РУБРИКИ

Психологические направления

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психологические направления


38 УЧЕНИЕ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Учебная деятельность — форма деятельности, в которой действия, человека, управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений.

В процессе развития человечества труд все более и более усложнялся и совершенствовался. Поэтому чтобы осуществлять трудовую деятельность, необходимо было осваивать результаты деятельности предшествующих поколений. С этим и связано выделение учения в отдельный вид деятельности.

Учение следует за игрой и сближается с трудовой деятельностью (в учении необходимо выполнять, как и в труде, определенные задания). Процесс обучения включает двустороннюю передачу определенных знаний, их усвоение, которая осуществляется под руководством учителя и направлена на развитие творческих способностей.

Выделяют два вида учения. Первый специально направлен на овладение определенными знаниями и умениями. Второй приводит к получению этих знаний в процессе осуществления какой-либо другой деятельности. Обучение человека происходит обычно одновременно двумя способами.

Процесс обучения является и процессом развития ребенка, так как он готовится к самостоятельной трудовой деятельности.

Американская психология сводит систему обучения лишь к освоению определенных навыков. Основной частью процесса обучения является процесс эффективного усвоения знаний. В него включаются восприятие материала, его осмысливание и запоминание, возможность свободно пользоваться им в определенных ситуациях.

Важное условие для формирования учебной деятельности — создание у ребенка сознательных мотивов усвоения конкретных знаний и умений. Обучение и воспитание ребенка осуществляется с помощью объяснения, поощрения, наказания, постановки задачи, предъявления требований, проверки, исправления.

Восприятие материала — это восприятие знаний, которые были выработаны людьми и которые учитель передает учащемуся. Восприятие материала зависит от того, как он подается и излагается.

Процесс усвоения включает в себя несколько элементов: первичное ознакомление с материалом, осмысливание, закрепление, возможность использовать на практике. Прочность усвоения знаний зависит не только от последующего их закрепления, но и от первичного восприятия ма-. териала. Воспринять материал — значит осмыслить его и выразить определенное отношение к нему. Следовательно, каждому элементу учебной деятельности должен быть посвящен особый этап учебной работы.

Учебная деятельность формирует у человека способность управлять психическими процессами, организовывать, направлять свои действия и навыки, накапливать опыт в зависимости от поставленной задачи.


39 МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ


Исследование мотивов учения позволит определить, откуда берутся цели учебной деятельности, что побуждает человека учиться, добиваться осуществления поставленных целей.

Учение отличается от других видов деятельности тем, что овладение знаниями и навыками — это не только результат, но и цель.

Мотивации учения зависят от многих факторов:

1) организации образовательного процесса;

2) образовательной системы;

3) особенностей обучающегося (его пола, возраста, способностей и др.);

4) особенностей обучающего;

5) специфики учебного процесса. Уровни учебной мотивации

1. Высокий уровень школьной мотивации. Характерные особенности — высокое стремление у -детей выполнять все предъявляемые требования, добросовестность, ответственность.

2. Хорошая школьная мотивация — это средний уровень, для которого характерна достаточно успешная учебная деятельность.

3. Положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью.

4. Низкая школьная мотивация. Учащиеся испытывают затруднения в учебной деятельности, неохотно посещают занятия.

5. Негативное отношение к школе. Учащиеся не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении.

Для развития мотивов учения важно, чтобы учащийся понимал смысл учения. Учитель должен донести до его сознания общественно значимые мотивы. Также необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но на поведение не влияют.

Приобретение учеником необходимых знаний позволит ему усвоить, предмет, выполнить задания. Это приводиткудовлетворению от выполненной работы и вызывает желание еще раз пережить этот успех.

Основные мотивы учения — стремление подготовиться к будущей деятельности и интерес к знанию. Учащийся также стремится выявить свои способности, выполнить обязанности, самосовершенствоваться.

На различных этапах развития у учащегося меняются мотивы. Задача педагога — найти на каждом этапе развития наиболее существенные мотивы, соответственно преобразуя и переосмысливая задачу, которую он ставит перед учащимися. Чтобы учащийся мог полноценно включиться в работу, необходимо сделать поставленные задачи понятными, значимыми для учащегося. Чтобы дети учились эффективно, важно их заинтересовать. Это может быть непосредственный интерес к учению или опосредованный интерес к учебе, связанный с сознанием того, что она дает (личная заинтересованность, общественные интересы).

Подготовиться к учению помогает игровая деятельность. Этот метод можно применять, когда учение еще не стало основной деятельностью, не приобрело личностного смысла.


40 ЭЛЕМЕНТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


На определенном этапе развития в жизнь ребенка входит такой вид деятельности, как учение. Это форма деятельности, в которой действия человека управляются сознательной целью освоения определенных знаний, навыков, умений.

Учебная деятельность включает в себя:

1) усвоение информации, необходимой для осуществления практической деятельности;

2) освоение приемов и операций, из которых складываются виды деятельности;

3) овладение способами использования информации для правильного выбора и контроля приемов и операций.

Обучение осуществляется с помощью определенных средств. К ним относят подход, объяснение, поощрение, наказание, постановку задачи, предъявление требований, проверку, исправление.

