РУБРИКИ

Психология как научная дисциплина

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Психология как научная дисциплина

Психология как научная дисциплина

1. Понятие о личности. Теории личности в зарубежной психологии


Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

-определяемая включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

-это совокупность общественных отношений (Маркс)

Г. Олпорт – Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида.

Личность – это динамическая организация тех психофизиологичских систем внутри индивида, которая определяет характерное для него поведение и мышление.

При рассмотрении личности выделяют различные ее аспекты:

- мотивация

- самосознание

- интеллектуальные способности

- эмоциональную сферу

- внешние проявления (поступки, действия)

-норма-патология

Кеттел. Личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенны образом в разных ситуациях и в разное время. Структура личности – набор черт. А) Поверхностные черты – исходные черты. Поверхностные: совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве (неспособность сосредоточится + нерешительность + беспокойство = невротизм). Исходные: основополагающие структуры, определяющие постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Это более глубокий уровень личности. Б) Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой (это два подтипа исходных черт). Конституциональные – развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума (наркомания – раздражительность). Средовые – обусловлены влияниями социального и физического окружений (результат научения). В) Способность, темперамент и динамические черты. Это модальности исходных черт. Способности – умения человека, темперамент – эмоциональные и стилистические качества поведения, динамические – мотивационные элементы поведения. Г) Общие и уникальные черты. Общая – присутствует в различной степени у всех представителей данной культуры (но организация общих черт в личности всегда уникальна). Уникальная – у одного или нескольких. Черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях.Айзенк. Элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют суперчерты, которые состоят из черт. Черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые формируются из множества специфическх реакций. Специфическая реакция – улыбка при встрече. Если это происходит всякий раз – привычная реакция. Интроверсия-экстроверсия нейротизм-стабилбность. Это суперчерты (типы). (общительность – экстраверсия). Олпорт Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума. Это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которая определяет характерное для него поведение и мышление. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

8 критериев определения черты личности:

1. Это не только номинальное образование, это жизненно важная часть существования любого человека.

 2. являются более обобщенным качеством, чем привычка.

3. являются движущим или определяющим элементом поведения (побуждают);

4. существование ч.л. можно определить эмпирически (наблюдение, изучение биографии).

5. ч.л. лишь относительно независимы от остальных черт. Не существкует резкой границы, отделяющ.одну черту от другой. Они перекрывают друг друга.

6.не являются синонимом моральной ил соц.оценки.

7. можно рассматривать либо в контексте личности, у кот. Она обнаружена, либо по ее распрострненности в обществе.

8. то, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой, не является доказательством отсутствия данной черты.

Общие черты (измеряемые) вкл. в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Члены определенной культуры испытывают на себе схожие эволюционные и социальные воздействия и следовательно, у них развиваются по определению сравниваемые модели адаптации (умение пользоваться языком). Индивидуальные черты (морфологические) – характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Личность можно описать адекватно путем измерения ее индивидуальных черт. Индивидуальные черты - индивидуальные диспозиции. Общие черты - черты личности. 3 типа диспозиций: кардинальные – все поступки человека можно свести к ее влиянию. Очень немногие люди обладают ей (Дон Жуан, Жанна Дарк) Центральные - строительные блоки индивидуальности (пунктуальность, внимательность, ответственность). Их могут легко обнаружить окружающие. Вторичные – менее заметные, менее обощенные, менее устойчивые, менее пригодные для характеристики личности. (предпочтения в еде, установки).

Фрейд 3. уровня в психической жизни: сознание, пресознательное, бессознательное. Сознание состоит из ощущений, переживаний, которые осознаются в данный момент. Предсознательное – весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание. Предсознательное наводит мосты сознания с бессознательным.

Юнг. Личность состоит из трех взаимодействующих структур: эго, личное бессознательное, коллективное бессозн. Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации. Архетипы: персона – наше публичное лицо, множество проигрываемых нами ролей. Она для других и скрывает истинную сущность. Тень – темная, дурная и животная сторона личности. Но это и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция Эго направить в нужное русло энергию тени. Анима и анимус- человек существо по своей природе бисексуальное (развитие плода, гормоны, маскульнность и феминность - в одном человеке). Феминный архетип в мужчине - анима, маскулинный в женщине - анимус. Эти архетипы являются не только причиной наличия у человека, психологических характеристик противоположного пола, но и влияют на понимание между мужчинами и женщинами. Самость – сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные. Адлер. Принципы теории: А) чувство неполноценности и компенсация. Б) Стремление к превосходству – потребность возвысится от несовершенства к совершенству. Это стремление врождено, мы никогда от него не избавимся, это сама жизнь. В) Стиль жизни – уникальный способ для индивида к адаптации к жизни, в плане поставленных целей. Г) Социальный интерес – социальное чувство, чувство общности. Предпосылки его врождены. Но они должны проявится. Особый вклад делает мать (направление и поощрение). От развитости социального интереса зависит психическое здоровье. Д)Творческое Я – источник активности человека, люди сами ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Е) Порядок рождения Ж) Фикционный финализм

