РУБРИКИ

Психологическая сущность дисциплинированности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психологическая сущность дисциплинированности

Уставное поведение может быть детерминировано мотивами, различными по их зрелости. Эти мотивы можно свести в 4 группы. Отсюда можно выделить 4 типа дисциплинированного поведения.

1). Истинная сознательная дисциплинированность. Она определяется социально значимыми мотивами: чувством долга, стремление реализовать свои знания на практике и внести свой вклад в развитие общего дела и др.

2). Конформная (подражательная) дисциплинированность характерна для сотрудников, которые еще не осознали своего отношения к требованиям и при организации своего поведения ориентируются на сослуживцев и командиров, подражая им.

3). Прагматическая дисциплинированность определяется стремлением курсанта своим уставным поведением добиться определенных льгот, преимуществ и расположения к себе руководящего звена.

4). Критическая дисциплинированность детерминируется мотивами, которые побуждают сотрудника к дисциплинированному поведению из-за боязни наказаний или других негативных последствий за невыполнение уставных требований.

Дисциплинированное поведение это, прежде всего, достижение поставленных целей при постоянной волевой саморегуляции, обеспечивающей конкретное использование необходимых для этого предметов, процессов и ситуации.

Дисциплинированное поведение зависит от направленности личности, особенностей характера, темперамента, способностей работника. На уровень дисциплинированности влияют различные социально-психологические явления в профессиональном коллективе: общественное мнение, внутриколлективные нормы поведения, социально-психологический климат и удовлетворенность работников различными сторонами жизнедеятельности коллектива, стиль и методы руководства и др.

Но формирование дисциплинированности не ограничивается развитием мотивации. В структуру этого качества входят и другие компоненты такие как: знания требований уставов; мотивы поведения (отношения к факторам дисциплины); навыки и привычки поведения.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел - это сложившееся на основе его внутренних убеждений сознательное отношение к законам, трудовому распорядку, требованиям служебной дисциплины, а так же умения и привычки управлять своим поведением в любой обстановке в соответствии со служебными требованиями.


Глава 2. Социально-психологические особенности процесса дисциплинирования сотрудников органов внутренних дел


§1.1 Влияние авторитета руководителя на развитие дисциплинированности у сотрудников


Ответственность за состояние служебной дисциплины в органе внутренних дел, в соответствии со ст. 35 «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», несет начальник. Его обязанности по поддержанию служебной дисциплины определены также названным нормативным актом и сводятся к следующему: проявлять высокую требовательность к подчиненным; создавать необходимые условия для труда, отдыха и повышения квалификации подчиненных; воспитывать у подчиненных чувство ответственности за выполнение служебных обязанностей; обеспечить гласность и объективность в оценке служебной деятельности подчиненных; уважать честь и достоинство подчиненных; не допускать протекционизма в работе с личным составом, преследование сотрудников органов внутренних дел по мотивам личного характера или за критику недостатков в деятельности органов внутренних дел.

Одно из глубоких исследований авторитета в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение: «авторитет – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».

По Мескону, авторитет руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению целей организации.

В современной литературе встречаются множество определений авторитета управления. Авторитет руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. По этому различают индивидуальный и общий авторитет руководства. Понятие авторитета уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный авторитет предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива.

Однако авторитет нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему авторитет руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент авторитета, а между тем авторитет всегда имеет и общую объективную основу.

Анализ практики управления персоналом позволяет выделить 5 основных методов влияния руководителя на подчиненных.

1. Метод властного принуждения. Этот метод базируется на применении руководителем властных полномочий в отношении подчиненных, в том числе при наложении дисциплинарных взысканий. Метод принуждения является необходимым методом при воздействии на нерадивых и недобросовестных подчиненных, работников, нарушающих служебную дисциплину и законность. Вместе с тем принуждение формирует страх перед возможным наказанием за совершенные (даже неумышленно) ошибки и меняет мотивацию труда. У работников начинает развиваться мотивация избегания наказания, что может вести к перестраховке, потере инициативы в работе, излишнему формализму и боязни самостоятельного принятия решения.

2. Метод вознаграждения (поощрения). Сущность данного метода заключается в положительном подкреплении поведения работника, основанном на объективной оценке достигнутых им результатов в деятельности. Применение вознаграждения или поощрения эффективно при соблюдении следующих правил: индивидуализации вознаграждения; соответствия стимула достигнутым успехам; гласности при объявлении поощрения; наращивания стимулов в связи с достижениями в работе; учета ожиданий работников при выборе вознаграждения.

3. Метод примера (харизмы). Этот метод основывается на позитивном влиянии профессионально-личностных качеств и способностей руководителя в отношении подчиненных. В этом случае часто наблюдается идентификация подчиненного с руководителем, осознанное или неосознанное подражание авторитету деятельности и признание его авторитета как лидера.

4. Метод влияния через участие подчиненных в управлении. Привлечение работников к участию в управлении, в том числе к подготовке вариантов и принятию управленческих решений, оказывает позитивный эффект. Меняется мотивация деятельности, растет управленческая подготовленность работников, они все чаще идентифицируют себя с организацией, в которой проходит их служба.

