РУБРИКИ |
Трансгенерационные паттерны отцовского поведения |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Трансгенерационные паттерны отцовского поведенияТрансгенерационные паттерны отцовского поведенияВведение Современные социологи, этнографы и психологи солидарны в том, что наши знания об отцовстве поразительно бедны. На фоне относительной изученности материнства отцовство на сегодняшний день остается "белым пятном". Зачастую в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. Но вопреки мнению о незначительности отцовской роли, психологические исследования показывают, что наличие отцовской заботы положительно сказывается на психических качествах детей. Однако хочется отметить, что такие исследования преимущественно были проведены за рубежом. В отечественной психологии данные по теме отцовства поразительно скудны. Этот пробел необходимо восполнить, во-первых, потому, что многие авторы, занимающиеся вопросами отцовства, признают бесспорную важность влияния отцовской фигуры на развитие ребенка в процессе воспитания, во-вторых, потому, что само общество нуждается в полноценных отцах, осознающих и ценящих эту значимую как для мужчины, так и для ребенка роль. Наше исследование направлено на изучение трансгенерационных паттернов отцовского поведения. Мы считаем, что на фоне актуальности темы отцовства в современной психологии в силу ее малоизученности и безусловной важности, представленное нами исследование интересно тем, что охватывает несколько поколений мужчин в семье и позволяет составить представление об отцовских установках, передаваемых из поколения в поколение. Цель исследования: выявить трансгенерационные паттерны отцовского поведения у мужчин трех поколений. Задачи исследования: · описать модель отцовских установок в каждом из трех поколений; · выявить установки на выполнение роли отца у мужчин трех поколений в семье, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению; · выявить существующие тенденции – прогресс или регресс – в динамике формирования отцовских установок; · сравнить степень воспроизведения мужчинами установок на выполнение роли отца со степенью воспроизведения женщинами установок на выполнение роли матери. Объект нашего исследования – особенности отцовского поведения в семье. Предмет исследования – трансгенерационные паттерны отцовского поведения у мужчин в трех поколениях. В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения: 1. Существуют отцовские установки на выполнение роли отца в семье, которые передаются из поколения в поколение; 2. Существуют отцовские установки, которые от поколения к поколению прогрессируют, т.е. становятся более явными и отчетливо сформированными, а также отцовские установки, которые регрессируют, т.е. постепенно изживают себя и становятся менее выраженными; 3. У мужчин из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери. 4. Отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации (т.е. сложившихся на данный исторический момент культурных, экономических, политических и других социальных условий), чем материнские установки. В исследовании была использована методика: 1. Методика PARI Е. Шеффер и Р. Белла, адаптированная Т.В. Нещерет, в модификации Деминой И.С. (Демина И.С., 2004). Глава 1. Теоретические основы исследования отцовства в современной психологии 1.1 Роль отца в семье в различные периоды исторических эпох Психология отцовства имеет свой мифологический ракурс. В прошлом отцовство часто трактовали как вертикаль власти, на вершине которой стоит Небесный Отец, а каждая вышестоящая власть выступает как символический отец нижестоящей, которую она порождает, содержит, контролирует, дисциплинирует и наставляет на путь истинный [17]. В мифологическом сознании отец – это прежде всего персонификация власти, прародитель и высший духовный авторитет. Такие представления закреплены в образах массового сознания, но время и идущая за ним современность вносят в этот традиционный образ отца свои изменения. Однако в зависимости от особенностей того или иного общества, нормативный образ отца включает в себя несколько ипостасей: а) персонификация власти, б) кормилец, в) высший дисциплинатор, г) пример для подражания сыну, а иногда и непосредственный его наставник в воинской и общественно-трудовой деятельности. Именно по этим критериям общество оценивало степень отцовской успешности, и на них было основано мужское самоуважение. Физическое же отсутствие отца в семье являлось не только следствием его внесемейных обязанностей, но и средством создания социальной дистанции между отцом и детьми ради поддержания отцовской власти (Кон И.С., 1988). Отстранение от ребенка гарантировало отцу непоколебимый авторитет воина, добытчика, "настоящего мужчины". Дистанция, которая строго соблюдалась и отцами, и детьми, защищала мужчин от "непозволительного" проявления слабых, присущих лишь женщинам, чувств и эмоций. Общение с детьми сводилось к наставничеству и дисциплинированию зачастую с применением грубой физической силы. Так средневековые тексты говорят исключительно о властных функциях отца, которого домочадцы должны почитать и слушаться, а самому ему мало что предписывается. Однако в XVII и XVIII веках резко увеличивается число поучений и наставлений, адресованных отцам, как им следует воспитывать детей (Кон И.