РУБРИКИ

Способы быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников с задержкой психического развития

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Способы быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников с задержкой психического развития


Урок № 5: Русский язык Конспект № 5

Тема: Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

Цели:

познакомить с особенностями I и II спряжения, формировать навыки определения спряжения, если у глагола ударное окончание;

развивать память, мышление, обогащать речь учащихся пословицами и поговорками;

воспитывать умение работать в коллективе, интерес к учению при помощи пословиц на тему учения.

Оборудование: круги Гёте, офтальмотренажер, пословицы, таблица окончаний I и II спряжений, словосочетания для закрепления темы.


Этап урока

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, посадка детей.

Словарная работа


Игра "Знаешь ли ты басни Крылова?"

Я читаю строчки из басен, ученики записывают слово, которое пропущено, выделяют в нем орфограмму, ставят ударение. Один ученик работает с обратной стороны доски.

А) Попрыгунья ____________ лето красное пропела.

Б) Пускай же говорят _________:

"Ай, Моська! Знать, она сильна,

Что лает на слона!"

В) За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит _________?

Г) Плутовка к дереву на цыпочках подходит,

Вертит хвостом, с __________глаз не сводит.

Д) Проказница - ____________,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть _________.

Проверка.

Какие слова записали? Какую орфограмму выделили?

Анализ пословиц


Что общего в данных пословицах и поговорках?

На доске:

* Азбука - к мудрости ступенька.

* Век живи - век учись.

* Для учения нет старости.

* Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

В какой из этих пословиц употреблен глагол во втором лице, единственного числа? (Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду)

Прочитайте эту пословицу еще раз, про себя.

Напишите пословицу эту памяти, подчеркните орфограммы.

Актуализация знаний


На доске записаны слова:

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, замечаеш….

Найдите общее в словах. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени, они пишутся с мягким знаком на конце)

Разделите глаголы на две группы по различию в окончании. (Первая группа с окончанием - ешь, вторая группа - глаголы с окончанием - ишь)

Запишите эти слова в два столбика, выделяя окончания.

Что такое спряжение? (Изменение глагола по лицам и числам)

Какая часть слова изменяется при спряжении? (окончание)

Формирование новых знаний


Работа по вариантам.

Первый вариант проспрягает глаголы играть, бежать.

Второй вариант - ползти, верить.

При спряжении поставьте в глаголах ударение и выделите окончания.

Проверка.

Назовите личные окончания у глаголов играть и ползти.

Глаголы играть, ползти имеют окончания - ешь, - ет, - ем, - ете, - ут, - ют.

Что можете отметить общего в личных окончаниях? (Окончания имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ут, - ют)

Вывод. Глаголы, имеющие в окончании гласные - е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ут, - ют, относятся к 1 спряжению.

Назовите окончания глаголов последних двух слов, (-ишь, - ит, - им, - ите, - ат, - ят) Отметьте общее в личных окончаниях глаголов последних двух слов. (Окончания имеют гласную - и, а в форме 3-го лица множественного числа - окончания - ат, - ят)

Вывод. Глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания - ат, - ят, относятся ко II спряжению.

На доске:

Работа в парах.

Внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Подумайте, чем они отличаются? Обсудите со своим соседом. (Окончания бывают ударные и безударные)

Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения? (Окончания одинаковы)

Итак,

Какого спряжения бывают глаголы?

Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?

Физкультминутка


Посмотрите на зеленый круг.

Работа с офтальмотренажером.

Посмотрите на желтый круг.

Закрепление новой темы


Откройте учебники на странице 68. Прочитайте правило и текст после него про себя.

Когда легко определить спряжение?

Чтоб определить спряжение,

Посмотри на окончание.

И еще на ударение

Обрати свое внимание!

Когда окончание под ударением,

Легко ты узнаешь, какое спряжение.

Как вы думаете, спряжение - это постоянный или непостоянный признак глагола? (Спряжение - это постоянный признак глагола. Это означает, что каждый глагол относится либо к I, либо ко II спряжению и в другое спряжение "перейти" не может)

Посмотрите на желтый круг.

Определите число, лицо и спряжение у глаголов из словосочетаний (записаны на доске). Выполняем устно.

Рисуют карандашами (мн. ч, 3 лицо, I спряжение)

Мерзнешь на улице (ед. ч, 2 лицо, I спряжение)

Построим дом (мн. ч, 1 лицо, II спряжение)

Спишите следующие словосочетания в столбик:

На доске:

Звонко поет

Чистишь обувь

Танцуют вальс

Ярко сверкает

Прохожу через лес

Определите число, лицо и спряжение у глаголов и запишите в скобках.

Коллективная проверка.

Творческое задание:

Даны слова. Ваша задача постараться объединить слова, таким образом, чтобы получился рассказ.

Слова: поляна, колесо, чашка, экскаватор, нора, лупа, весы, ведро, листья, овраг.

Расскажите что получилось.

