РУБРИКИ |
Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащихНа основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод: эстетический тип мотивации – 2 человека, что составляет 10%; когнитивный тип мотивации – 5 человек, что составляет 25%; практический тип мотивации – 3 человека, что составляет 15%; прагматический тип мотивации – 10 человек, что составляет 50%. Таким образом, у большинства пожарных преобладает прагматический тип мотивации взаимодействия с природными объектами. Рис.11. Ведущий тип мотивации взаимодействия с природой. Таблица 2. Диагностика ведущего типа мотивации взаимодействия с природой в контрольной группе.
На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод: эстетический тип мотивации – 4 человека, что составляет 20%; когнитивный тип мотивации – 2 человека, что составляет 10%; практический тип мотивации – 3 человека, что составляет 15%; прагматический тип мотивации – 11 человек, что составляет 55%. Таким образом, у большинства курсантов также преобладает прагматический тип мотивации взаимодействия с природными объектами, Для всех испытуемых природа — это, прежде всего, источник какого-либо материального продукта, объект пользы. Рис.12. Ведущий тип мотивации взаимодействия с природой. 2.4 Исследование субъективного отношения к природе Методика "Доминанта" направлена на диагностику субъективного отношения к природе. На основании полученных результатов исследования в экспериментальной группе можно сделать следующий вывод: высокодоминантное субъективное отношение к природе – 6 человек, это составляет 30%; среднедоминантное субъективное отношение к природе – 5 человек, это составляет 25 %; низкодоминантное субъективное отношение к природе – 9 человек, это составляет 45%. Таким образом, у большинства пожарных преобладает низкодоминантное субъективное отношение к природе. Рис.13. Диагностика субъективного отношения к природе На основании полученных результатов исследования в контрольной группе можно сделать следующий вывод: высокодоминантное субъективное отношение к природе – 3 человека, это составляет 15%; среднедоминантное субъективное отношение к природе – 4 человека, это составляет 20 %; низкодоминантное субъективное отношение к природе – 13 человек, это составляет 65%. Таким образом, у большинства курсантов преобладает низкодоминантное субъективное отношение к природе. Рис.14. Диагностика субъективного отношения к природе 2.5 Исследование уровня агрессивности Таблица 3. Диагностика уровня агрессивности по тесту А. Ассингера в экспериментальной группе
На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод: Высокий уровень агрессивности испытывают 10 человек, что составляет 30%. Средний уровень агрессивности испытывают 8 человек, что составляет 35%. Низкий уровень агрессивности испытывают 2 человека, что составляет 10%. Таким образом, большинство пожарных испытывают высокий уровень агрессивности. Рис.15. Исследование уровня агрессивности Таблица 4. Диагностика уровня агрессивности по тесту А. Ассингера в контрольной группе
На основании полученных результатов исследования можно сделать следующий вывод: Высокий уровень агрессивности испытывают 5 человек, что составляет 25%. Средний уровень агрессивности испытывают 6 человек, что составляет 30%. Низкий уровень агрессивности испытывают 9 человек, что составляет 45%. Таким образом, большинство курсантов испытывают низкий уровень агрессивности. Рис.16. Исследование уровня агрессивности 2.6 Исследование уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации Таблица 5. Результаты исследования в экспериментальной группе по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
На основании полученных результатов исследования в экспериментальной группе можно сделать следующий вывод: Высокий уровень стрессоустойчивости имеют 8 человек, что составляет 40%. Пороговый уровень стрессоустойчивости имеют 7 человек, что составляет 35%. Низкий уровень стрессоустойчивости имеют 5 человек, что составляет 35%. Таким образом, 40% пожарных имеют высокий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, но 35% пожарных имеют низкий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, что соответствует 90% вероятности возникновения какого-либо заболевания. Данные показатели свидетельствуют о том, что они не могут справиться со стрессом. Рис.17. Диагностика уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации Таблица 6. Результаты исследования в контрольной группе по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
На основании полученных результатов исследования в контрольной группе можно сделать следующий вывод: Высокий уровень стрессоустойчивости имеют 13 человек, что составляет 65%. Пороговый уровень стрессоустойчивости имеют 3 человека, что составляет 15%. Низкий уровень стрессоустойчивости имеют 4 человека, что составляет 20%. Таким образом, 65% курсантов имеют высокий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, но 20% курсантов имеют низкий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, что соответствует 90% вероятности возникновения какого-либо заболевания. Данные показатели свидетельствуют о том, что они не могут справиться со стрессом. Рис.18. Диагностика уровня стрессоустойчивости и социальной адаптации Таблица 7. Результаты исследования уровня стрессоустойчивости личности в экспериментальной группе
