РУБРИКИ

Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психологические особенности профессиональной компетентности муниципальных служащих

Не менее важной стороной процесса адаптации является соблюдение моральных норм поведения, обеспечивающих способность адекватно воспринимать индивидом предлагаемую ля него определенную социальную роль. В данной методике отражены два основных аспекта моральной нормативности: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения (38, 128 с.).

Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» состоит из 165 вопросов и имеет четыре структурных уровня, что позволяет получить информацию различного объема и характера. Шкалы 2, 3 и 4 уровня конструктивно связаны между собой.

Сырые баллы шкал «Поведенческая регуляция», «Коммуникативный потенциал», «Моральная нормативность» суммируются, что соответствует значению шкалы 4 уровня – «Личностный потенциал социально-психологической адаптации». Полученное значение переводится в стены и определяется группа развития адаптационных способностей (38, 129 с.).

Как ранее отмечалось, обладая необходимыми личностными качествами, способствующими как саморазвитию, так и профессиональному развитию, необходимо также быть социально адаптивной личностью для достижения максимальной эффективности выполнения своей профессиональной деятельности.


2.2 Анализ полученных данных


Анализ данных, полученных в ходе проведения методики Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность».

Сводная таблица данных по методике «Адаптивность» позволяет выявить уровень развитости основных составляющих личностного адаптационного потенциала личности муниципальных служащих, а также в целом охарактеризовать уровень профессиональной адаптации испытуемых. Рассмотрим результаты, полученные по каждой из составляющих в отдельности.


Таблица 1. Результаты исследования личностного адаптационного потенциала муниципальных служащих

Уровень

ПР

КП

МН

ЛАП

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Высокий

13

27

10

21

3

6

4

8

Средний

21

44

29

60

40

84

22

46

Низкий

14

29

9

19

5

10

22

46

Итого:

48

100

48

100

48

100

48

100


Из таблицы 1 видно, что поведенческая регуляция (ПР) у 44% опрошенных находится на среднем уровне, что свидетельствует о неустойчивости, как самооценки муниципальных служащих, так и адекватного восприятия действительности.

Коммуникативный потенциал (КП) испытуемых находится в целом на среднем уровне, что составило 60% опрошенных. Данные показатели указывают на средний уровень умения служащих выстраивать желаемые межличностные контакты с окружающими людьми, данный показатель зависит скорее от внешних условий и ситуации в целом, чем от усилий и навыков самого индивида.

Моральная нормативность (МН) находится также у большинства испытуемых (84%) на среднем уровне. Данный показатель определяет уровень социализации опрошенных муниципальных служащих как средний, где адекватность оценки своей роли в коллективе зависит также от внешних обстоятельств и условий социального окружения, чем от усилий самой личности.

Подытоживающей и наиболее значимой характеристикой данной методики является личностный адаптационный потенциал индивида (ЛАП). Показатели по данной шкале распределились неоднозначно: одинаковую значимость имеют как средний, так и низкий уровни ее выраженности.

– Средний уровень личностного адаптационного потенциала можно наблюдать у 46% опрошенных. Данные показатели свидетельствуют о наличие удовлетворительной профессиональной адаптации служащих. Где успех адаптации зависит от условий внешней среды, в силу того, что характеристики особенностей служащих проявляются при смене деятельности. Такая характеристика, как правило, отмечается у лиц с невысокой эмоциональной устойчивостью, процесс социализации которой осложнен.

– Низкий уровень отмечается также у 46% испытуемых. Характеристика данного уровня включает в себя заниженную адаптацию, которая протекает тяжело, и отмечается в основном у лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, а также склонных к конфликтному поведению.

Результаты, полученные в ходе проведения опросника «Адаптивность» можно объяснить спецификой деятельности муниципальных служащих. Так средний уровень поведенческой регуляции может свидетельствовать о недостаточном умении муниципальных служащих противостоять профессиональной деформации и ежедневным стрессовым воздействиям. С другой стороны, это как раз подтверждает актуальность внедрения психологического сопровождения в муниципальные структуры города Самары.

Средний уровень коммуникативного потенциала также подтверждает необходимость научения муниципальных служащих и развития в них коммуникативной пластичности. Наличие такого уровня КП может объясняться работой с огромным информационным потоком в ситуации постоянного общения. Ежедневное повторение данной ситуации приводит к стереотипному восприятию различных ситуаций и выработке ригидных установок и принципов в процессе коммуникации, мешающих развитию личности и противостоянию профессиональной деформации.

Различные ярко выраженные уровни личностного адаптационного потенциала можно объяснить наличием специфичных типов муниципальных служащих. Выраженность составляющих ЛАП и их степень развития зависят от индивидуальных особенностей личности самого служащего.

Анализ данных полученных в ходе проведения Миннесотинского многофакторного личностного опросника.

Общие показатели по шкалам многофакторного личностного опросника позволяют вычислить средние значения (см. прил. 3).

По результатам данной методики мы получили среднестатистические женский и мужской профили муниципального служащего. Результаты по каждому профилю были закодированы с помощью метода Уэлша Г. По каждому из профилей, была составлена социально-психологическая характеристика.

Мужской профиль имеет следующее кодирование:

-61/48239570

Доминирующие шкалы ригидности (6) и сверхконтроля (1) в сочетании с занижением по шкале социальных контактов (0) обуславливают следующую характеристику:

Жизненная позиция характеризуется накоплением активности, которая проявляется позже, но без демонстративных черт. Поведение обусловлено мотивацией на соответствие общепринятым социальным нормам и принципам.

