РУБРИКИ

Степень выраженности личностных характеристик у женщин-сотрудников ОВД МВД России

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Степень выраженности личностных характеристик у женщин-сотрудников ОВД МВД России

Для исследования психологические особенности, женщин-сотрудников ОВД мы сформировали выборку из 100 женщин –сотрудниц ОВД г. Москвы в возрасте 22-44 лет, среди которых большинство имеют высшее образования.

Для проведения исследования использовались следующие методики:

¾     Ценностный опросник С. Шварца;

¾     Методика «Якоря карьеры»;

¾     Методика для изучения мотивации успеха и боязни неудач;

¾     16 – факторныйопросник Кеттела (форма С)

¾     Тест исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда и М. Салливена (Адаптация Михайлова Е.С.)

Количественная обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы Statistica (Статистика) 6.0.

Для выявления тесноты связей между ценностными ориентациями, карьерными ориентациями, мотивации достижения и боязни неудач профессиональной мотивации, личностного профиля, социального интеллекта был применён непараметрический метод обработки результатов коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Для определения ведущих личностных особенностей был применён факторный анализ


ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИН-СОТРУДНИКОВ ОВД

3.1 Анализ результатов исследования психологических особенностей личности женщин-сотрудников ОВД

3.1.1 Результаты исследования ценностных ориентаций с помощью Ценностного опросника С. Шварца

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации – это главная ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.

Первичные результаты исследования приоритетных групп ценностей сотрудниц ОВД помещены в таблицу Приложения 1.

Анализ первичных результатов данного исследования позволил получить следующие данные.

Сравнение среднегрупповых показателей, полученных в выборке по каждой группе ценностей, показало, что наиболее значимыми ценностями являются:

·          достижение (5,09 б)

·          социальная власть (4,8 б.),

·          социальность (4,78 б.),

·          стимуляция (4,71 б.)

·          безопасность (4,69 б.).

Эти ценности относятся к разным подгруппам: достижение , социальная власть и стимуляция – это индивидуальные ценности, связанные с потребностью к самостоятельности, со стремлением к разнообразной, наполненной вызовами, новизной и изменениями жизни, к острым ощущениям, приключениям и риску, к управлению другими людьми и событиями.

Социальность – это коллективная ценность, связанная с выбором равных возможностей для всех, со стремлением к социальной справедливости и благу других, с духовными интересами, честностью, преданностью.

Безопасность, как ценность, относящаяся к смешанной группе ценностей, связана со стремлением к физическому и психическому здоровью, к защите нации и семьи, к настоящей дружбе, с чувством принадлежности, ответственностью (см. рис.3).


 


Условные обозначения: 1- наслаждение, 2- достижения, 3- социальная власть, 4 - самоопределение, 5 - стимуляция, 6 - ограничительный конформизм, 7 - поддержка традиций, 8 – социальность, 9 – безопасность, 10 - зрелость, 11 - социальная культура, 12 - духовность

Рис. 3. Средневыборочные показатели значимости основных групп ценностей у сотрудниц ОВД

Наименее значимыми ценностями в данной выборке оказались такие, как социальная культура (4,14 б.), поддержка традиций (4,26 б.) и наслаждение(4,26).

Первые две ценности являются коллективными, и их низкая значимость интерпретируется как отсутствие стремления к взаимности в отношениях, к единению с природой и сохранению окружающей среды, к сохранению обычаев, стабильности в обществе, к почитанию старших, к соблюдению религиозных верований и убеждений у сотрудниц ОВД

Довольно слабо выражены также ценности, связанные со стремлением к наслаждению , что свидетельствует о недостаточно выраженном стремлении к получению удовольствия и радости от еды, секса, отдыха и т.п.

Среди приоритетных групп ценностей у 38 % сотрудниц ОВД выявлено преобладание коллективных ценностей (ограничительный конформизм, поддержка традиций и социальность).

У 27 % сотрудниц ОВД наиболее значимыми являются индивидуальные ценности (наслаждение, достижения, социальная власть, самоопределение и стимуляция).

Еще у 35 сотрудниц ОВД наблюдается доминирование ценностей, содержащих в себе как индивидуальную, так и коллективную направленность: безопасность, зрелость, социальная культура, духовность (рис.4 ).

Рис.4. Распределение сотрудниц ОВД по доминирующим типам ценностей


Из рисунка 4 видно, что различные группы ценностей в выборке представлены практически одинаково, с некоторым перевесом индивидуальных ценностей.

В связи с этим можно утверждать, что у сотрудниц ОВД выявлено незначительное преобладание индивидуальных ценностных ориентаций, связанных с удовлетворением личных, частных целей, потребностей и установок: наслаждение, достижения, социальная власть, самоопределение и стимуляция

3.1.2 Результаты исследования карьерных ориентации с помощью методики «Якоря карьеры»

Концепция «карьерных якорей» была разработана профессором менеджмента Эдгаром Шейном, профессором менеджмента, занимающимся вопросами карьеры и организационных перемен в Массачусетском технологическом институте (Massachusetts Institute of Technology, MIT).

«По мнению Шейна, «карьерные якоря» — это ряд представлений сотрудника о себе, определяющих выбор карьеры. Они развиваются с течением времени и становятся все прочнее по мере накопления жизненного и рабочего опыта. По «якорям» можно предсказать, какой вид карьеры окажется для человека наиболее удовлетворительным. Шейн пишет, что его выбор метафоры якоря обусловлен тем, что нам свойственно чувствовать себя несчастными и «стремиться обратно в безопасную гавань», если оказалось, что работа не соответствует нашему образу себя. Шейн выделяет восемь самостоятельных «карьерных якорей». Первые четыре относятся к ведущему мотиву или потребности, следующие два связаны с ощущением своей компетентности, а последние два — с конкретными ценностями:

¾         автономия / независимость: потребность ощущать себя свободным и независимым;

¾         безопасность / стабильность: потребность в карьере, которая обеспечивает длительную стабильность и надежность;

¾         предпринимательское творчество: представления человека о себе опираются на его способность создать собственное предприятие;

¾         вызов: потребность преодолевать, казалось бы, непреодолимые препятствия;

¾         техническая / функциональная компетентность: потребность

¾         быть лучшим в какой-либо области;

¾         общая компетентность руководителя: люди, которые оценивают себя по способности управлять другими;

¾         служба или преданность: потребность выразить преданность любимому делу через профессиональную карьеру;

¾         образ жизни: желание интегрировать работу в повседневную жизнь».

