РУБРИКИ |
Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗаВ нашей анкете также был предложен вопрос: "Как планируете применить полученные знания?" - 60% опрошенных ответили, что будут работать по выбранной профессии; 35% студентов ещё не решили и только 5% респондентов ответили, что не будут работать по данной профессии. Далее рассмотрим результаты диагностики по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича (терминальные ценности), которые представлены в таблице 1. Таблица 1 Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса по методике "Ценностные ориентации" М.Рокича (терминальные ценности)
По данным представленным в таблице 1 заметно, что первое место в списке значимых терминальных ценностей для 47,3% испытуемых студентов 3 курса занимает ценность "здоровье" (физическое и психическое). Второе место для 15,7% респондентов занимает "развитие" (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование). Возможно, такое распределение связано с тем, что стремление к саморазвитию является одной из главных целей в освоении профессии педагога и ценность её очень важна на протяжении всего жизненного пути педагога. На третьем месте находится ценность "счастливая семейная жизнь", эта ценность стала значимой для 10,5% испытуемых студентов. Потребность в счастливой семейной жизни у исследуемой группы студентов, скорее всего, объясняется тем, что основную часть студентов составляют женщины – у многих из них есть свои семьи и дети, а многие только собираются создать свою семью и, соответственно, данная потребность для них является наиболее важной в жизни. Четвёртое место по предпочтению разделили такие ценности как: "активная деятельная жизнь"; "жизненная мудрость" (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); "наличие хороших и верных друзей"; "познание" (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); "свобода" (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); "уверенность в себе" (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений. Эти ценности явились значимыми для 5,2% испытуемых студентов. В таблице 2 представлены результаты диагностики по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича (инструментальные ценности). Таблица 2 Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 3 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича (инструментальные ценности)
Из иерархии инструментальных ценностей студенты предпочли такую ценность как "честность" (правдивость, искренность) она явилась значимой для 21% испытуемых студентов. Ценность "терпимость" (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) находится на втором месте и значима для 15,7% опрошенных студентов. Третье место разделили такие ценности как: "воспитанность" (хорошие манеры); "исполнительность" (дисциплинированность); "ответственность" (чувство долга, умение держать свое слово); "широта взглядов" (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Они стали значимыми для 10,5% испытуемых студентов. На четвёртом месте выявлены такие ценности как: "жизнерадостность" (чувство юмора); "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно); "образованность" (широта знаний, высокая общая культура); "чуткость" (заботливость). Они приобрели значимость для 5,2% респондентов. Таким образом, не случайно такие ценности как "потребность в честности, правдивости, искренности", "терпимость" (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения), а также "аккуратность, воспитанность" (хорошие манеры), "исполнительность" (дисциплинированность), широта взглядов занимают важное место в становлении будущих педагогов, так как актуализация этих потребностей составляет основную базу педагогической профессии. Рассмотрим результаты исследования студентов 3 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей, которые представлены в таблице 3. В ходе анализа показателей ценностей, представленных в таблице 3, выявлено, что в иерархии жизненных ценностей доминирующей является ценность "Духовное удовлетворение" (41,2 балла). Второе место в иерархии жизненных ценностей заняла "потребность в достижениях", то есть стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность, возможно, объясняется самим характером учебной деятельности студентов (41 балл). Таблица 3 Результаты исследования показателей ценностей студентов 3 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей
Ценность "материальное благосостояние" по количеству набранных баллов (39 баллов) находится на третьем месте. Следующая иерархия жизненных ценностей по количеству баллов является менее значимой для студентов 3 курса: ценность "стремление к развитию себя" (38,5 балла); ценность "активные социальные контакты" (37,6 балла); ценность "сохранение собственной индивидуальности" (36,7 балла); ценность "креативность" (35,6 балла). На протяжении обучения в институте увеличивается стремление студентов к завоеванию авторитета, признания, поддержанию собственного престижа. К сожалению, данная ценность оценена наименьшим количеством баллов (32,6 балла) и является менее значимой из всех обозначенных жизненных ценностей у исследуемой группы студентов. Анализируя показатели по разделу "Жизненные сферы" можно заметить, что ценность "Сфера профессиональной жизни" занимает главное место в иерархии жизненных сфер у студентов 3 курса (59,1 балл). Этот факт может означать, что "Сфера профессиональной жизни" служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии. Ценность "Сфера образования" (56,6 баллов) является одной из наиболее значимых для студентов, она заняла 2 место в ранге жизненных сфер. Интересно отметить, что ранжируя ценности по разделу "Жизненные сферы", заметен небольшой разброс показателей (59,1 и 56,6 баллов) между предпочитаемыми сферами. Можно предположить, что такое распределение связано с тем, что студенты в период обучения не разделяют "Сферу профессиональной жизни" и "Сферу образования", так как условно на данном этапе "Сферой профессиональной жизни" для них является "Сфера образования". Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим для испытуемых (51 балл), данной ценности принадлежит третье ранговое место в иерархии жизненных сфер. "Сфера стремление к активным социальным контактам" занимает четвёртое место в иерархии жизненных сфер (49 баллов). "Сфера увлечений" занимает пятое место в иерархии жизненных сфер, для студентов психологического факультета 3 курса. На шестом ранговом месте находится "Сфера физической активности" (37 баллов). Таким образом, значимыми ценностями жизненной сферы у студентов 3 курса являются ценности "Сферы профессиональной жизни", "Сферы образования" и "Сферы семейной жизни". Целью следующего этапа исследования явилось изучение ценностных ориентаций студентов 4 курса. Исследование проводилось с сентября по октябрь 2007 года с прежней выборкой студентов факультета "Педагогика и психология", использовался тот же диагностический инструментарий. По результатам, полученным в ходе анкетирования, первое место определено такой ценности как "семья", она стала значимой для 60% испытуемых; для 30% респондентов приоритетной оказалась ценность "самосовершенствование"; ценность "здоровье" является важной для 5% испытуемых, тогда как у исследуемых студентов на 3 курсе она занимала третье ранговое место, ее предпочли 15% студентов; ценность "профессия" является главной для 5% опрошенных На вопрос, что явилось главной причиной, побудившей испытуемых к поступлению в ВУЗ, было предложено несколько вариантов ответов: возможность повысить свой интеллектуальный уровень предпочли 45% испытуемых; на втором месте оказалась такая ценность как "получение профессии" (20%); на третьем – ценность "самоутверждение" (20%); на четвёртом - ценность "необходимость получения диплома" (10%) и 5% опрошенных предпочли ценность "возможность улучшить своё материальное положение". Желают применить полученные знания на практике 55% испытуемых студентов. Не определились в выборе профессии 30% опрошенных и 15% испытуемых не будут работать по данной профессии. Данные полученные в ходе исследования по методике, "Ценностные ориентации" М. Рокича представлены в таблицах 4, 5. Таблица 4 Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича (терминальные ценности)
В ходе анализа результатов по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича выявлено, что первое место в списке ранжированных испытуемыми терминальных ценностей занимает ценность "здоровье" (физическое и психическое), она является приоритетной для 42,1% исследуемых студентов. Второе ранговое место занимает ценность "счастливая семейная" жизнь, она составила значимость для 21% испытуемых. На третье место определена ценность "уверенность в себе" (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений), она явилась значимой для 10,5% респондентов. Остальные предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми. Это такие ценности как: – "жизненная мудрость" (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом; – "любовь" (духовная и физическая близость с любимым человеком); – "продуктивная жизнь" (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); – "развитие" (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); – "развлечения" (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей). Интересным видится перераспределение некоторых терминальных ценностей по сравнению с исследованием проведенным на 3 курсе. Так из зоны предпочитаемых ценностей и занимающих более высокие ранговые места исчезла ценность "развитие", а на третьем месте оказалась ценность "уверенность в себе". Вероятно, данный факт объясняется тем, что студенты на предыдущих курсах большое внимание уделяли работе над собой и считают, что к 4 курсу обучения достигли некой внутренней гармонии, стали более свободны от внутренних противоречий. Таблица 5 Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича (инструментальные ценности)