На основании полученных результатов исследования в экспериментальной группе можно сделать следующий вывод: высокий уровень стрессоустойчивости - 1 человек, это составляет 5%; выше среднего уровень стрессоустойчивости - 4 человек, это составляет 20%; средний уровень стрессоустойчивости - 11 человек, это составляет 55%; ниже среднего уровень стрессоустойчивости - 4 человека, это составляет 20%. Таким образом, большинство пожарных имеют выше среднего и средний уровень стрессоустойчивости. Рис.19. Диагностика уровня стрессоустойчивости Таблица 8. Результаты исследования уровня стрессоустойчивости личности в контрольной группе
На основании полученных результатов исследования в контрольной группе можно сделать следующий вывод: высокий уровень стрессоустойчивости - 4 человек, это составляет 20%; выше среднего уровень стрессоустойчивости - 6 человек, это составляет 30%; средний уровень стрессоустойчивости - 6 человек, это составляет 30%; ниже среднего уровень стрессоустойчивости - 4 человека, это составляет 20%. Таким образом, большинство курсантов имеют выше среднего и средний уровень стрессоустойчивости. Рис.20. Диагностика уровня стрессоустойчивости 2.7 Определение влияния экстремальной среды на экологическое сознание военнослужащих Для того, чтобы проверить гипотезу, поставленную в данном исследовании, необходимо использовать математический метод корреляции Пирсона который позволяет определить взаимосвязь между различными исследуемыми признаками, проведенными на одной и той же выборке. Таблица 9. Результаты корреляционного анализа в экспериментальной группе
Таблица 10. Результаты корреляционного анализа в контрольной группе
Значение коэффициента корреляции Пирсона говорит о наличии сильной взаимосвязи только между личностными характеристиками военнослужащих, как в экспериментальной группе, так и в контрольной. Зависимость психологических особенностей личности военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях несения службы на экологическое сознания военнослужащих не выявлена, так как между данными показателями нет корреляционной связи. Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась. 2.8 Практические рекомендации На основании полученных результатов социально-психологического исследования была проведена беседа с военнослужащими и были даны для них следующие практические рекомендации: Каждый может выполнять общие цели и задачи по становлению экологически безопасного общества на местном уровне, а для успешной работы важно - 1) пополнять и развивать собственные экологические знания; 2) экологизировать собственное мышление; 3) утверждать в различных сферах общения общечеловеческие и морально-нравственные ценности; 4) отказаться от сверхпотребления природных ресурсов; 5) лимитировать свои ресурсные потребности; 6) принимать посильное участие в экологическом мониторинге в своей области; 7) пропагандировать идеи устойчивого и экологически безопасного развития общества; 8) осуществлять экологически оправданное поведение в повседневной жизни [1]. 2.9 Эколого-психологический тренинг Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга, направленного на решение следующих задач: 1) коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам; 2) коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами; 3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия; 4) развитие перцептивных возможностей человека при его контактах с природными объектами; 5) расширение индивидуального экологического пространства. Тренинг может проводиться в группах из 8—12 человек под руководством ведущего-тренера. Он достаточно универсален в отношении социально-возрастного состава группы. Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Безусловно, исходный уровень развития отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой. Группы комплектуются из представителей любых социально-профессиональных категорий. Ведущий должен обладать не только общебиологическими знаниями и конкретными натуралистическими умениями, но и быть подготовленным в области практической психологии, иметь опыт ведения групп социально-психологического тренинга, проводиться в самых обычных условиях. Для эколого-психологического тренинга наиболее подходящей представляется следующая форма: недельный курс по 5—6 часов каждый день, возможна вечерняя форма (по 2—3 часа ежедневно) или 1 раз в неделю и т.д. Ниже приведены для примера некоторые базовые упражнения эколого-психологического тренинга, которые могут служить основой для конструирования по аналогии серии соответствующих заданий. Упражнение "Экскурсия" Основные цели: Экскурсия по живому уголку, на базе которого проходит тренинг. Эта форма не требует от участников большой активности, позволяет им привыкнуть к обстановке и друг другу, а также дает возможность ведущему соответствующим образом настроить участников, заложить основы своего авторитета в группе. Ориентировочное время: Около 1 часа (с обсуждением). Материалы и подготовка: Живой уголок (зоопарк, музей природы и т.п.), подготовка ведущего к экскурсии. |
|
© 2010 |
|