На основании данных положений была создана методика для изучения карьерных ориентаций. Результаты изучения карьерных ориентаций у сотрудниц ОВД отражены на рисунке 4 и в Приложении 2.

У 21% сотрудниц ОВД выражена такая карьерная ориентация как профессиональная компетентность. Данные сотрудницы ориентированы на развитие своих способностей и навыков в областях, непосредственно связанных с их специальностью. Важнейшими критериями карьеры для них является постоянное совершенствование их опыта и знаний и признание их профессионализма. Вряд ли их заинтересует даже значительно более высокая должность, если она не связана с их профессиональными компетенциями. Так как они талантливы и любят, что к ним относятся как к знатокам своего дела, люди этой категории испытывают чувство причастности, возникающее из содержания их работы, развивают и совершенствуют свои навыки.


Рис.5. Показатели выраженности ведущих карьерных ориентаций у сотрудниц ОВД

Менеджмент является ведущей карьерной ориентации у сотрудниц ОВД 3%. Эти сотрудницы рассматривают свою специализацию как ловушку и признают, что важно знать несколько функциональных областей. Они развивают знания и опыт на уровне своего своей отрасли. Возможности для лидерства, высокого дохода, повышенных уровней ответственности и вклад в успех своей организации являются ключевыми ценностями и мотивами.

На стабильность работы ориентированы 16% сотрудниц ОВД. Эти женщины испытывают потребность в безопасности, защите и возможности прогнозирования и будут искать постоянную работу с минимальной вероятностью увольнения, Отличаются невысоким уровнем притязаний.

На стабильность места жительства ориентированы 7% сотрудниц ОВД. Для них важнее остаться на одном месте жительства, чем получить повышение или новую работу на новой местности. Переезд для них неприемлем, и даже частые командировки являются для них негативным фактором при рассмотрении предложения о работе.

Служение является ведущей ценностной ориентацией для 19% сотрудниц ОВД . Данная категория описывает женщин, занимающихся делом по причине желания реализовать в своей работе главные ценности. Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности. Они стремятся приносить пользу людям, обществу, для них очень важно видеть конкретные плоды своей работы, даже если они и не выражены в материальном эквиваленте. Основной тезис построения их карьеры - получить возможность максимально эффективно использовать их таланты и опыт для реализации общественно важной цели.

У 27% сотрудниц ОВД ведущей карьерной ориентацией является вызов .Эти женщины считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Для одних вызов представляет более трудная работа, для других это конкуренция и межличностные отношения. Они ориентированы на решение заведомо сложных задач, преодоление препятствий ради победы в конкурентной борьбе. Они чувствуют себя преуспевающими только тогда, когда постоянно вовлечены в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования. Карьера для них - это постоянный вызов их профессионализму, и они всегда готовы его принять.

Интеграция стилей жизни ведущей карьерной ориентацией является у 7% сотрудниц ОВД. Для женщин этой категории карьера ассоциируется с общим стилем жизни, уравновешивая потребности человека, семьи и карьеры. Они хотят, чтобы организационные отношения отражали бы уважение к их личным и семейным проблемам.

Выбирать и поддерживать определенный образ жизни для них важнее, чем добиваться успеха в карьере. Развитие карьеры их привлекает только в том случае, если она не нарушает привычный им стиль жизни и окружение. Для них важно, чтобы все было уравновешено - карьера, семья, личные интересы и т.п. Жертвовать чем-то одним ради другого им явно не свойственно.

Автономия и предпринимательство как карьерные ориентации не выражены ни у одной сотрудницы ОВД.

 

3.1.3 Результаты исследования мотивации успеха и боязни неудач

Мотивация достижения — один из вариантов проявления мотивации деятельности, связанный, прежде всего, с преимущественной ориентацией личности на достижение успеха или избегание неудачи

Мотивация достижения — стремление человека к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат эмоциональные переживания, связанные с социальным принятием тех успехов, которые достигаются индивидом. Мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек стремится, прежде всего, избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность.

В результате обработки данных, полученных по методике «Мотивация достижения и боязнь неудачи» А.А. Реана, мы получили следующие результаты, представленные в Приложении 3 на рисунке 6.

Рис.6. Показатели выраженности мотивации достижения и боязни неудач у сотрудниц ОВД


А.А. Реан мотивацию достижения рассматривал в виде двух обобщённых устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива боязнь неудачи.

Мотив боязнь неудачи характерен для 8% испытуемых. Они предпочитают избегать трудные задачи и не стремятся к наилучшему решению проблемы, осторожны и стараются действовать стереотипно. Люди данного типа малоинициативные. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели и плохо оценивают свои возможности. В других ситуациях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что, очевидно, объясняется эффектом контроля ожиданий. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки

исключения). Воспринимают и переживают время как «бесцельно текущее». Планируют свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. В случае неудачи, при выполнении какого-либо задания их притягательность, как правило, снижается.

Мотив стремления к успеху доминировал у 53% испытуемых. Эти сотрудницы предпочитают задачи, успех в которых зависит не от случая или неудачного стечения обстоятельств, а от их собственных усилий и способностей. Им нравится работа, в которой они могли бы проявить собственную инициативу в решении проблемы. Люди данного типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности в меньшей степени зависит от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Предпочитают брать на себя средние трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые, обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели и если рискуют, то расчетливо. Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. Воспринимают и переживают время как «целенаправленное и быстрое», а не как бесцельно текущее.

Смешанный тип характерен для 39% сотрудниц ОВД. Мотив стремления к успеху и мотив боязнь неудач почти в равных соотношениях. Это говорит о том, что мотивационный полюс ярко не выражен. Поэтому эти женщины при столкновении с трудностями стараются найти наилучшее решение проблемы, продумывая все возможные варианты, чтобы избежать неприятных трудностей. Они проявляют инициативу только при удачном стечении обстоятельств.

3.1.4 Результаты исследования личностного профиля и с помощью 16 – факторного опросника Кеттела (форма С)


Исследование личности сотрудниц ОВД мы проводили с помощью 16 – факторного опросника Кеттела (форма С).

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.

