РУБРИКИ

Психологические направления

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психологические направления

Периодизация, предложенная Л. С. Выготским, включает следующие периоды: кризис новорожденное™, младенчество (2 месяца — 1 год), кризис одного года, раннее детство (1—3 года), кризис трех лет, дошкольный возраст (3—7 лет), кризис семи лет, школьный возраст(8—12лет), кризис тринадцати лет, пубертатный период (14—17 лет), кризис семнадцати лет.


19 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВОЗРАСТОВ


В мировой психологии уже не одно десятилетие ведется поиск единой периодизации, которая синтезировала бы разные стороны процесса развития и опиралась на его механизмы. Представление о стадиальности психического развития человека существовало параллельно с идеей непрерывного, постоянного совершенствования и накопления достижений личности человека.

Одной из общепризнанных периодизаций является классификация Э. Эриксона Он выделил .следующие возрастные этапы психического развития: от рождения до 1 года (младенчество), от 1 года до 3 лет (раннее детство), от 3 до 6 лет (возраст игры), от 6 до 12 лет (школьный возраст), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).

Была выработана и интегральная периодизация психического развития. Она представляет собой ступени развития человека как субъекта собственного развития в разных типах базисных общностей. Каждая ступень имеет сложное строение. Выделяют стадии становления самобытийности и становления самобытности, кризисы рождения (переходы в новые общности) и кризисы развития (освоения новой общности).

Первая ступень — оживление (от рождения до 12 месяцев). Общность с родным взрослым. Ребенок осваивает собственную телесную психосоматическую индивидуальность. Вторая ступень — одушевление (11 месяцев — 6,5 лет). Общность с близким взрослым. Ребенок впервые открывает для себя свою собственную «самость», осознает себя субъектом собственных желаний и умений. Третья ступень — персонализация (5,5—18 лет). Партнером растущего человека становится «общественный» взрослый (учитель, мастер, наставник и др.). Человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, устанавливает границы «самотождественности» внутри собственного бытия с другими людьми. Четвертая ступень — индивидуализация (17—42 года). Партнером человека становится человечество (в пределе), с которым он вступает в деятельносные отношения. Эти отношения опосредуются системой общественных ценностей и идеалов. Суть данной ступени развития во многом субъективна — это индивидуализация общественных ценностей по «мерке» личностной позиции человека. Человек становится ответственным за собственную «самость». Пятая ступень — универсализация (39 лет и старше). Происходит выход за пределы любой границы развития индивидуальности. Одновременно осуществляется вход в пространство общечеловеческих и сверхчеловеческих экзистенциальных ценностей.


20 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ


Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Сознание определяет разумное и целенаправленное поведение человека, основанное на глубоком понимании законов объективного мира. Человеческое бытие и есть способ целесообразного, деятельного отношения к объективному миру. Бытие людей — это реальный процесс их жизни. Реальным же этот процесс может стать и становится только как процесс сотрудничества и жизнеобеспечения, общения с другими людьми. Другими словами, реальный процесс человеческой жизни — это совместно осуществленный труд. Онтогенетически этот процесс складывается из двух этапов. Совместная деятельность взрослых, которая обеспечивает первоначальное включение нового человека в общение, развивает его фундаментальные человеческие способности и готовит его к самостоятельному целенаправленному участию в общем труде. Затем собственный труд человека, т.е. его целесообразная деятельность по воспроизводству и совершенствованию форм, способов и средств общественного труда, которая одновременно обеспечивает собственно человеческое развитие всех его участников.

Характерный только для человека способ отношения к миру, который опосредуется отношением к своей собственной жизнедеятельности, не определяется только видоспецифическими особенностями физиологической организации человека. Он осваивается на ее основе каждым ' в процессе общения с другими людьми. Формы деятельностного общения, его способы и средства общие для всех вступающих в общение индивидов. Общая совокупность этих форм становится для каждого тем «масштабом» или той «мерой», которой индивид измеряет и оценивает собственную жизнедеятельность. Если в совместной деятельности действие значит что-то для другого, тогда это действие имеет значение и для самого человека. Значимый для всех образ действия (содействия) — это субъективный образ предмета, на который данное действие направлено. Также это и чувственно-предметное отражение его объективной роли в общественной жизнедеятельности человека. Таким образом, именно на основе всеобщего значения предметных образов действительности человек способен корректировать сам свою жизнедеятельность. Человек предваряет ее осуществление общественно значимым образом того ее результата, который разрешил бы противоречия реальных условий его жизни. При этом идеальное представление о будущем предшествует каждому отдельному виду деятельности и мотивирует ее, формируется на основе значений предметов, средств и способов деятельности.


21 САМОСОЗНАНИЕ


Самосознанием принято называть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, а также влечениям и.мотивам поведения, и конечно же отношение к переживаниям и мыслям. Считается, что самосознание выражается также и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей. Данные возможности выступают в качестве основания для целесообразных действий и поступков.