Вспомните те слова, которые были даны для сочинения рассказа.


Итог урока


Какие глаголы относятся к первому спряжению?

Ко второму?

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное?

Домашнее задание: Упр.251, сделать карточку с таблицей личных окончаний глаголов первого и второго спряжения.


Урок № 6: Русский язык Конспект № 6

Тема: Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

Цели:

совершенствовать умение писать глаголы с безударными личными окончаниями, определять спряжение;

развивать мышление, внимание, память, речь, расширять и активизировать словарный запас;

воспитывать самостоятельность, интерес к живой природе

Оборудование: картинки с изображениями калана (камчатского бобра), сороки, ласточки, дятла, воробья, коршуна.


Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, посадка детей. Проведение пальчиковой гимнастики.

Словарный диктант

Ветреный, лепесток, облако, песчаный, лиловый, сверкать, шорох, традиция, путешествие, костёр, камыш, тревога, фантазия.

Игра: "Молчанка"


А сейчас мы поиграем в "молчанку". Я буду показывать вам картинку с изображением птиц. Ваша задача: придумать и записать короткие предложения, в которых в качестве подлежащих будут названия птиц, а в качестве сказуемых - подходящие по смыслу глаголы с безударными окончаниями. Повторять глаголы нельзя.

В случае затруднений я подсказываю детям неопределенную форму глагола.

Возможные варианты:

Сорока стрекочет. Ласточка щебечет.д.ятел барабанит. Воробьи чирикают. Коршуны клекочут.

Выборочный диктант


Задание: Выписать глаголы с безударными личными окончаниями.

Текст называется: "Каланы". Каланы - это камчатские бобры. Показываю их изображение. Послушайте текст, ничего писать не нужно.

Читаю.

Диктую, дети пишут только глаголы с безударными личными окончаниями.

Каланы

На острове Медном живут очень редкие звери - каланы. Целый день каланы проводят в море. Играют, резвятся, дремлют, покачиваются на волнах. Весёлые зверьки! Каланы любят плавать на спине. Так им удобнее. Нырнёт, достанет со дна морского ежа, ляжет на спину, иголки лапками обломает и грызёт. А лапки - как ручки! И детишек своих каланы нянчат в море. Сидит малыш у матери на животе, как на островке, она его подбрасывает, щекочет. Только на ночь калан выходит на берег. Выжмет лапками шубку, свернётся калачиком и спит прямо на камнях.

Не забудьте выделить окончания, подчеркнуть орфограммы.

Перескажите текст, пользуясь глаголами, которые вы выписали.

Физкультминутка


На зарядку становись!

Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки)

Повторяем упражненье,

Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками)

Раз - вперёд наклонимся.

Два - назад прогнёмся.

И наклоны в стороны

Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны)

Приседания опять

Будем дружно выполнять.

Раз-два-три-четыре-пять.

Кто там начал отставать? (Приседания)

На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте)

И урок наш вновь начнём. (Дети садятся за парты)

Проверка домашнего задания


Перечислите глаголы-исключения. Кто смог придумать свое стихотворение с этими словами? Зачитайте его нам. Кто смог придумать небылицу?

Молодцы! Вы очень талантливы!

Тренировочные упражнения


Упр.263. Выписываем только глаголы с пропущенной орфограммой и слова в скобках. С комментированием у доски.

2 последних предложения разбирает сильный ученик. Делаем вывод, при образовании н. ф. глаголов надо учитывать вопрос, на который отвечает глагол в каждой форме времени.

Упр.264. С комментированием у доски.1 часть глаголов - один ученик, вторая часть - второй.

Игра: "Женский и мужской род"

Я буду называть существительное женского рода, а вы скажите соответ. ему существительное мужского рода.

1. коза - 10. лошадь-

2. оса-

3. ворона-

4. синица-

5. балерина-

7. ручка-

8. игра-

9. собака-

Постарайтесь вспомнить все слова по порядку.

Дополнительное задание


Игра "Наборщик"

Соберите новые слова из букв слова лаборатория.

Подчеркните одушевленные имена существительные. Обведите в овал существительные 1 склонения.

Итог


Что узнали нового? Чему учились? Что было труднее всего?

Домашнее задание: упр.4, стр.95.


Урок № 7: Русский язык. Конспект № 7

Тема: Незаменимые помощники - словари.

Цели:

повышение уровня самостоятельности и творческой активности учащихся;

развитие умений пользоваться словарями;

воспитание уважения к одноклассникам, терпимости к чужому мнению.

Оборудование: текст скороговорки, тема урока, две странички устного журнала, высказывание В. Бокова, высказывание А. Франса, сердечко и слова для игр, словари иностранных слов и антонимов.

Предварительная подготовка: двум учащимся выдаются слова (о словарях).


Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Добрый день, ребята! Начинаем нетрадиционный урок русского языка - урок общения. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. Сегодня мы продолжим знакомство с секретами богини красноречия.

Речевая разминка

На доске написана скороговорка:

“Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки”.