К.Хорни. Вместо зависти к пенису - недостаток доверия и сверзначимость отношений любви. У ребенка не чувствующего безопасности развив. различные стратегии поведения, для совладания с чувством изоляции и беспомощности. А) стать враждебным. Б) стать сверхпослушным В) у него может развиться нереалистический идеализированный образ себя. Г) стремиться вызывать жалость. Фромм. Личность - сумма врожденных и приобретенных псих. св-в, характериз. индивида и определяющих его уникальность.В отличии от животных человек лишен изначальной связи с природой- к нас нет мощных инстинктов, позволяющих адаптироваться к постоянно меняющемуся миру, однако мы можем мыслить, оказавшись в состоянии человеческой дилеммы Гуманистическая психология. Маслоу. В качестве центральной характеристики личности выделяет иерархию уровней потребностей. Роджерс. 1. Основополагающее утверждение в всех трудах Р. утверждение о том, что человек познает себя наблюдая и оценивая свой опыт. По Р. я это не конечное образование, а процесс. Исходя из этого Р. строит свою теорию о том, что люди не просто способны к личностному росту, а это является для них преобладающей тенденцией. 2. Я--идеальное - набор представлений, качеств, которыми индивид очень хотел бы обладать или то образ, которому он хотел бы соответствовать. Если между Я-реальным и Я-идеальным разрыв, то человек неудовлетворен. 3. Тенденция к самоактуализации 4. Соответствие и несоответствие - Р. не делит людей на больных и здоровых и т.п. Он говорит о способности воспринимать свою реальную ситуацию - конгруэнтность. Маленькие дети - пример конгруэнтности. 5. Полноценно функционирующая личность : а) открытость переживаниям; б) проживание в настоящий момент; в) вера во внутренние побуждения и интуитивную оценку. Дж.Роттер Социальное поведение можно описать с помощью след.понятий: 1. поведенческий потенциал – каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни; 2. на поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения в определенной ситуации. 3. на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека. 4. на поведение человека влияет его локус контроля: экстерналы переносят ответственнсть на других людей или обстоятельства. Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события. Поведенческие реакции: 1. направленные на достижение успеха; 2. реакции приспособления, адаптации; 3. защитные повеенческие реакции; 4. техники избегания; 5. агрессивные поведенческие реакции. люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей: Экстерналы,Интерналы –

 Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия - это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях. Эта точка зрения крайне отличается от подхода Скиннера, который ограничивает объяснение поведения человека до двухфакторной односторонней модели, в которой внешние события служат единственной причиной поведения. В отличие от Скиннера, который почти всегда рассматривал научение посредством прямого опыта, Бандура делает основной акцент на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения. Действительно, наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.


2. Теории личности в отечественной психологии. Концепция личности как субъекта жизнедеятельности. Соотношение понятий "индивид", "личность", "индивидуальность"

В изучении структуры личности главной характеристикой является – направленность. Рубинштейн – динамическая тенденция; Леонтьев – смыслообразующий мотив; Мясищев – доминирующее отношение; Ананьев – основная жизненная направленность. Направленность – емкая описательная характеристика структуры личности.

А.Н.Леонтьев. Параметры (основания) личности: 1. Богатство связей индивида с миром; 2. Степень иерархизированости дечтельностей, их мотивов. Иерархии мотивов образуют относительно самостоятельные единицы жизни; 3. Общий тип строения личности.

Структура личности – относительно устойчивая конфигурация главных, внутри себя иерархизированных мотивационных линий. Многообразные отношения, в которые человек вступает, к действительности, порождают конфликты, которые при определенных условиях фиксируются и входят в структуру личности. Структура личности не сводится не к богатству связей человека с миром, ни к степени их иерархизованности; ее характеристика лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними. Психологические подструктуры личности – темперамент, потребности, влечения, эмоциональные переживания, интересы, установки, навыки, привычки – одни в виде условий, другие в сменах своего места в личности, в порождениях и трансформациях. Двойственная структура личности: 1. Социально-типические проявления личности – это системные социальные качества первого порядка; 2. Личностно-смысловые проявления личности – это системно-специфические интегративные социальные качества второго порядка. Личностно-смысловые проявления личности представляют собой специфически преобразованную в процессе деятельности форму социальные качества в индивидуальной жизни личности. Системно-социальные качества выражают общую тенденцию развивающейся личности к сохранению, системно-специфические личностно-смысловые качества представляют ее тенденцию к изменению. К поиску путей ее дальнейшего развития, в полном неожиданностей мире.

Рубинштейн. При объяснении любых псих. явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через кот. и преломляются все внешние воздействия. История обуславливающая структуру личности вкл. в себя и эвлолюцию живых сущ-в, историю человечества и личную историю. Свойства личности не сводятся к индивидуальным сопосбнстям. Личность тем значительнее, чем в индивидуальном преломлении представленно всеобщее. Дистанция отделяющая историческую личность от обычной определяется не св-вами, а значительностью общ-истор. сил, носителем которых она является. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носиетль этих отношений. Психическое содержание личности не только мотивы сознател. деятельности, оно вкл. в себя многообразие неоснанных тенденций-побуждений. Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта связан с овладением собственным телом и произвольнвми движени. Дальше - начало ходьбы. И здесь ребенок начинает понимать, что он реально выделяется из окруж. среды. Другое важное звено - развитие речи.

Мясищев. Личность - высшее интегральное понятие. Она характеризуется как система отношений человека к окруж. действительности. Самое главное, что определяет л - ее отношение к людям. Первый компонент характеристики личности образует доминирующие отношения личности. Второй - психический уровень (желания, достижения). Здесь снова соприкасаются психолог. и соц. аспекты, которые полностью не совпадают. Уровень развития и избирательная направленнось характеризуют отношение л. Третий - динамика р-ций л. или то, что назыв. тип ВНД, темпераментом. Четвертый - взаимосвязь основных компонентов, общая структура личности.

