РУБРИКИ

Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод:

эстетический тип мотивации – 2 человека, что составляет 10%;

когнитивный тип мотивации – 5 человек, что составляет 25%;

практический тип мотивации – 3 человека, что составляет 15%;

прагматический тип мотивации – 10 человек, что составляет 50%.

Таким образом, у большинства пожарных преобладает прагматический тип мотивации взаимодействия с природными объектами.


Рис.11. Ведущий тип мотивации взаимодействия с природой.

Таблица 2. Диагностика ведущего типа мотивации взаимодействия с природой в контрольной группе.

Кол-во баллов, набранных по каждому типу

Удельный вес мотиваций

Ведущие типы мотивации

Э

К

П

Пг

Э

К

П

Пг

2

2

3

5

3

3

2

1

Прагматический

3

4

0

5

3

2

4

1

Прагматический

1

6

2

3

4

1

3

2

Когнитивный

4

3

2

3

1

2

3

2

Эстетический

5

0

4

3

1

4

2

3

Эстетический

3

3

1

5

2

2

3

1

Прагматический

1

2

4

5

4

3

2

1

Прагматический

3

1

5

3

2

3

1

2

Практический

2

3

2

5

3

2

3

1

Прагматический

3

1

5

3

2

4

1

2

Практический

1

2

4

5

4

3

2

1

Прагматический

4

5

3

2

2

1

3

4

Когнитивный

2

2

3

5

3

3

2

1

Прагматический

5

3

3

1

1

2

2

3

Эстетический

2

0

4

6

3

4

2

1

Прагматический

2

2

5

3

3

3

1

2

Практический

2

3

1

6

3

2

4

1

Прагматический

5

3

2

2

1

2

3

3

Эстетический

1

2

4

5

4

3

2

1

Прагматический

1

2

4

5

4

3

2

1

Прагматический


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод:

эстетический тип мотивации – 4 человека, что составляет 20%;

когнитивный тип мотивации – 2 человека, что составляет 10%;

практический тип мотивации – 3 человека, что составляет 15%;

прагматический тип мотивации – 11 человек, что составляет 55%.

Таким образом, у большинства курсантов также преобладает прагматический тип мотивации взаимодействия с природными объектами, Для всех испытуемых природа — это, прежде всего, источник какого-либо материального продукта, объект пользы.

Рис.12. Ведущий тип мотивации взаимодействия с природой.


2.4 Исследование субъективного отношения к природе


Методика "Доминанта" направлена на диагностику субъективного отношения к природе.

На основании полученных результатов исследования в экспериментальной группе можно сделать следующий вывод:

высокодоминантное субъективное отношение к природе – 6 человек, это составляет 30%;

среднедоминантное субъективное отношение к природе – 5 человек, это составляет 25 %;

низкодоминантное субъективное отношение к природе – 9 человек, это составляет 45%.

Таким образом, у большинства пожарных преобладает низкодоминантное субъективное отношение к природе.


Рис.13. Диагностика субъективного отношения к природе


На основании полученных результатов исследования в контрольной группе можно сделать следующий вывод:

высокодоминантное субъективное отношение к природе – 3 человека, это составляет 15%;

среднедоминантное субъективное отношение к природе – 4 человека, это составляет 20 %;

низкодоминантное субъективное отношение к природе – 13 человек, это составляет 65%.

Таким образом, у большинства курсантов преобладает низкодоминантное субъективное отношение к природе.


Рис.14. Диагностика субъективного отношения к природе


2.5 Исследование уровня агрессивности


Таблица 3. Диагностика уровня агрессивности по тесту А. Ассингера

в экспериментальной группе

№ п/п

Показатель агрессивности

Уровень агрессивности

1.            

38

средний

2.            

38

средний

3.            

25

низкий

4.            

48

высокий

5.            

34

низкий

6.            

36

средний

7.            

48

высокий

8.            

46

высокий

9.            

41

средний

10.         

43

средний

11.         

41

средний

12.         

45

высокий

13.         

44

средний

14.         

48

высокий

15.         

45

высокий

16.         

45

высокий

17.         

46

высокий

18.         

45

высокий

19.         

40

средний

20.         

52

высокий


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод:

Высокий уровень агрессивности испытывают 10 человек, что составляет 30%.

Средний уровень агрессивности испытывают 8 человек, что составляет 35%.

Низкий уровень агрессивности испытывают 2 человека, что составляет 10%.

Таким образом, большинство пожарных испытывают высокий уровень агрессивности.


Рис.15. Исследование уровня агрессивности


Таблица 4. Диагностика уровня агрессивности по тесту А. Ассингера в контрольной группе

№ п/п

Показатель агрессивности

Уровень агрессивности

1.            

48

высокий

2.            

46

высокий

3.            