Эмоциональный фон характеризуется скупостью эмоционального реагирования, осторожностью, а также противоречивостью в проявлении негативных эмоций (демонстрация внешней холодности противоречит внутреннему конфликту, раздражимости). Таким образом, можно говорить о смешанном типе реагирования.

В межличностном общении отмечается высокая нравственность поведения. Соответствие догматическим принципам и ригидным установкам.

Спецификой реагирования на стрессовую ситуацию является склонность к психосоматическим проявлениям и заболеваниям на почве тревожных переживаний. Наиболее доминирующими защитными механизмами являются: отсутствие яркого эмоционального реагирования, внутриличностный конфликт, рациональность мышления и поведения.

Самооценка умеренно заниженная. Когнитивный стиль характеризуется наличием инертного стиля мышления, догматичного склада ума с опорой на существующую точку зрения.

Характерологические особенности профиля: конформность и ригидность поведения, исполнительность, любовь к аккуратности, верность принципам, конкретность, раздражительность.

Условиями оптимальной эффективности для данного типа служащего являются те виды деятельности, где требуется соблюдение высоконравственного образа жизни, следование догматическим нормам, а также реализация догматического мышления.

Наиболее подходящая профессия для данного типа – чиновник.

Женский профиль (см. прил. 5) несколько отличается от мужского, и имеет следующее кодирование: -6859/142370.

Здесь также присутствует доминирование по шкале ригидности (6), но характеристика включает в себя специфические особенности по шкалам индивидуальность (8), мужественность / женственность (5), оптимистичность (9), что в сочетании с понижением по шкале социальных контактов (0) обуславливает следующую характеристику:

Активная жизненная позиция, гармонично сочетается с мотивацией на достижение успеха и оптимистичный эмоциональный фон.

Данный профиль характеризуется внешне-обвинительным типом реагирования.

В межличностном стиле общения отмечается доминирование таких характеристик как соперничество, соревновательность, стремление к отстаиванию своего мнения.

Муниципальных служащих данного профиля отличает субъективное восприятие стрессовых ситуаций. Многие трудные ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности, не воспринимаются представительницами данного профиля как стрессовые, отсюда и специфичность реагирования в стрессовых ситуациях.

Наиболее характерные защитные механизмы – это рациональность, обесценивание объекта, проекция, интеллектуальная переработка.

Самооценка характеризуется уверенностью в себе, адекватным восприятием себя, и в целом имеет позитивное окрашивание.

Когнитивный стиль характеризуется синтетический складом ума, склонностью к точным наукам.

Характерологические особенности данного профиля: устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, любовь к аккуратности, верность принципам, прямолинейность, изобретательность, рациональность, конкретность. Наличие лидерских черт, демонстративности, общительности и трезвости взглядов обеспечивают наличие умения увлекать людей, эмоционально захватывать их идеями. Данный тип можно охарактеризовать как реалистично рациональный, с проявлением мужественных черт. В целом такие личности являются хорошими генераторами идей.

Оптимальная эффективность деятельности будет достигаться при условии удовлетворения потребности в свободе. Очень важным моментом является наличие свободы принятия решения, реализации стремления ко всему новому.

Наиболее успешной будет профессия, где требуется точный расчет, возможна реализация в живописи, и там где требуется творчество.

Анализ результатов, полученных в ходе проведения опросника личностной ориентации.

Общие результаты тестирования по опроснику отражены в приложении 5. Результаты диагностики по данному опроснику указывают на разнородность степени выраженности показателей по различным шкалам.

Можно отметить высокие показатели по таким шкалам как: «ценностные ориентации», «самоуважение», «взгляд на природу человека», «синергичность» (см. рис. 1).

Относительно всей выборки 71% опрошенных имеет высокие показатели по шкале «ценностные ориентации». Данный результат указывает на то, что муниципальные служащие разделяют ценности, характерные для самоактуализирующейся личности, а также руководствуются ими в процессе выполнения профессиональной деятельности.


Рис. 1. Результаты тестирования муниципальных служащих по опроснику личностной ориентации


67% испытуемых из всей совокупности имеют также высокие показатели по шкале «самоуважение», что свидетельствует о способности утверждать себя благодаря собственной силе и значимости. Данную черту можно отметить скорее как тенденцию на всей совокупности выборке, т. к. этот результат вступает в некоторое противоречие в сочетании с показателями по другим шкалам.

Высокие результаты по шкале «взгляд на природу человека» отмечается у 60% опрошенных. Данная шкала отражает степень конструктивности взглядов на природу мужественности и женственности человека.

64% испытуемых из всей выборки имеют высокие значения по шкале «синергичность». Результаты по этой шкале указывают на способность человека быть целостным, превзойти дихотомию. Данную тенденцию можно наблюдать как в процессе осуществления своей профессиональной деятельности: в стремлении к ее упорядочиванию и структурированию рабочего дня, так и в самой личности муниципального служащего.

Результаты по шкалам: «поддержка», «спонтанность», «потребность в познании», «креативность» имеют низкие показатели (рис. 2.).