5. Метод убеждения. Убеждение основано на логике и аргументации своей точки зрения руководителем. Начинается убеждение с попытки понять точку зрения подчиненного, его мотивацию поведения и позицию. При этом очень важно достигнуть доверительности в процессе беседы с работником, найти точки согласия в позициях и всячески их развивать.

Целью деятельности командира подразделения должна стать истинная дисциплинированность, основанная на осознании сотрудниками общественного значения и личностного смысла уставного поведения. Формирование истинной дисциплинированности – это, в первую очередь, развитие мотивации сотрудника, поскольку именно она детерминирует поведение. Но так как поведение существенным образом зависит от навыков и привычек, руководитель не должен выпускать из виду организацию поведения сотрудников в строгом соответствии с требованиями.

К специфике управления органами правопорядка можно отнести экстремальность деятельности личного состава и управления им. Экстремальные ситуации заставляют принимать руководителя органа правопорядка ответственные решения в условиях действия стрессогенных факторов: дефицита времени, недостатка информации, опасности, повышенной ответственности за жизнь и здоровье граждан, сотрудников.

Анализ основных требований к личности руководителя позволяет разбить их на несколько составных частей или блоков. Прежде всего, следует отметить качества, отражающие функционально-ролевые требования к руководителю, направленные на успешное исполнение им своих должностных обязанностей (например, компетентность, умение видеть перспективу в работе правоохранительного органа, умение руководить).

Ко второму блоку относятся коммуникативно-деловые качества руководителя (знание подчиненных, умение работать с людьми, психологическая совместимость с коллегами ).

Третий блок образуют нравственно-этические требования к личности руководителя органа правопорядка (порядочность, обязательность, трудолюбие, честность, добросовестность, этичность в поведении и др.).

Мы провели комплексное исследование личности сотрудников отдела внутренних дел. При проведении исследования использовались методики: 16 ФЛО Кеттела, тест Лири, опросник терминальных и инструментальных ценностей Рокича, кроме того, были вопросы, направленные на выявление стажа, выслуги лет, возраста, звания и т.д. В исследовании принимали участие 57 сотрудников ОВД, в основном офицерский состав. Средний возраст 36 лет, выслуга лет – в среднем 16,7, стаж в должности 5,7 лет. Результаты исследования были подвергнуты факторному и корреляционному анализу.

В ходе факторного анализа мы получили 6 факторов, образующих влияние авторитета руководителя на дисциплинированность сотрудников ОВД.

Первым фактором является жизненный опыт руководителя, включающий в себя возраст (факторная нагрузка 0,896), выслуга лет (0,875), стаж(0,755), ценностные ориентации руководителя – эффективность (0,557).

Таким образом, этот фактор, безусловно, влияет на дисциплинированность. Потому что, что человек как руководитель с большим жизненным опытом, он обладает и профессионализмом и житейским опытом. Он уже в силу своего опыта может свободно владеть приемами и методами воздействия на подчиненных, учитывает индивидуальные проявления своих сотрудников. С жизненным опытом, возрастом, стажем он добавляет себе авторитета. Таким образом, руководитель приобретает уважение у своих сотрудников. Он уже может иметь индивидуальный подход к каждому сотруднику. Все эти качества образуют авторитет руководителя. Можно привести такой пример: профессор и ассистент. Кого больше слушают? Все это влияет на людей с меньшим возрастом, стажем, выслугой лет. Авторитет это такой механизм, который в комментариях не нуждается.

Первым фактором является жизненный опыт руководителя, включающий в себя возраст (факторная нагрузка 0,896), выслуга лет (0,875), стаж(0,755), ценностные ориентации руководителя – эффективность (0,557).

Если человек не умеет общаться, то он не сможет быть авторитетом для своих подчиненных. Соответственно хмурый, неразговорчивый молчун не умеет найти подход к людям. Спецификой работы в ОВД является то, что руководитель всю деловую деятельность с сотрудниками строит на основе приказов. Иногда приказы требуют определенной расшифровки. И руководитель, разъясняя их, опирается на индивидуальные качества своих сотрудников с учетом индивидуальных качеств и их проявлений. Соответственно, если не будет общения, то и не будет обратной связи между руководителем и подчиненным. Но если руководитель является коммуникабельным человеком, то он может не только приказать, но и объяснить, почему и зачем. Руководитель может объяснить задачу по-разному, учитывая специфику отдела. В связи с эти у руководителя повышается авторитет в глазах сотрудников, и он становится ближе к ним.

Третий фактор «Терминальные ценности» образован такими переменными, как ценностными ориентациями руководителя прагматизм- корысть (-0,681), чуткость (0,674), счастье других (0,632), семейная жизнь (-0,587), равенство, свободное владение методами воздействия (0,530).