Следует отметить, что в основании самосознания находится способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности. Данная жизнедеятельность возникает в общении при протекании процесса формирования первичных (фундаментальных) способов человеческой жизнедеятельности. Для человека отношение к своему осознанному бытию, которое опосредуется совместной деятельностью, осуществляемой именно в общении, в свою очередь способствует формированию определенного представления человека о себе самом, как о субъекте. Именно субъект способен на общественно значимые поступки и действия. Представление человека о себе, т.е. так называемый субъективный образ своего Я, складывается под влиянием оценочного отношения других людей. Это происходит при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, которые приняты в обществе. Образ Я — это непременное условие каждого акта целеполагания Представление о цели и путях ее достижения — это также одновременно и представление о своих будущих действиях, о своих формирующихся в этих действиях способностях. Другими словами, о себе, уже добившемся своей цели, и так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности, в первом случае он относится к себе как к уже обладающему нужными и престижными способностями; во втором случае он относит себя к тому типу людей, у которого таких способностей нет.

В психологической литературе о самосознании иногда говорится как о высшей форме развития сознания. Однако и сознание человека, т.е. его отношение к миру, знаниям, невозможно без отличения себя от своей жизнедеятельности. Формирование самосознания человека не осуществляется без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей. Для человека обязательно отношение к себе, как к субъекту общественно значимой деятельности, именно в процессе данной деятельности каждый человек может сам (и должен сам) изменять свои способности, а также самого себя. Вследствие этого самосознание — это не только результат, но также и предпосылка развития сознания.


22 ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ


Ученые нередко трактуют сознание как особое состояние психики человека. Именно в этом состоянии человек обычно находится, когда не спит, нормально, адекватно воспринимает то, что происходит с ним самим и вокруг него. При этом определении сознания оно может исчезать, появляться и меняться по силе и отчетливости проявлений. Но при этом и в самом сознании можно выделить особые состояния, или так называемые уровни сознания. Вообще, к выводу о том, что уровни сознания действительно существуют, ученые пришли в тот момент, когда наряду с сознанием было признано и существование бессознательного.

Одно из состояний сознания получило название апперцепция. Это самая высокая точка, в которой может оказаться сознания человека. Под апперцепцией понимается наиболее яркое, отчетливое состояние сознания человека, при котором он лучше всего воспринимает и понимает то, что происходит с ним и вокруг него, а также наиболее точно может описать происходящее с ним. Следует особо подчеркнуть, что апперцепция включает в себя не все сознание человека, а лишь наиболее четкую часть сознания. Апперцепцией считают высший уровень состояния сознания.

В этом состоянии человек может находиться в отдельные отрезки, моменты или эпизоды своей жизни, например, когда человек полностью здоров, бодр, спокоен и эмоционально положительно настроен.

Ко второму уровню сознания относится то, что входит в определение сознания как самое обычное, повседневное психическое состояние человека. Это то состояние, в котором человек воспринимает, припоминает представление, происходящее в данный момент, т.е. это его образы, мысли и переживания.

Существует такое состояние психики человека, когда действительность лишь частично осознается человеком. В данном случае человек в принципе в состоянии воспринимать, представлять, припоминать и описывать определенные действия, предметы, но делает это не полностью, не вполне точно и с большим трудом, например человек может вспомнить какой-то эпизод из своей жизни или что-нибудь из содержания своих сновидений, но человек при этом не вполне уверен в том, действительно ли это происходило с ним или только показалось ему. Образы, мысли и чувства в этом случае могут то появляться, то исчезать из сознания. Этот уровень сознания занимает промежуточное место между сознанием и бессознательным. В литературе можно встретить различные названия этого состояния, например предсознание, полусознание или подсознание. Четвертый уровень — это собственно уже не сознание, а бессознательное.


23 НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ


Нарушения сознания напрямую связаны с определенными состояниями, которые часто называют измененными состояниями сознания. Измененные состояния сознания — это общее понятие, которое обозначает особые, необычные состояния сознания человека, а также изменения, отклонения от нормы, которые могут возникать как в содержании, так и в процессе функционирования сознания. Они возникают под влиянием различных факторов, например психотропных средств (наркотиков, алкоголя, отравляющих веществ и т.д.). Измененные состояния возникают в процессе медитации, сна и гипноза, а также под влиянием сильных эмоциональных переживаний типа аффектов и стресса.

Аффект — это кратковременное, бурное эмоциональное переживание, которое проявляется во внешнем движении и в заметных телесных изменениях. К таким изменениям относятся ритм дыхания, сердечные сокращения, жесты, мимика, пантомимика и ряд других физических и физиологических признаков. Аффект представляет собой разновидность эмоций и психологически связан с каким-либо неожиданным, значимым в жизни человека событием (очень радостным или очень печальным). Аффект также возникает в результате удовлетворения или неудовлетворения наиболее важных для человека потребностей. В зависимости от своего качества аффект по-разному влияет на психику и поведение человека. Положительный аффект обладает стимулирующей силой и рассматривается как стенические эмоции, а отрицательный тормозит деятельность человека и называется астеническими эмоциями. Астенические эмоции близки к стрессам по своим отрицательным психофизиологическим последствиям для человека.

