РУБРИКИ

Степень выраженности личностных характеристик у женщин-сотрудников ОВД МВД России

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Степень выраженности личностных характеристик у женщин-сотрудников ОВД МВД России

Однако, у женщин по сравнению с мужчинами более низкая квалификация, более низкая оплата труда, ограниченный набор профессий. Им приходится выбирать между семьей и карьерой, что рождает ролевой конфликт, который приводит к стрессу и эмоциональному выгоранию. У женщин отмечена более низкая самооценка профессиональной деятельности и ориентация не положительную оценку деятельности, страх успеха.


ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЖЕНЩИН- СОТРУДНИКОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

2.1 Психологические особенности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД


Психологические особенности служебной деятельности женщин-сотрудников ОВД

Объектом данного исследования является личность женщины-сотрудника ОВД, которая рассматривается в период активной зрелости. Именно б данный период формируется стратегия профессиональных достижений, где человек выступает как субъект труда, познания и общения.

Профессиональное становление человека имеет определенные фазы в своем развитии, главные из них - подготовительная (научение), старт, кульминация (акме), и финиш (спад продуктивности). Любая из фаза профессионального становления - это проявление социальной активности человека в период его собственной жизни. На любом уровне профессионала ного развития, при любой сложности реального поведения личности существует комплексная взаимосвязь и взаимозависимость между социальными параметрами (требованиями) и преобразованиями внутреннего мира самой личности. Внутренний план саморазвития личности и программы профессионального становления зависят от объективных и субъективных характеристик, от активного участия самой личности в изменении статуса, социальных функций, профессионального мастерства[36].

При этом общими инвариантами профессионализма являются: высокий уровень саморегуляции, умение принимать эффективные решения, имея средние и выше средних показатели интеллекта, адекватная мотивация достижений, социально-психологические установки на профессинальное развитие,

К особенным инвариантам следует отнести: связанные с так называемыми человеко-ориентированными профессиями, требования к нормативности поведения, коммуникабельности, проницательности, стреесоустойчивости, развитой эмпатии, способности к прогнозированию собственной деятельности и поведения других людей, а также высокоразвитой креативности, которая: проявляется в способности к творческой деятельности, в специальных умениях решать нестандартно и эффективно возникающие задачи.

Развитие профессионализма высокого уровня как показывают исследования Е.А. Климова, предполагает наличие базисных, общих характеристик в раз питающейся личности; на основе которых формируются особенные, важные для специфического вида деятельности[37].

Главным когнитивным компонентом профессионализма личности та деятельности, по мнению 3.С. Чугуновой, является профессиональная компетентность- (Competentia - принадлежность по праву). Компетентный человек имеет право высказывать веское, авторитетное мнение, осведомленность в определенной области знаний[38].

В системе ОВД competence - это законно принятая способность должностного лица совершать определенные акты или действия в конкретных условиях, имея на то определенный круг полномочий, имеющий право решать профессионально-значимые проблемы как подведомственные.

Изменение социальных и деморфических условий жизни в течение последних. 100 лет способствовало расширению профессиональной сферы женщин, в том числе женщины стали заниматься теми видами профессиональной деятельности, которыми ранее занимались одни лишь мужчины. В этом смысле органы внутренних дел МВД России не стали исключением. Все больше молодых женщин, как в России так и о ряде зарубежных стран, стремятся поступить на службу в правоохранительные органы. Число их настолько велико, что имеющиеся возможности даже не могут удовлетворить всех желающих.

Проблема службы женщин в полициях зарубежных стран и органах внутренних дел в России является весьма актуальной. Существует достаточно большое количество исследований зарубежных ученых, в которых они активно ведут поиск путей в разрешения проблемы возможного сочетания служебных, семейных и иных социальных обязанностей женщинами- полицейскими. Особенно активно эти исследования ведутся с 80-х годов XX в.

 Отечественные исследовании в этой области немногочисленны, хотя международная практика привлечения женщин на службу в полицию имеет более чем полуторавековую историю.

Согласно мнению зарубежных исследователей достаточно трудно сопоставлять не только опыт привлечения и использования женского персонала в полициях различных стран, но и нормативную базу, поскольку в международной практике не су шествует каких-либо единообразных норм, регламентирующих прохождение службы женщинами в полиции, а также единого международного принципа привлечения женщин к правоохранительной деятельности. В тоже время различия имеют большой диапазон: в одних странах их труд в полицейских учреждениях является исключением. Поэтому, как справедливо отмечает М.В, Щелкунова, используется достаточно широко, в других - женщина - полицейский, при рассмотрении данного вопроса необходимо учитывать специфику конкретного региона, страны, национальные особенности[39].

Чаще всего мотивами женщины поступить на службу в силовые структуры: армию, полицию и т.д., в настоящее время, объясняется создавшимся положением в стране. Материальная заинтересованность в возможность избежать безработицы, получение социальных льгот, таких как раннее пенсионное обеспечение и бесплатное медицинское обслуживание, вот что часто привлекает женщин на службу в ОВД. Однако, этот выбор может быть объяснен и возможностью получить, для себя определенные блага другого плана: возможность получить среднее или высшее специальное образование; возможность сменить профессию; возможность самоутвердиться, стать самостоятельной и независимой, реализовать свои способности. Для таких женщин также важно жить в коллективе и иметь верных и надежных друзей, приносить пользу обществу и лишаться интересным делом.

