РУБРИКИ |
Трансгенерационные паттерны отцовского поведения |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Трансгенерационные паттерны отцовского поведенияУчитывая данные выводы М. Лэма, можно сделать вывод, что успешным отцом следует считать того, который хорошо выполняет задачи, подсказываемые ему конкретной социальной ситуацией [23]. Однако бесспорно и специфическое влияние фигуры отца на развитие ребенка, несомненно, отличающееся от влияния матери. Об этом свидетельствует ряд приведенных выше эмпирических данных. Авторы, придерживающиеся второго направления изучения родительства (где исследуется самореализация личности в родительстве и другие личностные характеристики, так или иначе меняющиеся с появлением ребенка), считают, что именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине возможность социализироваться самому, шанс саморазвития. Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано с объективными характеристиками личности, такими как потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности – ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с Я-концепцией личности, образом Я и самооценкой. Для мужчины это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их контроля. Осознание себя отцом приводит к необходимости жить "правильно". Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной, причем речь идет даже не столько об операциональном аспекте реализации роли, сколько о личностном принятии, интернализации роли отца конкретным мужчиной [3]. Отцовство отводит мужчин от насилия, управляя их агрессивными наклонностями и привязывая поведение к фундаментальным целям общества, преимущественно к защите семьи и ее обеспечению (Овчарова Р.В., 2005). Как часть личностной сферы отцовство является необходимым условием полноценного развития личности. Д.С. Аквис (1989) считает, что только в соприкосновении с ребенком полностью созревают мужские черты личности – потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, энергия, душевная сила. Если у женщины материнская любовь проявляется благодаря "первичной материнской заботе", то у мужчин эта забота о ребенке преобразуется в продукт родительской любви. Поэтому переживание отцовской любви приводит к развитию таких качеств, как исполнительность и ответственность (Овчарова Р.В., 2005). Считается, что мужчины скупы на проявление эмоций вообще, в том числе и по отношению к ребенку (Кон И.С., 1988). Проблема состоит в том, что ребенок вызывает эмоциональный отклик у отца далеко не всегда. Мужчине гораздо сложнее, чем женщине, воспринимать ребенка как продолжение себя. Женщина подготавливается к общению с ребенком задолго до его рождения и в процессе родов. В период беременности у женщины появляется новый сенсорный опыт, начинается процесс духовного принятия ребенка. Матери более эмоционально и явно проявляют свою любовь к ребенку, что выражается в действиях (объятия, поцелуи, поглаживания и др.) и ласковых словах; отцы в этом отношении более "холодны" и "сухи", в то время как внутреннее их переживание по своей силе может не отличаться от материнского. В результате нередко создается впечатление, что мама "больше любит своего ребенка". Однако сравнительная холодность и наличие социальной дистанции во взаимоотношениях ребенка с отцом являются скорее пережитками нравов традиционной патриархальной семьи, в которой к отцу не смели приблизиться, и сам он был обязан держаться "на высоте" (Овчарова Р.В., 2005). Кроме того, в период беременности женщины мужчина отлучен от того непосредственного общения с ребенком, которое постоянно испытывает женщина, поэтому чувство отцовства, эмоциональное восприятие ребенка затруднено (Кон И.С., 1988). Возможно, именно отсюда идут корни условной отцовской любви. Известно, что женщина в период беременности может прибегать к защитной "регрессии", в терминологии психоанализа, предполагающей детские эмоциональные реакции в столкновении с взрослыми проблемами, в то время как будущие отцы склонны рационализировать и схематизировать угрожающие переживания. В таком поведении содержатся установки на хладнокровное избавление от излишних чувств (подавление, вытеснение). Это приводит к тому, что мужчины подавляют проявления чувств, в том числе и чувств к ребенку [3]. Но, несмотря на общепризнанное мнение, согласно которому отцовские чувства вырабатываются в результате менее очевидных и, в общем-то, не обязательных эмоциональных связей с ребенком, появляющихся и