РУБРИКИ

Различные пути преодоления заниженной самооценки

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Различные пути преодоления заниженной самооценки

*                   подросток не имеет никакого права судить, обсуждать, критически относиться к поведению, к поступкам и личности старшего.

*                   подросток проявляет черную неблагодарность, относясь к старшему критично и явно отрицательно, тогда как старший дал ему жизнь, кормит и одевает его, делает ему подарки, учит и воспитывает  его.

*                   подросток не может быть прав, он либо заблуждается, либо клевещет; созданный им психологический портрет старшего написан предвзято и потому неверен.

*                   если кто-то и является плохим, так это подросток, потому что он еще ... подросток! А старший не может быть таким плохим, потому что он ... старший!

Вот как эмоционально говорит об этом Жутикова Н.В.[56]:

“Младший, в любом возрасте, имеет право “судить”, т.е. иметь и выражать свое отношение к старшему, иметь и выражать свое суждение о нем, свое понимание его действий, поступков, личности. Любой человек, независимо от возраста, может иметь свое отношение и суждение о чем и о ком угодно! Потому что человек без этого не является “человеком мыслящим”. Одна из задач старшего - вызвать у младшего должное нравственное отношение и развить в нем способность к самостоятельному суждению. Мы часто говорим об их неблагодарности. “Неблагодарность”? А за что им нас благодарить? Что мы произвели их на свет? Что вскармливаем, даем одежду и кров? Простите, но животные - на своем уровне - делают то же и не требуют благодарности! Мы слишком многое ставим себе в заслугу, а сами не даем детям того, что требует от нас человеческий уровень. Вместо этого упрекаем их, что причиняют нам хлопоты! Пользуясь своей безнаказанностью, мы оскорбляем их за то, что они младшие, позволяя по отношению к ним то, чего не потерпит ни один взрослый ... Мы  - тот фильтр, через который они воспринимают окружающий мир, мы - ближайшие из него, нас они чувствуют особенно остро. Мы еще хотим, чтобы они были всегда лишь нашей принадлежностью, удобной живой собственностью, легко подчиняемой и обожающей нас. Наша привязанность к ним угнетает их. Наши амбиции требуют, если уж не поклонения нам, то постоянных подтверждений незыблемости нашего авторитета. И мы силой добиваемся этого и никак не можем добиться, потому что подавление, унижение и оскорбление не содержат ничего созидающего. Они ничему хорошему не учат. Но они заразительны и возвращаются к нам в реакциях младших на наше нелепое и нерациональное поведение. Мы губим будущее наших детей - потому, что всего-навсего утверждаемся за их счет. Вот откуда их “неблагодарность”!”

Интересно отметить, что не только негативное отношение родителей разрушительно действует на ребёнка. Фактором, оказывающим большое влияние на формирование заниженной самооценки, согласно Адлеру, является также чрезмерная опека родителей. Например, мать может вести себя напряженно и проявлять нервозность, когда малыш вздумает поговорить с гостями или с посторонними людьми на улице. Она вмешивается в разговор, пытаясь объяснить, что хотел сказать малыш или начинает нервно смеяться, когда ей кажется, что его высказывания звучат глуповато. Если ребенку задают вопрос, она не дает ему открыть рот, стараясь ответить вместо него. Когда он должен провести выходные вне дома, мама предварительно читает ему обширную лекцию о том, как надо себя вести, чтобы не выглядеть глупым. И хотя при этом мать или отец действуют из лучших побуждений, все это однозначно говорит ребенку о том, что его родители не доверяют его способностям, и что его поведение без их указаний выглядит глупо. При чрезмерной опеке страдает в первую очередь чувство компетентности.

Важным для ребёнка является также ощущение себя, безусловно, любимым. Существует огромное множество подсознательных мотивов неудовлетворенности своим ребенком. Иногда его не могут полностью принять потому, что ему не достает привлекательности и обаяния, или потому, что он иногда кажется глуповатым и несообразительным. Возможно, он не такой, как его ожидали, а может, он родился в неудачное время, и его появление вызвало финансовые трудности и раздоры. Может быть, вместо мальчика родилась девочка или наоборот. А может быть, ребенок просто стал для родителей символом собственных неудач и своей непригодности к этой жизни. “Совершенно очевидно, что вы не сможете внушить ребенку уважение к самому себе, если будете испытывать к нему скрытую неприязнь по каким-то причинам[57].” Ребенок остро чувствует отсутствие безусловной любви.

На формирование самооценки большую роль оказывают ценности, принятые в обществе. Все люди в той или иной степени подвержены влиянию этих ценностей. В соответствии с ними происходит взаимное оценивание друг друга. Родители, учителя и друзья, сами этого не осознавая, часто оценивают детей, также исходя из них. Одной из таких ценностей или критериев оценивания является красота. Исследования показали, что, например, красивая женщина ценится выше, получает более высокие оценки в институте, больше влияет на мужчин и даже на суде получает более мягкий приговор[58]. Красивые мужчины и женщины оцениваются как более общительные, красивые, сильные, чуткие, добрые и интересные, чем менее красивые[59]. Поэтому, дети также оцениваемы окружающими по внешней красоте, и, следовательно, страдают те дети, которые красивой внешностью не обладают. Как мы уже отметили, самооценка ребенка формируется преимущественно на основании мнения окружающих о нем. Кроме того, впитывая эти ценности, дети сами начинают определять свою ценность по этим критериям. Внешность - это наиболее значительный критерий оценивания в жизни ребенка. Кроме этого, оценивание начинает происходить по такой категории, как ум. Ввиду того, что этот критерий оценивания начинает играть большую роль в школьный период, мы рассмотрим его ниже, в разделе “ Школа ”.

