РУБРИКИ

Шпаргалки по психологическому консультированию

 РЕКОМЕНДУЕМ



Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Шпаргалки по психологическому консультированию

1.                   Вербализация - возвращать клиенту то, что он сказал.

2.                   Умение так молчать, чтобы клиент ощущал безусловное
позитивное принятие.

3.         Актуализация языка чувств.

Функции создания условий для развития личности всех членов семьи — соответствует роль семейного психотерапевта. Каждый член семьи должен быть психотерапевтом другому - это будет соответствовать их росту. Семья будет выполнять: функцию убежища в бессердечном мире;      обеспечения        психологического комфорта. Роджерс описал 2 способа функционирования родителей.

1.                Хорошо    функционирующие    родители    -    это
родители, которые характеризуются высоким уровнем самопринятия, что определяет высокий уровень принятия своих детей и органическое их оценивание.

2.                     Плохо   функционирующие   родители   с   низким
уровнем самопринятия, чтомешает им принять своих детей и побуждает их к тому, чтобы часто формулировать по отношению к своим детям условие ценности. Задача психотерапии - возрождение роли семейного терапевта. Существуют опросники на анализ общения в семье.     Шкалы : взаимопонимания между супругами; степень психотерапевтичности в общении.

17. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами.

Остановимся подробнее на некоторых преимуществах работы с двумя супругами, а также на определенных трудностях, связанных с этим вариантом прихода клиентов в консультацию.

1.Прежде всего, беседа с двумя, а не с одним супругом, более диагностична, позволяет сразу же увидеть те проблемы и трудности, на которые клиенты жалуются. 

2. Обращение к происходящему «здесь и сейчас» бывает более убедительным и эффективным, чем анализ того, что происходит за пределами кабинета консультанта.

3.Присутствие обоих клиентов позволяет с успехом использовать целый ряд особых техник и приемов.

4. при одновременной работе с обоими партнерами можно в случае необходимости поддерживать рабочую мотивацию одного из них «за счет» другого.

5.Консультирование супружеской пары часто является более эффективным.

Но, кроме этих и некоторых других преимуществ, работа с обоими супругами имеет и ряд дополнительных трудностей и недостатков.

1. Прежде всего, вести прием, в котором участвуют двое клиентов,   а  не  один,   обычно  труднее,   особенно   на первых этапах консультативного  процесса,  поскольку присутствие    второго   члена   пары   так   или   иначе сказывается на ходе беседы

2. Работа   с   двумя   супругами,   хотя   и   является   более эффективной,    чаще    всего    носит   менее    глубокий, поверхностный     характер.     В     этом     случае     реже затрагиваются серьезные личные проблемы, лежащие в основе    тех    или    иных    супружеских    разногласий.
3. Работа с обоими супругами в каком-то смысле более уязвима. Нежелание одного из них двигаться дальше, характерологические особенности одного из партнеров, препятствующие    более   углубленной   работе,    могут серьезно    помешать    консультированию

Организация работы с супружеской парой. Если на прием пришли оба супруга и оба выражают  готовность совместно обсуждать семейные проблемы - не воспользоваться этим для консультанта просто «грех».

Существует опасения клиентов, что консультант будет поддерживать только одного из них. Ответ психолога: «У меня к вам большая просьба: как только вы заметите, что я встал на сторону одного из вас в ущерб другому, сразу же укажите мне на это. Мне это очень поможет в работе, и я вам буду искренне благодарен». Такой ответ действует, как правило, особенно убедительно. Бывает, что один из супругов «приводит» другого в консультацию, и, соответственно ориентация одного из них на психологическую помощь значительно меньше, а часто ее вовсе нет. В таких случаях «незамотивированный» супруг нередко с самого начала выражает желание поговорить с консультантом наедине, без партнера Консультанту следует проявить определенное упорство, стараясь убедить клиентов в возможностях и преимуществах именно совместной супружеской терапии. Организация работы с одним супругом. Но чаще всего бывает, что супруг приходит в консультацию один, не желая, а чаще всего не имея возможности привести с собой партнера. В такой ситуации его необходимо прежде всего поддержать, уверив, что работа с одним членом пары ни в коем случае не является бессмысленной или безрезультатной. Ситуация работы с одним супругом, а не с двумя, «опасна» неравноправием, поскольку пришедший на прием в каком-то смысле берет груз семейных проблем на себя одного. Высказывая подобные сомнения в ситуации консультирования, клиент в общем-то прав, поскольку основное условие конструктивной психологической работы -принятие клиентом вины (или ответственности) за то, что происходит в семье, хотя очевидно, что свой вклад в проблемы вносят оба супруга. Даже единичная удачная беседа с одним из супругов может привести к тому, что в следующий раз на прием придут оба. Существует и еще одна возможность развития консультационного процесса, которую не в коем случае не стоит упускать из виду. Это ситуация, когда консультант сам становится инициатором раздельных встреч с партнерами. Обычно это случается, когда работа не двигается и возникшая преграда - нежелание супругов обсуждать что-либо, явное упорство одного из них, укрепляемое реакциями другого - становится серьезной помехой в процессе консультирования Техника конструктивных переговоров. Одна из эффективных техник налаживания межличностного общения супругов - разговор между ними «глаза в глаза», особенно, когда затрагивается или обсуждается что-то действительно важное для обоих. В этом случае консультант может попросить их обращаться непосредственно друг к другу, глядя в глаза партнера и подробно описывая свои чувства.


19. Работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтами.

Проблемы: . Между родителями и детьми юношеского возраста  не складываются нормальные взаимоотношения.  Родители детей-старшеклассников не вполне довольны тем, что их дети дружат со сверстниками, которые по тем или иным причинам не устраивают родителей.  Родители, имеющие детей юношеского возраста, не довольны тем, как их дети выбирают себе будущую процессию. Выбор детей не вполне устраивает родителей.  Между матерью, которая разведена с отцом, и ребенком старшего школьного возраста возникают конфликты из-за того, что в семье появился чужой человек (отчим мачеха).  Между детьми разных родителей, которые вынуждены жить вместе в одной семье, не складываются нормальные взаимоотношения. Рассмотрим последовательно случаи, соответствующие этим вариантам, с точки зрения практики проведения психологического консультирования. Рассмотрим проблему профориентации подростка. Если, обучаясь в старших классах школы, юноша или девушка намерены сами выбрать себе профессию, которая по тем или иным причинам не вполне устраивает их родителей, то в этом случае родителям разумнее всего поступить следующим образом. Во-первых, попытаться понять, почему их ребенок принял именно такое решение, а не то, которое предлагают родители. Во-вторых, постараться отыскать такие веские аргументы в пользу защищаемой профессии, которые соответствовали бы потребностям и интересам ребенка. Ошибка, которую в решении этого вопроса часто совершают многие родители, состоит в том, что они разговаривают со старшеклассниками так, как будто родители безусловно и во всем правы, а дети во всем без исключения ошибаются. Эта позиция неверна в принципе: не может один человек быть во всем без исключения правым, а другой всегда ошибаться. Родительские аргументы и факты, которыми они пытаются убедить своего ребенка при выборе профессии, должны быть так же мотивированы, как аргументы детей. Тогда они лучше смогут понять правоту своих родителей.

•           Прежде чем оценивать поведение другого человека,
тем более - его осуждать, необходимо постараться
его понять.

•           Никогда   и   ни   при   каких   обстоятельствах   не
оскорблять друг друга.

•           Везде, где это возможно, идти друг другу навстречу,
искать компромисс.

•           Если компромисс невозможен, то рассудительно и
спокойно объяснить другому свою позицию и далее
придерживаться ее.

•           Находясь  в  состоянии  раздражения,   не   пытаться
выяснять друг с другом взаимоотношения.


18. Работа психолога-консультанта с проблема воспитания в семье.

Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками.

В практике психологического консультирования встречаются следующие проблемы:  Ребенок чрезмерно активный или, напротив, необычно пассивный, апатичный, безразличный ко всему. И та и другая крайности в поведении ребенка могут, естественно, вызывать обоснованное беспокойство родителей.  Между их детьми  не складываются нормальные взаимоотношения и довольно часто возникают конфликты. . Супруги, у которых ребенок еще находится  раннем возрасте, не могут  договориться о том, как им обучать и воспитывать ребенка.  Ребенок, которому уже исполнилось семь лет, не хочет идти в школу. В психике и поведении ребенка-дошкольника родители обнаружили нечто такое, что их тревожит.  Родители ребенка старшего дошкольного возраста готовят его к поступлению в школу и хотят сделать все, от них зависящее, чтобы как можно лучше подготовить ребенка к обучению в школе. Однако у них возникают в связи с этим проблемы.  Родители желают приступить к обучению своего ребенка с раннего дошкольного возраста, но не знают, правильно ли они делают, с ранних лет загружая ребенка серьезной учебой. Между родителями и детьми младшего школьного возраста могут возникнуть следующие варианты проблем, требующих проведения психологического консультирования. 1. Родители, у которых ребенок уже  учится в первом классе школы, беспокоятся о том, что он плохо учится. 2. у  ребенка  не складываются нормальные взаимоотношения с другими детьми и учителями. У родителей, имеющих детей-подростков, и у самих подростков  Между родителями и детьми, достигшими подросткового возраста, постоянно возникают конфликты по самым разным вопросам.  По какой-то причине дети-подростки не хотят учиться, ведут себя вызывающе, недобросовестно выполняют свои обязанности по дому, не выполняют данные родителям обещания и т.п. . Родителям кажется, что дети-подростки что-то от них скрывают. Родители вместе с тем замечают, что дети часто проводят время вне дома, избегают общения с ними. Подросток ничем серьезным, с точки зрения родителей, не интересуется и не хочет заниматься своим развитием. Рассмотрим практику проведения психологического консультирования на примере :

 Конфликты между подростками и родителями в семье -  часто встречающееся явление. Такие конфликты обычно связаны с переходом ребенка на более высокий уровень психологического развития. Необходимо иметь как возможные следующие практические рекомендации: 1.Постараться   прекратить   эмоционально   отрицательно реагировать   на   вызывающие   действия   и   поступки
подростка,    его    сопротивление    разумным    доводам взрослых. Следует попытаться объективно разобраться в том, что на самом деле происходит, почему подросток ведет себя именно так, а не иначе.

