РУБРИКИ |
Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Становление ценностных ориентаций у студентов педагогического ВУЗа2.3 Сравнительный анализ результатов исследования ценностных ориентаций у студентов Целью данного этапа исследования явилось сравнение результатов исследования ценностных ориентаций студентов от 3-го к 5-ому курсу, обучавшихся на факультете "Педагогика и психология". Проводя сравнительный анализ анкетирования студентов от 3-го к 5-ому курсу можно сделать следующие выводы: 1. Ценность "семья" занимает стабильно первое место, несмотря на то, что процент незначительно изменяется: 3 курс – 65%, 4 курс – 60%, 5 курс – 75%. 2. Ценность "самосовершенствование" занимает второе место среди предложенных ценностей, хотя результаты периодически изменялись: 3 курс – 15%, 4 курс – 30%, 5 курс – 14,2%. 3. Ценность "здоровье" при проведении анкетирования студентов 3 курса была поставлена на 3 место, а к 5 курсу переместилась на 4, это видно из результатов исследования: 3 курс - 15%, 4 курс - 5%, 5курс - 5%. 4. Ценность "профессия". Студенты 3 курса поставили данную ценность на 3 место, и она получила выбор только у 5% студентов. На 4 курсе данный результат сохранился (5%). К 5 курсу ценность "профессия" была переведена анкетируемыми на 4 место и набрала 9,5%. К сожалению, это может быть связано с тем, что к 5 курсу увеличилось число студентов, сомневающихся в реальном трудоустройстве по специальности. Для студентов немаловажным является вопрос о применении на практике профессиональных знаний. С этой целью нами был предложен следующий вопрос: "Как вы планируете применить на практике полученные знания?" Если на 3 курсе 60% респондентов ответили, что не будут работать по этой профессии, то к 4 и 5 курсу этот процент значительно снижается, соответственно 4 курс - 15%, 5 курс - 19%. Следующий вариант ответа "Буду работать по выбранной профессии?" На 3 курсе - 35%, на 4 курсе - 55%, на 5 курсе - 43%. Прослеживается не значительный, но все-таки рост многие студенты утвердились в выборе профессии. Число студентов, не определившихся в желании работать по выбранной профессии резко меняется: - если на 3 курсе их было всего - 5%, то на 4 курсе уже - 30%, а к 5 курсу - 38%. Радует тот факт, что данный процент увеличивается за счёт тех студентов, которые на 3 курсе категорично ответили, что "не буду работать по данной профессии". Данные, полученные в ходе исследования по методике "Ценностные ориентации" М. Рокича, представлены в таблицах 10, 11. Таблица 10 Сравнительные показатели исследования терминальных ценностей по методике "Ценностные ориентации" (Рокич М.)
Исследование ценностных ориентаций (терминальные ценности) по методике М. Рокича показало, что такая ценность как "физическое и психическое здоровье" стабильно занимает первое место (3 курс - 47,3%, 4 курс - 42,1% и 5 курс - 52,3%). Ценность "счастливая семейная жизнь" студентами 3 курса была поставлена на 3 место и набрала 10,5%, но к 4 курсу она становится более значимой, и набирает уже 21%, соответственно перемещаясь на 2 место. К 5 курсу процент только увеличивается – 23,8%, то есть ценность стабильно закрепляется на 2 месте. Также сравнительно стабильный результат показывает ценность – "жизненная мудрость" (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) лишь к 5 курсу утратив 0,5%. Такие ценности как "счастливая семейная жизнь" и "физическое психическое здоровье" имеют относительно стабильные результаты, остальные ценности с годами изменяются, приобретая или теряя значимость. Так, например, такая ценность как "развитие" (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) на первом этапе исследования была значима для 15,7% и заняла 2 место, то к 4 курсу она стала менее значимой (5,4%), а к 5 курсу эта ценность перестала быть значимой. Ценность "любовь" (духовная и физическая близость с любимым человеком) для студентов 3 курса она была не значимой, а к 4 и 5 курсу процент повышается соответственно 5,2% и 4,7%. Такие ценности как "наличие хороших и верных друзей"; "познание" (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) и "свобода" (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) были значимы только для студентов 3 курса. Ценности "продуктивная жизнь" (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) и "развлечения" (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) были значимы только для студентов 4 курса, а такая ценность как "интересная работа" стала значимой только к 5 курсу. Ценность "активная деятельная жизнь" (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) является значимой для студентов 3 курса (5,2%) к 4 курсу теряет свою значимость, а на 5 курсе вновь становится значимой для 4,7% опрошенных. Ценность "уверенность в себе" (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) является значимой для студентов 3 курса (5,2%) к 4 курсу увеличивает свою значимость до 10,5%, а для студентов 5 курса значимость данной ценности не выявлена. Проводя сравнительный анализ инструментальных ценностей за три года исследования можно сделать следующий вывод: на протяжении