2. Школа.


Ребенок идет в школу. Как дальше будет формироваться его самооценка? Мы не будем подробно останавливаться на этом периоде, т. к. он широко представлен как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Очень хорошо этот период исследован отечественными психологами.

На становление самооценки в каждом возрастном периоде преимущественное воздействие оказывает ведущая деятельность, соответствующая этому периоду (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Т.Ю. Андрущенко). В школьный период такой ведущей деятельностью является учеба. Поэтому учебная деятельность оказывает особое влияние на формирование самооценки (Л.В. Берцфан, А.В. Захарова). Конечно, стоит добавить, что в школьный период половые различия также определяют приоритеты оценивания: мальчики оценивают себя главным образом по своим предметным достижениям, тогда как для девочек, кроме того, важны межличностные отношения (К. Гиллиган). Выявлена зависимость самооценки от отношений в классе, а также от стиля преподавания[60] (Т.С. Токарская, Н.А. Березовин, Л.К. Грицюк, А.В. Киричук).

Говоря о самооценке ребенка, нужно отметить, что к школьному периоду:

à       она еще недостаточно сформирована, необъективна и обнаруживает тенденцию к переоценке (Н.Е. Акудинова, А.М. Запрягалова, А.И. Липкина).

à       во многом зависит от оценок учителя (Б.Г.Ананьев, А.И.Липкина, В.М. Синельников, С.М. Юлдашева). Большинство психологов сходятся на том, что именно в подростковый период самооценка наиболее чувствительна и одновременно является неустойчивой, легко и резко меняющейся (Л.И. Божович).

По данным Роберты Симмонс и супругов Розенберг (1973), обследовавших около 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов “Я”, несколько снижается общее самоуважение, и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели младшим детям, кажется, что родители, учителя и сверстники дурного мнения о них, и они чаще испытывают депрессивные состояния. С переходом из подростковой фазы развития в юношескую, положение улучшается. После 15 лет снова происходит рост самоуважения, ослабевает застенчивость, самооценка становится устойчивее, хотя озабоченность собой у юношей все-таки выше, чем у детей.

Замечена взаимозависимая связь между учебой и самооценкой. В 1, 2 классах самооценка непосредственно влияет на учебный процесс, в старших же классах преобладает обратное действие, а именно: учебная деятельность влияет на характер самооценки[61]. Таким образом, заниженная самооценка мешает учиться и понижает успеваемость, а затем, по причине низкой успеваемости, самооценка падает еще ниже первоначального уровня.

Согласно Эриксону, который разложил развитие человека на 8 стадий психосоциального развития, школьный период связан со стадией конфликта между трудолюбием и чувством неполноценности[62] (6-12 лет). Главным кризисом этой стадии является возможность развития неполноценности. Если ребенок разрешает этот кризис, у него формируется трудолюбие, которое связано с чувством компетентности (третье основание самооценки). Нетрудно заметить, как важно ребёнку правильно пройти эту стадию.

Доктор Добсон считает, что это происходит далеко не всегда. Большинство детей, по его мнению, оканчивают школу с убеждением, будто они не обладают достаточными умственными способностями. Добсон перечислил категории детей, которым суждено иметь трудности в учебе[63]:

*                   Ребенок с пониженной способностью к обучению. Это дети, у которых способности для выполнения школьных заданий ограниченны. Ребенок может пытаться выполнить заданный урок, но ему ничего не удается сделать правильно. У него обычно возникают трудности при обучении чтению уже в первом классе. Он не понимает то, чему его учат...

*                   Полуграмотный ребенок. Такими детьми чаще всего оказываются те, у кого в семье говорят на двух языках, а ребенок ни на одном из них даже не научился говорить как следует...

*                   “Недотепа”. Это дети с нормальными способностями к обучению, но совершено неорганизованные, у которых отсутствует интерес к учебе...

*                   Ребенок из неблагополучной среды...

*                   Ребенок с запоздалым процессом развития. Это дети, чаще всего мальчики, не достигшие в своем возрасте достаточного уровня развития, чтобы начать учиться. Но, тем не менее, их направляют в школу, где они не в состоянии справиться с учебой...

Как мы уже отмечали, в школьный период оценивание происходит не только по внешности, но и по умственным способностям. Детей, обладающих живым умом и быстрой памятью, ценят выше, чем детей со средними способностями. Из них создают особые классы, их хвалят и ставят в пример другим. Обратное отношение к себе имеют дети с другим типом восприятия или памяти. Например, ребенок обладает медленным типом запоминания материала. Хотя ребенок умственно ничуть не уступает “отличникам”, он, пытаясь запомнить материал, замечает, что его  сверстники гораздо быстрее справляются с этой задачей. Тот материал, который они запоминают за полчаса, ему нужно учить несколько часов. А проучив материал несколько часов, ребенок обнаруживает на уроке, что его сверстники, потратившие полчаса, знают урок гораздо лучше. В процессе обучения играют роль также и вербальные способности, т.е. умение рассказать. Есть  дети, которые, даже зная материал, не могут его четко рассказать. Ребенок не понимает, что в этом нет его вины, что это его наследственность и что ему надо просто развить в себе то, что в других детях заложено при рождении. Таким образом, ребенок, оценивая себя, приходит к выводу, что он неспособный, это разрушает его чувство компетентности в учебе.


