РУБРИКИ |
Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащих |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Социально-психологические особенности экологического сознания военнослужащихПроцедура: Рассказывая об объектах природы, ведущий подчеркивает особенности их образа жизни, те опасности, которые им грозят, любопытные случаи, связанные с ними. Очень важно вызвать у участников тренинга сочувствие к животным, ощущение: "Как их жизнь напоминает мою собственную судьбу...". Эффективно использование механизма идентификации: "Вот представьте..." или "А если бы на Вас...". Стимуляция эмпатии участников тренинга возможна через вопросы типа: "Что он, по Вашему мнению, чувствует сейчас?", "Не кажется ли Вам, что они теперь..." и т.д. Целесообразно подчеркивание факторов, актуализирующих соответствующую эмоциональную реакцию: "Какие у него огромные глаза!" или "Видите, какой он мягкий, пушистый, как красивы его движения!" Может быть использован целый ряд и других приемов нейролингвистического программирования отношения участников тренинга к животным. Упражнение "Природа в моей жизни" Основные цели: Упражнение также подходит для начала занятий и может проводиться после обсуждения впечатлений от экскурсии. Позволяет участникам составить представление друг о друге, приучает к самоанализу, который предстоит использовать каждому участнику на протяжении всего тренинга. Ориентировочное время: 30—40 минут. Материалы и подготовка: Бумага, ручки. Процедура: Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от 1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание "Природа для меня..." ("Природа в моей жизни..."). После того как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу. Строго придерживаться своих записей не обязательно. Примечание: Можно попросить участника предложить повторить свой рассказ тому человеку в группе, кто, по его мнению, наиболее внимательно его слушал. Закончить упражнение высказываниями в кругу — насколько легко или трудно было каждому участнику справиться с этим заданием. В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участниц тренинга: "Природа в моей жизни — это: 1) источник вдохновения; 2) способ наслаждения; 3) погружение в гармонию; 4) проведение досуга; 5) способ самореализации; 6) сфера моего познавательного интереса; 7) стимул для расширения моего кругозора; 8) возможность восстановления душевного равновесия; 9) предмет моей заботы; 10) осознание моей ответственности перед ней. Упражнение "Человечек из коры" Основные цели: Расширение перцептивного опыта, актуализация эмпатии, развитие воображения. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: Кусочки коры, бумага, карандаши, краски. Процедура: Каждому участнику предлагается исследовать несколько кусочков коры. Их можно рассматривать, ощупывать, нюхать, лизать, откусывать, ощутить вес на ладони. После этого в кругу каждый рассказывает группе о своих ощущениях, старается дать максимум информации о кусочке коры. На следующем этапе упражнения участникам предлагается представить, что каждый кусочек коры превратился в человечка. Этих человечков, соответствующих "своему" кусочку коры, нужно нарисовать. Важно в рисунке человечка отразить свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения участники могут предложить друг другу определить, из какой коры какой человечек "родился". Примечание: Нужно быть готовым к тому, что некоторые участники вначале отказываются рисовать, ссылаясь на свое "неумение". Обычно, уговорить их взяться за дело бывает не так уж трудно. Упражнение "Чистописание" Основные цели. Развитие эмпатии, усиление доминантности отношения к природе, стимулирование воображения. Ориентировочное время: 20 минут. Материалы и подготовка: Бумага, цветные карандаши, фломастеры. Процедура: Участникам предлагается задумать нескольких животных, которые бы максимально отличались друг от друга (большой — маленький, пушистый — скользкий, хищный — "мирный"). Затем нужно написать название каждого животного, подбирая размер, цвет, форму, толщину, частоту букв таким образом, чтобы эта надпись соответствовала внешности и характеру данного животного. При этом "надо стараться, чтобы надпись понравилось самому животному, если бы попалась ему на глаза". Упражнение заканчивается обсуждением. Примечание: Выполнение этого упражнения "включает" работу психомоторики участников, расширяя этим диапазон психолого-педагогического воздействия. Упражнение "Зоологический балет" Основные цели: Идентификация с животными и растениями. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: нет. Процедура: Участникам предлагается выбрать себе любое животное или растение, затем на 20 минут нужно стать им, "переняв" его форму, движения, повадки, звуки и т.