2.Подумать   над   тем,   как   лучше   убедить   подростка
изменить свое поведение. 3.Принять решение и действовать исключительно методом убеждения, не прибегая к принуждению.

4.Настойчиво продолжать добиваться своего, действуя так
до тех пор, пока проблема не будет решена. 5. Перестать отрицательно реагировать на отказ подростка рассказывать о себе и о    своих делах. Относиться с пониманием и уважением к стремлению  подростка много времени  проводить вне дома в общении со сверстниками. 6. Прекратить игнорировать, отмахиваться от серьезного обсуждения тех вопросов, которые волнуют подростка. Перестать пренебрежительно реагировать на суждения подростка. 7.Незаметно, ненавязчиво, но искренне  и
доброжелательно, на равных включаться в разговоры подростков,   добиваясь   того,   чтобы   они   принимали взрослых в свое общество и доверительно обсуждали с ними волнующие их вопросы. Набравшись терпения, родители должны использовать только положительный опыт общения. Здесь им, скорее всего, понадобятся систематические консультации с психологом.

20. Отечественные и зарубежные концепции профориентации.

В 1983 г. — понятие профпригодность (совокупность  сихологических и психофизиологических особенностей человека, а также наличие у него специальных умений и навыков необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности. Два компонента структуры: — особенности психики 2- профессиональные умения и навыки. 1991 г. - Левитов - «пригодным к профессии следует считать человека, который по своим индивидуальным качествам соответствует этой профессии». 1996 г. - Маркова АН. - совокупность психических качества человека, необходимую и достаточную для достижения высокой эффективности труда (подход направлен к индивидуальным качествам человека). Совокупность этих особенностей имеет свою структуру и к числу наиболее значимых компонентов нужно отнести профессиональные способности. Исходя из классификации способностей. Теплова - все способности можно разделить на 2 группы: 1-общие способности (характеризуется качество мышления человека и процессов перцепции (восприятие, быстрота мышления). 2 - специальные способности - способность к определенному типу деятельности (музыкальной, художественной, математической, организаторские способности). Ю.А.Орлов — он предложил (по схеме Теплова) выделять профессиональные способности как комбинацию общих (направленная способность быть учителем) и специальных (быть учителем физики). 2      компонент — профессиональная мотивация. Человек считает своим призванием эту профессию, он считает, что должен заниматься именно этим видом деятельности. Профессиональная мотивация - бывает устойчивая, образующая основные соединения профессии и неустойчивая (случайная). 3 компонент - занания и умения. 4    компонент - определенные черты  характера (трудолюбие, самостоятельность,   ответственность   —   это   те   качества,    которые побуждают человека к труду). 5 компонент - удовлетворенность трудом и результатами труда (труд учителя, психолога, врача, менеджера). Виды профессиональной пригодности.

Л.Ю.Гильбух - 1981 г. - предложил разделить профессиональную пригодность на два вида: 1    - абсолютная профессиональная пригодность (он во всех своих особенностях отвечает требованиям профессии). Сущ. профессии, где присутствует проф. риск, по этому должно быть полное соответствие, например, диспетчер аэропорта (должен быть внимателен). 2                     - относительная профессиональная пригодность – частичное совпадение особенностей человека и требований профессии. Относительная должна быть более 50%. Оценка профессиональной пригодности может осуществляться по следующим признакам: самооценка самого себя как профессионала; экспертная       оценка       специалиста,       коллегами       и руководителями     (профессиональные    экспертизы     или профессиональные аттестации). В первую очередь проверка профессиональных   знаний,   умения,   навыков,   качества результатов труда. Теории профессиональной пригодности. Как должны соотноситься особенности человека к требованиям профессии. Делятся на две группы: 1 группа - типологическая (разделение людей на типы). Шпрангер выделил следующие типы индивидуальности: теоретический человека, экономический человек, эстетический человек,

социальный человек, политический человек, религиозный человек,

Голанд предложил деление на 6 типов: реалистический,  интеллектуальный, социальный, предпринимательский, артистический.

Эрик Берк выделил 3 основных жизненных сценария: взрослый, родитель, ребенок. Родительские профессии - учить, готовить, ухаживать. Детские профессии - все профессии политики, искусства, спорт, артистические.

Детские профессии - все профессии, связанные с контролем (милиция).

В 1995 г. Изабэль Майерс и Катарина Бригсс предложили типологию, опираясь на 4 основные характеристики, которые регулируют жизнедеятельность человека. 1 основание  —  это  то,   как  человека  сосредотачивает  свое внимание   и   взаимодействует   с   окружающим   миром   (по   этому основанию виден экстравертивные и интравертивные люди). 2 основание   —   способность   принять   решение   (по   этому
основанию выделяются чувствующие или интуитивные люди). 3 основание — сбор информации (выделяют мыслительный или
эмоциональный тип). 4 основание   -   это   то,   как   человек   взаимодействует   с окружающим    миром    (он    хочет    перестроить    окружающий    мир /процессуальный или результативный/). Каждый тип имеет перечень профессий, который ему соответствует. Интравертированный - психолог - сосредоточение на себе. II вид теории представлен в российской типологии (деятельный подход). Гильбух - предложил понятие абсолютной и относительной профессиональной пригодности и предложил диагностировать степень пригодности человека к профессии (для этого нужно знать особенности человека и выделять требования, которые данная профессия может предъявить). 2-я теория Климова - его идея строится на 4 степенях пригодности. 1                      - непригодность к профессии (несоответствие профессии) 2                       -   годность    к    профессии    (почти    полное   соответствие профессии) 3- соответствие профессии и выражается в том, что у человека нет явных противопоказаний и явных показаний 50x50. 4— призвание (когда человек полностью соответствует всем требованиям профессии и считает ее своим призванием).