Российские силовые структуры не остались в стороне от общих тенденций. В последнее время значительное количество женщин поступило на военную службу и на службу в ОВД МВД России, Подобная тенденция, вероятно, не случайна.

Впервые привлечение женского персонала на службу в правоохранительную систему в России произошло в 1919 году. Первоначально задача сотрудниц заключалась в борьбе с преступностью несовершеннолетних и женщин.

Принятие решения о необходимости иметь в составе своих подразделений женщин для выполнения определённых милицейских функций всецело лежит на руководителях МВД как: субъектах управления. Внутриорганизационные служебные перемещения обусловлены, прежде всего, потребностями самого МВД., который представляет собой сложную систему подразделений и должностей, постоянно изменяющуюся под влиянием экономических условий развития общества и его криминализации.

В настоящее время, по данным ДКО МВД России, службу в ОВД проходят более 151 тысячи женщин, что составляет более 15% от общей численности личного состава органов внутренних дел[40].

В настоящее время женский персонал успешно используется: в раз личных подразделениях ОВД МВД России: МОЕ (милиции общественной безопасности) - патрульно-постовых службах милиции (ППСМ), на должностях участковых уполномоченных милиции, инспекторов по делам несовершеннолетних, в ГИБДД, в отделах дознания; в КМ (криминальной милиции) на должностях оперативных уполномоченных ОУР, ОБЭП; в паспортню-визовых службах: в Следственных управлениях; в подразделениях тыла; финансовых службах; б качестве сотрудников кадрового и воспитательного аппаратов; на должностях психологов ОВД; в научно-исследовательских: и образовательных учреждениях МВД России и т. д.[41]

Однако, по мнению Бобровой И.А., не на всех должностях женщины-сотрудники служат одинаково эффективно. Так, например, служба по охране общественного порядка, патрульно-постовая служба, служба управления дорожным движением и ряд других в меньшей стелены подходят для женщины. В системе МВД давно действует принцип: «В МВД нет мужчин и женщин, есть сотрудники». Этот принцип можно рассматривать двояко; вроде бы женщины слабый пол, им нужны некоторые привилегии, а с другой стороны они сами стремятся к уравниванию, осуществлению прав, которых лишены вследствие дискриминации[42].

Выделение вопросов, относящихся к правам женщины, в самостоятельный правовой институт, как справедливо отмечает M.R Щелкунова, обосновано двумя основными причинами: во—первых, в результате целого комплекса исторических условий женщины обладают меньшими социальными: возможностями, чем мужчины; во—вторых, филологические особенности женского организма, выполнение женщиной особой социальной функции - материнства — требует предоставления ей особых прав и дополнительной защиты [43].

По данным анкетного опроса женщин - сотрудников ОВД России, проведённого М. Б. Щелкуновой в 1997-2000 гг., 10% сотрудниц при приеме на службу давали обязательство не брать отпуск по беременности, родам и уходу за ребёнком, а 5% - не выходить замуж. Следует отметить, что в России сотрудницы ОВД не могут доверить защиту своих интересов никому, лишь 8% респонденток высказалось за обращение в суд, а у 3,4% возникло желание уволиться из ОВД вследствие отсутствия возможности защиты своих прав через суд или прокуратуру[44].

В настоящее время проведены исследования и имеются данные о профессионально важных качествах женщин, проходящих службу в ВС РФ.

По мнению Р.Х. Кузиной профессионально важными качествами женщин, состоящих на службе в ВС РФ являются:

¾              общие качества: патриотизм, профессиональный кругозор, исполнительность, упорство, организованность, целеустремленность, самообладание и др.;

¾              морально-боевые качества, необходимые для выполнения служебно-боевых задач: духовность, нравственность, порядочность, активность, коллективизм, выдержанность, стрессоустойчивость выносливость находчивость решительность, самоконтроль, уверенность в себе, в своих силах;

¾              качества воинской специализации: работоспособность, наблюдательность, внимательность, усидчивость, терпение, устойчивая и оперативная память, компетентность, уравновешенность, точность, устойчивая скорость мыслительных процессов, преданность профессии;

¾              служебно-должностные качества; эрудиция, трудолюбие, справедливость, самостоятельность, чувство долга, исполнительность, коммуникабельность, гибкость мышления, способность брать на себя профессиональную ответственность[45] .

К сожалению, в настоящий момент нет подобных, данных о женщинах-сотрудниках ОВД. Это должно стать предметом научных исследований.

Но, тем не менее, некоторые исследования проводились. Как справедливо отмечает М.Ё. Щелкунова, благодаря своим способностям и личностным качествам, женщины быстро адаптируются к условиям службы, проявляют усердие и готовность к действию, при применении метода убеждения разрешают конфликтные ситуации, хорошо справляются с оформлением служебной документации.

