|
|
|
|
Способы быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников с задержкой психического развития
В
приложении №1 содержится карточка, на которой нарисована фигура, состоящая из
4-х пересекающихся линий. Необходимо изготовить точно такую же карточку. Для
работы потребуются: карандаши или ручки, часы с секундной стрелкой, чистая
бумага без клеточек и линеек, 10x15 см (совпадающая по размерам с
диагностическим материалом).
б) Диагностический
этап.
После
того, как все необходимое будет подготовлено для работы, можно начинать эксперимент.
Ребенка усаживают за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый лист бумаги
(10x15 см) и карандаш или ручку. Инструкция испытуемому: "Сейчас на
короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться
ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее
еще раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру.
О том, что покажу карточку, буду предупреждать тебя словом "Внимание".
После того, как уберу карточку, ты можешь начинать рисовать". Испытуемый после
каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги.
Карточка
показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет
напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены:
приблизительные
размеры фигуры;
наклон фигуры;
количество
линий и количество их пересечений.
Для того,
чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать
суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться 2 сек. * количество
показов карточки.
Оценка
результатов:
Если
ребенок правильно запомнил предлагаемую фигуру менее, чем за 18 секунд, то это
говорит о хорошей природной памяти; если время правильного запоминания
колеблется в пределах от 20 до 30 секунд, то природная память средней
продуктивности. В тех случаях, когда время запоминания более 30 секунд,
природная память имеет продуктивность ниже среднего.
Результаты
методики приведены в диаграмме № 1.
низкий урівень, средний уровень, высокий уровень
Выводы:
В классе,
отсутствуют дети у которых, природная память имеет продуктивность высокого
уровня. Средний уровень наблюдается у 65% детей. И, наконец, низкий уровень
присутствует у 35% детей. Таким образом, мы установили, что в классе
преобладает средний уровень продуктивности природной памяти.
2. Методика
"Диагностика культурной памяти"
а) Подготовительный
этап.
Для того,
чтобы осуществить проверку уровня развития опосредованной памяти вашего
ребенка, необходимо вырезать 30 картинок, которые находятся в приложении № 2.
Перечень
необходимых картинок: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника,
ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетки, лопата и грабли,
автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб,
трамвай, окно, стакан, постель, лодка, настольная электрическая лампа, картинка
в раме, поле, кошка.
б) Диагностический
этап.
После
того, как все 30 картинок будут подготовлены, их необходимо разложить на столе
перед ребенком. Далее испытуемого надо ввести в курс дела с помощью следующей
инструкции: "Сейчас я буду тебе называть слова. Ты должен постараться их
запомнить. Для того, чтобы тебе было легче запоминать, можешь к каждому слову
подобрать картинку, которая тебе поможет это слово запомнить".
Перечень
(15 слов): дождь, собрание, пожар, день, драка, театр, небо, ошибка, сила,
встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.
После
того, как ребенок к каждому слову подберет картинку, можно начать проверку
результата. Воспроизведение должно осуществляться следующим образом. Вы
показываете ребенку (по одной) каждую из отложенных им карточек и просите
вспомнить слово, которое он с помощью этой карточки запоминал.
Оценка
результатов:
Если
количество правильно названных слов равняется 12 и более, то это говорит о
хорошей культурной памяти младшего школьника. Если количество правильно
названных слов 9-11 - продуктивность культурной памяти средняя. Если же ребенок
назвал 8 слов и менее, то продуктивность культурной памяти ниже среднего.
Результаты
методики приведены в диаграмме №2
1 - низкий
урівень, 2 - средний уровень, 3 - высокий
уровень
Выводы:
В классе,
дети у которых, культурную память имеет продуктивность высокого уровня,
составляют 15%. Средний уровень наблюдается у 55% детей. И, наконец, низкий
уровень присутствует у 30% детей. Таким образом, мы установили, что в классе
преобладает средний уровень продуктивности природной памяти.
3. Методика
"Кто лучше помнит?"
Цель: установить
уровень развития слуховой и зрительной механической памяти.
Ход
эксперимента:
При
слуховом предъявлении чисел.
Учитель
говорит: "Я сейчас назову 12 двухзначных чисел. Вы должны внимательно
слушать и стараться запомнить все числа. Ничего записывать во время чтения
нельзя. Когда я кончу читать, надо по моему сигналу записать все запомненные
числа в любом порядке".
Затем
учитель читает в течении примерно 30 сек. Ряд чисел с короткими паузами.
При
зрительном предъявлении ряд из 12 двухзначных чисел должен быть написан на
плакате. Этот плакат демонстрируется в течение небольшого времени (чем старше
класс, тем время должно быть меньше, но не менее 30 сек), а затем убирается и
учащиеся по памяти записывают все числа.
Обработка
полученных данных:
Подсчитывается
число верно воспроизведенных чисел. Если при слуховом предъявлении оно не
меньше 7, а при зрительном - не меньше 9, то уровень развития механической
памяти хороший. Можно также сравнивать индивидуальные результаты со средним
значением для класса.