Мерлин. Концепция интегральной индивидуальности. Интегр.инд-ть – особый, выражающий индивидуальное своеобразие, характер связи между всеми свойствами человека. Выделяет несколько уровней системы интегральной индивидуальности: 1. Система индивидуальных свойств организма: биохимических, нейродинамических свойств человека, общесоматических. 2. Система индивидуальных психических свойств: система психодинамических свойств: темперамента, психич.св-в личности. 3. система социально-психологических индивидуальных свойств: соц.роли в соц. группах, в соц-исторических обществах.

Платонов Рассматривает ряд основных подструктур личности, выделение этих подструктур опред-ся след.критериями: 1.соотношение биологического и социального, врожденного, но не обязательно наследственного, и приобретенного; 2. каждая подструктура имеет свой особый и основной вид формирования. 3. существует иерархическая зависимость между подструктурами.

4. Социально обусловленная структура личности (подструктура направленности личности). Формируется путем воспитания. Элементы или черты личности, которые входят в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков. Направленность личности – это влечения, желания, интересы. Склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности личности проявляются отношения, моральные качества личности и различные формы потребности.

3. Подструктура опыта: знания, умения. Навыки, привычки, которые приобретены в личном опыте путем обучения.

2. Подструктура индивидуальных особенностей психического процесса: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятии, чувств, воли. Формируется путем упражнения.

1. Биологически обусловленная подструктура: формируется путем тренировки: тип нерв.сист., физиол.особен., половая структура.

+ подструктура характера и способностей.

Петоровский Попытку выявить специфическое содержание понятия личности предпринял А.В. Петровский, сформулировав "принцип отраженной субъектности". Личность, с его точки зрения, выступает как идеальная представленность индивида в других людях, как его "инобытие" в них (и в себе самом как "другом"), как его персонализация. Гипотеза А.В. Петровского: личность формируется в группах, иерархически расположенных на ступенях онтогенеза; характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Но сами по себе группы и коллективы могут и не образовывать иерархии, способствующей развитию личности. Отношения личности и коллектива сложны и противоречивы.

Прежде всего, личность, по мнению А.В. Петровского, - это качество индивида, тем самым утверждая единство индивида и личности и одновременно отрицая тождество этих понятий.

Межличностные связи, формирующие личность, внешне выступают в форме общения, или субъект-субъектного отношения, существующего наряду с субъект-объектным отношением, характерным для предметной деятельности. В свою очередь то, что внешне выглядит как прямой акт предметной деятельности индивида, на самом деле является актом опосредствованным, причем опосредствующим звеном для личности является уже не объект деятельности, не ее предметный смысл, а личность другого человека как соучастника деятельности, выступающая как бы преломляющим устройством, через которое он может лучше воспринять, понять, почувствовать объект деятельности.

Следовательно, личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Эти межличностные связи проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.

Соотношение понятий:

Наиболее общим понятием является понятие "человек" - биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, ВПФ, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти способности и свойства не передаются по наследству, а формируются прижизненно. Поскольку сознание, речь и т.д. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие "индивид" - как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие "личность" - как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия). Личность не только объект общественных отношений, но преломляет социальные воздействия, преобразует, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Эти внутренние условия представляют собой сплав наследственно-биологических свойств и социально-обусловленных качеств, которые сформировались под влиянием предшествующих социальных воздействий. По мере формирования личности внутренние условия становятся более глубокими, в результате одно и то же внешнее воздействие может оказывать на разных людей разное влияние. Личность – не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность – понятие социальное. Не является врожденной, но возникает в результате культурного и социального развития.

Личность – не только целеустремленная, но и самоорганизующаяся система. Быть личностью – значит осуществлять выбор, возникающий в силу внутренней необходимости, оценивать последствия принятого решения, строить самого себя и других. Особенная и непохожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств характеризуется понятием "индивидуальность". Инд-ть выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Мотивация, темперамент, способности, характер – основные параметры индивидуальности.

Биологическое и социальное:

1.                 есть теории, в которых главная роль отдана среде, ситуации или обществу в развитии личности

2.                 Концепции наследственности. Объясняют развитие личности врожденными задатками, конституцией и генотипом.

3.                 Концепция взаимодействия 1 и 2. нельзя рассматривать человека без генофонда и соц.среды.

Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических особенностей человека. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Выготский: личность есть понятие социальное, и оно охватывает надприродное, историческое в человеке.


3. Самосознание личности. Образ "Я" как основа самосознания. Я-концепция личности. Личностная и социальная идентичность