п. О своем выборе не объявляется. Надо ползать, прыгать, "летать", "расти", при этом взаимодействуя с другими. Участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и "внутреннего мира", избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев или любовь. В заключении участникам целесообразно поделиться с группой своими ощущениями от упражнения. Примечание: Часто случается, что несколько участников выбирают один и тот же природный объект. Это совершенно нормально, эффективность упражнения от этого нисколько не снижается, скорее наоборот, обсуждение получается более интересным. Упражнение "Ландшафтный садик" Основные цели: Освоение технологии взаимодействия с природой, усиление эмоционального и практического компонентов личностного отношения к природе. Ориентировочное время: 2—3 часа. Материалы и подготовка: Различные комнатные растения, грунт, коряги, ветки, мох, гравий, кора, листья, камни и другие природные материалы, пластмассовые или керамические контейнеры больших размеров, детские совки и ведерки, бумага, карандаши. Процедура: Участники распределяются на группы по 4—5 человек, каждая группа (семья) получает задание: создать в контейнере участок "зимнего сада" с растениями, горками, тропинками, возможно, с миниводоемом. Примечание: Ведущий выступает техническим консультантом: показывает приемы правильной посадки растений, устройства дренажа, дает информацию об экологических характеристиках растений (сколько поливать, много ли нужно света, как можно размножить). Упражнение "Ритуалы и традиции" Основные цели: Развитие экологического мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с объектами природы. Ориентировочное время: 30 минут. Материалы и подготовка: Бумага, ручки. Ведущему необходимо разыскать в литературе описание ритуалов, связанных с взаимодействием человека с природой. Это могут быть ритуалы перед началом охоты первобытных людей, ритуалы "любования" природой у японцев и т.д. Процедура: Вначале ведущий зачитывает описание какого-то ритуала, затем участники должны сами создать свой ритуал какой-либо деятельности, связанной с природой: сбора грибов, рыбной ловли, прогулки по лесу и т.п. Участники распределяются по группам из 3—5 человек, в конце упражнения каждая рабочая группа представляет (имитирует) разработанный ритуал. Примечание: Это упражнение особенно эффективно в семейной форме тренинга. Каждая семья вырабатывает для себя определенный ритуал, который может использовать, превратив впоследствии в семейную традицию. Упражнение "Экологическая этика" Основные цели: Формирование экологичности мировоззрения, расширение стратегий взаимодействия с объектами природы, усвоение технологии взаимодействия, усиление всех компонентов личностного отношения к природе. Ориентировочное время: 1 час. Материалы и подготовка: Бумага, ручка, компетентность ведущего в области содержания животных и растений. Процедура: Консультируясь с ведущим, участники тренинга выбирают растения или животных, которых они теперь или в будущем собираются завести у себя дома с учетом своих условий, возможностей и симпатий. Также с помощью ведущего составляется список всего, что им следует подготовить, прежде чем животное или растение появится в их доме. Затем составляется этический кодекс содержания дома объектов живой природы, в котором отражаются обязанности, обязательства, гарантии, ожидания и т.п. по отношению к избранному живому существу. Упражнение "Экологический кодекс жителей земли" Основные цели: Формирование экологичности мировоззрения, коррекция целей взаимодействия с природой. Ориентировочное время: 40 минут. Материалы и подготовка: Бумага, ручки. Процедура: Участникам тренинга предлагается провести "мозговой штурм" и совместно выработать "Экологический кодекс жителя Земли". На первом этапе фиксируются все предложения, сколь неудачными они бы ни казались. Затем каждое из них оценивается участниками, выстраивается порядок положений Кодекса, шлифуются формулировки. В конце упражнения Кодекс обсуждается и дополняется участниками. Примечание: Этим упражнением целесообразно закончить эколого-психологический тренинг. Участие военнослужащих в этом тренинге дает возможность увидеть окружающий мир другими глазами, приблизиться к природе, почувствовать ее незащищенность. Тренинг помогает выйти за рамки стереотипов, посмотреть на проблему экологического воспитания с новой, неожиданной стороны. Тренинг помогает раскрыть и реализовать творческие возможности участников, способствует формированию активной позиции, нравственному отношению к природе, ответственности за свои действия. У участников тренинга формируется причастность к тому, что происходит в природе. Часть тренинга — обсуждение — способствует пониманию другого и самого себя, взаимно обогащает. Разговоры, беседы о мире природы снимают напряжение, мир воспринимается с меньшей степенью агрессии. Тренинг позволяет сконцентрировать и выразить в рисунке мысли, ощущения, переживания и т.