Рис. 2. Показатели по результатам опросника личностной ориентации, имеющие низкие значения


Низкие результаты по шкале «поддержка» указывают на неспособность муниципальных служащих руководствоваться исключительно своими принципами и взглядами (67% опрошенных) в процессе выполнения профессиональной деятельности. Такие результаты можно объяснить жесткой регламентацией рабочего времени, ограничениями в полномочиях, указанных в должностных инструкциях и в постоянном контроле за ходом и качеством выполнения профессиональной деятельности: как извне (населением города), так и внутри муниципальной власти (руководством структурного подразделения).

У 69% испытуемых отмечаются низкие показатели по шкале «спонтанность». Характеристика этой шкалы отражает степень свободы личности в проявлении спонтанности реагирования на ситуацию, умения быть самим собой.

Низкие показатели также можно отмечать по шкале «потребность в познании» – 67% испытуемых. Данный результат отражает общую тенденцию на отсутствие стремления к новому, получения новой информации в той или иной области относительно профессиональной деятельности.

По шкале «креативность» 67% испытуемых имеют низкие показатели. Таким образом, выраженность творческой направленности личности муниципальных служащих находится на низком уровне.

Полученные результаты по опроснику личностной ориентации муниципальных служащих можно объяснить условиями и спецификой их профессиональной деятельности, которая накладывает свой отпечаток на формирование характера и степень выраженности определенных личностных черт. Так, необходимость умения целостного видения ситуации, анализа и прогноза управленческого решения, постоянный контакт с населением города, соблюдение законодательства, а также статусность положения способствуют выраженности таких характеристик как: синергичность, самоуважение, взгляд на природу человека, приверженность ценностным ориентациям (по данным шкалам мы отметили высокие показатели). И наоборот, регламентированность труда, все тоже соблюдение законодательства и других принципов препятствуют развитию таких личностных качеств как креативность, спонтанность поведения, потребность в познании и поддержка. Результаты по данным шкалам находятся на низком уровне.

Таким образом, комплексная диагностика по методикам: MMPI, личностной ориентации опросник, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», показала степень выраженности выделенных нами специфичных личностных качеств муниципальных служащих. Полученные результаты объясняются особенностями деятельности муниципальных служащих, а также индивидуальностью каждого испытуемого.

В целом совокупность характеристик муниципальных служащих обуславливает наличие определенных личностных типов. Данная типология сформировалась скорее в процессе осуществления трудовой деятельности, ведь именно специфика профессионального труда накладывает свой отпечаток на личность служащих.


2.3            Социально-психологическая характеристика основных личностных типов муниципальных служащих


Обработка результатов, полученных в ходе проведения экспериментального исследования, проводилась методом факторного анализа, в результате которого были выявлены пять основных факторов.

Полученные факторы включают в себя доминирующие шкалы по всем проводимым нами методикам и позволяют выделить пять основных типов муниципальных служащих. По каждому из типов была составлена характеристика, включающая в себя описание личностного профиля по методике MMPI, а также доминирующих шкал по опроснику личностной ориентации и многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность».

Соотношение данных типов можно представить следующим образом:

– первый тип – генератор идей – 23%;

– второй тип – рационализатор – 21%;

– третий тип – исполнитель – 21%;

– четвертый тип – нарцистический – 21%;

– пятый тип – активно-инфантильный – 10%.

Рассмотрим характеристику каждого из полученных типов в отдельности.

Первый тип муниципального служащего – «генератор идей»

Данный профиль имеет следующее кодирование по Г. Уэлшу: 86» – 27045913. Доминирование по шкалам «индивидуальность» и «ригидность» с занижением по шкале «эмоциональная лабильность» обуславливают следующую характеристику:

Пассивная, созерцательная жизненная позиция обуславливает наличие мотивации на избегание неуспеха.

Эмоциональный фон характеризуется устойчивостью эмоционального реагирования.

Внешне-обвинительный тип реагирования отражается на избирательности в межличностном общении, субъективности в оценке чего-либо, проявлении соперничества и стремления к отстаиванию своего мнения.

Субъективное восприятие стресса сказывается на растерянном поведении при реагировании на стрессовую ситуацию.

Используемые защитные механизмы: уход в мир мечтаний, интеллектуальная переработка проблемы.

Самооценка данного типа: адекватно устойчивая.

Для когнитивного стиля характерен аналитический склад ума, абстрактно-аналитический стиль мышления, а также способность воссоздавать и склонность к раздумьям.

Характерологические особенности: доминирование чувств над действиями, высокая творческая активность, оригинальность в высказываниях и суждениях, хорошие генераторы идей, но не реализаторы, устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, конформность, ведомость поведения, трудности в адаптации.

Условиями оптимальной эффективности являются: наличие свободы при принятии решения и возможности проявления индивидуального подхода к решению проблемы.

Профессия должна соответствовать такому условию как отсутствие режимного вида деятельности, трудности при выборе профессии также обусловлены проблемами с трудовой адаптацией.

В целом, личностный адаптационный потенциал данного типа муниципального служащего находится на низком уровне, что указывает на заниженную адаптацию, которая протекает тяжело, и отмечается в основном у лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, а также склонных к конфликтному поведению.

Данный показатель включает себя также низкие уровни по параметрам поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и средний по моральной нормативности. В целом данные параметры обуславливают наличие таких характеристик как: неустойчивость самооценки, а также адекватного восприятия действительности, слабая выраженность умения выстраивать желаемые межличностные контакты с окружающими людьми, данный показатель зависит скорее от внешних условий и ситуации в целом, чем от усилий и навыков самого индивида. Адекватность оценки своей роли в коллективе зависит также от внешних обстоятельств и условий социального окружения, чем от усилий самой личности.

