РУБРИКИ |
Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащихПсихологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащихДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: «Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих» Самара 2004 Введение В современных условиях вопросу профессиональной компетентности уделяется большое внимание в связи со сменой концепций учета человеческого фактора на управление человеческими ресурсами. Таким образом, в практической деятельности профессионалы испытывают насущную необходимость обоснования и выделения психологических составляющих профессиональной компетентности и их актуализации в конкретной профессиональной деятельности, являющихся важным ресурсом профессионального развития и повышения эффективности деятельности. Все теоретические положения относительно профессиональной компетентности (безотносительно специальности) исследуется либо в соотношении таких понятий как способности – умения – компетентность или же с точки зрения умений, развивающихся в мастерство и соответственно компетентность личности в том или ином виде деятельности. Некоторыми авторами, компетентность рассматривается как основная субъектно-личностная характеристика деятельности, имеющая вектор на ее совершенствование, достижение высшего качества и уровня ее осуществления, что напрямую связано с предметом акмеологии. Но все существующие взгляды на природу понятия профессиональной компетентности существенно отличаются по своим основаниям и соответственно по толкованию и качественному описанию данного феномена. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе не существует единого подхода к рассмотрению данного феномена. Существующие исследования направлены на изучение коммуникативной, социально-перцептивной и других сторон компетентности государственных служащих. Можно констатировать отсутствие исследований в сфере муниципального управления по изучению профессиональной компетентности муниципальных служащих. Актуальность для современной практики заключается также в наличие потребности знаний по содержанию профессиональной компетентности и восстребованности высококвалифицированных кадров, а также технологий повышающих профессионализм муниципальных служащих в быстроменяющихся экономических, политических условиях деятельности. Весь спектр формирования и управления человеческими ресурсами крайне проблематичен и трудноструктурируем. Эффективность управленческой деятельности зависит от профессионализма муниципальных служащих, который обеспечивается высокоразвитой профессиональной компетентностью. Особенность деятельности на муниципальной службе обуславливает важность психологической составляющей профессиональной компетентности. Таким образом, актуальным является изучение основных психологических особенностей профессиональной компетентности муниципальных служащих. Изучением компетентности с различных направлений занимались такие авторы как: Йеннекенс Ж. (1992) – психология зарубежного менеджмента; Веселков А.Ф. (2001), Орехов В.Д. (2003) – психология отечественного менеджмента; Роджерс К. (1951), Эриксон Э. (1963), Маслоу А. (1964), Зеер Э.Ф. (2003) – зарубежная психология; Маркова А.К. (1996), Васильев В.И. (1999), Мурашко А.Ф. (2000), Исмагилова Ф.С. (2000), Деркач А.А. (2000), Растянников А.В. (2002), Зимняя И.А. (2003) – отечественная психология. Проблема данного исследования заключается в недостаточной степени изученности профессиональной компетентности муниципальных служащих. Наиболее открытым остается вопрос содержания профессиональной компетентности обусловленного необходимостью наличия определенных личностных черт муниципальных служащих. Целью нашего исследования является: изучение психологических особенностей профессиональной компетентности муниципальных служащих. Объектом исследования является профессиональная компетентность. Предмет нашего исследования – психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих. Для достижения цели нашего исследования мы ставили перед собой следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ проблемы профессиональной компетентности в литературе и выделить психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих. 2. Подобрать диагностический инструментарий для исследования профессиональной компетентности муниципальных служащих. 3. Выявить профессиональную типологию муниципальных служащих различных структурных подразделений администраций города Самары и составить социально-психологические характеристики основных типов муниципальных служащих. 4. По результатам исследования разработать рекомендации для кадровых служб администраций города Самары по подбору персонала на муниципальные должности. Гипотеза: на основании психологических особенностей профессиональной компетентности и их сочетания можно выделить профессиональные типы муниципальных служащих. Данную типологию можно использовать при отборе персонала на муниципальную службу. Методы исследования: 1. Миннесотский Многофакторный Личностный Опросник (MMPI). 