По мнению ряда работников ОВД России, находясь на различных должностях, женщины-сотрудники ОВД демонстрируют различные способности и психологические особенности. Так, по мнению М.В. Щелкуновой, женщина - следователь более успешна при расследовании изнасиловании, хозяйственных преступлений, преступлений, совершённых малолетними правонарушителями[46].

Женщины терпеливы, белее сочувственны, усидчивы и дисциплинированы, менее агрессивны, враждебны, умеют выслушать и оказать со ответствующую помощь.

О.В.Малыгина отмечает, что на протяжении службы в ОВД в профилях женщин-сотрудниц оперативных подразделениях прослеживаются тенденции по мускулиному типу личности[47].

Проведенное ею тестирование женщин-сотрудниц оперативных подразделений, показали что женщинам-сотрудницам ОВД характерна, более выраженная по сравнению с гражданскими, эмоциональная зрелость, умение управлять своими эмоциями и настроениями, склонность проявлять сдержанность, нежели расстраиваться из-за пустяков. Также у женщин-сотрудниц высокие значения фактора импульсивности сочетаются с высокими значениями фактора групповой конформности. Такое сочетание факторов означает резко выраженную чувствительность к потребностям и чувствам других людей.

Сотрудницы правопорядка лучше гражданских ориентируются в социальных ситуациях, они более проницательны в отношении поступков и мотивов других людей. Подобные личностные качества сотрудниц милиции могут быть следствием профессиональных навыков и весьма характерны для взаимодействия с задержанными в ситуациях, в которых подозреваемые пытаются ввести в заблуждение сотрудников правопорядка и когда необходимо установить истинные мотивы их поведения (например, при оказании сопротивления, неадекватном поведении и т.п.).

Для сотрудниц милиции характерна склонность к соперничеству, подозрительность, контроль эмоций и поведения, планомерность, стремление начатое доводить до конца[48].

Обращает на себя внимание высокая выраженность у женщин-сотрудниц ОВД фактора импульсивности. Это означает, что у представительниц правопорядка отмечается более выраженная, по сравнению с гражданскими, беспечность, граничащая с небрежностью, низкий уровень беспокойства и тревоги, некоторая импульсивность, положительная самооценка.

Женщины-сотрудницы весьма энергичны и активны. Однако часто они недостаточно эффективно планируют своё поведение, которое зачастую может включать недостаточную рассудительность и определённый риск. Стоит отметить, что для женщин-сотрудниц оперативных подразделений ОВД свойственно стремление к соблюдению моральных норм и стандартов. Такие люди стремятся действовать с учётом последствий своих поступков, но могут быть импульсивны. При этом у них отмечается несколько завышенная положительная самооценка, в силу чего они редко видят свои недостатки. Они весьма нетерпеливы, и у них снижена устойчивость к фрустрации, что проявляется в периодических вспышках враждебности и агрессивности, которая может носить оборонительный характер.

Анализ ценностно-мотивационной сферы показал, что у женщин-сотрудниц и женщин гражданских специалистов имеются значимые различия по шкалам «Собственный престиж», «Высокое материально положение», «Креативность», «Активные социальные контакты», «Достижения», «Сохранение собственной индивидуальности», «Сфера профессиональной жизни», «Сфера увлечений»

Женщины-сотрудницы ОВД имеют высокий, по сравнению с гражданскими, уровень значений терминальных ценностей, связанных с духовной жизнью, развитием собственной личности и профессиональной жизнью. Это означает, по мнению О.В.Малыгиной, что женщины-сотрудницы стремятся реализовать себя в профессии, и говорит о высокой профессиональной мотивации. Значимые различия между выборками были получены и по шкале «Достижения», где более высокие оценки наблюдаются в группе гражданских специалистов.

Сравнение жизненных сфер показало, что представительницы оперативных подразделений стремятся к повышению уровня своей образованности, достаточно уделяют внимание своим увлечениям и хобби.

При этом обращает на себя внимание снижение значений таких сфер, как (Сфера семейной жизни") и (Сфера общественной жизни"), у женщин сотрудниц оперативных подразделений, по сравнению с гражданскими специалистами, что может рассматриваться как причина к повышенной конфликтности в семье, утомляемости и эмоционального истощения[49].

Таким образом, если ещё не так давно, женщин принимали на работу в систему ОВД из-за нехватки личного состава, то сейчас, в более развитом обществе женщин все чаше рассматривают с точки зрения профессионализма.

Специализация сотрудников ОВД должна осуществляться на принципах равноправия и с учетом личных качеств и способностей каждого конкретного сотрудника, а не принадлежности его к тому или иному полу.

Расстановка персонала, его рациональное распределение по структурным подразделениям МВД должны осуществляться с учетом специфики служб, соответствия психофизиологических качествах сотрудника, содержанию выполняемой работы, что способствует формированию активно действующих служебных коллективов в рамках структурных подразделений, перспективности расстанови кадров и росту.