Cамосознание – относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими людьми и свое отношение к себе. В литературе самосознание рассматривается как особый феномен личнсти, одну из высших психических функций (Выгодский). Самосознание – это отражение себя в своем сознании, знание о себе, переживание своей индивидуальной неповторимости. Компоненты самосознания: самопознание, самооценка, саморегуляция. Самопознане в отечественной психологии определяется как познавательный процесс, объектом которого является сам субъект. В ходе этого процесса в сознании субъекта отражаются собствееные свойства и качества. 2 уровня самопознания: 1. сопоставление Я и другого человека за счет внутренних приемов самопознания, самовосприятия и самонаблюдения. 2. аутокоммуникация. Человек оперирует уже сформировавшимися знаниями о себе за счет самоанализа и самоосмысления. Я –концепция – важный фактор детерминации поведения человека, такое внутриличностное образование, которое во многом определяет его направление деятельности, поведение сит.выбора, контактах. Я-концепция способствует достижению внутренней согласованности личности, является источником ожиданий и определяет интерпретацию опыта. С помощью Я-концепции человек способен определить соответствие своего Я требованиям, которые предъявляет ему выбранная профессия. До сих пор не существует универсального определения Я-концепции. Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженное с их оценкой. Описательную сотавляющую Я – концепции называют образом Я.Образ Я вписывается в структуру личности. Выступает как установка по отношению к себе самому. Как всякая установка, включает 3 компонента: 1. когнитивный – представление о своих способностях, внешности, социальной значимости.2.Эмоционально-оценочный компонент – самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.3. поведенческий – стремление быть понятым, завоевать симпатии, уважение товарищей и учителей, повысить свой статус, уклониться от оценки или критики и т.д. Образ Я – и предпосылка и следствие социального взаимодействия. Есть много образов Я, это не статическое, а динамическое образование."Реальное Я" "Идеальное Я", "Фантастическое Я" - Степень адекватности "Я-образа" выясняется при изучении самооценки. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С ее помощью происходит регуляция поведения. Это наиболее поверхностное самоотношение. Положительное или отрицательное отношение к себе.Оценки своего Я есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Главная функция самоотношения – сигнализация о степени благополучия человека, его отнош.с миром. Эриксон Психосоциальная концепция развития личности.Ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я". Формирование эгоидентичности – процесс, который включает ряд стадий развития личности. 1. Младенчество. Гл.роль – мать, кормит, одевает, следовательно формируется базовое доверие к миру. 2. Стадия раннего детства – формирование автономии и независимости. Ребенок начинает ходить, общество приучает ребенка к аккуратности. 3. В возрасте 3-5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, так как он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре. Может сформир. чувство вины. 4. В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, он верит в свои силы, уверен, спокоен, но неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, потери интереса к учебе. 5. В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Доверие, уверенность, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое "Я". В противном случае регрессия. 6 .На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, интимности с определенными людьми. Однако если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество. 7. центральная стадия – взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей: они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях. 8. После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознает свое "Я" в духовных раздумьях о прожитых годах. Если принятия себя не произошло, то человек чувствует разочарование. Чувствует, что жизнь прошла зря. Психодиагностика самосознания направлена на выявление его продукта (Я-концеции). В области ПД самосознания используют следующие классы методик: стандартизированные самоотчеты, нестандартизированные самоотчеты, идеографические методики, проективные методики. Стандартизированные самоотчеты: К ним относятся. Прежде всего, тесты-опросники, состоящие из утверждений, касающихся отношения испытуемого к самому себе в различных жизненных сферах; чувств, мыслей относительно тех или иных событий в жизни студента; поведенческих проявлений; взаимоотношения с другими людьми. Разновидности: 1. контрольные списки (Контрольный список прилагательных Г.Коха)Характеризует краткость пунктов. 24 шкалы. 15 – соответствуют потребностям Мюррея, 9 – получены эмпирически. Предусматривает измерение глобального самотношения. На рус. языке подобный список – Личностный семантиченский дифференциал Шмелева. Достоинства: простота применения и обработки. Недостатки: - навязывает субъекту оценку по параметрам, которые, возможно, не являются его Я-концепцией; достигается вынесение категорических суждений относительно значимых для субъекта личностных параметров на внутреннее сопротивление. 2. Шкальная техника (семантический дифференциал Осгуда) Нестандартизированные самоотчеты: диагностир-ся разверноутое самоотношение, в кот. так или иначе проявляется Я-концепция. Тест 20 утверждений Куна.Идеографические методики: основаны на использовании психосемантических закономерностей, анализе индивидуальных матриц, при кот. Пространство самоописания и его содержательные оси не задаются априорно, на основе усредненых данных, а выявляются у конкретного испытуемого. Результаты интерпретируются не путем соотнесения с нормой, а относительно других характеристик самого субъекта. Пример репертуарные решетки Келли.Проективные методики: проектив.показатели используются для анализа аспектов отношения, ускользающих при анализе прямого самоотчета: бессознательные компоненты самоотношения, нежелательная самооценка. Пример: ТАТ, Рис.человека Маховера. Рефрактивные техники – процедуры, в кот.люди производят оценку каких-то своих атрибутов, не осознавая, что они оценивают себя (методика управляемой проекции – испытуемому предъявляют его собственный словесный портрет под именем портрета другого лица, а также портрет его вымышленной противоположности.)Методы измерения локуса контроля: Локус контроля – интегральная характеристика самосознания, связывающая чувство ответственности, готовность к активности и переживание Я. Локализация контроля на значимые для себя события (экстернальный, интернальный).Шкала Роттера. В отечественной психологии: оригинальная шкала Роттера УСК (уровни субъективного контроля) – Бажин, Голынкина, Эткинд. ОСЛК (опросник субъективной локализации контроля Пантелеев, Столин. Опросник включает пункты,, соответствующие нек.сферам:академическое признание, соц.уважание, межличностные отношения, аффектогенные ситуации, доминирование, соц-полит.активность и общее мировоззрение. Окончательная форма – 29 позиций из 2-х противоположных суждений: 1 для интерналов, др.для экстерналов. Достоинства и недостатки методик ПД: Стандарт. самоотчеты: + обеспечивают сопоставимость результатов, независимость от оыта экспериментатора, количественный подход.- апеллируют более осознанным аспектом самоотношения, потенциально подвержены влиянию стратегии самопрезентации, ограничивают испытуемого заданными рамками подобранных утверждений.Нестандарт. самоотчеты: + самоотношение, выраженное языком субъекта, снимают ограничение испытуемого заранее заданными рамками подобраггых утверждений.- более трудоемки и трудны для количественной обработки, более подвержены влиянию лингвистических способностей испытуемого, стратеги самопрезентации.Идеографические методы: + пространство самоописания на языке испытуемого- проблема дифференцированной системы диагностических заключений, их обоснованность.Проективные методы: + устраняют прямые влияния стратегии самопрезентации- отсутсвие простых и валидных критериев сопоставления проективных показателей самоотношения, необходимость доказательства, что проективная продукция относится к самоотношению, а не к иным психологическим характеристикам. Шкала Я-концепции Теннеси Фрмы: консультативная и клиническая формы. Предназначены для подростков старше 11 лет и взрослых. Шкалы: по строкам – самокритичность, самоудовлетворенность, поведение По столбцам: - физическое Я, моральное Я, личностное Я, семейное Я, социальное Я. + шкала лжи. Выявление глобального самоотношения и специфич. форм самоотношения к себе, своему телу, к себе как члену семьи. Используется 5-тишаговая шкала ответов от полностью согласен до абсолютно не согласен. Обработка: расчет показателей для строк и столбцов (8 индексов теста), графическое отображение результатов, вычисление доп.2 индекса. Тест 20 утверждений на самоотношение Формы 1. Теоретическое основание: теоретическое представление о личностном Я как об интериоризации индивидуальной позиции в соц.системе. Т.к. Я-концепция так или иначе проявляется в любом развернутом самоописании, появляется возможность применить к некоторой совокупности текстов процедуру контент-анализа. Шкалы: объективные и субъективные соц.роли.