2. Личностной Ориентации Опросник, предложенный Э. Шостромом в 1963 г. Адаптированный вариант Почебут Л.Г. 3. «Оценка уровня развития адаптационных способностей личности», (МЛО) адаптированный вариант А.Г. Маклакова. Методы обработки данных: факторный анализ и качественное описание выявленной типологии муниципальных служащих. Практическая значимость работы: по результатам исследования разработаны рекомендации для кадровых служб администраций города Самары по отбору персонала на муниципальные должности, с целью повышения профессионализма муниципальных служащих и качества исполнения их профессиональной деятельности. Дипломное исследование осуществлялось в четыре этапа: 1. Анализ теоретического материала. 2. Подбор диагностических методик. 3. Проведение исследования и анализ полученных данных. 4. Разработка практических рекомендаций. 1. Теоретический анализ профессиональной компетентности муниципальных служащих 1.1 Анализ понятия «профессиональная компетентность» в психологической литературе Понятие компетентность тесным образом связано с дефиницией «компетенция». Так словарь иностранных слов трактует понятие компетентность как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо» (46, 241 с.). Само же понятие «компетенция» (от лат. сompetentia – принадлежность по праву) в том же словаре определяется как: 1) «круг полномочий, какого-либо органа или должностного лица 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» (46, 241 с.). Термин «компетентность» встречается и в смежных с психологией науках. Так в социологии компетентность выступает как атрибут профессионализма. Компетентность определяется как наиболее доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, отношений, существующих в ней, возможных средств и способов достижения намеченных целей. В психологии зарубежного менеджмента впервые понятие профессиональной компетентности было сформулировано в рамках ситуационного подхода. Где организация понимается как открытая система, находящаяся в постоянном взаимодействии с внешней средой, а сам процесс управления включает в себя четыре основных макроэтапа, первым из которых является формирование управленческой компетентности руководителя, т.е. его овладение средствами управления, которые доказали на практике свою эффективность. Таким образом, компетентность руководителя с точки зрения ситуационного подхода – это сформированные умения и навыки управления. Ж. Йеннекенс описывает понятие «компетентность» и понимает под ним «ответственность и права менеджера» (18, 18 с.). Таким образом, что они неразрывно связаны с задачами и целью деятельности. Где под ответственностью понимается: обязанность выполнять задачу как можно лучше и обязанность доложить о выполненном. Права подразумевают под собой право принимать решения об исполнении. Следовательно, автор рассматривает понятие компетентности с точки зрения управления и главных механизмов его осуществления. В отечественных работах по психологии менеджмента компетентность понимают с одной стороны, как: «интегральное личностно-когнитивное качество руководителя, базирующееся на сформированности системы профессиональных знаний (экспертности) и умении их эффективно использовать» (21, 562 с.). С другой – как специальные способности, которые обеспечивают эффективную реализацию системы производственно-технических функций управления (таких как: функция оперативного управления, материально-технического обеспечения, инновационную функцию, маркетинговую функцию). Данные функции направлены непосредственно на производство, на создание его итогового продукта, и лежат в основе фундамента организации. Успешность всей деятельности зависит от выполнения данных функций. Важная особенность этих функций заключается в том, что при всей повторяемости, стандартизированности операций, их реализация осуществляется в постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях. Степень развитости компетентности руководителя, с данной точки зрения, определяется его умением реализовывать оперативные функции управления. Веселков А.Ф. приводит следующие определения понятия «компетенция» отечественных и зарубежных авторов: – это когнитивное умение эффективного решения проблем в данном классе профессиональных ситуаций – это способность человека таким образом управлять своим поведением (своим свойством или необходимым комплексом свойств), чтобы отвечать профессиональным требованиям, разработанным в условиях конкретной организационной среды, с целью получения желаемых результатов – это характеристики, необходимые для успешной управленческой деятельности (8). Анализируя данные определения, автор приходит к следующему заключению: «при подмене понятия «компетентность» на «базовое свойство» – смысл и стройность определения не меняется. Само понятие «компетенция» является следствием необходимости понизить недостижимую планку использования полных профессиограмм под профессию, до некоторого более ощутимого и определяемого, при этом, не сводя все к элементарным свойствам…» (8) Таким образом, по мнению Веселкова А.