21. Основные направления и этапы профориентационной работы в школе. Основные направления:

1.        ознакомление учащихся с особенностями различных профессий на уроках и во вне урочное время.

2.        показ практического труда во время экскурсий на предприятие.

3.        встреча с интересными людьми (политики, научные деятели, выпускники школы и т.д.)

4.        знакомство с веером профессии (спрос на профессию в регионах)

5.        обучения учащихся начальным навыком производственных профессий на уроках труда

6.        использование средств массовой информации

7.   профессиональные игры

Этапы профориентационной работы. Выделяют 3 этапа связанных с периодами возрастного развития

1.  младший школьный возраст — интерес к профессии носит периферический характер. На этом этапе рассказывают о
профессиях.

2.         средний школьный возраст. Основная задача в формировании собственного Я, необходимо помочь школьнику узнать
себя, проанализировать интерес к школьным предметам.

3.    старший школьный возраст. Необходимо, чтобы школьник понимал нужность профессии. Главным критерием выбора служат ценностные ориентации.План работы психолога по оказанию профориентационной помощи.1). 7-8 кл. На этом этапе производится изучение профессиональных намерений учащихся (психодиагностика и т.д.).

2). 9 кл. Индивидуальные профессиональные консультации для тех, кто хочет поступать в средние профессиональные учреждения.

3). 10-11 кл. Октант уверенно выбрал профессию, наметил план ее получения и начал этап допрофессиональной подготовки - это обучение в специализированном классе, посещение курсов для поступающих, этап профессиональной пробы (когда школьник пытается проверить наличие у себя качеств тех профессий которые он хочет идти после школы).

23. Профпросвещение: задачи и методы работы. Модель принятия решения по выбору профессии. Цель просвещения – помощь в профсамоопределении Методы просвещения, предложенные Пряжниковым и Овчарой. Основные группы методов. Беседа (цель - выявить представление оптанта о мире профессии). Дискуссии - делает учитель,  завуч  по  воспитательной работе   и   психолог.   Основная   цель   -   активизировать профессиональные         намерения         и         расширить профессиональные представления   октантов    Например, тема - трудовой путь человека (легко или прости, трудно -
тяжело, нужно на сегодняшний день или не нужно). 1.Экскурсия - получение информации о группе профессий.2. Написание    учащимися    рефератов    и    сочинений    о профессиях (например, «Профессия моих родителей»).3.Чтение литературы по профессиях.4. Встреча с профессионалами (родители учеников).5.Проведение    профориентационной    игры    и    тренинги (участие профконсультанта, психолога).3 вида профессиональных игр: 1                        вид - активизирующие «опросники» Пряжникова.Предложить октанту для анализа и самоанализа проблемные ситуации, где он должен в письменной форме найти 2-3 варианта решений и указать, каким бы он сам воспользовался. Например, 1) Ваш друг просит совета, какое решение принять. Ему предлагают работу в фирме несостоятельной, «нечестной». 2) Приглашают на работу с большим испытательным сроком и без обязательного трудоустройства.Цель — расширение представлений об аспектах деятельности человека и активация самостоятельности октанта при выборе профессии.2 вид   —   карточные   профессиональные   консультационные методики.Суть их в следующем: с помощью предлагаемой информации октанту предлагается создать модель будущей профессии.Например, игра «Я в профессии». Октанту предлагается написать свои важнейшие качества. Например: цель, порядочность; далее предлагаются карточки с пустыми ячейками, на которых написаны важнейшие названия профессий. Из своих возможностей он должен выбрать то, что он сможет реализовать в этой профессии.3         вид - профориентационная игра или   тртениг (Пряжников, Самоукин). Человеку предлагается проанализировать и прочувствовать на себе достоинства и недостатки определенных профессий, которые
выносятся в эту игру. Предлагается создать идеальный вариант фирмы.
Основная   цель  -  расширение  представления  о  современном   мире
профессий. А так же понять какие особенности в нем самом являются
устойчивыми,   и   он   обязательно   должен   их   учитывать,   выбирая
профессию.

22. Групповая и индивидуальная профконсультация: виды, методы.

Профконсультация - одно из направлений профориентационной работы. Профконсультация имеет своей целью оказание помощи в выборе профессии. Модели могут быть различными.Профконсультация может проводиться как в групповой так и в индивидуальной форме.