Терминальные ценности - основные ценности в жизни. Если у него эти ценности действительно развиты, то он воспринимает сотрудников как людей, как личностей, а не как единицу штатного расписания. Эти ценности помогают ему найти подход к каждому отдельному индивиду. Он понимает, что у них тоже свои проблемы: хочется уйти с работы пораньше, болеют дети, устали и т.д. Соответственно, такой руководитель может подобрать слова одобрения, поддержки и выработать у человека ту мотивацию, которая действительно ему близка.

В четвертый фактор «требовательность – воля» входят следующие переменные: мягкость (-0,615), здоровье (0,601), наличие друзей (0,576), дипломатичность (0,425).

Если человек не требователен, то никакой дисциплины не будет. Если руководителю это не надо, то и подчиненным это тоже будет не нужно. На подчиненных надо воздействовать. Соответственно, должно быть такое качество, как требовательность. Требовательность нужна для того, чтобы подчиненные не расслаблялись, были в напряжении. Сотрудники должны знать, что если он к себе требователен, то и к ним. Сотрудники должны знать, что есть такие стандарты, по которым надо жить и работать.

Пятым фактором, влияющим на дисциплинированность, является «дисциплинированность», который образован такими переменными как: самоконтроль (0,639), дисциплинированность (-0,624), твердая воля (0,439).

Этот фактор родственен с предыдущим. Если руководитель сам дисциплинирован, то это действует положительно на сотрудников. Если он ничего не делает, и сотрудники это видят, то соответственно они предъявляют заниженные требования к себе. Если сотрудник понимает, что начальник образец дисциплины, то он также понимает, что никакой расхлябанности, он ему не простит. Это можно назвать личным примером. Сотрудник начинает задумываться о том, каким ему быть, чтобы стать начальником.

Последний фактор «нормативность» образован такими переменными, как активная жизнь (-0,760), нормативность поведения (0,483), смелость общения (-0,411).

Этот фактор тоже состоит в родстве с предыдущими факторами. Когда человек не нарушает общепринятые нормы поведения, его поведение подвержено чутким границам. Он ведет себя так, как он должен себя вести. Он четко следует своей роли, никаких отступлений он не приемлет. Если подчиненный видит, что начальник не соответствует образцу, который должен быть, то он начинает думать: «А почему я должен вести себя так, а не иначе. Если руководитель выходит из своей роли, то и подчиненный.

Последний фактор «нормативность» В четвертый фактор «требовательность – воля» Отсюда, можно сказать, что сотрудники могут идти на мелкие должностные преступления. [Приложение 1].

Можно говорить о психологическом потенциале руководителя органа правопорядка, обеспечивающем эффективность его деятельности и реализации управленческих функций. Структурно такой психологический потенциал руководителя образуется из следующих компонентов:

1) индивидуальной управленческой концепции;

2) управленческой подготовленности;

3) морально-психологических качеств;

4) познавательных и интеллектуальных качеств;

5) управленческих способностей;

6) эмоционально-волевых качеств;

7) коммуникативных качеств.

1. Индивидуальная управленческая концепция руководителя органа правопорядка представляет собой субъективное, личностное видение системы основных управленческих проблем, способов воздействия на подчиненных, трудностей в организации деятельности работников и личного труда.

2. Управленческая подготовленность включает в себя знания, навыки и умения, позволяющие эффективно решать различные управленческие задачи. Важным элементом ее является психологическая подготовленность, направленная на совершенствование работы с личным составом, эффективное взаимодействие с подчиненными, бесконфликтное воздействие на их поведение и обеспечение формирования руководителем благоприятного управленческого климата в организации.

3. Морально-психологические качества отражают нравственные обязательства и этические нормы поведения руководителя органа правопорядка. Нравственную основу поведения сотрудника составляют следующие морально-психологические качества: чувство профессионального долга; профессиональная честь; справедливость; принципиальность; честность; порядочность; сочувствие и сопереживание; мужество; установка на соблюдение законности и служебной дисциплины; чувство товарищества; гуманность и сострадание по отношению к потерпевшим от преступлений и т.д.

4. Познавательные и интеллектуальные качества. Известно, что хорошо развитые качества восприятия и внимания позволяют руководителю получить достаточную информацию о специфике функционирования органа правопорядка, складывающейся криминогенной обстановке, особенностях личности сотрудника и конкретного профессионального коллектива. 5. Управленческие способности, К числу основных относятся организаторские и педагогические способности руководителя правоохранительного органа. Организаторские способности руководителя правоохранительного органа включают в себя умения: познавать самого себя; познавать людей по неполным данным; устанавливать и поддерживать психологический контакт с окружающими людьми; изучать людей в их повседневной деятельности; оказывать на людей управляющее воздействие; пользоваться властными полномочиями и др. В содержание педагогических способностей обычно включают: педагогический такт; психологическую наблюдательность; интерес к работе с людьми; умение проектировать личность подчиненного, видеть перспективы ее развития; умение объективно оценивать уровень обученности и воспитанности подчиненных; умение мастерски владеть речью и др.