3. Взрослая жизнь.


Как мы уже отмечали, направленность на тот или иной объект самооценивания меняется с возрастом. Кроме того, доминирующая область самооценивания зависит от пола. Есть приоритетные области, в которых мужчины и женщины должны чувствовать себя уверенно. Для мужчин такой доминирующей областью чаще всего является работа. Для женщин это, в первую очередь, семья и межличностные отношения[64]. Отсюда - разное соотношение мужской и женской идентичности. Юноша, не осуществивший своего профессионального самоопределения, не может чувствовать себя зрелым. Девушка может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, например, наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце (К. Гиллиген, 1982). Проблемы в доминирующей области самооценивания наиболее разрушительны для самооценки человека.

Мы живем в мире проблем. Не зависимо от того, какой здоровой самооценкой мы обладаем, она подвержена постоянным колебаниям, в зависимости от тех обстоятельств, в которых мы находимся. Студент, поступив на первый курс и получив серию отрицательных оценок, начинает сомневаться в своих способностях, не смотря на то, что школу он окончил с отличием. Серия неудач в личной жизни может убедить женщину в том, что она не привлекательна и непригодна для семейной жизни. Так, проблемы, с которыми мы сталкиваемся, делают вызов нашей самооценке, ставят под вопрос ее адекватность, влияют на нее и изменяют ее. Таким образом, наша самооценка подобна барометру, меняющемуся вместе с изменениями атмосферного давления.

Итак, как мы уже отмечали, самооценка человека базируется на 3-х столпах:

·        ощущения себя любимым;

·        чувство собственного достоинства;

·        чувство компетентности.

Если в процессе развития ребенка пострадал, хотя бы один из них - значит здоровая самооценка нарушена, и стоит на неустойчивом фундаменте, что может дать о себе знать не только в детский, но и взрослый период.


В. Признаки заниженной самооценки.


Вызывает интерес не только структура самооценки и составные, из которых она строится, но и ее уровень или коэффициент. Психологи сходятся во мнениях, что самооценку можно определять по трем параметрам:

*                   высота;

*                   устойчивость;

*                   адекватность[65].

Существует множество опросников, оценочных шкал и тестов, которые позволяют определить уровень самооценки, насколько она высокая или низкая. Испытуемый должен указать те качества, поступки и установки, которые он признаёт за собой, или же от него требуется определить свое место на той или иной шкале. В этом случае исследователя интересуют не детали создаваемого испытуемым портрета, а общий уровень оценки, проявляющийся в его ответах. Этот уровень можно определить двумя способами. В соответствии с первым, предлагаемые испытуемому черты делятся на основании общепринятых критериев, на положительные и отрицательные, а уровень оценки самого себя определяется числом положительных черт, приписываемых себе испытуемыми. Второй способ состоит в том, что испытуемый должен ответить на один и тот же список вопросов в двух различных планах. Он должен сообщить не только то, каким он видит себя (субъективный образ), но и указать те качества, которыми хотел бы обладать (т.е. воссоздать, таким образом, идеальный образ себя). Степень расхождения между этими двумя оценками рассматривается как мера удовлетворенности собой или степень приемлемости самого себя[66].

Мы не будем приводить тест для определения самооценки, т.к. это не входит в цель данной работы, но считаем необходимым дать общие признаки заниженной самооценки, показать основные видимые проявления ее в поведении человека. Если вы обнаруживаете в себе или в ком-то более, чем 20% этих признаков, это значит, что самооценка является заниженной. Вот эти признаки[67]:

*                    Большая чувствительность к упрекам и критике. Это связано с тем, что критика затрагивает самооценку человека, которая и так занижена. По причине этого, критика болезненно воспринимается и переносится. Часто это проявляется в обидах по самому незначительному поводу (незначительным этот повод является лишь для окружающих). Как правило, “мелочи”, которые “задевают” человека, указывают на те области, в которых “хромает” его самооценка, и в которых у него уже имеются “раны”. Например, если человека “задевают” замечания, связанные с его знаниями, умениями или навыками, то, скорее всего, у него страдает чувство компетентности. Если человека “задело” легкое замечание по поводу его личностных свойств, то возможно, что он не ощущал или не ощущает  себя любимым.

Нельзя не отметить, что чувствительность к упрекам или критике зависит не только от самооценки, но и от настроения человека, его физического состояния (т.е. голод, неполноценный сон накануне и т.д.) и обстоятельств,  при которых это было сказано.  Поэтому разовые случаи не могут быть причиной, достаточной для вынесения диагноза “низкая самооценка”, однако, если такая реакция повторяется неоднократно, то это является “сигнальной лампочкой”, которая в сочетании с другими проявлениями будет свидетельствовать о заниженной самооценке. Для такого человека свойственно потом “нянчиться” со своими ранеными чувствами: снова и снова вспоминать, анализировать, продумывать другие варианты исхода ситуации и т.д. В общении такой человек крайне чуток и чувствителен к мнениям других о себе, его очень волнует, что скажут или что подумают. Так же ему свойственно постоянно “казнить” себя за свои ошибки и “промахи”.