С., 1988). В современной семье вышеупомянутые традиционные особенности отцовства заметно ослабевают под давлением таких факторов, как женское равноправие, вовлечение женщин в профессиональную работу, тесный семейный быт, где для отца не предусмотрено пьедестала, и пространственная разобщенность труда и быта [6]. Отец уже имеет меньше власти и больше обязанностей. Сила отцовского влияния в прошлом коренилась, прежде всего, в том, что он был воплощением власти и инструментальной эффективности. В современных же условиях положение изменилось. Как работает отец, дети не видят, а количество и значимость его внутрисемейных обязанностей значительно меньше, чем у матери. Отец уже не имеет той абсолютной власти над женой и детьми, он вынужден считаться с конкурентоспособной женой, которая в добавок стремится полностью реализовать себя в воспитании детей, не оставляя мужчине места. В настоящее время женщина в семье стремится быть более авторитарной, властной, контролирующей. Получается, что по мере того как "невидимый родитель", как часто называют отца, становится видимым и более демократичным, он все чаще подвергается критике со стороны жены, а его авторитет, основанный на внесемейных факторах, снижается. Отцовский авторитет все чаще поддерживается не столько личными качествами отца, сколько его социальным положением. Таким образом, можно сказать, что если патриархальное отцовство было преимущественно авторитарным, то сегодня наиболее благоприятным для отца кажется, по мнению И.С. Кона, авторитетный стиль (Кон И.С., 1988). И объяснить это нужно тем, что путь насилия над ребенком безнадежен и рано или поздно приводит к разрыву отношений с ним. Родитель теряет свой авторитет, если начинает полагаться только на запреты, давление и приказ. Однако остается важной фигурой в жизни ребенка, если остается образцом силы и опытности. Но не силы приказа, а духовной, личностной силы; и той опытности, которая состоит не в механическом запасе знаний, а в мудром поведении (Гиппенрейтер Ю.Б., 2007). Одной из важнейших характеристик отцовства во все времена является его социальная детерминированность. Социум не только предъявляет определенные требования к возрастному, экономическому, профессиональному социальному статусу отца, но и регламентирует поведение человека, обладающего определенным статусом через систему социальных ролей, подчеркивая, что одной из самых противоречивых и сложных является социальная роль отца. Современная картина отцовства достаточно противоречива. С одной стороны ученые констатируют рост безотцовщины, частое отсутствие отца в семье; незначительность и бедность отцовских контактов с детьми по сравнению с материнскими; педагогическую некомпетентность, неумелость отцов; незаинтересованность и неспособность отцов выполнять воспитательные функции, особенно уход за маленькими детьми. Интерпретация этих данных может быть самая разная вплоть до того, что происходит быстрое и чреватое опасными последствиями ослабление отцовского начала. Исследования Т. А. Гурко (1997) говорят о том, что мужчины редко вносят материальный или духовный вклад в воспитание детей, не живущих с ними в одном домохозяйстве. А женщины в таких семьях выполняют и родительские роли и роли добытчиц. С другой стороны, наблюдается противоположная тенденция: в современной западной психологической науке с восьмидесятых годов часто употребляется выражение "новый отец", т.е. отец, активно принимающий участие в жизни своего ребенка. Такие отцы присутствуют при родах, берут на себя многие "материнские" заботы по уходу за малышом и вообще проводят с детьми очень много времени [3]. Фактически даже стиль воспитания изменился за последние несколько поколений. Современные отцы во многом менее авторитарны, более эмпатийны и знают больше о повседневных проблемах и заботах своих детей. Однако для России в настоящее время это менее характерно, чем для европейских стран. В связи со значительными изменениями в системе гендерных ролей, произошедшими в обществе за последнее время, отцовская роль претерпевает серьезные изменения, что свидетельствует, по мнению Ш. Барта, о формировании новой гендерной системы, о переоценке или уточнении обществом отцовских функций, дальнейшей дифференциации гендерных ролей [3]. Важно отметить, что отцовские роли и необходимые для этого навыки определены культурой менее четко, чем материнские, здесь многое зависит от индивидуального соглашения [23]. В привычной для нас культурной среде отцу приписывается меньшее значение в деле первичной социализации ребенка. Нормативная неопределенность отцовской роли по сравнению с материнской является результатом того, что: · отцовские функции биологически "объективно" менее значимы, их труднее конкретизировать; · исторически отцовские функции институциализируются гораздо позднее; · распределение материнских и отцовских функций базируется на более общей полоролевой дифференциации и имеет как социальные, так и биологические предпосылки (Овчарова Р.В., 2005). Получается, что мужчина, став отцом, попросту не знает, что ему следует делать и как вести себя в новой для него ситуации. А если и знает, то социально и юридически его роль практически никак не подкреплена. При разводе у отца мало шансов оставить ребенка с собой, социальной поддержки отцам не оказывается, в целом о них беспокоятся гораздо меньше, чем о матерях. Следовательно, мужчина знает, что судьба его как отца никак не зависит от его заботы, личных качеств, а ребенок – это прежде всего проблема женская (Овчарова Р.