Прочитайте скороговорку

Медленно, четко выделяя каждый звук

Быстрее, но четко

Еще быстрее

А сейчас вы прочитаете эту скороговорку с разной интонацией:

Какой усердный ученик! (Восторженно) Какой неаккуратный ученик! (С осуждением)

Сообщение темы и целей урока

Ребята! Как вы думаете, сколько в русском языке слов? В русском языке более 500 тысяч слов. Наверно нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: “Не тот образованный человек, кто много знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на свой вопрос".

Сегодня мы узнаем, что “хранятся" слова в словарях, которые:

помогают правильно писать;

говорят об истории их создания;

расширяют кругозор пытливого читателя;

приобщают к культуре народа.

Учитывая то, какую помощь оказывают словари, я так и назвала тему нашего урока “Незаменимые помощники - словари”.

Чтение темы с переменой логического ударения

Прочитайте тему урока с перемещением логического ударения, выделяя голосом слова.

Внимательно слушайте вопросы!

Чем являются для нас словари? - Незаменимые помощники - словари.

Какие помощники словари? - Незаменимые помощники - словари.

Что является для нас незаменимыми помощниками? - Незаменимые помощники - словари.

Но чтобы найти в словаре нужное слово, необходимо знать и выполнять следующие правила:

Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.

Статья о каждом слове написана в научном стиле.

Цель статьи - сообщить точную информацию о слове.

Письменная работа учащихся - минутка чистописания

Запись в рабочих тетрадях даты проведения урока.

Ребята, взгляните на тему сегодняшней минутки чистописания.

На доске: …

Найдите закономерности написания каждой группы символов и продолжите работу до конца строчки.

Ученики выполняют этот вид письменной работы.

Вхождение в тему урока

Неспроста буква “т” повторяется несколько раз. А сегодня мы познакомимся со словом, которое также начинается с буквы “т” - это слово “ТОЛЕРАНТНОСТЬ". Что означает это слово? Нам поможет узнать словарь иностранных слов. Итак, откроем наш словарь.

Учитель вывешивает на доску первую страничку устного журнала: “Какого роду племени: ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МИГРАНТ, КОМПЛИМЕНТ? ”

Работа со словарем иностранных слов

Ученик - помощник учителя на этом уроке выступает в роли словаря иностранных слов:

“Я - словарь иностранных слов. Я имею 1500 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто встречаетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении иностранного незнакомого слова, а также сведения о его происхождении. Авторы словаря Одинцов, Иванов, Смолицкая, Голанова, Васильев".

Ребята! Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в их речь проникали иноязычные слова, обозначавшие новые понятия. Найдите слово “толерантность” в словаре и объясните его значение и происхождение.

Идет работа в микрогруппах. Учащиеся ищут слово и узнают, что это слово по своей этимологии (происхождению) латинское и означает - терпение, терпимость.

Запишите в тетрадях слово толерантность и объяснение этого слова:

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (в переводе с латинского языка) - терпимость, терпение к чужому мнению, культуре, религии.

Стихопауза с комментариями

Как вы считаете, кто такой настоящий друг?

Читаю стихотворение Андрея Дементьева “Друг познается в удаче".

Друг познается в удаче Так же порой, как в беде.

Если он душу не прячет, Чувства не держит в узде.

Друг познается в удаче, Если удача твоя Друга не радует, значит, Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть Разум затмила его.

И, на успех твой позарясь, Он не простит ничего.

Он не простит, но иначе Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче Больше порой, чем в беде.

Две последние строки записаны на доске.

Как вы понимаете эти строки?

Запишите их в тетрадь, выполните морфологический разбор слова "познается".

Продолжение работы со словарем иностранных слов

Работа со словом “МИГРАНТ” (с латинского - переселяющийся, миграция - перемена мест жительства).

А как вы думаете, тяжело таким людям привыкать к новому месту жительства? Находить себе новых друзей?

А как мы можем поддержать таких людей?

Ученики отвечают, что поддержать можно не только одеждой, продуктами, другими вещами, но также добрым словом, уважением, дружбой.

Работа со словом “КОМПЛИМЕНТ" (с французского - лестные, приятные слова).

Скажите, ребята, вам часто приходилось слышать в свой адрес комплименты? А ведь это очень приятно, так как вместе с приятными словами вы дарите вашему собеседнику хорошее настроение и частичку своего сердца. Давайте сыграем в игру “Комплимент".

Игровая пауза

Предлагаю ребятам встать в круг. Даю первому ученику сердечко и говорю комплимент. Ученик, получивший сердечко, должен передать его дальше, также произнеся комплимент своему соседу. Принявший комплимент должен поблагодарить вас и передать следующему. Комплименты можно говорить, упоминая внешность, характер, способности, умение дружить.

Прочитайте вслух высказывание В. Бокова и следуйте этому примеру всю свою жизнь:

Следуйте хорошему примеру - Продляйте добрым словом жизнь людей.