*                   Второй признак заниженной самооценки - чувствительность к похвале и неумение ее принимать. Когда такого человека хвалят, он пытается отказаться от похвалы или переложить ее на кого-то другого, случайность или обстоятельства. “То, как вы принимаете комплименты, показывает, насколько вы уважаете себя”[68]. Интересно приложить это к христианской жизни. Когда христианина хвалят за хорошую проповедь или пение, за добросовестно сделанную работу или оказанную вовремя помощь, он старается, чтобы похвала принадлежала не ему, а Христу, и это правильно. Проблема заключается в том, что человек с заниженной самооценкой может за этим просто скрывать свое неумение принимать похвалу. Свою заниженную самооценку он неосознанно адаптировал в христианскую жизнь.

*                   О заниженной самооценке может свидетельствовать и привычка негативно говорить о себе, о своих особенностях, качествах, способностях и навыках в присутствии других, а также награждать себя каким-то названием или прозвищем. У христиан это может проявляться в показном гипертрофировании своей греховности или вины.

*                   Еще одним признаком заниженной самооценки является склонность к мечтаниям. Вообще нужно оговориться, что каждый человек иногда не прочь помечтать, и это вполне нормально. Под склонностью к мечтаниям мы подразумеваем частое и продолжительное по времени пребывание в мечтах, когда это становится часто практикуемой привычкой и в какие-то моменты даже может становиться второй жизнью человека. Это свидетельствует о том, что то, каким он является в данный момент, он себе неприемлем, непривлекателен. Он неудовлетворен тем положением, в котором он находится в настоящее время, недоволен отношением к нему других. И тогда он все чаще и чаще начинает воображать себя в другом мире, в мире, где его все уважают, где он многого достиг, где он представляет собой “совокупность совершенства”. Мечты - это бегство от реальности. В этом случае: чем больше человек фантазирует, тем ниже его самооценка.

*                   О заниженной самооценке свидетельствует также конформистское поведение. Это выражается в приспособленчестве, т.е. стремлении ничем не отличаться от референтной группы. Происходит подстраивание под моду, вкусы, взгляды, образ жизни этой группы. Так же это проявляется в политике “невысовывания” из-за страха критики и неуверенности в своих силах. Руководитель с заниженной самооценкой будет увлекаться угодничеством. В церкви это может “выливаться” в членские собрания, на которых все “за” или все “против”. Однако здесь нужно отметить, что иногда заниженная самооценка проявляется напротив в девиантном поведении, т.е. подчеркнутой оппозиции обществу, критическом отношении, вызывающем несогласии с большинством, в подчеркнуто “своём” мнении. Многократные психологические исследования показали связь между девиантным поведением и заниженной самооценки. Ниже данный вопрос будет рассмотрен более подробно (стр. 40). Главное отличие между людьми  с заниженной и  здоровой самооценкой заключается в том, что люди со здоровой самооценкой, как правило, находятся в “золотой середине”, т.е. они не конформисты, но и не проявляют девиантное поведение, их позиция в основном сбалансирована, и если они и становятся в оппозицию, то из-за своих убеждений, а не для того, чтобы “быть оппозицией”[69].

*                   О заниженной самооценке также свидетельствует общая неуверенность в себе как личности, в восприятии себя хуже других, в сомнении в своих социальных навыках. Это выражается в страхе перед начинанием нового дела, опасении начать совершать что-то, что поставит на карту репутацию. Это может проявляться как в простых вещах, например, страхе во время урока, зная ответ на заданный вопрос, поднять руку и высказаться, так и в серьезных жизненных начинаниях, например, страхе взяться за какую-то общественную работу. Исключение этому составляют те случаи, когда человек действительно знает, что он не имеет важных навыков и знаний для этого дела, а не просто неуверен в себе.

*                   Заключительный признак, указывающий на заниженную самооценку, это постоянное самоутверждение, постоянное стремление повысить свою значимость[70]. Окружающие люди воспринимаются таким человеком как соперники, которых нужно победить, а  не друзья, которых нужно любить. Средством самоутверждения могут стать большие бицепсы, обладание какой-то собственностью, например, машинка на дистанционном управлении для семилетнего мальчика, которой ни у кого больше нет, или новенький “Мерседес” для семнадцатилетнего юноши. Средством самоутверждения для студента может стать учеба, т.е. знания и т.д.

Интересно это соотнести с христианской жизнью. Человек, не имевший признания в мире, придя в церковь, может использовать средством самоутверждения религию. Это может проявляться, например, в стремлении к исключительной святости и резко критическому отношению к “недостаточно святым”. Ниже мы остановимся на этом вопросе более подробно (стр. 39).

К сожалению, объём данной работы не  позволяет перечислить все пути и проявления заниженной самооценки и описать все множество путей, которыми человеческая природа восполняет свои недостатки. Почти всегда это происходит на подсознательном уровне. Человек часто не осознает до конца мотивы своих поступков и слов.

Говоря о признаках заниженной самооценки в целом, нетрудно заметить, что почти все признаки проявляются в контексте окружающих. Например, в склонности к мечтаниям, совершенный в  мечтах  подвиг лишается своей ценности, если его никто не увидел и не узнал. Для “героя-мечтателя” нужна хотя бы пара восхищенных глаз. Также, для обладателя “Мерседеса” важен не столько сам процесс обладания и пользования машиной, сколько то, чтобы о факте обладания машиной узнали значимые люди.