Учебная деятельность состоит из отдельных компонентов:

1) действий;

2) операций;

3)условий;

4) потребностей;

5) мотивов;

6) задач.

Центральное звено процесса обучения — усвоение знаний. Оно представляет собой восприятие материала, осмысливание, запоминание, возможность пользоваться в различных ситуациях. Восприятие материала заключается в восприятии знаний, выработанных другими людьми. Учащийся перерабатывает полученный от педагога материал. В процессе обучения выделяют ряд взаимосвязанных моментов: первичное ознакомление с материалом; его восприятие и осмысливание; работа по закреплению; возможность применять полученный материал на практике. Эти моменты постоянно пересекаются. Прочность усвоения знаний зависит от последующего их закрепления, а также от первичного восприятия, а осмысленное восприятие — не только от первичного ознакомления, но и повторения с целью закрепления полученных знаний. Как правило, предмет предстает перед учеником как последовательность явлений. Каждое явление объясняется учителем, и ученик запоминает действует показанным способом Очень много зависит от первичного ознакомления с материалом. На этом этапе материал может привлечь учащегося, у него может появиться желание продолжить его изучение, и наоборот. Восприятие материала обусловлено предпосылками, которые были созданы до его восприятия и в процессе восприятия. Осмысливание материала включает в себя следующие элементы:

1) сопоставление и различение;

2) анализ и синтез;

3) абстракцию;

4) обобщение;

5) переход от конкретного к отвлеченному;

6) переход от общего к единичному и др.

Воспроизведение материала напрямую зависит от характера его изложения. Но важность первичного освоения материала должна исключать значения последующей работы по его закреплению.

Учебная деятельность подготавливает человека к трудовой деятельности.


41 ТРУД КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Труд — основной вид человеческой деятельности. Производными от труда являются игра и учение. В высших совершенных формах человеческого труда, которые отражают сущность человека, находят выражение и развитие душевные силы, замыслы, чувства — личности. Эти моменты переходят друг в друга и в сочетании образуют единое целое. Труд — это социальная категория, являющаяся предметом социальных наук. Труд — это процесс, который совершается между человеком и природой. В этом процессе человек регулирует обмен веществ между собой и природой. Он противостоит веществу природы. Человек приводит в движение принадлежащие ему руки, ноги и др. Воздействуя непосредственно на природу, он изменяет ее. В конце процесса труда человек получает результат. Человек не только изменяет форму того, что дано природой, но и осуществляет свою цель, которая как закон определяет способ и характер его действий. Труд — это выполнение определенного задания. Вся деятельность должна подчиняться достижению намеченного результата. Поэтому требуются планирование труда и контроль исполнения, поэтому труд требует внутренней дисциплины. В трудовой деятельности все звенья подчиняются итоговому результату. Процесс труда может быть более или менее трудным, требующим усилия и напряжения, преодоления внутренних и внешних препятствий. Поэтому для труда требуются воля и произвольное внимание, которые необходимы, чтобы сосредоточиться на звеньях трудового процесса. В труде заключаются основные мотивы трудовой деятельности человека. В нем существенна не только техника труда, но и само отношение человека к труду.

Именно в нем заключены основные мотивы трудовой деятельности.

Трудиться — значит проявлять себя в деятельности, превращать свои замыслы в дело, воплощая его в материальные продукты.

Труд — это обогащение своего материального бытия. Для психологического анализа трудовой деятельности помимо мотивации существенна психологическая природа тех процессов или операций, посредством которых она осуществляется. Во всяком труде участвуют умственные процессы. В труде значительную роль играют знания и навыки.

Без знания и навыков невозможен никакой труд. Большую роль знания играют в сложных видах труда.

В каждом труде всегда необходимо учитывать изменения условий, проявлять инициативу и при возникновении непредвиденных обстоятельств решать новые задачи.

Поэтому любой труд включает в себя интеллектуальные и мыслительные процессы.


42 ОЩУЩЕНИЯ


Ощущение — это простейший элемент человеческого сознания и познания, на котором построены очень сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения, восприятия и представления есть как у человека, так и у животных. Ощущения человека отличаются от ощущений животных, они опосредованы его знаниями. Выражая то или иное свойство вещей и явлений, человек тем самым осуществляет элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями и опытом. У человека происходит ощущение воздействия того или иного предмета или явления. Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов и явлений, которые непосредственно воздействуют в данный момент времени на органы чувств человека или животного. Особенностью ощущений является их сиюминутность и непосредственность. Ощущения возникают сразу при соприкосновении органов чувств с объектами материального мира. Ощущения существуют очень короткий промежуток времени, по истечении которого они преобразуются в восприятия. Свойства ощущений:

1) качество — качественное многообразие ощущений отражает многообразие форм движения материй (цвет, запах, температура, вкус и т.д.);

2) интенсивность — это количественная характеристика, которая определяет силу действующего раздражителя и функциональное состояние рецептора (например, более высокая или низкая температура);

3) длительность — это временная характеристика, которая определяется состоянием органа чувств. Модальная классификация ощущений:

1) обоняние;

2) осязание;

3) вкус;

4) зрение;

5} слух.