В., 2005). Тем не менее, отцовская роль все-таки предписывает мужчине выполнение некоторых определенных обязанностей. Существует несколько подходов к рассмотрению того, какие именно функции должен выполнять отец. Представителями психоаналитического направления выполнено большое количество работ по исследованию роли отца. В основном изучается роль отца в психосексуальном развитии ребенка. Отец, таким образом, является важнейшей фигурой в жизни ребенка четырех лет. З. Фрейд выделял следующие важнейшие аспекты взаимодействия отца и ребенка: 1) отец – воплощение силы, как объект восхищения и любви, 2) отец – как объект реализации потребности в безопасности и защите, 3) отец – как авторитет, который наказывает за проступки и, таким образом, регулирует поведение, а в дальнейшем и моральные установки человека. Н. Левальд рассматривает отца как единственного взрослого, который может организовать жизнь ребенка, дифференцировать и интегрировать его в общество. Ш. Брат подчеркивает также, что отец, являясь транслятором социальных норм, становится для ребенка фигурой, обеспечивающей связь поколений. Представители бихевиорального направления рассматривают отцовство с точки зрения выполнения предписаний данной социальной роли. Представители необихевиоризма говорят о том, что отец является моделью, наблюдая за которой, ребенок учится. В целом, выделяют следующие важнейшие функции, выполнения которых требует роль отца: 1. Отец как кормилец – исторически сложившаяся и закрепившаяся роль мужчины. Мальчиков с детства ориентируют на выполнение этой роли, которая дает семье необходимое чувство безопасности и уверенности. 2. Отец как защитник – также исторически закрепленная функция мужчины. Даже если в современном обществе отец не защищает ребенка от непосредственной военной опасности, тем не менее, он выполняет функцию социальной защиты, предоставляя своим детям возможности образования, обучения, выбора профессии, а также опосредованно через собственный социальный статус и экономический класс. 3. Отец как воспитатель – в этой роли отец не только прививает нормы и правила поведения, но и во многом может вносить вклад в профессиональный выбор ребенка, расширяя его кругозор, занимаясь, особенно с мальчиком, каким-либо совместным делом (Евсеенкова Ю.В., 2003). Говоря о роли отца в наше время, хочется отметить, что усложнение структуры и усиление текучести брачно-семейных отношений вызвало к жизни новые отцовские роли и идентичности, которых раньше не знали или недооценивали: родные (биологические) отцы, приемные отцы, разведенные отцы, одинокие отцы, несовершеннолетние отцы и т.д. Эти категории (например, отчимов) существовали и раньше, но встречались значительно реже, чем сейчас. Между тем каждая из них имеет свои собственные социальные и психологические проблемы (Кон И.С., 1988). Безусловно, эти статусы переживаются по-разному и, скорее всего, по-разному интегрируются в мужскую идентичность. Однако эти предположения требуют эмпирических доказательств. Делая вывод, можно говорить о том, что исторически сложившиеся роли и функции мужчин, а именно персонификация власти, кормилец, высший дисциплинатор, были перенесены в сферу отцовства в чистом виде. Первоначально отец был авторитарной, могущественной и соблюдающей строгую дистанцию с детьми фигурой, главой семьи, призванной содержать и защищать своих домочадцев. В настоящее время мы видим, что современное отцовство постепенно уходит от авторитарной власти и доминирования к демократическим отношениям в семье. Однако пережитки древних стереотипов, безусловно, играют свою роль в восприятии образа отца как абстракции силы, совести, долга и закона. 1.2 Факторы, определяющие специфику отцовства Специфический стиль отцовства зависит от множества социокультурных условий и существенно варьирует от культуры к культуре (Овчарова Р.В., 2005). Кроме того, отцовство невозможно рассматривать в отрыве от семейной и социальной ситуации. В контексте семьи на взаимоотношения отца и ребенка оказывают влияние множественные факторы, среди которых на первый план выдвигаются факторы отца, матери и ребенка, факторы отношений матери и отца, а также влияния окружающей среды [3]. 1. Взаимоотношения родителей. Во множестве исследований было показано, что качество отношений отца и ребенка, рожденного вне брака или в браке, коррелирует с качеством отношений супругов больше, чем в диаде "мать-ребенок". Отцовство сильно зависит от супружеских отношений из-за того, что стандарты и ожидания в отношении отцовства менее определены, чем для матерей. Кроме того, важнейшей детерминантой отношений отца и матери, как показали исследования, является брак. Если супруги проживают совместно и их отношения носят поддерживающий характер, это положительно влияет на формирование отцовства. 2. Влияние матери. Среди внешних влияний на отцовство, роль матери имеет свою специфику, т.к. матери являются либо партнерами, либо иногда, препятствием в отцовско-детских отношениях – и в браке, и вне его. Мать может как активно вовлекать отца в общение с ребенком, доверять ему выполнение обязанностей по уходу за малышом и всячески поддерживать в мужчине желание быть хорошим отцом, так и способствовать его отстранению от воспитания, совместных игр и непосредственного общения. 3. Средовые факторы. Большинство исследований выявляют специфическую уязвимость отцовства к средовым воздействиям, таким как сложности признания юридического отцовства и большего воздействия безработицы на отцовство, чем на материнство. Распространенность отказа от экономических и психологических обязанностей отца среди мужчин, которые подвергаются финансовым кризисам, частично является следствием уязвимости отцовства по отношению к успеху во внешней среде. Также необходимо учитывать специфику этнических и культурных стереотипов отцовства. 