6. Эмоционально-волевые качества. Работа руководителя связана со стрессами и отрицательными переживаниями. Среди стресс-факторов, связанных с деятельностью руководителя, часто называют: большую загруженность работой и отсутствие свободного времени; сложности, связанные с вхождением в новую должность руководителя; повышенную ответственность за принимаемые решения; ощущение руководителем несоответствия между тем, что должен, что хотел бы, и что реально делает; необходимость часто идти на компромиссы во имя сохранения служебной карьеры; угрозу авторитету руководителя; недостаток обратной информации о деятельности подчиненных; неудовлетворительные отношения с вышестоящим начальством и подчиненными; неопределенность должностного роста; неблагоприятный социально-психологический климат в профессиональном коллективе и др.

7. Коммуникативные качества. Существуют коммуникативные качества, способствующие эффективности делового взаимодействия руководителя с сотрудниками: организованность; уверенность; независимость; скромность; установка на сотрудничество с подчиненными; готовность к помощи; сочувствие; обязательность; владение техникой общения; чуткость; отзывчивость; заботливость; справедливость; искренность в общении; активность в совместной деятельности; общительность; последовательность; тактичность.

Инновационный потенциал руководителя. Это важный психологический фактор, представляющий собой интегральное свойство личности, определяющее ее отношение к инновациям. Его составляющие: практичность и креативность мышления, потребность в самоактуализации и успехе, организаторские способности, уверенность в себе.

Уверенный в себе руководитель — это человек, поведению которого свойственны следующие признаки: держится независимо; стремится к успеху и не скрывает этого; имеет чувство собственного достоинства, считает, что к нему, к его идеям должны относиться всерьез и с уважением; может отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виновным и эгоистичным; открыто обращается к окружающим, в том числе вышестоящим руководителям, со своими просьбами и предложениями; не боится допустить ошибки и нести за них ответственность.

На практике приходится сталкиваться с разными типами руководителей.

-       Консервативный — ориентированный на привычные, многократно проверенные на практике способы работы. Мышление таких руководителей весьма стереотипно, ригидно, шаблонно. Мотивация к успеху и потребность в самоактуализации выражены слабо.

-       Декларативный — на словах за любое новшество, а на деле внедряет лишь те из них, которые не требуют больших затрат труда, энергии и риска.

-       Колеблющийся — часто меняет свое отношение к нововведению из-за недостаточной профессиональной компетентности, неуверенности в себе, ориентации на точку зрения вышестоящего руководителя.

-       Прогрессивный — постоянно ищет новые, более экономные пути достижения целей организации; обладает развитым чувством нового, передового; глубоко продумывает предложения независимо от того, кто является их инициатором; тщательно рассчитывает все варианты; идет на разумный риск.

-       Разрушитель — разнообразные изменения и перестройка являются манией такого руководителя. Его мышление носит абстрактный характер, он не утруждает себя глубоким предварительным расчетом и обоснованием, реализует новшества методом проб и ошибок. В зависимости от того, как воспринимаются нововведения сотрудниками правоохранительных органов, зависит их отношение к ним и участие в реализации.

Так же можно рассмотреть стили руководства и определяющие его факторы. Чаще всего под стилем руководства понимают совокупность типичных и устойчивых методов воздействия руководителя на подчиненных с целью реализации управленческих функций. Вместе с тем в стиле работы проявляются личностные особенности руководителя, субъективное понимание им системы управления органом правопорядка и своего места в обеспечении эффективной деятельности подчиненных. Поэтому можно сказать, что стиль — это типичный для руководителя правоохранительного органа образ мыслей, поведения и деятельности при решении им управленческих задач, эффективном управлении персоналом. Французский философ и мыслитель Ш.Л.Монтескье отмечал: «...если хочешь управлять людьми, не надо гнать их впереди себя, надо следовать за ними». Эта мысль Монтескье указывает на необходимость выбора любым руководителем эффективного и научно обоснованного подхода в управлении людьми.

Стиль руководства и успешность индивидуальных воздействий на подчиненных зависят от:

1) выраженных мотивов и интересов руководителя на повседневную работу с подчиненными;

2) умения дозированного применения властных полномочий в зависимости от конкретных управленческих ситуаций и особенностей работников;

3) умения экономить дисциплинарные санкции при одновременной опоре на мнение и воспитательные возможности профессионального коллектива;

4) умения психологически целесообразно применять властные полномочия;

5) умения дифференцировать управленческие воздействия в зависимости от особенностей конкретных работников и профессиональных групп;

6) умения обеспечить преемственность в применении властных полномочий по отношению к подчиненным и профессиональным группам со стороны всех руководителей органа правопорядка;

7) умения опираться в управлении персоналом на элементы самоорганизации и инициативы сотрудников;

8) наличия у руководителя установки брать ответственность на себя;

9) не использовать неэтичные выражения, оскорбления или обращения, не предусмотренными уставами.

 

Выводы по параграфу 2.1

 

1. Авторитет руководителя – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия на подчинённых. Он основан на сознательном подчинении подчинённых при осознании ими превосходства руководителя над собой. Индивидуальный авторитет предстаёт как особая форма сочетания управленческой функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему подразделения.