Доминирование по шкалам: «ориентация во времени», «гибкость поведения», «сензитивность», «самопринятие», указывают на умение жить настоящим, не зацикливаясь на прошлом и будущем, строить свои планы относительно имеющегося прошлого с перспективой в будущее. Умения ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам, наличие такой характеристики как отзывчивость на чувства и нужды других людей, а также на высокую способность утверждать себя благодаря собственной силе и значимости.

Второй тип муниципального служащего – «рационализатор».

Имеет следующее кодирование по Г. Уэлшу: -69/41853270, где доминирование по шкалам «ригидность» и «оптимистичность» образуют следующую характеристику личности:

Активная жизненная позиция гармонично сочетается с мотивацией на достижение успеха.

Оптимистичный эмоциональный фон. Внешне-обвинительный тип реагирования обуславливает проявление соперничества и соревновательности в межличностном общении, а также в отстаивании престижной роли и приверженности формализма в межличностных контактах.

Реагирование на стресс: отрицание проблем, проявление нецеленаправленной активности.

Характерные для данного типа защитные механизмы: рациональность, обесценивание объекта потребности, проекция.

Самооценка: позитивная, слегка завышенная.

Когнитивный стиль характеризуется наличием синтетического склада ума, склонностью к точным наукам.

Характерологические особенности: устойчивость интересов, упорство в отстаивании собственных интересов, практичность, трезвость взглядов, любовь к аккуратности, верность принципам. Прямолинейность, любовь к точности, конкретность, рациональный тип личности, умеют увлекать людей, склонны к планомерным действиям. Присутствуют лидерские черты, оптимистичность, активность, легкость в принятии решений, общительность, демонстративность.

Условиями оптимальной эффективности являются ситуации с возможностью проявления лидерских способностей и ситуации принятия решения.

Профессия: с элементами творчества, возможностью ведения различных расчетов, спорт.

Личностный адаптационный потенциал данного типа муниципального служащего находится на низком уровне, что указывает на заниженную адаптацию, которая протекает тяжело, и отмечается в основном у лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, а также склонных к конфликтному поведению.

Данный показатель включает себя средние уровни поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности. Данные параметры обуславливают следующие характеристики: неустойчивость самооценки, адекватного восприятия действительности, наличие умения выстраивать желаемые межличностные контакты с окружающими людьми, но данный показатель будет зависеть скорее от внешних условий и ситуации в целом. Адекватность оценки своей роли в коллективе зависит от внешних обстоятельств и условий социального окружения, чем от усилий самой личности.

Доминирование по шкалам: «поддержка», «ценностные ориентации», «гибкость поведения», «спонтанность», «самопринятие», «креативность», указывают на наличие таких личностных особенностей как: направленность на себя, свою систему ценностей и убеждений, приверженность данным ценностям. Умение ситуационно и спонтанно реагировать в нестандартных ситуациях, умение быть собой, принятие себя, несмотря на свои слабости и недостатки, выраженность творческой направленности личности.

Третий тип муниципального служащего «исполнитель».

Имеет следующее кодирование по Г. Уэлшу: -69128/35740 (противоположность профилю: -4813/765290).

Доминирование по шкалам «ригидность» и «оптимистичность» в сочетании с понижением по шкале «социальные контакты» и наличием ярко выраженной противоположности профилю с доминированием по шкале «импульсивность» и «индивидуальность» обуславливают следующую характеристику данного типа (см. прил. 10):

Пассивная жизненная позиция сочетается с наличием мотивации на избегание неудачи и стремления к достижению успеха.

Эмоциональный фон: оптимистичный. Характерен интрапунитивный тип реагирования.

Межличностный стиль общения: отличается неразборчивостью в контактах, ведомостью поведения и приверженности формализма в контактах.

Нерешительность поведения в стрессовых ситуациях. Отрицание существующих проблем, проявление нецеленаправленной активности.

Защитные механизмы: проекция, внешне-обвиняемый тип реакций на стресс, обесценивание объекта потребности.

Самооценка: позитивная, неустойчивая.

Для когнитивного стиля характерен догматический склад мышления.

Характерологические особенности: проявление сверхконтроля, конформность, исполнительность, догматичность, приверженность устоявшимся принципам, высоконравственный образ жизни. Отсутствие спонтанности, непосредственности поведения, конформизм, низкая поисковая активность, неуверенность, неумение быстро принимать решения, низкая воля реализации желаний.

Условия оптимальной эффективности: деятельность без выраженной активности, с подчинением.

Профессия: чиновник, педагог.

Личностный адаптационный потенциал данного типа муниципального служащего находится на среднем уровне, что свидетельствует о заниженной профессиональной адаптации, которая протекает тяжело, и отмечается в основном у лиц с неустойчивой нервно-психической регуляцией, склонных к конфликтному поведению. Средние показатели по шкалам «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность» свидетельствуют о неустойчивости самооценки и адекватного восприятия действительности обуславливают неумение выстраивать желаемые межличностные контакты с окружающими людьми. Адекватность оценки своей роли в коллективе зависит от внешних обстоятельств и условий социального окружения, чем от усилий самой личности.

Доминирование по шкалам: «взгляд на природу человека» и «синергичность» свидетельствуют о высокой степени конструктивности взглядов на природу мужественности / женственности, а также способности личности быть целостной, как в профессиональном, так и в личностном плане. Характерно умение целостного видения проблемной ситуации.