27

низкий

4.            

28

низкий

5.            

26

низкий

6.            

46

высокий

7.            

48

высокий

8.            

28

низкий

9.            

38

средний

10.         

25

низкий

11.         

41

средний

12.         

27

низкий

13.         

30

низкий

14.         

37

средний

15.         

26

низкий

16.         

37

средний

17.         

34

низкий

18.         

38

средний

19.         

40

средний

20.         

52

высокий


На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод:

Высокий уровень агрессивности испытывают 5 человек, что составляет 25%.

Средний уровень агрессивности испытывают 6 человек, что составляет 30%.

Низкий уровень агрессивности испытывают 9 человек, что составляет 45%.

Таким образом, большинство курсантов испытывают низкий уровень агрессивности.

Рис.16. Исследование уровня агрессивности


2.6 Исследование уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации


Таблица 5. Результаты исследования в экспериментальной группе по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

№ п/п

Показатель стрессоустойчивости

Уровень стрессоустойчивости

1.            

201

пороговый

2.            

202

пороговый

3.            

155

высокий

4.            

305

низкий

5.            

174

высокий

6.            

158

высокий

7.            

310

низкий

8.            

306

низкий

9.            

152

высокий

10.         

178

высокий

11.         

200

пороговый

12.         

201

пороговый

13.         

181

высокий

14.         

162

высокий

15.         

301

низкий

16.         

151

высокий

17.         

299

пороговый

18.         

202

пороговый

19.         

205

пороговый

20.         

307

низкий


На основании полученных результатов исследования в экспериментальной группе можно сделать следующий вывод:

Высокий уровень стрессоустойчивости имеют 8 человек, что составляет 40%.

Пороговый уровень стрессоустойчивости имеют 7 человек, что составляет 35%.

Низкий уровень стрессоустойчивости имеют 5 человек, что составляет 35%.

Таким образом, 40% пожарных имеют высокий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, но 35% пожарных имеют низкий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, что соответствует 90% вероятности возникновения какого-либо заболевания. Данные показатели свидетельствуют о том, что они не могут справиться со стрессом.


Рис.17. Диагностика уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации

Таблица 6. Результаты исследования в контрольной группе по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге

№ п/п

Показатель стрессоустойчивости

Уровень стрессоустойчивости

1.            

305

низкий

2.            

303

низкий

3.            

154

высокий

4.            

209

пороговый

5.            

216

пороговый

6.            

312

низкий

7.            

159

высокий

8.            

169

высокий

9.            

155

высокий

10.         

165

высокий

11.         

170

высокий

12.         

173

высокий

13.         

181

высокий

14.         

152

высокий

15.         

183

высокий

16.         

181

высокий

17.         

188

высокий

18.         

179

высокий

19.         

210

пороговый

20.         

307

низкий


На основании полученных результатов исследования в контрольной группе можно сделать следующий вывод:

Высокий уровень стрессоустойчивости имеют 13 человек, что составляет 65%.

Пороговый уровень стрессоустойчивости имеют 3 человека, что составляет 15%.

Низкий уровень стрессоустойчивости имеют 4 человека, что составляет 20%.

Таким образом, 65% курсантов имеют высокий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, но 20% курсантов имеют низкий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, что соответствует 90% вероятности возникновения какого-либо заболевания. Данные показатели свидетельствуют о том, что они не могут справиться со стрессом.


Рис.18. Диагностика уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации


Таблица 7. Результаты исследования уровня стрессоустойчивости личности в экспериментальной группе

№ исп.

Показатель стрессоустойчивости

Уровень стрессоустойчивости

1.               

38

средний

2.               

38

средний

3.               

33

выше среднего

4.               

49

ниже среднего

5.               

39

средний

6.               

31

выше среднего

7.               

47

ниже среднего

8.               

46

ниже среднего

9.               

28

высокий

10.           

31

выше среднего

11.           

40

средний

12.           

39

средний

13.           

40

средний

14.           

38

средний

15.           

40

средний

16.           

32

выше среднего

17.           

41

средний

18.           

38

средний

19.           

38

средний

20.           

46

ниже среднего


На основании полученных результатов исследования в экспериментальной группе можно сделать следующий вывод:

высокий уровень стрессоустойчивости - 1 человек, это составляет 5%;

выше среднего уровень стрессоустойчивости - 4 человек, это составляет 20%;

средний уровень стрессоустойчивости - 11 человек, это составляет 55%;

ниже среднего уровень стрессоустойчивости - 4 человека, это составляет 20%.

Таким образом, большинство пожарных имеют выше среднего и средний уровень стрессоустойчивости.


Рис.19. Диагностика уровня стрессоустойчивости


Таблица 8. Результаты исследования уровня стрессоустойчивости личности в контрольной группе

№ исп.