Ф., компетенция по своей структуре и в смысле свойств человека состоит их мини комплекса личностных свойств субъекта, соответствующих его профессиональной деятельности. В.Д. Орехов в понятие «компетентность» вкладывает «умение результативно реагировать на вызовы внешнего окружения и предвидеть их, а также уметь чувствовать стратегические цели компании, понимать интересы людей, уметь действовать в новых условиях самостоятельно…» (36, 48 с.). Автор определяет следующие составляющие понятия компетентность: творческий стиль мышления, умение критически осмысливать собственный опыт, и с честью выходить из непредвиденных ситуаций. В теории менеджмента и управления постепенно понятие компетентности слилось с представлением о подготовленности профессионалов к управлению не только самой деятельностью, но и сложными системами, социальными отношениями, существующими в них. Первое появление терминов «компетенция» и «компетентность» можно отметить в зарубежной литературе. Так, Карл Роджерс прибегает к использованию термина «компетенция» при описании своей теории личности и поведения. В одном из своих высказываний К. Роджерс объясняет возможность понимания поведения человека, и одной из наиболее выгодных позиций является компетенция самого индивида, т.е. «внутренняя система ценностей индивида» (44, 453 с.). «Поведение – это реакция на поле в том виде, как оно воспринимается. Следовательно, поведение лучше всего можно понять путем максимально возможного проникновения во внутреннюю ценностную систему самой личности, а также путем максимального приближения к видению мира переживаний этой личности ее глазами» (44, 453 с.). Таким образом, К. Роджерс определяет компетенцию как внутреннюю систему ценностей и внутренний мир переживаний личности. Также понятие компетентности упоминается известным психологом Эриком Г. Эриксоном. Описывая восемь основных стадий развития человека, Э. Эриксон останавливается не только на основных кризисах, но и на появлении качественных новообразований. В рамках нашего исследования нас интересует «четвертая стадия развития возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы» (59, 14 с.), характеризуется наличием кризиса «трудолюбие против чувства неполноценности» (59, 362 с.) и, при благоприятном развитии, появлением таких новообразований как «система и компетентность» (59, 386 с.). Причем, понятие компетентности автором рассматривается с точки зрения законов орудийного мира общества. Эриксон пишет, что у ребенка развиваются «усердие, трудолюбие, – т.е. он приспосабливается к неорганическим законам орудийного мира. Он способен стать крайне прилежной и абсорбированной единицей произвольного труда» (59, 363 с.). Развитие компетентности ребенка проистекает параллельно с развитием трудолюбия, которое «влечет за собой выполнение работы рядом и вместе с другими, здесь появляется и развивается осознание технологического этноса культуры» (59, 365 с.). Американские исследователи Л. Хьелл и Д. Зиглер, описывая теорию Э. Эриксона затронут такое понятие как «чувство компетентности» (54, 227 с.). Авторы утверждают, что чувство компетентности и трудолюбие у ребенка сильно зависят от школьной успеваемости, и само понятие трудолюбие включает в себя чувство межличностной компетентности как уверенности в том, что в поисках важных и индивидуальных и общественных целей индивид может оказывать положительное влияние на общество. Таким образом, «психосоциальная сила компетентности является основой для эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни» (54, 227 с.) общества. Абрахам Маслоу затрагивает понятие «компетентность» в описании опросника личностной ориентации, который дает возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией личности. Его понимание компетентности здесь сводится к владению индивидуумом приемов успешного существования «здесь и теперь» (применимое к любой жизненной ситуации). Вторая основная шкала, разработанного им опросника, называется «компетентность во времени» (54, 510 с.). Компетентность во времени измеряет то, в какой степени человек живет в настоящем, а не концентрируется на прошлом и будущем. «Считается, что люди, компетентные во времени, могут размышлять о том, как прошлое относится к настоящему, и реалистично связывать долгосрочные планы с текущими задачами. У них есть чувство непрерывности этих трех аспектов времени. И наоборот, некомпетентные во времени отделяют свое прошлое и будущее от настоящего. Их жизнь в настоящем основана на сожалениях и чувстве обиды, связанным с прошлым, и идеализированных целях или страхах, связанных с будущим. Они также испытывают трудности в связывании своих прошлых достижений с надеждами на будущее» (54, 511 с.). Авторы акцентируют внимание на том, что самоактуализирующийся человек, в основном, компетентен во времени. Компетентность во времени оценивает тенденцию человека жить в настоящем, а не концентрироваться на прошлом и будущем. Когнитивная психология рассматривает вопрос компетентности в рамках приобретения когнитивных навыков, которые широко изучались в лабораторных условиях. В рамках данных исследований Фиттс и Познер предложили модель, состоящую из трех стадий развития когнитивных навыков: 1. «Начальная или когнитивная стадия – понимание задачи и концентрация внимания на необходимой информации. 