Четвертый тип муниципального служащего – «независимо-активный».

Имеет следующее кодирование по Г. Уэлшу: -58/1964327:0 (противоположность профилю с кодированием: /69–41258307). Доминирование по шкалам: «мужественность / женственность» и «индивидуальность» в противоположность шкалам «ригидность» и «оптимистичность», обуславливают следующую характеристику личностного профиля данного типа муниципального служащего (см. прил. 11):

Активная жизненная позиция сочетается с мотивационной направленностью личности на избегание формальных рамок, стремление к новому.

Для эмоционального фона характерны проявления эмоционального тепла и инфантильности.

Стенический тип реагирования сочетается с субъективностью восприятия стрессовой ситуации.

Межличностный стиль общения: склонность к сглаживанию конфликтных ситуаций, сдерживание агрессивных проявлений и антисоциальных тенденций.

Защитные механизмы: интеллектуальная переработка

Самооценка: неустойчивая.

Для когнитивного стиля характерен аналитический склад ума.

Характерологические особенности: нарцистическая личность, манерность поведения, наличие мужественных черт (у женского пола), независимость, стремление к экспансии. В поведении проявляется холодный индивидуализм, любовь к тем, кто перед ними преклоняется, индивидуальность, самостоятельность в принятии решений.

Условиями оптимальной эффективности будут ситуации с возможностью проявления свободы при принятии решения, реализации индивидуального подхода в деятельности.

Профессия: не режимный вид труда, теоретические и гуманитарные направления.

Личностный адаптационный потенциал данного типа муниципального служащего находится на среднем уровне, что указывает на неустойчивость профессиональной адаптации, которая протекает тяжело, и отмечается в основном у лиц с низкой нервно-психической устойчивостью.

Средние уровни поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала и моральной нормативности обуславливают следующие характеристики: неустойчивость самооценки, адекватного восприятия действительности, наличие умения выстраивать желаемые межличностные контакты с окружающими людьми, но данный показатель будет зависеть скорее от внешних условий и ситуации в целом. Адекватность оценки своей роли в коллективе зависит от внешних обстоятельств и условий социального окружения, чем от усилий самой личности.

Доминирование по шкалам «ориентация во времени», «гибкость поведения», «взгляд на природу человека» в совокупности с понижением по шкалам: «ценностные ориентации», «сензитивность», «самоуважение», «агрессивность», «контактность», «познавательные потребности» обуславливают следующую характеристику: умение строить перспективные планы в настоящем с учетом прошлых событий и взглядом в будущее, высокая способность ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам. Наличие конструктивности взглядов на природу мужественности и женственности человека. Отсутствие жесткой приверженности устоявшимся принципам и догмам, низкая способность вчувствоваться и понимать состояние другого человека, неумение утверждать себя за счет своих собственных усилий и достоинств, неумение принимать какие-либо проявления агрессии других людей, отсутствие стремления к установлению близких, доверительных отношений с окружающими людьми, низкое стремление к познанию чего-либо нового.

Пятый тип муниципального служащего – «активно-инфантильный».

Имеет следующее кодирование по Г. Уэлшу: -59/16487230

Доминирование по шкалам «мужественность / женственность», «оптимистичность» в сочетании с понижением по шкалам «эмоциональная лабильность» и «социальные контакты» определяют следующую характеристику данного типа:

Жизненная позиция: активная, проявление моторной и ревой сверх активности.

Мотивация: ориентация на успех, стремление к лучшему варианту.

Эмоциональный фон: неадекватно завышенный, характерны инфантильные проявления личности.

Стенический тип реагирования обуславливает отрицание проблем, проявление нецеленаправленной активности при реагировании на стрессовую ситуацию.

Межличностный стиль общения: формализм в контактах, стремление к сглаживанию агрессивных проявлений, в общении легки эмоциональные всплески.

Защитные механизмы: уход в мир детских переживаний, инфантильность.

Самооценка: неадекватно завышенная.

Для когнитивного стиля характерен инертный стиль мышления.

Характерологические особенности: мужественные черты, независимость, стремление к экспансии, самостоятельность в принятии решения, гипертимный тип личности, легкость в принятии решения, бесцеремонность, снисходительное отношение к недостаткам других людей, инфантилизм, любовь к новому.

Условия оптимальной эффективности: деятельность в условиях постоянного достижения результата, наличия похвалы со стороны лидера.

Профессия: творческая сфера с наличие постоянного контроля.

Личностный адаптационный потенциал данного типа муниципального служащего находится на среднем уровне, что в сочетании со средними значениями по шкалам: «поведенческая регуляция», «коммуникативный потенциал», «моральная нормативность» указывает на заниженную адаптацию, которая протекает тяжело, и отмечается в основном у лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, а также склонных к конфликтному поведению. Неустойчивость самооценки, адекватного восприятия действительности, наличие умения выстраивать желаемые межличностные контакты с окружающими людьми, но данный показатель будет зависеть скорее от внешних условий и ситуации в целом. Адекватность оценки своей роли в коллективе зависит от внешних обстоятельств и условий социального окружения, чем от усилий самой личности.

Доминирование по шкалам «взгляд на природу человека» и «креативность» показывают на наличие таких черт как: высокая степень конструктивности взгляда на природу мужественности и женственности, а также выраженности творческой направленности личности.