В приложении 4 представлены результаты диагностики личности сотрудниц ОВД с помощью 16 – факторного опросника Кеттела (форма С)

Результаты исследования по фактору А представлены на рисунке 7.

Фактор А ориентирован на измерение общительности человека в малых группах и способности к установлению непосредственных, межличностных контактов.


Рис.7. Показатели выраженности фактора А у сотрудниц ОВД


Как мы видим из рисунка большинство сотрудниц (58%) ОВД имеют высокие баллы по данному фактору. Им свойственно склонность к добродушию, легкость в общении, эмоциональность, готовность к сотрудничеству. Данные сотрудницы хорошо запоминают события, фамилии, имена и отчества.

У 34% сотрудниц ОВД средние показатели по данному фактору.

8% сотрудниц ОВД склонны к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Предпочитают работать сами, избегая компромиссов. Склонны к точности, ригидности в деятельности, личных установках. Иногда они склонны быть критически настроенным, несгибаемым, твердым, жестким.

Результаты диагностики по фактору В приведены на рисунке 8.

Фактор В ориентирован на измерение оперативности мышления и общего уровня вербальной культуры и эрудиции.

В ходе исследования мы установили, что у 60% сотрудниц ОВД высокие показатели по данному фактору. Они быстро воспринимают и усваивают новый материал. Высокие баллы указывают на отсутствие снижения функций интеллекта в патологических состояниях. У оставшихся 40% сотрудниц ОВД средний уровень интеллекта.


Рис.8. Показатели выраженности фактора B у сотрудниц ОВД

С низкими значениями по фактору В сотрудниц ОВД в данной выборке не выявлено .

Следующий фактор С: «эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность» результаты по нему приведены на рисунке 9.

Этот фактор характеризует динамическое обобщение и зрелость эмоций в противоположность нерегулируемой эмоциональности.


 

Рис. 9. Показатели выраженности фактора С у сотрудниц ОВД


У 48% сотрудниц ОВД выявлена эмоциональная стабильность. Они эмоционально зрелые, устойчивые, невозмутимые.

44% имеет средний уровень эмоциональной стабильности

Установлено, что людям с высокой и средней оценкой по фактору С свойственны и более высокие моральные качества.

8% сотрудницам ОВД характерна эмоциональная нестабильность. У них имеется низкий порог в отношении фрустрации, они изменчивы и пластичный, стремятся избежать требований действительности, невротически утомляемы, раздражительны, эмоционально возбудимы.

Результаты по фактору Е: «подчиненность-доминантность» приведены на рисунке 10

Рис.10. Показатели выраженности фактора Е у сотрудниц ОВД


Как мы видим из рисунка 10, у 47% сотрудниц ОВД высокий уровень выраженности фактора. Им свойственны самоуверенность, независимость в мышлении, они. Руководствуются собственными правилами поведения, авторитарны.

46% сотрудниц ОВД имеют средние показатели по данному фактору.

7% сотрудниц ОВД по результатам выраженности данного фактора характеризуются как склонные уступать другим, покорные, зависимые, признает свою вину. Стремятся к навязчивому соблюдению корректности, правил.

Следующий Фактор F: «сдержанность – экспрессивность» ориентирован на измерение эмоциональной окрашенности и динамичности в процессах общения.

Результаты диагностики по данному фактору приведены на рисунке 11.

Рис.11. Показатели выраженности фактора F у сотрудниц ОВД


У большинства сотрудниц ОВД (52%) средние значения по фактору.

34% сотрудницам ОВД свойственны активность, коммуникабельность беззаботность, склонность к импульсивным поступкам. 14% сотрудниц ОВД наоборот неторопливы, сдержанны, пессимистичны, осмотрителны.


Фактор G определяет нормативность поведения. Результаты диагностики сотрудниц ОВД показывают, что 48% из них требователны к себе, руководствуются чувством долга, настойчивы, берут на себя ответственность, добросовестны (рис. 12).

Рис.12. Показатели выраженности фактора G у сотрудниц ОВД

У 47% средний уровень нормативности поведения , а у 5% сотрудниц ОВД выражена тенденция к непостоянству цели. Они непринужденны в поведении, не прилагают усилий к выполнению групповых задач, выполнению социально-культурных требований.

Следующий фактор H характеризует степень активности в социальных контактах. Результаты по нему полученные на выборке сотрудниц ОВД представлены на рисунке 13.

Рис.13. Показатели выраженности фактора Н у сотрудниц ОВД


Как мы видим из рисунка 13, 52% имеют высокую активность в социальных контактах: они общительны, смелы, спонтанны

44% сотрудниц ОВД имеют средние баллы по данному фактору.

У 4% сотрудниц ОВД низкие оценки этого фактора, которые их характеризуют их как людей застенчивых, робких, не социабельных, трудно принимающих самостоятельные решения.

Результаты сотрудниц ОВД по фактору I: «жесткость – чувствительность» отражены на рисунке 14.

Рис.14. Показатели выраженности фактора I у сотрудниц ОВД


Как мы видим из рисунка 14, 14% сотрудниц ОВД имеют высокие значения по данному фактору, что говорит об их слабости , мечтательности, разборчивости, требовательности к вниманию, помощи, зависимый, непрактичный.

У 41% сотрудниц ОВД средние показатели по фактору

45% сотрудниц ОВД – практичны, реалистичны, независимый, имеет чувство ответственности, полагаются на себя.

Следующий фактор L определяет степень доверчивости 9. Фактор: «доверчивость – подозрительность» .

Результаты выраженности данного фактора у сотрудниц ОВД приведены на рисунке 15

Рис.15. Показатели выраженности фактора L у сотрудниц ОВД


Как мы видим из рисунка 15, у 63% сотрудниц ОВД высокие показатели по фактору, то есть, подозрительны, имеют собственное мнение, не поддаются обману.

2% сотрудниц ОВД склонны к свободе от тенденции ревности, приспособляемы, веселы, не стремится к конкуренции, заботятся о других.

У 35% сотрудниц ОВД уровень подозрительности средний.

Фактор М: «практичность – мечтательность» ориентирован на измерение особенностей воображения, отражающихся в реальном поведении личности, таких, как практичность, приземленность или, наоборот, некоторое «витание в облаках», романтическое отношение к жизни. Результаты его выраженности у сотрудниц ОВД приведены на рисунке 16.