 Нужно учитывать при приеме на службу женщин, что при вхождении в трудовой коллектив, особенно милицейскую мужскую среду, испытывают значительные трудности, от уровня которых зависит, каким образом женщина будет реагировать на все предъявляемые к ней требования, сколько энергии затратит на преодоление стрессовых ситуаций и приспособление к трудовой деятельности, какой вклад внесёт в эту деятельность.

Чтобы «вписаться» в мужскую профессиональную среду, женщинам раньше часто приходилось отказываться от брака и создания семьи, подавляя в себе чисто женские личные черты, сейчас они стремятся сочетать интересную работу с нормальной семейной жизнью, не жертвуя одним ради другого[50].

Профессиональный психологический отбор женщин, рассматриваемых в качестве кандидатов для обучения в образовательные учреждения МВД России и для прохождения службы в подразделениях МВД России, должен состоять из социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов. Он должен включать в себя оценку общего уровня развития познавательных психических процессов, оценку адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости, а также изучение мотивов поступления на службу и профессиональную направленность личности.

Для более эффективного использования женского потенциала в служебной деятельности в системе ОВД МВД России, по мнению Бобровой И. А., не обходимо учитывать некоторые их особенности[51]. А именно:

Совместимость работы и семьи. В связи с рождением ребёнка женщина должна оставить работу для ухода за ним. Учитывая то, что сильно сократилось количество яселъ и детских садов, а оставшиеся пере полнены, плата за них возросла во много - много раз, отпуск по уходу за ребёнком приходится продлевать. Двойная нагрузка, которая ложится на работе и в семье, подрывает здоровье ведёт к стрессам и часто ролевому конфликту- Женщина должна успевать везде и быть хорошей во всех сферах, особенно это тяжело одиноким матерям. Многие женщины испытывают комплекс вины перед семьёй за недостаток любви, внимания, нежности, а перед работой из-за домашней загруженности.

Биологические особенности. Детородный период является самым активным в жизни женщины, в связи с беременностью и уходом за ребёнком она должна отрываться от работы, тормозя профессиональный рост.

Эмоциональность. Самые выраженные черты личности женщины эмоциональность и тревожность. Они болезненно реагируют на оскорбления и критику, гораздо обидчивее мужчин. Как отмечает А. Менегетти, в течении одного часа женщина может испытать очень сильные, совершенно противоположные эмоции. Диапазон восприятия организмической и природной информации гораздо шире, чем у мужчин.

Подверженность стрессам. Склонность к суицидам. Как мы отмечали, женщины сильно подвержены стрессам, они испытывают печаль, тревогу, отчаяние, чувство вины. Но благодаря лучшим показателям: по здоровью и самовосстановлению быстрее выходят из стресса. Стресс отражается на окружении женщины, вдвойне сильнее в кругу близких я друзей- Может привести к алкоголизму, разводам, самоубийствам.

Меньшая физическая сила. Хотя женщины и не имеют большой физической силой, они обладают даром убеждения, что во многих ситуациях важнее. Несомненно, важно уделять больше времени профессиональной физической подготовке женщин - сотрудников. Согласно исследованиям, полученным в некоторых странах, можно на основе соответствующих физических тренировок повысить силу и ловкость женщин примерно на 70%, при этом достигаемой физической силы оказывается достаточно для выполнения определённой служебной деятельности[52].

Агрессивность. Агрессия - относительно примитивный способ оказывать влияние на людей. Она зависит от уровня гормона тестостерона, которого в женском организме гораздо меньше, чем в мужском. Многие стремятся доминировать с помощью агрессии, но это эффективно в ограниченном наборе ситуаций - там, где человек подвергшийся агрессии, не может прервать отношения.

Эмпатические способности. В связи с большей развитостью у женщин правого полушария головного мозга, эмоциональной сферы, выражается богатая интуиция, образность восприятия и мышления.

Коммуникабельность и аффилиации (терпимость к другим). Женщины более приветливы и терпеливы, лучше понимают жертв преступления у них сильно развита эмпатия. На них меньше поступает: жалоб и претензий со стороны граждан.

Самооценка. В подростковом периоде самооценка у лиц женского пола более высокая, но с возрастом несколько снижается. Самооценка у женщин зависит от восприятия их обществом, для них любовь и одобрение важней карьеры.

Равные возможности и дискриминация. В России не всегда рассматривают личные качества сотрудника, зачастую значительную роль играют родственные связи и дружеские отношения. Женщинам свойственна такая тенденция как «мотив избегания неудачи». Это выражается в осознании ими своих, возможностей и достижений, они довольствуются тем, что имеют, нет сильного стремления к большему, Женщины выполняют те же функциональные обязанности, что и мужчины, но при этом у них меньше возможностей продвигаться по служебной лестнице в силу мужских убеждений, что работа в ОВД, с преступниками - не женское дело. Мужчина должен быть «выше», успешнее женщины - возникает дискриминация женского пола, пресечение возможностей карьерного роста,

Сексуальные домогательства и фаворитизм. Опрос, проведённый УРЯС УК Тульской области, показал следующие результаты; 10^6% сотрудниц испытывают сексуальные домогательства со стороны сослуживцев; 8,5% - со стороны лиц, с которыми сталкиваются в процессе профессиональной деятельности; 1,1% - со стороны начальников.