д. Приходит осознание того, что природа — это духовная ценность, необходимость [31]. Выводы 1. На основании полученных результатов исследования в экспериментальной группе можно сделать следующий вывод: пожарные считают, что самыми важными экологическими проблемами являются проблемы загрязнения окружающей среды - 75% и воды - 55%; - решение экологических проблем возможно с помощью строительства новых очистных сооружений на заводах (80%) - пожарные считают, что решать экологические проблемы должны сами люди (100%) и общественные организации (85%); - 55% пожарных не хотят сами решать эти экологические проблемы. Таким образом, большинство пожарных считают, что экологические проблемы, такие как загрязнения окружающей среды, загрязнение воды и другие, должны решать другие люди, а не они сами. - курсанты считают, что самыми важными экологическими проблемами являются проблемы загрязнения окружающей среды - 50% и воды - 40%; - решение экологических проблем возможно с помощью строительства новых очистных сооружений на заводах (70%) - курсанты считают, что решать экологические проблемы должны сами люди (75%) и общественные организации (60%); - 80% курсантов не хотят сами решать эти экологические проблемы. Таким образом, большинство курсантов также считают, что экологические проблемы, такие как загрязнения окружающей среды, загрязнение воды и другие, должны решать другие люди, а не они сами. По сравнению с экспериментальной группой, в контрольной группе менее выражена актуальность экологических проблем. 2. У большинства пожарных преобладает прагматический тип мотивации взаимодействия с природными объектами. У большинства курсантов также преобладает прагматический тип мотивации взаимодействия с природными объектами, Для всех испытуемых природа — это, прежде всего, источник какого-либо материального продукта, объект пользы. 3. У большинства пожарных преобладает низкодоминантное субъективное отношение к природе. В контрольной группе также преобладает низкодоминантное отношение к природе. 4. Большинство пожарных испытывают высокий уровень агрессивности. Большинство курсантов испытывают низкий уровень агрессивности. Сравнивая данные показатели необходимо отметить, уровень агрессивности выше у пожарных, чем у курсантов. 5. 40% пожарных имеют высокий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, но 35% пожарных имеют низкий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, что соответствует 90% вероятности возникновения какого-либо заболевания. Данные показатели свидетельствуют о том, что они не могут справиться со стрессом. 65% курсантов имеют высокий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, но 20% курсантов имеют низкий уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации, что соответствует 90% вероятности возникновения какого-либо заболевания. Данные показатели свидетельствуют о том, что они не могут справиться со стрессом. Сравнивая данные показатели необходимо отметить, что уровень стрессоустойчивости у пожарных ниже, чем у курсантов. 6. Значение коэффициента корреляции Пирсона говорит о наличии сильной взаимосвязи только между личностными характеристиками военнослужащих, как в экспериментальной группе, так и в контрольной. Зависимость психологических особенностей личности военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях несения службы на экологическое сознания военнослужащих не выявлена, так как между данными показателями нет корреляционной связи. Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась. Заключение Одна из актуальнейших проблем сегодня – экологическая, предполагающая гармоничное взаимодействие человека с природой. Данная проблема базируется на психологии экологического сознания и поведения. Поскольку "сознание есть единство знания и отношения, создающееся и проявляющееся в деятельности и общении", то, соответственно, под экологическим сознанием понимается совокупность экологических представлений, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Психология экологического сознания акцентирует свое внимание на психологической составляющей взаимодействия (как реального, так и идеального) человека с миром природы. Экологическое поведение - это совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов. Экологическое поведение человека определяется особенностями его экологического сознания и основными практическими умениями в области природопользования. Любое поведение человека происходит в соответствии с его значимыми мотивами, ценностными ориентациями, системой отношений личности. В данной работе экологическое сознание военнослужащего исследуется во взаимосвязи с некоторыми личностными характеристиками военнослужащих. Поставленная гипотеза о влиянии психологических особенностей личности военнослужащих, находящихся в экстремальных условиях несения службы на экологическое сознание военнослужащих не подтвердилась. Таким образом, проведенное исследование экологического сознания военнослужащих выявило, что все-таки огромную роль в развитие экологического сознания любого человека играет экологическое образование и воспитание, а также наличие определенных морально-нравственных и личностных установок, которые надо воспитывать в человеке с детства. Литература 1. Александровский Ю. А. Диагностика социально-стрессовых расстройств // Актуальные вопросы военной и экологической психиатрии. — СПб., 1995. — С. 15-2Я Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства. — М., 1993. 2. Александровский Ю. А., Лобастов О. С, Спивак Л. И., Щукин В.П. Психогении в экстремальных условиях. — М., 1991. 3. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. — М., 1979. 