4. Источники, движущие силы и закономерности психического развития


Выготский: психическое развитие относится к непреформирующему способу развития, т.е. не определен ни результат, ни стадии. Преформирующий – с самого начала определен и задан конечный результат и стадии. Псих. развитие – особый процесс внутри непроформ. типа, т.к. существует детерминанта, к-я задаёт конечный результат и стадии. Это уровень развития общества на конкретном этапе. Процесс развития индивидума является предсказуемым и определяется уровнем развития общества и протекает в форме усвоения культуры. Спорный момент: 1)уникальность или нормативность каждого конкретного индивида (т.к. если нормативно, то необходимо построить уникальную модель развития и возможность управлять им, ориентируясь на эту модель); 2) дискретность и непрерывность. Движущие силы – факторы, к-е определяют псих. развитие, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют его в нужное русло. 4 фактора псих. развития: 1) наследственность; 2)среда (совокупность стихийных, случайных факторов); 3) обучение; 4) активность самого индивидума. Роль и значение каждого фактора понимается по-разному. Проблема соотношения наследственности и среды. Существует 4 группы теорий: 1) эволюционная: развитие психики результат созревания или развертывания генетически заложенных возможностей, существующих в виде задатков; 2) революционная: отвергается значение генетических факторов, у любого ч-ка , независимо от природных способностей можно сформировать любые свойства с помощью обучения и воспитания; 3) вероятностная: конечный результат зависит от генотипа, но и от случайного стечения обстоятельств в жизни индивида; 4) функциональная: развитие определяется тем, как та или иная функция используется в жизни индивида. Источники психического развития лежат в процессе усвоения ребёнком опыта человеческих поколений, воплощенного в материальной и духовной культуре общества, на основе овладения многообразными средствами и способами ориентации в среде человеческих отношений и предметной практики. В противоречиях, порождаемых собственной активностью ребёнка во взаимодействии его со взрослыми, заключены движущие силы его развития. Выделяют две основные группы противоречий, обуславливающих динамику развития: 1)Противоречия между новыми потребностями ребёнка и возможностями их удовлетворения; между возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; 2) Противоречия между наличными возможностями ребёнка и всё усложняющимися требованиями деятельности, который ребёнок должен овладеть. Если первая группа противоречий является следствием спонтанного творческого характера развития ребёнка, то вторая группа противоречий исходит из социокультурного творчества общества, которое производит новое содержание и стандарты деятельности. В то же время для анализа процессов онтогенетического развития особо важно то, что по своему строению активность человека может быть качественно различной, причем та или иная её организация складывается не спонтанно или самопроизвольно, а в зависимости от определенных условий. К числу таких условий, необходимых для психического развития, относят общение. Начиная с самых ранних периодов онтогенеза, оно приобретает личностный смысл и предлагает возможность тесного реально-практического взаимодействия ребёнка со взрослым. Качественно иным, чем общение, но не менее необходимым условием развития ребенка, является полноценность его органического субстрата, понимаемая как сохранность нейроанатомических структур и физиологических механизмов мозговой деятельности. Основные подходы: 1) Биогенетический (нативизм). Концепция рекапитуляции. Э. Геккель сформулировал биогенетический з-н в отношении эмбриогенеза: онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Этот з-н был перенесен на процесс онтогенетического развития ребенка. Ст. Холл – ребенок в своём развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Игра ребенка – это необходимое упражнение для полной утраты рудиментарных и теперь уже бесполезных функций; развитие детского рисунка отражает все те стадии, которые проходило изобразительное творчество в истории человечества. 2) Отождествление научения и развития (эмпиризм).Подход к анализу проблем и развития связанных с общими установками бихевиоризма. Большое влияние оказали идеи И. П. Павлова. Понятие развития отождествляется с понятием научения приобретения нового опыта. Индивид рождается с определенной системой условных рефлексов, с помощью внешней среды создаются новые. 3) Концепция конвергенции двух факторов детского развития (Штерн). В. Штерн психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. Не об одной функции, не об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно из вне или изнутри ? Закономерен лишь вопрос: что происходит извне и что изнутри, т.к. в проявлении функции действует всегда и то и другое, только всегда в разных соотношениях. Предпочитал фактор наследственной предопределенности развития – это обеспечивает созревание и актуализацию функций. Среда обеспечивает адаптацию того , что созрело. Основные положения: 1.Каждому человеку присущи врожденные тенденции: к самосохранению и к саморазвитию. Они обеспечивают целостность личности. 2.Существуют различия между задатками и способностями. Задатки –некоторые внутренние предрасположенности, определяемые наследственностью. Они, соприкасаясь со средой, порождают способности. Теория конвергенции рассматривает психическое развитие как процесс, который складывается под влиянием икс-элементов наследственности и игрек-элементов среды. 4) Культурно – историческая концепция развития Выготского. По Л.С.Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Высшие психические функции возникают дважды: первоначально как форма коллективного поведения ребёнка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся индивидуальными функциями самого ребенка. Сформулировал ряд законов психического развития ребёнка: 1. детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. 2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает и меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. 3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития. 4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, а потом они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность, они формируются прижизненно; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших псих. фун-й связано с обучением в широком смысле слова. Специфика детского развития в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, а действию общественно-исторических з-в. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Движущая сила развития – обучение. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. "ЗБР определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а ЗБР характеризует умственное развитие на завтрашний день" (Выготский). 5) Ж. Пиаже. Основной з-н развития – з-н перехода от общей эгоцентричности к интеллектуальной децентрации, более объективной умственной позиции. Развитие психики ребенка связывают с теми структурами интеллекта, которые формируются при жизни благодаря действию ребенка с предметами. Интеллект. адаптивные процессы: ассимиляция – использование готовых свойств среды в свою деятельность; аккомодация – изменение структур поведения (умственных структур.