обучения для студентов доминировали разные ценности. Если на 3 курсе наиболее значимой была (21%) ценность "честность" (правдивость, искренность), то на 4 курсе 21% студентов исследуемой группы выбирает ценность "жизнерадостность" (чувство юмора), а к 5 курсу к этим двум ценностям присоединяется ценность "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно) и они приобретают одинаковую значимость (14,2%). Некоторые инструментальные ценности были значимы на протяжении всего обучения, хотя и не занимали лидирующих позиций. Это такие ценности как: – "воспитанность" (хорошие манеры) (3 курс - 10,5%; 4 курс - 15,7%; 5 курс - 4,7%); – "образованность" (широта знаний, высокая общая культура) (3 курс - 5,2%; 4 курс - 5,2%; 5 курс - 4,7%); – "ответственность" (чувство долга, умение держать свое слово) (3 курс - 10,5%; 4 курс - 5,2%; 5 курс - 4,7%); – "широта взглядов" (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) (3 курс - 10,5%; 4 курс - 10,5%; 5 курс - 4,7%). Таблица 11 Сравнительные показатели исследования инструментальных ценностей по методике "Ценностные ориентации" (Рокич М.)
Остальные инструментальные ценности приобретали либо теряли свою значимость на разных этапах обучения. Так, например, такие ценности как: – "исполнительность" (дисциплинированность); – "чуткость" (заботливость) были значимы только для студентов 3 курса. Ценности, не значимые для студентов, на 3 курсе такие как: – "аккуратность" (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; – "рационализм" (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); – "самоконтроль" (сдержанность, самодисциплина) стали значимы только на 4 и 5 курсе. Ценность "твердая воля" (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) была значима только для студентов 4 курса, а ценность "терпимость" (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) для них значимой не являлась, хотя для студентов 3 курса, затем и студентов 5 курса являлась актуальной. Данные исследования, полученные по морфологическому тесту жизненных ценностей, представлены в таблице 12. Таблица 12 Сравнительные результаты исследования показателей ценностей студентов по методике "Морфологический тест жизненных ценностей"
Анализируя показатели, представленные в таблице 12, мы можем отметить, что ценность "Сфера профессиональной жизни" занимает главное место в иерархии жизненных сфер на протяжении всех трёх лет исследования. Это означает, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии. "Сфера образования" прочно удерживается на втором месте при выборе жизненных сфер. Интерес к семейной жизни также является преобладающим, и претерпел незначительные изменения на протяжении всех трёх лет исследования (от 51 балла до 52,6 баллов). "Сфера семейной жизни" занимает 3 место в иерархии жизненных сфер. "Сферы общественной активности" и "сфера увлечений" попеременно занимают то 4, то 5 место. "Сфера физической активности" занимает 6 место как у студентов 3 курса, так и у студентов 4 и 5 курса. В результате сравнительного анализа жизненных ценностей было выявлено, что наиболее важными являются такие жизненные ценности как "духовное удовлетворение" и "достижение" на протяжении всех трёх лет исследования. Для всех студентов характерна высокая потребность в достижениях, т.е. стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов. Удовлетворение своих духовных потребностей студенты ставят выше материальных. Ценность "высокое материальное положение" на 3 и 4 курсах занимает 3 место, а на 5 курсе она уступает по значимости ценности "развитие себя". Ценность "сохранение собственной индивидуальности" на 3 и 4 курсах занимает 6 место, а на 5 курсе она поднимается по значимости на 5 место. По ценности "активные социальные контакты" наблюдаются изменения: если на 3 курсе данная ценность занимала 5 место, то к 4 курсу она увеличила свою значимость и переместилась на 4 место, по результатам же 5 курса она перемещается на 6 место. Ценность "креативность" занимает 7 место на протяжении всех трёх лет исследования, ценность "собственный престиж" также стабильно удерживается на 8 месте. Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что у студентов на протяжении обучения в вузе активно шел процесс становления ценностей и к концу обучения нами было выявлено, что практически заняли более стабильную позицию следующие ценности: По результатам анкетирования студентов 3, 4, 5 курсов 1. Ценность "семья" - занимает стабильно первое место. 2. Ценность "самосовершенствование" занимает второе место среди предложенных ценностей. Многие студенты (38%) утвердились в желании работать по выбранной профессии по окончании института. Исследование ценностных ориентаций (терминальные ценности) по методике М. Рокича показали, что такая ценность как "физическое и психическое здоровье" стабильно занимает первое место на всех этапах исследования. Ценность "счастливая семейная жизнь" стабильно находится на 2 месте. Проводя сравнительный анализ (инструментальных ценностей) за три года исследования можно сделать следующий вывод: на протяжении экспериментального исследования для студентов доминировали ценности: – "честность" (правдивость, искренность); – рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); – "жизнерадостность" (чувство юмора); – "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно). Интересным представляется тот факт, что полученные нами данные по методике М. Рокича совпадают со значимыми ценностями, полученными в ходе формирующего эксперимента, проведенного М.