2. Промежуточная или ассоциативная стадия – попытки использовать приемы, обеспечивающие быстрое понимание и вспоминание информации. Устранение ошибок и повышение скорости выполнения. 3. Последняя или автономная стадия – правильные ответы становятся автоматическими, повышается уровень скорости и безошибочного выполнения» (22, 169 с.). Получение новых знаний и изучение новой информации протекает по данному алгоритму. Понимание компетентности в рамках данного подхода – «это высший уровень развития когнитивных навыков, она занимает важное место в когнитивной психологии» (22, 170 с.). Компетентность, по мнению сторонников когнитивной психологии, основывается на создании больших банков специализированных и систематизированных знаний. Знания относятся к конкретной области и реализуются благодаря применению правил. Эти знания упорядочены в связанные между собой группы, что облегчает вспоминание информации. Извлеченные из памяти знания могут использоваться разными путями, в зависимости от области специализации и ситуации. Специалисты сами определяют, находится ли задача в пределах их знаний или необходимо применить правила из смежных областей. Зеер Э.Ф. под профессиональной компетентностью понимает «совокупность профессиональных знаний, умений, а также способы выполнения профессиональной деятельности» (15, 53 с.). Автор, описывая профессионально обусловленную структуру личности, разводит такие понятия как «профессиональная компетентность» и «профессионально важные качества». Где под профессионально-важными качествами понимается «психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) (15, 54 с.). Таким образом, компетентность автором сводится к знаниям, умениям и способам выполнения деятельности, а профессиональные качества определяются именно как психологические качества личности, влияющие на продуктивность выполнения деятельности. Рассмотрим становление понятий «компетентность» и «компетенция» в отечественной психологии. Маркова А.К. рассматривает понятие компетентность как характеристику конкретного человека или его действий, а именно: «индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии» (27, 31 с.). Данный феномен автор описывает как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее самостоятельно и ответственно «как обладание человеком способностью и умением» (27, 31 с.) выполнять определенные трудовые функции. Судить о наличии компетентности Маркова А.К. предлагает по характеру результата труда человека. По мнению автора, каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности; «оценка или изменение конечного результата – это единственный научный способ судить о компетентности» (27, 34 с.). Маркова А.К. уделяет также внимание описанию специфики содержания таких понятий как «компетентность» и «компетенция», где под компетенцией она подразумевает определенную сферу, круг вопросов, который человек уполномочен решать. Т.е. область компетентности – это то, что человек умеет и может решать, а компетенции-то, на что дано право, те полномочия, которыми наделен специалист. Компетентность противостоит некомпетентности и сверхкомпетентности. Где под последним подразумевается знание способа выполнять работу лучше, чем принято. Компетентность конкретного человека, по мнению Марковой А.К., уже его профессионализма: «человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов» (27, 34 с.). С точки зрения муниципального управления компетентность рассматривается Васильевым В.И. Автор указывает на то, что по своему назначению органы местного самоуправления подразделяются на органы общей и специальной компетенции, то есть на «органы, решающие широкий круг вопросов, не ограниченный какой-либо одной сферой, и органы, предназначенные руководить отраслью, специфическим кругом дел» (30, 173 с.). К первой категории относятся представительные органы, ко вторым – отделы, управления, департаменты местной администрации. Но психологическая трактовка компетентности муниципальных служащих не сводится только к тому кругу вопросов, которые могут решать те или иные структурные подразделения администрации города. Данное понимание профессиональной компетентности муниципальных служащих должно включать в себя как необходимые знания, умения, так и психологические особенности, качества личности, которыми должен обладать муниципальный служащий. Мурашко А.