Высокие показатели у 43% сотрудниц ОВД по данному фактору говорят о том, что они обладают развитым воображением, погружены во внутренние потребности, заботятся о практических вопросах.

У остальных средний уровень выраженности практичности.

 Рис.16. Показатели выраженности фактора M у сотрудниц ОВД


Следующий фактор N: «прямолинейность -дипломатичность» ориентирован на измерение отношений личности к людям и окружающей действительности, характеризует некоторую форму тактического мастерства личности (фактор положительно коррелирует с умственными способностями и доминантностью и с определенной неуверенностью личности в себе). Высокие оценки по этому фактору, выявленые у 69% сотрудниц ОВД , характеризуют их как дипломатов, интеллектуальных, независимых, со сложной натурой (рис.17).


 

Рис.17. Показатели выраженности фактора N у сотрудниц ОВД

Низкие показатели имеет лишь 1% сотрудниц ОВД. Они медлительны, консервативны, препятствуют принятию решения группой.

30% сотрудниц ОВД имеют среднюю выраженность данного фактора.

Следующий фактор О определяет степень тревожности результаты его диагностики у сотрудниц ОВД приведены на рисунке 18.


Рис.18. Показатели выраженности фактора О у сотрудниц ОВД


Как мы видим из рисунка 18, 26% сотрудниц ОВД имеют высокие оценки по этому фактору. Они чувствуют свою неустойчивость, напряженность в трудных жизненных ситуациях, легко теряют присутствие духа, полны сожалений и сострадания.

Низкие оценки по этому фактору, выявленные у 16% сотрудниц ОВД, характеризуют тех людей, которые могут справляться со своими неудачами , безмятежны, со спокойным настроением, невозмутимый.

У большинства сотрудниц ОВД (58%) средние показатели по данному фактору.

Результаты диагностики у сотрудниц ОВД по фактор Q1: «консерватизм – радикализм» приведены на рисунке 19.

 

Рис.19. Показатели выраженности фактора Q1 у сотрудниц ОВД


Анализ результатов показал, что у 43% сотрудниц ОВД средние результаты по данному фактору, они поглощены интеллектуальными проблемами, имеют сомнения по различным фундаментальным вопросам, скептичны и стараются вникнуть в сущность

53% сотрудниц ОВД имеют средние показатели по данному фактору.

Фактор Q2 определяет степень выраженности конформизма. Результаты по данному факту у сотрудниц ОВД приведены на рисунке 20


Рис.20. Показатели выраженности фактора Q2 у сотрудниц ОВД

Высокие значения по фактору у 65% сотрудниц ОВД , они независимы, склонны идти собственной дорогой, принимать собственные решения, действовать самостоятельно.

Треть сотрудниц ОВД имеет средине баллы по данному фактору.

2% сотрудниц ОВД предпочитают работать и принимать решения вместе с другими людьми, любят общение и восхищение, зависят от них.

Следующий фактор Q3 измеряет уровень внутреннего контроля поведения, интегрированность личности. Результаты диагностики сотрудниц ОВД по нему отражены на рисунке 21.


Рис.21. Показатели выраженности фактора Q3 у сотрудниц ОВД


Низкие оценки у 2% сотрудниц ОВД по этому фактору указывают на слабую волю и плохой самоконтроль. Их деятельность неупорядочена и импульсивна.

У 51% сотрудниц ОВД высокие оценки по этому фактору, им свойственны социально одобряемые характеристики: самоконтроль, настойчивость, сознательность, склонность к соблюдению этикета, к организаторской деятельности.

47% имеют средине значения по фактору.

Последний фактор Q4 показывает степень напряженности. Результаты по нему, полученные на выборке сотрудниц ОВД приведены на рисунке 22.


 

Рис.22. Показатели выраженности фактора Q4 у сотрудниц ОВД


Как мы видим из рисунка 22, 32% сотрудниц ОВД имеют высокие значения по данному фактору , то есть они склонны к напряженности, возбудимости.

У 63% средний уровень напряженности , характеризуются оптимальным эмоциональным тонусом и стрессоустойчивостью.

5% сотрудниц ОВД склонны к расслабленности, уравновешенности, удовлетворенности. В некоторых ситуациях их сверхудовлетворенность может вести к лени, к достижению низких результатов.

Для определения профиля личности сотрудниц ОВД мы рассчитали средние показатели по всем факторам. Результаты отражены на рисунке 23.

Как мы видим из рисунка 23, по большинству факторов сотрудниц ОВД значения выше среднего, кроме фактора I , что говорит о преобладании среди сотрудниц ОВД , женщин открытых (A+), общительных с высоким уровнем мыслительного развития (B+), им свойственна эмоциональная зрелость, умение управлять своими эмоциями и настроениями, склонность проявлять сдержанность, нежели расстраиваться из-за пустяков (C+), чувствительность к потребностям и чувствам других людей (F+ в сочетании с G). проницательны в отношении поступков и мотивов других людей (проницательность N+), независимы во взглядах, стремятся к самостоятельным решениям и действиям, смелы (H+), реалистичны (I-), подозрительны (L), контроль эмоций и поведения, планомерность, стремление начатое доводить до конца(Q3)


Рис.23. Личностный профиль сотрудниц ОВД построенный по средневыборочным показателям

3.1.5 Результаты исследования социального интеллекта… Дж.Гилфорда и М. Салливена (Адаптация Михайлова Е.С.)

Для исследования социального интеллекта мы использовали методику Дж.Гилфорда и М. Салливена (Адаптация Михайлова Е.С.)

Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, "вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией". Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, "гладкость в отношениях с людьми".

Результаты диагностики социального интеллекта сотрудниц ОВД представлены в Приложении 5 и в таблице 3

В ходе диагностики социального интеллекта у сотрудниц ОВД было выявлено, что большинство из них имеют высокие или выше среднего показатели.


Таблица 3

Результаты исследования социального интеллекта у сотрудниц ОВД (в%)

Показатели

Уровень

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

1 "Истории с завершением"

42

25

21

12

0

2 "Группы экспрессии"

47

28

19

6

0

3 "Вербальная экспрессия

23

40

28

8

0

4 "Истории с дополнениями"

31

33

23

13

0

Общий уровень

41

27

22

10

0


Как мы видим из таблицы 1, по первому субтесту "Истории с завершением" у 42% сотрудниц ОВД высокий показатели, а у 25% показатели выше среднего . Данные сотрудницы умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими самым неожиданным, нетипичным образом. Эти сотрудницы умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей и правил, регулирующих поведение людей

У 21% средние показатели умения устанавливать связь между поведением и его последствиями.