4. Березин Б. Ф. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988. 5. Военная психология / Под редакцией В. В. Шеляга, А. Д. Глоточкина, К. К. Платонова. – М., 1972. 6. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. В. Ф. Кулакова. – М. 1998. 7. Дерябо С.Д. Феномен субъектификации природных объектов. Дисс… докт. псих. наук. - М., 2002. 8. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая психодиагностика. Даугавпилс, 1994. 9. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. 10. Дерябо С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания.- М.- Московский психолого-социальный институт, 1999. 11. Комаров В.Д. Социальная экология: Философские аспекты. Л., 1990. 12. Курс военной психологии. Ч. 11 / Под ред. Л. Ф. Железняка, С. И. Съедина, Н. Ф. Феденко. - М., 1995. 13. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. 1993. №2. 14. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Издательство Эксмо, 2005. 15. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Сентябрь, 2001. 16. Морально-психологическое обеспечение подготовки и ведения боевых действий / Под ред. В. П. Ососкова. – М., 1999. 17. Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии. // Психологическая наука и образование, №1, 1998. 18. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии/ В.И.Панов. – М.: Наука, 2004. 19. Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревич. – СПб.: Питер, 2003. 20. Психология и педагогика. Военная психология: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Маклакова. – СПб.: Питер, 2005. 21. Психология личности: тесты, опросники, методики/Авторы-составители: Киршева Н.В., Рябчикова Н.В. М., 1995. 22. Психология: Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. 23. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998. 24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1. М., 1999. 25. Селье Г. Психофизиология стресса. М.: Прогресс,1991. 26. Селье Г. Стресса без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 27. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 28. Шмелева И.А. Ценности и профессиональная мотивация как одна из проблем психологического обеспечения образования для устойчивого развития. // Устойчивое развитие и экологический менеджмент. Вып.1. Материалы Международной научно-практической конференции. – СПб.: СпбГУ, ВВМ.: 2005. 29. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М.: Наука, 1999. 30. Ясвин В.А. Психолого-педагогические основы формирования субъективного отношения к природе. Дисс… докт. психол. наук. М., 1998. 31. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. Приложение 1 Анкета для военнослужащих 1. Назовите три наиболее важные для Вас экологические проблемы. 2. Предложите способы решения указанных Вами экологических проблем. 3. Кто должен решать эти экологические проблемы? 4. Хотите ли Вы сами решать эти экологические проблемы? Приложение 2 методика диагностики мотивации взаимодействия с природой "альтернатива" Методика "Альтернатива" направлена на диагностику ведущего типа мотивации взаимодействия с природными объектами: эстетического, когнитивного, практического и прагматического. Испытуемому предлагается выбрать "более подходящий для него" вариант вида деятельности, например: "Для Вашего аквариума Вы бы предпочли завести рыбок: (А) с красивой окраской; (Б) с интересным поведением". Предпочитаемый вид деятельности позволяет судить о характере мотивации взаимодействия с природой. Предъявляется 12 пар, которые составлены таким образом, чтобы каждый тип мотивации встречался 6 раз. Количество выборов того или иного типа также представляется как доля от максимально возможного, а затем каждому типу присваиваются соответствующие ранги: 1, 2, 3 и 4. Тип мотивации, получивший наибольший удельный вес (1 ранг), интерпретируется как ведущий. Как правило, для испытуемых характерно наличие двух основных типов мотивации. Инструкция: "В предложенных ситуациях выберите, пожалуйста, один из двух вариантов — А или Б, который кажется наиболее подходящим для Вас. Если Вы считаете данную ситуацию маловероятной для Вас или трудно предпочесть один вариант, то все-таки постарайтесь сделать свой выбор. Отвечать лучше быстро, так как первая реакция наиболее точно выражает Ваше мнение". Текст методики: 1.Для Вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок А) с красивой окраской; Б) с интересным поведением. 2.Вы бы сочли для себя более подходящим занятием А) собирать гербарий лекарственных растений; Б) собирать растения для изготовления настоек. 3.Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали ученикам А) о строении животных; Б) о том, как ухаживать за животными. 4.В ботаническом саду Вы скорее всего А) будете любоваться тропическими растениями; Б) захотите получить отросток для выращивания дома. 5.Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимание А) на то, как они устроены; Б) на то, как их лучше сохранить на зиму. 6.Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта А) цветочных культур; Б) плодовых культур. 7.Купив календарь природы, Вы сначала прочтете А) стихи хороших поэтов о природе; Б) заметки из блокнота натуралиста. 8.Получив диплом ученого-агронома, Вы предпочли бы работать А) в лаборатории; Б) на опытной станции. 9.Вы бы завели собаку А) чтобы ухаживать за ней; Б) для охраны квартиры. 10.Вы предпочтете прочесть А) книгу о красоте природы; Б) книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными. 11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы А) следить за ростом и развитием деревьев; Б) руководить заготовкой ценной древесины. 12.Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы предпочтете поехать туда А) в мае; Б) в августе. КЛЮЧ