Ф. указывает на то, что профессиональная компетентность муниципальных служащих, особенно сотрудников администраций муниципальных образований районного и городского уровня, включает в себя навыки и умения, теоретические знания, связанные с должностными полномочиями и функциями. В первую очередь, это вопросы планирования, координирования, регулирования, организации, анализа ситуации, выработки решения – все то, что предполагает собственно управление, управленческий цикл (37). Таким образом, в сфере муниципального управления профессиональная компетентность имеет очень узкое и специфичное значения, определяя лишь тот круг вопросов, который уполномочен решать муниципальный служащий. Исмагилова Ф.С. понятие «компетентность» расшифровывает как результат профессионального опыта. Это «такое следствие его накопления в течение профессиональной жизни и деятельности, которое обеспечивает глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения целей, способность правильно оценивать сложившуюся профессиональную ситуацию и принимать нужное решение» (17, 19 с.). Здесь понимание компетентности определяется как уровень осведомленности специалиста в своей профессиональной деятельности. Автор придерживается такой точки зрения, что профессиональный опыт находится в тесной взаимосвязи с компетентностью и квалификацией специалиста. В самой структуре компетентности выделяются такие элементы, как «знания, опыт, умения, навыки, профессиональная интуиция, профессиональная культура и личностные качества (17, 19 с.). И таким образом, компетентность специалиста обеспечивается тем, какие границы своей осведомленности он стремиться установить. Понятие компетентности рассматривается также Деркачом А.А. в рамках акмеологии, предметом которой является исследование развития человека на протяжении всей его жизни и, особенно, на ступени взрослости, изучение объективных и субъективных условий, которые, действуя во взаимосвязи друг с другом, позволяют человеку оптимально состояться как многонаправленной социально активной личности и высококлассному профессионалу в основной для него области труда. А такие понятия как: «профессионализм», «мастерство» и «компетентность» являются важнейшими субъектно-личностными характеристиками субъекта деятельности. Подсистема профессионализма деятельности характеризуется гармоничным сочетанием высокой профессиональной компетентности и профессиональных умений и навыков на уровне профессионального мастерства. Профессиональная компетентность – это один из ведущих когнитивных компонентов подсистемы профессионализма деятельности, сфера профессионального ведения, постоянно расширяющаяся система знаний позволяющая выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью, круг решаемых проблем или вопросов (11, 89 с.) Понятие «компетентность» выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. Здесь в представление о компетентности включают, и «умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии» (2, 94 с.). Исследование проблем развития профессиональной компетентности и ее различных видов в акмеологии занимают особое место, так как профессиональная компетентность является главной составной частью профессионализма личности и деятельности, важным условием становления профессионала. Само же повышение уровня компетентности служит стимулом к формированию новых навыков и умений, то есть росту профессионального мастерства. Развитие компетентности положительно влияет на мотивацию личностных и профессиональных достижений (1, 149 с.). Эффективность управленческой и исполнительской деятельности с точки зрения Зазыкина В. зависит не только от компетентности специалиста, но и от его мастерства, творческого потенциала, а главное – личностной инициативы и активности его профессионального сознания. Собственно акмеология акцентирует внимание на изучении и развитии профессиональной компетентности и творческого мастерства как на основных аспектах человеческого фактора, в то время как психология сосредоточивается на таких его компонентах как психические процессы и состояния. Описывая «акмеологический аспект проблемы компетентности» (1, 149 с.), автор выделяет в понятии «профессиональная компетентность» ряд взаимосвязанных особенностей, которые и «обуславливают качественные характеристики этого свойства личности» (1, 150 с.). Первая характеристика – «гностическая, или когнитивная» (1, 150 с.), она отражает наличие необходимых профессиональных знаний. Вторая – «регулятивная» (1, 150 с.), проявляющаяся в умении прогнозировать и принимать эффективные решения. Третья – «рефлексивно – статусная» (1, 150 с.), дающая право действовать определенным образом. Четвертая – определяет круг полномочий, сферу профессионального ведения. Пятая – является коммуникативной характеристикой. Так как практическая деятельность всегда осуществляется в процессе общения. Растянников А.