, когда люди по какой-либо причине их не исполняют. Невербальные приветствия служат для открытия встречи, а невербальные прощания – для завершения. Это церемонии, которые люди совершают, чтобы, прикоснувшись к другому, почувствовать его и напомнить партнёру, кто они друг другу и в каком социуме живут, чтобы снять напряжение от неожиданной встречи и успокоить партнёра. Отклонения от норм приветствий и прощаний обычно плохо переносятся людьми, и не только потому, что разрушают личные связи, но и потому, что затрагивают систему общественных отношений в целом.

С точки зрения особенностей процесса коммуникации невербальные приветствия более важны, чем прощания, поскольку то, как люди поздоровались, во многом определяет характер и стиль их дальнейшего общения. В разных странах и даже в разных районах одной страны люди, как правило, приветствуют друг друга по-своему. Они или подходят близко друг к другу и находятся друг от друга сравнительно далеко, они принимают свойственные только для данной или близких культур позы, смотрят в лицо или в глаза друг другу неодинаковое количество времени, а то и вообще не смотрят один на другого; они говорят в разных тональностях и разными жестами выражают свои чувства к другому человеку.

В то же время бывают ситуации, когда отсутствие приветствий рассматривается как норма поведения. Так, если индивидуальные связи между людьми очень тесные или люди часто встречаются друг с другом, то вполне может отпасть необходимость в жестовом (но не словесном) обозначении входа в контакт. Наоборот, чем дальше отстоят друг от друга люди по общественному положению и чем слабее проявляются их человеческие связи, чем больше ритуализованной является эта культура и чем большее значение имеют в ней ритуалы приветствия, тем более важными являются именно невербальные формы вступления в речевой контакт и точность их соблюдения.

Как было сказано выше, формы и способы приветствия у людей разных культур различны. Так, узбекское приветствие друг друга у мужчин сопровождается рукопожатием, а у женщин – похлопыванием по плечу, при этом мануальное приветствие обязательно сопровождается открытой, широкой улыбкой. В Иране женщина вообще не должна пожимать руку мужчине, и это относится не только к рукопожатию как к знаку приветствия, но и к, скажем, рукопожатию спортсменок во время ритуала их награждения мужчинами.

Любимые русскими людьми жесты-поцелуи запрещены на улицах Неаполя уже почти как пять столетий, а в 1910 году поцелуи были запрещены специальным законом на вокзалах Франции. Если в Китае на улицах не принято встречать человека не только поцелуем, но и объятием, то в Перу, напротив, люди почти исключительно приветствуют друг друга поцелуем в щёку. В Египте мужчина может целовать женщину на глазах других людей, только если она ему мать, жена или сестра, между тем, как в Афганистане повсеместно принято приветствие тройной поцелуй в щёку: в левую, в правую и снова в левую (Крейдлин 2002, 442).

На значение и интерпретацию жестовых касаний влияют следующие факторы:

1.     Какая часть тела и какую трогает. Касание губами руки явно имеет не ту же семантику, что касание губами губ. Точно также, когда мужчина идут, взявшись за руки, данная поза значит одно, а когда женщина идет рядом с мужчиной и берёт его под руку, то такая поза значит совсем другое;

2.     Продолжительность жеста. Высказывания Он задержал её руку в своей и Он быстро отдёрнул руку имеют совершенно разные осмысления. Жест продолжительный поцелуй в губы не синонимичен жесту быстрый поцелуй: если первый – это жест выражения любви, то второй такого смысла не имеет.

3.     Имеется ли помимо касания давление (сжатие) части тела партнёра, и если да, то насколько сильное. Рукопожатие «вялой» рукой – это одна разновидность жеста, рукопожатие «мужской» рукой совсем другая. Эмблематический жест взять за локоть, средний по силе, может означать:«жестикулирующий (обычно это мужчина) показывает, что он хочет отвести адресата в сторону, чтобы с ней/ним побеседовать наедине».

4.     Происходит ли движение после того, как произошёл контакт, и если да, то какое. После рукопожатия некоторые мужчины трясут сцепленными вместе руками – это, например, часто бывает при произнесении каких-то поздравительных слов. Поглаживание – это всегда движение вдоль поверхности тела, а шлепок – это отрывистый, быстрый, не очень сильный, однократный удар. Похлопывание по плечу – это обычно три-четыре удара, очень слабые по силе и наносимые по одному и тому же сегменту области плеча; важную роль при этом играет звук;

5.     Присутствуют ли при касании посторонние люди, и если да, то кто они. Интимные касания не предполагают присутствия посторонних людей. Рукопожатия совершаются как на людях, так и вне посторонних глаз, но если амонимичная рукопожатию жестовая форма обозначает «пари», при котором сцепление руки следует разбить, то присутствие, по меньшей мере, ещё одного, третьего человека, «разбивающего», почти обязательно. Им бывает обычно человек, являющийся знакомым или другом двух спорящих (в русской культуре в норме не принято просить совсем незнакомых или малознакомых людей, чтобы они разбили руки спорящих). Такого человека специально просят: «Разбей!». И разбить пари – это тоже жест.