С. Яницким с 18 слушателями факультета повышения квалификации психологов и социальных работников Кемеровского госуниверситета. Закономерно, что, по словам М.С. Яницкого, "в ходе формирующего эксперимента произошли определенные изменения в ценностной иерархии исследуемых, связанные с переориентацией участников группы на высший уровень системы ценностей" [Цит. по: 43]. Так, в результате проведенного тренинга в число значимых переместились ценности счастливая семейная жизнь, продуктивная жизнь, активная деятельная жизнь, широта взглядов, жизнерадостность, независимость и образованность. Одновременно с этим заметно снизились ранги значимости материальной обеспеченности, а также воспитанности и хороших манер, т. е. ценностей адаптации и социализации. В нашем же исследовании такая переориентация ценностной иерархии произошла в процессе становления. Анализируя показатели, представленные по методике "Морфологический тест жизненных ценностей", мы можем отметить, что ценность "Сфера профессиональной жизни" занимает главное место в иерархии жизненных сфер. "Сфера образования" прочно удерживается на втором месте. "Сфера семейной жизни" также является преобладающей и занимает стабильно третье место, лишь претерпевая незначительные изменения на протяжении всех этапов исследования. Заключение В результате проведенного теоретического анализа литературы по теме исследования выявлено, что ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определенной направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках [30]. Сравнительный анализ результатов лонгитюдного исследования позволил выявить, что для студентов 3, 4, 5 курсов по итогам анкетирования сформированными стали: 1. Ценность "семья" - она занимает стабильно первое место, несмотря на то, что процент незначительно изменяется (3 курс – 65%, 4 курс – 60%, 5 курс – 75%). 2. Ценность "самосовершенствование" занимает второе место среди предложенных ценностей, хотя результаты периодически изменялись 3 курс – 15%, 4 курс – 30%, 5 курс – 14,2%. Многие студенты утвердились в желании работать по выбранной профессии по окончании института (на 3 курсе - 35%, на 4 курсе - 55%, на 5 курсе - 43%). Интересным представляется тот факт, что данный процент увеличивается за счёт тех студентов, которые на 3 курсе категорично отвечали, что не будут работать по данной профессии. Исследование ценностных ориентаций по методике М. Рокича показало, что такая терминальная ценность как "физическое и психическое здоровье" стабильно занимает первое место (3 курс - 47,3%, 4 курс - 42,1% и 5 курс - 52,3%). Ценность "счастливая семейная жизнь" студентами 3 курса была поставлена на 3 место и ее выбрали 10,5% исследуемых, но к 4 курсу она становится более значимой (21%), соответственно перемещаясь на 2 место. К 5 курсу процент только увеличивается – 23,8%, то есть она стабильно закрепляется на 2 месте. Сравнивая инструментальные ценности в течении трех лет исследования можно сделать следующий вывод: на протяжении обучения для студентов доминировали разные ценности. Если на 3 курсе наибольший процент (21%) отдавали ценности – "честность" (правдивость, искренность), то на 4 курсе 21% исследуемых выбирает – "жизнерадостность" (чувство юмора), а к 5 курсу доминирующей становится такая ценность, как рационализм (19%), т.е. умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); однако, одинаково значимыми (14,2%) остаются ценности: "независимость" (способность действовать самостоятельно, решительно), "жизнерадостность" (чувство юмора) и честность (правдивость, искренность). Интересным представляется тот факт, что полученные нами данные по методике М. Рокича совпадают со значимыми ценностями, полученными в ходе формирующего эксперимента, проведенного М.С. Яницким. В нашем же исследовании такая переориентация ценностной иерархии произошла в процессе становления, а не формирования. Полученные данные по методике "Морфологический тест жизненных ценностей", позволяют говорить о том, что наиболее важными являются такие жизненные ценности как "духовное удовлетворение" и "достижение" на протяжении всех трёх лет исследования. Для всех студентов характерна высокая потребность в достижениях, т.