Классы ощущений по систематизации английского физиолога И. Шерингтона

1) экстерорецептивные. Эти ощущения возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения). Различают дистантные и контактные ощущения;

2) интерорецептивные. Эти ощущения сигнализируют об ощущениях организма, воздействие происходит на рецепторы, которые расположены во внутренних органах организма (боль, голод, жажда, насыщение);

3) проприорецептивные. Данный вид ощущений подает сигналы в мозг о движениях и расположениях различных частей тела, рецепторы расположены в мышцах и сухожилиях (давление, прикосновение, вибрация, фактурность). Ощущения человека бесконечно многообразны. Выделяют следующие критерии классификации ощущений:

1) по месту расположения рецепторов;

2) по наличию или отсутствию контактов рецептора с раздражителем;

3) по времени возникновения в ходе эволюции;

4) по виду раздражителя.


43 НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ


Не всякое раздражение вызывает ощущение. Для возникновения ощущения необходим какой-либо раздражитель определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Все анализаторы обладают различной чувствительностью. Самыми чувствительными анализаторами у человека являются зрительный и слуховой.

Раздражение — это физиологический процесс, под воздействием которого в нервных клетках возникает возбуждение. Оно передается в соответствующий участок мозга, где происходит преобразование в психический процесс.

Нервный процесс, возникший в результате раздражения, называется возбуждением.

Физиологический аспект ощущения — это анализатор. Он состоит из рецепторов (глаз, ухо, вкусовые луковицы, расположенные на поверхности языка и т.д.), нервных путей и соответствующих участков мозга. Для возникновения ощущения необходимо воздействие на рецептор (цветом, температурой, холодом или жарой). Воздействие предмета или явления раздражает специальные чувствительные клетки рецептора. Воздействие может быть контактным (непосредственно прикосновение, к предмету пальцем или рукой).

Анализаторы — это рецепторы, которые проводят нервные пути и соответствующие участки в коре головного мозга. Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Нельзя говорить о том, что зрительные ощущения возникают именно в глазу. Нервный импульс, поступая от глаза в соответствующие участки коры головного мозга, а именно в затылочную часть, приводит к возникновению зрительного ощущения.

Деятельность анализаторов является условно-рефлекторной. В коре головного мозга человека и животного формируется нервный импульс, который поступает по эфферентным путям на двигательные механизмы, что приводит к ответной реакции, вызывая настройку чувствительности рецептора.

Мозг получает обратный сигнал о деятельности рецептора, непрерывно регулирует его работу. Органы чувств взаимосвязаны с органами движения. В процессе зрительных ощущений глаз совершает непрерывные движения. Неподвижный глаз практически слеп.

Таким образом, процесс ощущений — это не отражение того или иного свойства, а сложнейший и активный процесс в деятельности анализаторов. Деятельность различных анализаторов взаимосвязана. Сенсорная сфера психики человека — это совокупность всех анализаторов. Ощущения не только несут информацию об отдельных свойствах явлений и предметов, но и выполняют активирующую мозг функцию.


44 КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОЩУЩЕНИЙ


Ощущение — это форма адекватных раздражителей. Каждый тип ощущения дает специфическую информацию. Различные виды ощущений имеют как общие, так и различные свойства. Классификация количественных характеристик ощущения: 1) качество; . 2) интенсивность;

3) продолжительность;

4) пространственная локализация.

Качество — это особенность данного ощущения, которая отличает его от других ощущений. Например, слуховые ощущения различаются по темпу и громкости, а зрительные — по цветовому фону.

Количественная характеристика ощущения — интенсивность ощущения — определяется интенсивностью раздражителя, воздействующего на анализатор. Продолжительность ощущения определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

Под действием раздражителя на орган ощущение возникает не сразу, а через некоторое время, которое называется латентным периодом. Для каждого вида ощущения он неодинаков: Ощущение возникает при непосредственном действии раздражителя, но оно не прекращается сразу же после окончания воздействия. Это означает последствие действия раздражителя. След от раздражителя остается в последовательном образе.

Классификации последовательных образов:

1) положительный;

2) отрицательный.

Пространственный анализ, который осуществляется дистантными рецепторами, дает нам сведения о расположении раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую действует раздражитель.

Чувствительностью называется способность к распознаванию величины и качества раздражителя. Психологическая зависимость между интенсивностью ощущения и силой вызываемого раздражения — это порог ощущения.

Абсолютный порог чувствительности — минимальная сила раздражителя, которая вызывает слегка заметное ощущение. Чем слабее раздражители, которые анализатор способен уловить, тем он чувствительнее.

Порог различения в силе раздражителя — это величина, которая показывает, на сколько величину необходимо увеличиться силе раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное ощущение. Порог различения имеет для каждого вида анализатора определенную величину. Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Чувствительность анализаторов, которая определяется величиной абсолютных порогов, постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает адаптация.