развивающихся со временем, результаты недавних экспериментов в США и Канаде позволяют хотя бы частично пересмотреть стереотип "отцом становятся постепенно". Группа американских психологов измеряла количество гормонов на различных этапах 9-месячного процесса. Оказалось, что у мужчин, которые особенно нежно и заботливо относились к своим беременным женам, менялся гормональный баланс: значительно снижался уровень тестостерона, имеющего репутацию "мужского" гормона, и одновременно повышался уровень пролактина — гормона, играющего ключевую роль в выработке молока у женщин. Подобные же данные получили канадские ученые. Кроме заметного снижения уровня тестостерона в организме "хороших" отцов после зачатия ребенка они зафиксировали еще и повышение уровня эстрогена — так называемого "женского" гормона. Это показывает, что природа может готовить к новой функции заботливого родителя не только женский, но и мужской организм. В связи с этим можно сказать, что отцовство – врождённое чувство, которое побуждает мужчину поступать в отношении своего ребёнка (детей) с сопереживающей ответственностью [13]. Кроме того, доказано, что чувство отцовства возрастает по мере взросления ребёнка. Таким образом, можно сказать, что процесс принятия мужчиной роли отца во многом влияет на развитие и качественную перестройку его личности. У мужчины ярче проявляются те качества, которые способствуют поддержанию семейных и родительских отношений, меняются взгляды на жизнь и многие ценности.
1.6 Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений Понятие "сценарий" впервые было использовано американским психотерапевтом Э. Берном. Он определил его как постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей (Э.Берн, 1992). Это своего рода бессознательное принятие ребенком предписывающего "образа" будущей взрослой жизни. Истоки многих жизненных сценариев, по Берну, лежат даже не в родительской семье, а в более ранних поколениях. Автору удалось проследить трансляцию сценария "Мой сын будет врачом" на протяжении пяти поколений. Н. Пезешкиан считал, что от одного поколения к другому передаются стратегии переработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения и структуры отношения, которые переходят от родителей к детям. Он назвал это "семейные концепции"; они берут начало в критических переживаниях одного из членов семьи, в религиозных и философских идеях, укореняются, усваиваются детьми и снова передаются следующему поколению. Примеры семейных концепций могут быть такими: "Что скажут люди", "Верность до смерти", "Ничего не дается легко" и т.п. В отечественной психологии Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис рассматривают патологизирующее семейное наследие, характерное для дисфункциональных семей как формирование, фиксацию и передачу эмоционально-поведенческого реагирования от прародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т.д. Ригидные, иррациональные, жестко связанные между собой убеждения, заимствованные у представителей старшего поколения, формируют личность, малоспособную к адаптации, страдающую пограничными нервно-психическими расстройствами (Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова, 2002). В практических исследованиях психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность: неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственной семье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующим образом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей по отношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей по отношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него. Обнаружены и другие закономерности: ребенок обучается своей будущей супружеской роли, мысленно отождествляя себя с родителем того же пола. Что касается родителя противоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера. Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяется сходством моделей семей, из которых происходят супруги. В общем целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так: 1. Дети первоначально получают в качестве образца модель отношений супругов в родительской семье. 2. Затем они проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях в играх с братьями или сестрами или сверстниками. 3. На основе оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводят структуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье (Э.