Результаты опроса, проведённого М. В. Щелкуновой, показывают следующие: при приёме на службу 3% женщин подверглись домогательствам (из них- 14% - занявшие впоследствии руководящие посты); по поводу данного факта у 1% были конфликтные ситуации с руководством, но желание уволиться из органов по этим причинам у них не возникало[53].

Фаворитизм - это представление начальником некоторых: выгод, наград или привилегий одному из подчинённых, основанное на субъективных личных предпочтениях, а не на объективных соображениях, связанных с результатами выполнения заданий или знаниями в конкретной области. Фаворитизм выражается в способности некоторых; сотрудниц манипулировать руководителем, что влечёт за собой недоверие, подозрительность, падение авторитета в группе.

Исполнительская дисциплина. Женщины очень исполнительны; усидчивы имеют направленность выполнять задание чётко, качественно, не извлекая для себя из этого выгод. Хорошо справляются с оформлением документации, благодаря рассудительности подходят для работы в аналитических службах.

Адаптация к мужской среде. Женщины тактичны, не агрессивны; чётко формулируют свои мысли, чувствительны, не агрессивны, легко устанавливают контакт с сослуживцами, не обладают выраженной доминантностью и склонностью к соперничеству. Такой тип поведения ограждает от конфликтов с начальством, способствует налаживанию продуктивных отношений с коллегами. Недостатком является исполнительский вид деятельности, частичное отсутствие инициативности, отсутствие лидерских стремлений.

При вхождении в должность женщины испытывают два типа сложностей: во-первых, ощущают недоверие, негатив со стороны мужчин, во-вторых, совмещение работы и домашних обязанностей, влекущих стресс.

Недостаточный уровень социально - правовой защищенности: сотрудников приводят к тому, что они теряют веру в способность ОВД оказать им достаточную материальную и моральную помощь даже в случае нанесения ущерба здоровью в ходе несения службы, что приводит к готовности сменить место работы.

Обобщая всё вышесказанное, следует: отметить, что количество женщин в ОВД с каждым годом увеличивается. Получив профессиональное образование и пройдя специальную подготовку, они обладают качествами, необходимыми для выполнения задач, стоящих перед сотрудниками ОВД МВД России.

Как и к любому сотруднику, к женщине предъявляются следующие требования: добросовестно выполнять свой долг, демонстрировать своим поведением приверженность демократическому общественному строю, нести полную личную ответственность за правомерность своих действий, соблюдать служебную тайну[54].

Постоянное совершенствование женщины-сотрудника как должностного лица МВД возможно при своевременном законодательном регулировании с учётом изменений б экономической, политической и социальной сферах жизни общества[55].

Таким образом, основными социальными факторами, влияющими на выбор женщины поступать на службу в органы внутренних выделяются прежде всего социально-экономические факторы: высокий уровень безработицы в стране, недостаточное материальное обеспечение, наличие социальных и экономических льгот у сотрудников ОВД. возможность получения раннего и повышенного, по сравнению с большинством других категорий женщин, пенсионного обеспечения. Вместе с тем, следует отметить, что за современных социально-экономических условиях женщина, посту пившая на службу в систему МВД России, имеет определенные возможности в самореализации. Для нее открываются, возможности служебной карьеры и повышения уровня образования, работа в коллективе и др.

Однако для более эффективного использования женского труда в системе МВД России необходимо изучить, что и является целью нашего исследования, психологические особенности женщин-сотрудников ОВД во внимание успешность их служебной деятельности и выявить психологические факторы, определяющие эту успешность

2.2 Организация и методики исследования

2.2.1 Общая характеристика выборки

В исследовании приняли участие 100 женщин сотрудниц ОВД г. Москвы.

Возрастной состав испытуемых был следующим: 38% женщин в возрасте 22-30 лет , 39% женщин в возрасте 30-40 лет, 23% в возрасте 40-44 лет. (рис.1)


Рис.1. Возрастная характеристика выборки


Средний возраст женщин сотрудников ОВД -32,5 лет .

72 % испытуемых имеют высшее образование, у 28% испытуемых средне- специальное образование.

Среди испытуемых в звании рядовой -6%, младший сержант- 14%, сержант-11% , старший сержант-6%, старшина- 4%, прапорщик-9%, старший прапорщик-6%, младший лейтенант-12%, лейтенант-8%, старший лейтенант- 7%, капитан- 12% майор – 5% (рис. 2)


Рис.2 Распределение сотрудниц ОВД по званиям


45% сотрудниц ОВД данной выборки состоят в браке, 29 % сотрудниц ОВД разведены, 5% являются вдовами, 21%- не состоят в браке.

42% сотрудниц ОВД имеют одного ребенка , 23% сотрудниц ОВД имеют двоих детей. 35% не имеют детей.