5. Возрастные периоды развития: младенческий возраст


Психическое развитие в младенческом возрасте (новорожденность и младенчество). Новорожденность. (0 – 2,5 мес.). I-ый кризис. Это переход от существования во внутриутробной гомогенной среде, где все воздействия сглажены к дискретной, воздушной среде. На р-ка обрушиваются другие, более интенсивные ощ-я (это приводит к временной потере веса). С-ма рефлексов: 1) самосохранения (дыхание, кравообращение, пищеварение); 2) защитные (зажмуривание, сужение зрачка); 3) ориентировочные (поворот головы в сторону света, слежение за источником света, поворот головы к источнику прикосновения, открывает рот); 4) рудиментарные (плавательный, хватательный, ползательный (флексорный)) – изчезают в 1 год жизни. Индивид. различия: 1) вялые и активные; 2) напряженные и расследленные; 3) вздрагивают, беспорядочно двигаются – движения упорядочены и ритмичны; 4) стрессоустойчивость. Есть первичные потребности: связанные с функциональным развитием мозга (потребность в новых впечатлениях), потребность в другом человеке. Зрение: следит за ярким светом, привлекают черно-белые объекты с ярко выраженной точкой. Слух: слышит уже в утробе матери. Отличает человеческий голос от других. Вкус, обоняние, тактильные чувства: любит сладкое, не любят соленое, кислое, горькое, отворачивается от неприятных резких запахов. Если его рука на груди матери –активнее сосет. Движения: импульсивные, на 2-м мес. проявляются первые активные произвольные движения. Эмоции: крик сменяется плачем, появляется улыбка, сначала во не, после – как результат ощущения благополучия. Комплекс оживления – "+" реакция на склонившееся над ним лицо. Общается, если уходят – привлекает внимание. Младенчество. (2,5 мес. – 1 г.). Развитие общения: Общ-е начинается с 1 суток жизни. Два аспекта общ.: со взрослыми, со сверстниками. Р-к. пытается привлечь к себе внимание (крик), 3-4 недели - может высовывать язык, подражая взрослым, реагировать на громкие голоса, улыбаться. С 1 мес. начинает гулить. (комплекс оживления), 3-4 мес. - сверстник способен вызывать ориентировочно-исследовательскую активность (в поле зрения). 5-6 мес. - яркие эмоции при встрече со сверстником, 7 мес. - страх чужого лица, который не распространяется на сверстников. 11-12 мес.- в три раза увеличивается кол-во действий, адресованных сверстнику. Пока это потребность в впечатлениях, а не в общ., появляется подражание. Попытки взрослых привлечь внимание одного р-ка к другому вызывает интерес к самому взрослому. Развитие движений и предметных действий: держит голову, переворачивается, сидит, ползает, идет. Этапы: 1) преддействие – водит рукой по одеялу, захватывет рукой кисть другой руки (2,5 – 4,5 мес.); 2) результативные действия – тянеться к предмету, похлопывает, размахивает, перекладывает, толкает, цепные действия (4-7 мес.); соотносящиеся действия – действует с двумя предметами одновременно, соотнося их (7-10 мес.); 4) функционльные действия (10-13 мес.) – действия как способ познания, повторяе, видоизменяет.

Эмоции: 3 мес. - комплекс оживления, различаются огорчения, удовольствия; в 4 мес. - гнев и отвращение; в 5 мес. появляется страх чужого лица; 8-9 мес. – эмоц. реакция на ситуацию, 10 мес. - первые слова ("би-би"), к концу года эм. заражение, характерное для всего года, затухает, возникает способность к сопереживанию. Реакция сосредоточения на неодушевленные предметы. Развитие речи: крик изменяется очень сильно на 1 году, дифференциируется. Выражает органические потребности и субъективное состояние. Подготовительный этап речи. К концу 1-го месяца простые звуки, к 4-6 мес. – гуление, лепет (разговор и пение). К середине 1 года появляется понимание речи (где это?), интонации. С 9 мес. первые слова, к 1 году – 15-20 слов, речь активна. Развитие познават. сферы: Складываются моторыные привычки, закладываются основы м-я. Зрительное восприятие интенсивно развивается. Различает цвета, формы, фигуры. Узнает бутылочку. Зрит. образы не константны (в новом платье маму может не узнать) Вовлекается рука в процесс познания.. Моторная сфера постепенно интегрируется, р-к учитывает направление и расстояние протягивая руку к предмету. Память: 3-4 мес. узнает мать по голосу, 7 мес. – повторяет взрослых – пьет их чашки, стучит по кастрюле, прощаясь, машет рукой. К концу младенчества формируется мыслительная д-ть, которая носит наглядно-действенных характер.