Групповая предполагает расширение представлений оптанта о мире профессии по их выбору и проводится тренинг или игры.Тренинг - упражнения, помогающие понять подростку свои склонности, узнать склонности у членов группы, сформировать свою стратегию в выборе профессии.Индивидуальная - выявляются диагностики, оказывается помощь в принятии решения в выборе профессии.Групповая консультация: Виды:

1.                   Информация - введение в мир профессии;

2.         Диагностическая - с помощью анкет (диагностика профес-х
намерений  школьников)  диагностирование  интересов  и
склонностей.   Обработку   данных      могут  делать   сами
школьники.      Анкета      оптанта      позволяет      выявить
профессиональные намерения и степень их устойчивости.
Дифференциально-диагностический   опросник,   опросник
профессиональной готовности - целесообразно проводить в
группе, важно правильно настроить школьников к этой
работе    (может    быть    негативизм,     непонимание    у
школьников). Надо снять эти сомнения.

3.         Обучающая - целесообразно рассмотреть модель процесса
принятия решения  по выбору профессии, рассказать о
классификации профессии по Климову.

4.         Развивающая - игры, групповые тренинги по развитию
общих   способностей.   Средства   -   беседа,   дискуссия,
тренинги, игры, анкеты, интервью.Индивидуальная профконсультация. Проблемы, с которыми обращаются на профконсультации. 1.      Незнание мира профессий - использов. ДДО, ОПГ, чтобы выявить класс профес, предложить оптанту выявить этот класс профес

2.         Незнание самого себя - психологическая стратегия — тесты на
интеллект, понятливость, познавательную сферу, Айзенк.

3.                   Неадекватная   самооценка   -   причина   направильного   выбора
профессии или человек занижает планку притязаний или завышает
+ проблема отставания в личностном развитии.

4.         Отождествление профессии с учебной дисциплиной.

5.         Недостаток жизненного опыта, незнание себя, незрелость вызывает
у подростка страх перед выбором профессии.Методика профконсультирования Вержаковской. Профконсультирование содержит все основные компоненты психологического консультирования.

Установление раппорта между консультантом и оптантом. Что тебя привело на консультацию? Что ты хочешь узнать о себе или о профессии? Необходимо получить много информации об оптанте, добиться сотрудничества — психологическая готовность выбора профессии - итог труда оптанта. Каким ты представляешь себе свое будущее? Уточнить идеальное и реальное. - Связь будущего с настоящим.Метод проведения профконсультирования Климова.

1.                   Выявление      профессиональных     намерений     (куда
школьник собирается идти после школы).

2.         Выявление    интересов    (назвать    любимые    учебные
предметы).

3.         Склонности, любимые занятия в свободное время.

4.         Способности (в отношении каких учебных предметов
проявились способности; совпадают ли его склонности и
способности при выборе профессии).

24. Профессиональная  информация:  структура,  источники  информации,  методы работы. Профессиональное информирование - вид помощи, позволяющий расширить представление подростка о мире профессий и получить конкретную информацию о выбранной профессии. Основные способы получении информации подростком о мире профессии. 1 источник - сверстники (неполный источник). 2 источник - родители (неполный источник).

3 источник - информация, которую он получает в школе из разговора с учителями (+,-). 4           источник - средства массовой информации (+,-). 5источник   -   профессиональные   консультации   (+   полный
источник). Сам психолог должен иметь следующие группы знаний:

1.                   Представление о профессии, чем профессия отличается от
специальности, специализации, квалификации. В какой сфере
проявляется эта специальность.

2.                   Иметь   представление   о   профессии,   как   о       системе
профессионально важных качеств, профессиональных задач и
результатов      труда.,      т.е.      профессионализма.      Иметь
представление о возможности повышения квалификации и
степени востребованности той или иной профессии.

3.                   Иметь представление о  классификации профессий  и ее
основных структурных компонентах.

Автор Струмилин С.Г. — 1983 г. — он разделяет все профессии на следующие группы: 1 группа - автоматический т руд (строго регламентированный с однотипными, мелкими операциями в течение дня (сборщик не часовом заводе, работы связанные с конвейером).

2     группа —  полуавтоматический  труд     (трудовые  операции
однообразны, но возможно разнообразие в ритме и стиле деятельности
/рабочие   специальности,   которые   работают  на  сдельных  условиях
оплаты труда/). 3 группа   —   шаблонный   исполнительский   труд   (трудовые операции определены  инструкциями,  они  разнообразны  и  ритм  их зависит от самого человека /швея, повар/). 4 группа  -  самостоятельный  труд   в   пределах   конкретной трудовой задачи,  предоставляется свобода выбора приемов труда и сроков (например, поставлена задача сделать то-то: психолог, учитель, врач). 5          группа - свободный, творческий труд (писатели, композиторы - нет конкретных трудовых задач и способов их преодоления). А так же существует классификация профессий Климова.

25. Методы изучения профессиональных склонностей и направленности. 1993 г. Климов разделяет профессии по содержанию труда. I тип профессий - выделяет по различию объектных систем. 5 типов: 1             тип - человек живая природа (лесник, озеленитель, цветовод).