Результаты
проведенной методики были отражены в таблице №2
Таблица
№2 "Развитие слуховой и зрительной механической памяти"
Критерии развития слуховой и
зрительной механической памяти.
|
Название видов механической памяти
|
Слуховая память
|
Зрительная память
|
меньше 7
|
66%
|
|
меньше 9
|
|
73%
|
больше 7
|
34%
|
|
больше 9
|
|
27%
|
Выводы:
Основная
масса класса имеют низкий уровень развития механической памяти. Актуальна
работа по развитию слуховой и зрительной механической памяти.
4. Методика:
"Смысловые пары"
Цель: установить
уровень развития у учащихся смысловой памяти.
Ход
эксперимента:
Учитель
медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая
связь, например: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь,
дуб-желудь, дичь-выстрел, рой-пчела, час-время, гвоздь-доска. Затем через
небольшой перерыв он читает лишь 1-ое из слов каждой пары, и ученики должны
припомнить 2-ые слова и записать эти пары на листе бумаги.
Обработка
полученных данных:
Подсчитывается
число правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является
показателем словестно-логического (смыслового) запоминания. Если он больше 0,6
то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворенно.
Результаты
методики приведены в диаграмме № 3.
13% - высокий
уровень развития смысловой памяти
40% - средний
уровень развития смысловой памяти
47% - низкий
уровень развития смысловой памяти
Выводы:
Анализируя
полученные данные, отметим, что в классе преобладают дети, с низким уровнем
развития смысловой памяти, они составляют - 47%. Дети со средним уровнем
развития - 40% и учащиеся с высоким уровнем составляют только 13%. Актуальна
работа по развитию смысловой памяти.
5. Методика:
"Проверка механической памяти"
Цель: установить
уровень развития механической памяти.
Ход
эксперимента:
Задание 1:
Прочитать ребенку пары слов:
зеркало -
лампа муха - стол
ведро - диван
змея - улица
лопата - ветер
ложка - смех
игла - забор
книга - стена
пол - вечер
мяч - рыба
После
этого назвать первые слова пар, а ребенок - вторые, которые запомнил. Будет
считаться хорошим уровнем если половина пар запомнится.
Задание 2:
Чтение ребёнку цепочки слов (по одной), а затем просьба его повторить цепочку,
как он запомнил:
дом - стол
- арбуз - кошка - миска
озеро - мак
- заяц - карандаш - рис
лодка - цветы
- двор - книга - ужин
поле - конь
- утка - стул - грабли
ящик - снег
- суп - роза - апельсин
Допускается
2-3 ошибки.
Выводы:
В классе
наблюдается преобладание среднего уровня механической памяти - 48%. А у
остальных (27%) - низкий уровень развития, (25) - высокий уровень развития. Результаты
отражены в диаграмме № 4.
6. Методика
"Проверка зрительной памяти"
Цель: установить
уровень развития зрительной памяти.
Ход
эксперимента:
Задание 1:
Запомни рисунки
Нужно
показать ребёнку рисунок, на котором изображены различные фигуры, попросить его
в течение 30 секунд внимательно рассмотреть и запомнить все фигуры. Затем
показать другой рисунок, на котором все фигуры из предыдущего плюс ещё 6 новых.
Ребёнок должен найти и показать знакомые по первому рисунку фигуры. На весь
тест затрачивается не более 90 секунд, показывать рисунки можно несколько раз. За
минуту ребёнок должен узнать 6-8 изображений.
Задание 2:
10 предметов
Ребёнок
смотрит на рисунок в течение 0,5-1 минуты. После этого нужно попросить назвать,
какие предметы запомнились, в любом порядке. Если некоторые названия
повторяются, это не учитывается. Забытые предметы показывать нужно снова. Затем
проверяют ребёнка через 10 минут. Результат отмечается. Следующая проверка - через
час. Нормой будет воспроизведение 7-8 предметов из 10.
Выводы:
Анализируя
полученные данные, отметим, что в классе преобладают дети, которые имея
трудности справляются с заданиями (56%), дети с высоким уровнем развития
зрительной памяти (14%) и дети с низким уровнем (30%). Актуальна работа по
развитию зрительной памяти. Результаты отражены в диаграмме № 5.
7. Методика
"Проверка слуховой памяти"
Цель: установить
уровень развития слуховой памяти.
Ход
эксперимента:
Задание 1:
10 слов
Нужно
прочитать ребёнку список из 10 слов: стул, дверь, кот, груша, ведро, ветер,
книга, мама, костёр, шапка. Ребёнку нужно повторить слова в любом порядке. Нормальным
считается результат, при котором ребёнок повторяет 5-6 слов.
Задание 2:
10 словосочетаний
Читается
ребёнку список из 10 словосочетаний:
дверь
скрипи снег валит
роза
цветёт вода течёт
муха
летит дом стоит
рыба
плывёт трава растёт
солдат
стреляет учитель учит
Нужно
попросить ребенка повторить, что запомнилось. В норме правильно
воспроизведёнными окажутся 5-6 словосочетаний.