6. Возрастные периоды развития: раннее детство

Раннее детство. (1-3 года). Личностное развитие. Кризис 1-го года. поведение ребенка уже не управляется со стороны внеш. возд-й. Дети действуют под влиянием всплывающих в их памяти образов и представлений "Я". Начинает ходить, исследует вне. мир и себя, появляется СО, уровень притязаний. Эмоции: краткие, бурные, ситуативные. К концу раннего возраста происходит социализация эмоций. Симпатия, сочувствие, чув-во гордости и стыда. Развитие речи: совершенствование понимания речи взрослого, формируется собственная активная речь. Автономная речь: 1) язык взрослых для детей; 2) искажение слова; 3) сам придумывает слова. Начинает обобщать, согласовывать слова в предложения. Общение. После 1,5 г - стремление заинтересовать ровесника собой; после 2 г - способность к обмену активностью (начинает-подражает). К 3 г появляется собственно общение. Общ-е со сверстниками в эмоц. окрашенной игре. Р-ку недостаточно непосредственного эм. контакта со взрослым, ему необходима совместная предметная д-сть.1 г - попытка наладить совместную д-сть через подражание, 2 - общ. как средство для развития творчества. Развитие предметной д-ти: общение со взрослыми – практическое сотрудничество, предметно орудийная д-ть – ведущая в этом возрасте. Предметы: постоянные – ложка кот. едят; полифункциональные – кубики, палочки, дают свободу действий. Развитие игры: сначала отобразительный хар-р, создание игровой ситуации, использование предметов –заместителей. Возникает и развивается роль. Игра состоит уже из нескольких действий. Развитие изобразительной д-ти: сначала – удовольствие от манипуляции с карандашом, далее стадия непреднамеренного рисунка. и только потом – понимание того, что рисует, показывет рисунок, формулирует, что он собирается рисовать. Развитие познавательной сферы: восприятие – остается расплывчатым. Развивается с развитие предметной д-ти. переход от внешне орудийной ориентировки к зрительной, усваивает геометрические фигуры, цвета. Внимание – становиться устойчивым, ззадерживается на предметах, речи, музыке. Носит непроизвольный характер. Объем маленький. Память – образная, вербальная. Развивается долговременная. Основной фактор – частота повторений и активные действия самого ребенка. Воображение – домысливает непонятное, появляется способность к преобразованию образов восприятия. М-е – наглядно-действенный характер. Устанавливает связи путем проб и ошибок. Планиреут действия, прогнозирует рез-т, т.е. возникает наглядно-образное..