Примечание: Э — эстетический тип мотивации; К—когнитивный тип мотивации; П — практический тип мотивации; Пг—прагматический тип мотивации. Приложение 3 методика диагностики субъективного отношения к природе "Доминанта" Методика диагностики субъективного отношения к природе "Доминанта" базируется на классификации отношений личности, разработанной А.Ф. Лазурским и С.Л. Франком. Испытуемому предлагается выбрать три "наиболее важных" и три "наименее важных" для него понятия из предлагаемого списка в эмоциональном, когнитивном и практическом плане. Обработка результатов. Обработка результатов проводится с помощью ранжирования. Наиболее важным понятиям присваиваются ранги 1, 2, 3. Наименее важным понятиям присваиваются ранги 9, 8, 7. Трем невыбранным понятиям присваивается средний ранг 5. Затем для каждого понятия вычисляется средний ранг и снова производится ранжирование. Если понятие располагается в интервале рангов от 1 до 3, то отношение считается высоко-доминантным. Если понятие располагается в интервале рангов от 4 до 6, то отношение считается средне-доминантным. Если понятие располагается в интервале от 7 до 9, то отношение считается с низкой доминантностью. При анализе различий между доминантностью отношений по трем сферам, то следует обращать внимание только на разницу, превышающую 3 -4 ранга. Выразите степень значимости (важности) для Вас предложенных понятий в эмоциональном плане, в плане получения информации и в плане практических занятий. Для этого выберите три наиболее важных и три наименее важных понятия из предлагаемого списка. Список предлагаемых понятий Материальные ценности (хорошие вещи) Природа и животные Окружающие люди Секс (отношения мальчиков с девочками) Государство (власть) Труд (профессия, учеба) Нравственность (добро и зло) Наука и искусство Я сам (отношение к себе) Приложение 4 Тест А. Ассингера Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов можно провести взаимооценку, когда коллеги отвечают на вопросы друг за друга. Это поможет понять, насколько верна их самооценка. ОЦЕНКА АГРЕССИВНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ Выберите ответ: I. Склонны ли Вы искать пути к примирению после очередного служебного конфликта? 1. Всегда. 2. Иногда. 3. Никогда. II. Как Вы ведете себя в критической ситуации? 1. Внутренне кипите. 2. Сохраняете полное спокойствие. 3. Теряете самообладание. III. Каким считают Вас коллеги? 1. Самоуверенным и завистливым. 2. Дружелюбным. 3. Спокойным и независтливым. IV. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность? 1. Примете ее с некоторыми опасениями. 2. Согласитесь без колебаний. 3. Откажетесь от нее ради собственного спокойствия. V. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с Вашего стола бумагу? 1. Выдадите ему "по первое число". 2. Заставите вернуть. 3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь. VI. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного? 1. "Что это тебя так задержало?" 2. "Где ты торчишь допоздна?" 3. "Я уже начал(а) волноваться". VII. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля? 1. Стараетесь ли обогнать машину, которая "показала вам хвост"? 2. Вам все равно, сколько машин Вас обошло. 3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто на догнал Вас. VIII. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь? 1. Сбалансированными. 2. Легкомысленными. 3. Крайне жесткими. IX. Что Вы предпринимаете, если не все удается? 1. Пытаетесь свалить вину на другого. 2. Смиряетесь. 3. Становитесь впредь осторожнее. X. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди современной молодежи? 1. "Пора бы уже запретить им такие развлечения". 2. "Надо создать им возможность организованно и культурно отдыхать". 3. "И чего мы столько с ними возимся?" XI. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому? 1. "И зачем я только на это нервы тратил?" 2. "Видно, его физиономия шефу приятнее". 3. "Может быть, мне это удастся в другой раз". XII. Как Вы смотрите страшный фильм? 1. Боитесь. 2. Скучаете. 3. Получаете искреннее удовольствие. XIII. Если из-за дорожной пробки вы опаздываете на важное совещание? 1. Будете нервничать во время заседания. 2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров. 3. Огорчитесь. XIV. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам? 1. Обязательно стараетесь выиграть. 2. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым. 3. Очень сердитесь, если не везет. XV. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане? 1. Стерпите, избегая скандала. 2. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание. 3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана. XVI. Как Вы себя поведете, если Вашего ребенка обидели в школе? 1. Поговорите с учителем. 2. Устроите скандал родителям "малолетнего преступника". 3. Посоветуете ребенку дать сдачи. XVII. Какой, по-вашему, Вы человек? 1. Средний. 2. Самоуверенный. 3. Пробивной. XVIII. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях учреждения, если он начал извиняться перед вами? 1. "Простите, это моя вина". 2. "Ничего, пустяки". 3. "А повнимательней Вы быть не можете?!" XIX. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи? 1. "Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?!" 2. "Надо бы ввести телесные наказания". 3. "Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!" XX. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже Продолжение приложения 4. животным. Какое животное Вы предпочтете? 1. Тигра или леопарда. 2. Домашнюю кошку. 3. Медведя. Теперь внимательно просмотрите подчеркнутые ответы. Суммируйте номера ответов. Интерпретация результатов 45 и более очков. Вы излишне агрессивны, при том нередко бываете неуравновешенным и жестоким по отношению к другим. Вы надеетесь добраться до управленческих "верхов", рассчитывая на собственные методы, добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому Вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности Вы стараетесь их за это наказать. 36-44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в Вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности. 35 и менее очков. Вы чрезмерно миролюбивы, что обусловлено недостаточной уверенностью в собственных силах и возможностях. Это отнюдь не значит, что Вы как травинка гнетесь под любым ветерком. И все же больше решительности Вам не помешает! Если по семи и более вопросам Вы набрали по три очка и менее чем по семи вопросам — по одному очку, то взрывы Вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать. Если же по семи и более вопросам Вы получите по одному очку и менее, чем по семи вопросам — по три очка, то Вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что Вам не присущи вспышки агрессивности, но Вы подавляете их уж слишком тщательно. Приложение 5Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и РагеИнструкция: "Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число "заработанных" вами очков".
Интерпретация результатовДоктора Холмс и Pare (США) изучали зависимость заболеваний (в том числе инфекционных болезней и травм) от различных стрессогенных жизненных событий у более чем пяти тысяч пациентов. Они пришли к выводу, что психическим и физическим болезням обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности. В соответствии с проведенными исследованиями было установлено, что 150 баллов означают 50% вероятности возникновения какого-то заболевания, а при 300 баллах она увеличивается до 90%. Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте — среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз. Итоговая сумма определяет одновременно и степень вашей сопротивляемости стрессу. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий вас об опасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс. Подсчитанная сумма имеет еще одно важное значение — она выражает (в цифрах) вашу степень стрессовой нагрузки. Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.
Если, к примеру, сумма баллов - свыше 300, это означает реальную опасность, т. е. вам грозит психосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервного истощения. Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда вы поймете, что не отдельные, вроде бы незначительные события в вашей жизни явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие. Приложение 6 Тест на самооценку стрессоустойчивости личности. Инструкция: "Необходимо выбрать один из вариантов ответа - "редко", "иногда", "часто". Текст теста. 1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе. 2. Я стараюсь работать, даже если бываю не совсем здоров. 3. Я постоянно переживаю за качество своей работы. 4. Я бываю настроен агрессивно. 5. Я не терплю критики в свой адрес. 6. Я бываю раздражителен. 7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно. 8. Меня считают человеком настойчивым и напористым. 9. Я страдаю бессонницей. 10. Своим недругам я могу дать отпор. 11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности. 12. У меня не хватает времени на отдых. 13. У меня возникают конфликтные ситуации. 14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя. 15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом. 16. Я все делаю быстро. 17 Я испытываю страх, что не поступлю в институт (или потеряю работу). 18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки. Интерпретация результатов к тесту на самооценку стрессоустойчивости личности. Для подсчета результатов необходимо воспользоваться следующим ключом.
Ответ "редко" оценивается в 1 балл, ответ "иногда" - в 2 балла, ответ "часто" - в 3 балла.
|
|
© 2010 |
|