РУБРИКИ |
Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте53 Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело. 54 Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют правильно к нему подойти. 55 Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери). 56 Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше. 57 Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно выползают, несмотря на все меры. 58 Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену). 59 Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина. 60 Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина. 61 Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться. 62 Бывало, что я не узнавал(а) о замечании или двойке в дневнике потому, что не посмотрел(а) в дневник. 63 Я трачу на своего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя. 64 Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сама лучше знаю, что ему (ей) нужно. 65 У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его товарищей. 66 Дома мой сын (дочь) делает только то, ему (ей) хочется, а не то, что надо. 67 Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей. 68 Мой сын (дочь) сам(а) решает, на что ему (ей) тратить свои деньги. 69 Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим. 70 От наказаний мало проку. 71 Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют другие, наоборот, очень строги. 72 Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня. 73 Когда мой сын (дочь) был(а) маленький(ой), он(а) мне нравился(лась) больше, чем теперь. 74 Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью). 75 В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве многое позволять ему (ей). 76 Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, взамен не получаешь ничего. 77 Моему сыну (дочери) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него действует, — это постоянные строгие наказания. 78 Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня. 79 Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий. 80 Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий. 81.. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д. 82 Нередко приходится (приходилось) подписывать дневник за несколько недель сразу. 83 Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет. 84 Мне больше нравятся тихие и спокойные дети. 85 Мой сын (дочь) много помогает мне (дома или на работе). 86 У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому. 87 Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители. 88 Выходя из дому, мой сын (дочь) редко говорит, куда идет. 89 Бывают случаи, когда лучшее наказание — это ремень. 90 Многие недостатки в поведении сына (дочери) прошли сами собой с возрастом. 91 Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое. 92 Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы моложе, я наверняка в него влюбилась бы. 93 Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими. 94 В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам (а), потому что не умел(а) его (ее) воспитывать. 95 Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался(лась) жив(а). 96 Нередко завидую тем, кто живет без детей. 97 Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он(а) немедленно использует это во вред себе или окружающим. 98 Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот. 99 Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе. 100 Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе. 101 Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя. 102 Я довольно мало знаю о делах моего сына (дочери). 103 Желание моего сына (дочери) — для меня закон. Когда мой сын был маленький, он очень любил спать со мной. 105 У моего сына (дочери) плохой желудок. 106 Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них. 107 Ради моего сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву. 108 Моему сыну (дочери) надо уделять значительно больше времени, чем я могу. 109 Мой сын (дочь) умеет быть таким(ой) милым(ой), что я ему (ей) все прощаю. 110 Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже — после 30 лет. 111 Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными. 112 Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей. 113 Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться. 114 Когда все благополучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери). 115 Мне очень трудно сказать своему ребенку: «Нет». 116 Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне. 117 Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем здоровье большинства подростков. 118 Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям. 119 Мой сын (дочь) не может обходиться без постоянной помощи. 120 Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома. 121 У моего сына (дочери) очень мало времени на развлечения. 122 Кроме моего сына (дочери), мне больше никто на свете не нужен. 123 У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон. 124 Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж). 