Берн, 1992). Таким образом, по мнению вышеназванных авторов, из поколения в поколение передается образ будущей жизни, стратегии поведения в конфликтных ситуациях и межличностных отношениях, а также патологизирующее семейное наследие дисфункциональных семей. Эти и другие аспекты составляют семейный сценарий, передающийся от отца к сыну из поколения в поколение. Подобный сценарий может затрагивать одну идею, например, "мой сын будет врачом" или несколько идей, объединяющихся в целую семейную концепцию. Итак, по мнению Э. Берна и других авторов, каждая семья несет в себе некоторое наследие для будущих поколений в виде семейных сценариев. В рамках изучения отцовства в межпоколенных связях проводилось уникальное Гарвардское лонгитюдное исследование, продолжавшееся с конца 1930-х до конца 1980-х годов, объектом которого были четыре поколения мальчиков из одних и тех же семей. Его результаты показали, что а) индивидуальный стиль отцовства сильно зависит от прошлого собственного опыта мужчины, от того, каким был его собственный отец, б) этот опыт передается из поколения в поколение, от отца к сыну и дальше, в) ответственное отцовство чрезвычайно благотворно как для сыновей, так и для отцов. В передаче отцовского опыта присутствует как подражание (отец или дед, как ролевые модели), так и критическая переработка отрицательного жизненного и родительского опыта собственного отца [23]. Делая вывод, мы можем говорить о том, что формирование отцовства основывается как на основе семейных сценариев, бессознательно воспроизводящихся из поколения в поколение, так и в результате сознательной проработки мужчиной опыта своего собственного отца. Кроме того, мы говорили о том, что одной из важнейших составляющих отцовства является его социальный аспект, суть которого – предъявление к мужчине определенных запросов и требований, продиктованных конкретными социокультурными и историческими условиями, которые непосредственно отражаются на его родительских отношениях с собственным ребенком. В целом, мы можем говорить, что построение мужчиной собственного отцовского поведения складывается, по меньшей мере, из трех составляющих: бессознательных установок, идущих еще от прародителей, сознательных установок, выработанных в процессе анализа модели поведения собственного отца, и, наконец, установок создаваемых социальной средой, включающей культурные, традиционные, исторические, экономические, политические и многие другие социальные стороны жизни. Выводы из теоретической главы 1. Исторически сложившиеся роли и функции мужчин, а именно персонификация власти в лице мужчины, кормилец, высший дисциплинатор, были перенесены в сферу отцовства в чистом виде, что предписывало отцу в семье быть авторитарным и доминантным. В настоящее время мы видим, что современное отцовство постепенно приходит к демократическим отношениям в семье. 2. Успешность выполнения мужчиной своей отцовской роли во многом зависит от конкретной социокультурной ситуации и эмоциональной среды, в которой он существует. 3. В структуру отцовства входят следующие компоненты: потребностно-эмоциональный, операциональный, ценностно-смысловой и сквозной интегральный компонент – оценочный. При этом структурная модель отцовства подчиняется двум принципам построения структуры личности по Б.Г. Ананьеву: субординационному и координационному. То есть, компоненты более сложные оказывают непосредственное влияние на низлежащие уровни структуры, однако при этом все компоненты имеют достаточную автономию. 4. Процесс формирования отцовства проходит несколько стадий, часть из которых задается логикой развития сотрудничества родителя и ребенка, и сходна с аналогичными стадиями формирования материнства. Однако большинство процессов, характеризующих формирование отцовства, проходят в своем развитии совсем другие этапы, нежели подобные процессы у женщин. К ним можно отнести процесс принятия мужчиной решения стать отцом, процесс принятия роли отца и включение ее в личностный конструкт и формирование отцовской любви, которая в отличие от материнской, считается условной. 5. Активное участие отца в воспитании позитивно влияет на развитие ребенка. Кроме того, отцовская роль, проходя через призму личности мужчины, так или иначе изменяет эту личность. 