При
проведении этих заданий можно оценить не только кратковременную слуховую
память, но и долговременную. Для этого нужно назвать ребёнку те слова или
словосочетания, которые он не повторил, это проделывается до 5 раз. К пятому
повторению ребёнок, как правило, называет все 10 слов или словосочетаний. Вернуться
к проверке можно через час - ребёнка вспомнить слова или словосочетания, но самим
их не называть. Хорошей будет долговременная память у того ребёнка, который
запомнил и назвал 7-8 слов или словосочетаний.
Выводы:
Основная
масса класса имеют низкий уровень развития слуховой памяти (68%). Высокий
уровень у 5% детей, средний уровень развития слуховой памяти - 27%. Актуальна
работа по развитию слуховой памяти.
Результаты
проведенной методики отражены в диаграмме №6
Выводы по
констатирующему эксперименту:
Исходя из
данных таблицы № 1 "Критериально-параметральные показатели уровня развития
памяти у младших школьников с ЗПР" отметим, что в классе преобладает III уровень (ниже среднего) - развития в совокупности всей
памяти. Работа по развитию памяти детей с ЗПР является актуальной.
Результаты
отражены в диаграмме № 7.
27% - средний, 4% - высокий, 69% -низкий
Анализ
констатирующего эксперимента позволил наметить следующую цель: определить
комплекс работы по развитию памяти младших школьников с ЗПР.
Нами был
разработан системно - программный комплекс, включающий в себя 2 основных
направления: пропедевтическая работа, установление взаимосвязи школы и семьи. Комплекс
направлен на развитие памяти младших школьников с ЗПР.
Данный
комплекс представлен в таблице № 3.
Таблица №3. "Системно - программный комплекс развития памяти
младших школьников с ЗПР"
Направления работы
|
Этапы урока
|
Способы быстрого запоминания
|
ассоциирование
|
воображение
|
Запоминание
порядка элементов
|
Способы связных
ассоциаций
|
Стихотворн. текст
в качестве опорных списков
|
Учебные занятия
|
Урок №1 Русский язык
Тема: Роль глаголов в предложении,
в речи. Правописание глаголов с частицей не.
Цель:
1. Развивать зрительную память,
мышление, словарный запас.
Этап урока: Повторение изученного.
|
|
|
"О единственном и
множественном числе"
|
|
|
Урок №2 Математика
Тема: Задачи на все случаи
одновременного движения.
Цель:
1. Развивать словесную память,
вычислительные навыки, расширять кругозор
Этап урока: Оргмомент
|
|
"Человечки"
|
|
|
|
Урок №3 Русский язык
Тема: Значение и грамматические
признаки глагола.
Цель:
1. Развивать зрительную память,
орфографическую зоркость, увеличивать словарный запас однокоренными словами
Этап урока: Знакомство с новой
темой.
|
|
|
|
|
"Буквы заблудились"
|
Урок №4 Русский язык
Тема: Понятие о спряжении глаголов.
Личные окончания глаголов I и II
спряжения.
Цель:
1. Развивать внимание, словесную память,
мышление.
Этап урока:
|
|
|
|
"Разрезные предложения"
|
|
Урок №5 Русский язык
Тема: Как определить спряжение
глагола, если окончание ударное.
Цель:
1. Развивать память, мышление,
обогащать речь учащихся пословицами и поговорками.
Этап урока: Закрепление новой темы.
|
|
|
"От слова к рассказу"
|
|
|
Урок №6 Русский язык
Тема: Развитие умения писать
глаголы с безударными личными окончаниями.
Цель:
1. Развивать мышление, внимание,
память, речь, расширять и активизировать словарный запас;
Этап урока: Тренировочные
упражнения.
|
|
|
"Женский и мужской род"
|
|
|
Урок №7 Русский язык.
Тема: Незаменимые помощники - словари.
Цели:
1. Развитие умений пользоваться
словарями; развитие памяти.
Этап урока:
|
"Имена обитателей НЛО"
|
"От слова к рассказу"
|
"Мужской и женский род"
|
"Пословицы"
|
"Игры со стихами"
|
Урок №8 Русский язык.
Тема: Развитие умений разбирать
глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов (3-ий
урок).
Цели:
1. Развивать память,
орфографическую зоркость, письменную речь;
Этап урока:
|
"Каждое слово что-то
обозначает"
|
"Игра в лова"
|
"Игра в слова на разные буквы"
|
|
"Загадки-отгадки"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Урок № 1:
Русский язык Конспект №1
Тема: Роль
глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей не.
Цели:
Повторить
ранее пройденный материал о значении глаголов в предложении, речи, закрепить
навык раздельного написания частицы не с глаголами, повторить неопределенную
форму глагола;
Развивать
память, мышление, словарный запас.
Воспитывать
бережное отношение к книге, интерес к изучению глаголов.
Оборудование:
текст стихотворения на индивидуальных карточках, памятки по работе с книгой (частица
"не" в скобках), учебник, опорные слова.
Этапы урока
|
Ход урока
|
Организационный момент
|
Приветствие, посадка детей. Сегодня
нам предстоит серьезная работа, поэтому настроение должно быть бодрым,
самочувствие хорошим. А для этого мы проведем небольшую разминку. Поставьте
руки на парту. Аккуратно возьмите мочки своих ушей и слегка помните их. (Далее
провожу гимнастку для ушных раковин).