45 ЯВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ И СЕНСИБИЛИЗАЦИИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ


Адаптация органов чувств — это способность изменять свои характеристики и приспосабливаться к изменившимся условиям. Например, при выходе человека из темноты на свет и, наоборот, в прежнее состояние чувствительность его глаз изменяется в десятки раз. Для полной зрительной адаптации может требоваться до сорока минут При адаптации к темноте исчезает цветовое зрение, все воспринимается в черно-белой гамме. Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем неодинаковы. Наименьшей степенью адаптации обладают болевые ощущения. Боль.— это сигнал об опасных нарушениях в работе организма. Быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить организму гибелью. Высокая адаптация отмечается при обонянии и в тактильных ощущениях. Человек быстро перестает замечать давление одежды на тело. Значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация.

Анализаторы системы взаимодействуют благодаря взаимосвязи между центрами коры головного мозга. Закономерность этого взаимодействия состоит в том, что устойчивое ослабление одних раздражителей повышает чувствительность других сенсорных систем и, наоборот, сильные посторонние раздражители понижают чувствительность параллельно работающих анализаторов.

Сенсибилизация — это повышение чувствительности в результате взаимодействия ощущений или появления других раздражителей.

Иногда под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, которые характерны для другого раздражителя.

Синестезия — такое психическое состояние, при котором действие раздражителя на соответствующий орган чувства, помимо воли субъекта, вызывает не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявление синестезии является так называемый цветной звук. На этом явлении основано целое направление в музыкальной культуре — цветомузыка. Распространено также явление влияния цветовых ощущений на температурную чувствительность. Например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-зеленый, напротив, ощущение холода. Цветовые особенности учитываются при оформлении интерьеров.

Для нормального самочувствия, здоровья, бодрости и психической деятельности человеку необходим полноводный поток ощущений. При дефиците этих ощущений возникает сенсорный голод, который называется сенсорной депривацией.


46 ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ


Роль зрительных ощущений очень велика. Зрительные ощущения — это ощущения цвета и света. Зрение позволяет нам подлинно воспринимать предметы.

Зрительные ощущения вызываются воздействием электромагнитных волн на зрительный рецептор — сетчатку глаза. Световые волны отличаются друг от друга длиной и числом колебаний в секунду. Длина световой волны определяет цветовой тон.

Зрительное ощущение всегда обладает цветом. Человек ощущает хроматические (цветовые тона) и ахроматические (черный и белый) цвета. Цветовой тон — это специфическое отличие одного цветаст другого при одинаковой светлоте и насыщенности. Цвет — это психическое явление. Чувствительность глаза к световым волнам различна.

Классификация психофизиологических закономерностей рецепторной деятельности:

1) адаптация - приспособление глаза к световым раздражителям (к темноте, свету, цвету);

2) контрастность — изменения цветового ощущения из-за действия световых раздражителей;

3) последействие;

4) взаимодействие.

Каждый цвет оказывает определенное воздействие на настроение человека. Некоторые цвета действуют возбуждающе (красно-желтые тона), другие, напротив, действуют успокаивающе, вызывая печально-беспокойное настроение (сине-фиолетовые цвета). Промежуточное место принадлежит зеленому цвету, который оказывает умиротворенное воздействие на человека. Цвета производят физиологическое воздействие на организм. Цветам свойствен-1 на выразительность. Ощущение цвета нельзя отделять от восприятия цвета. Человек воспринимает не просто цвет, а цвет определенного предмета, который обладает специфическими свойствами. Основное свойство — константность при изменениях интенсивности освещения. Это очень сложный процесс, который обусловлен центральными и периферическими факторами. Чтобы правильно определить их роль, необходимо различать константность освещенности, которая обусловливается прибавлением к освещенности контрастного цвета. Законы смешения цветов.

1. Для каждого хроматического цвета существует такой цвет, при смешении с которым получается ахроматический цвет. Такие пары цветов называются дополнительными.

2. При смешении двух цветов, которые находятся ближе друг к другу, чем дополнительные, получается цвет, который располагается в спектре красок между этими двумя цветами.

3. Две пары одинаковых цветов при смешивании образуют одинаково выглядящий цвет независимо от различия в физическом составе.


47 ОСОБЕННОСТИ СЛУХОВЫХ И ОСЯЗАТЕЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ


Слуховые ощущения — это воздействие звуковых волн на слуховой рецептор, которые представляют собой разрежение воздуха.

Звуковые волны различаются между собой амплитудой, частотой и продолжительностью колебаний. Слуховые ощущения вызываются периодическим и непериодическим колебательными процессами, которые выражаются в музыкальных звуках и шумах.

Свойства звука:

1) громкость. Зависит от силы и амплитуды колебания звуковой волны;

2) высота. Отражает частоту колебаний звуковой волны. Ухо человека воспринимает не все звуки. Вне пределов слышимости остаются ультразвуки и инфразвуки;

3) тембр. Каждый звук характеризуется особым характером и окраской. Тембр показывает

акустический состав звука.

Бинауральный характер слуха — способность слуха определять направление, откуда происходит звук. Различают фазовый (направление звука обусловлено разностью времен прихода одинаковых фаз звуковой волны к обоим ушам) и амплитудный (направление звука обусловлено разностью громкостей, получающихся в обоих ушах) бинауральный эффект.