125 Все, чего добился мой сын (дочь) к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он(а) добился(лась) только благодаря моей постоянной помощи. 126 Делами сына (дочери) в основном занимается муж (жена). 127 Кончив уроки (или придя с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему (ей) нравится. 128 Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение. 129 Мой сын (дочь) часто болеет. 130 Семья не помогает, а осложняет мою жизнь. Приложение 2 Тест «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Текст методики 1. Мои родители считают: все, что они делают, они делают ради меня. 2. У моих родителей часто не хватает времени позаниматься со мной чем-нибудь интересным: куда-нибудь пойти вместе, поговорить о каких-нибудь проблемах. 3. Мои родители часто разрешают мне такие вещи, которых не разрешают многие другие родители. 4. Мои родители не любят, когда я обращаюсь к ним с вопросами, говорят: «Догадайся сам». 5. Я имею дома гораздо больше обязанностей, чем большинство моих товарищей. 6. Меня даже мои родители не могут заставить что-нибудь сделать по дому. 7.Мои родители считают, что мне лучше не задумываться над правильностью их взглядов. 8. Обычно я возвращаюсь домой тогда, когда захочу. 9.Мои родители не оставляют безнаказанным ни одного моего плохого поступка, считают, что только тогда я стану человеком. 10. По возможности родители стараются меня не наказывать. 11. Когда мои родители в хорошем настроении, они нередко прощают мне то, за что в другое время наказали бы. 12 Родители любят меня больше, чем друг друга. 13 Мне кажется, что раньше, когда я был маленький, родители любили меня больше, чем сейчас. 14 Когда я подолгу упрямлюсь или злюсь, родители часто понимают, что поступили по отношению ко мне неправильно. 15.У моих родителей долго не было детей, и моего появления очень ждали. 16 От своих родителей я часто слышу, что воспитание детей — очень утомительное дело. 17. Я подозреваю, что у меня есть какие-то качества, которые выводят родителей из себя. 18. Мои родители часто конфликтуют из-за различия во взглядах на мое воспитание. 19. Мои родители говорят, что я для них — самое главное в жизни. 20. Мои родители мало интересуются, где я пропадаю. 21. Родители стараются покупать мне такую одежду, какую я сам выберу, даже если она дорогая. 22. Мои родители считают меня непонятливым, говорят: «Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить тебе». 23. Мне нередко приходилось (или приходится) присматривать за моим младшим братом (сестрой). 24. Мои родители предпочитают что-то сделать сами, чем «связываться» со мной. 25. Мои родители очень злятся, когда я подмечаю их слабости и недостатки. 26. Я сам (без участия родителей) решаю, с кем мне дружить. 27.Мои родители считают, что дети должны не только любить их, но и бояться. 28. Родители меня ругают очень редко. 29.В своей строгости по отношению ко мне у родителей возникают большие колебания. Иногда они очень строги, а иногда все разрешают. 30. Мы с мамой понимаем друг друга лучше, чем с отцом. 31. Моих родителей огорчает, что я слишком быстро стал взрослым. 32. Если я упрямлюсь, то родители делают так, как я хочу. 33. Мои родители считают меня слабым и болезненным. 34.Мои родители (или один из них) считают, что, если бы у них не было детей, они бы добились гораздо большего в жизни 35. У меня есть некоторые слабости, с которыми упорно борются мои родители. 36. Нередко бывает, когда меня наказывает один из родителей, другой упрекает его в излишней строгости и начинает утешать меня. 37. Мои родители часто говорят, что заботы обо мне занимают наибольшую часть их времени. 38. Мои родители редко посещают родительские собрания. 39.Мои родители стараются купить мне все, что я захочу, даже если это стоит дорого. 40. От моих родителей часто можно услышать, что они сильно устают от общения со мной. 41.Мои родители часто поручают мне важные и трудные дела. 42.Мои родители считают, что на меня нельзя положиться в серьезном деле. 43.Мои родители считают, что главное, чему родители должны научить своих детей, — это слушаться. 44.Я сам решаю, курить мне или нет. 45.Мои родители считают, что чем строже они относятся ко мне, тем лучше для меня. 46.Мои родители очень мягкие люди. 47.Если мне что-то нужно от родителей, то я стараюсь выбрать момент, когда они в хорошем настроении. 48.Мои родители часто говорят, что когда я вырасту, то они мне будут не нужны. 49.Мои родители считают, что чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело. 50.Часто мое упрямство есть результат неправильного отношения родителей ко мне. 51.Мои родители постоянно переживают за мое здоровье. 52.Мои родители считают, что, если бы у них не было детей, их здоровье было бы гораздо лучше. 53.Мои родители считают, что, несмотря на все их усилия, некоторые мои недостатки остаются без изменений. 54.Мой отец считает, что я его недолюбливаю. 55.Мои родители считают, что ради меня им от многого в жизни пришлось отказаться. 56.