В. определяет понятие «компетентность» как не «только наличие знаний и опыта, но и умение распорядиться ими при исполнении своих функций» (43, 28 с.). Он синтезирует различные определения и включает в компетентность, с одной стороны, круг полномочий, который определяет ответственность в решении практических задач должностного лица, с другой стороны, способность и умение самого должностного лица реализовать свои знания и круг заданных полномочий. Таким образом, автор включает знания о возможных последствиях конкретного способа воздействия, уровень умения и опыта практического использования имеющихся знаний. Это знание автор расценивает как «потенциал, научно – практический багаж», которым человек располагает, но «привести в действие данный потенциал могут только дополнительные факты» (43, 28 с.). Профессиональная компетентность автором определяется, как способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Профессионализм складывается из многих видов профессиональной компетентности. Внутри компетентности иногда выделяют компетенции как способности к чему-либо, зависимые как от знаний, умений, так и от степени убежденности и потребности пользоваться этой способностью. Зимняя И.А., опираясь исследования зарубежных авторов, не только рассматривает и характеризует понятия «компетентность» и «компетенция», но и проводит их соотношение между собой. Таким образом, выделяя группы основных компетентностей включающих в себя различные компетенции. Таким образом, Зимняя И.А. понимает под компетенцией «некоторые внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования: знания, представления, алгоритмы действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека…» (14, 41 с.). Мы рассмотрели становление понятия «компетентность» как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Из сказанного ранее видно, что попытки определить содержание понятия компетентность осуществлялись многими авторами, но единого подхода в психологии так и не выработалось. Каждый автор предлагает свои основания и точку опоры в описании данного феномена. Наиболее полно раскрывают содержание и специфику профессиональной компетентности подходы отечественных психологов менеджмента и ситуационного подходов, а также исследования Марковой А.К. Теоретическое обоснование данных подходов является наиболее целостным и структурированным. Придерживаясь эклектического подхода и опираясь на указанные выше направления в изучении феномена компетентности, под профессиональной компетентностью, мы будем понимать интегральное личностное образование, включающее в себя профессионально – важные знания, умения и специфичные компетенции относительно выполняемой деятельности. 1.2 Виды профессиональной компетентности Для определения содержания понятия профессиональной компетентности необходимо рассмотреть его структуру, включающую в себя различные ее виды. Рассмотрением вопроса о видах профессиональной компетентности занималась Кузьмина Н.В., которая выделяет один из таких видов как «психологическая компетентность». По мнению автора, психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. Психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем: • социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность); • социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу); • аутопсихологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность); • коммуникативной (знания о различных стратегиях и методах эффективного общения); • психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния) (25, 105 с.). Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов управления «человеческой составляющей». В настоящее время активно проводятся исследования структуры и содержания профессиональной компетентности различных категорий государственных служащих (25). Маркова А.К. различает следующие виды профессиональной компетентности: – специальная компетентность – «владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие» (27, 34 с.); – социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также «принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда» (27, 34 с.); – личностная компетентность – «владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональной деформации личности» (27, 34 с.); – индивидуальная компетентность – «владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, без усталости» (27, 35 с.). Названные виды компетентности означают, по мнению автора, зрелость человека в профессиональной деятельности, в его профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Каждый из видов компетентности включает в себя и общие межпрофессиональные компоненты. Так специальная компетентность характеризуется: способностью к планированию производственных процессов, умением работать с компьютером, с оргтехникой, чтением технической документации. Личностная компетентность включает: способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения. Индивидуальная компетентность включает в себя такие межпрофессиональные компоненты как: мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм. Маркова А.К. упоминает также такой вид компетентности как – «экстремальная профессиональная компетентность, когда человек готов к работе во внезапно усложнившихся условиях деятельности» (27, 35 с.). Деркач А.