2. Результаты факторного анализа показали зависимость дисциплинированности от авторитета начальника. На авторитет руководителя оказывают влияние следующие факторы. Первым фактором является жизненный опыт руководителя, включающий в себя возраст (факторная нагрузка 0,896), выслуга лет (0,875), стаж(0,755), ценностные ориентации руководителя – эффективность (0,557). Третий фактор «Терминальные ценности» образован такими переменными, как ценностными ориентациями руководителя прагматизм- корысть (-0,681), чуткость (0,674), счастье других (0,632), семейная жизнь (-0,587), равенство, свободное владение методами воздействия (0,530).

3. Особенностью деятельности начальника подразделения по укреплению служебной дисциплины является систематическое предъявление требований к подчинённым. При этом важны не только содержание, но и форма предъявления этих требований. Требовательность опосредована всей психологией личности, ее ценностно-целевой сферой и морально-психологическими качествами. Требовательность — составная часть индивидуализированной управленческой концепции руководителя — комплекса его взглядов и убеждений, понимания, как надо управлять.

 

§2.2 Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников


Для социальной психологии особенно важными являются вопрос места и роли ценностей в генезе личности, процесс освоения личностью социальных ценностей, роль ценностей в познании человеком социального мира, а также процесс ценностного регулирования социального поведения. Под ценностями, как правило, понимаются некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Кроме того, ценности представляют собой некоторую точку отсчета при оценивании тех или иных событий. Таким образом, ценности задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного.

Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий, так или иначе выделяющих определенную сторону или функцию, выполняемую ценностью. Прежде всего, это социальные и личностные ценности, а также ценностные ориентации.

В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» в общем виде подчеркивается их принадлежность некоторой общности людей (обществу в целом, социальной группе) или же собственно личности. Социальные ценности, выступающие как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. превращаются в личностные ценности.

Д. А. Леонтьев выделяет четыре вида соотношений личностных. и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. Каждый из этих видов соотношения личностных и социальных ценностей связан с различными вариантами социализации индивида.

1. Конформное развитие (максимальное совпадение ценностного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).

2. Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и расхождение их периферий).

3. Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий).

4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).

Формирование личностной структуры ценностей в процессе социализации одновременно является для человека процессом познания социального мира. Именно личностные ценности в конечном итоге выступают для индивида основаниями (категориями) построения «своего», индивидуального образа мира, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к другим людям и к самому себе.

Практически тождественным понятию личностной ценности является понятие «ценностная ориентация», которое используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения), тогда как «личностные ценности» рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности (Яницкий М. С., 2000).

Чаще всего ценностные ориентации понимаются как система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям.

При этом ценностным ориентациям личности присущи осознанность, устойчивое положительная эмоциональная окрашенность (Борковская Е.А. 1988).

Наиболее значимой функцией ценностных ориентаций является регуляция социального поведения личности. Ценности ориентации выполняют функцию побуждения к действию, направляют и корректируют процесс целеполагания человека. (Жуков Ю.М., 1976).

Итак, ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы, т.е. ценности, выполняют двойную функцию. Такое «двойственное» положение и функционирование ценностей может быть объяснено также их смысловой природой.

Именно смысл является основанием для познания мира, и именно смысл задает направление и активизирует деятельность человека. Г.Олпорт также рассматривал ценности как смысловые образования. Он считал, что все стремления человека найти порядок и смысл в жизни определяются ценностями. В отечественной психологии из понятия смысла как элемента структуры сознания Л. С. Выготского и личностного смысла А. Н. Леонтьева выросло целое направление исследований смысловой сферы личности. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, «связывают» когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу, придавая личности определенную целостность. Существуют разнообразные теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности. Например, А.И.Донцов рассматривает систему ценностей, выраженную различными их формами:

1) система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности;

2) система эталонов более частных, опосредующих программу поведения индивида по отношению к окружающей действительности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятельности — это ценностные ориентации личности;

3) совокупность эталонов, опосредующих в наиболее сложных случаях лишь жестко фиксированный план отдельных действий, реализующихся в строго однотипных условиях.

В.А. Ядовым разработана теория иерархической системы диспозиций. Низший ее уровень составляют фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей и простейших ситуациях. Второй уровень представляет система социальных установок. Третий уровень связан с общей направленностью интересов личности в определенную сферу социальной активности — базовые социальные установки. И, наконец, высший уровень составляет система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими условиями жизни данного индивида.

М. Рокич выделяет иерархию ценностей как структуру предпочтений каждой ценности для индивида. Он проводит общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно он выделяет два класса ценностей:

- терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы стремиться к ней;

- инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.

В ходе корреляционного анализа данных комплексного исследования личностей сотрудников ОВД мы получили следующие результаты.

Наибольшее количество связей (4) имеет такая инструментальная ценность, как эффективность. Эта переменная положительно коррелирует с возрастом (0,386), выслуга лет (0,448), стажем (0,405) и отрицательно коррелирует с наличием друзей (-0,383).