4. Фактор ребенка. Как показывают исследования, фактор ребенка оказывает не столь существенное влияние на отцовство, как другие. Отцы, действительно, более близки с сыновьями, особенно старшими. Большинство других факторов, например, возраст, поведение, развитие ребенка, влияют на отцов и матерей одинаково. 5. Отцовство. Идентификация с ролью отца, навыки и ответственность оказывают важное влияние на отцовство. Если мужчина успешно справился с принятием отцовской роли, ладит с ребенком и получает от этого удовольствие, если он осознает всю важность своей фигуры в жизни своего ребенка и действует в соответствии с этим знанием, то можно говорить о том, что отцовство стало неотъемлемым компонентом мужской идентичности. Таким образом, успешность выполнения мужчиной своей отцовской роли во многом зависит от конкретной социальной ситуации и эмоциональной среды, в которой он существует. 1.3 Структурная модель отцовства по Ю.В. Борисенко Ю.В. Борисенко и А.Г. Портнева в процессе теоретического анализа некоторых работ, освещающих различные подходы к изучению отцовства, разработали структурную модель феномена отцовства. По их мнению, в структуру отцовства входят следующие компоненты: Ø Потребностно-эмоциональный. В него входят биологические и социальные аспекты мотивации, потребность в контакте с ребенком, эмоциональные реакции и переживания мужчины в роли отца. Ø Операциональный. Это навыки и умения по уходу за ребенком и общение с ним. Ø Ценностно-смысловой. Включает в себя отношение отца к ребенку, в том числе и экзистенциальные переживания. Кроме того, в данную структуру входит сквозной интегральный компонент – оценочный, это: 1) самооценка, как элемент Я-концепции, принятие или непринятие роли отца, рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и оценка своего ребенка; 2) социальная оценка окружающих, базирующаяся на принятых в данном конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли отца, требованиях, которые необходимо соблюдать для соответствия статусу. Социальная оценка является базой для формирования собственной оценки, т.к. через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. При этом структурная модель отцовства подчиняется двум принципам построения структуры личности по Б.Г. Ананьеву: субординационному и координационному. То есть, компоненты более сложные оказывают непосредственное влияние на низлежащие уровни структуры, однако при этом все компоненты имеют достаточную автономию (Евсеенкова Ю.В., 2003). Таким образом, в структуру отцовства входят как биологически обусловленные компоненты, такие как желание продолжения рода, потребность в эмоциональном контакте с ребенком, переживание принятия роли отца, так и компоненты определенные социумом, такие как оценочное отношение отца к ребенку и его условная любовь, оценка мужчиной собственного соответствия отцовской роли и социальная оценка окружающих, вытекающая из устоявшихся и действующих стереотипов относительно исполнения роли отца. Каждый из указанных компонентов имеет достаточную независимость от других и может развиваться по собственным (биологическим или социальным) законам. Однако процессы, протекающие на более сложно организованных уровнях структуры отцовства, прямо влияют на процессы в низлежащих уровнях. Так изменение каких-либо социокультурных или исторических условий детерминирует и изменения в детско-родительских отношениях. 1.4 Формирование отцовства и отцовской любви Говоря о родительской любви, традиционно различают материнскую и отцовскую любовь как различающиеся по содержанию, природе, генезису и формам проявления (З. Фрейд, А. Адлер, Д. Винникотт, М. Дональдсон, И.С. Кон, Г.Г. Филиппова). При этом, признавая существование двух социальных институтов родительства – материнства и отцовства, важно не только отметить серьезные различия, но и указать на их сходство. В работах Э. Галински выделяются шесть стадий родительства, содержание и последовательность которых задается логикой развития сотрудничества родителя и ребенка. На каждой из них родитель – как мать, так и отец – решает определенные задачи, связанные с необходимостью перестройки детско-родительских отношений с учетом развития ребенка и его возрастающей самостоятельности. Первая стадия – стадия формирования образа – продолжается от момента зачатия до рождения ребенка и рассматривается как исходная в формировании родительской позиции. Именно на этой стадии формируется первичный образ детско-родительских отношений, включающий представление о целях и ценностях воспитания, образ идеального родителя как эталона, представление о ребенке и взаимодействии с ним. На второй – стадии выкармливания (от рождения до 1 года) – центральной задачей становится формирование привязанности и первых форм сотрудничества и совместной деятельности с ребенком. Первичная иерархизация ценностей и ролей в контексте развития идентичности родителей также осуществляется именно на этой стадии. Стадия авторитета (от 2 до 5 лет) знаменует переход родителей к решению задач социализации ребенка и, соответственно, к первой оценке эффективности процесса воспитания. Эта стадия предполагает рефлексию, развернутую родителем по поводу содержания и оснований его отношений с ребенком и переход к более продуманной системе воспитания с учетом "работы над ошибками" раннего периода становления родительства. Четвертая стадия – стадия интерпретации – приходится на младший школьный возраст: здесь родители подвергают ревизии и пересмотру многие концепции воспитания, которых прежде придерживались в своем общении с детьми. Пятая – стадия взаимозависимости – характеризуется изменением структуры властных отношений: родители должны перестроить свои отношения с подростками с учетом их стремления к автономии и независимости. Характер перестройки отношений с взрослеющими детьми может сделать их партнерскими или, в случае деструктивного ее развития, отношениями соперничества и противостояния. На шестой стадии – стадии расставания – родители должны окончательно признать взрослость и независимость детей, принять их психологический "уход" и решить непростую задачу переосмысления и оценки того, какими же родителями они были (Карабанова О.