Осязание — это ощущение прикосновения и давления. Орган осязания человека — движущаяся рука, это орган труда и познания действительности. Она дает нам знание свойств материального мира. Основные свойства материального мира (твердость, упругость, непроницаемость) познаются движущей рукой и передаются ощущениями. Кожные ощущения — это специфическое человеческое чувство работающей и движущейся руки. При познании материального мира совершаются двигательные процессы, которые переходят в ощупывания, т.е. в действенное познание предметов. Компоненты осязания идут от рецепторов, которые расположены в мышцах, связках и суставных сумках. При движении происходит раздражение рецепторов напряжением. Однако ощущение не сводится только к ощущениям давления или прикосновения. Такие осязательные ощущения, как прикосновение, мышечно-суставное давление, в сочетании с кожной чувствительностью отражают свойства, посредством которых познаются предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущение влажности, а сочетание влажности с проницаемостью позволяет различать твердые и жидкие тела. Взаимодействие движущейся руки с материальными телами позволяет определить вязкость, шероховатость, гладкость и маслянистость. Осязание функционирует параллельно со зрением и под его контролем. У слепых осязание выступает отдельно от зрения. Обучение слепых основывается на осязании и движущейся руке.


48 ОБОНЯТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ


Вообще, ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств. Обонянием называется способность ощущать и различать пахучие вещества (например, запах пищи).

Обонятельные ощущения относятся к дискантным ощущениям, которые отражают запахи окружающих человека предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости, а корковая часть обонятельного анализатора расположена в височной части. Раздражителями органа обоняния являются летучие вещества, которые обладают запахом. Это те вещества, которые могут проникать в обонятельную область как снаружи, т.е. через ноздри, так и из носоглотки. Следовательно, пахучие вещества в виде, например, пара, газа, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта и распространяются через носоглотку в полость носа. В формировании обонятельного ощущения участвуют также рецепторы слизистой оболочки полости рта. К ним относятся тактильные, температурные, болевые рецепторы. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными, но существуют смешанные вещества, раздражающие также и другие рецепторы. Таким образом, обонятельный анализатор играет роль в определении свойств вещества, не только находящегося на том или ином расстоянии от человека, но и попавшего в рот человека.

Следует отметить, что обоняние у одного и того же человека может колебаться в достаточно широких пределах. При длительном контакте пахучих веществ со слизистой оболочкой наблюдается адаптация, т.е. понижение обонятельной чувствительности. Время адаптации у разных людей к различным запахам неодинаково. С повышением концентрации веществ оно уменьшается, поэтому люди, имеющие дело с сильно пахучими веществами, достаточно быстро привыкают к ним и престают их ощущать. Но полная адаптация к одному запаху не исключает чувствительности к другим.

У современного человека обонятельный анализатор развит хуже, чем у отдаленных его предков, так как у здорового человека ориентировочную функцию выполняют прежде всего зрение и слух. Но при поражении зрения и слуха обоняние наряду с оставшимися неповрежденными анализаторами приобретает особо важное значение. Например, слепоглухие пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением, т.е. определяют по запахам знакомые места и узнают знакомых людей.


49 ВОСПРИЯТИЯ


Знания об окружающем мире человек получает при непосредственном контакте с самим окружающим миром. Информацию человек черпает не только через ощущения, но и через восприятия. Следовательно, обе эти формы представляют собой единый, целостный процесс чувственного познания. Части данного процесса взаимосвязаны, но каждая из них имеет свои отличительные особенности. Поэтому на основе ощущений должен строиться познавательный процесс более высокого уровня, такой как процесс отражения предметов в целом, в общей совокупности их свойств. В противном случае познание окружающего мира окажется невозможным.

Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их. на органы чувств. Другими словами, восприятием называют отражение в коре головного мозга предметов и явлений, действующих на анализаторы человека. В отличие от процесса ощущения при восприятии человек познает не отдельные свойства предметов и явлений, а предметы и явления окружающего мира в целом.

Если в результате ощущения человек получает знания лишь об отдельных качествах предмета, то восприятие дает целостный образ предмета или явления. Воспринимая, человек не только выделяет группу ощущений и объединяет их в цельный образ, но и осмысливает этот образ, понимает его, привлекая для этого свой прошлый опыт. Говоря другими словами, восприятие человека невозможно без деятельности памяти и мышления.

Восприятие — это не пассивное отражение, а сложная деятельность, в процессе этой деятельности человек познает окружающий мир и обследует воспринимаемые объекты. Важной составной частью деятельности восприятия являются движения. К ним относятся движения глаза при рассматривании предмета, движения руки, когда она ощупывает какой-либо предмет или совершает манипуляции с данным предметом и т.д. Следует отметить, что, например, без движения глаза не происходит зрительного восприятия. Если с помощью специального устройства добиться полной неподвижности глаза, то глаз престанет видеть объект. Огромное значение в протекании процесса восприятия имеет и речь, иными словами, называние, т.е. словесное обозначение предмета. Например, бывают случаи, когда внешние признаки предмета не очень невыраженные или очень изменчивые, это не позволяет сразу же опознать данный предмет. В таком случае словесное обозначение предмета может вызвать образы, которые дадут возможность достаточного быстро узнать, определить данный предмет.