В иерархии инструментальных ценностей доминирует ценность "жизнерадостность" (чувство юмора), она является значимой для 21% испытуемых, ценность "воспитанность" (хорошие манеры) является значимой для 15,7% опрошенных. Для 10,5% студентов приоритетными выступают такие ценности как: – "аккуратность" (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; – "широта взглядов" (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); – "честность" (правдивость, искренность). Менее значимыми из инструментальных ценностей оказались такие ценности как: – "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно); – "образованность" (широта знаний, высокая общая культура); – "ответственность" (чувство долга, умение держать свое слово); – "рационализм" (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); – "самоконтроль" (сдержанность, самодисциплина); – "твердая воля" (умение настоять на своём, не отступать перед трудностями). В целом, результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 4 курса показали, что из сферы терминальных ценностей значимыми являются такие ценности как "потребность в здоровье", "счастливая семейная жизнь", а из сферы инструментальных ценностей – ценность "жизнерадостность" и ценность "воспитанность". Данные исследования, полученные по морфологическому тесту жизненных ценностей, представлены в таблице 6. Таблица 6 Результаты исследования показателей ценностей студентов 4 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей
Анализ показателей представленных в таблице 6, позволяет отметить, что ценность "Сфера профессиональной жизни" является доминирующей в иерархии жизненных сфер (56 баллов). Одной из наиболее значимых ценностей для студентов является такая ценность как "Сфера образования" (54,7 балла). Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим, и составил в иерархии ценностей жизненной сферы (52 балла). Менее значимыми для респондентов оказались следующие ценности жизненной сферы: "Сфера общественной активности" (48 баллов); "Сфера увлечений" (46,5 баллов) и сфера физической активности заняла (35,5 баллов). Приоритетными в иерархии жизненных ценностей являются такие ценности как: - "духовное удовлетворение" - "достижение". Ценность "высокое материальное положение" находится на втором месте в списке жизненных ценностей (37,5 баллов). Значимость активных социальных контактов для испытуемых, по количеству набранных баллов находится на третьем месте в списке жизненных ценностей. Меньшее количество баллов имеют такие жизненные ценности как: "стремление к развитию себя" (36,3 балла); "сохранения собственной индивидуальности" (36,1 балла); "креативность" (34,6 балла); "собственный престиж" (32,1 балла). Данный факт, возможно, свидетельствует о том, что вышеперечисленные жизненные ценности являются не значимыми для данной выборки испытуемых в исследуемый период. На следующем этапе проводилось исследование ценностных ориентаций студентов 5 курса. Исследование проводилось с сентября по октябрь 2008 года с выборкой студентов факультета "Педагогика и психология" Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета. Возраст испытуемых на третьем этапе исследования от 21 до 36 лет. Из них 62% женатых (замужем) и 38% не женатых (не замужем). У 12 из 21 опрошенных исследуемых студентов есть дети. По результатам, полученным в ходе анкетирования, первое место определено такой ценности как "семья", она стала значимой для 75% испытуемых; для 14,2% респондентов приоритетной оказалась ценность "самосовершенствование"; ценность "здоровье" является важной для 5% испытуемых; ценность "профессия" является главной для 9,5% опрошенных. Желают применить полученные знания на практике по окончании института 42,8% испытуемых студентов. Не определились в желании работать по полученной профессии 38% опрошенных, и 19% испытуемых считают, что не будут работать по данной профессии. Данные, полученные в ходе исследования по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича, представлены в таблицах 7, 8. Таблица 7 Результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича (терминальные ценности)
В ходе анализа результатов по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича выявлено, что первое место в списке терминальных ценностей занимает ценность "здоровье" (физическое и психическое), она является приоритетной для 52,3% исследуемых студентов. Второе ранговое место занимает ценность "счастливая семейная жизнь", она является значимой для 23,8% испытуемых студентов. Третье место разделили такие ценности как: – "активная деятельная жизнь" (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); – "жизненная мудрость" (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); – "интересная работа"; – "любовь" (духовная и физическая близость с любимым человеком); –"материально" обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений). Значимость каждой ценности составила 4,7%. Остальные предложенные