Таким образом, большинство в данной выборке это женщины среднего возраста, имеющие высшее образование, состоящие в браке и имеющие одного ребенка

2.2.2 Характеристика использованных психодиагностических методик

Для исследования ценностных ориентаций нами была выбрана методика Ценностный опросник С. Шварца [56].

Опросник разработан на основе методики М.Рокича и предназначен для выявления приоритетных групп ценностей.

Испытуемым представляется два списка ценностей (30 и 45), каждую из которых они должны прошкалировать оценками от 7 до (– 1) в зависимости от степени важности данной ценности в их жизни.

При обработке результатов ценности группируются по шкалам, разделенным на 3 группы: I - индивидуальные ценности, С - коллективные ценности, IC – смешанные, имеющие как индивидуальный, так и коллективный компонент.

К первой группе относятся шкалы: наслаждение, достижения, социальная власть, самоопределение, стимуляция.

Ко второй группе относятся шкалы: ограничительный конформизм, поддержка традиций, социальность.

К третьей группе относятся шкалы: безопасность, зрелость, социальная культура, духовность.

По каждой из представленных шкал подсчитывается средний балл, который и определяет приоритетную группу ценностей для испытуемого.

При обработке результатов ценности группируются по шкалам.

Исследование ценностных ориентаций в карьере осуществлялось с помощью методики «Якоря карьеры».

Методика направлена на диагностику ценностных ориентаций в карьере. Автор методики Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикера, В.Э.Винокуровой[57]

«Карьерные ориентации», или «якоря карьеры», — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и т.п. социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. Карьерные ориентации возникают в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Тест состоит из 41 вопроса и позволяет выявить следующие карьерные ориентации: профессиональная компетентность, менеджмент, автономия, стабильность, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

При выполнении теста, испытуемому предлагается оценить по десятибалльной шкале степенно согласия с утверждениями. При обработки подсчитывается балл по каждой из шкал и определяется ведущая карьерная ориентация.

Для изучения мотивации использовались Методика для изучения мотивации успеха и боязни неудач

Методика для изучения мотивации успеха и боязни неудач[58]

Методика для изучения мотивации успеха и боязни неудач была предложена А.А. Реаном. Методика состоит из 20 вопросов, на которые испытуемому необходимо ответить «да» или «нет». За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому присваивается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Если количество набранных баллов от 1 до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).

Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8 или 9, есть определенная тенденция смещения на неудачу, а если количество баллов 12 или 13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.

Для изучения профиля личности сотрудниц ОВД мы использовали опросник Кеттелла.

Исследование личности с помощью 16 – факторного опросника Кеттела (форма С)[59]

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан по руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений.

Выявление относительно независимых 16 факторов (шкал, первичных черт) личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом. Каждый фактор образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А и В (187 вопросов) и С и Д (105 вопросов). В России чаще всего используют формы А и С. Наибольшее распространение опросник получил в медицинской психологии при диагностике профессионально важных качеств, в спорте и научных исследованиях.

Опросник Кеттела включает в себя все виды испытаний - и оценку, и решение теста, и отношение к какому-либо явлению.

Перед началом опроса испытуемому дают специальный бланк, на котором он должен делать определенные пометки, по мере прочтения. Предварительно дается соответствующая инструкция, содержащая информацию о том, что должен делать испытуемый. Контрольное время испытания 25-30 минут. В процессе ответов на вопросы экспериментатор контролирует время работы испытуемого и, если испытуемый отвечает медленно, предупреждает его об этом. Испытание проводится индивидуально в спокойной, деловой обстановке.

Предлагаемый опросник состоит из 105 вопросов (форма С) на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). Испытуемый выбирает и фиксирует его в бланке ответов. В процессе работы испытуемый должен придерживаться следующих правил: не терять времени на обдумывание, а давать пришедший в голову ответ; не давать неопределенных ответов; не пропускать вопросов; быть искренним.

Вопросы группируются по содержанию вокруг определенных черт, выходящих в конечном итоге к тем или иным факторам.

Обработка результатов ведется по специальному ключу, где даны номера вопросов и количество баллов, которые получают ответ a, b, c в каждом вопросе. В тех клеточках, где проставлена буква, обозначающая фактор, количество баллов равно нулю. Таким образом, за каждый ответ испытуемый может получить 2, 1 или 0 баллов. Количество баллов по каждому фактору суммируется и заносится в бланк ответов (в правый столбик), экспериментатор получает профиль личности по 16-ти факторам в сырых оценках. Эти оценки переводятся в стены. Затем экспериментатор определяет какое развитие получил каждый фактор: низкая, средняя, высокая, выписывает черты, характеризующие степень их развития и анализирует результаты.

При общем размахе вариативности данных в 10 стенов, средние значения составляют 5,5 стена. Оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристик личности от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1–3 и 8–10.

В результате обработки полученных ответов извлекаются оценки 16-ти полярных факторов личности (таблица 2), в том числе фактора самооценки, который дает информацию об ее адекватности.