50 НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПРИЯТИЯ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОСТРАНСТВА


В основе восприятия лежат два вида нервных связей. Это связи, которые образуются в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. В первом случае происходит процесс воздействия на организм комплексного раздражителя одной модальности (например, мелодии, которая представляет собой своеобразные сочетания отдельных звуков). Они и воздействуют на слуховой анализатор. В данном случае комплекс раздражителей действует как 1 единый сложный раздражитель. И при этом нервные связи образуются не только на сами частные раздражители, которые входят в комплекс, но также и на их соотношение (временное и пространственное). Таким образом, в коре больших полушарий происходят процесс интегрирования и сложный синтез. Другой вид нервных связей, которые образуются при воздействии комплексного раздражителя, — это связи в пределах разных анализаторов.

В основу классификации восприятий положены следующие принципы. Это ведущий анализатор в восприятии, отражаемая форма существования материи и степень целенаправленности деятельности личности. В зависимости от того, какой анализатор играет в данном восприятии ведущую роль, различают слуховые, зрительные, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические восприятия. В каждом из этих видов восприятий в различной степени участвуют двигательные ощущения. А на примере осязательных и зрительных восприятий было выделено четыре уровня перцептивных действий. Следует отметить, что любое восприятие определяется деятельностью не одного, а нескольких анализаторов, т.е. деятельностью перцептивной системы. Но значение их при этом не всегда равнозначно, определенный анализатор является ведущим, а другие лишь дополняют восприятие предмета или явления. По форме существования отражаемой в восприятии материи выделяют восприятие времени, движения и пространства.

В восприятии пространства различают восприятие величины, формы, объемности и глубины (или удаленности) предметов. Восприятие величины и формы предметов обеспечивается одновременной деятельностью зрительных, мышечных и осязательных ощущений. Основой для этого восприятия являются величина и форма объективно существующих предметов, именно их изображения получаются на сетчатке глаза. Но зрение не может обеспечить правильного восприятия формы предметов, хороший результат достигается при соединении зрительных ощущений с мышечно-двигательными и осязательными ощущениями, а также с представлениями, которые остались от прошлого опыта.


51 ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ


Восприятие времени — это прежде всего отражение длительности и последовательности явлений или событий. Именно благодаря восприятию времени отражаются изменения, которые происходят в окружающем мире. Чувство времени не является врожденным и развивается в процессе накапливания человеком опыта. Постольку поскольку время, как и пространство, — это форма существования материи, то все анализаторы человека воспринимают движения материи не только в пространстве, но и во времени. В связи с этим специального, самостоятельного анализатора времени не существует. Ученые экспериментально доказали, что физиологической основой процесса восприятия времени являются условные рефлексы на время. Эти условные рефлексы у человека постоянно вырабатываются. Временные промежутки определяются теми ритмическими процессами, которые происходят в организме человека. На выработку рефлексов человека на время влияют такие факторы, как ритм в работе сердца, ритмичное дыхание, а также и сам ритмичный характер ежедневной жизни человека. Только короткие временные интервалы поддаются точному и непосредственному восприятию.

Восприятие длительности времени во многом зависит о содержания деятельности человека. Например, часы, дни, недели, которые заполнены значительными и интересными событиями, кажутся быстротекущими и короткими. А наоборот, отрезок времени, в течение которого не произошло ничего особенного, когда было все обыденно, однообразно и привычно, представляется достаточно длительным. Время переживаемого удовольствия и радости часто недооценивается по длительности, время неприятности и скуки, наоборот, переоценивается. Также особенно коротким кажется время, в течение которого следует успеть сделать очень много. Для всего этого есть физиологическое объяснение: в таких случаях, когда в коре головного мозга преобладают процессы возбуждения, следовательно, повышается обмен веществ, время как бы бежит быстрее, а при преобладании процесса торможения время как бы тянется медленно. Это же относится и к самой непосредственной оценке интервалов времени. Другой характер оценки времени наблюдается при воспоминании. Время, которое было в прошлом насыщено различными переживаниями, событиями, деятельностью, вспоминается как более длительный период жизни. Отрезок времени, наполненный неинтересными и однообразными событиями, вспоминается обычно как прошедший очень быстро. Следует отметить такую особенность, что достаточно точно можно оценить промежутки времени в 5—15 мин.


52 ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ


В деятельности и поведении человека восприятие является необходимым условием ориентировки в окружающей среде. Что и каким образом воспринимает человек, зависит от того, что и каким образом он делает. Именно в практической деятельности человека восприятие становится активным и целенаправленным процессом познавания действительности.