В свою очередь стрессом называют состояние сильного эмоционального расстройства, перевозбудимости и перенапряжения, которое выражается в неспособности человека думать и принимать разумные решения. Также можно наблюдать неадекватное, дезадаптивное социальное поведение человека, человек не в состоянии действовать рационально и целенаправленно в сложившейся ситуации.

Находясь в низменных состояниях сознания, человек не замечает того, что в действительности с ним и вокруг него происходит, и наоборот, «видит» то, чего на самом деле нет. В этих состояниях человек может забывать элементарные, но важные для себя вещи, и припомнить случайные, давно забытые события. Это обычно происходит вследствие сопровождения измененных состояний сознания нарушениями памяти. Человек при нарушении сознания может оказаться неспособным решать простейшие задачи и при этом неожиданно находить решения таких задач, с которыми раньше бы не справился.


24 СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ


Нервная система — совокупность образований (нервы, ганглии, органы чувств, мозг) у животных и человека, которая осуществляет восприятие действующих на Организм раздражителей, анализирует их и обеспечивает координированную ответную реакцию. Она регулирует работу всех органов, обеспечивает взаимосвязь различных систем органов, приспосабливая деятельность всего организма как единого целого к воздействиям внешней среды. Нервная регуляция отличается от гуморальной (с помощью химических веществ) точным и быстрым воздействием. Максимальная скорость распространения нервного импульса по нервам 120 м/с, а наибольшая скорость доставки химических веществ кровотоком лишь 0,5 м/с. Структурной и функциональной единицей нервной систему является нервная клетка, или нейрон.

У человека 50 млрд нейронов, объединенных в сложную сеть многочисленными межнейронными контактами. Нейрон состоит из тела, сильно ветвящихся коротких отростков—дендритов, длинного отростка — аксона и окончаний аксона, имеющих вид пуговиц или луковиц со специфическим строением, — синапсов. Синапсы обеспечивают передачу возбуждения другим нейронам или мышцам и железам. От их функций зависит координация процессов в организме. Деятельность нервной системы во многом осуществляется по рефлекторному принципу. Этот принцип был сформулирован в 1863 г. И. М. Сеченовым в работе «Рефлексы головного мозга». Рефлекторные реакции отличаются большим многообразием и зависят от уровня развития нервной системы.

В ходе эволюции нервная система прошла три этапа развития. Наиболее древняя, диффузная, или сетевидная, нервная система имеется у кишечнополостных животных. В этом случае нервные клетки соединяются в сеть, в которой проведение возбуждения осуществляется равномерно в различных направлениях, постепенно затухая по мере удаления от места раздражения. Множество связей обеспечивает широкую взаимозаменяемость и большую надежность деятельности, но реакции неточные, диффузные. У позвоночных животных нервная система закладывается на спинной стороне в виде нервной трубки, из которой затем и образуется спинной мозг. Отделы головного мозга образуются в виде утолщения на головном конце нервной трубки, представляя собой мозговые пузыри.

У различных классов позвоночных образование мозговых пузырей происходит по одному и тому же типу, различна лишь степень их развития. В свою очередь головной мозг состоит из продолговатого мозга, моста, мозжечка, среднего, промежуточного мозга, а также больших полушарий.



25 ТИПЫ НЕРВНЫХ КЛЕТОК


Безупречную слаженность нервной системы обеспечивают 20 млрд нейронов (от гр. neuron — «жила», «нерв») — специализированных клеток. Четвертая часть нейронов сосредоточена в спинном мозге и примыкающих к нему спинно-мозговых узлах. Остальные располагаются в так называемом сером веществе (коре и подкорковых центрах)головного мозга.

Округлые, овальные, вытянутые, напоминающие по форме пирамиды, кубы, пластинки, звезды, корзины — какие только нейроны не увидишь под микроскопом. При внешнем разнообразии все нервные клетки построены по одному единому принципу: они состоят из тела и отходящих от него отростков — относительно коротких ветвистых дендритов (от гр. dendron — «дерево») и одного длинного аксона (от гр.axon— «ось»). Отростки нейронов и служат живыми проводами, передающими информацию в пределах нервной системы.

По дендритам нервный импульс распространяется в центростремительном направлении (к телу клетки), по аксону—в центробежном. Наше тело пронизано сетью этих волокон. Их общая протяженность примерно 1 млрд м — путь от Земли до Луны и обратно. Отростки способны к регенерации — восстановлению; без этого мы бы не устояли перед ударами судьбы. Правда, восстанавливаются нервные волокна очень медленно — со скоростью 1 мм в сутки. Благодаря отходящим от них волокнам и были открыты нейроны.