А сейчас поморгайте. Закройте
глаза. Сильно зажмурьтесь. Расслабьте глаза. Еще раз зажмурьтесь. Расслабьтесь.
Молодцы! Я думаю, что вы отлично
справитесь со всеми заданиями.
|
Введение в новый раздел
|
Откройте свои тетради, запишите
число, классная работа.
Сегодня мы начнем новый раздел об
уже известной вам части речи. Однажды этой части речи предложили ответить на
вопросы анкеты. Послушайте вопросы-ответы и догадайтесь, о какой части речи
пойдет разговор.
1) Что вы больше всего любите?
Люблю действовать.
2) Что вы больше всего не любите?
Не люблю предлоги и известную всем
частицу.
3) Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята
На "пятерку" знали.
На письме и в разговоре
Нас употребляли.
О какой части речи мы будем
говорить? (о глаголе)
|
Повторение изученного
|
Что обозначает глагол? (на доске
появляются опорные слова)
На какие вопросы отвечает? (на
доске появляются вопросы)
Чем является в предложении? (на
доске появляется слово "сказуемое")
Как я вижу, вы многое уже знаете о
глаголах. А известно ли вам, почему данная часть речи так называется?
Откройте учебники на странице 53. Прочитайте
текст и ответьте на вопрос: Почему именно эта часть речи получила название
глагол?
(выполняют задание)
У вас на партах находятся
стихотворения. Найдите и подчеркните все глаголы в данном стихотворении
самостоятельно.
Гриша, прочитай те глаголы,
которые ты подчеркнул. Остальные проверяют.
Назовите одним глаголом все, что
делала девочка. (трудилась, работала)
Какую роль в этом стихотворении
выполняют глаголы в этом стихотворении? (они обозначают действия девочки; как
девочка работала)
Немного отвлечемся. Вот такое
задание 1: Я буду называть вам слово в единственном числе, а вы должен
сказать его во множественном.
Кот-коты
Плот-
Беда-
Мука-
Крот-
Грот-
Дуга-
Рука-
Еда-
Слива-
Грива-
Диво-
Задание 2: Вспомните слова в
единственном числе, которые я называла.
Упражнение 232. Прочитайте задание
про себя. Валя, прочитай стихотворение вслух.
Слова каких частей речи помогают
поэту нарисовать картину летнего утра? (прилагательные и глаголы)
Какая особенность есть почти у
всех глаголов в этом тексте? (Они употреблены в переносном значении и
характеризуют предметы как живые существа. Это изобразительно-выразительное
средство языка называется олицетворением)
В тетрадь мы запишем только первое
четверостишье. Но писать мы будем по памяти.
…, прочитай его вслух. Кто-нибудь
из вас знает, что такое затон? (затон - это длинный непроточный залив реки)
Прочитайте это четверостишье
несколько раз про себя. Постарайтесь его запомнить.
Закройте учебники.
…, попробуй рассказать его по
опорным словам: (они находятся на доске)
Задремали …
…
Брезжит …
…
Спрашиваю еще 1 ученика
А сейчас я уберу опорные слова.
…, расскажи четверостишье ещё раз.
Каждый расскажет сам себе.
Запишите четверостишье в тетрадь,
а Люба запишет его с обратной стороны доски.
Найдите грамматическую основу в
первом предложении. Составьте схему.
Найдите грамматическую основу во
втором предложении. Составьте схему.
Какими грамматическими членами
предложения являются глаголы?
Оцениваю работу Любы.
Славно поработали!
…, прочитайте памятку по работе с
книгой. О чем в ней говориться? Почему нужно беречь книги?
Какую особенность вы в ней
заметили? (много глаголов с частицей не)
Какую роль играют глаголы с
частицей не? (отрицательную)
Как мы пишем глаголы с частицей не?
(раздельно)
…, запишет первые два предложения
на доске, комментируя свои действия. Остальные работают в тетрадях.
Выполняют
Образуйте неопределенную форму от
глагола "не забудь".
Как мы образуем неопределенную
форму глагола? (зададим вопрос: что делать?)
На какие вопросы могут отвечать
глаголы в неопределенной форме? (что делать? Что сделать?). Приведите примеры.
На какие суффиксы могут
оканчиваться? (ть, ти, чь). Приведите примеры. (рисовать, нести, стричь)
|
Физкультминутка
|
…, назовёт глагол в неопределенной
форме, а остальные выполняют это действие. Например, хлопать.
|
|
Сейчас я буду называть
существительные. Образуйте от него глагол в неопределенной форме.
Коса, игра, обед, рисунок, бег.
Упражнение 234 по заданию в
учебнике.
|
Словарная работа
|
Обратите внимание на слова в
рамочке.
Запишите в тетрадь слово концерт,
обозначьте орфограмму. Подберите к нему однокоренные слова устно.
Составьте предложение со словом
концерт в П. п. Самое лучшее записываем и составляем к нему схему
Как вы понимаете слово отчаяние? (Отчаяние
- состояние крайней безнадежности, ощущение бызвыходности)
Составьте предложение с прямой речью,
с этим словом, составьте схему.
|
Итог урока
|
Почему часть речи, которую мы
сегодня начали повторять, назвали глаголом?
Какова роль глагола в предложении?