Низкие среднего оценки имеют 12% сотрудниц ОВД. Они плохо понимают связь между поведением и его последствиями, плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения. (рис.24)


Рис. 24. Результаты сотрудниц ОВД по 1 субтесту - "Истории с завершением"


По 2 субтесту - "Группы экспрессии" 47% сотрудниц ОВД имеют высокие и 28% выше среднего показатели. Данные сотрудницы способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям, мимике, позам, жестам. Они скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других.

Средние показатели по данному субтесту у 19% сотрудниц ОВД .

Низкие среднего оценки имеют 6% сотрудниц ОВД. Они плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов, который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем вербальный язык). В общении такие студенты в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. И они могут ошибаться в понимании смысла слов собеседника потому, что не учитывают (или неправильно учитывают) сопровождающие их невербальные реакции (рис.25).


Рис.25. Результаты сотрудниц ОВД по 2 субтесту - "Группы экспрессии"


По 3 субтесту - "Вербальная экспрессия" высокие значения имеют 23% сотрудниц ОВД, а 40% сотрудниц ОВД имеют показатели выше среднего . Эти сотрудницы ОВД обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, конкретных взаимоотношений. Они способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (то есть они проявляют ролевую пластичность).

Средние показатели распознания различных смыслов, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения у 28% сотрудниц ОВД

Низкие среднего уровень по данному субтесту имеют 9%. сотрудниц ОВД. Сотрудницы ОВД с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Эти сотрудницы ОВД часто "говорят невпопад" и ошибаются в интерпретации слов собеседника (рис.26)


Рис.26. Результаты сотрудниц ОВД по 3 субтесту - "Вербальная экспрессия".


В ходе обработки результатов по 4 субтесту - "Истории с дополнениями" мы установили, что 31% сотрудниц ОВД имеют высокие и 33% выше среднего показатели.

Сотрудницы ОВД с высокими оценками по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

Средние показатели по данному субтесту отмечены у 23% сотрудниц ОВД.

Сотрудниц ОВД имеют ниже среднего оценки по субтесту 13%. Данные сотрудницы ОВД испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим) (рис.28).


Рис.28. Результаты сотрудниц ОВД по 4 субтесту - "Истории с дополнениями".


Как мы уже отмечали среди сотрудниц ОВД большинство имеют высокие показатели по субтестам, следовательно общий уровень социального интеллекта , также высокий у большинства (рис.29).

Рис.29. Выраженность у сотрудниц ОВД социального интеллекта


Таким образом, сотрудницы ОВД способны извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

Они успешные коммуникаторы, им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.

3.1.6 Статистический анализ результатов исследования

Для определения ведущих психологических особенной у сотрудниц ОВД выделим те исследуемые показатели, по которым у наибольшего количества и женщин одинаковая степень выраженности.

Результаты представим в виде рисунка 30.

Рис.30. Показатели выраженности психологических особенностей сотрудниц ОВД.

Как мы видим из рисунка 30 , у большинства сотрудниц ОВД в системе ценностей ведущее место занимают индивидуальные ценности, они стремятся к самосовершенствованию, достижению успехов в профессиональной деятельности, к тому, чтобы завоевать власть и авторитет. Это подтверждают и результаты исследования и карьерных ориентаций, среди которых ведущее место занимает ориентация на достижение, через принятие вызова. Подобные ценностные ориентиры продиктованы вероятно стремлением достичь высоких результатов в профессиональной деятельности , которая считается «не женским делом».

Мы так же установили, что сотрудницы ОВД в большинстве своем мотивированы на достижение успеха в деятельности, они активны , целеустремленны . Изучение личностного профиля позволило определить, что большинство сотрудниц ОВД открытые , общительные, с высоким уровнем мыслительного развития, им свойственна эмоциональная зрелость, умение управлять своими эмоциями и настроениями, склонность проявлять сдержанность, нежели расстраиваться из-за пустяков, чувствительность к потребностям и чувствам других людей. проницательны в отношении поступков и мотивов других людей, независимы во взглядах, стремятся к самостоятельным решениям и действиям, смелы, реалистичны, подозрительны, контроль эмоций и поведения, планомерность, стремление начатое доводить до конца.

Изучение социального интеллекта позволило выявить у сотрудниц ОВД высокие показатели , что характеризует их как хороших собеседников, умеющих извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими.

 Для определения взаимосвязи между исследуемыми характеристиками личности мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты приведены в Приложении 6.

Из результатов корреляционного анализа мы можем установить наличие связи между исследуемыми параметрами. Так было установлено , что чем выше мотивация достижений у сотрудниц ОВД тем более они ориентированы на вызов, социальную власть, и тем выше у них эмоциональная стабильность, доминантности, смелость и социальный интеллект.

Рассматривать все выявленные взаимосвязи в рамках данного исследования мы не будем, так как данные были подвержены факторному анализу.

В целом мы можем отметить, что для сотрудниц ОВД характерна выраженность взаимосвязанных психологических особенностей, которые позволяют говорить о наличии у них маскулинных черт личности, и позволяющие занять актовую профессиональную позицию

3.2.Факторный анализ психологического портрета женщины-сотрудницы ОВД


Для их обработки и интерпретации мы воспользовались факторным анализом .

Первый этап обработки состоял в том, чтобы представить полученные данные в виде матрицы взаимосвязи переменных между собой. Наиболее распространенной мерой взаимосвязи (используемой в факторном анализе в 95 % случаев) является корреляционная связь. Корреляционную матрицу можно высчитать различными способами.. Коэффициент корреляции удобен тем, что это стандартизированная мера взаимосвязи, не зависящая ни от единиц измерения, ни от диапазона измерения переменных. В нашем случае мы вычислили матрицу взаимосвязей на основе ранговой корреляции Спирмена и получили достоверные связи между переменными (Приложение 6).