А., 2005). Как отмечает автор, эти ступени в процессе перестройки детско-родительских отношений проходят оба родителя. Однако каждый переживает эти процессы по-своему. Так, например, есть эмпирические данные, раскрывающие структуру процесса принятия мужчиной решения стать отцом, то есть взять на себя эту новую роль. Такое исследование провели A. Peterson, C.B. Jenni (2003). Оно было основано на методологических принципах феноменологического анализа, описанного А. Джоржи (1985). В результате качественного анализа A. Peterson, C.B. Jenni выделили 8 основных тем, которые постепенно проговариваются мужчинами при обсуждении процесса принятия ими решения стать отцом: 1) Противоречивое решение. На ранних этапах принятия решения мужчины прибегают к рассуждению, пытаясь определить плюсы и минусы родительства. Однако результатом этого является не разумное решение "быть или не быть" отцом, а способность одновременно воспринимать как положительные, так и отрицательные аспекты родительства. Мужчины достигают этой способности через процесс, когда пытаются принять решение рационально, а вместо этого обращают внимание на эмоциональные, нерациональные, духовные аспекты. 2) Принятие ограничения собственного контроля. Для мужчин решение завести ребенка требует частичного отказа от чувства собственного контроля над своей жизнью. Для них эта необходимость является парадоксом. С одной стороны, они понимают, что становясь отцами, берут на себя огромную ответственность и должны все контролировать. Но с другой стороны, понимают, что принятие ограничений собственного контроля необходимо, чтобы уметь доверять кому-то или чему-то еще, кроме самого себя. 3) Осознание необратимости перемен. Думая о своем потенциальном ребенке, мужчины представляют всю его дальнейшую жизнь. Они ясно осознают, что необратимость данного решения делает его непохожим на разнообразные решения, которые им когда-либо приходилось принимать, и что это решение несет за собой многие потери (личной свободы, близости между супругами, возможной потери контакта с ребенком). Это осознание иногда рождает в мужчинах тревожность, но оно также эмоционально привязывает мужчину к будущему ребенку. 4) Процесс перемен. Мужчины понимают, что решение завести ребенка изменит их, но как – полностью не осознают. Это вызывает у них беспокойство. 5) Переход к настоящему моменту. Принимая решение о первом ребенке, мужчины приходят к глубокому осознанию себя в настоящий момент. Пытаясь разобраться в своих противоречивых чувствах, они пересматривают как свое прошлое (особенно свое восприятие того, как их воспитывали родители), так и свои предположения о том, какими они станут в будущем. Все это приводит к подлинному осознанию собственных способностей в настоящий момент. 6) Построение образа отца. Перед тем, как принять роль отца, мужчине необходимо представить положительный образ себя в роли отца. Этот образ построен на основе различных впечатлений и взглядов, наблюдений за родителями чужих детей, однако самым сильным оказывается влияние образа собственного отца. Мужчины тщательно анализируют достоинства и недостатки своих отцов с учетом своих взглядов на то, каким должен быть хороший отец. Одновременно они рассматривают собственные достоинства и недостатки. Таким образом, мужчины ищут способ уменьшить разногласия между идеальным образом отца и собственной несовершенной личностью. Образ отца не ограничивается традиционной ролью кормильца семьи. Конечно, мужчины озабочены этим, но более сильным становится беспокойство о близком, эмоциональном участии в жизни своего ребенка. Это понятие становится центральным компонентом в их определении роли отца. 7) Отдельно и вместе: от индивидуальности к брачному союзу. Принимая решение о ребенке, мужчины осознают, что они навсегда связывают себя не только с будущим ребенком, но и со своими женами. Этот процесс вызывает некоторую тревожность относительно того, могут ли они доверять своим супругам. Если тревожность минимальна, то мужчины проходят путь от осознания себя как индивидуальности к осознанию себя как партнера во взаимоотношениях. Их потребности и желания тесно переплетаются с потребностями и желаниями жен. Эта взаимозависимость рождает успокоение 8) Решение как продолжающийся процесс. Когда ребенок зачат, и будущий отец ожидает результатов своего решения, этот процесс заставляет мужчин хотеть ребенка все сильнее. Появляется чувство ожидания ребенка (Куфтяк Е.