6.     Тип контекста, в рамках которого происходит касание. Прикосновение к руке или касание плеча скорбящего человека во время похорон на кладбище или во время траурной церемонии, где слова неуместны, - это невербальное (тактильное) выражение сочувствия или утешения, знак солидарности и единения с адресатом жеста в общем с ним горе. И совсем другое означает касание рукой плеча или руки товарища во время, например, спортивной эстафеты или игры: это сигнал того, что наступила очередь бежать человеку, которого коснулись.

7.     Характер стиля невербального поведения и взаимоотношений между партнёрами. Американским учёным Р. Хеслиным было выделено пять типов невербальных стилей и пять типов характерных для каждого из них отношений между коммуникантами: (а) функциональный стиль и деловой тип взаимоотношений; (б) социальный стиль и вежливость как тип отношений; (в) стиль дружеского общения и теплота; (г) любовное общение и близость (интимность); (д) сексуальное общение и сексуальное возбуждение.

В каждой культуре в социальном невербальном стиле и вежливых отношениях существуют жёсткие рамки, предписывающие, кто, кого, как и когда может трогать. Из наиболее типичных жестов здесь можно назвать рукопожатие, поцеловать руку, подать руку, когда мужчина помогает женщине, например, выйти из автобуса.

В любовном невербальном стиле общения, который сочетается с очень близким, интимным, отношениями между партнёрами, и в сексуальном контакте касания передают смыслы «сексуальное желание» и «любовь». Способы касаний и места касаний не должны вызывать у партнёров даже малейшего ощущения дискомфорта. Любовь и особенно сексуальные касания должны быть приятны обоим партнёрам и доставлять им обоюдное удовольствие/наслаждение, и эта информация входит в смысл соответствующих жестов.

По мере перехода от функционального (когда связи между партнёрами чисто деловые) стиля к сексуальному растёт не только индивидуация партнёра, т.е. выделение его в обществе, но и самоидентификация, или самоопределение: происходит как бы движение от человека – социальной личности к человеку частному, индивиду. Однако наиболее нейтральным стилем для касаний является всё же не функциональное, а дружеское общение и сопряжённая с ним теплота взаимоотношений: именно здесь человек, полностью контролируя свои действия, что далеко не всегда бывает в сексуальном стиле невербального общения, более свободен в выборе жестов-касаний и более толерантен к возможным отклонениям от нормы.

Жестовое касание является прежде всего актом связи, установления контакта с коммуникативным партнёром, а потому на уровне дружеского общения, когда не просто завязаны контакты, а установлены телесные отношения, люди вполне открыты для разнообразного по форме тактильного подтверждения своей близости друг другу.


7. Проксемика: коммуникативное пространство человека


7.1 Правила проксемного поведения


Проксемика – это наука о пространстве коммуникации, или коммуникативном пространстве, это наука о том, как человек мыслит коммуникативное пространство, как его обживает и использует. Предметом проксемики является невербальная концептуализация и культурная организация пространства, изучение способов восприятия, организации и использования пространства людьми во время коммуникации.

Каждый народ видит пространственное устройство бытия в особой проекции, которую можно назвать национальная концептуализация пространства. Так, на домашних цыганских застольях женщины и мужчины сидят в разных комнатах. А в зале московского ресторана «У яра» столы разделяет проход, и женщины и дети сидят слева, а мужчины справа от него.

Одним из любимых предметов проксемики является семиология (т.е. наполнение культурными смыслами) различных частей дома, что нельзя никак считать случайным, поскольку дом, квартира, комната – это основные личные территории человека. Проксемика ищет ответы на разнообразные вопросы, связанные со смысловой нагрузкой этих пространств. Семиология дома также включает поведение человека в замкнутом пространстве дома. Человек обычно стремится к тому, чтобы у него был свой собственный угол, т.е. отдельное место в доме, квартире, комнате и даже на службе, как есть у него и любимый стул, стол, одежда, машина и т.п. предметы, которыми он особенно дорожит и которые готов охранять и защищать от внешних посягательств.