Таблица 2

Основные личностные факторы

Индекс

Техническое название

Бытовое обозначение

1. А

Шизотимия - аффектотимия

Замкнутость - общительность

2. В

Интеллект - высокий интеллект

Конкретное мышление - абстрактное мышление

3. С

Слабое «я» - сила «я»

Эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность

4. Е

Покорность - доминантность

Подчиненность - доминантность

5. F

Дисургензия - сургензия

Сдержанность - экспрессивность

6. G

«Сверх-я» - слабость «сверх-я» - сила

Низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения

7. H

Трекция - пармия

Робость - смелость

8. J

Харрея - премсия

Реализм - чувствительность

9. L

Алаксия - претензия

Подозрительность - доверчивость

10. M

Праксерния - аутия

Практичность - мечтательность

11. N

Натурал фортриднесс - ревднес

Прямолинейность (наивность) - проницательность (искусственность)

12. О

Гипертимия - гипотимия

Спокойствие - тревожность

13. Q1

Ригидность - гибкость

Консерватизм - радикализм

14. Q2

Социабельность - самодостаточность

Конформизм (зависимость от группы) нонконформизм (самостоятельность)

15 Q3

Импульсивность - контроль желаний

Низкий самоконтроль - высокий самоконтроль

16. Q4

Нефрустрированность - фрустрированность

Расслабленность - эмоциональная напряженность


Ориентируясь на средние оценки и результаты анализа, в котором учитывается соотношение между оценками по факторам, можно построить индивидуальные графики личности, которые часто носят название «профиль личности».

Изучение социального интеллекта производилось с помощью теста Дж.Гилфорда и М. Салливена.

Тест исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М. Салливена (Адаптация Михайлова Е.С.)[60] Стимульный материал представляет собой набор из 4 тестовых тетрадей. Из них 3 субтеста составлены на невербальном стимульном материале и один субтест - на вербальном. Каждый субтест содержит от 12 до 15 заданий. Время проведения субтестов ограничено.

В зависимости от целей исследования методика допускает как проведение полной батареи, так и использование отдельных субтестов. Возможны индивидуальный и групповой варианты тестирования.

При использовании полного варианта методики субтесты предъявляются в порядке их нумерации.

Время, отведенное на каждый субтест, ограничено и составляет:

6 минут - 1 субтест - "Истории с завершением",

7 минут - 2 субтест - "Группы экспрессии",

5 минут - 3 субтест - "Вербальная экспрессия",

10 минут - 4 субтест - "Истории с дополнениями"

Общее время тестирования, включая инструкцию, составляет 30-35 минут.

Бланки ответов обрабатываются с помощью специальных ключей. Результаты подсчитываются по каждому субтесту в отдельности и по всему тесту в целом. Результаты по отдельным субтестам отражают уровень развития одной (или нескольких) способностей фактора познания поведения. Результат по тесту в целом называется композитной оценкой и отражает общий уровень развития социального интеллекта.

Суммы "сырых баллов" за каждый субтест, подсчитанные с помощью "ключей", записываются в первую строку Итоговой таблицы на Бланке ответов. За каждый правильный ответ обследуемому начисляется один балл. "Сырые баллы" переводятся в стандартные с помощью нормативных таблиц и записываются во вторую строку Итоговой таблицы. Композитная оценка представляет собой сумму "сырых баллов" по каждому субтесту. Полученная сумма тоже переводится в стандартное значение.

После завершения процедуры обработки результатов получаются стандартные баллы по каждому субтесту, отражающие уровень развития соответствующих способностей к познанию поведения. При этом общий смысл стандартных баллов можно определить следующим образом:

1 балл - низкие способности к познанию поведения;

2 балла - способности к познанию поведения ниже среднего (среднеслабые);

3 балла - средние способности к познанию поведения (средневыборочная норма);

4 балла - способности к познанию поведения выше среднего (среднесильные);

5 баллов - высокие способности к познанию поведения

2.2.3 Характеристика методов статистической обработки результатов исследования

Количественная обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы Statistica (Статистика) 6.0.

Для выявления тесноты связей между ценностными ориентациями, карьерными ориентациями, мотивации достижения и боязни неудач профессиональной мотивации, личностного профиля, социального интеллекта был применён непараметрический метод обработки результатов коэффициент ранговой корреляции Спирмена[61] .

К коэффициенту ранговой корреляции по Спирмену в психолого-педагогических исследованиях обращаются в том случае, когда признаки, между которыми устанавливается зависимость, являются качественно различными и не могут быть достаточно точно оценены при помощи так называемой интервальной измерительной шкалы.

Большинство показателей, которые получают в психолого-педагогических исследованиях, относятся к порядковым, а не к интервальным шкалам (например, оценки типа «да», «нет», «скорее нет, чем да» и другие, которые можно переводить в баллы), поэтому коэффициент линейной корреляции к ним неприменим. В этом случае обращаются к использованию коэффициента ранговой корреляции, формула которого следующая:



где Rsкоэффициент ранговой корреляции по Спирмену;

dtразница между рангами показателей одних и тех же испытуемых в упорядоченных рядах;

п — число испытуемых или цифровых данных (рангов) в коррелируемых рядах.