Подводя итог вводных глав работы, важно отметить, что в исследовании природы самооценки и её структуры мы обнаружили большую зависимость последней от социальной среды. Социальная среда оказывает влияние на формирование самооценки, во-первых, как фактор влияния на все три столпа, на которых базируется самооценка, во-вторых, в качестве референтной группы, которая является источником норм оценивания и самооценивания.

глава 111. Некоторые пути преодоления заниженной самооценки.


В первых 2-х вводных главах мы рассматривали самооценку с точки зрения структуры и факторов, оказывающих влияние на её формирование. В данной главе основное внимание мы сосредоточим на возможных способах преодоления заниженной самооценки, а именно: использование защитных механизмов, методик самосовершенствования, изменение отношения к себе и другим.


А. Использование защитных механизмов.


Когда человеческая психика сталкивается с проблемой, которая на уровне сознания не может быть преодолена, начинают работать механизмы, названные Фрейдом “защитой”. Он их рассматривает как “неосознанные реакции, защищающие индивидуума от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины; эго защитные тенденции, искажающие или скрывающие угрожающие импульсы от человека[71].”

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и

2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума[72]. Следует также обратить внимание, что обычно применяется несколько различных механизмов для разрешения конфликта или ослабления тревоги, а случаи использования только одного механизма защиты крайне редки[73]. Некоторые основные защитные стратегии мы рассмотрим ниже[74].

Вытеснение (Repression). Защитный механизм, заключающийся в том, что нежелательные мысли или импульсы не допускаются до уровня сознания.

Проекция (Projection). Защитный механизм, состоящий в том, что индивидуум приписывает другим свои неприемлемые желания.

Замещение (Displacement). Защитный механизм, суть которого состоит в переадресовании чувств или импульсов кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта.

Рационализация (Rationalization). Защитный механизм, позволяющий индивидууму находить правдоподобные оправдания своих неудач.

Реактивное образование (Reaction formation). Защитный механизм, позволяющий снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиление импульсов и чувств противоположного значения.

Регрессия (Regression). Защитный механизм, заключающийся в том, что индивидуум отступает на более раннюю стадию развития, более безопасную и приятную; использование менее зрелых ответов в попытке справиться со стрессом.

Сублимация (Sublimation). Форма замещения, при которой импульсы "ид”[75] направляются на социально приемлемую активность.

Как мы уже отмечали, в зависимости от ситуации и характера проблемы человеческая психика использует различные защитные механизмы. В христианской жизни происходит аналогичный процесс. Так, некоторые христиане борются со своим гневом с помощью вытеснения, когда отрицательные эмоции подавляются и вытесняются. Вытесненные эмоции затем проявляются в депрессиях или неожиданных и безосновательных приступах гнева. Кроме того, вытеснение ведет к серьезным внутренним болезням (гастрит, язва желудка, артрит). Неприятное ощущение своей греховности иногда преодолевается проекцией, когда свои греховные мысли или мотивы приписываются другим людям с помощью осуждения и критики. Так, например, карьерист видит всех окружающих карьеристами. Христианин может “перебрасывать” проблему, заявлять, что другие также виновны в этом, и осуждать имеющих подобные недостатки. Некоторые христиане проблему греха пытаются решить с помощью реактивного образования, когда пытаются преодолеть греховное влечение с помощью волевого усиления в себе противоположных чувств. Так молодой человек, испытывающий тревогу в связи со своими сексуальными желаниями, может стать активным критиком ношения коротких юбок.

Поэтому христианину, желающему приступить к активной деятельности в церкви, было бы, полезно, вначале поразмышлять над мотивами, которые  толкают его к этой деятельности. Может оказаться, что истинной причиной его духовной ревности является не столько любовь к Господу, сколько неосознанное стремление решить свои эмоциональные проблемы.

Одной из важнейших целей действия защитных механизмов является поддержание положительной самооценки человека. Человек может сознательно и неосознанно прогонять из своего сознания все, что отрицательно влияет на его  самооценку. Столкнувшись с тем, какой он есть на самом деле, христианин иногда подсознательно включает этот механизм самообмана. Столкнувшись с настоящим положением своего сердца, он чувствует, как можно себя обмануть, чтобы поддержать свою самооценку на должном уровне и избавиться от чувства вины и боли. Он может и просто вытеснять ее из сознания. Например, столкнувшись со своей нравственной испорченностью, христианин может вытеснить неприятную мысль об этом,  облекши ее в обтекаемую формулировку. Чаще всего это проявляется при признании своей греховности. Христианин говорит: "Мы грешники" или даже "я грешник". Это лишь видимость признания проблемы. Грешник - это очень общее и абстрактное понятие. К тому же, это признают в отношении себя все христиане. Намного тяжелее сказать: "я очень обидчивый и завистливый человек, к тому же, в сердце, я - прелюбодей". Христианин часто не желает знать правду о себе, не желает знать скрытые мотивы своих поступков, поскольку подсознательно чувствует опасность отыскать что-то такое, что вызовет вину и заставит чувствовать себя хуже.

Масштабы данной работы не позволяют даже поверхностно описать все разнообразие действия защитных механизмов в жизни человека. Поэтому мы подробно остановимся только на 2-х, наиболее интересных, сублимации и самоутверждении[76].