2     тип   -   человек   техника,   неживая   техника   (программист,
конструктор, инженер). 3 тип   -   человек   знаковая   система,   объектом   являются естественные и искусственные языки, условные знаки и символы, цифры (бухгалтер, статист, переводчик). 4                  тип — человек художественный образ. Работа с явлениями и факторами художественного отображения действительности (артисты,
художники). 5                  тип   -   человек   -   человек.    Объектом   труда   является распознавание,  обслуживание,  преобразование  групп  населения  или конкретных людей. II         - на класса по признаку целей профессий (выделил 3 класса). 1               - гностические  профессии (распознавать) (учитель-ученый, учитель-воспитатель). 2                     -   преобразующие   профессии   (преобразование   исходного объекта труда) (учитель начальных классов - из не читающего нужно
всему научить, учитель-предметник). 3                - изыскательские профессии суть их в нахождении новых, резервных сторон объектов труда (учителя-новаторы). III - отделы выделяются по признаку основных орудий и средств труда. Выделяют профессии: ручного труда (мойщик машины), машинно-ручного труда (водитель машины), профессии,   связанные   с   применением   автоматических систем (слесарь), профессии, связанные с преобладанием средств труда (певец, пианист).

Данная   классификация   позволяет   расширить   представление подростка о мире профессий и структуре профессий. Изучение профессиональных склонностей с помощью ДДО, карты интересов Голомштока. ДДО (дифференциальный диагностический опросник) -выявление профессиональных склонностей и профессиональных интересов учащихся. Опросник разработан на основе классификации Климова (5 типов деления профессии) по признаку предмета или объекта, с которыми взаимодействует человек в процессе труда.

Изучение склонностей проводится путем анализа самооценки школьников своих профессиональных предпочтений. ДДО используются на всех ступенях школы, а также в работе с взрослыми. Цель: получить сведения об интересах, склонностях и профессиональной направленности личности. Пометить свой выбор нужно знаком «+». Вопросы подобраны и сгруппированы так, что в каждом столбике они относятся к разным группам профессий, отличающихся главным объектом труда. Максим, суммы «+» в тех или иных столбцах указывают на преобладание интересов и склонностей личности к тем или иным группам профессий, т.е. на определенную профессиональную направленность. Карта интересов Голомштока - разработка на основе классификатора профессий Климова (по 5 типам) и предназначена для изучения профессиональных склонностей. Используется в работе со школьниками, уч-ся средних классов и со взрослыми. Профессиональная склонность - это устойчивый проф. интерес. Содержит 174 вопроса, которые сгруппированы по 29 видам проф. деятельности. В отличие от ДДО и ОПГ, карта позволяет определить профессию или отрасль производства. Инструкция: Для того чтобы помочь выбрать профессию, ответьте на вопрос в листе ответов под тем же номером вопр. поставить: если просто нравится - один «+», если очень нравится — «++», если не знаете - 0, если не нравится -"-", если очень не нравится, то - "--".

После завершения работы проводится количественная и качественная оценка. Методика ОПГ, опросник Д.Голланда.ОПГ (опросник профессиональной готовности). Цель: определить предрасположенность личности к определенной профессиональной сфере с учетом желания, отношения и имеющихся умений. Разработан Кабардовой. Состоит из 50 вопросов. На каждый вопрос отвечаем дважды (умею, желаю). Сделан на основе классификатора Климова и на основе самооценки, умений и желаний выполнять ту или иную проф. деятельность. 1-ый ответ- умею ли я это делать? 2 -ой ответ - желаю ли я это делать? Свои ответы оцениваются в 3-х бальной системе: 0 -отрицательный ответ; 1 — неопределенный; 2 - положительный.

Обработка: подсчитывается количество баллов в каждом столбце - суммарное количество баллов. Затем опрашивается наиболее предпочтительная сфера рассматриваемых профессиональных сфер. ОПГ используется с ДДО и КИ (карта интересов). Опосник Голланда (классификатор профессиональных типов личности). Выделил 6 проф. типов: реалистический тип - ориентир на настоящее (механик,
электрик, фотограф); интеллектуальный  -   аналитичен,   рационален   (ботаник, физик, ученый); социальный - соц. умения: учителя, врачи, школьники; конвенциальный — практичен, консервативен:  бухгалтер,
аудитор, счетовод. предприимчивый - руководитель (журналисты, директор); артистический  -  опора  на  эмоции,   фантазию:   музыка,
писатель, декоратор. Инструкция:   Попарно   представлены   различные   профессии, В каждой паре необходимо найти ту профессию, которой отдает предпочтение.   Суммируем   «+».   Наибольшее   количество   «+»   дает результат принадлежности к тому или иному типу.

27.Подбор: поиск и отбор персонала. Подбор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа должна проводиться буквально по всем специальностям - конторским, производственным, техническим, административным. Подбор обычно ведут из внешних и внутренних источников. К средствам внешнего подбора относятся: публикация объявлений в газетах и профессиональных журналах, обращение к агентствам по трудоустройству и к фирмам, поставляющим руководящие кадры, направление заключивших контракт людей на специальные курсы при колледжах. Некоторые организации приглашают местное население подавать в отдел кадров заявления на возможные в будущем вакансии.

Большинство организаций предпочитают проводить подбор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и усиливает привязанность работников к фирме.