Среди культурно-специфичных правил проксемного поведения выделяют:

1.     Правила выбора места и расстояния, например, правила, которые человек соблюдает, выбирая расстояние (дистанцию) для беседы в зависимости от тех или иных факторов: места встречи с другим человеком, пола, возраста или социального статуса предполагаемого собеседника, степени знакомства с ним, его физических и психических свойств, предполагаемого способа взаимодействия, жанра разговора, темы, цели беседы, её продолжительности и т.п.

Место и расстояние, которое выбирает по отношению к нам другой человек, нечто сообщают нам о нём и в большей мере обуславливают наши действия. Если вы, например, едете в пустом вагоне метро или электрички и на остановке в вагон входит незнакомый человек, то вы, скорее всего, почувствуете себя неуютно, если тот займёт место рядом с вами или сядет прямо напротив. Войдя в кафе или кинозал, в котором много свободных мест помимо тех, что имеются рядом с неким сидящим там человеком, вы едва ли сами займёте одно из соседних с ним мест.

Дело в том, что существует особое правило, покрывающее много разных ситуаций, связанных с проксемным поведением незнакомых людей в общественных местах. В соответствии с ним человек в ситуации свободного выбора должен занимать позицию по возможности подальше от находящихся в данном месте других лиц. Если же человек по каким-то причинам ведёт себя иначе, вторгаясь в личное пространство другого и нарушая это правило, то такое поведение воспринимается как злонамеренное, подозрительное, агрессивное и ли враждебное.

2.     Правила пространственного взаимного положения и ориентации тел во время общения. За вычетом ситуаций игры или ей подобных общение людей, стоящих или сидящих спиной друг к другу, невозможно или противоестественно, но разговор двух человек лежащих у противоположных стен комнаты, вполне возможен и не выглядит со стороны странным, даже если собеседники повернулись каждый лицом в свою стену.

Как и большинство правил невербального поведения, правила проксемного поведения соблюдаются автоматически, подсознательно: явно фиксируются лишь их нарушения, причём не только невербальным способом (осознанным движением, позой, взглядом и др.), но и словесно; см. высказывания типа Здесь сидеть воспрещается; Не подходи ко мне.

В связи с различным пространственным поведением можно выделить три основных типа социальных взаимодействий между людьми: (а) взаимодействие с друзьями, товарищами или просто хорошо знакомым людьми, открытыми для диалога; (б) взаимодействие с малознакомыми или совсем незнакомыми людьми, которые хотят общения; (в) взаимодействие с незнакомыми людьми, не ожидающими никакого контакта или не желающими контакта с данным человеком. Каждое из этих отношений порождает особый тип коммуникативной ситуации, который характеризуется своими правилами выбора пространства и расстояния между коммуникантами в целях обеспечения комфортности общения и особым типом невербального коммуникативного поведения, например определёнными позами и мануальными жестами.


7.2 Физическая и психологическая дистанции


Каждый человек имеет свою собственную личную территорию. Правильнее сказать, что это не территория, а пространство, воздушная оболочка, окружающая тело человека со всех сторон. Размеры оболочки зависят от плотности населения людей в местах их проживания. И хотя нас никто не учит тому, насколько можно приближаться к другому человеку, мы подсознательно знаем, на каком расстоянии удобнее говорить с близким другом, а на каком - с подозрительным незнакомцем.

Э. Холл предложил особую методику оценки интимности общения человека на основе изучения организации его пространства, которое включает в себя территорию, ограждающую его владения. Межличностное пространство - важнейший фактор невербального общения. Наши представления о нем отражаются в повседневной речи - "держаться подальше", например, от начальства, или "держаться поближе" к тому, в ком мы заинтересованы.

Общее правило: чем больше партнеры заинтересованы друг в друге, тем ближе они могут находиться по отношению друг к другу. Однако существуют определенные нормы и правила, которые следует учитывать при взаимодействии с собеседником. У каждого человека есть свое поле, своя аура, нарушать которые в конкретных ситуациях - значит повредить делу.

Выделяют четыре пространственные зоны, которые как концентрические круги на мишени или на воде окружают друг друга:

1) Интимная зона (от 15 - 50 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону допускаются лишь дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

В этой зоне можно выделить как бы еще подзону радиусом 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. По сути дела это уже зона прикосновения к другому человеку. Позволяется прикасаться очень немногим. Поэтому ее называют сверхинтимной зоной.

2) Личная или персональная зона (0,5 - 1,2 м) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. Данный тип коммуникативной дистанции предполагает помимо визуального контакта активное включение и использование других сенсорных каналов коммуникации, в частности кожного и обонятельного. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.