Это случилось во второй половине XIX в. Английский анатом Аугуст фон Валер разработал специальный состав, окрасил им пучки нервных клеток и установил, что отдельные нити, из которых состоят периферические нервы, — это отростки клеток, находящихся внутри спинного и головного мозга. Валеру даже удалось рассмотреть самые крупные из клеток в окуляр примитивного микроскопа. Однако для детального изучения очень сложных и компактных тканевых структур требовались более современные оптические приборы и новые красители, позволяющие сделать видимыми мельчайшие нервные клетки. Вскоре улучшеный метод окраски нервной ткани был изобретен итальянским гистологом Камил-ло Гольджи (1844—1926) и его испанским коллегой Сантьяго Рамоном-и-Кахале (1852— 1934).

В 1906 г. они получили Нобелевскую премию в области физиологии и медицины.

Ученые обнаружили в мозге клетки двух типов: кроме уже известных к тому времени нейронов они нашли нейроглию.

Глиальных клеток в нервной системе около 130 млрд — в 10 раз больше, чем нейронов, при которых они выполняют обязанности обслуживающего персонала.

Нейроглия защищает, механически поддерживает и питает нейроны.


26 РЕФЛЕКС КАК ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


С точки зрения современной науки нервная система — совокупность нейронов, соединенных при помощи синапсов в клеточные цепи, которые действуют по принципу отражения, т.е. рефлекторно. Рефлекс (от лат.reflexus — «повернутый назад», «отраженный») — реакция организма на раздражение, осуществляемая при помощи нервной системы.

Первые представления об отраженной деятельности мозга были высказаны в 1649 г. французским ученым и философом Рене Декартом (1596—1650). Он рассматривал рефлексы как простейшие движения. Однако со временем понятие расширилось. В 1863 г. создатель русской школы физиологов И. М. Сеченов произнес фразу, вошедшую в историю медицины: «Все акты сознательной и бессознательной деятельности по способу происхождения суть рефлексы».

Другой русский ученый, И. П. Павлов, создал учение о высшей нервной деятельности. Рефлексы, лежащие в ее основе, Павлов разделил на безусловные, с которыми человек рождается, и условные, приобретаемые в течение жизни. Структурная основа любого рефлекса — рефлекторная дуга. Самая короткая состоит из трех нейронов и функционирует в пределах туловища. Она включается при раздражении рецепторов (от лат.recipio — «принимать»); ими служат чувствительные нервные окончания или специальные клетки, преобразующие то или иное воздействие (например, свет или звук) в биопотенциал (от гр.bios — «жизнь» и лат.potential-сила»). По центростремительным—афферентным (от лат.affero—«приношу») — волокнам сигналы поступают к первому(чувствительному) нейрону, расположенному в спинно-мозговом узле. Он пропускает через себя первоначальную информацию, которую мозг через доли секунды преобразует в привычные ощущения. По аксону чувствительной нервной клетки импульсы следуют ко второму нейрону — промежуточному (вставочному). Он находится в задних отделах, так называемых задних рогах, спинного мозга. Отсюда сигналы поступают в передние рога, к третьему — двигательному — нейрону. Аксон двигательной клетки выходит за пределы спинного мозга вместе с другими эфферентными (от лат.effero — «выношу») волокнами в составе нервных корешков и нервов. Они передают сигналы центральной нервной системы рабочим органам — мышцам, железам, сосудам. Чувствительный и двигательный нейроны — альфа и омега простой рефлекторной дуги: с одного она начинается, другим заканчивается. В сложных рефлекторных дугах образуются восходящие и нисходящие клеточные цепи, соединенные каскадом вставочных нейронов.

Таким образом осуществляются двусторонние связи между головным и спинным мозгом.


27 СИСТЕМНОСТЬ В РАБОТЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА


В кору больших полушарий головного мозга поступает информация от большого количества высокоспециализированных рецепторов, способных улавливать самые незначительные изменения во внешней среде. Рецепторы, расположенные в коже, реагируют на изменения во внешней среде. В мышцах и сухожилиях находятся рецепторы, сигнализирующие в мозг о степени натяжения мышц, движении суставов. Имеются рецепторы, реагирующие на изменения химического и газового состава крови, осмотического давления, температуры и т.п. В рецепторе раздражения преобразуются в нервные импульсы. По чувствительным нервным путям импульсы проводятся к соответствующим чувствительным зонам коры мозга, где и формируется специфическое ощущение — зрительное, обонятельное и т.п. Функциональную систему, состоящую из рецептора, чувствительного проводящего пути и зоны коры, куда проецируется данный вид чувствительности, И. П. Павлов назвал анализатором. Анализ и синтез полученной информации осуществляется в строго определенном участке — зоне коры больших полушарий. Важнейшими зонами коры являются двигательная, чувствительная, зрительная, слуховая и обонятельная. Двигательная зона расположена в передней центральной извилине впереди центральной борозды лобной доли, зона кожно-мышечной чувствительности — позади центральной борозды, в задней центральной извилине теменной доли. Зрительная зона сосредоточена в затылочной зоне, слуховая — в верхней височной извилине височной доли, а обонятельная и вкусовая зоны —в переднем отделе височной доли. В нашем сознании деятельность анализаторов отражает внешний материальный мир. Этот факт дает нам возможность приспосабливаться к условиям внешней среды путем изменения поведения. Кора выполняет две основные функции: взаимодействие организма с внешней средой, поведенческая реакция и объединение функций организма, т.е. нервная регуляция всех органов. Деятельность коры головного мозга человека и высших животных определена И. П. Павловым как высшая нервная деятельность, представляющая собой условно-рефлекторную функцию коры, головного мозга. Условные рефлексы вырабатываются в течение индивидуальной жизни человека и животного.