Учитель: А мы закрываем первую страницу нашего устного журнала.

Работа со словарем антонимов

Второй ученик - помощник учителя выступает в роли словаря антонимов:

“Я - словарь антонимов. В языке антонимов отражена противоположность существования в жизни. Мы спрашиваем “Это хорошо или плохо? ”, “Еще рано или уже поздно?". В словаре представлено 2000 антонимических пар. В словаре статья дает объяснение значений каждого члена пары, приводит пример употребления антонимов из литературных произведений. Автор словаря - Львов”.

Учитель вывешивает на доску вторую страничку устного журнала: “МИНУС - ПЛЮС, ОГОНЬ - ВОДА, ДЕРЗКИЙ - ОСТОРОЖНЫЙ. ВСЕ АНТОНИМЫ ВСЕГДА ПРОТИВОПОЛОЖНЫ."

Игровая пауза

 - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру “Магнит". А что вы знаете о магните?

Ученики сообщают, что у магнита есть два полюса, один из которых притягивает, а другой отталкивает.

Не правда ли, наш магнит также является примером антонимов?

Я предлагаю вам выбрать из записанных на доске слов слова добрые и хорошие и слова, прямо противоположные им по смыслу. Запишите эти слова в своих тетрадях в две колонки: “Левая сторона" - хорошие слова, а “Правая сторона" - антонимы словам из левой половинки. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы.

На доске записаны следующие слова:

л. нивый, люб. т, грубо, жадный, ласково, ненавид. т,

труд. любивый, щедрый.

Подведение итогов урока

Мы познакомились только с двумя словарями. Но существуют и другие, не менее нужные и интересные словари.

Прочитайте высказывание французского писателя Анатоля Франса:

“Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке!"

Я полностью согласна со словами Анатоля Франса. А вы, ребята?

И действительно, в них вы можете получить ответ на любой вопрос. Но надо еще и уметь ими пользоваться. Работу со словарями вы продолжите в библиотеке, при подготовке не только к русскому языку, но и к другим предметам. Главное, чтобы вы уважали язык не только своего, но и любого другого народа.

Спасибо за активное участие и работу на уроке!


Урок № 8: Русский язык. Конспект № 8

Тема: Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов (3-ий урок).

Цели:

совершенствовать навыки морфемного разбора глаголов, повторить правило написания глаголов с безударной гласной в личных окончаниях глаголов;

развивать память, орфографическую зоркость, письменную речь;

воспитывать самостоятельность, усердие.

Оборудование: строки из стихотворения К.Д. Бальмонта "Золотая рыбка", памятка "Какие суффиксы входят и не входят в основу?", порядок разбора глагола по составу, индивидуальные карточки.


Этапы урока

Ход урока

Организационный момент

Приветствие, посадка детей.

Языковая разминка


Запись числа, классной работы.

Прочитайте 4 строчки из стихотворения Константина Бальмонта "Золотая осень" про себя.

На доске:

[Ветерок в саду качал]

[Легкие качели]

[Музыканты пели]

[В замке был веселый бал]

Составьте из них 2 предложения, получится 1-я строфа стихотворения

После обсуждения:

[В замке был веселый бал]

[Музыканты пели]

[Ветерок в саду качал]

[Легкие качели]

Какие знаки препинания поставим? Докажите. (Ставлю знаки препинания)

1) Приготовимся к письму по памяти.

Люся, прочитай четверостишье вслух.

Закройте глазки и попробуйте, не подглядывая на доску, прочитать эти строки по памяти.

Проверьте.

Закрываю доску. Спрашиваю нескольких учеников прочитать строфу по памяти. В случае затруднений, вновь читаем по доске.

Прочитайте строфу последний раз.

Закрываю доску.

Приступаем!

Проверьте.

2) Синтаксический разбор

1 вариант: 1-е предложение,

2 вариант: 2-е предложение.

3) Найдите и обозначьте орфограмму "Безударная гласная в корне, проверяемая ударением" (выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную; проверочное слово проговаривают устно).

4) Два ученика у доски, остальные по двум вариантам. .

1. Фонетический разбор: петь - [п'эт'].

2. Морфологический разбор: пели.

Введение в тему урока


Разберите по составу слова "ветерок", "качал". (Один ученик у доски, остальные в тетрадях).

В каком порядке мы разбираем имена существительные?

Глаголы? (Спрашиваю нескольких учеников)

Какие суффиксы не входят в основу глагола?

Какие суффиксы входят в основу глагола?

В случае затруднений на доске появляются опоры.

Закрепление изученного


Объяснительный диктант

Один ученик у доски на оценку, остальные в тетрадях.

Текст диктанта:

Я вышел на прогулку еще до восхода солнца и сразу услышал крики грачей. Грачи объявили весну.

Восход солнца я встречал в лесу. Задорно стучали дятлы. Лесные дали туманились и синели. Вокруг светлели березы.

Разберите по составу все глаголы из текста.