7. Возрастные периоды развития: дошкольный и младший школьный возраст

Психическое развитие в дошкольном возрасте. Личностное развитие: Кризис 3-х лет - отдел р-ка от взрослого - предпосылки для возник новой соц сит развития. Р-к сам способен удовлетвор свои потреб и желания и хочет д-ть сам. Потреб участвовать в жизни взрослых, подражать. Взрослый - носить соц. ролей. ПЧ - ребенок хочет активно входить в жизнь, но не может участ в ней, это приводит к развит сюжетно-ролевой игры. Развит мотивац сферы: поступки осознав, есть мотивы (мир взрослых, игровые, познават, соревноват, самоутверждения). Система соподчиненных мотивов (иерархия мотив). Во главе - человеч опосредов мотивы. Опосред образцами п-я взрослых, соц. нормами. Развит самосознания. Накап-ся представ о самом себе, появ СО (завис от взрослого). Сущ роль играет сравн-е себя со сверст. После СО становиться дифференцир (объективн выводы), появ осозн-е себя во времени. Происход осоз-е св соц "я" (S в сист чел отнош), образ-е "внутр позиции", характер в дальнейшем все этапы развит. Развит эмоц. сферы. Эмоции начин играть предвосхищ роль. Появ-е новых интересов, мотивов потреб. Р-к управляет эмоциями. Интенсивное усвоение норм п-я, этических норм. Возник потреб соот-ть нормам(если есть соц контроль). Есть несовпадения м/д оценкой поступка и отнош к герою. Сначала нормы выполн только по требо взрослых. Сюжетно-ролевая игра. Р-к стремится к соц значимой д-ти. Игра-особ форма освоен дейст-ти путем ее моделир(семья, путешествия). Выбор ограничен зн-ми, сюжет опред-ся предметами. Смысл - просто д-я с предметами. После дети планируют сюжет, тему игры. Игра м. длиться неск дней. Выполн роли учит сдерж непосредств побуж-я, поступаться желаниями, показь образец п-я. В сюжетно-ролев игре складыв ролевые и реальные взаимоотнош. Развив воображение, М-е, объяснит речь. После - игра с правилами. Правила стан осознан и необход. После - дидактич и подвиж игры, в кот. р-к осваивает обществ-выработан способы умствен д-ти. П-е стан произвольным благодаря игре. Использ-е предметов заменителей способст развит знаково-символистич функции созн-я.Рис-е и конструир-е вначале связано с игрой. После-обособленное. Типы поведения: (4-6лет): 1)Взаимоотнош, направ на совмест д-сь: а)р-к учится у ровесников, б)сам орг д-ть, но принима предлож, в)авторитарность (направляет и оценивает). 2)Совместные д-я, в кот реализ потреб в самоутвержд. 3)Вз-я, в кот. реализуется потреб в эмпатии. 4)Вз-я, в кот. реализ-я потреб в сотворчестве. Развитие общения. Внеситуативн общение - познават и личностн форма. Появ-ся потреб в уважении взрослого. Формир общ на личност темы, о взаимоотнош. Особ контакта со сверстниками: 1)большая эм. насыщен, свобода, раскованность, 2)нестандартность детских высказ, отсутствие жестких правил, 3)в общ. со сверстниками преоблад инициатив высказыв-я над ответами, 4)д-е, направлен сверстнику, разнообразней, чем адрес взрослому. В 4-6 лет - сотрудничество, конкуренция, соревноват-ть. В общ со взрослыми р-к учиться говорить и делать, слушать и понимать, усваивает зн-я; в общ со сверстниками - выражать себя, управлять др, вступать в отнош. Развитие речи: соверш ее практич употреб-е, речь стан-ся осн перестройки психич. проце, орудием М-я. Сначала речь непонятная, короткая оборванная; после контекстная, надситуативн речь, после - объяснительная. Рифмы, смысл слов. Язык - предмет анализа. Эгоцентрическая речь - промежуточная м/д внеш. и внутр. речью ребенка. Речь становиться орудием М-я, выполняет планирующ функцию, а также обобщающую, коммуникативн., регулирующ., знаковую. Развитие познавательной сферы: восприятие: усвоение сенсорных эталонов (представления о свойствах и отношениях объектов), величина, пространство, время. Ведущее - зрит воспр-е. Память и воображение. Память образная, воображение - воссоздающее, непроиз, формир в игре. Развитие памяти вызывает произвольн запомин и воспроизведение. Внимание:преобладает непроизвольное, овладение произвольным. Повыша объем вн-я, оно устойчиво. М-е: наглядно-образное, реш задач в уме. Склад-ся наглядно-схематическое. М-е-эгоцентрично. После - словесно-логическое М-е. Связано с установ тесных отнош м/д М-ем и речью, знаковая ф-я созн-я. Освоение мыслит. операций: ан-з и синтез, классиф; использ-е речи как ср-ва постановки и реше задач. Психологич хар-ка готовности к обуч в школе. 1)развит познават сферы дошк-ка, интеллект зрелость, развит тонкой моторики руки и сенсомоторн координации. 2)соц. зрелость-стремление быть взрослым: а)развит аффективно-потребностной сферы - соц. мотивы учения, потреб в общ, оценке, познават. мотивация, овладение новыми знаниями; б)произвольность п-я - умение подчинять действие правилу, выполнять по образцу. Психич развит в младшем школьном возрасте. Кризис 7 лет - утрата наивности, непосредственности, манерничание; вызвано обобщением переживаний, реб-к осознает себя S-ом общественных отнош. Развивается самосозн, СО связана с оценкой учителя. Эмоции. Преоблада бодрое настроение, осознание св и понимание чуж эмоций. Происход формир-е нравственных чувств, интеллект, эстетических. Это связано с развитием ЦНС. Скрывают свои страхи. Бывает "школьный невроз". Адаптация к обучению в школе. Трудности: 1)режим, 2)коммуникативные, 3)отношение с учителем, 4)измен семейной обстановки. Уровни: 1)выс - внимателен, усваивает, решает, имеет благоприятный статус, рад школе; 2)сред - понимает, если подробно, усваивает основное, внимателен, если интересно, дружит; 3)низк - отриц. отнош к школе, нездоровье, сниж. настроение, осваивает плохо, нужен контроль, отдых, друзей нет. Успешность адаптации зависит от адекватности СО, семейного статуса и в группе, уровня подгот-ти, отношений с учителем. Развитие общения: 3 линии общения: ре-учитель, ре-взрослый, ре-сверстник. Сравнение учителя и родителя. Взаимоотноше опосредуются успешностью в учебе, статус завис от отноше учителя, особенно в начале, общ со сверстн своего пола. В начальной школе коллектив распадается на м. и д., возникает гр агрессия (д. плаксы, м. драчуны) - типичное проявление дифференциации. В кажд гр свои правила и ритуалы п-я, предатели презираются. Игры-женские и мужские. Половозрастное развитие: мальчики "задираются" не злобно, девочки - "жалуются" демонстративно. Развит познават сферы. Восприятие-слабо дифференцировано, эмоционально, не целенаправленно, путают время и пространство. Вн-е: развитие произвольного, легко отвлекаются, объем низкий, неустойчиво – необходима эмоциональная насыщенность урока. Память-произвольная, запоминается интересное, наглядное, развит самоконтроль, повторение. После развива логическая память, склад-я рацион способы запоминания. М-е: формир понятийное словесно-логическое, конкретное м-е м. приводить к ошибкам, сначала индукция, потом дедукция. Понятийное-функцион признаки предметов, после синтезируют, обобщают признаки. Операции развив от практически действенной (чувственной формы) к умственной. Представления о сохранении количества, массы, объема, веса. Переход к система обуч в школе изменяет ориентировку в окруж. Действит-ти, созда возмож усвоения картины мира. Новообраз: в дошк-ом возрасте - система подчинённых мотивов, готовность к системному обучению в школе; в младш-м школьном - мотив достижения, формирование дост-но зрелой самооц-ки.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.