Поэтому условные рефлексы строго индивидуальны: у одних особей они могут быть, а у других отсутствовать. Для возникновения таких рефлексов нужно совпадение во времени действия условного раздражителя с действием безусловного. Многократное совпадение этих двух раздражителей приводит к образованию временной связи между двумя центрами.


28 ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


Поведение человека связано с условно-безусловной рефлекторной деятельностью. На основе безусловных рефлексов начиная со второго месяца после рождения у ребенка вырабатываются условные рефлексы: по мере его развития, общения с людьми и влияния внешней среды в больших полушариях головного мозга постоянно возникают временные связи между различными их центрами. Главное отличие высшей нервной деятельности человека — мышление и речь, которые появились в результате трудовой общественной деятельности. Благодаря слову возникают обобщенные понятия и представления, способность к логическому мышлению. Как раздражитель слово вызывает у человека большое количество условных рефлексов. На них базируются обучение, воспитание, выработка трудовых навыков, привычек. Основываясь на развитии речевой функции у людей, И. П. Павлов создал учение о первой и второй сигнальных системах. Первая сигнальная система существует и у человека, и у животных. Эта система, центры которой находятся в коре головного мозга, воспринимает через рецепторы непосредственные, конкретные раздражители (сигналы) внешнего мира — предметы или явления. У человека они создают материальную основу для ощущений, представлений, восприятий, впечатлений об окружающей природе и общественной среде, и это составляет базу конкретного мышления. Но человеку свойственна вторая сигнальная система, связанная с функцией речи, со словом слышимым (речь) и видимым (письмо). Посредством слова передают сигналы о конкретных раздражителях, и в этом случае слово служит принципиально новым раздражителем — сигналом сигналов. При обобщении различных явлений человек открывает закономерные связи между ними — законы. Способность человека к обобщению составляет сущность отвлеченного мышления, которое отличает его от животных. Мышление — результат функции всей коры головного мозга. Вторая сигнальная система возникла в результате совместной трудовой деятельности людей, при которой речь стала средством общения. На этой основе возникло и развивалось дальше словесное человеческое мышление.

Головной мозг человека представляет собой центр мышления и связанный с мышлением центр речи. Вегетативная нервная система контролирует функционирование гладкой мускулатуры, сердца, других внутренних органов и желез.

Тем самым она отвечает за нервную регуляцию постоянства внутренней среды организма. Вегетативная нервная система называется автономной потому, что не находится под непосредственным контролем сознания.


29 ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ


Объектом изучения психологии являются закономерности возникновения, развития и проявления психики вообще и сознания человека как конкретной исторической личности в частности. Психология изучает внутренний мир человека как сознательного субъекта общественного развития, который следует учитывать в процессе воспитания, обучения, прогнозирования поведения и деятельности людей.

В научном лексиконе термин «психология» (от гр.psyche— «душа» и logos — «слово, учение») впервые появился в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением душевных или психических явлений, т.е. явлений, которые человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII—XIX вв., сфера интересов психологии существенно расширилась, включив в себя неосознаваемые психологические процессы бессознательное и деятельность человека.

В XX в. психологические исследования шагнули далеко вперед, в связи с этим название психология отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкоспециализированный смысл, когда оно относилось только к субъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениям сознания. Однако по традиции, сложившейся веками, эту науку называют «психология». СХ1Хв. она становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Итак, предметом изучения психологии, прежде всего, является психика человека и животных, которая включает в себя множество субъективных явлений. С помощью одних, таких как ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называю познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности. В их число также включают потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства, эмоции, склонности, способности, знания и сознание.

Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них. Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность. В свою очередь психические процессы вряд ли могут быть осмыслены до конца.


30 ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ


В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленный комплекс развивающихся наук, которые в свою очередь можно разделить на фундаментальные, прикладные, общие и специальные, фундаментальные отрасли психологии имеют общее значение для понимания и объяснения психологии людей и поведения людей независимо от того, какой деятельностью они занимаются. Прикладными называются отрасли науки, достижениями которых пользуются на практике.

Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений, а специальные выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познаний какой-либо одной или нескольких групп явлений. Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные, общие и специальные отрасли психологии, связанные с образованием. Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит свойства, которые определяют дела и поступки человека. Это эмоции, способности, диспозиция, мотивация, темперамент, характер и воля. Специальные отрасли психологии, тесно связанные с теорией и практикой обучения и воспитания детей, включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику и психотерапию. Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия людей, их предпосылки и процесс формирования. В возрастной психологии эти различия представлены по возрастам. Эта отрасль психологии изучает также изменения, происходящие при переходе из одного возраста в другой.