Один ученик у доски на оценку, остальные в тетрадях.

Физкультминутка


Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились

И ещё раз повторили. (Наклоны в стороны)

Приседаем мы по счёту,

Раз-два-три-четыре-пять.

Это нужная работа -

Мышцы ног тренировать. (Приседания)

А теперь рывки руками

Выполняем вместе с вами.

Раз - рывок и два рывок. (Рывки руками перед грудью)

Продолжаем наш урок. (Дети садятся за парты)

Закрепление

Упр.299. Самостоятельно, с коллективной проверкой.

Творческое задание


Допишите глаголы в настоящем времени, выполните их морфемный разбор (на индивидуальных карточках)

Карточки вложите в тетрадь.

Цветочные часы.

К шести часам утра... (открывает) синий глазок колокольчик. (Поднимают)... золотые головки одуванчики.

(Расправляет)... широкие лепестки шиповник. (Вспыхивает)... яркий огонёк. мака. К восьми часам... (распускаются) желтые и белые лилии. (Спадает)... летняя жара,... (оживают) другие цветы. (Распускаются)... душистый табак и луковая дрёма. Если ты... (посадишь) на клумбе цветочные часы, они... (покажут) тебе точное время.

Итог урока


Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

Напомните алгоритм разбора глагола по составу.

Как мы определим, какую букву написать в личном окончании глагола?

Домашнее задание: упр.298.



2.3 Оценка и анализ опытно-экспериментальной работы


Исходя из полученных данных был проведен контрольный эксперимент, целью которого является установление истинности выдвинутой гипотезы.

Проводились следующие методики:

1. Методика "Диагностика природной памяти"

Для начала нужно определить продуктивность, или силу, природной (непосредственной) памяти ребенка. Это можно сделать с помощью следующей методики.

а) Подготовительный этап.

В приложении №1 содержится карточка, на которой нарисована фигура, состоящая из 4-х пересекающихся линий. Необходимо изготовить точно такую же карточку. Для работы потребуются: карандаши или ручки, часы с секундной стрелкой, чистая бумага без клеточек и линеек, 10x15 см (совпадающая по размерам с диагностическим материалом).

б) Диагностический этап.

После того, как все необходимое будет подготовлено для работы, можно начинать эксперимент. Ребенка усаживают за стол, напротив себя. Перед ним кладете чистый лист бумаги (10x15 см) и карандаш или ручку. Инструкция испытуемому: "Сейчас на короткое время я покажу тебе карточку, на которой нарисована фигура. Ты должен постараться ее запомнить и нарисовать. Если сразу не запомнишь, не расстраивайся, я покажу ее еще раз и буду показывать до тех пор, пока ты не запомнишь и не нарисуешь эту фигуру. О том, что покажу карточку, буду предупреждать тебя словом "Внимание". После того, как уберу карточку, ты можешь начинать рисовать". Испытуемый после каждой экспозиции карточки рисует на новом листе бумаги.

Карточка показывается по 2 секунды до тех пор, пока рисунок испытуемого не будет напоминать оригинал. В правильном рисунке должны быть соблюдены:

приблизительные размеры фигуры;

наклон фигуры;

количество линий и количество их пересечений.

Для того, чтобы сделать вывод о силе природной памяти ребенка, необходимо подсчитать суммарное время запоминания фигуры. Оно будет равняться 2 сек. * количество показов карточки.

Оценка результатов:

Если ребенок правильно запомнил предлагаемую фигуру менее, чем за 18 секунд, то это говорит о хорошей природной памяти; если время правильного запоминания колеблется в пределах от 20 до 30 секунд, то природная память средней продуктивности. В тех случаях, когда время запоминания более 30 секунд, природная память имеет продуктивность ниже среднего.

Результаты методики приведены в диаграмме № 8


низкий уровень, средний уровень, высокий уровень


Выводы: После формирующего эксперимента результаты исследования улучшились. У большинства детей в классе (45%) преобладает высокий уровень продуктивности памяти, 38% составляют учащиеся со средним уровнем. И школьники с низким уровнем - 17% всего класса.

2. Методика "Диагностика культурной памяти"

а) Подготовительный этап.

Для того, чтобы осуществить проверку уровня развития опосредованной памяти вашего ребенка, необходимо вырезать 30 картинок, которые находятся в приложении № 2.

Перечень необходимых картинок: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, ручка для перьев, самолет, географическая карта, щетки, лопата и грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом, цветок, тетради, телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, лодка, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка.

б) Диагностический этап.

После того, как все 30 картинок будут подготовлены, их необходимо разложить на столе перед ребенком. Далее испытуемого надо ввести в курс дела с помощью следующей инструкции: "Сейчас я буду тебе называть слова. Ты должен постараться их запомнить. Для того, чтобы тебе было легче запоминать, можешь к каждому слову подобрать картинку, которая тебе поможет это слово запомнить".