Отбор кадров. На этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе подбора. В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и с его подчиненными. Эффективный отбор кадров представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов. К трем наиболее широко применяемым методам сбора информации,  требующейся для принятия решения при отборе, относятся испытания, собеседования и центры оценки. Собеседования. Собеседования до сих пор являются наиболее широко применяемым методом отбора кадров. Даже работников неуправленческого состава редко принимают на работу без хотя бы одного собеседования. Подбор руководителя высокого ранга может потребовать десятков собеседований, занимающих несколько месяцев. Исследования показывают, что структурированные интервью со стандартизированными и записанными вопросами и ответами повышают точность этого метода.

26. Основные направления деятельности службы управления персоналом. Менеджер по персоналу выступает в роли защитника интересов работников перед другими управляющими; советника для последних по проблемам отношений с подчиненными; координатора взаимодействия персонала. Важнейшим элементом служб персонала являются кадровые подразделения, управляющие его движением.

Их основные функции: учет персонала; прогнозирование и планирование потребности в кадрах; организация набора, отбора, подготовки, переподготовки, перемещения, увольнения работников; изучение и оценка кадров руководителей, специалистов и представление руководству рекомендаций по замещению вакантных должностей теми или иными лицами; формирование кадрового резерва и работа с ним по специальным программам; участие в аттестации персонала и мероприятиях по ее итогам В структуре управления персоналом выделяют несколько блоков.

1.                   блок формирования персонала (комплектование, изучение,
подготовка, увольнение);

2.                   блок    распределения    и    перераспределения    персонала
(первичная расстановка, увольнение);

3.                   блок создания условий использования персонала (охрана
труда,      организация      медицинского      и      социального
обслуживания, выработка методов стимулирования);

4.                   разработки нормативов по персоналу (производительности,
расхода времени, оплаты труда);

5.                   подразделения    по    созданию    и    совершенствованию
структуры   и   системы   управления,   осуществляющие   их
проектирование и управление процессами формирования.

Но сегодня в России с кадрами рассредоточена в основном между разными службами и подразделениями. Работа служб персонала имеет два направления: тактическое и стратегическое. Первое осуществляет текущую кадровую работу: анализ состояния и планирование потребностей в кадрах, разработка штатных расписаний, осуществление набора. Оценки и отбора персонала; тестирование; планирование ближайших кадровых перемещений и увольнений, текущий учет и контроль, подготовка, переподготовка и повышение квалификации, формирование резерва на выдвижение, пропаганда организационных ценностей и воспитание персонала в их духе. Сегодня главным направлением деятельности кадровых служб считается формирование трудовых ресурсов: планирование потребности в них и организация практических мероприятий по набору кадров, разрешение конфликтов, проведение социальной политики. Суть кадровой работы состоит в определении того, что конкретно, кем, как и с помощью чего должно делаться на практике в данный момент в сфере управления персоналом. Решение этих повседневных задач основывается на административных методах. Стратегическое направление работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации - системы теоретических взглядов, идей, требований, практических мероприятий в области работы с персоналом, ее основных форм и методов.



28.Мотивация деятельности персонала и технология ее формирования. Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. В управлении хоз. деятельностью впервые проблема мотивов и стимулов была поставлена Адамом Смитом, который считал, что людьми управляют эгоистические мотивы, постоянное стремление людей улучшать свое материальное положение. Смит имел в виду мотивацию предпринимателя, мотивация рабочих его не интересовала. Американский теоретик Тейлор устранил этот пробел. Он считал, что рабочими управляют только инстинкты удовлетвор. потребностей физиологического уровня. Каждый работает по необходимости, стремится работать поменьше. Он считал, что принудительная сила администратора - главный мотор производства и главная мотивация к труду. Повременная оплата труда не позволяет работнику распоряжаться своим временем, администратор же задает темп труда, запрещая самовольные остановки. Избыток рабочей силы, неполная занятость населения явились мощным стимулом повышения производительности труда и влияли на мотивацию работников. В 50-60 годы этот метод исчерпал себя. В 30-е годы в США возникло гуманистическое направление в управлении (Элтон Мэйо), которое было обогащено исследов. Маслоу. Маслоу предложил классификацию потребностей.

1. Основные физиологические потребности - в пище, воде, сне,    жилище,    сексуальная    удовлетворенность.    Базовые потребности. Важный стимул к удовлетворению - деньги, т.е. перспектива экономической состоятельности.

2.                   Потребность в безопасности - избегание травм, болезней.
Им отвечают такие стимулы, как гарантированная работа, соц.
страхование, пенсионное обеспечение.

3.                   Социальные  потребности — постоянный  контакт с  себе
подобными - социальность - Мэйо.

4.                   Потребность в уважении - статус, престиж, самоуважение,
уверенность в себе.

5.                   Потребность   в   самореализации   -   полная   реализация
потенциала, творчество.