1. Сублимация.


Интересно в этой связи проследить, как трансформируется заниженная самооценка при сублимации, ведь согласно Фрейду, это наиболее здоровый способ разрешения проблемы. При адаптировании заниженной самооценки в христианскую жизнь, она принимает самые необычные и на первый взгляд невинные формы. Верующий человек, страдающий заниженной самооценкой, будет склонен просто адаптировать ее в свою христианскую жизнь. Стремясь построить ее по библейским принципам, он узнает об одном из важнейших свойств характера верующего человека - смирении.  Желая стать смиренным, он обнаруживает в своей душе нечто, очень сильно похожее на христианское смирение, а именно, - заниженную самооценку. Христианин, страдающий заниженной самооценкой, может посчитать это христианским смирением.

К сожалению, многие христиане считают смирение и заниженную самооценку синонимичными понятиями. Они считают, что для того, чтобы быть истинно смиренным человеком, необходимо обладать заниженной самооценкой. Смешение понятий смирение и заниженная самооценка можно наблюдать также и у церковнослужителей. В частности, Иоанн Кронштадский учит христиан быть смиренными следующим образом: “Христианин! Ты должен непременно быть смирен, кроток и долготерпелив, памятуя, что ты нечист, что ты брение, прах и ничтожество[77]. “

К сожалению, христианская публицистика часто поддерживает такую точку зрения. Так в книге “Конспекты проповедей”[78], Фридрих Швиндт  приводит план проповедь о смирении. Автор характеризует смирение как заниженную самооценку. В качестве иллюстрации, в частности, приводится пример Моисея. Когда Бог призвал его вывести народ из Египта, Моисей отказывался, говоря о своей неспособности сделать это (Исх.3:11-4:17). Автор видит в этом заниженную самооценку Моисея. Действительно ли Моисей проявлял заниженную самооценку?

Моисею предлагается вывести рабов из одного из самых могущественных государств. Под силу ли это человеку, который 40 лет провел с овцами, не обладает авторитетом среди людей и не является хорошим оратором. Ведь обычно лишь те могут повести за собой массы людей, кто обладает ораторскими способностями (Ленин, Троцкий, Гитлер и т.д.). Моисей не обладал этим даром. Когда он, зная свои возможности, чувствовал себя неспособным вывести людей из Египта - была  ли это заниженная самооценка или это была здоровая самооценка? Когда женщину просят взять пианино и перенести его на этаж выше, разве это будет заниженной самооценкой, если она скажет, что она этого сделать одна не сможет? Не будет ли это реальной самооценкой? Когда Моисей говорил, что не сможет сделать это, он оценивал себя реально. Проблема была в том, что он не осознавал, что Сам Бог поможет ему, и Он совершит то, что не под силу Моисею.

Некоторые христиане полагают, что считать себя хуже других - это вернейший способ стать смиренным. Вот текст, который часто приводится в подтверждение данной точки зрения: “Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя” (Фил 2:3).

Греческое слово (выше), употреблённое в данном отрывке[79] отличается от слова (лучше). Слово лучше (или хуже) используется при оценке или самооценке, тогда как слово выше (или ниже) связано более с категорией “смирение”. Иными словами, почитать других выше себя, не значит почитать других лучше себя. Как христиане, стремящиеся к смирению, мы должны почитать других выше себя, но, обладая здоровой самооценкой, мы не будем считать других лучше себя. Другие не лучше нас, так как они такие же грешники, как и мы. Другие не хуже нас, так как мы такие же грешники, как и они. Другие не лучше нас, так как большинство их достоинств - внешность, темперамент, таланты - лишь хорошая наследственность, данная им от Бога. Мы не лучше других, так как наши достоинства мы так же получили от Бога. Ложное смирение губительно. Оно обезличивает христианина. Оно стирает в нем Образ Божий и уничтожает его как личность.

Христианское смирение имеет совсем другую природу. Смирение - это осознание величия Бога. Смирение - это не то, каков человек, но каков Бог. Смирение не в том, что человек ничто, но в том, что Бог - все.

Христиане впитывают эти ложные ценности, и свою заниженную самооценку они считают смирением. Таким образом, заниженная самооценка сублимируется в христианский подвиг самоотвержения, когда христианин не уважает и не любит себя, критически о себе отзывается, занимается самобичеванием и гипертрофированием своей греховности. Такой христианин говорит всем, какой он грешный и недостойный. Часто именно такой человек считается среди христиан смиренным. Часто он сам, глубоко в душе, считает себя смиренным, не понимая, что это не смирение, а заниженная самооценка. Христианское смирение имеет диаметрально противоположную направленность:

"Не думайте, что настоящее смирение - вкрадчивость и елейность, когда мы нарочито подчеркиваем свое ничтожество. Встретив поистине смиренного человека, вы, скорее всего, подумаете, что  он веселый, умный и ему очень интересно то, что вы говорили ему. А если он не понравится вам, то, наверное, потому, что вы ощутили укол зависти - как же ему удается так легко и радостно воспринимать жизнь? Он не думает о своем смирении; он вообще не думает о себе[80]."