Описание выявленной нами типологии муниципальных служащих позволяет делать прогноз на успешность выполнения ими профессиональной деятельности. Далее мы перейдем к описанию практических рекомендаций для кадровых служб различных структурных подразделений администраций города Самары по отбору персонала на муниципальную службу, с учетом индивидуальных особенностей кандидатов.


2.4            Практические рекомендации для кадровых служб администраций города Самары по подбору персонала


Характеристика муниципальной службы как профессиональной управленческой деятельности является исходным критерием для составления личностного профиля муниципального служащего, включающего в себя основные личностные характеристики и позволяющего быть эффективным в сфере муниципального управления.

Особое значение приобретает интегрирующая социальная роль муниципальных служащих, которая отражается в управленческом характере их профессиональной деятельности. В процессе профессионализации муниципальной службы усиливается управленческий характер содержания труда муниципальных служащих, обогащаются их профессиональные знания, умения и навыки, возрастают претензии на более высокий правовой и социальный статус, соответствующий рост вознаграждений и привилегий.

Актуальным является потребность в высококвалифицированных кадров, способных к саморазвитию, профессиональному развитию и противостоянию профессиональной деформации. Данная проблема акцентирует вынимание на необходимости личностно-ориентированного развития личности будущего руководителя.

Для достижения этой цели на начальном этапе требуется обеспечить формирование и совершенствование системы подбора кадров на муниципальные должности. В дальнейшем возможно развитие у субъектов труда необходимых содержательных и психологических новообразований. Содержание такой подготовки основывается, прежде всего, на гуманистических представлениях о профессиональной деятельности, желаемых качествах личности в рамках отведенной ей компетентности.

Выбранный нами комплекс диагностических методик может быть предложен для использования в кадровых службах администраций города Самары при осуществлении подбора кадров на муниципальные должности. Такое комплексное тестирование позволяет выявить целостный профиль муниципального служащего, включающий в себя основные составляющие его профессиональной компетентности, а также отнести любого из кандидатов к одному из выявленных нами типов личности, что позволит прогнозировать успешность выполнения его профессиональной деятельности в конкретной области.

Рассмотрим основные характеристики первого типа муниципального служащего: «генератор идей».

Данный тип характеризуется доминированием чувств над действиями, высокой творческой активностью, оригинальностью в высказываниях и суждениях. Представители этого типа являются хорошими генераторами идей, но не реализаторами, обладают устойчивыми интересами, упорством в отстаивании собственного мнения, конформностью и ведомостью поведения, но имеют трудности в профессиональной адаптации. Умение ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам также находится на высоком уровне. Обладают такой характеристикой как отзывчивость на чувства и нужды других людей, а также имеют высокую способность утверждать себя благодаря собственной силе и значимости. Условиями оптимальной эффективности для представителей данного типа являются те, где присутствует свобода принятия решения и возможность проявления индивидуального подхода к решению проблемы.

Данные характеристики будут способствовать наиболее успешному выполнению деятельности в таких структурных подразделениях как: Управление по вопросам культуры и организации досуга населения, Управление международных связей, а также в подразделениях связанных, в основном, с социальной сферой. Все указанные структуры отличаются необходимостью наличия кадров, способных к разработке творческих и деловых вечеров, всевозможных презентаций и организаций встреч различных делегаций из других городов. В основном данный тип личности наиболее реализует свои способности на должностях помощника начальника или заместителя.

Перейдем к рассмотрению основных характеристик второго типа муниципального служащего: «рационализатор».

Данный тип обладает устойчивостью интересов, упорством в отстаивании собственных взглядов, практичностью, любовью к аккуратности, верности принципам. Для них характерны такие черты как: прямолинейность, любовь к точности, конкретность, рациональность. Представители данного типа умеют увлекать людей, склонны к планомерным действиям. Присутствуют лидерские черты, оптимистичность, активность, легкость в принятии решений, общительность, демонстративность. Направленность на себя, свою систему ценностей и убеждений, приверженность данным ценностям. Умение ситуационно и спонтанно реагировать в нестандартных ситуациях, умение быть собой, принятие себя, несмотря на свои слабости и недостатки, выраженность творческой направленности личности.

Вышеуказанные характеристики способствуют эффективной деятельности в сферах, где необходимы умения убеждения, отстаивания чьи-то интересов, необходимость принятия решений. Наиболее подходящими структурами будут являться: Отдел потребительского рынка и услуг, Комитет по управлению имуществом, Отдел по учету и распределению жилой площади, Департамент по промышленной политике, предпринимательству, связи и информатики, Комитет по делам семьи. Наиболее подходящими должностями для максимального проявления имеющихся личностных черт и способностей будут являться: начальник отдела, генеральный директор, главный уполномоченный отделения.

Третий тип муниципального служащего: «исполнитель» имеет следующие характерологические особенности: проявление сверхконтроля, конформность, исполнительность, догматичность, приверженность устоявшимся принципам, высоконравственный образ жизни. Отсутствие спонтанности, непосредственности поведения, конформизм, низкая поисковая активность, неуверенность, неумение быстро принимать решения, низкая воля реализации желаний.

Наличие высокой степени конструктивности взглядов на природу мужественности / женственности, а также способности личности быть целостной, как в профессиональном, так и в личностном плане. Характерно умение целостного видения проблемной ситуации.