Как пишутся глаголы с частицей не?
Расскажите, что вы знаете о
неопределенной форме глагола.
Молодцы! Вы отлично поработали.
|
Урок № 2:
Математика Конспект № 2
Тема: Задачи
на все случаи одновременного движения.
Цели:
отрабатывать
умение решать задачи на все случаи одновременного движения;
развивать
мышление, вычислительные навыки, расширять кругозор;
воспитывать
интерес к жителям моря.
Оборудование:
изображения рыбы-клоуна, рыбы-носорога, рыб-бабочек, бородавчатки страшной,
черепахи-биссы, рыбы-попугая, тексты задач, уравнения, карточки с человечками.
Этап урока
|
Ход урока
|
Организационный момент
|
Приветствие, посадка детей.
Сегодня у нас не совсем обычный
урок математики. Дело в том, что мы отправимся в морские глубины. В ходе
этого путешествия мы будем закреплять наши умения решать задачи на все случаи
движения, развивать вычислительные навыки. А для начало разомнемся:
Задание: Посмотрите на эти рисунки
и постарайтесь запомнить все об этих человечках. Повторите эти движения.
|
Устный счет
|
Что нужно для того, чтобы начать
исследование морских глубин? (акваланг, подводная лодка, батискаф)
Кто знает, в каком году был
изобретен акваланг?
Решите цепочку и вы сможете
назвать точный год изобретения акваланга.
Цепочка на доске:
* 5 +1230: 2 - 380 * 2 + 523 * 2 +837
В каком году был изобретен
акваланг? (1943)
Кто был его изобретателем? (Жак Ив
Кусто)
|
Решение задачи на движение в
противоположных направлениях
|
В подводном мире царит своя,
полная тайн и загадок, жизнь. С помощью акваланга мы сможем заглянуть в =Ѐ_ __Рассмотрите на
доску. Кто знает, как называются эти рыбы? (рыба-клоун и рыба-носорог)
…, прочитай задачу № 1.
Рыба-клоун встретилась с рыбой
носорогом. Они испугались друг друга и, что есть сил, поплыли в разные
стороны. Скорость рыбы-клоуна - 10 м/с, а рыбы - носорога - 4 м/с. На каком
расстоянии друг от друга они будут через 2 минуты?
Решите эту задачу самостоятельно.
Проверка.
Решение:
10 + 4 = 14 (м/с)
60 * 2 = 120 (сек)
14 * 120 = 1680 (м)
Ответ: 1680 метров.
|
Решение задачи на встречное
движение
|
Помимо рыб-клоунов и рыб-носорогов
в морских глубинах живут и другие, не менее интересные рыбы.
Посмотрите на изображение
рыб-бабочек.
Как вы думаете, почему их так
назвали?
…, почитай задачу № 2.
Две рыбы-бабочки плывут навстречу
друг другу из своих морских хижин, расстояние между которыми 286 метров. Скорость
первой рыбы - бабочки - 7 м/с, а другой - на 3 м/с меньше. Через какое время
они встретятся?
…, реши эту задачу с обратной
стороны доски, остальные - в тетрадях.
Решение:
7 - 3 = 4 (м/с)
7 + 4 = 11 (м/с)
286: 11 = 26 (сек)
Ответ: 26 секунд.
|
Физкультминутка
|
"Ловим" рыбку.
|
Решение задачи на движение
вдогонку
|
Но не все морские жители так
красивы и безопасны, как рыбы-бабочки. Есть в пучине моря и довольно опасные
жители.
Каких опасных морских рыб вы
знаете?
А известна ли вам бородавчатка
страшная? Показываю картинку с ее изображением.
Бородавчатка страшная -
официальное название этой, с виду довольно симпатичной рыбы. А назвали ее так
из-за того, что у нее имеется шип (показываю по картинке).
Если она уколет этим шипом
человека, то он может сильно заболеть, а в некоторых случаях - умереть.
Задача № 3. Я прочитаю её.
Турист решил поплавать среди
кораллов. Скорость его передвижения - 3 м/c. Одновременно
с ним из одного из рифов выплыла бородавчатка страшная со скоростью 5 м/с. Первоначальное
расстояние между ними - 480 метров. На каком расстоянии друг от друга они
будут через 2 минуты? Через сколько минут бородавчатка догонит туриста, если
он не выйдет из воды?
…, реши эту задачу у доски,
остальные - в тетрадях.
Решение:
5 - 3 = 2 (м/с)
60 * 2 = 120 (сек)
2 * 120 = 240 (м)
480 - 240 = 140 (м)
480: 2 = 240 (сек)
240: 60 = 4 (мин)
Ответ: 140 метров, 4 минуты.
|
Решение задачи на движение с
опозданием
|
Какие виды черепах вы знаете? (морские,
сухопутные)
Каких морских черепах вы знаете? (черепаха
- бисса, зеленая черепаха, черепаха-логерхед, кожистая черепаха)
Кто знает, как называется самая
маленькая морская черепаха? (бисса)
Показываю её изображение.
…, прочитай задачу № 4 вслух.