Параллельно с адаптацией заниженной самооценки, идет процесс сокрытия от глаз окружающих своей проблемы. Маскировка - это часто используемый прием при заниженной самооценке. Морис Розенберг (1965), исследовав 5000 старшеклассников (13-15лет), пришел к такому заключению:

"Для юношей с пониженным самоуважением типична общая неустойчивость образов "Я" и мнений о себе. Они больше других склонны закрываться от окружающих, представляя им какое-то "ложное лицо", "представляемое Я". С суждениями типа "Я часто ловлю себя на том, что разыгрываю роль, чтобы произвести на людей впечатление" и "Я склонен надевать "маску" перед людьми" юноши с низким самоуважением соглашались в 6 раз чаще, чем обладатели высокого самоуважения[81]."

Сама маскировка происходит  в соответствии с ценностями и шаблонами референтной группы. Иными словами, человек надевает ту маску, которая сделает его более приятным и популярным в глазах окружающих, значимых для него людей. Он пытается стать таким человеком, которого более всего принимают в данном обществе, но которым он на самом деле не является. Например, молодой человек будет строить из себя высокого интеллектуала или "героя без страха и сомнения". Он будет отчаянно заниматься спортом, чтобы стать очень сильным. Он может надеть маску циника, не верящего ничему, или очень компетентного человека (студента). Все это делается для того, чтобы скрыть свое ранимое и заниженное "я" от глаз других. Человек боится, что другие узнают "правду о нем", узнают, какой он есть на самом деле. Человек боится, что если другие узнают его настоящее лицо - то он потеряет уважение в их глазах и им будут пренебрегать. Особенно это проявляется, когда человек попадает в среду,  где царит дух соперничества и взаимного унижения. Такие обстоятельства вынуждают скрывать свои слабые стороны, чтобы избежать пренебрежительного отношения к себе, когда его слабости могут стать орудием его унижений. Человек маскируется и подстраивается под окружающих, потому что старается завоевать их уважение, чтобы “помочь” им любить его. Человек боится, что его не смогут принять и любить таким, какой он есть. Это, в свою очередь, увеличит в нем уже существующий дефицит ощущения себя любимым. Кроме ощущения себя любимым могут пострадать также и другие два столпа самооценки - собственное достоинство и чувство компетентности, т.к. если его "узнают" то пострадает его авторитет и имидж. Это будет ощутимый удар по его и так неустойчивой самооценке.

В христианской жизни может происходить аналогичное явление. Христиане знают, какое поведение от них ожидается, но не чувствуя себя таковыми в душе, стараются внешне изменить своё поведение, не обращая внимание на внутреннее содержание. Маскировка происходит уже в соответствии с христианскими ценностями. Например, очень легко изобразить духовность. Это лучше всего может получаться у флегматиков, которые по природе обладают сдержанными манерами и спокойным нравом. Спокойный характер в сочетании с частым цитированием Священного Писания создает видимость духовного благополучия. Нет возможности описать все множество масок, которые иногда применяют христиане в надежде скрыть свои внутренние проблемы.

Как это ни парадоксально, но часто такой подход одобряется и считается даже правильным. В частности, таким образом некоторые христиане интерпретируют христианского писателя Клайва Льюиса, который, развивая идею внутреннего изменения в одной из глав своей книги "Просто христианство", приводит пример с притворством. Свою главу он так и называет "Давайте притворимся"[82]. Создаётся видимость, что в ней Льюис предлагает решать духовные проблемы с помощью “притворства” или масок, т.е. посредством наружного поведения менять внутреннее состояние. Применяя это в жизнь, некоторые христиане полагают, что если человек не испытывает любви к своему брату, то он должен вести себя так, как будто он его любит, и тогда постепенно эта любовь к нему придет, и таким образом, при долгом ношении, маска станет частью человека.

Не оспаривая сам факт наличия такой закономерности, мы все-таки полагаем, что подход "от наружного к внутреннему" приводит лишь к внешним изменениям одних привычных типов поведения на другие, но не меняет глубинной сути сердца человеческого. Фарисеи во времена Христа достигали вершин в использовании этого метода, но их изменения носили лишь внешний характер, за что их и обличал Христос (Мф.23:25-28). Многие современные христиане, прожив долгие годы в старании посредством внешнего изменить внутреннее, вдруг осознают, что где-то в глубине сердца они так и остаются такими, как были. Маски приносят вред не только христианам, но и тем, кто только приближается к христианству. Приходя в церковь, они не могут избавиться от ощущения искусственности всего, что видят, и подсознательно чувствуют неестественность и маскировку. Многие из них уходят из церкви, считая верующих лицемерами.


2. Самоутверждение.


Еще один защитный механизм, несколько отличный от других и не описанный нами ранее, “включается” в человеческом организме при заниженной самооценке. Этот механизм был описан еще Адлером[83]. Он провел аналогию с физической сферой человека, где недостаток и слабость одного органа организм компенсирует усилением другого. Например, если одна почка плохо функционирует, то ее функции берет на себя другая почка. Так же в жизни, человек имеющий физические дефекты, начинает пытаться устранить эти дефекты, развивая другие органы  с помощью тренировок, и нередко достигает мастерства и силы. Адлер показал, что та же закономерность действует и в психической сфере. Так, чувство неполноценности компенсируется самоутверждением. А.Адлер придавал огромное значение механизму компенсирования, т. к. он считал, что человек всю жизнь пытается компенсировать свое чувство неполноценности, сформированное в детстве, используя самоутверждение. Для него самоутверждение - движущий стимул, руководящий почти всеми его поступками.