6. Построение мужчиной собственного отцовского поведения складывается, по меньшей мере, из трех составляющих: бессознательных установок, идущих от прародителей, сознательных установок, выработанных в процессе анализа модели поведения собственного отца, и установок, создаваемых социальной средой, включающей культурные, традиционные, исторические, экономические, политические и многие другие социальные стороны жизни. Глава 2. Эмпирическое исследование трансгенерационных паттернов отцовского поведения 2.1 Программа исследования Цель исследования: выявить трансгенерационные паттерны отцовского поведения у мужчин трех поколений. Задачи исследования: · описать модель отцовских установок в каждом из трех поколений; · выявить установки на выполнение роли отца у мужчин трех поколений в семье, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению; · выявить существующие тенденции – прогресс или регресс – в динамике формирования отцовских установок; · сравнить степень воспроизведения мужчинами установок на выполнение роли отца со степенью воспроизведения женщинами установок на выполнение роли матери. Объект нашего исследования – особенности отцовского поведения в семье. Предмет исследования – трансгенерационные паттерны отцовского поведения у мужчин в трех поколениях. В качестве гипотез исследования выступили следующие предположения: 1. Существуют отцовские установки на выполнение роли отца в семье, которые передаются из поколения в поколение; 2. Существуют отцовские установки, которые от поколения к поколению прогрессируют, т.е. становятся более явными и отчетливо сформированными, а также отцовские установки, которые регрессируют, т.е. постепенно изживают себя и становятся менее выраженными; 3. У мужчин из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери. 4. Отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации (т.е. сложившихся на данный исторический момент культурных, экономических, политических и других социальных условий), чем материнские установки. База исследования: в качестве испытуемых выступили семьи с одним ребенком – сыном – проживающие в г. Кострома и Костромской области. Всю выборку испытуемых (n=45) мы разделили на 3 группы: · группа Дедушек; n=15 человек в возрасте от 58 до 75 лет. · группа Отцов; n=15 человек в возрасте от 39 до 45 лет. · группа Сыновей; n=15 человек в возрасте от 15 до 19 лет. Метод исследования: исследование проводилось с помощью методики PARI Е.Шеффер и Р.Белла, адаптированной Т.В.Нещерет, в модификации для отцов И.С. Деминой. Методика предназначена для изучения отношения родителей к детям вообще, а так же к различным сторонам семейной жизни (семейной роли). Она содержит 115 вопросов, распределяющихся по 23 шкалам: вербализация, чрезмерная забота, зависимость от семьи, подавление воли ребенка, ощущение самопожертвования, опасение обидеть ребенка, семейные конфликты, раздражительность, излишняя строгость, исключение внесемейных влияний, сверхавторитет родителей, подавление агрессивности ребенка, неудовлетворенность ролью хозяина, партнерские отношения с ребенком, развитие активности ребенка, уклонение от конфликта, безучастность жены, подавление сексуальности ребенка, доминирование отца, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, уравнение отношения (товарищество), стремление ускорить развитие ребенка, несамостоятельность отца. 2.2 Анализ отцовских установок у мужчин трех поколений в семье В нашем исследовании принимали участие представители трех поколений в семье – дедушка, отец и сын. Приведем результаты, полученные нами с помощью качественного анализа отцовских установок в каждой из групп. Для того, чтобы описать модель отцовских установок, характерных для каждого из трех поколений мужчин, мы расположили установки отцовств в иерархию. Полученные результаты были занесены в соответствующие таблицы. Таблица 1. Иерархия отцовских установок в группе Дедушек.
Из таблицы видно, что высшие ступени иерархии в группе Дедушек занимают такие установки, как вербализация, товарищество, жертвенность, подавление воли ребенка, супружеские конфликты, сверхавторитет отца, доминирование отца. Ранее мы отмечали, что отцы старшего поколения склонны к авторитарному стилю воспитания своих детей. На первый взгляд полученные нами данные немного противоречат этому утверждению, поскольку на первых позициях иерархии все же стоят такие установки как вербализация, товарищество и жертвенность, тогда как подавление, доминирование и сверхавторитет отца находятся ниже. Однако нам кажется, что полученное противоречие можно объяснить, привлекая сведения из ветви возрастной психологии - геронтологии. С переходом в каждую последующую возрастную страту человек приобретает новый социальный и личностный