Черепаха-бисса увидела рыбу-попугая
и решила её догнать. Только вот задумка эта пришла к ней голову, когда
рыба-попугай отплыла от нее на 73 метра. Найди скорость черепахи, если
расстояние между ними через 5 минут стало 368 метров, а скорость рыбы-попугая
была 62 м/мин?
Кого решила догнать черепаха-бисса?
(рыбу-попугая)
Как вы думаете, должна выглядеть
рыба-попугай?
Показываю её изображение.
Решите эту задачу самостоятельно.
Проверка.
Решение:
368 - 73 = 295 (м)
245: 5 = 49 (м/мин)
62 - 49 = 13 (м/мин)
Ответ: 13 минут
|
Решение уравнений
|
Решите уравнения, сложите
результаты и узнаете, сколько тонн весит кашалот.
На доске:
3 * x - 20 = 15
120: (х + 3) = 6
46 - х: 2 = 42
Сколько же тонн весит кашалот? (50
тонн)
|
Итог урока
|
Чем занимались на уроке?
Какое задание показалось вам самым
интересным?
Самым трудным?
Еще больше узнать о жизни морских
обитателей вы сможете из различных книг. Показываю несколько. На перемене вы
можете подойти и посмотреть эти книги.
Домашнее задание: стр.118, № 3, №5.
Подготовиться к контрольной работе.
|
Урок № 3:
Русский язык Конспект № 3
Тема: Значение
и грамматические признаки глагола.
Цели:
Повторить
ранее пройденный материал о грамматических признаках глагола;
Развивать
мышление, орфографическую зоркость, увеличивать словарный запас однокоренными
словами;
Воспитывать
бережное отношение к животным, интерес к изучению глаголов.
Оборудование:
карточки для письменного опроса, названия времен глаголов и их вопросов.
Этапы урока
|
Ход урока
|
Организационный момент
|
Приветствие, посадка детей.
|
Языковая разминка
|
Спишите с доски предложение,
вставив пропущенные буквы и обозначив орфограммы.
Хор_воды звёз_ ч_дным узор_м спл_тались
на далек_м неб_склоне.
..., выйди к доске и вставь
пропущенные буквы, с объяснением. Остальные проверяют.
Какую особенность вы заметили у
слов хороводы и небосклон? (у них два корня)
Приведите свои примеры слов с
двумя корнями. (паровоз, ледокол, трубочист и т.д.)
Запишите два слова с двумя корнями
через запятую. Выделите в них корни и подчеркните соединительную гласную.
Самостоятельно надпишите над всеми
именами существительными род, число, падеж.
Устная проверка.
…, выполни морфологический разбор
прилагательного "чудным". Остальные в тетрадях.
Чудным (узором) - (каким?), нач. ф.
(какой?) чудный, м. р., ед. ч., Т.п., втор. чл.
Найдите в этом предложении глагол.
Как вы это сделали? (по вопросу)
Подберите однокоренные слова к
глаголу сплетались. (плетёт, плётка, плетение, заплести, вплетенный).
Придумайте предложение с глаголом
плетёт. Самое лучшее автор записывает на доске, остальные в тетрадях. Выделяем
в нем грамматическую основу, составляем схему.
|
Письменный опрос по теме "Что
мы знаем о глаголе"
|
А сейчас давайте вспомним, что мы
уже знаем о глаголе. У вас на партах карточки с заданием. Подпишите их. Приступаем
к выполнению.
Образец карточки:
Закончите предложения
а) Глагол обозначает...
б) В предложении глагол обычно
является...
в) Глаголы в форме настоящего
времени отвечают на вопрос...
г) В прошедшем времени глаголы
изменяются по... и...
д) Глаголы в неопределенной форме
имеют суффиксы...
|
Знакомство с правописанием
глаголов с суффиксом - я-:
|
Немного отдохнем.
Сейчас я прочитаю стих-ние, в
котором заблудились буквы. Вы должны исправить ошибку и назвать правильное
слово. Какая же буква заблудилась?
Тает снег. Течет ручей.
На ветвях полно врачей.
МЫ СОБРАЛИ ВАСИЛЬКИ,
На головах у нас - щенки.
Задание: Вспомни в каких словах
были ошибки. Назови правильные слова.
Выполним упражнение 239. Первое
слово разберем устно.
Слово надеяться. Задайте вопрос к
слову надеяться. (что делать?) Значит, в какой форме нам дано слово? (в
неопределенной)
Образуйте от этого слова глагол в
прошедшем времени. Как вы это будете делать? (зададим вопрос что делал?) Четко
проговорите это слово в прошедшем времени. Какую букву бы мы написали перед
суффиксом -л-? (я) Почему? (потому что в неопределенной форме слово перед -ть
стоит суффикс -я-)
Измените этот глагол в будущее
время. Как вы это сделаете? (зададим вопрос что будет делать?) Четко
проговорите это слово в будущем времени.
Остальные слова - письменно. Один
ученик у доски разбирает 1 глагол, затем другой - следующий и т.д. Остальные -
в тетрадях.
|
Повторение изученного
|
Упр.240.
Прочитаем отрывок из рассказа
Мамина -Сибиряка вслух.