в списке ценности оказались для испытуемых студентов в равной степени менее значимыми. Это такие ценности как: – "красота природы и искусства" (переживание прекрасного в природе и в искусстве); – "наличие хороших и верных друзей"; – "общественное призвание" (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); – "познание" (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); – "продуктивная жизнь" (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); – "развитие" (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); – "развлечения" (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); – "свобода" (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках); – "счастье других" (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); – "творчество" (возможность творческой деятельности); – "уверенность в себе" (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Мы посчитали возможным не обозначать ранговую иерархию данных ценностей, а обозначить лишь доминирующие ценности, которые претерпевают процесс становления. Таблица 8 Результаты исследования инструментальных ценностей у студентов 5 курса по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича
В иерархии инструментальных ценностей доминирует ценность "рационализм", она является значимой для 19% испытуемых студентов. Ценностями, занявшими второе место являются: – "жизнерадостность" (чувство юмора); – "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно); – "честность" (правдивость, искренность) они явились значимыми для 14,2% опрошенных пприобрела важность для некоторых респондентов. Для 9,5% студентов приоритетной выступает ценность: – "самоконтроль" (сдержанность, самодисциплина) она выходит на третье место. Четвёртое место в иерархии ценностей заняли следующие утверждения: – "аккуратность" (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; – "воспитанность" (хорошие манеры); – "образованность" (широта знаний, высокая общая культура); – "ответственность" (чувство долга, умение держать свое слово); – "терпимость" (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); – "широта взглядов" (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки). Менее значимыми из инструментальных ценностей оказались такие ценности как: – "высокие запросы" (высокие требования к жизни и высокие притязания); – "исполнительность" (дисциплинированность); – "непримиримость к недостаткам в себе и других"; – "смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов"; – "твердая воля" (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); – "эффективность в делах" (трудолюбие, продуктивность в работе); – "чуткость" (заботливость). В целом, результаты исследования ценностных ориентаций у студентов 5 курса показали, что из сферы терминальных ценностей значимой является ценность "здоровье" (физическое и психическое). В сфере инструментальных ценностей доминирующей оказалась ценность "рационализм" (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); Данные исследования, полученные по морфологическому тесту жизненных ценностей, представлены в таблице 9. Таблица 9 Результаты исследования показателей ценностей студентов 5 курса по морфологическому тесту жизненных ценностей
В ходе анализа показателей, представленных в таблице 9, выявлено, что в иерархии жизненных ценностей доминирующими являются такие ценности как: - "достижение", занявшее первое место (41,6 балла). Ценность "духовное удовлетворение" находится на втором месте в списке жизненных ценностей (40,1 балла). Ценность "развитие себя" также является приоритетной и занимает третье место в списке жизненных ценностей (38,7 балла). Ценность "высокое материальное положение" находится на четвёртом месте (38,5 балла). Ценность "Активные социальные контакты" заняла пятое место (36,3 балла). Шестое место по предпочтению исследуемой группы студентов заняла ценность "креативность" (34,7 балла). Ценность "собственный престиж" является менее значимой (30,7 балла) и завершает список на седьмом месте. В иерархии жизненные сферы "Сфера профессиональной жизни" является доминирующей в иерархии ценностей (56,9 баллов). Одной из наиболее значимых ценностей для студентов является такая ценность как "Сфера образования" (54,1 балла) она заняла второе место. Интерес к семейной жизни, также явился преобладающим, и занял в иерархии ценностей жизненной сферы третье место (52,6 балла). Менее значимыми для респондентов оказались следующие ценности жизненной сферы: сфера увлечений (49,6 балла); сфера общественной активности (48,8 балла) и сфера физической активности (37,2 балла). Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели результаты исследования ценностных ориентаций у студентов исследуемой группы с 3-го по 5-ый курс обучения в ВУЗе. В следующем параграфе мы проведем сравнительный анализ результатов исследования для того, чтобы проследить процесс становления ценностных ориентаций в исследуемой группе студентов. |
|
© 2010 |
|