Показатель стрессоустойчивости

Уровень стрессоустойчивости

1.               

47

ниже среднего

2.               

46

ниже среднего

3.               

28

высокий

4.               

40

средний

5.               

39

средний

6.               

49

ниже среднего

7.               

41

средний

8.               

38

средний

9.               

28

высокий

10.           

31

выше среднего

11.           

31

выше среднего

12.           

32

выше среднего

13.           

33

выше среднего

14.           

29

высокий

15.           

31

выше среднего

16.           

32

выше среднего

17.           

41

средний

18.           

38

средний

19.           

28

высокий

20.           

46

ниже среднего


На основании полученных результатов исследования в контрольной группе можно сделать следующий вывод:

высокий уровень стрессоустойчивости - 4 человек, это составляет 20%;

выше среднего уровень стрессоустойчивости - 6 человек, это составляет 30%;

средний уровень стрессоустойчивости - 6 человек, это составляет 30%;

ниже среднего уровень стрессоустойчивости - 4 человека, это составляет 20%.

Таким образом, большинство курсантов имеют выше среднего и средний уровень стрессоустойчивости.

Рис.20. Диагностика уровня стрессоустойчивости


2.7 Определение влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих


Для того, чтобы проверить гипотезу, поставленную в данном исследовании, необходимо использовать математический метод корреляции Пирсона который позволяет определить взаимосвязь между различными исследуемыми признаками, проведенными на одной и той же выборке.


Таблица 9. Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе

Шкалы

Вед. мотивация

Отношение к природе

Агресс.

Стресс.

Соц. адап

Стресс

Вед. мотивация


0,85

-0,42

-0,43

-0,2

Отношение к природе

0,85


-0,33

-0,25

-0,14

Агрессивность

-0,42

-0,33


0,59

0,54

Стресс и соц. адаптация

-0,43

-0,25

0,59


0,84

Стрессоустойчивость

-0,2

-0,14

0,54

0,84



Таблица 10. Результаты корреляционного анализа в контрольной группе

Шкалы

Вед. мотивация

Отношение к природе

Агресс.

Стресс.

Соц. адап

Стресс

Вед. мотивация


0,83

-0,52

-0,38

-0,23

Отношение к природе

0,83


-0,3

-0,21

-0,13

Агрессивность

-0,52

-0,3


0,56

0,61

Стресс и соц. адаптация

-0,38

-0,21

0,56


0,81

Стрессоустойчивость

-0,23

-0,13

0,61

0,81



Значение коэффициента корреляции Пирсона говорит о наличии сильной взаимосвязи только между личностными характеристиками военнослужащих, как в экспериментальной группе, так и в контрольной. Зависимость психологических особенностей личности военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях несения службы на экологическое сознания военнослужащих не выявлена, так как между данными показателями нет корреляционной связи. Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась.


2.8 Практические рекомендации


На основании полученных результатов социально-психологического исследования была проведена беседа с военнослужащими и были даны для них следующие практические рекомендации:

Каждый может выполнять общие цели и задачи по становлению экологически безопасного общества на местном уровне, а для успешной работы важно -

1) пополнять и развивать собственные экологические знания;

2) экологизировать собственное мышление;

3) утверждать в различных сферах общения общечеловеческие и морально-нравственные ценности;

4) отказаться от сверхпотребления природных ресурсов;

5) лимитировать свои ресурсные потребности;

6) принимать посильное участие в экологическом мониторинге в своей области;

7) пропагандировать идеи устойчивого и экологически безопасного развития общества;

8) осуществлять экологически оправданное поведение в повседневной жизни [1].


2.9 Эколого-психологический тренинг


Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга, направленного на решение следующих задач:

1) коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам;

2) коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;

3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;

4) развитие перцептивных возможностей человека при его контактах с природными объектами;

5) расширение индивидуального экологического пространства.

Тренинг может проводиться в группах из 8—12 человек под руководством ведущего-тренера. Он достаточно универсален в отношении социально-возрастного состава группы.

Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень развития отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой.

Группы комплектуются из представителей любых социально-профессиональных категорий.

Ведущий должен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга, проводиться в самых обычных условиях.

Для эколого-психологического тренинга наиболее подходящей представляется следующая форма: недельный курс по 5—6 часов каждый день, возможна вечерняя форма (по 2—3 часа ежедневно) или 1 раз в неделю и т.д. Ниже приведены для примера некоторые базовые упражнения эколого-психологического тренинга, которые могут служить основой для конструирования по аналогии серии соответствующих заданий.

Упражнение "Экскурсия"

Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе.

Ориентировочное время: Около 1 часа (с обсуждением).

Материалы и подготовка: Живой уголок (зоопарк, музей природы и т.п.), подготовка ведущего к экскурсии.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.