Как вы думаете, почему дед вначале
пообещал внуку, что принесет теленка, а потом-таки не сделал этого? (Деду
стало жалко малого зверя и его маму)
Кто знает, из какого произведения
этот отрывок? ("Емеля-охотник")
Подчеркните все глаголы в тексе и
определите их время.
Выпишите сначала глаголы в
настоящем времени, затем в прошедшем и будущем самостоятельно, подчеркните
орфограммы.3 учеников работают у доски.1-ый выписывает глаголы в настоящем
времени с обратной стороны доски, 2-ой выписывает глаголы в прошедшем времени
с обратной стороны доски.3-ий на центральной доске - в будущем.
Затем проверка. Обращаю внимание,
что в тексте встречались глаголы в будущем времени в двух формах: простой (принесешь,
схожу), сложной (буду ждать).
Почему автор использовал в своем
рассказе глаголы и настоящего, и будущего, и прошедшего времени? (Потому что
действие происходило в разные временные отрезки)
Упр.241.
Выполняем устно по заданию.
|
Итог урока
|
Ответим на вопросы на странице 63.
Вашим домашним заданием будет упр.242.
|
Приложение:
Физкультминутка
Ах, как
долго мы писали,
Глазки у
ребят устали. (Поморгать глазами)
Посмотрите
все в окно, (Посмотреть влево-вправо)
Ах, как
солнце высоко. (Посмотреть вверх)
Мы глаза
сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками)
В классе
радугу построим,
Вверх по
радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево)
Вправо,
влево повернем,
А потом
скатимся вниз, (Посмотреть вниз)
Жмурься
сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Урок № 4:
Русский язык Конспект № 4
Тема: Понятие
о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Цели:
ввести
термин "спряжение", познакомить с особенностями I
и II спряжения, формировать навыки определения
спряжения;
развивать
внимание, память, мышление;
воспитывать
любовь к учению, формировать стремление к получению знаний, развивать умение способности
работать в коллективе.
Оборудование:
круги Гёте, цепочка букв для словарной работы, словарное слово, таблица для
изучения новой темы*, офтальмотренажер, словосочетания для закрепления темы.
*Вид
таблицы (заполняется по ходу урока):
|
I спряжение
|
ед. ч.
|
мн. ч.
|
1 лицо
|
Я
прыгаю
|
Мы
прыгаем
|
2 лицо
|
Ты
прыгаешь
|
Вы
прыгаете
|
3 лицо
|
Он, она, оно
прыгает
|
Они
прыгают
|
|
II
спряжение
|
ед. ч.
|
мн. ч.
|
1 лицо
|
Я
говорю
|
Мы
говорим
|
2 лицо
|
Ты
говоришь
|
Вы
говорите
|
3 лицо
|
он, она, оно
говорит
|
Они
говорят
|
Этапы урока
|
Ход урока
|
Организационный момент
|
Растирание ушных раковин. Перекрестные
движения. Созерцание круга цветов Гёте.
От жёлтого к зеленому
Потом наоборот
Ты на зеленый с желтого переводи
свой взгляд.
Ребята, я очень рада видеть вас и
думаю, что вы порадуете меня своими ответами.
У нас очень много интересной
работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю Вам творческих
удач!
|
Словарная работа
|
Запись числа, классной работы.
Посмотрите на красный круг.
Диктую слова:
Камыш, престижный, обаяние,
корзина, впервые, несколько, серебряный, сверкать, правосудие,
справедливость, путешествие.
Посмотрите на желтый круг.
Новое слово, с которым мы сегодня
познакомимся, спряталось среди цепочки букв
Внимательно рассмотрите цепочку,
найдите в ней слоги в следующем порядке: между буквами Т и В, Ш и Р, Б и Г.
Какое слово получилось? (газета)
Что мы называем газетой? (газета -
периодическое издание в виде больших листов, посвященное событиям текущей
политической и общественной жизни)
Какие газеты вы знаете? (Челябинский
рабочий, Комсомольская правда, Известия, Труд, Вечерний Челябинск, Городской
Дилижанс)
Пропишите слово газета в воздухе. Пальчиком
на ладошке.
Запишите слово "газета" в
тетрадь.
Подберите однокоренные слова и
запишите их в тетрадь, выделяя корень.
Прочитайте, какие однокоренные
слова вы записали, не повторяемся.
Какой у них корень?
|
Проверка домашнего задания
|
Ребята, какую часть речи мы сейчас
изучаем?
Расскажите, что вы знаете о
глаголе по собственному плану. (4-5 учеников)
|
Актуализация знаний
|
Посмотрите на красный круг.
Глагол в русском языке дружит с
местоимением
Какого числа бывают личные
местоимения? (единственного и множественного)
Какие местоимения относятся к
первому лицу? (Я, мы)
Ко второму? (ты, вы)
К третьему? (он, она, оно, они)
Какого числа местоимения я, ты,
он, она, оно? (единственного)
А местоимения: мы, вы, они? (множественного)
|
Работа над темой урока. Введение
термина "спряжение".
|
Мы будем изменять глаголы "нести
и говорить" при помощи личных местоимений, вопросов; выделять окончание
у глаголов.