Английские ученые Вудкон и Фрэнсис построили таблицы, где говорили, что не будет эффекта от «главных мотиваторов, если не решено с «регуляторами мотивации». Регуляторы мотивации: Рабочая  среда  (рабочее  место,  уровень  шума,   чистота,
дизайн, столовая), Вознаграждение         (зарплата,         прочие         выплаты, дополнительные выгоды, мед. обслуживание). 3.           Чувство безопасности (уважение, одобрение окружающих). Главные мотиваторы: Личностное развитие (ответственность, экспериментиров., новый опыт, возможность для обучения, карьеры).

Чувство   причастности   (совместное   принятие   решений,
консультации, ощущение рабочей полезности). «Интерес и вызов» (интересные проекты, развивающийся опыт, возраст, ответственность).

Ф-ры 1,2,3 могут действовать как демотиваторы, если работники не удовлетворены ими, ф-ры 4,5,6 могут увеличить заинтересованность работников и обеспечить организации крупные достижения.

29.Корпоративная культура. Основные пути и методы ее формирования. Организационная культура - это разделяемые принципы, особенности поведения, ценностей, установки людей, которых они придерживаются. Содержание организационной культуры Харрис, Морана 10 характеристик: осознание себя и своего места в организации; коммуникационная система и язык общения; внешний вид, одежда и представление себя на работу; анализируется, что и как едят люди; осознание времени, отношение к нему и использование его; взаимоотношение между людьми; ценности и нормы; вера во что-то и отношения или расположение к чему-то; процесс развития работника и научение; трудовая этика и мотивирование.

Проявление организационной культуры происходит через коммуникации. Содержание организационной культуры влияет на то, какие вырабатываются образы поведения, разговор, эмоции и т.д. Культура зависит от культуры лидера. Формы поддержания организационной культуры. Возможно за счет включения стиля управления, перепроектирования ролей в организации, изменение критериев стимулирования, смены акцентов кадровой политики, смены символики и обрядности, изменение объектов внимания со стороны менеджеров (обряд усиления - лучший токарь, обряд единения - празднование дат, праздников, выезд на шашлыки и т.д.)

Подходы к Формированию организационной культуры.

Организационная переменная

Алминистратииная культура

1 .Система контгюдя

Из вне

2.Отношение к собственности

Собственник


ппоп-са

ЦЭтношение кжнможностям

Жлет момента

4.   Преимущественное   решение

Рациональная

проблем

5. Делегирование

Централизация

6. Организационная структура

Иерархия

7. Отношение субординации

Взрослый ребецш

8 Организационный diOKve

На организацию.

9. Произволственная стратегия

Снижение стоимости

ШЛ"лавные цели

Производительность

11. Полхол к управлению

Системный

12. Выполнение работы

По правилам

13. Проводимые изменения

Модификация

14.     Основополагающий     курс

Лепать лело правильно

лействия

30.Виды конфликтов на предприятии, пути их предупреждения и разрешения. 1 вид- конфликт между отделами или подразделами предприятия -это конфликт функциональных обязанностей
— решается должностными инструкциями. 2 вид- конфликт внутри отделов или внутригрупповой - чаще всего возникает по поводу вопросов власти или зарплаты - решается работой с неформальным лидером, и прозрачность финансовой отчетности (но чаще отчетность является не
прозрачной (комер. тайна) и становится достоянием всех). 3 вид - межличностный конфликт, особенности - переход делового общения на личностный уровень (не успел сделать - ты лентяй), решение — переход от взаимных привязанностей к основной проблеме. Типы конфликтных личностей: 1тип - грубиян - танк - прет на пролом, не слышит окружающих, грубые формы общения. 2 тип - грубиян - крикун — все вопросы решает при помощи крика (разозлен, испуган и расстроен). 3 тип — граната — не известно когда взорвется (взорвется когда чувство беспомощности). 4 тип - пессимист — достает тем, что все видит в плохом свете. 5 тип - сверх покладистый - много обещает, но очень часто предлагает свою помощь, но не делает. 6 тип - жалобщик - постоянно информирует руководство обо всем. 7 тип — всезнайка — ощущает превосходство над окружающими. 8 тип - ложный альтруист - делает добро и в глубине души жалеет об этом (самый опасный тип). Профилактика конфликтов. Профилактике конфликта, как и его предотвращению в целом служат такие меры, как: правильный подбор и расстановка кадров;

постоянное      совершенствование      оплаты      труда      в соответствии с изменяющейся ситуацией; ритмичность работы, внимание к условиям труда и жизни работников; совершенствование  методов  управления  организацией  с учетом изменения ситуации; своевременное обеспечение ресурсами, их рациональное и справедливое распределение;

соответствие прав и обязанностей сотрудников, особенно  руководителей,  строгий  контроль  за уважением  прав  и выполнением      обязанностей,      поддержание      высокой трудовой дисциплины;

четкое распределение производственных заданий, полномочий и ответственности; создание формального и неформального    авторитета

руководителя; формирование благоприятных межличностных отношений;

укрепление коллективных норм саморегуляции поведения работников, сплачивание коллектива; уделение  особого  внимания  слухам,   сплетням,   мелким ссорам,    которые   обычно   являются    показателями    не загруженности работников и создают благоприятную для конфликтов почву; обеспечение равномерности загрузки всех сотрудников. ведущую роль в обращении с конфликтами играет непосредственный руководитель подразделения, в котором конфликт назревает или уже развивается.



















Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.