В своей деятельности человек применяет различные виды восприятия. Кроме восприятий пространства и времени, также существует восприятие движения. Данное восприятие представляет собой восприятие пространственно-временного перемещения. Такая оценка движения прямо зависит от восприятия интервалов времени. Например, в производственной работе большое значение имеет правильное восприятие движения. Человек воспринимает различные стороны движения, такие как форма, направление, скорость, размах. Начинается процесс, восприятия движения всегда с общего, другими словами, недифференцированного восприятия совершаемого действия. В этот момент еще не выделяются составляющие движения, не дается оценка каждому из них. Для того чтобы правильно и точно проводить восприятие движений, следует прежде всего разложить сложное действие на составляющие его элементы, а затем объединить эти отдельные элементы в целостный образ движения.

Восприятие разделяют на непреднамеренное, или непроизвольное, и на преднамеренное, или произвольное. Данная классификация зависит от степени целенаправленности деятельности человека. Непреднамеренное восприятие вызывается особенностями окружающих предметов (например, их яркостью и необычностью), а также и соответствием этих предметов интересам личности. Главной отличительной чертой непреднамеренного восприятия является то, что у него нет заранее поставленной цели. В непреднамеренном восприятии отсутствует волевая активность, поэтому оно и называется непроизвольным. Преднамеренное восприятие, наоборот, с самого начала регулируется поставленной задачей (например, воспринимать определенный предмет или явление, ознакомиться с ним). Произвольное внимание обычно включено в какую-либо деятельность (учебное задание, трудовую операцию), также может иметь самостоятельный характер деятельности.-

Человеку свойственен процесс восприятия сложных звуков. В ходе данного процесса происходит прием и переработка слуховым анализатором звуков. Сложные звуки отличаются большим разнообразием, их можно разделить на несколько групп (в частности, природные звуки и звуки технических объектов, голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки).


53 ЯВЛЕНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВНИМАНИЯ


В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. К сожалению, сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания. Из всей массы окружающих его предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес и соответствуют его жизненным планам, его потребностям. Также любая деятельность человека подразумевает выделение объекта и сосредоточенность на этом объекте.

Внимание — это направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального. Избирательность внимания проявляется в выделении определенного объекта из массы других объектов. Одновременно внимание к одному предмету подразумевает невнимание к другому. Также внимание определяют как психический процесс, который является не самостоятельной формой отражения, а организацией различных форм отражения.

Первоначальной формой внимания является ориентировочный рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание как психический процесс сильно отличается от восприятия, запоминания, мышления, воображения. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека. Оно является необходимым условием любой деятельности.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, выделяют внимание внешнее и внутреннее. К внешнему вниманию относится внимание, которое направлено на окружающие человека предметы и явления. Внимание, которое направлено на собственные мысли, чувства и переживания человека, называют внутренним вниманием. Поданное деление в большей степени условно, так как во многих случаях человек сосредоточенно мыслит именно в связи с восприятием определенного предмета или явления, старясь понять его и проникнуть в его сущность. -

Внимание часто имеет внешнее выражение, которое проявляется в ряде активных движений. Приспособительные движения помогают лучше воспринимать объект. К таким движениям относятся специфические позы, человек часто всматривается, вслушивается. Лишние движения прекращаются или задерживаются, дыхание заметно замедляется. При особо сосредоточенном внутреннем внимании человек может застыть в неподвижной позе, взгляд при этом устремлен вдаль или кажется отсутствующим, благодаря этому окружающие не отвлекают его.


54 НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНИМАНИЯ. ВИДЫ ВНИМАНИЯ


Физиологической основой внимания является совместная деятельность коры головного мозга и подкорковых образований. Подкорковые образования в данном случае выполняют роль генераторов активности (регулятивная формация), изменяющих возбудимость корковых клеток. Подкорковые образования также играют роль фильтров, которые облегчают проведение значимых раздражителей и одновременно блокируют проведение незначимых воздействий.

Явление оптимального очага возбуждения, которое было открыто VI. П. Павловым, и явление господствующего очага возбуждения, или доминанты, которое было открыто А. А. Ухтомским, играют важную роль в динамике внимания. В результате исследований было выяснено, что оптимальный очаг возбуждения обладает средней интенсивностью, а также наиболее благоприятен в данных условиях жизнедеятельности организма. В соответствии с законом отрицательной взаимной индукции оптимальный очаг возбуждения тормозит деятельность других участков коры головного мозга. Следует отметить, что оптимальный очаг возбуждения динамичен, изменение природы раздражителя, а также длительное его действие на определенные участки коры головного мозга приводят к перемещению очага возбуждения в другие участки. Этот процесс лежит в основе закона последовательной индукции. В отличие от подвижного оптимального очага доминанта обладает повышенной устойчивостью.

Существуют различные виды внимания. Внимание может быть непроизвольным и произвольным. Другими словами, различают волевое и не волевое внимание. Внимание, которое возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели, называется непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает в результате внешних причин, к которым относятся особенности раздражителей, действующих на человека.

Произвольным, или преднамеренным, вниманием называется внимание, которое возникает вследствие сознательно поставленной человеком цели. Данное внимание требует определенных волевых усилий от человека. При этом участок с оптимальной возбудимостью поддерживается сигналами, которые идут от второй сигнальной системы. Указания со стороны и собственное намерение в виде внутренней речи обеспечивают возможность произвольного внимания. Произвольное внимание играет огромную роль в жизни человека. Ученые, кроме произвольного и непроизвольного внимания, выделяют вид послепроизвольного внимания. Послепроизвольным внимание называется вследствие того, что оно возникает на основе и после произвольного внимания.