Коэффициент корреляции может принимать отрицательные значения, тогда анализ влияния нужно рассматривать в противоположном ключе.

Для определения ведущих личностных особенностей был применён факторный анализ[62] .

Главными целями факторного анализа являются: 1) сокращение числа переменных (редукция данных) и 2) определение структуры взаимосвязей между переменными, т.е. классификация переменных. Поэтому факторный анализ используется или как метод сокращения данных или как метод классификации.

Но в разработку Факторного анализа внесли вклад многие ученые. Разработкой и внедрением Факторного анализа в психологию занимались такие ученые как: Спирмен Ч. (1904, 1927, 1946), Терстоун Л. (1935, 1947, 1951) и Кеттел Р. (1946, 1947, 1951).

Для выявления наиболее значимых факторов и, как следствие, факторной структуры, наиболее оправданно применять метод главных компонент (МГК). Суть данного метода состоит в замене коррелированных компонент некоррелированными факторами. Другой важной характеристикой метода является возможность ограничиться наиболее информативными главными компонентами и исключить остальные из анализа, что упрощает интерпретацию результатов. Достоинство МГК также в том, что он — единственный математически обоснованный метод факторного анализа.

Факторный анализ может быть 1) разведочным — он осуществляется при исследовании скрытой факторной структуры без предположения о числе факторов и их нагрузках; и 2) конфирматорным, предназначенным для проверки гипотез о числе факторов и их нагрузках. Практическое выполнение факторного анализа начинается с проверки его условий. В обязательные условия факторного анализа входят:

1.  Все признаки должны быть количественными.

2.  Число признаков должно быть в два раза больше числа переменных.

3.  Выборка должна быть однородна.

4.  Исходные переменные должны быть распределены симметрично.

5.  Факторный анализ осуществляется по коррелирующим переменным.

При анализе в один фактор объединяются сильно коррелирующие между собой переменные, как следствие происходит перераспределение дисперсии между компонентами и получается максимально простая и наглядная структура факторов. После объединения коррелированность компонент внутри каждого фактора между собой будет выше, чем их коррелированность с компонентами из других факторов. Эта процедура также позволяет выделить латентные переменные, что бывает особенно важно при анализе социальных представлений и ценностей.

Сущностью факторного анализа является процедура вращения факторов, то есть перераспределения дисперсии по определённому методу. Вращение бывает ортогональным и косоугольным. При первом виде вращения каждый последующий фактор определяется так, чтобы максимизировать изменчивость, оставшуюся от предыдущих, поэтому факторы оказываются независимыми, некоррелированными друг от друга (к этому типу относится МГК). Второй вид — это преобразование, при котором факторы коррелируют друг с другом. Преимущество косоугольного вращения состоит в следующем: когда в результате его выполнения получаются ортогональные факторы, можно быть уверенным, что эта ортогональность действительно им свойственна, а не привнесена искусственно. Однако если цель ортогональных вращений — определение простой структуры факторных нагрузок, то целью большинства косоугольных вращений является определение простой структуры вторичных факторов, то есть косоугольное вращение следует использовать в частных случаях. Поэтому ортогональное вращение предпочтительнее.

Факторы имеют две характеристики: объём объясняемой дисперсии и нагрузки. Если рассматривать их с точки зрения геометрической аналогии, то касательно первой отметим, что фактор, лежащий вдоль оси ОХ, может максимально объяснять 70 % дисперсии (первый главный фактор), фактор, лежащий вдоль оси ОУ, способен детерминировать не более 30 % (второй главный фактор). То есть в идеальной ситуации вся дисперсия может быть объяснена двумя главными факторами с указанными долями. В обычной ситуации может наблюдаться два или более главных факторов, а также остаётся часть неинтерпретируемой дисперсии (геометрические искажения), исключаемая из анализа по причине незначимости.


Вывод по главе 2


Изменение социальных и демографических условий жизни в течение последних 100 лет способствовало расширению профессиональной сферы женщины, в том числе женщины стали заниматься теми видами профессиональной деятельности, которыми ранее занимались одни лишь мужчины, В этом смысле органы внутренних дел МВД России не стали исключением.

Таким образом, служба женщин в полициях зарубежных стран и органах внутренних дел в России является весьма актуальной. Основными социальными факторами, влияющими на принятие женщинами решения о поступлении на службу в органы внутренних дел, являются, прежде всего, социально-экономические факторы: высокий уровень безработицы, недостаточное материальное обеспечение, наличие у сотрудников ОВД социальных льгот и т.д. Вместе с тем, нельзя не отметить и такие факторы как: возможность для самореализации, построения карьеры, повышение уровня образования и др.

На протяжении службы в ОВД в профилях женщин-сотрудниц оперативных подразделениях прослеживаются тенденции по мускулиному типу личности.

Для более эффективного использования женского труда в системе МВД России необходимо продолжить исследовательскую работу в отношения женщин-сотрудников ОВД. Так, например, необходимо изучать их психологические особенности, женщин-сотрудников ОВД.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.