Инструментальная ценностная ориентация (дисциплинированность) положительно коррелирует с выслугой лет (0,463), и с авторитарным типом по Лири (0,339) и отрицательно коррелирует с инструментальной ценностью самоконтроля (-0,343).

Помимо этого терминальная ценность уверенность в себе отрицательно коррелирует с альтруистическим типом по Лири (-0,357), а рационализм отрицательно коррелирует со свободой (-0,356) и чуткостью (-0,378).

Таким образом, если мы посмотрим эффективность, коррелирующие с возрастом, стажем и заслугой, то чем дольше человек работает, тем он приобретает опыт. Следовательно, работа его эффективна. Если посмотреть на результаты факторного анализа это все вошло в первый фактор. Следовательно, эти психологические переменные взаимосвязаны. Прослеживается отрицательная корреляция с наличием друзей, общечеловеческие ценности не доминируют. Следовательно, человек отдает больше силы работе. Нельзя сказать, что если есть друзья, то работа неэффективна, проста она не должна являться доминирующей ценностью. Это еще раз говорит о специфике ОВД. Это не исключающие и не взаимодополняющие ценности.

Дисциплина связана с выслугой лет. Это выслуга там, где есть жесткая дисциплина. Человек привык работать по уставу. Это очень строгая система. Чем больше работает человек, тем больше он вживается. Профессиональных военных можно узнать: они дисциплинированы, педантичны.

Можно проследить связь с авторитетом. Чем строже стиль руководства, тем выше дисциплинированность. В авторитарном стиле заложена вся ответственность руководителя. Либеральный стиль предусматривает свободу

Теперь что касается отрицательной корреляции самоконтроля. Если у человека внешний локус контроля, то он не задумывается о том, что записано в уставе, а просто соблюдает правила. А если у человека самоконтроль внутренний, то он начинает действовать в рамках того, как он привык. Устав для него не устав. Таким образом, можно вывести 2 положения:

1)           Требования, предъявляемые МВД, могут не совпадать с его требованиями.

2)           Люди, у которых развит внутренний самоконтроль, подвержены срывам. И они могут нарушить дисциплину.

Имеется в виду, что у человека присутствует внешний локус контроля. Он привык, что его контролируют. Что такое авторитарный стиль – мы отдаем на откуп начальнику. Если же самоконтроль высокий, то для него его нормы поведения выше и являются большей ценностью. А то, что важно людям для него становятся менее важной частью. Иногда самоконтроль помогает, а иногда может и помешать. Это не противоположное и не взаимоисключающее качество.

Уверенность в себе отрицательно коррелирует с альтруистической направленностью. Если ты все делаешь для людей, то ты в себе не уверен и хочешь самоутвердиться за счет других. А если человек в себе уже уверен, то ему не обязательно совершать добрые дела. Для него это не является высшей ценностью

Рационализм отрицательно коррелирует со свободой и чуткостью. Рациональный человек все склонен оценивать с аналитической точки зрения. Это холодный расчет. Тут уж не до чуткости и свободы [Приложение 2].

Наиболее разработанной на сегодняшний момент представляется структура ценностей, рассматриваемая в «теории универсального содержания и структуры ценностей» Ш. Шварца и У Билски.

Теория Ш. Шварца и У. Билски представляет собой попытку о5основания единой структуры личностных ценностей (мотивационных типов).

Концептуальное определение ценностей, выдвинутое Ш. Шварцем и У. Билски, включает пять формальных признаков:

- ценности — это понятия или убеждения;

- они имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению; - они превосходят специфические ситуации;

- они управляют выбором или оценкой поведения и событий;

- ценности упорядочены по относительной важности.

Помимо формальных признаков был выделен содержательный признак: основным аспектом содержания ценности является тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает. При этом все ценности в форме осознаваемых целей направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:

1) потребностей индивидов как биологических организмов;

2) потребностей в координировании социального взаимодействия;

3) потребностей, связанных с выживанием и благосостоянием социальных групп.

Таким образом, Ш. Шварц и У. Билски выводят из трех универсальных человеческих потребностей основные мотивационные типы. В свою очередь, каждому мотивационному типу соответствует определенная основная мотивационная цель.

1. Саморегуляция. Мотивационная цель — независимые мысль и действия (выбор, творчество, исследование), диктуемые потребность индивида быть автономным и независимым.

2. Стимулирование (полнота жизненных ощущений). Мотивационная цель — новизна и состязание в жизни, необходимые для поддержания оптимального уровня активности организма.

3. Гедонизм. Мотивационная цель - удовольствие, чувственное наслаждение, наслаждение жизнью. Этот мотивационный тип выведен из необходимости удовлетворения биологических потребностей.

4. Достижение. Мотивационная цель — достижение личного успеха посредством проявления компетентности, исходя из признанных культурных стандартов, тем самым получение социального одобрения.

5. Власть. Мотивационная цель — достижение социального статуса, престижа и господства над людьми. Этот мотивационный тип отличается от предыдущего (достижения) тем, что относится к достижению господства в пределах общей социальной системы, а не в конкретном взаимодействии.