Генетическая, дифференциальная и возрастная психология, вместе взятые, являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка. Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения, явления, возникающие в процессе общения и взаимодействия людей в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания. Педагогическая психология обобщает всю информацию, связанную с обучением и воспитанием.


31 МЕТОДЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


Методы научных исследований — это те

приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые в дальнейшем для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Можно выделить следующие методы. Организационные методы (сравнительный, лонгитюдный (прослеживает становление, развитие исследуемого явления в течение нескольких лет), комплексный), эмпирические, куда входят:

1) обсервационные методы;

2) экспериментальные методы;

3) психодиагностические методы;

4) праксиметрические методы;

5) метод моделирования;

6) биографические методы.

Обработка данных, куда входят методы количественного и качественного анализа. Интерпретационные методы, включающие генетические и структурный методы. В практической деятельности каждого отдельного преподавателя основными методами выступают наблюдение и беседа с последующим анализом продуктов учебной деятельности обучаемых. Наблюдение — основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека.

Наблюдаемый не знает, что он является объектом наблюдения. Наблюдение реализуется с помощью специальной методики, которая содержит описание всей процедуры наблюдения:

1) выбор объекта наблюдения и ситуации, в которой он будет наблюдаться;

2) программа наблюдения: перечень тех сторон, свойств, признаков объекта, которые будут фиксироваться;

3) способ фиксации получаемой информации. При наблюдении должен соблюдаться ряд требований: наличие плана наблюдения, набор признаков, показателей, которые должны фиксироваться и оцениваться наблюдателем, желательно несколькими наблюдателями-экспертами, оценки которых можно будет сравнивать, построенные гипотезы, объясняющие наблюдаемые явления, проверка гипотезы в последующих наблюдениях. На основе наблюдений может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах, выделяются определенные показатели, признаки, которые следует выявить при наблюдении в поведении испытуемого согласно плану наблюдения. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке. Беседа — широко распространенный в педагогической психологии и в педагогической практике эмпирический метод получения , информации о человеке в общении с ним в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Ответы фиксируются либо магнитофонной записью, либо стенографированием. Беседа является субъективным психодиагностическим методом, поскольку педагог либо исследователь субъективно оценивает ответы, поведение учащегося.


32 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Эксперимент — основной эмпирический метод исследования. В ходе эксперимента исследователь воздействует на изучаемый объект в соответствие с гипотезой исследования. Любой вид эксперимента включает следующие этапы:

1) постановка цели, т.е. конкретизация гипотезы в определенной задаче;

2) планирование хода эксперимента;

3) проведение эксперимента: сбор данных;

4) анализ полученных экспериментальных данных;

5) выводы, которые позволяют сделать экспериментальные данные. Различаются лабораторный и естественный эксперименты. В лабораторном эксперименте испытуемые знают, что над ними проводится некое испытание, а естественный эксперимент проводится в обычных условиях работы, учебы, жизнедеятельности людей, и люди не подозревают, что являются участниками эксперимента. Как лабораторный, таки естественный эксперимент подразделяются на констатирующий и формирующий. Констатирующий эксперимент применяется в тех случаях, когда надо установить наличное состояние уже имеющихся явлений. В ходе формирующего эксперимента изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, способностей и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием. Экспериментатор определяет цель исследования, выдвигает гипотезу, меняет условия и формы воздействия, строго фиксирует результаты эксперимента в специальных протоколах. Данные эксперимента обрабатываются методами математической статистики. Формирующий эксперимент при бихевиористском подходе к обучению сосредоточен на выявлении условий, позволяющих получить требуемую заданную реакцию обучаемого. Формирующий эксперимент при деятельном подходе предполагает, что экспериментатор должен выявить объективный состав той деятельности, которую собирается формировать, разработать методы формирования ориентировочной, исполнительной и контрольной частей деятельности.

Основные методы, которые используются для выделения объективного состава деятельности, делятся на два вида: теоретическое моделирование этой деятельности с последующей экспериментальной проверкой и метод изучения этой деятельности у людей, как хорошо владеющих ею, так и у людей, делающих ошибки при ее выполнении. Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии — описательно-технический психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ и систематизацию материала о профессиональной деятельности.


33 АКТИВНОСТЬ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Человек по своей природе активен. Он является творцом и созидателем независимо от того, каким видом труда занимается. Без активности, выражающейся в деятельности, невозможно раскрытие богатства духовной жизни человека: глубины ума и чувств, силы воображения и воли, способностей и черт характера.