В., 2006). Однако, по мнению многих исследователей, чувство ожидания ребенка у мужчины не равно чувству любви к ребенку. В концепции Э. Фромма (1990) противопоставляется любовь материнская и отцовская как любовь безусловная и любовь требовательная. Материнская любовь по своей природе безусловна, не связана с достоинствами и достижениями ребенка. Когда мать ждет появления ребенка, она уже любит его. Она изначально признает самоценность ребенка и строит отношения по типу альтруистической любви, готовности к самопожертвованию, самоотдаче. Материнская любовь является основой формирования у ребенка базового доверия к миру, открытости и готовности с ним взаимодействовать. Отцовская любовь – требовательная, условная, это любовь, которую ребенок должен заслужить. Она, в отличие от материнской, не имеет врожденных предпосылок, а формируется на протяжении первых лет жизни ребенка. Чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенной системе социальных требований. Традиционная роль отца – носитель социальных норм и требований по отношению к ребенку, образец стандартов поведения. Любовь отца выступает как социальное одобрение поведения ребенка, соответствие определенным ожиданиям. В детях отец, как и мать, видит возможность самоактуализации, и в силу этого на ребенка возлагаются определенные отцовские ожидания в отношении его достижений, карьеры, результатов. В ребенке для отца воплощена возможность продолжения рода. Традиционно культурные нормы вменяют в обязанность мужчины дать и воспитать семье наследника, как продолжателя рода, хранителя традиций и родовой памяти. Отцы в большей степени приветствуют появление мальчика и более склонны принимать его взросление и созревание, чем взросление и созревание девочки (Карабанова О.А., 2005). Специфика отцовской любви заключается в том, что она учит и сына, и дочь, как проявляет любовь мужчина к детям, к жене и к окружающим. В любви отца обычно доминирует поведенческий компонент (обеспечение, помощь, защита, научение). Однако со временем она становится более эмоционально насыщенной. В зрелом возрасте (36 – 58 лет) авторитетная дистанция между родителем и ребенком сохраняется, но чувство любви позже носит более снисходительный характер и характеризуется более широкой гаммой эмоциональных и поведенческих проявлений позитивной направленности (Овчарова Р.В., 2005). Формирование отцовства и отцовской любви – достаточно сложная задача. Иногда говорят о "кризисе становления (начала) отцовства", особенно в случае рождения первого ребенка. Принятие роли отца – это достаточно длительный кризис переосмысления себя и своей роли в жизни, связанный с новой ответственностью за благополучие семьи и детей, переосмыслением и перестройкой отношений как в семье, так и за ее пределами. Ю.В. Лебедева отмечает, что роль отца представляет собой динамическое образование. Его функции меняются в зависимости от пола и возраста ребенка [19]. Однако изменение содержания отцовской роли во многом зависят от степени принятия мужчиной этой роли, от того насколько она оформится в личностный конструкт и станет неотъемлемой составляющей этой личности. В исследовании П. Поповой (1989) были выявлены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: · уважение и привязанность к отцу со стороны матери, · особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом, · возраст мужчины (не слишком рано, когда существует опасность легкомысленного отношения к отцовству и не слишком поздно, когда ответственность за судьбу детей может испугать), · участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества, · участие отца в родах. Принятие роли отца оказывает влияние на операциональный аспект ее выполнения и влияет на личностные изменения мужчины. Появление ребенка естественным образом оказывает влияние на мотивацию и установки человека, однако многие ученые говорят о том, что именно принятие данной роли способствует успешной реализации себя в ней [3]. Обычно формирование родительской позиции отца начинается где-то со второй половины беременности жены и нередко растягивается на весь первый год жизни ребенка. Для формирования полноценной эмоционально-позитивной связи отец-ребенок отец как можно раньше должен быть вовлечен в процесс общения с ребенком начиная еще с периода его внутриутробного развития. В последствие в отцовство включается значительное разнообразие параметров участия отца в воспитании ребенка, например (Карабанова О.А., 2005): · доступность, т.е. присутствие отца и возможность ребенка обратиться к нему; · включенность в совместную деятельность, что может включать в себя прямые контакты, уход отца за ребенком, процесс совместного выполнения какой-либо деятельности; · ответственность, предполагающая как финансовое и материальное обеспечение ребенка, так и организацию образовательно-воспитательной среды, общение с учителями; · мониторинг, т.е. информированность о занятиях ребенка, его местонахождении, интересах, желаниях и потребностях. Если в процессе воспитания отец старается соблюдать все вышеперечисленные требования, то его участие в жизни ребенка является активным. Доказано, что активное участие отца в воспитании способствует формированию надежного типа привязанности, благополучному эмоциональному развитию ребенка (Карабанова О.