6. Безопасность. Мотивационная цель— стабильность безопасность и гармония общества, семьи и самого индивида, вытекает из основных индивидуальных и групповых потребностей.

7. Конформность. Мотивационная цель — ограничение действий
и побуждений, причиняющих вред другим или нарушающих социальные ожидания и нормы.

8. Традиция. Мотивационная цель — уважение и поддержание обычаев, принятие и признание идей, существующих в определенной культуре и религии.

9. Благосклонность (заботливость). Мотивационная цель — поддержание и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в постоянном контакте и поддерживает личные отношения..

10. Универсализм. Мотивационная цель — понимание, признательность, терпимость и поддержание благополучия всех людей и природы.

В теории Ш. Шварца и У. Билски рассмотрены также и динамические отношения между ценностями. По их представлениям, все мотивационные типы, а, следовательно, и ценности личности, могут находиться в отношениях совместимости или противоречия. Таким образом, была выделена следующая типология противоречий между ценностями:

1) ценности сохранения (консерватизм) - (безопасность, конформность, традиции) противоположны ценностям изменения (стимулирование, саморегуляция);

2) ценности самопреодоления (универсализм, благосклонность) противоположны ценностям самовозвышения (власть, достижение, гедонизм).

Непротиворечивые отношения имеют следующие пары.

1. Власть и достижения — оба мотивационных типа обозначают социальный успех и содержат некоторую оценку (оба делают особое ударение на социальное превосходство и уважение).

2. Достижения и гедонизм — связаны с получением удовольствия, с потаканием самому себе (оба касаются потворства своим желаниям).

3. Гедонизм и стимулирование - связаны с желанием аффективно-приятного возбуждения (оба вызывают стремление к позитивному эмоциональному переживанию).

4. Стимулирование (полнота жизненных ощущений) и саморегуляция включают внутреннюю мотивацию творчества и стремление к изменению личности.

5. Саморегуляция и универсальные ценности — выражают возможность справедливого и комфортного существования в различных условиях.

6. Универсальные ценности и благосклонность — имеют отношение к удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире, к вынесению своих собственных интересов за пределы личностного мира, отказ от эгоистических интересов.

7. Традиции и конформность — подчеркивают самоограничение, покорность и подчинение.

8. Конформность и безопасность — относятся к защите гармонических отношений (оба предполагают защиту порядка и гармонию отношений).

9. Безопасность и власть — связаны с избеганием или преодолением угрозы неопределенности в отношениях и ресурсах (оба ставят акцент на избегание или преодоление опасности, неопределенности путем контроля за взаимоотношениями и природными ресурсами).

Все ценности были разделены Ш. Шварцем и У. Билски еще на две большие группы:

1) ценности, выражающие интересы индивида. Эти ценности объединяются в следующие ценностные (мотивационные) блоки: власть, достижения, гедонизм, стимулирование, саморегуляция;

2) ценности, выражающие интересы группы. Они принадлежат таким ценностным (мотивационным) типам, как благосклонность, традиции, конформность.

Таким образом, ценности играют особую роль в жизни человека. В связи с этим большое значение имеет изучение ценностно-нормативной социализации как процесса усвоения и активного воспроизводства существующих в обществе норм и ценностей. Итак, формирование личностных ценностей и ценностных ориентации позволяет человеку отнестись к той действительности, в которой он живет. Ценности дают возможность построить собственный образ мира вне отрыва от мира социального, поскольку построение собственной структуры, системы ценностей происходит и в основе того, что существует и что актуально для общества и культуры, в которой эта личность формируется. Это, в свою очередь, позволяет человеку регулировать свое поведение исходя из его представлений о социуме и о себе. При этом влияние ценностей на поведение человека опосредуется его социальными установками (аттитюдами). Ценности, выступая как регуляторы социального поведения, реализуются в системе ценностных ориентации, а в конечном итоге и в аттитюдах, как важнейших элементах общей структуры диспозиции личности.

Изучение ценностных ориентаций личности основано на понимании их мотивационно-смысловой природы. При этом изучается функция мотива (ценности), состав образующих ее компонентов определяющая этот мотив потребность, сила его мотива, его вектор: достижение, избегание, процесс интериоризации социальных норм, взаимодействия различных групп мотивов, их совместимость.

В настоящее время применяются следующие критерии зрелости (развития) ценностных ориентаций дисциплинированного поведения:

- осознанность: понимание человеком основных жизненных ориентиров (целей, идеалов, личностных качеств). При этом осознанность может выражаться в форме сознательности (конкретности) и несознательности (абстрактности);

- организованность: структурное построение ориентаций, степень различия и сходства между различными ценностями, понимание человеком главного и второстепенного. Организованность может носить форму выраженности или аморфности;

- внутренняя согласованность ценностей: степень совпадения качественных характеристик ценностей, находящихся на одинаковом уровне организации (иерархии). Здесь важно обратить внимание на гармоничность или противоречивость ценностей;

- устойчивость: соотношение ценностей, определяемых социальными нормами и ценностей, определяемых потребностями. Преобладание социально одобряемых ценностей придает системе ценностных ориентаций устойчивость;

- нормативность: соответствие структуры и содержания ценностных ориентаций теоретическим концепциям или гипотезам. Она выражает методологические установки исследователя, степень принятия человеком сложившихся ценностных ориентаций;

- одобряемость. Она может быть полная или условная.