А., рассматривая структуру профессиональной деятельности профконсультантов службы занятости, выделяет следующие основные компоненты профессиональной компетентности: • профессионально-правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распорядительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию и пр.); • профессиологическую компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности и пр.); • социально-перцептивную компетентность (так как деятельность профконсультанта относится к системе «человек-человек», то необходима система знаний о типах личности, детерминантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.); • коммуникативную компетентность (в виду того, что деятельность профконсультантов осуществляется в процессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения) (11, 71 с.). Таким образом, структура и содержание профессиональной компетентности, с точки зрения акмеологического подхода, во многом определяется спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам. По мнению Деркача А.А. психологическая компетентность занимает особую роль в структуре профессиональной компетентности, если деятельность относится к классам «человек-человек», «человек-группа или коллектив» и «человек – большие социальные группы» (по классификации Е.А. Климова). Причем, психологическая компетентность позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем. Разработкой и изучением различных видов компетентности уделялось немалое внимание и Бодалев А.А. Автор выделяет основные три группы профессиональной компетентности: «компетентность в профессиональной деятельности, компетентность в профессиональном общении и компетентность в реализации личности профессионала» (5, 314 с.) и виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп. Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды: - специальная (знание своего дела); - технологическая; - субъектная; - профессиологическая (осведомленность в мире профессий); - правовая; - экономическая и т.д. Компетентность в профессиональном общении и ее виды: - коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству); - социально-перцептивная (способность к восприятию другого человека); - дифференциально-психологическая; - диагностическая (способность к изучению другого человека); - этическая; - эмпатийная; - межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам); - конфликтная и др. Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды: - психологическая (умение изучать другого человека); - индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя); - культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности); - рефлексивная и др. Таким образом, рассмотрение системных характеристик компетентности показывает, что она содержит различные взаимосвязные компоненты. Стержневой составной частью профессиональной компетентности является психологическая компетентность, которая включает в себя: социально-перцептивную компетентность, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую компетентность. Бодалев А.А. утверждает, что каждая из данных компетентностей включает в себя ряд определенных свойств и умений личности. Так в основе социально – перцептивной компетентности лежат такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность. Уровень аутопсихологической компетентности определяет развитие таких характеристик как качество самоанализа, адекватность самооценки, уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства. Так же выделяют рефлексивную компетентность, которая «состоит в осведомленности относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания» (1, 156 с.). Важным видом профессиональной и психологической компетентности является конфликтологическая компетентность. В основе данного вида лежит умение разрешать конфликты и управлять ими. Исследования в рамках акмеологии позволили выделить новую акмеологическую категорию – «акмеологическая компетентность» (1, 161 с.). В общем виде, она рассматривается как когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сфера его профессионального ведения включает акмеологические знания о принципах и закономерностях развития зрелой личности и ее профессионализма. Тушов П.Я. предлагает различные уровни компетентности менеджеров: Неосознанная некомпетентность (некомпетентный менеджер). «Менеджер не знает о множестве существующих способов и методов управления, не желает их изучать и тем более применять. С людьми работает, как умеет, и привык работать. Своим подчиненным он может заявлять: «Кого не устраивает работа со мной, увольняйтесь» (51). Осознанная некомпетентность (развивающийся менеджер). «Руководитель понял, что ему необходимо развиваться, определил границы развития (они в дальнейшем могут расширяться) и начал обучаться. Такие менеджеры по мере обучения пытаются применять полученные знания на практике» (51). Осознанная компетентность (компетентный менеджер). «Данный менеджер отличается тем, что найдет выход