опыт. В рамках семейных отношений приближение к старости сопровождается возрастающим чувством собственной ненужности уже выросшим детям и в то же время осознанием себя в новой роли – роли дедушки, которая во многом похожа на роль отца, но отличается более высокой степенью жизненного и отцовского опыта. На наш взгляд, авторитарный отец, "вживаясь" в роль деда, изменяет отношения с сыном и внуком так, чтобы удовлетворить свою потребность быть нужным в семье. Взрослому сыну, влиять на которого уже сложно, он отводит роль товарища, с ним обсуждает различные вопросы, советуется на равных, чтобы чувствовать свою полезность и нужность ему. Этим и объясняется высокая выраженность установки на вербализацию и товарищество в данный момент жизни наших испытуемых. Однако полученные нами данные можно объяснить и с другой позиции. Из таблицы мы видим, что превалирующие установки мужчин в группе Дедушек четко делятся на две группы. В первую входят установки на вербализацию, товарищество и жертвенность, которые могут характеризовать мужчин из этой группы как демократических отцов. Во вторую входят установки на подавление воли ребенка, сверхавторитет отца и его доминирование, которые могут характеризовать этих отцов как авторитарных. Между этими группами находится установка на супружеские конфликты. Такая картина могла получиться в силу того, что установки, выдвинутые в настоящий момент на первые места, в свое время подавлялись в силу социокультурных обстоятельств. Они не могли проявляться в поведении, но существовали на уровне потребностей. Возможно, в настоящее время мужчинам из группы Дедушек хотелось бы иметь такие отношения с сыновьями, поэтому данные установки вышли на первые места иерархии. Что касается супружеских конфликтов, в нашем случае они могли возникать по двум причинам. Во-первых, в ситуации защиты матерью ребенка от подавляющего и доминантного отца. Во-вторых, в ситуации недовольства матерью мерой строгости отца к сыну. Такое предположение вытекает из расстановки установок в иерархии: установка на строгость в группе Дедушек занимает 22 позицию, а установка на товарищество – 2 позицию. Таким образом, мы не можем с уверенностью говорить о модели отцовских установок в группе Дедушек, поскольку в настоящий момент жизни наших испытуемых они носят двойственный характер: с одной стороны отец авторитарный, с другой – демократичный. Однако специфика возраста этой группы, а именно необходимость помощи и участия, диктует некоторые особенности в поведении мужчин данной группы, в частности сближение с собственными сыновьями через установление товарищеских отношений и вовлечение сыновей в обсуждение каких-либо вопросов, либо за счет навязывания этого общения. Перейдем к анализу отцовских установок в группе Отцов. Таблица 2. Иерархия отцовских установок в группе Отцов.
Из таблицы видно, что высшие ступени иерархии в группе Отцов занимают такие установки, как супружеские конфликты, зависимость от семьи, вербализация, товарищество, доминирование отца, его несамостоятельность и жертвенность. Полученные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время у мужчин из группы Отцов доминирует установка на супружеские конфликты. Взятая нами методика выявляет установку на конфликт с супругом из-за расхождений во взглядах на воспитание ребенка. Поскольку возраст юношей из группы Сыновей варьирует в пределах от 15 до 19 лет (а это окончание подросткового возраста и начало самостоятельной жизни молодых людей), то установка на супружеские конфликты может быть связана с трудностями подросткового возраста и с сложностью процесса принятия родителями ухода ребенка из родительской семьи. Установка на зависимость от семьи обусловлена тем, что отец, по всей видимости, осознает свою ответственность в вопросах обеспечения и содержания семьи и детей, поэтому она занимает вторую позицию в иерархии. В группе Дедушек установка на зависимость от семьи находится на 10 позиции и не так актуальна, возможно, потому, что мужчины из группы Дедушек уже выполнили свою задачу по обеспечению семьи, а их дети уже взрослые и сами способны снабжать себя всем необходимым. Установка на несамостоятельность, появляющаяся в группе Отцов может быть связана с уже упомянутым процессом отделения ребенка от родительской семьи. Возможно, мужчинам этой группы в настоящий период требуется поддержка и совет в этой новой для них ситуации. Как мы видим, иерархия отцовских установок в группе Отцов значительно