е. стремление к достижению ощутимых результатов в любом виде деятельности. Эта потребность объясняется самим характером учебной деятельности студентов. Удовлетворение своих духовных потребностей студенты ставят выше материальных. Из жизненных сфер "Сфера профессиональной жизни" занимает главное место в иерархии жизненных сфер на протяжении всех трёх лет исследования. Это означает, что сфера профессиональной жизни служит для студентов основанием для развития собственного профессионального становления как специалиста в области образования и положительного отношения к будущей профессии. "Сфера образования" остается на втором месте при выборе жизненных сфер. Интерес к семейной жизни, также является преобладающим, и претерпел незначительные изменения на протяжении всех трёх лет исследования. На основании полученных результатов нашей работы, и их количественной и качественной обработки, мы можем сделать вывод о том, что у студентов исследуемой группы на протяжении обучения в ВУЗе активно шел процесс становления ценностей. Таким образом, задачи, поставленные в работе, успешно реализованы в ходе экспериментального исследования. Список литературы 1. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989. 2. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. М., 1999. 3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности //Психол. журн. 1994. Т.5. № 5. С. 63-70. 4. Безменова И.К., Гулевич О.А. Аттитюды и их взаимосвязь с поведением: Реферативный обзор. М.: РПО, 1999. 5. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 6. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система //Психол. журн. 1999. № 5. С.38-44. 7. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта //Вопр. психол. 1993. № 5. С. 99-105. 8. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1984. 9. Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. М., 2001. 10. Выжлецов Г.П. Аксиология: становление и основные этапы развития // Соц.- полит. журн. 2005. № 6. С. 61-73. 11. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения //Вопр. психол. 1994. № 3. С. 43 - 52. 12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 13. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. 14. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994. 15. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1996. 16. Кобылкин Р.А. Ценностные ориентации человека в современной России // Человек в современных философских концепциях. Материалы Международной конференции Волгоград, 2000. – С.145-147. 17. Краснорядцева О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения педагогов //Сиб. психол. журн. Томск, 1998. № 7. С. 25-29. 18. Лапханова Н.С. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у студентов университета к профессии учителя: Автореф... канд. пед. наук. Курган, 2000. 24с. 19. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 21. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992, 22. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Смысл, 1997. 23. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 24. Лучшие психологические тесты /под ред. А.Ф. Кудряшова. Петрозаводск, 1992. 25. МарковаО.Ю. Философия образования оменталитете иценностных ориентациях современных студентов //Россия и Грузия: диалог и родство культур: сборник материалов симпозиума. Выпуск1/под ред. В.В. Парцванеия. СПб., 2003. 26. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность. Тбилиси, 1987. 27. Никонова Т.В. История студенчества в соотнесении со структурой его социального статуса //Студенчество как социальный феномен: история и современность. Материалы студенческой конференции СПб., 2000. 28. Новейший философский словарь /сост. А.А. Грицанов. Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. 29. Психология современного подростка /под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1987. 30. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 2001. 31. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. 32. Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф... канд. психол. наук. Иркутск, 1996. 25 с. 33. Скляревская Г.Н. Новый академический словарь: Проспект. СПб, 1994 34. Студент. Большая Советская энциклопедия. М., 1955. Том 44. С.245 35.Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объективации //Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С.87-91. 36. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 37. Человек и его работа. Социологическое исследование /под ред. А.Г. Здравомыслова. М., 1997. 38. Чернова Э.Г. Проблемы мотивации и ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной психологии //Материалы конференции молодых ученых. Арзамас, 2000. С.144-150. 39. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы //Психол. журн. 1982. Т.3. № 5. С.235-145. 40. Шпак Л.Л. Социология повседневной жизни. Кемерово, 2001. 41. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Соц. журн. 1994. № 1. С. 35-52. 42. Якунина И.С. Динамика структуры ценностных ориентаций студенчества среднего российского города: Автореф... канд. психол. наук. Новочеркасск, 2007. 24с. 43. Яницкий М.С. Психологические факторы и механизмы развития системы ценностных ориентаций личности: Автореф... докт. психол. наук. Новосибирск, 2000. 41с. 44. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 45. Ященко Е.Ф. Исследование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации студентов //Вопр. психол. №1. 2007. С.80-90. 46. Ященко Е.Ф. Педагогические условия формирования ценностных ориентаций у учащихся: Автореф… канд. пед. наук. Челябинск, 1996. 