Вторым этапом нашего анализа явилось выявление количества факторов. Для этого мы используем метод главных компонент. Он ориентирован на выделение малого набора главных ортогональных компонент таким образом, чтобы они объясняли максимум дисперсии для анализируемого набора данных. Первая главная компонента — это линейная комбинация наблюдаемых компонентов, которая в максимальной степени разделяет испытуемых, максимизируя дисперсию их компонентных значений. Вторая компонента формируется из остаточных показателей взаимосвязей и представляет собой линейную комбинацию наблюдаемых переменных, объясняющих максимум вариативности, не взаимосвязанной с первой компонентой. Главные компоненты упорядочены, причем первая объясняет наибольшую долю дисперсии, а последняя наименьшую. Это метод применяется, если исследователю, в первую очередь необходимо сократить большое количество переменных до малого количества компонент, что нам и надо для выявления количества факторов.

Таким образом, у нас получается три фактора (Приложение 7).

Мы ещё раз можем проверить, правильно ли мы выделили количество факторов. Это можно сделать с помощью графического метода анализ «следа», который представлен на рисунке 31.

 

Рис. 31. «След», полученный в результате процедуры факторного анализа


Факторы в возрастающем порядке расположены по абсциссе, а собственные значения — по ординате. Собственное значение будет самым высоким для первого фактора, средним для следующих и низким для последних. На графике виден отчётливый излом между наклоном первых трех факторов и постепенным убыванием остальных. Процедура определения количества факторов заключается в поиске на графике точки, где линия меняет крутизну и приобретает почти горизонтальное положение — у нас излом наблюдается после третьего фактора. Следовательно, мы можем говорить о наличии трех факторов.

После выявления количества факторов мы проводим факторизацию и используем вращение для наилучшей их интерпретации. Так как для факторного анализа мы использовали метод главных компонент, то наиболее удобным и достоверным вариантом вращения будет — вращение Варимакс (Приложение 8). В результате этого мы получаем: факторизируемость корреляционной матрицы, количество факторов, ранг наблюдаемой матрицы взаимосвязей и переменных, которые могут быть исключены из анализа. Цель используемого нами вращения Варимакс — выбор наиболее простого факторного решения путём максимизации дисперсии факторных нагрузок переменных по каждому фактору. В результате становится очевидным, какие переменные, с каким фактором взаимосвязаны.

Так как, мы обрабатываем матрицу, состоящую из совокупности ответов различных испытуемых на определённый список вопросов, то граница отсечения нагрузок для интерпретации находится в пределе 0.6. Это говорит, что переменные очень хорошо определяют фактор.

Необходимо проинтерпретировать выявленные факторы, которые представлены в таблице 4.

Первый фактор мы назвали — «Профессиональная активность» Он был представлен такими переменными как: достижения, социальная власть, вызов, эмоциональная стабильность, доминантность, подозрительность. высокий самоконтроль

Второй фактор получил название — «Профессиональная пассивность». В него вошли духовность, стабильность работы, стабильность места жительства, консерватизм.

Третий фактор «Профессиональная ответственность», который включает в себя высокую нормативность поведения, проницательность, смелость, высокий самоконтроль, социальный интеллект.

Компоненты этих факторов имеют как положительные, так и отрицательные факторные нагрузки.

Таблица 4.

Факторные решения после ортогонального вращения Варимакс


Переменные

Фактор 1

Фактор 2

Фактор3

Профессиональная активность

Пассивность

Профессиональная ответственность

Достижение

 0.656822



Социальная власть

 0.681428



Вызов

0.837953



Эмоциональная стабильность

0.792556



Доминантность

0.605832



Подозрительность

0.667711



Духовность


 -0.712780


Стабильность работы.


-0.772443


Стабильность места жительства


-0.752943


Консерватизм


 -0.664081


Высокая нормативность поведения



 0.625614

Проницательность



 0.665412

Смелость



0.684802

Высокий самоконтроль



-0.634614

Социальный интеллект



 0.625938


Все факторы получились полярными. Положительный или отрицательный знак факторной нагрузки не имеет оценочного смысла «плохой / хороший». Разделение на положительные и отрицательные нагрузки происходит в результате математической процедуры и имеет смысл противопоставления, противоположности, антонимичности.

Первый фактор — «Профессиональная активность» включает в себя наибольшее количество переменных. Переменные этого фактора имеют значения нагрузки на полюсе со знаком «+». Максимальные факторные баллы получены на полюсе со знаком «+»: вызов, эмоциональная стабильность, социальная власть. Следовательно, у сотрудниц ОВД мотив вызова, эмоциональная стабильность, мотив социальная власть выражены

Второй фактор — «Профессиональная пассивность» также включает переменные с нагрузками на полюсе со знаком «-». Это говорит о том, что сотрудницам ОВД не свойствен ряд черт, парализующих их профессиональную активность: духовность, стремление к стабильности места жительства и работы.

Третий фактор — «Профессиональная ответственность» содержит следующие переменные: высокую нормативность поведения, проницательность, смелость, высокий самоконтроль, социальный интеллект со знаком «+». Это означает, что сотрудницам ОВД свойственны смелость, проницательность, нормативность поведения, умение контролировать свои эмоции и чувства, умение анализировать и правильно понимать ситуации взаимодействия

Таким образом, в ходе изучения психологических особенностей сотрудниц ОВД нами было установлено, что им свойственен определенный набор психологических особенностей, которые имеют высокую степень выраженности. Из этого следует, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.


Вывод по главе 3


У большинства сотрудниц ОВД в системе ценностей ведущее место занимают индивидуальные ценности, они стремятся к самосовершенствованию, достижению успехов в профессиональной деятельности, к тому, чтобы завоевать власть и авторитет.

Сотрудницы ОВД в большинстве своем мотивированы на достижение успеха в деятельности, они активны, целеустремленны, общительные, с высоким уровнем мыслительного развития, им свойственна эмоциональная зрелость, умение управлять своими эмоциями и настроениями, склонность проявлять сдержанность, нежели расстраиваться из-за пустяков, чувствительность к потребностям и чувствам других людей. проницательны в отношении поступков и мотивов других людей, независимы во взглядах, стремятся к самостоятельным решениям и действиям, смелы, реалистичны, подозрительны, контроль эмоций и поведения, планомерность, стремление начатое доводить до конца.