Совокупность данных личностных особенностей указывает на возможность осуществления успешной профессиональной деятельности на таких должностях как: ведущий специалист, главный специалист. Наиболее подходящими будут такие отделы структурных подразделений администрации как: аналитический, отдел кадров, общий отдел, бухгалтерия и другие. Наиболее подходящими будут являться следующие структурные подразделения: Департамент экономики и финансов, Отдел социально-экономических программ и прогнозирования, Управление кадров и муниципальной службы.

Четвертый тип муниципального служащего «нарцистический» имеет следующие характерологические особенности: нарцистическая личность, манерность поведения, наличие мужественных черт (у женского пола), независимость, стремление к экспансии. В поведении проявляется холодный индивидуализм, любовь к тем, кто перед ними преклоняется, индивидуальность, самостоятельность в принятии решений. Умение строить перспективные планы в настоящем с учетом прошлых событий и взглядом в будущее, высокая способность ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам. Наличие конструктивности взглядов на природу мужественности и женственности человека. Отсутствие жесткой приверженности устоявшимся принципам и догмам, низкая способность вчувствоваться и понимать состояние другого человека, неумение утверждать себя за счет своих собственных усилий и достоинств, неумение принимать какие-либо проявления агрессии других людей, отсутствие стремления к установлению близких, доверительных отношений с окружающими людьми, низкое стремление к познанию чего-либо нового.

Данный тип наиболее комфортно будет себя ощущать, занимая такие должности как: начальник, руководитель аппарата, глава администрации и т.п. Наиболее подходящие структурные подразделения: Администрация города, Департамент по промышленной политике, предпринимательству, связи и информатике, Департамент строительства и архитектуры, Департамент экономики и финансов.

Пятый тип муниципального служащего называется «активно-инфантильный» и имеет следующие характерологические особенности: независимость, стремление к экспансии, самостоятельность и легкость в принятии решения, гипертимный тип личности, бесцеремонность, снисходительное отношение к недостаткам других людей, инфантилизм, любовь к новому. Высокая степень конструктивности взгляда на природу мужественности и женственности, а также выраженности творческой направленности личности.

По данной характеристики можно предположить, что наиболее эффективным будет осуществление профессиональной деятельности данного типа в таких подразделениях как: Комитет по физической культуре и спорту, Комитет по делам молодежи и т.п. Желательные должности: главный специалист, заместитель начальника и т.п.

Краткая характеристика выявленных нами типов и рекомендации по желательному трудоустройству и распределению персонала на муниципальную службу по нашему мнению должно максимально способствовать достижению эффективности выполнения профессиональной деятельности. Использование предложенного комплекса методик и разработанных нами практических рекомендаций в кадровых службах администраций города Самары будет способствовать более качественному подбору персонала и продвижению по карьерной лестнице на муниципальных должностях.

Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование показало наличие специфических личностных особенностей муниципальных служащих, обуславливающих содержание их профессиональной компетентности.

Изучение и выявление психологических особенностей профессиональной компетентности позволило выделить существующие профессиональные типы муниципальных служащих. Наличие данных типов обусловлено спецификой и условиями профессиональной деятельности, способствующих формированию и видоизменению личностных особенностей, первоначально имеющихся у представителей органов муниципальной власти.

Таким образом, диагностика по предложенным нами методикам и выявление степени выраженности тех или иных личностных черт позволяет относить каждого из представителей муниципальной службы к определенному типу.

Описанные нами особенности каждого из профессиональных типов, их специфика и отличительные черты, способствуют прогнозированию желательных должностей и структурных подразделений администраций города, что непосредственно влияет на успешность выполнения профессиональной деятельности на муниципальной службе.

Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, были оформлены в виде практических рекомендаций для кадровых служб администраций города Самары, с целью подбора персонала на муниципальные должности.




Заключение


В ходе нашего исследования был проведен теоретический анализ проблемы профессиональной компетентности в литературе. Рассмотрены подходы смежных с психологией наук, зарубежных и отечественных психологов. Выделена методологическая основа нашего исследования и сформулировано свое понимание профессиональной компетентности муниципальных служащих.

Под профессиональной компетентностью муниципальных служащих мы будем понимать интегральное личностное образование, включающее в себя профессионально-важные знания, умения и включающее в себя специфичные компетентности относительно выполняемой деятельности.

Выявлены основные психологические составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих. Содержание профессиональной компетентности обуславливается спецификой и условиями выполнения профессиональной деятельности. Проанализировав содержание деятельности на муниципальной службе в качестве основных психологических составляющих мы выделяем: синергичность, гибкость поведения, креативность, ориентация во времени, сензитивность, самопринятие, поддержка, ценностные ориентации и личностный адаптационный потенциал.

Подобран диагностический инструментарий для исследования психологических особенностей профессиональной компетентности муниципальных служащих. Выбранные нами диагностические методики позволяют выявлять выраженность основных базовых свойств личности, образующих профиль муниципального служащего, выявлять степень развития основных составляющих профессиональной компетентности и уровень развития личностного адаптационного потенциала.

На основании исследования основных психологических особенностей профессиональной компетентности была выявлена профессиональная типология муниципальных служащих. Полученная типология включает в себя пять основных типов (генератор идей, исполнитель, рационализатор, нарцистический, активно-инфантильный), на каждый из которых составлена социально-психологическая характеристика, отражающая особенности каждого из типов.

По результатам исследования разработаны практические рекомендации для кадровых служб различных структурных подразделений города Самары по отбору персонала. Рекомендации позволяют прогнозировать успешность выполнения своей профессиональной деятельности и качественно осуществлять подбор кадров.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: на основании психологических особенностей профессиональной компетентности была разработана типология муниципальных служащих.