3) Социальная зона (1,2 - 3,7 м) обычно соблюдается во время социальных, деловых встреч в кабинетах, холлах и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают. Верхний предел соответствует формальным отношениям.



4) Публичная зона (свыше 3,7 м) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге. При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга. Вспомните устройство арены в цирке, сцены в театре - в каждом случае учитывается необходимость общения с большой аудиторией. Нарушение этой дистанции может вызвать разные последствия. Если клоун в цирке перелезает через барьер и присаживается к кому-нибудь на колени - это вызывает смех, а если учитель покидает свое место и приближается к ученику, то это воспринимается как угроза.



Очень важно, что все эти виды дистанций в разных культурах могут значительно отличаться друг от друга – меняются, как правило, не только размеры дистанций, т.е. количественная величина, но и качественные характеристики. Так в некоторых культурах, например, скандинавской, физическая дистанция может восприниматься как интимная или личная, тогда как контактные культуры, такие как латиноамериканские и арабская, ту же дистанцию сочтут социальной. В Юго-Восточной Азии люди, желающие вступит в диалог, как правило, не подходят слишком близко друг к другу, чтобы не коснуться партнёра, поскольку, например, даже нечаянное прикосновение к голове партнёра в соответствующих культурах рассматривается как серьёзное нарушение этикетных норм проксемного взаимодействия.

Описывая коммуникативный акт, по-видимому, необходимо различать два типа расстояний и отмечать не только физическое расстояние, но и расстояние психологическое. Например, жест объятие предполагает физически – интимную дистанцию, а психологически – личную, тогда как, формальный кивок в знак приветствия психологически – социальную, а показать нос - психологически личную дистанцию. Поцелуй (любого вида) осуществляется на очень близком физическом, интимном, расстоянии партнеров, а психологически поцелуй может быть и интимным и формальным социальным жестом. Между тем воздушный поцелуй и не является психологически интимным, и исполняется на более далеком расстоянии.


7.3 Влияние кинетических параметров на проксемное поведение человека


Различные социальные и культурные кинетические параметры играют в проксемике разные роли. Исследования их влияния на коммуникативное пространство способствует более глубокому проникновению в топрироду коммуникативного акта. В качестве примера можно рассмотреть соотношение параметров пола партнеров и коммуникативной (физической) дистанции в европейской культуре.

Наблюдения и специальные эксперименты, показали, что: 1- в женских парах физическое расстояние между участниками коммуникативного акта, меньше чем в мужских, причем, 2- весьма существенный в других случаях параметр «степень знакомства» здесь особой роли не играет. Зато 3- с возрастом межличностная дистанция в женских парах возрастает, а в мужских уменьшается. 4- в однополых женских парах расстояние между участниками коммуникации меньше, чем в разнополых, а, 5- в разнополых парах расстояние меньше, чем в однополых мужских. 6 – в стрессовых ситуациях расстояние между партнерами уменьшается по сравнению с обычным. 7- в смешанных парах степень знакомства партнеров приобретает большой вес.

Так, женщина стоит к тому человеку, которого она любит или считает близким другом, чем к просто товарищу или коллеге по работе. В результате как мужчины, так и женщины находятся на большем физическом расстоянии от партнера-мужчины, нежели от партнера- женщины, а вторжение незнакомого мужчины в личную сферу человека любого пола менее приятно, чем вторжение в тоже пространство со стороны женщины: когда вторгается в личное пространство другого человека, будь то женщина или мужчина считается, что у него «плохие намерения». Интересно, что мужчины женщины при этом по-разному реагируют и на способ приближения к ним не знакомых людей: женщина обычно чувствует себя неуютно, когда незнакомец находится у них за спиной, а мужчина – когда тот к ним лицом.

Среди исследований социального пространства и его влияние на коммуникативное групповое взаимодействие можно выделить работу по анализу соотношений пространственных характеристик и различных параметров вербального и невербального общения. Так, в общественной группе с явно выраженным лидером, «главным говорящем», наблюдается иерархия пространственного расположения слушающих по отношению к лидеру. Например, слушающие, к которым лидер испытывает особую симпатию, располагаются ближе к лидеру. Сам лидер при этом занимает позицию, при которой он всех видит и его все видят, что позволяет осуществлять прямой и потому эффективный мониторинг присутствующих, воздействовать на них и моментально реагировать на их действия.

Существуют устойчивые корреляции между психологическим типом человека, его любимой коммуникативной дистанцией и соотносительным с партнёром пространственным положением, а также между текущим эмоциональным состоянием человека и характеристиками коммуникативного пространства.