Деятельность — категория социальная. Животным доступна лишь жизнедеятельность, проявляющаяся как биологическое приспособление организма к требованиям окружающей среды. Для человека характерно сознательное выделение себя из природы, познание ее закономерностей и осознанное воздействие на нее. Человек как личность ставит перед собой цели, сознает мотивы, побуждающие его к активности. Принцип единства сознания и деятельности, сформулированный советскими психологами, обобщает ряд теоретических положений. Содержанием сознания становятся, прежде всего те объекты или стороны познаваемой деятельности, которые включены в деятельность. Таким образом, содержание и структура сознания связаны с деятельностью. Активность, как важнейшая характеристика психического отражения личности, закладывается и реализуется в предметной деятельности и затем становится психическим качеством человека. Формируясь в деятельности, сознание в ней и проявляется. По ответу, и выполнению заданий учитель судит об уровне знаний школьника. Анализируя учебную деятельность школьника, учитель делает вывод о его способностях, об особенностях мышления и памяти. По делам и поступкам определяют характер, отношения, чувства, волевые и другие качества личности. Предметом психологического изучения является личность в деятельности.

Любой вид деятельности связан с движением независимо от того, будет ли это мускульно-мышечное движение руки при письме, при выполнении трудовой операции станочником или движение звукового аппарата при произнесении слова. Движение есть физиологическая функция живого организма. Двигательная, или моторная, функция у человека появляется очень рано. Первые движения наблюдаются во внутриутробный период развития. Врожденные движения младенца предметно направлены и стереотипны. Как показывают исследования по психологии детства, случайный контакт раздражителя с поверхностью ладони новорожденного вызывает хватательное движение. Эта исходная безусловно-рефлекторная связь между ощущением и движением без отражения специфики воздействующего предмета. По физиологической основе все движения человека могут быть разделены на две группы: врожденные (безусловно-рефлекторные) и приобретенные (условно-рефлекторные).



34 ХАРАКТЕРИСТИКА И СТРОЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, а также преобразует, свои способности и реализует потребности. В деятельности выражается творческий характер человека, благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипические возможности.

Современный человек живет в окружении предметов, которые не являются чистым творением природы. Практически ко всем предметам быта приложены руки и разум человека, так что их можно считать материальным воплощением человеческих способностей. Иными словами, деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, т.е. она носит продуктивный, а не только потребительский характер. Породив и продолжая совершенствовать предметы потребления, человек помимо способностей развивает и потребности. Оказавшись связанными с предметами материальной и духовной культуры, потребности людей приобретают культурный характер. Деятельность человека принципиально отличается от активности животных. Если активность животных вызвана естественными потребностями, то деятельность человека в основном порождается искусственными потребностями. Это потребность в познании (научном и художественном), творчестве, в нравственном самосовершенствовании и другие. Формы и способы организации человеческой деятельности связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которые приобретаются в результате сознательного, целенаправленного обучения. С раннего детства ребенка начинают обучать пользоваться «по-человечески» предметами домашнего обихода. Он начинает подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная деятельность, которая отличается от естественной активности животных.

Деятельность человека имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотив может быть органическим, функциональным, материальным, социальным и духовным. Тип деятельности определяется по доминирующему мотиву. В1 качестве цели выступает ее продукт. Он может быть физическим предметом, определенным типом знания, умения, навыка, а также творческим результатом. Предметом деятельности назы-ваютто, с чем она непосредственно имеет дело. Для научной деятельности это знание, для трудовой — материальный продукт. Всякая деятельность имеет структуру. В ней выделяют обычно действия и операции как основные составляющие деятельности.


35 ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


У человека имеется множество различных видов деятельности. Они соответствуют человеческим потребностям. Основные виды деятельности:

1) общение — деятельность, возникающая в процессе индивидуального развития человека. Оно направлено на обмен информацией между людьми, установление взаимопонимания, оказание влияния и взаимопомощи. Может быть:

а) непосредственным (предполагается прямой контакт друг с другом);

б) опосредствованным (не предполагает прямого контакта между людьми; обмен информацией происходит через других людей, книги, телевидение и др.);

в) вербальным;

г) невербальным;

2) игра — такой вид деятельности, в результате которого не производится никакой материальный или идеальный продукт. Игра часто служит для отдыха и имеет характер развлечения. Она является реальной деятельностью, в процессе которой решаются конкретные задачи, но в то же время носит условно-символический характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации. Виды игр:

а) индивидуальные;

б) групповые;

в) предметные;

г) сюжетные;

д) ролевые;

е) игры по правилам.

Игровое поведение мало влияет на реальные взаимоотношения взрослых людей;

3) учебная деятельность — форма деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Виды учения:

а) организованное;

б) неорганизованное.

Учебная деятельность формирует у человека умение управлять психическими процессами, организовывать свои действия, навыки и опыт в зависимости от решаемой задачи. Учение подготавливает человека к трудовой деятельности;

4) трудовая деятельность — вид деятельности, направленной на производство определенных общественно полезных ценностей, которые будут удовлетворять потребности человека;

5) досуг — вид деятельности, направленной на удовлетворение потребностей в отдыхе, развлечении, познании, творчестве. Деятельность формируется и развивается по мере формирования и развития сознания человека. Активность проходит несколько стадий:

а) импульсивное поведение. Оно проявляется в виде простейших врожденных реакций (крик, беспокойство при боли, поворот головы к раздражителю и др.);

б) исследовательское поведение. С его помощью накапливается информация о свойствах предметов внешнего мира, осваивается координация движений;

в) практическое поведение. При его помощи осваиваются способы употребления вещей и их значение в жизни;

г) коммуникативное поведение. Необходимо, чтобы добиться удовлетворения своих потребностей и желаний;

д) речевое поведение. Позволяет отделять образы от вещей и действий.