А., 2005). Учитывая особенности отцовской любви, можно говорить, что в своем развитии она проходит следующие этапы: · Готовность любить. Для ее формирования основную роль играют переживания детства, особенности родительских позиций семье отца. Готовность к подобным чувствам у мужчин возникает гораздо позднее, чем у женщин и не определяется физиологическим созреванием. · Любовь-ожидание. Включает в себя ожидания, связанные с зачатием ребенка, с образом будущих наследника или наследницы. Продолжается этот этап до того момента, когда отец впервые увидит своего отпрыска. Для того чтобы мужчина полюбил своего ребенка еще до рождения, он должен наполнится состоянием ожидания. · Послеродовая ригидность. Возникает как результат отсутствия ощущения тесной взаимосвязи с ребенком. Взаимодействие с младенцем на первых порах ограничивается удовлетворением его физиологических потребностей, которыми, как правило, занимается мать. Так как потребность в детях у отца выражена меньше, чем у матери, то в возне вокруг младенца ему нередко видится нечто неприличное, в связи с чем время, с ним проведенное, отцы часто считают непродуктивным. Им нужны достижения ребенка, чтобы появился повод его любить, а до этого отношение к малышу порой сводится к элементарному самовнушению: "Ты должен любить его! Это же твой ребенок!". · Заинтересованное наблюдение. Когда с младенцем можно играть и общаться, отцовское чувство становится более эмоциональным. Маленькие достижения ребенка значительно обогащают его положительными переживаниями. · Заинтересованное сотрудничество. Оно характеризуется выбором формы проявления отцовской любви. Достаточно часто на данном этапе взаимодействие между отцом и ребенком предстает именно в такой форме. Если материнская любовь необходима ребенку для получения сострадания, то отцовская любовь дает ребенку пример для подражания или совет. Когда он начинает активно познавать мир, необходимо, чтобы отец находился рядом. Отцовская любовь на данном этапе – зрелое и богатое чувство, так как удовлетворяет ведущую потребность мужчин – учить, передавать себя. Такие представления о специфике отцовской любви считаются традиционными (Овчарова Р.В., 2005). Делая вывод, можно говорить о том, что процесс формирования отцовства проходит несколько стадий. Часть из них, содержание и последовательность которых задается логикой развития сотрудничества родителя и ребенка, такие же, как и стадии формирования материнства. На каждой из них родитель – как мать, так и отец – решает одинаковые задачи, связанные с необходимостью перестройки детско-родительских отношений с учетом развития ребенка и его возрастающей самостоятельности. Однако большинство процессов, характеризующих формирование отцовства, проходят в своем развитии совсем другие этапы, нежели подобные процессы у женщин. К ним можно отнести процесс принятия мужчиной решения стать отцом, процесс принятия роли отца и включение ее в личностный конструкт и формирование отцовской любви, которая в отличие от материнской, считается условной. 1.5 Личность отца в детско-родительских отношениях Существует два подхода к изучению родительства в зависимости от того, кто считается отправной точкой изучения, - ребенок или родитель. Первый подход, наиболее распространенный, анализирует родительство применительно к развитию ребенка (Евсеенкова Ю.В., 2003), во втором – рассматривается выполнение родительской роли через призму личности родителя, здесь исследуется самореализация личности в родительстве и другие личностные характеристики, так или иначе меняющиеся с появлением ребенка. Исследования в рамках первого направления говорят о значительном влиянии отца на развитие ребенка. Рождение ребенка является вехой в развитии семьи и представляет для нее стрессовую ситуацию. Важнейшим фактором нормального пренатального развития ребенка является благоприятная обстановка в семье, эмоциональный комфорт беременной женщины, эмоциональная поддержка мужа. Отсутствие такой поддержки становится провоцирующим моментом для возникновения у нее депрессивно-тревожных расстройств, отрицательное влияние которых на психическое развитие ребенка общепризнанно. Таким образом, еще до рождения ребенка отец оказывает влияние на его развитие через обеспечение благоприятных условий для матери [3]. Позднее отец помогает развитию ребенка в игре. Игры матери и отца имеют различные функции. Игры с отцом, в отличие от игр матери, которая ухаживает за ребенком и дает ему чувство безопасности и тепла, способствуют развитию моторики ребенка, освоению окружающего пространства, собственного тела, что является важным условием интеллектуального развития ребенка. Взаимодействие с отцом положительно влияет на когнитивное развитие детей. При этом была выявлена прямая корреляция между вовлеченностью отца в воспитание и когнитивными достижениями для мальчиков. Это объясняется тем, что отец дает пример практического и действенного решения различных проблемных ситуаций. Именно потому, что отец в этом случае демонстрирует мужской подход к решению проблемы, его влияние не так заметно на девочках [3]. Кроме того, установлено, что отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Отец больше дисциплинирует детей, ставит определенные рамки поведения, одобряя одни поступки и наказывая за другие. Главными факторами, влияющими на усвоение ребенком моральных норм, являются: 1) страх потери любви родителей, 2) идентификация с родителем (З. Фрейд), 3) развитие эмпатии и чувства вины, первоначально через оценку родителей, а затем через объяснение ребенку последствий его действий. Именно идентификация является наиболее важным фактором усвоения моральных норм и социальных ролей, и отец в этом случае особенно необходим мальчику. Любовь отца условна, что тоже является важнейшим фактором морального развития ребенка. Происходит это потому, что отцы придают большее значение самостоятельности, предоставляя детям отвечать за свои действия, и с большим уважением, чем матери, относятся к проявлению детьми независимости [3]. Идентификация с отцом важна еще и потому, что взрослея, мальчик постепенно все больше осознает свое "мужское бытие" отождествление с отцом способствует отделению от матери и деидентификации с ней. Когда ребенок редко общается с отцом, идентификация с ним может быть задержана и установление уверенного чувства мужественности у мальчика нарушается. Следует отметить, что сам по себе уровень маскулинности отца не важен для формирования адекватной полоролевой идентичности; идентификацию ребенка с отцом облегчает степень его теплоты и эмоциональной вовлеченности (Калинина О.