Диалогическое взаимодействие людей является многоместной функцией от пространственного расположения участников диалога, дистанции, поз, типов взглядов и многих других пространственно-кинетических переменных. Направление жеста, широта жеста, ход жестового движения, взаимная пространственная ориентация партнёров, глазное поведение собеседников и расстояние между ними существенно влияют на характер исполнения жеста и его интерпретацию. Перечисленные переменные обусловлены или, во всяком случае, непосредственно связаны с глубинными психическими свойствами человека и особенностями той культуры, к которой он принадлежит.

Широта движения соотносится с такими чертами человеческой психики, как интровертность/экстраверность/амбивертность. Интроверт сосредоточено на самом себе, на своих внутренних переживаниях и предпочитает не показывать свои эмоции другим людям. Экстраверт наоборот, любит быть на людях, делится с ними своими мыслями и чувствами, выставлять себя на обозрения другим; амбиверт занимает промежуточное положение между данными психотипами, обладая качествами и интроверта и экстраверта. От интроверта естественнее ожидать узких движений, соотносимых со скромностью, сомнением, осторожностью, неуверенностью в себе. Широкие движения более типичны для экстраверта, поскольку свидетельствует о бурных чувствах, которыми тот готов поделится с другими людьми.

Важными пространственно - кинетическими характеристиками невербального поведения являются также:

a)                 наличие или отсутствие третьего лица в актуальном пространстве коммуникативного взаимодействия: многие люди кожей чувствуют приближение сзади к ним постороннего человека, и диалог может прерваться: положение за спиной даже самых близких людей не приятно для беседующих. С другой стороны люди на публике, особенно при большом скоплении народа, обычно подчеркивают что они вместе, что их нахождения в одном месте не является случайным, что их объединяет территория время, общность интересов, задачи или целей, и что их совместное пребывание создает коллективное пространство;

b)                 статичное или динамичное положение партнера: если партнер во время диалога начинает перемещаться перед нашими глазами непрерывно двигаясь взад-вперед, - мы в таких случаях говорим мельтешит, - то это тоже создает существенные неудобства для общения;

c)                  несходство поз и ориентации тел во время диалога: неприятной и очень трудной, если вообще возможной, бывает беседа, когда один человек лежит, а другой перед ним стоит. Она случается, только если по каким-то причинам один из собеседников не может принять ту же позу, что и другой. Например, врач, подходя к больному чтобы с ним побеседовать, как правило, берет стул и садится рядом с кроватью больного – он не разговаривает с ним стоя, а наиболее задушевно, по-человечески комфортная беседа людей в купе поезда, в одной комнате отеля происходит тогда, когда оба человека лежат или сидят на своих местах, т.е. когда их позы конгруэнтны.

Конкретное значение, которые принимают перечисленные пространственно-кинетические переменные находятся в прямой зависимости не только от контекста, в котором происходит взаимодействие людей, но и от культуры, к которой принадлежат эти люди.


8. Сенсорика


Сенсорика – представляет собой тип невербальной коммуникации основывающийся на чувственном восприятии представителями других культур. Наряду со всеми сторонами невербальной коммуникации отношение к партнеру формируется на основе ощущений органов чувств человека, в зависимости от того, как мы чувствуем запахи, ощущаем вкус, воспринимаем цветовые и звуковые сочетания, ощущаем тепло тела собеседника, мы строим наши общение с этим собеседником. Эти коммуникативные функции человеческих органов чувств позволяют считать их инструментами невербальной коммуникации.

Особенно большое значение имеют запахи. Это, прежде всего, запахи тела и используемой человеком косметики. Мы можем отказаться от общения с человеком, если сочтем, что от него плохо пахнет. Те же сложности возникают и в межкультурной коммуникации. Запахи, привычные в одной культуре, могут оказаться отвратительными в другой. Так, жители высокогорья Новой Гвинеи натирают себя грязью и свиным жиром и почти не моются. Представьте себе, что вам нужно будет общаться с такими людьми, и каким будет ваше отношение к ним.

Особенности национальной кухни также сильно отличаются у разных народов. Ароматы традиционной кухни, которые иностранец воспринимает как необычные или отталкивающие, представителям данной культуры могут казаться вполне приемлемыми и привычными. Так в американских домах обычен запах яиц, сваренных вкрутую. У американцев этот запах не вызывает никаких неприятных ощущений, но для некоторых азиатов столь же невыносим, как запах гниющей рыбы: они не едят вареных яиц и не имеют возможности принюхаться к ним. Русскому человеку придется с осторожностью пробовать блюда индийской и индонезийской кухни из-за большого количества специй, используемых при их приготовлении. Индусу же, очевидно, наша кухня покажется слишком пресной.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.