55 СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ


Существуют различные проявления, качества или свойства внимания человека. В связи с этим внимание следует характеризовать с различных сторон. Одним из важным свойств внимания являются его сила, напряженность и сконцентрированность на объекте. Здесь особое значение приобретает умение человека отрешаться от посторонних раздражителей. Соответственно выделяется такое свойство внимания, как сосредоточенность. Также важным является умение человека поддерживать внимание к определенному объекту. При длительном поддержании внимания определяется такая характеристика внимания, как устойчивость. Следует оценивать внимание и с точки зрения его широты, т.е. насколько широко оно охватывает предметы и явления. Из этого вытекают следующие свойства внимания — объем и распределение. Не менее важно знать и насколько внимание человека гибко. При гибкости внимания человек способен быстро и эффективно переключаться с одного объекта на другой.

Сосредоточенностью внимания называют удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Обычно данное свойство внимания тесно связано с глубоким, действенным интересом к деятельности, событию, факту. Под устойчивостью внимания подразумевают длительное удержание внимания на предмете или деятельности. Устойчивость внимания зависит в большей степени от двух обстоятельств — изменчивости, подвижности объекта и активной или пассивной роли человека в данный момент. Устойчивость внимания сохраняется при активной и разнообразной практической деятельности человека с предметом. Устойчивость отражается в активной умственной деятельности. Противоположным свойством внимания является неустойчивость внимания. Это частое непроизвольное отвлечение внимания от необходимой деятельности на посторонние объекты. Неустойчивость внимания часто возникает в результате непосильной, слишком обширной, неинтересной, ненужной работы или в результате механической деятельности.

Качество объема внимания определяет то количество объектов, которые воспринимаются одновременно и с достаточной ясностью. Определенное количество объектов внимание должно охватывать одномоментно. Но при распределении внимания действует принцип одновременного внимания к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Переключением внимания называют перемещение внимания с одного объекта на другой, с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой цели. Любая деятельность подразумевает данное переключение.


56 ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПАМЯТИ


Мозг человека обладает очень важным свойством не только получать информацию об окружающем мире, но и накапливать, хранить ее. Образы предметов и явлений, которые возникают в мозге в результате воздействия их на анализаторы, после прекращения этого воздействия не исчезают. И при отсутствии этих предметов и явлений образы сохраняются в виде так называемых представлений памяти. Представлениями памяти называют образы тех предметов и явлений, которые были восприняты раньше и в данный момент воспроизводятся мысленно. Представления бывают зрительными и слуховыми, обонятельными и вкусовыми, а также осязательными. Представления памяти являются важным элементом закрепленного прошлого опыта. При качественных характеристиках памяти человек надолго сохраняет информацию.

Память — это отражение прошлого опыта человека, которое проявляется в запоминании, сохранении и последующем применении того, что человек воспринимал, делал, чувствовал или о чем думал. Память играет огромную роль в жизни человека. Все, что человек знает, умеет, — это следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, переживания, чувства, движения и их системы. В то же время память создает, сохраняет и обогащает знания, умения, навыки, т.е. все то, без чего невозможны учение и деятельность.

Особенностью памяти является способность наиболее прочно запоминать те факты, события и явления, которые имеют для деятельности человека особенно важное значение. А все, что для него малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. При запоминании решающее значение имеют устойчивые интересы, которые характеризуют саму личность. Все явления и факты окружающего мира, связанные с устойчивыми интересами, Запоминаются лучше, чем те предметы и объекты, которые с такими интересами не связаны. Большое влияние на запоминание оказывает и эмоциональное отношение человека к тому, что он запоминает. Оставляет глубокий след в сознании и запоминается прочно и надолго то, что вызвало у человека сильную, яркую эмоциональную окраску.

Продуктивность памяти, в свою очередь тесно связана с волевыми качествами личности. Люди, которые не способны к волевым длительным усилиям, обычно запоминают объекты плохо, поверхностно. Таким образом, правомерно говорить, что память связана с особенностями личности человека. Человек способен сознательно регулировать процессы своей памяти и управлять ими. В данном случае он исходит из тех целей и задач, которые сам же и ставит в своей деятельности.


57 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ


В вязи с тем что память представляет собой сложную психическую деятельность, в ее составе можно выделить отдельные процессы. Основными процессами являются запоминание, сохранение (соответственно забывание), воспроизведение, узнавание. Как таковая деятельность памяти начинается с запоминания. В процессе запоминания происходит закрепление тех образов и впечатлений, которые возникают в сознании. Возникают эти образы под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. С физиологической точки зрения запоминание представляет собой процесс образования и закрепления в мозге следов возбуждения и соответствующих нервных связей. Запоминание называют непроизвольным, когда оно совершается без заранее поставленной цели к запоминанию и протекает без волевых усилий. Но чаще человек ставит перед собой определенную цель и применяет для ее осуществления определенные усилия и специальные приемы.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.