отличается от иерархии установок в группе Дедушек. Мужчины из группы отцов менее настроены на доминирующую роль, в целом они даже занимают зависимую позицию. Это может объясняться влиянием жены, которая, возможно, вмешивается в отношения отца и сына, прямо или косвенно указывая отцу на его несостоятельность в силу несоответствия роли "нового отца" традиционным взглядам на стереотипы поведения. С другой стороны, полученные отличия в установках в двух группах можно объяснить изменившейся социальной ситуацией в обществе, а также нахождением семьи на одном из этапов развития, когда родителям приходится пересматривать свои отношения друг с другом и с ребенком в связи с его "уходом" из родительской семьи. Перейдем к анализу отцовских установок в группе Сыновей. Таблица 3. Иерархия отцовских установок в группе Сыновей.
Из таблицы видно, что высшие ступени иерархии в группе Сыновей занимают такие установки, как сверхавторитет отца, вербализация, опасение обидеть, товарищество, поощрение активности ребенка, подавление воли ребенка, строгость отца. Описывая группу Сыновей, мы обращаем внимание на показатель выраженности отцовских установок, который представлен в виде средних значений по каждой из шкал. В группе Сыновей данный показатель самый низкий: максимальная величина среднего значения 16,8 из возможных 20. В группе Отцов она равна 17, а в группе Дедушек – 19,2. Это явно свидетельствует о том, что самое младшее поколение в нашем исследовании еще не совсем точно определилось со своими установками по сравнению, например, с самым старшим поколением, а некоторые установки противоречат друг другу. Это связано и с тем, что это поколение не имеет еще опыта реального отцовства. Наиболее значимой установкой в пределах нашей иерархии у юношей из группы Сыновей является установка на сверхавторитет отца. Отметим, что в группе Отцов эта же установка находится лишь на 11 позиции, а вот в группе Дедушек – на 6 и входит в состав лидирующих. Аналогичная ситуация с установкой на подавление воли ребенка: в этом юноши из группы Сыновей похожи на мужчин из группы Дедушек. Кроме того, Сыновья ставят в разряд важных установку на строгость отца, которая в двух других группах стоит на последнем и предпоследнем местах. Установка на опасение обидеть ребенка может быть продиктована особенностями подросткового и юношеского возраста, когда для человека важно доказать уникальность своего внутреннего мира и любое неосторожное вмешательство со стороны может повлечь за собой сильные негативные переживания. Возможно, недавние эмоции юношей из группы Сыновей заставляют их задуматься над возможностями своего будущего поведения в роли отца и поставить эту установку на 3 позицию в иерархии. Установка на поощрение активности ребенка, на наш взгляд тоже актуальна для молодых людей в подростковом и юношеском возрасте. Таким образом, мы можем говорить о выявленной на уровне качественного анализа похожести Сыновей на Дедушек, а не на Отцов. Возможно, объяснение этому можно найти в некоторой идеализации юношами своих Дедов, которые участвовали в каких-нибудь военных событиях и наверняка очень интересно рассказывают о своих подвигах. Итак, используя полученные данные, мы можем говорить о том, что модель отцовских установок в группе Сыновей содержит элементы авторитарного характера. Однако ориентация на такие установки как опасение обидеть ребенка, поощрение его активности и строгость (а не подавление или доминирование) в конечном итоге могут привести к формированию модели отцовского поведения, основанной на авторитете отца. 2.3 Анализ отцовских установок, передающихся от поколения к поколению Для выявления отцовских установок, передающихся от поколения к поколению с одинаковым уровнем выраженности, мы применили метод математической статистики U-критерий Манна-Уитни. В результате вычислений из 23 отцовских установок были выявлены 9, различий по которым не наблюдается на протяжении трех поколений. К ним относятся: 1. Стремление ускорить развитие ребенка 2. Раздражительность отца 3. Уклонение от конфликта с ребенком 4. Навязчивость отца 5. Зависимость отца от семьи 6. Подавление отцом сексуальности ребенка 7. Поощрение активности ребенка 8. Подавление агрессивности ребенка 9. Доминирование отца Таким образом, данные отцовские установки передаются из поколения в поколение и это статистически подтверждено. Каждая из перечисленных установок имеет одинаковый уровень выраженности во всех трех поколениях. Мы