Новизна нашего исследования заключается в разработке основных составляющих профессиональной компетентности муниципальных служащих, выявлении основных личностных типов и составлении их социально-психологических характеристик, отражающих особенность каждого.

Таким образом, поставленные в дипломном исследовании задачи решены полностью, цели нашего исследования достигнуты: проведен теоретический анализ литературы, направленный на изучение понятия профессиональной компетентности муниципальных служащих. На основе анализа различных психологических источников нами были выделены основные составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих. Стержневой основой содержания профессиональной компетентности являются такие личностные особенности как: синергичность, гибкость поведения, креативность, ориентация во времени, сензитивность, самопринятие, поддержка, ценностные ориентации, личностный адаптационный потенциал.

Но проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы исследования содержания профессиональной компетентности муниципальных служащих, хотя сделано основное – акцентировано внимание на значимости личностных особенностей в профессиональной деятельности муниципальных служащих.

Созданные в дипломном исследовании теоретическая и экспериментальная базы позволяет продолжить исследование в этой области. Таким образом, что перспективой исследования этой проблематикой будет являться комплексное изучение профессиональной компетентности включающей в себя когнитивный, социальный, коммуникативный и другие, не рассматриваемые в нашей работе компоненты. Также перспективным является проведение работы по составлению тренинговой программы, направленной на повышения уровня развитости основных составляющих профессиональной компетентности муниципальных служащих.




Список литературы


1.           Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие»)

2.           Акмеология: Учебник / Под общ ред А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650 с.

3.           Анастази А. Психологическое тестирование. – В 2х т. – М.: Педагогика, 1982. – 524 с.

4.           Анискин Ю.П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. – М.: РМАТ, 1997. – 158 с.

5.           Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. – 453 с.

6.           Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 528 с.: (Серия «Мастера психологии»)

7.           Васильев А.В. Местное самоуправление: опыт, проблемы и перспективы. М.: Граница, 2002. – 426 с.

8.           Веселков А.Ф. К вопросу о надежности результатов оценочных процедур и эффективности их использования / Журнал прикладной психологии, 2001, №3. – с. 3–8

9.           Гневко В. Чиновники нового типа // Муниципальная власть. – 1999. – №6. – с. 75–77

10.      Деркач А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1–5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. – М.: РАГС, 2000. – 536 с.

11.      Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: Учебное пособие. М. Издательство РАГС, 2000. – 124 с.

12.      Джонсон Д.У. Тренинг Общения и развития: Пер. с англ. – М.: Изд-ая группа «Прогресс», 2001. – 248 с.

13.      Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. – 123 с.

14.      Зимняя И.А. Ключевые концепции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – с. 34–42

15.      Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург; Деловая книга, 2003. – 336 с.

16.      Ибрагимов Х. Институциональная организация компетенции местного самоуправления // Муниципальная власть. – 2002. – №2. – с. 23–30

17.      Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта // Вестник Московского Университета. Сер. Психология. – 2000. – №2. – с. 16–26

18.      Йеннекс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики: Теория и практика. Учебное пособие повышения квалификации менеджеров. Минск, 1992. – 135 с.

19.      Калаченко Л. Требуются профессионалы. Муниципальная служба: состояние, пути развития кадрового потенциала. Муниципальная власть. 2002, №2. – с. 40–42

20.      Калиниченко Л.А. Организация муниципальной службы. Саратов, 1998 – 324 с.

21.      Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 584 с.

22.      Когнитивная психология / Х. Гейвин. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.: ил. – (Серия «Концентрированная психология»)

23.      Компетенция органов местного самоуправления. Часть 2.: Сост. Щепочев В.А., под. ред. Донковцева Г.П. Оренбург: Оренбургское книжное издательство. – 2000. – 353 с.

24.      Краткий психологический словарь, Издание второе, расширенное, исправленное и дополненное. Под общ ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ред-сост Л.А. Карпенко. – Ростов-на-Дону, «ФЕНИКС», 1998. – 256 с.

25.      Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. – 305 с.

26.      Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учеб. пособие / Под ред. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 192 с.

27.      Маркова А.К. Психология профессионализма. – МГФ «Знание». М, 1996. – 308 с.

28.      Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие для слушателей ИПК, преподавателей пед дисциплин ун-тов и пед ин-тов, – М.: Просвещение, 1985. – 319 с., ил.

29.      Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1995. – 254 с.

30.      Местное самоуправление. Учебное и научно – практическое пособие / В.И. Васильев. – М.: 1999. – 453 с.

31.      Муниципальный менеджмент: Справочное пособие/ Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 718 с.

32.      Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.М. Никитина. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, Закон и право, 2000. – 439 с.

33.      Муниципальное управление: профессиональное развитие персонала / А.К. Коньков, B.C. Нечипоренко, Б.Т. Пономаренко и др. – М.: Логос, 2001. – 60 с.

34.      Настольная книга консультанта по проблемам местного самоуправления / Под.общ. ред С. Юрковой, У. Пюндта, Э. Маркварта, М-СПб.: Общество «Знание». – Санкт-Петербург и Ленинградская область, 2000. – 356 с.

35.      Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред чл-корр АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз, 1986. – 797 с.

36.      Орехов Д.В. «К лидерству в бизнесе через развитие компетентности» // Управление персоналом №3 (80) 2003 г. с. 48


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.