Первый глагол "нести"
Я что делаю? (несу)
Ты что делаешь? (несешь)
Он что делает? (несет)
Мы что делаем? (несем)
Вы что делаете? (несете)
Они что делают? (несут)
Изменим глагол "говорить"
Я что делаю? (говорю)
Ты что делаешь? (говоришь)
Он что делает? (говорит)
Мы что делаем? (говорим)
Вы что делаете? (говорите)
Они что делают? (говорят)
Как изменяли глагол? Какая часть
изменялась? Назовём окончания по лицам и числам.
Кто знает, как называется
изменение глаголов по лицам и числам?
Прочитайте правило на странице 67
самостоятельно. Расскажите его соседу.
Кто хочет рассказать его?
Прочитаем текст после правила
вслух.
|
Физкультминутка
|
Посмотрите на зеленый круг.
Работа с офтальмотренажером.
Посмотрите на желтый круг.
|
Самостоятельная работа по
спряжению глаголов в настоящем времени.
|
Проспрягайте глаголы "прыгать"
и "чистить" самостоятельно в тетради.
Оформляем так же, как на доске.
Поменяйтесь тетрадями. Тот, кто
сидит один, читает, остальные проверяют, так ли изменен глагол в тетради вашего
соседа.
|
Фронтальная работа по выяснению, в
каких временах глаголы спрягаются.
|
В каком времени стоял глагол
"прыгаю"? (в настоящем)
Как вы это определили? (по вопросу)
Измените глагол "прыгать"
в простое будущее время.
Я что сделаю? (спрыгну)
Ты что сделаешь? (спрыгнешь)
Он что сделает? (спрыгнет)
Мы что сделаем? (спрыгнем)
Вы что сделаете? (спрыгнем)
Они что сделают? (спрыгнут)
Измените глагол "прыгать"
в составную форму будущего времени.
Я что буду делать? (буду прыгать)
Ты что будешь делать? (буду
прыгать)
Он что будет делать? (будет
прыгать)
Мы что будем делать? (будем
прыгать)
Вы что будете делать? (будем
читать)
Они что будут делать? (будут
читать)
Измените этот же глагол в
прошедшее время.
Просклоняйте его.
Какой вывод вы можете сделать? В
каких временах спрягаются глаголы? (в настоящем и будущем)
|
Физкультминутка
|
Посмотрите на зеленый круг.
Выполните действия:
Встать, шагать, прыгать, присесть,
встать, улыбнуться, сесть.
Посмотрите на красный круг
|
Знакомство с глаголами I и II спряжения
|
Откройте учебники на странице 68.
Прочитайте первое предложение. Сколько
спряжений в русском языке? Как будем указывать спряжение глаголов? (Римскими
цифрами: I и II)
Прочитайте второе предложение.
Что вы уже заметили в личных
окончаниях глаголов?
Прочитайте личные окончания
глаголов первого спряжения; второго спряжения.
Как определяется спряжение глагола?
(По окончанию)
Прочитайте материал для
запоминания после правила.
Когда легко определить спряжение
глагола?
Чтоб определить спряжение,
Посмотри на окончание.
И еще на ударение
Обрати свое внимание!
Когда окончание под ударением,
Легко ты узнаешь, какое спряжение.
Как вы думаете, спряжение - это
постоянный или непостоянный признак глагола? (Спряжение - это постоянный
признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое
спряжение "перейти" не может)
|
Закрепление новой темы
|
Посмотрите на желтый круг.
Определите число, лицо и спряжение
у глаголов из словосочетаний (записаны на доске). Выполняем устно.
Рисуют карандашами (мн. ч, 3 лицо,
I спряжение)
Мерзнешь на улице (ед. ч, 2 лицо, I спряжение)
Построим дом (ед. ч, 1 лицо, II спряжение)
Спишите следующие словосочетания в
столбик:
На доске:
Звонко поет
Чистишь обувь
Танцуют вальс
Ярко сверкает
Прохожу через лес
Определите число, лицо и спряжение
у глаголов и запишите в скобках.
Коллективная проверка.
А теперь вам такое задание: Разрезные
предложения.
Несколько коротких предложений
оказались разрезанными на 2 части. Вот эти предложения.
Барабан висел на стене.
Пчела села на цветок.
Грязь - причина болезней.
Трусость - низкий поступок.
Восход солнца в горах.
На фабрике произошел пожар.
В комнате очень жарко.
Лучший отдых - сон.
Москва - древний город.
Железо и золото - металлы.
Россия - великая держава.
Мальчик принес книгу.
Сейчас я прочитаю вам часть этих
предложений, а вы мне скажите вторую часть.
Барабан
Села на цветок
грязь
Трусость
В горах
Произошел пожар
Сон
МОСКВА
Металлы
Россия
принес книгу.
|
Итог урока
|
Закончите предложения:
У имен существительных склонение,
а у глаголов... .
Спряжение - это…
У глаголов при спряжении
изменяются …
Глаголы I
спряжения имеют окончания …
Глаголы II
спряжения имеют окончание …
Попробуйте сами оценить свою
работу.
Если вы считаете, что тему усвоили
на “отлично” и “хорошо”, покажите улыбку на своих лицах. Если вы где-то не
уверены, то изобразите задумчивость.
Ваше домашнее задание:
Домашнее задание: упр.250.
|
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
|