Перечень (15 слов): дождь, собрание, пожар, день, драка, театр, небо, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд.

После того, как ребенок к каждому слову подберет картинку, можно начать проверку результата. Воспроизведение должно осуществляться следующим образом. Вы показываете ребенку (по одной) каждую из отложенных им карточек и просите вспомнить слово, которое он с помощью этой карточки запоминал.

Оценка результатов:

Если количество правильно названных слов равняется 12 и более, то это говорит о хорошей культурной памяти младшего школьника. Если количество правильно названных слов 9-11 - продуктивность культурной памяти средняя. Если же ребенок назвал 8 слов и менее, то продуктивность культурной памяти ниже среднего.

Результаты методики приведены в диаграмме №9


1 - низкий уровень, 2 - средний уровень, 3 - высокий уровень


Выводы: Можно сделать вывод, что результаты исследования (полученные в констатирующем эксперименте) после формирующего эксперимента улучшились.

В классе, дети у которых, культурную память имеет продуктивность высокого уровня, составляют 45%. Средний уровень наблюдается у 45% детей. И, наконец, низкий уровень присутствует у 10% детей.

3. Методика "Кто лучше помнит?"

Цель: установить уровень развития слуховой и зрительной механической памяти.

Ход эксперимента:

При слуховом предъявлении чисел.

Учитель говорит: "Я сейчас назову 12 двухзначных чисел. Вы должны внимательно слушать и стараться запомнить все числа. Ничего записывать во время чтения нельзя. Когда я кончу читать, надо по моему сигналу записать все запомненные числа в любом порядке".

Затем учитель читает в течении примерно 30 сек. Ряд чисел с короткими паузами.

При зрительном предъявлении ряд из 12 двухзначных чисел должен быть написан на плакате. Этот плакат демонстрируется в течение небольшого времени (чем старше класс, тем время должно быть меньше, но не менее 30 сек), а затем убирается и учащиеся по памяти записывают все числа.

Обработка полученных данных:

Подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если при слуховом предъявлении оно не меньше 7, а при зрительном - не меньше 9, то уровень развития механической памяти хороший. Можно также сравнивать индивидуальные результаты со средним значением для класса.

Результаты проведенной методики были отражены в таблице №2


Таблица №4 "Развитие слуховой и зрительной механической памяти"

Критерии развития слуховой и зрительной механической памяти.

Название видов механической памяти

Слуховая память

Зрительная память

меньше 7

24%


меньше 9


42%

больше 7

86%


больше 9


58%


Выводы:

Основная масса класса имеют средний уровень развития механической памяти.

4. Методика: "Смысловые пары"

Цель: установить уровень развития у учащихся смысловой памяти.

Ход эксперимента:

Учитель медленно зачитывает учащимся 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь, например: шум-вода, стол-обед, мост-река, рубль-копейка, лес-медведь, дуб-желудь, дичь-выстрел, рой-пчела, час-время, гвоздь-доска. Затем через небольшой перерыв он читает лишь 1-ое из слов каждой пары, и ученики должны припомнить 2-ые слова и записать эти пары на листе бумаги.

Обработка полученных данных:

Подсчитывается число правильно воспроизведенных пар. Отношение этого числа к 10 является показателем словесно-логического (смыслового) запоминания. Если он больше 0,6 то можно считать, что смысловая память развита вполне удовлетворенно.

Результаты методики приведены в диаграмме № 10.


31% - высокий уровень развития смысловой памяти

52% - средний уровень развития смысловой памяти

16% - низкий уровень развития смысловой памяти


Выводы:

Анализируя полученные данные, можно отметить, что по сравнению с результатами, полученными в констатирующем эксперименте, итоги улучшились. В классе преобладают дети, со средним уровнем развития смысловой памяти (52%), дети с высоким уровнем развития памяти составляют (31%). А учащиеся с низким уровнем остальные 16%. Изменения отображены в диаграмме №10.

5. Методика: "Проверка механической памяти"

Цель: установить уровень развития механической памяти.

Ход эксперимента:

Задание 1: Прочитать ребенку пары слов:

зеркало - лампа муха - стол

ведро - диван змея - улица

лопата - ветер ложка - смех

игла - забор книга - стена

пол - вечер мяч - рыба

После этого назвать первые слова пар, а ребенок - вторые, которые запомнил. Будет считаться хорошим уровнем если половина пар запомнится.

Задание 2: Чтение ребёнку цепочки слов (по одной), а затем просьба его повторить цепочку, как он запомнил:

дом - стол - арбуз - кошка - миска

озеро - мак - заяц - карандаш - рис

лодка - цветы - двор - книга - ужин

поле - конь - утка - стул - грабли

ящик - снег - суп - роза - апельсин

Допускается 2-3 ошибки.

Выводы:

В классе наблюдается преобладание среднего уровня механической памяти - 48%. А у остальных (20%) - низкий уровень развития, (32) - высокий уровень развития.

Результаты отражены в диаграмме № 11.