Бывает, что родители не знают о моих оценках и поведении, потому что редко заглядывают в мой дневник. 57.Мои родители тратят на себя значительно больше денег, чем на меня. 58.Мои родители не любят, когда я что-то прошу. Говорят, что лучше знают, что мне надо. 59.Мои родители считают, что у меня было более трудное детство, чем у большинства детей. 60.Обычно я делаю дома только то, что мне хочется, а не то, что хотят родители. 61.Мои родители считают, что я должен уважать их больше, чем всех других людей. 62.Я сам решаю, на что мне тратить свои деньги 63.Мои родители строже относятся ко мне, чем другие родители к своим детям. 64.Мои родители считают, что от наказаний мало проку. 65.Члены нашей семьи неодинаково строги со мной. Одни балуют, другие, наоборот, очень строги. 66.Мои родители часто говорят, что им бы хотелось, чтобы я не любил никого, кроме них. 67.Мои родители часто говорят, что, когда я был маленький, нравился им больше, чем теперь. 68.Часто я понимаю, что родители затрудняются в выборе решений, как поступить со мной. 69.Мои родители многое позволяют мне из-за моего слабого здоровья. 70.Я часто слышу от родителей, что воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд, что они отдают мне все, а взамен не получают ничего. 71.Мои родители считают, что я не понимаю добрых слов и единственное, что на меня действует, — это строгие постоянные наказания. 72.Моя мать считает, что отец настраивает меня против нее. 73.Мои родители говорят, что все время думают только обо мне, моих делах, здоровье и т. д. 74.Мои родители редко заглядывают в мой дневник. 75.Я всегда умею добиться от родителей того, чего мне хочется. 76.Мои родители говорят, что им больше нравится, когда я веду себя тихо и спокойно. 77.Я стараюсь во всем помочь родителям. 78.Мои родители считают, что если даже я уверен, что они не правы, то должен делать так, как говорят они. 79.У меня мало обязанностей по дому. 80.Выходя из дома, я редко говорю родителям, куда иду. 81.Мои родители считают, что бывают случаи, когда лучшее наказание это ремень. 82.Мои родители говорят, что многие недостатки пройдут сами собой с возрастом. 83.Мои родители берутся за меня лишь тогда, когда я что-то натворю. Если все тихо, они оставляют меня в покое. 84.Я часто слышу от матери (отца), что если бы я не был их ребенком, а она (он) была (был) бы помоложе, то наверняка в меня влюбилась бы. 85.Мои родители говорят, что, когда я был маленьким, со мной было интереснее говорить, чем сейчас. 86.Мои родители считают, что в моих недостатках виноваты они сами, потому что неумело меня воспитывали. 87.Мои родители считают, что, если бы у них не было детей, они жили бы лучше. 89.Мои родители считают, что если они предоставят мне свободу, то я немедленно использую это во вред себе и окружающим. 90.Нередко бывает, что если мать говорит мне одно, то отец говорит другое, и наоборот. 91.Мои родители говорят, что тратят на меня больше сил и времени, чем на себя. 92.Мои родители мало знают о моих делах. 93.Мои желания — закон для моих родителей. 94.Когда я был маленький, то очень любил спать с родителями (или с одним из них). 95.Мои родители считают, что у меня плохой желудок. 96.Мои родители говорят, что они нужны мне, лишь пока я не вырос, а потом я все реже буду вспоминать о них. 97. Иногда мне кажется, что ради меня родители пошли бы на любую жертву. 98.Мои родители считают, что мне нужно уделять значительно больше времени, чем они могут. 99.Когда я ласков с родителями, они мне все прощают. 100.Мои родители хотели бы, чтобы я обзавелся семьей как можно позже — после 30 лет. 101.Моих родителей беспокоит, что мои руки и ноги часто бывают очень холодными. 102.Мои родители говорят, что я маленький эгоист и совсем не думаю об их здоровье и чувствах и т. д. 103.Мои родители считают, что, если бы они не отдавали мне все время и силы, я бы плохо кончил. 104.Когда у меня все благополучно, родители меньше интересуются моими делами. 105.Моим родителям трудно сказать мне «нет». 106.Мои родители огорчены, что я все меньше в них нуждаюсь. 107.Мои родители считают, что мое здоровье хуже, чем у большинства моих сверстников. 108.Мои родители считают, что я испытываю по отношению к ним слишком мало благодарности. 109.Мои родители считают, что я не могу обходиться без их постоянной помощи 110.Большую часть своего свободного времени я провожу вне дома. 111. Обычно у меня очень много времени для развлечений. 112.Я часто слышу от родителей, что, кроме меня, им больше никто на свете не нужен. 113.Моих родителей волнует мой беспокойный и прерывистый сон. 114.Нередко я слышу от родителей сожаление, что они слишком рано поженились. 115.Мои родители считают, что всего, чего я добился к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), я добился только благодаря их постоянной помощи. 116.Моими делами в семье в основном занимается кто-то один из родителей. 117.Кончив уроки, я обычно занимаюсь тем, что мне нравится. 118.Когда я иду на свидание, у моих родителей портится настроение. 119.Мои родители обеспокоены тем, что я часто болею. 120.Мои родители не помогают, а осложняют мою жизнь. Тест - опросник