Как уже говорилось, самооценка будет неустойчива, если нарушено хотя бы одно основание, на котором она базируется. Недостаток в одной из составных самооценки человек начинает компенсировать гипертрофированием другой составной. Человек начинает компенсировать свои недостатки любой деятельностью, которая приносит ему хоть какой-нибудь успех. Так человек, страдающий от недостатка любви, может пытаться компенсировать это в сфере компетентности. Средствами компенсирования, в таком случае, могут стать: усиленная учёба, спортивные тренировки, развитие навыков, способностей и т.д.

В христианской жизни самоутверждение происходит по тем же принципам, но уже в специфической для христиан сфере. Так, например, средством утверждения может стать кафедра в церкви, где молодой человек "самореализуется" под удивленные вздохи бабушек, восхищенных его красноречием. Самоутверждение может происходить в евангельской деятельности и в любом виде служения, где есть те, кто увидят и оценят. Но это самые невинные способы самоутверждения.

Альфред Адлер показал, что заниженная самооценка может принимать еще более сложные формы, когда происходит не просто компенсация, но гиперкомпенсация (overcompensation) или комплекс превосходства[84]. Это форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее чем, просто избавление от чувства неполноценности. Гиперкомпенсация ведет к превосходству или выдающемуся достижению, когда человек действует так, как будто он чувствует свое превосходство над другими. Например, студент, считающий, что он лучше других знает английский язык, полагает, что всем необходимо узнать об этом и поэтому не упускает ни одной возможности сказать что-то по-английски в присутствии других. Человек, страдающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным, эгоцентричным и саркастичным. У него настолько низкое мнение о себе, что он чувствует свою значимость только тогда, когда ощущает в чем-то свое превосходство над другими. Окружающие люди считают его гордым, не понимая, что истинной причиной его высокомерия является заниженная самооценка.

А как гиперкомпенсация проявляется в христианской жизни? В чем христианин может пытаться превзойти других, чтобы почувствовать свою значимость? Если гордым среди христиан быть не принято, то ведь можно стать смиреннее или “святее” других. Ролло Мей указывает, что часто заниженная самооценка у верующих выражается в сильном стремлении к святости, когда отстаиваются и считаются важными незначительные мелочи христианской жизни. Успех в соблюдении этих мелочей и сравнение себя с другими, не такими “ревностными” членами церкви дают желанное чувство значимости. Такое стремление к “святости” почти никогда не обходится без критики тех, кто еще её не достиг. Критицизм других усиливает страдающее чувство собственной значимости[85]. Консервативная позиция не всегда имеет правильные мотивы. Христианину было бы полезно проанализировать свои чувства и честно определить, какую природу имеет его стремление к святости: стремление от чистого сердца быть подобным Иисусу или самоутверждение? А может быть и то и другое вместе? Ловушкой для верующего является попытка совместить служение Богу и самоутверждение.

Многие исследователи связывают заниженную самооценку с еще более негативными формами поведения, а именно, девиантным поведением. Эрик Фромм рассматривает девиантное поведение как одну из стратегий, которую используют люди, чтобы "убежать от свободы" и преодолеть чувство собственной незначимости. "Следуя этой тенденции, человек пытается преодолеть чувство неполноценности, унижая или покоряя других[86]."

Обширные исследования в этой области были проделаны Говардом Кэпленом.

"На основе обобщения литературных научных данных и собственного 10-летнего исследования 9300 семиклассников он пришел к выводу, что пониженное самоуважение положительно коррелирует едва ли не со всеми видами, так называемого  девиантного, отклоняющегося от нормы поведения: нечестностью, членством в преступных группах и совершением правонарушений, наркоманией, алкоголизмом, агрессивным поведением, попытками самоубийства и различными психическими расстройствами[87]."

Основная цель девиантного поведения - это чаще всего повышение своего самоуважения[88]. Таким образом, самоутверждение происходит с помощью избрания деструктивных форм поведения. Достигается ли при этом цель повысить самоуважение? В какой-то мере это удается. Например, после употребления спиртного человек не ощущает свою ущербность, чувствует и ведет себя уверенно. Принадлежность к преступной группе дает неуверенному в себе человеку новые критерии и способы самоутверждения, позволяя видеть себя в благоприятном свете не за счет социально положительных действий, в которых у него не было успеха, а за счет социально негативных черт характера и поступков. Значительную роль здесь по-прежнему играет референтная группа индивида:

"Подростковое самоуничижение (заниженная самооценка) снимается девиантным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре, в случае же смены субкультуры оно теряет смысл[89]."

Переходя к проблемам церкви, важно отметить, что у верующих, страдающих заниженной самооценкой, она также может проявляться через девиантное поведение. Это может выражаться в резко критическом отношении к пастору и руководству церкви, протест новым формам богослужений, создание группировок, отстаивающих какую-то идею и т.д. И такие формы поведения человек избирает не просто потому что он "грешник", который "не хочет покаяться", а потому что он  не может разобраться со своими эмоциональными проблемами. Избавление человека от какой-то формы девиантного поведения без устранения основания проблемы - заниженной самооценки - невозможно. Попытка освобождения человека от различных форм защиты и маскировки без преодоления основной причины - заниженной самооценки -  приведет к неудаче.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.