Было установлено, что у сотрудниц ОВД высокие показатели социального интеллекта , что характеризует из как хороших собеседников, умеющих извлечь максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими.

Для сотрудниц ОВД характерна высокая выраженность взаимосвязанных психологических особенностей, которые позволяют говорить о наличии у них маскулинных черт личности, и позволяющие занять актовую профессиональную позицию, в то время как факторы, воспринимающиеся как препятствующие достижению успеха не являются выраженными, это прежде всего ориентации на духовные ценности, удобство и т.п.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы изучали психологические особенности женщин сотрудниц ОВД.

Анализ литературы показал, что от года к году растет количество женщин – сотрудников ОВД России. Женщины -сотрудницы успешно несут службу наравне с мужчинами в оперативных подразделениях, занимают руководящие должности, принимают участие в боевых действиях, т.е. всё больше адаптируются к мужской субкультуре оперативных подразделений, в частности, и правоохранительной системе в целом.

Интерес к данной теме обусловлен наличием гендерных стереотипов в отношении профессиональной деятельности, разделением профессий на мужские и женские и увеличением стремления женщин к преодолению данных стереотипов.

Так, в ходе анализа литературы мы установили, что женщины вполне успешно занимаются теми же видами деятельности, что к мужчины. Однако, у женщин по сравнению с мужчинами более низкая квалификация, более низкая оплата труда, ограниченный набор профессий. Им приходится выбирать между семьей и карьерой, что рождает ролевой конфликт, который приводит к стрессу и эмоциональному выгоранию. У женщин отмечена более низкая самооценка профессиональной деятельности и ориентация не положительную оценку деятельности, страх успеха.

Анализируя не многочисленные исследования на русском языке мы установили, что основными социальными факторами, влияющими на принятие женщинами решения о поступлении на службу в органы внутренних дел, являются, прежде всего, социально-экономические факторы: высокий уровень безработицы, недостаточное материальное обеспечение, наличие у сотрудников ОВД социальных льгот и т.д. Вместе с тем, нельзя не отметить и такие факторы как: возможность для самореализации, построения карьеры, повышение уровня образования и др. авторы отмечают, что на протяжении службы в ОВД в профилях женщин-сотрудниц оперативных подразделениях прослеживаются тенденции по мускулиному типу личности.

Проведенное нами исследование на выборке из 100 женщин служащих в ОВД города Москвы подтвердило данное положение. Мы определили, что у большинство сотрудниц ОВД стремятся к самосовершенствованию, достижению успехов в профессиональной деятельности, к тому, чтобы завоевать власть и авторитет. Женщины , служащие в ОВД в большинстве своем мотивированы на достижение успеха в деятельности .

В профиле личности преобладают такие черты как активность, целеустремленность, общительность, эмоциональная зрелость, проницательность в отношении поступков и мотивов других людей, независимость, подозрительность, контроль эмоций и поведения, планомерность, стремление начатое доводить до конца. Помимо этого сотрудницам ОВД характерны высокие показатели социального интеллекта.

Корреляционный и факторный анализ позволил установить, что для сотрудниц ОВД характерна высокая выраженность взаимосвязанных психологических особенностей, которые позволяют говорить о наличии у них маскулинных черт личности, и позволяющие занять актовую профессиональную позицию, в то время как.

На основании результатов исследования мы можем заключить , что идя служить в МВД большинства женщин все же заинтересованы в том, чтобы добиться в ней высоких результатов. Факторы, которые могли бы свидетельствовать о социальных мотивах выбора службы , как способа получить стабильную работу у женщин выражены в меньшей степени и при факторном анализе оказались в отрицательных значениях.

Полученные результаты исследования могут быть использованы для коррекционной работы по преодолению профессионального и эмоционального выгорания, преодолению внутриличностных конфликтов, преодолению зависимости от труда, дискриминации и т.п.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.            Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопр. психол. 1989.№ 5. С.80-88.

2.            Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений - М.: Аспект Пресс, 2007. - 365 с.

3.            Ашвин, С. А. Гендерная солидарность против экономических трудностей? … Влияние советского наследия/ С. А. Ашвин// Социс: социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 57-68

4.            Бабаева Л.В. Женщины России в условиях социального перелома: работа, политика, повседневная жизнь // Российский общественный научный фонд. Научные доклады 34. М., 1996. с. 114

5.            Баблоян З., Булавина Т. Гендерная проблематика в психологии / Теория и история феминизма: Курс лекций / Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: Ф-Пресс, 1996. С. 224-230.

6.            Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995. - 323 с.

7.            Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2006. – 316 с.

8.            Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 Санкт-Петербург, 2005- 200 c. : 61 06-19/116

9.           Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб.: Питер, 2008. – 528 с.

10.       Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2008. — 655 с.

11.       Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/Под ред. И. А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. -708с.

12.       Вейнингер О. Пол и характер. — М.: Латард, 2007. — 358 с.

13.      Гидденс Э. Социология - М.: Эдиториал УРСС, 2007. - 632 с.

14.       Горчакова В. Г. Психология женщины-профессионала: Автореф. дис.... д-ра наук. - СПб., 2000. - 27 с.

15.       Дудченко О., Ясная Л., Дейнз Ш. Работа женщины и семья // Семья на пороге третьего тысячелетия. М., 1995. С.129-145.

16.       Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов.- СПб- Питер.- 2006. -480 с.

17.       Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006. – 336 с.

18.       Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности.- СПб: Питер, 2008.- 432 с.

19.       Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2007. – 599 с.

20.       Калабихина, И.Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века / И.Е. Калабихина. – М.: Аксифлат: Флинта, 2006. – 273 с.

21.       Капустина А. Н.Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла – СПб.: Речь, 2007.- 104 с.

22.       Климов Е. А. Психология профессионала: Учеб. пособие. — М.; Воронеж: Институт практической психологии, 2006.-509 с.

23.       Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. – М., 1975. – С. 763 – 776

24.       Кузина Р.Х. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих·женщин: Дис. · канд. психол. Наук. · СПб., 2001. - 201 с.

25.       Лихтарников А. Л. Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца и духовное развитие личности: нормальное и патологическое // #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 488 с.

[2] Калабихина, И.Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века / И.Е. Калабихина. – М.: Аксифлат: Флинта, 2006. – С.21

[3] Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история, 1997. № 6. с.41.