Исследователь мотивации Х. Хекхаузен предположил, что сам мотив включает в себя: потребность, побуждение (осознаваемая потребность), влечение (неосознаваемая потребность), склонность, стремление и т.д.

Итак, при исследовании ценностей необходимо различать четыре категории:

Мотив: собственно побуждение, связанное с предметом, который может удовлетворить насущную потребность.

Ценность: представления о приемлемых способах поведения (деятельности), усвоенные на основе социальных норм и имеющие побудительную силу. Они могут усиливать мотив или блокировать его.

Мотивировка: процесс взаимодействия ценностей и реальных побуждений.

Мотивация: процесс регуляции поведения на основе усиления или ослабления мотива ценностями личности.

Для того чтобы действие или поступок стали возможными, в мотивационно-ценностной сфере личности должны быть созданы следующие условия.

Изменение взаимодействия человека с социальной средой должно привести к усилению потребностей (или какой-либо одной потребности).

Актуальная потребность должна быть осознана человеком – он определяет комплекс предметов, которые могут удовлетворить остро переживаемую потребность.

В результате мотивировки стремление должно иметь необходимую силу.

Насущная цель соотноситься с конечной жизненной целью и при соответствии с ней принимается в качестве регулятора, получает значение лично для человека (личностный смысл).

Личные и социальные ценности, усвоенные человеком, и цель конструируют образ способа поведения или деятельности, необходимого для достижения этой цели.

При согласии личных, социальных ценностей, понимании личностного смысла поступка и наличии необходимых способов осознанно принимается решение на достижении цели.

Постоянная корректировка поведения в соответствии с образом результата, изменениями социальных условий и степенью удовлетворения насущной потребности.

Оценка результата поведения, анализ поступка, уточнение собственных ценностей. Корректировка Я-концепции.

Подобный подход можно считать содержанием мотивационного и ценностного анализа поведения человека. На каждом из этих десяти этапов могут возникать различные варианты развития мотивации, приводящие к отклонениям в поведении. Поэтому при анализе поведения сотрудников необходимо уточнить начальный пункт отклонения от программы.

Внешним признаком ценностных ориентаций человека является процесс поведения и деятельности. Деятельность как активное преобразование предметов в целях удовлетворения актуальной потребности может рассматриваться как совокупность отдельных действий, связанных отдаленной целью. Но каждое действие опять проходит все десять основных этапов.

Для изучения ценностных ориентаций необходимо уяснить следующие процессы:

- процесс осознания человеком своих потребностей, которые обретают силу из-за изменения отношений человека со средой;

- процесс возникновения мотива, т.е. опредмечивания потребности, когда замыкается связь между насущной потребностью и тем предметом , который может эту потребность удовлетворить;

- процесс смыслообразования, т.е. превращения нейтральных предметов в цели деятельности;

- процесс мотивировки, т.е. соотнесения возникающих побуждений с ранее усвоенными нормами, их оценка с точки зрения их личной предпочтительности;

- процесс конструирования способа поведения, приемлемого как человеком, так и другими людьми;

- процесс принятия решения действовать, т.е. какие личные ценности и социальные нормы учитываются человеком, как оцениваются личные и общественные последствия принимаемого решения;

- процесс регулирования деятельности по удовлетворению актуальной потребности, т.е. какие меры принимает человек, чтобы придать дополнительный смысл и значение выполняемой деятельности для ее активизации, или каким образом он дискредитирует личные и социальные ценности, мешающие ему продолжать начатую деятельность;

- процесс оценки результатов деятельности, т.е. соотнесение достигнутого результата с точки зрения конечных целей жизни, личностных качеств, способов (навыков и умений) деятельности.

Задача управления в юридическом органе и состоит, прежде всего, в том, чтобы создать организационные социально-психологические условия, которые будут оказывать мобилизующее, стимулирующее, организующее, возвышающее и развивающее влияние на персонал в целом и каждого сотрудника в отдельности. Влияние деятельности на личность взаимообусловлено и зависит от степени слияния личности, деятельности и организации.

Профессиональные ценности сотрудников психологической службы во многом совпадают с общепринятыми ценностями работников правоохранительных органов. Вместе с тем каждая служба имеет свой профессиональный менталитет. Профессиональные ценности судей отличаются от ценностей прокурорских работников; работники медвытрезвителя по-другому оценивают жизненные факты, чем следователи. Для практических психологов главной профессиональной ценностью выступает личность, ее уникальность, способность к саморазвитию. Психолог в правоохранительных органах руководствуется не только правовыми, но и этическими нормами (кодексом профессиональной этики).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.