Приложение 4 Проективная методика исследования личности «Hand-test» 1. Процедура тестирования Стимульный материал состоит из девяти карточек со стандартным изображением кистей рук и одной пустой карточки. Десять карточек предъявляются обследуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции с инструкцией: " Что, по вашему мнению делает эта рука?" При предъявлении первых трех карточек обследуемому необходимо напоминать о том, что называть надо все варианты ответов, которые он может представить. Это особенно важно, когда ограничиваются одним ответом на карточку. Большее количество ответов позволяет получать более надежные результаты тестирования. Но если после напоминаний тестируемый продолжает ограничиваться одним ответом, напоминания прекращаются. Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: "Сначала представьте себе какую - нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять." Любые ответы встречаются одобрительной поддержкой. Подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым. Осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесение каждого к одной из 14 оценочных категорий. Подсчитывается общее количество ответов каждой категории. 1) Агрессия (Agg). Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хватающая. Бессознательная цель "Agg" поведения - наказание и искупление. Прим.: Дает пощечину, бьет, толкает, отбирает, сжимает кого-то. 2) Директивность (Dir): Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то образом влияющая на другого человека. Сюда же включаются ответы в которых рука кажется направленной на коммуникацию, но эта направленность является вторичной по отношению к намерению подчинить другого человека своему влиянию. Прим.: Дирижирует оркестром, управляет краном, дает указания, приказывает, заставляет. 3) Аффектация (Aff): Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как выражающая привязанность, любовь, эмоционально положительное отношение к другим. Прим.: Жалеет, обнимает, дает милостыню, гладит собачку. 4) Коммуникация (Com). Эта категория включает ответы в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной позиции к своему партнеру. В этих ответах 5) совершенно очевидно, что коммуникатор хочет поделиться информацией, нуждается в обратной связи. Прим.: Стремится договориться, передает информацию, показывает дорогу. 6) Зависимость (Dep). Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержку у других людей. Возможность совершить какое либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения других людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим. Прим.: Умоляет, просит подать руку, отдает честь офицеру, тянет руку на уроке. 7) Страх (F). Эта категория включает ответы отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука выступает как жертва чьих то агрессивных проявлений или стремится оградиться от физических воздействий и повреждений. К категории "F" относятся не "истинные " тенденции, а защитные реакции. Прим.: Отводит удар, что - то прячет, просит: "Не бейте меня". 8) Эксгибиционизм (Ex). К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью. Прим.: Любуется ногтями, хочет внимания, играет на пианино, танцует, показывает фокус. 9) Калечность (Crip). Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким либо образом поврежденная. Прим.: Рука, больная артритом, сломанное запястье, сведенная судорогой рука, палец сломан. 10) Описание (Des). Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не подразумевается какая либо энергия или тенденция. Прим.: Красивая рука, пухлая рука, ладошка с выпрямленными пальцами. 11) Напряжение (Ten). Эта категория включает ответы в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих ответов характеры переживание тревоги, напряжения дискомфорта. Прим.: Сжатый в гневе кулак, рука дрожит, напрягает руку, нервно стучит пальцами по столу. 12) Активные безличные ответы (Act). Эта категория включает ответы в которых рука совершает какое либо действие, выполнение которого не требует присутствия другого лица. Прим.: шьет, вяжет, плывет, моет, собирает,бросает. 13) Пассивные безличные ответы (Pas). Эта категория включает ответы в которых рука совершает пассивное действие, не требующие присутствия другого лица. Прим.: Лежит отдыхает, ждет, спит. 14) Галлюцинации (Bas). К этой категории относятся ответы невероятного, необычного и вместе с тем пугающего содержания. При этом контуры 15) рисунка игнорируются. Прим.: Голова смерти, большой клоп, петух с отрубленной головой. 16) Отказ от ответа (Fail). Человек не может дать ответ на карточку. Подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему числу ответов. Склонность к открытому агрессивному поведению определяется по формуле: I = (Agg + Dir) - (Aff + Com + Dep) Степень личностой дезадаптации Mal = Ten + Crip + F
Приложение 5 Протокол проведения методики Анализ семейных взаимоотношений
|
|
© 2010 |
|