6. Методика "Проверка зрительной памяти"

Цель: установить уровень развития зрительной памяти.

Ход эксперимента:

Задание 1: Запомни рисунки

Нужно показать ребёнку рисунок, на котором изображены различные фигуры, попросить его в течение 30 секунд внимательно рассмотреть и запомнить все фигуры. Затем показать другой рисунок, на котором все фигуры из предыдущего плюс ещё 6 новых. Ребёнок должен найти и показать знакомые по первому рисунку фигуры. На весь тест затрачивается не более 90 секунд, показывать рисунки можно несколько раз. За минуту ребёнок должен узнать 6-8 изображений.


Задание 2: 10 предметов

Ребёнок смотрит на рисунок в течение 0,5-1 минуты. После этого нужно попросить назвать, какие предметы запомнились, в любом порядке. Если некоторые названия повторяются, это не учитывается. Забытые предметы показывать нужно снова. Затем проверяют ребёнка через 10 минут. Результат отмечается. Следующая проверка - через час. Нормой будет воспроизведение 7-8 предметов из 10.



Выводы:

После формирующего эксперимента результаты улучшились. Преобладание в классе высокого уровня развития зрительной памяти у 27% детей. Средний уровень развития у 63% детей, и низкий уровень остался у 10% учащихся.

Результаты отражены в диаграмме № 12.


7. Методика "Проверка слуховой памяти"

Цель: установить уровень развития слуховой памяти.

Ход эксперимента:

Задание 1: 10 слов

Нужно прочитать ребёнку список из 10 слов: стул, дверь, кот, груша, ведро, ветер, книга, мама, костёр, шапка. Ребёнку нужно повторить слова в любом порядке. Нормальным считается результат, при котором ребёнок повторяет 5-6 слов.

Задание 2: 10 словосочетаний

Читается ребёнку список из 10 словосочетаний:

дверь скрипи снег валит

роза цветёт вода течёт

муха летит дом стоит

рыба плывёт трава растёт

солдат стреляет учитель учит

Нужно попросить ребенка повторить, что запомнилось. В норме правильно воспроизведёнными окажутся 5-6 словосочетаний.

При проведении этих заданий можно оценить не только кратковременную слуховую память, но и долговременную. Для этого нужно назвать ребёнку те слова или словосочетания, которые он не повторил, это проделывается до 5 раз. К пятому повторению ребёнок, как правило, называет все 10 слов или словосочетаний. Вернуться к проверке можно через час - ребёнка вспомнить слова или словосочетания, но самим их не называть. Хорошей будет долговременная память у того ребёнка, который запомнил и назвал 7-8 слов или словосочетаний.

Выводы:

После формирующего эксперимента результаты исследования изменились в лучшую сторону. Основная масса класса имеют средний уровень развития слуховой памяти (55%). Высокий уровень у 33% детей, низкий уровень развития слуховой памяти - 12%.

Результаты проведенной методики отражены в диаграмме №13



Выводы по контрольному эксперименту:

Сопоставление результатов диагностики уровней развития памяти у младших школьников с ЗПР на начальном и конечном этапах.

На начальном этапе. В конечном этапе.

27% - средний 63% - средний

4% - высокий 22% - высокий

69% -низкий 15% - низкий



Выводы по II главе


Решая проблему развития памяти у младших школьников с ЗПР, мы провели в ходе исследования констатирующий эксперимент, в котором использовали диагностику развития памяти у младших школьников с ЗПР.

В нашем исследовании мы использовали следующие методики:

"Диагностика природной памяти"

"Диагностика культурной памяти"

"Кто лучше помнит?"

"Смысловые пары"

"Проверка механической памяти"

Проверка зрительной памяти"

Проверка слуховой памяти"

В ходе исследования мы опирались на критериально-параметральные показатели уровня развития памяти у младших школьников с ЗПР, выделенные нами на основе научных исследований Т.Е. Егоровой и Т.А. Власовой.

Результаты, полученные нами в ходе проведения методик по выявлению уровня развития памяти, представлены в виде диаграмм.

Получив анализ результатов проведенного исследования, мы сделали вывод, что уровень развития памяти у младших школьников с ЗПР, преобладает "ниже среднего"

В связи с этим, мы разработали системно-программный комплекс развития памяти у младших школьников с ЗПР, основной целью которого является по этапное развитие памяти.

Таким образом, гипотеза подтверждена, цель реализована.

Заключение

Память - один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации.

Недаром известный психолог П.П. Блонский писал, что дети 7-8 лет сначала запоминают, а затем анализируют запомненный материал, то есть в этом возрасте память служит базой для мышления.

Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном счете на отношение к учебе и школе.

В связи с этим, что данная проблема прослеживается не только у детей с нормой развития, но и у детей с ЗПР, по этому для нашего исследования и была взята данная проблема на рассмотрение и исследование.

В I главе был проведен анализ специальной литературы по проблеме развития памяти младших школьников с ЗПР как условие полноценного обучения.