24 с. 47. Schwartz S.H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values //Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol.58. №5. P.550-562. Приложения Приложение 1 АНКЕТА Мы проводим исследовательскую работу и будем вам очень благодарны, если вы примете в ней участие, ответив на наши вопросы. 1. Возраст 2. Семейное положение 3. Дети 4. Ценности в жизни (поставьте цифры в порядке значимости для Вас) а) профессия б) социальный статус в) семья г) самосовершенствование д) ваш вариант ответа Почему решили поступить в ВУЗ? а) необходимо получить диплом б) возможность интеллектуального развития в) возможность улучшить свое материальное положение г) получение профессии д) желание родителей е) для самоутверждения ж) ваш вариант ответа 5. Чем обусловлен выбор данной профессии? Как планируете применить полученные знания? а) буду работать по выбранной профессии б) не буду работать по данной профессии в) еще не решил(а) Приложение 2 МЕТОДИКА "ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ" М. РОКИЧА Список А (терминальные ценности): 1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни); 2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом); 3. здоровье (физическое и психическое); 4. интересная работа; 5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве); 6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком); 7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений); 8. наличие хороших и верных друзей; 9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе); 10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие); 11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей); 12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование); 13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей); 14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках); 15. счастливая семейная жизнь; 16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом); 17. творчество (возможность творческой деятельности); 18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений). Список Б (инструментальные ценности): 1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах; 2. воспитанность (хорошие манеры); 3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания); 4. жизнерадостность (чувство юмора); 5. исполнительность (дисциплинированность); 6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно); 7. непримиримость к недостаткам в себе и других; 8. образованность (широта знаний, высокая общая культура); 9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово); 10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения); 11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); 12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов; 13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями); 14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения); 15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки); 16. честность (правдивость, искренность); 17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); 18. чуткость (заботливость). Приложение 3 ОПРОСНИК МТЖЦ1. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию 2. Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знании 3. Чтобы облик моего жилища постоянно изменялся 4. Общаться с разными людьми, участвовать в общественной деятельности 5. Чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, увлекались тем же чем и я 6. Чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов 7. Испытывать антипатии к другим 8. Иметь интересную работу, полностью поглощающую меня 9. Создавать что-то новое в изучаемой мною области знании 10. Быть лидером в моей семье 11. Не отставать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью 12. В своем увлечении быстро достигать намеченных целей 13. Чтобы физическая подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок 14. Позлословить, когда у людей неприятности 15. Учиться чтобы "не зарывать свой талант в землю 16. Вместе с семьей посещать концерты, театры, выставки 17. Применять свои собственные методы в общественной деятельности 18. Состоять членом какого-либо клуба по интересам 19. Чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость 20. Не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему 21. Изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии 22. Чтобы уровень моей образованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми 23. Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом 24. Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью 25. Чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материальное положение 26. Чтобы физическая подготовленность делала меня независимым в любых ситуациях 27. Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры 28. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни 29. В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее 30. Чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании 31. Не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде 32. Иметь приятельские отношения с коллегами по работе 33. Учиться, чтобы не отстать от людей моего круга 34. Чтобы мои дети опережали в своем развитии сверстников 35. Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность 36. Чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность 37. Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью 38. Полностью сосредоточиться на своем увлечении, проводя свободное время за хобби 39. Придумывать новые упражнения для физической разминки 40. Перед длительной поездкой всегда продумывать, что взять с собой 41. Какое впечатление моя работа оказывает на других людей 42. Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, получить ученую степень 43. Чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния 44. Твердо отстаивать определенную точку зрения в общественно-политических вопросах 45. Знать свои способности в сфере хобби 46. Получать удовольствие даже от тяжелой физической нагрузки 47. Внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был 48. В работе быстро достигать намеченных целей 49. Чтобы уровень образования помог бы мне укрепить мое материальное положение 50. Сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи 51. Чтобы активная физическая деятельность позволяла изменять мой характер 52. Не думать, когда у людей неприятности, что они получили по заслугам 53. Чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки, выгодные командировки и т.п.) 54. Учиться, чтобы "не затеряться в толпе" 55. Бросать что-то делать, когда не уверен в своих силах 56. Чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность 57. Заниматься изучением новых веяний в моей профессиональной деятельности 58. Учиться, получая при этом удовольствие 59. Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье 60. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми 61. Завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению 62. Всегда достигать намеченных спортивных разрядов и званий 63. Не бросать что-то делать, если нет уверенности в своих силах 64. Получать удовольствие не от результатов работы, а от самого процесса 65. Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину 66. Чтобы для меня не имело значения, что лидер в семье - кто-то другой 67. Чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением авторитетных для меня людей 68. Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия 69. Участвуя в различных соревнованиях, завоевать какой-либо приз, вознаграждение 70. Не говорить с умыслом неприятных вещей 71. Знать, какого уровня образования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать 72. В супружестве быть всегда абсолютно надежным 73. Чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась 74. Увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же 75. Участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать свое превосходство 76. Не испытывать внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу 77. Чтобы приемы моей работы изменялись 78. Повышать уровень своего образования, чтобы быть вхожим в круг умных и интересных людей 79. Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения 80. Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности 81. В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т.п.) 82. Чтобы физическая подготовка, давая свободу в движениях, создавала и ощущение личной свободы 83. Научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов 84. Быть полезным для общества 85. Вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби 86. Чтобы среди членов моей спортивной секции (клуба, команды) было много друзей 87. Внимательно следить за тем, как я одет 88. Чтобы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами 89. Чтобы уровень моего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого я ценю 90. Тщательно планировать свою семейную жизнь 91. Занимать такое место в обществе, которое укрепляло бы мое материальное положение 92. Чтобы мои взгляды на жизнь проявлялись в моем увлечении 93. Заниматься общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения 94. Чтобы увлечение занимало большую часть моего свободного времени 95. Чтобы моя выдумка проявлялась даже в утренней зарядке 96. Всегда охотно признавать свои ошибки 97. Чтобы моя работа была на уровне и даже лучше, чем у других 98. Чтобы уровень моего образования помог бы мне занять желаемую должность 99. Чтобы супруг (супруга) получала высокую зарплату 100. Иметь собственные политические убеждения 101. Чтобы круг моих увлечений постоянно расширялся 102. Иметь, прежде всего, моральное удовлетворение от достигнутых успехов в спорте 103. Не придумывать вескую причину, чтобы оправдаться 104. Перед началом работы четко ее распланировать 105. Чтобы мое образование давало возможность получения дополнительных материальных благ (гонорары, льготы) 106. В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению 107. Тратить много времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте 108. Не завидовать удаче других 109. Иметь высокооплачиваемую работу 110. Выбрать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность 111. Вести себя за столом дома так же, как и на людях 112. Чтобы моя работа не противоречила моим жизненным принципам |
|
© 2010 |
|