из любой сложной ситуации, в которую попадает. Компетентные менеджеры высшего звена управления, как правило, всегда на виду и достаточно известны общественности и профессионалам» (51). Неосознанная компетентность (мудрый менеджер). «Мудрого менеджера отличает, то, что он не попадает в сложные ситуации, из которых нужно искать выход. Очень часто данные менеджеры знают оптимальное решение, но не могут его логически объяснить другим. Иногда они не обладают большой эрудицией и обширными управленческими знаниями, и со стороны не всегда производят впечатление очень умных людей. Сложные ситуации разрешаются успешно для них, как бы сами собой. Несмотря на то, что многие из них являются менеджерами высшего звена управления, их исключительность зачастую незаметна для широкой общественности» (51). На основе данных уровней автор выстроил модель компетентности, базирующуюся на стандартах компетентности менеджеров ведущих западных стран, т. к. российские стандарты компетентности отсутствуют; стандарты компетентности менеджеров ведущих западных стран, по мнению автора, разработаны очень качественно, комплексно и системно, хотя и имеют некоторые ограничения. Например, стандарт MCI-2 (для менеджеров среднего звена) предусматривает следующие блоки компетентности: · инициировать и проводить улучшения услуг, товаров и систем; · контролировать и совершенствовать предоставление услуг и поставку товара; · контролировать использование ресурсов; · обеспечивать оптимальное распределение ресурсов между операциями и проектами; · нанимать и отбирать кадры; · совершенствовать команды, повышать квалификацию сотрудников и свою собственную для улучшения показателей; · планировать, распределять и оценивать работу команд, отдельных сотрудников и свою собственную; · налаживать, поддерживать и укреплять эффективные рабочие связи; · собирать, оценивать и организовывать информацию; · обмениваться с коллегами информацией для принятия решений. Комплексная модель компетентности менеджеров основана на следующих принципах: 1. По мере перемещения руководителя с нижних уровней управления на более высокие ему требуются все большие знания законов мироздания и высокие общечеловеческие качества, чем традиционная компетентность, которой обучают в бизнес-школах; 2. На каждом уровне управления важна гармоничная пропорциональность элементов компетентности; 3. Модель отражает скорее качественную, а не количественную оценку соотношения отдельных элементов компетентности (см. рис 1). Рис. 1. Комплексная модель компетентности менеджеров Таким образом, из рисунка видно, что границы компетентности менеджеров определяются его принадлежностью к определенному уровню, включающему в себя высшее, среднее и низшие звенья. Стержневым компонентом для менеджера любого звена является компетентность, определяемая стандартом ведущих западных стран. Причем, чем выше уровень менеджера любого из звеньев, тем шире и полнее должны быть представлены знания законов мироздания, которые включены в необходимую профессиональную компетентность. Из вышесказанного следует, что повышение уровня занимаемого менеджером, определяет широту его профессиональных знаний и соответственно, границы его профессиональной компетентности. Растянников А.В., изучая компетенцию в совместном творчестве, выделял в ее составе два вида компетенций: компетентность субъекта в решении творческих задач, социально – психологическую компетентность (43, 26 с.). Где социально – психологическая компетентность – это «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений» (43, 28 с.). В состав социально психологической компетенции автор включает такие характеристики как: умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с людьми и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Зимняя И.А. опираясь на сформулированные в отечественной психологии положения таких авторов как: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, выделяет следующие виды компетентностей: – «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности – компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми – компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» (14, 40 с.). Таким образом, каждая группа компетентностей включает в себя виды, образуя тем самым 10 основных компетенций: 1. компетенции здоровье сбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены; 2. компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры; 3. компетенции интеграции: структурирование знаний, расширение накопленных знаний; 4. компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; 5. компетенции самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, личностной и предметной рефлексии, смысл жизни, профессиональное развитие; 6. компетенции социального взаимодействия; 7. компетенции в общении; 8. компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, интеллектуальная деятельность; 9. компетенции деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность; |
|
© 2010 |
|