Анализ результатов опытно-экспериментального исследования, представленного в главе II, показал, что у детей в экспериментальном классе в целом уровень развития памяти "ниже среднего".

Таким образом, результаты исследования показали, что в данном экспериментальном классе актуальна работа по развитию памяти.

Результатом исследовательской деятельности стал системно - программный комплекс развития памяти у младших школьников с ЗПР.

Задачи, поставленные нами в начале работы, выполнены:

изучить и проанализировать психолого-педагогическую, специальную литературу по данной проблеме;

изучить и выявить комплекс способов быстрого запоминания учебного материала;

установить экспериментальным путем эффективность предложенного комплекса способов быстрого запоминания учебного материала как условие развития памяти младших школьников с задержкой психического развития;

определить психолого-педагогические условия и средства развивающие память младших школьников с ЗПР.

Цель работы реализована. Гипотеза доказана.

Подводя итог, отметим, что этим исследованием не ограничивается изучение данной проблемы. На современном этапе развития общества необходимо продолжать поиски путей и методов совершенствования учебно-образовательного процесса.


Литература

1.     Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания в начальной школе. М., 1960.

2.     Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982, кн. I и 2.

3.     Брунер Дж. Психология познания, М., 1977.

4.     Власова Т.А. Каждому ребенку - надлежащие условия воспитания и обучения (о детях с временной задержкой развития) - В сб.: Дети с временными задержками развития. М., 1971.

5.     Власова Т.Л., Лебединская /С.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития. - Дефектология. 1975, № 6.

6.     Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967.

7.     Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

8.     Выготский Л.С. Избранные психологические исследования М., 1956.

9.     Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1965.

10. Горецкий В.Г. (сост). Обучение в I классе. М., 1970.

11. Дети с временными задержками развития / Под ред. Т.А. Власовой, М.С. Певзнер. М., 1971.

12. Дети с отклонениями в развитии (отграничение олигофрении от сходных состояний) / Под ред. М.С. Певзнер. М., 1966.

13. Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953.

14. Егорова Т.В. Анализ зрительно воспринимаемых объектов неуспевающими школьниками младших классов. - Дефектология, 1969а, № 2.

15. Егорова Т В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью: Автореф. канд. дис. М., 19696

16. Егорова Т.В. Некоторые особенности памяти и конкретного мышления младших школьников с пониженной обучаемостью. - В кн.: Психологические проблемы неуспеваемости школьников. 1971.

17. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.

18. Жуйков С.Ф. Формирование орфографических действий. М., 1905.

19. Занков Л.Л. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. М., 1935.

20. Ипполитова М.В. Изучение трудностей решения арифметических задач у детей с задержкой психического развития. - Дефектология, 1974, № 2.

21. Леонтьев А.Я., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников. - Советская педагогика, 1968, № 7.

22. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. М., 1969.

23. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

24. Лутонян Н.Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. канд. дис. М., 1977г.

25. Лутонян Н, Г. Формирование рациональных способов запоминания у детей с задержкой психического развития. - Дефектология, 1976, №3.

26. Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития. - Дефектология, 1972, № 5.

27. Никашина Н.А. Коррекционная направленность обучения. - В сб.: Учебно-воспитательная работа в школе для детей с задержкой психического развития. М., 1977.

28. Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. М., 1966. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития. - Дефектология, 1972, № 3.

29. Поддубная И.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с задержкой психического развития. - Дефектология, 1975, №6.

30. Поддубная И.Г. Особенности непроизвольной памяти у детей с задержкой психического развития: Автореф. канд. дне. М., 1976.

31. Подобед В.Л. О своеобразии механической памяти детей с задержкой психического развития. - В кн.: VIII научная сессия по дефектологии и V Всесоюзные педагогические чтения (секция дефектологии) 27-29 марта 1979 г. М., 1979а.

32. Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей, отстающих в развитии. - В кн.: Развитие младших школьников в норме и при отклонениях. Иркутск, 1996.

33. Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития. - Дефектология, 1981, № 3.

34. Попа К. Логический и гносеологический аспект остенсивных определений. - Вопросы философии, 1969, № 12.

35. Ресйдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторые современные клинико-психологические представления). - Дефектология, 1977, №2.

36. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М., 1978.

37. Смирнов А. А, Психология запоминания. М., 1948.

38. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.

39. Тригер Р.Д. Особенности усвоения русского языка детьми с временными задержками психического развития. - В сб.: Дети с временными задержками развития. М., 1971.

40. Тригер Р.Д. Недостатки письма у первоклассников с задержкой психического развития. - Дефектология, 1972, № 5.

41. Цымбалгок А.Н. Особенности познавательной активности младших школьников с пониженной обучаемостью: Автореф. канд. дне. М., 1974.

42. Цыпина Н.А. Ошибки в чтении первоклассников с задержкой психического развития. - Дефектология, 1972, № 5.

43. Эльконин Д, Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.


Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.