36 ИГРА КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Простейшей формой деятельности является игра. Игра — вид деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и взаимодействия людей.

Участник игры выполняет вполне реальную деятельность, в процессе которой выполняются поставленные задачи, часто нестандартные. Но многие моменты такой деятельности имеют условный символический характер, позволяющий отвлечься от реальности, избежать ответственности, исключить роль обстоятельств.

Цель игры — осуществить деятельность, а не достигнуть каких-либо практических результатов. С помощью игры человек реализует активность, получает удовольствие.

Игра происходит с помощью игрушек, которые изображают, копируют, символизируют настоящие вещи. С их помощью познается окружающий мир, развиваются мышление, память, речь, эмоции.

Виды игр:

1) индивидуальные (игрой занят один человек);

2) групповые (в игре участвуют несколько индивидов);

3) предметные (в игровую деятельность включаются какие-либо предметы);

4) сюжетные;

5) ролевые;

6) игры по правилам.

Игровая деятельность тесно связана с трудовой, но имеет ряд отличий от нее. В процессе труда человек делает то, что необходимо сделать независимо от собственного интереса.

В игровой деятельности нет зависимости от необходимости или обязанности. В игре выражается более непосредственное отношение к жизни. В игре совершаются только те действия, цели которых значимы для человека по их внутреннему содержанию.

В игровой деятельности одни предметы могут заменяться другими. В ней важен не предметно-вещный, а предметно-человеческий характер действия, не абстрактные свойства предметов, а отношение предмета к человеку и человека к предмету. Чтобы функционировать в игре, предметы должны удовлетворять условиям, существенным для игровой деятельности, подчиняться смыслу игры. Игра выходит за пределы определенной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности для того, чтобы выявить другие.

Игра развивает сознание выполняемых действий как операций, учит их выполнению, расширяет самосознание.

Игра может служить средством символической разрядка напряженности, возникающей под влиянием потребностей человека, которые он не может уменьшить другими способами.

Отношения, которые складываются в игре, редко принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, особенно взрослых. Для детей они носят развивающий характер, для взрослых служат средством общения. Иногда игровая деятельность приобретает форму ритуалов, тренировочных занятий, спортивных увлечений.


37 ВИДЫ ИГР


Игра — деятельность, с помощью которой человек преобразует действительность и изменяет мир. В игре формируется и проявляется потребность воздействовать на мир, а это и есть основное назначение игры. Игра очень тесно связана с развитием личности, поэтому приобретает основное значение в жизни ребенка.

Виды игр.

1. Индивидуальная игра. В ней участвует только один человек.

2. Групповая игра. Этим видом деятельности занимаются одновременно несколько человек.

3. Предметные игры. Особенность — включение в игровую деятельность каких-либо предметов.

4. Сюжетные игры. Они проходят по определенному сценарию.

5. Ролевые игры. Допускают поведение человека, ограниченное ролью, которую он берет на себя. В процессе игры человек действует с предметами согласно предписанным значениям. При этом формируется способность регулировать свое поведение представлениями о социальной роли и соответствующих ей действиях.

6. Игра по правилам. Регулируется определенной системой правил поведения ее участников. Окружающие люди начинают выступать носителями таких требований. Играло правилам ориентируется на выигрыш. По общественным признакам она является игровой деятельностью, так как не дает никакого полезного продукта, но по психологической структуре приближается к труду. Здесь целью является не сама деятельность, а результат.

Часто встречаются смешанные виды игр: сюжетно-ролевые, предметно-ролевые, сюжетные игры по правилам и др.

В игру входят только что появившиеся и не укрепившиеся открытия и приобретения. Повторяя их неоднократно в процессе игры, человек закрепляет эти действия. Игра позволяет человеку развиваться и подготовиться для дальнейшей деятельности. Игры неразрывно связаны с культурой народа, с трудом и бытом окружающих людей. В игре проявляются и формируются потребности человека. Характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от содержания, которое отражает окружающую ребенка жизнь взрослых людей. В жизни взрослого игра занимает иное место, нежели в жизни ребенка.

Человеческая игра — это не просто движения человека, совершаемые из-за наличия нерастраченной энергии. Она выражает отношение личности к окружающей действительности. Мотивы игры выражаются в переживаниях сторон действительности, значимых для играющего. Они отражают непосредственное отношение к окружающему миру. Здесь отпадает расхождение между мотивом и прямой целью деятельности субъекта. Игра реализует многообразные мотивы человеческой деятельности, но при этом она не связана действиями и приемами, которые используются в неигровой деятельности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.