Г., 2007). Мужчина в мальчике видит собственное подобие и возможного продолжателя своего дела. Мальчики, в свою очередь, тянутся к мужчинам, видя в них прообраз собственного будущего и пример для подражания. Да и сам процесс общения между ними обычно опредмечен общими интересами и деятельностью, что соответствует классическому канону маскулинности и мужской неэкспрессивности. Напротив, реальные отцовские практики (с собственными детьми) оказываются успешнее с дочерьми, чем с сыновьями, и отношения отцов с дочерьми являются более нежными. Дочь напоминает мужчине любимую жену, он не предъявляет к ней завышенных социальных требований, чтобы она реализовала его собственные несбывшиеся ожидания, и не воспринимает ее как соперницу. В отношениях отца и сына, как во всех мужских отношениях, слишком многое остается невысказанным, желанная эмоциональная близость блокируется властными отношениями и завышенными требованиями с обеих сторон (Кон И.С., 1988). Взаимоотношения с отцом влияют также на формирование полоролевой идентичности и оказывают влияние на развитие различных личностных характеристик ребенка. Многие исследования подтверждают позитивность вклада отцов в воспитание детей. Дети "вовлеченных" отцов менее тревожны во внесемейных ситуациях, лучше справляются с фрустрацией, с большей вероятностью становятся эмпатийными взрослыми, более социабельны, их самоуважение и уровень притязаний выше. Они обладают более высокой самооценкой и стабильностью образа Я в сравнении с теми, кто описывает отношения с отцом как отчужденные. Отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению (Овчарова Р.В., 2005). Позитивные отношения с отцом связаны с такими качествами у детей, как неторопливость, сдержанность, эмоциональная уравновешенность, безмятежность, спокойствие, оптимизм, высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов, более успешное овладение требованиями окружающей среды (Овчарова Р.В., 2005). Исследования растущих без отца детей показали, что они менее успешны в решении конфликтных ситуаций, в решении когнитивных задач, мальчики имеют определенные сложности с полоролевой идентификацией, вызванные сложностью разграничения гендерных ролей [3]. Даже непродолжительное отсутствие отца ведет к тому, что у детей (особенно у мальчиков) начинают развиваться трусость, замкнутость, обособленность, упрямство, агрессивность [13]. Такие дети, выросшие без отцов, особенно мальчики, труднее усваивают мужские половые роли и соответствующий стиль поведения, поэтому они чаще других гипертрофируют свою маскулинность, проявляя агрессивность, грубость, драчливость и т. д. [6]. Потеря или отсутствие отца переживается как психическая травма, которая может стимулировать у мальчика желание стать хорошим отцом, чтобы дать своим детям то, чего он сам не получил. При массовой безотцовщине, будь то в результате войны или роста числа разводов, психическая травма смягчается ("Я не один такой, многие ребята растут без отцов!"), но одновременно могут ослабевать и психологические стимулы к отцовству. Дело не просто в отсутствии конкретного образца, ролевой модели, а в меняющейся системе ценностей (Кон И.С., 1988) Несмотря на то, что отцу отводят лишь второе место после матери и традиционно считают его вклад в воспитание незначительным и односторонним, исследования современного отцовства рисуют сложную и многоцветную картину, непохожую на привычный черно-белый образ. Вот какие общие выводы делает руководитель многочисленных сравнительных исследований отцовства американский психолог Майкл Лэм [23]: 1.Вопреки ожиданиям многих психологов, отцы и матери чаще влияют на ребенка сходно, чем различно, расхождения между ними менее заметны, чем сходства, а механизмы и средства воздействия на детей похожи. Важен не столько пол или гендер родителя, сколько стиль его поведения. 2.Индивидуальные свойства отцов, такие как уровень маскулинности, интеллекта, эмоциональной теплоты и отзывчивости, влияют на развитие ребенка меньше, чем характер взаимоотношений, которые эти отцы установили со своими детьми. Дети, имеющие с родителями устойчивые, поддерживающие, взаимные и эмоциональные отношения, психологически благополучнее тех, у кого такие отношения отсутствуют. Точно так же количество времени, которое отцы проводят с детьми, менее важно, чем то, как именно они его проводят, и как сами дети и значимые для них лица воспринимают и оценивают это взаимодействие. 3.Индивидуальные взаимоотношения между отцом и ребенком выглядят менее существенными, чем общий семейный контекст, включая взаимоотношения между всеми членами семьи. 4.Отец играет в семье не одну, а множество разных ролей, и отцовский успех зависит от меры его успешности в каждой из них. 5.Природа отцовского влияния зависит от индивидуальных и культурных ценностей, например, от того, стараются ли родители сформировать у мальчиков и девочек одинаковые или разные гендерные свойства. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|