[4] Пактикум по гендерной психологии / Под ред. И.С. Кпециной. – СПб.: Питер, 2008. –С.69

[5] Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/Под ред. И. А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. –С.62

[6] Баблоян З., Булавина Т. Гендерная проблематика в психологии / Теория и история феминизма: Курс лекций / Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: Ф-Пресс, 1996. С. 225

[7] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: "Медиум", 1995. – С.72

[8] Калабихина, И.Е. Гендерные вопросы в России в конце ХХ века / И.Е. Калабихина. – М.: Аксифлат: Флинта, 2006. – С. 13

[9] Андреева Г. М. Социальная психология: учебник для высш. учеб. заведений - М.: Аспект Пресс, 2007. – С.71.

[10] Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму. – М., 1975. – С. 765

[11] Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2006. – С.38.

[12] Чалдини Р. Психология влияния.- СПб.: Питер, 2009.- С.63

[13] Гидденс Э. Социология - М.: Эдиториал УРСС, 2007- С. 164

[14] Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2006. – С.165

[15] Вейнингер О. Пол и характер. — М.: Латард, 2007. — С.9

[16] Вейнингер О. Пол и характер. — М.: Латард, 2007. — С.9

[17] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2007. – С.159

[18] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2007. – С.165

[19] Степанова Л.Г. Профессиональная сегрегация современной женщины как фактор, основанный на стереотипном восприятии гендерных ролей // Психология зрелости и старения. — 2006. — № 4 (36)

[20] Степанова Л.Г. Профессиональная сегрегация современной женщины как фактор, основанный на стереотипном восприятии гендерных ролей // Психология зрелости и старения. — 2006. — № 4 (36)

[21] Раковская О.А. Особенности становления профессиональной карьеры женщин// Гендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. С.58

[22] Степанова Л.Г. Профессиональная сегрегация современной женщины как фактор, основанный на стереотипном восприятии гендерных ролей // Психология зрелости и старения. — 2006. — № 4 (36)

[23] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2007. – С. 388

[24] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2007. –С 400.

[25] Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм – Еврознак, 2006. – 316 с.

[26] Ашвин, С. А. Гендерная солидарность против экономических трудностей? … Влияние советского наследия/ С. А. Ашвин// Социс: социологические исследования. - 2006. - № 4. - С. 65

[27] Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2007. – С.399 .

[28]. Степанова Л.Г. Профессиональная сегрегация современной женщины как фактор, основанный на стереотипном восприятии гендерных ролей // Психология зрелости и старения. — 2006. — № 4 (36)

[29] Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности.- СПб: Питер, 2008.- С130

[30] Сафонова, М. В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: дисс. … канд. психол. наук: 19.00.05. – СПб., 1999. – С. 133.

[31] Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности.- СПб: Питер, 2008.- С132.

[32] Там же.- С 133.

[33] Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности.- СПб: Питер, 2008.- С134.

[34] Обозов Н.Н. Женщина + мужчина = ?! / Н. Н. Обозов ; Академия психологии, предпринимательства и менеджмента. - СПб. : ЛНПП "Облик", 2007. – С.74

[35] Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности.- СПб: Питер, 2008.- С142.

[36] Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 Санкт-Петербург, 2005- С. 56.

[37] Климов Е. А. Психология профессионала: Учеб. пособие. — М.; Воронеж: Институт практической психологии, 2006.- С.109.

[38] Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 Санкт-Петербург, 2005- С. 57.

[39] Щелкунова М.В. Организационно·правовые основы службы женщин в полициях зарубежных стран: Дис. · канд. юрид. наук. · М., 1999. · С.85 .

[40] Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 Санкт-Петербург, 2005- С.59.

[41] Романова В.В., Игнатенко Д.И. Нормативно-правовое регулирование службы женщин в органах внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. № 1 (29-2). -0,6 п.л./ 0,3 п.л.

[42] Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 Санкт-Петербург, 2005- С.59.

[43] Щелкунова М.В. Управление женским персоналом: проблемы и перспективы.- М.: МЗ - Пресс, 2001.-С.100.

[44] Щелкунова М.В. Управление женским персоналом: проблемы и перспективы.- М.: МЗ - Пресс, 2001.- С. 119

[45] Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 Санкт-Петербург, 2005- С.60.

[46] Щелкунова М.В. Из опыта профессионального отбора женщин в полицию США // Совершенствование управления органами внутренних дел. Сборник статей. - М.: Изд-во Акад. управления МВД России, 1999. - С. 122-126.

[47] Малыгина, О. В. Специфика и динамика личностных особенностей женщин-сотрудниц уголовного розыска органов внутренних дел. Дисс. … канд. психол. наук: 19.00.03-Ярославль, 2008. – С.132

[48] Малыгина, О. В. Специфика и динамика личностных особенностей женщин-сотрудниц уголовного розыска органов внутренних дел. Дисс. … канд. психол. наук: 19.00.03-Ярославль, 2008. – С. 135

[49] Малыгина, О. В. Специфика и динамика личностных особенностей женщин-сотрудниц уголовного розыска органов внутренних дел. Дисс. … канд. психол. наук: 19.00.03-Ярославль, 2008. - 137 с.

[50] Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 Санкт-Петербург, 2005- С.63.

[51] Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 Санкт-Петербург, 2005- С.65.

[52] Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 Санкт-Петербург, 2005- С.66.

[53] Щелкунова М.В. Управление женским персоналом: проблемы и перспективы.- М.: МЗ - Пресс, 2001.-С. 75

[54] Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 Санкт-Петербург, 2005- С.68.

[55] Боброва, И. А. Психологические особенности личности женщин-сотрудников органов внутренних дел МВД России : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.06 Санкт-Петербург, 2005- С.69.

[56] Лихтарников А. Л. Ценностный опросник (ЦО) С. Шварца и духовное развитие личности: нормальное и патологическое // #"#_ftnref57" name="_ftn57" title="">[57] Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002.-298 с.

[58] Практикум по возрастной психологии / Под редакцией Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2008.- С. 454

[59] Капустина А. Н.Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла – СПб.: Речь, 2007.- 104 с.

[60] Михайлова (Алешина) Е.С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж.Гилфорда и М. Салливена): Руководство по использованию,- СПб., 2007.-53с.

[61] Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2006. – С.212.

[62] Митина О.В., Михайловская И.В. Факторный анализ для психологов. – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2008. – 169 с


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.