можем говорить о том, что отцы воспроизводят их в своих отношениях с сыновьями, не изменяя в своем поведении ничего относительно данных аспектов воспитания. Отцы во всех трех поколениях злятся и раздражаются на своих сыновей ровно столько, сколько злились и раздражались в свое время на них. Они входят в мир переживаний их сыновей настолько, насколько их собственные отцы вторгались в их переживания. Они поощряют и подавляют сыновей так же, как поощряли и подавляли их в детстве. Мы можем предположить, что одинаковый уровень выраженности перечисленных установок, сохраняющийся во всех трех поколениях, может быть связан с допустимыми нормами и границами поведения, идущими еще от прародителей и закрепленными на бессознательном уровне. Так установка на доминирование отца, может корениться в исторически закрепленных за мужчиной социальных ролях (например, персонификация власти), которые были перенесены в семейные отношения и закрепились в виде подобных установок на принадлежность власти отцу или его главенствующие позиции. Одинаковый уровень выраженности таких установок как раздражительность отца, уклонение от конфликтов с ребенком, навязчивость отца, которые предполагают выражение тех или иных эмоций, может быть связан с социальными стереотипами, подчеркивающими, что эмоции и переживания не мужское дело и их надо контролировать, постоянно сдерживая в строго определенных рамках. Возможно, этот контроль уже тоже зафиксирован на бессознательном уровне. Некоторые из выявленных установок, например, подавление сексуальности или агрессивности ребенка могут передаваться в виде семейных сценариев типа "У нас так не принято". Таким образом, мы можем говорить о некой линии отцовского поведения, зафиксированной в конкретных установках, и воспроизводящейся из поколения в поколение на одинаковом уровне. Корни этих передающихся установок могут идти как от социальных стереотипов поведения, приписываемых мужчине, так и от переходящих из поколения в поколение семейных сценариев. 2.4 Анализ выявленных тенденций в динамике формирования отцовских установок в трех поколениях Следующей гипотезой нашего исследования было предположение о том, что существуют тенденции – прогресс и регресс – в динамике формирования отцовских установок от поколения к поколению. Среди отцовских установок, которые от поколения к поколению прогрессируют, т.е. становятся более явными и отчетливо сформированными были выявлены следующие: 1. Чрезмерная забота о ребенке 2. Строгость отца 3. Стремление ускорить развитие ребенка 4. Несамостоятельность отца Выявленные тенденции отражены на диаграмме 1. Диаграмма 1. На графике видно, что наиболее резкий перепад в уровне выраженности наблюдается по шкалам, определяющим установки отцов на чрезмерную заботу и строгость отца, и наименее резкий - по шкалам несамостоятельность отца и стремление ускорить развитие ребенка. Крутые линии на графике могут свидетельствовать об интенсивно возрастающей потребности именно в этих качествах отца. По всей видимости, из поколения в поколение мальчики все больше нуждаются в отцовской заботе, что может быть связано с излишками материнской заботы, и желанием мальчиков проводить больше времени с отцами. Кроме того, молодое поколение ощущает недостаток строгости со стороны отца; возможно, в исследуемых нами семьях функцию установления конкретных рамок поведения и контроля над соблюдением установленных правил выполняет мать, что может негативно и с протестом восприниматься мальчиками в силу страха обидного для мужчины прозвища "маменькин сынок". Однако необходимость таких правил и границ дозволенного мальчики подсознательно (или сознательно) принимают и нуждаются в них. Только установления строгих порядков ждут от отца, а не от матери. Следовательно, в своем отцовском опыте эти установки, возможно, будут у них превалировать над остальными. Плавные линии на графике, отображающие динамику формирования установки, могут свидетельствовать о начале процесса осознания необходимости перемен в данных аспектах отцовского поведения. Так молодое поколение будущих отцов, возможно, будут предпринимать попытки ускорить развитие своих детей, занимаясь с ними. Однако также медленно нарастающая тенденция убежденности отцов в их несамостоятельности при воспитании ребенка может оттолкнуть их от подобных начинаний. Среди отцовских установок, которые регрессируют, т.е. постепенно изживают себя и становятся менее выраженными, были выявлены следующие: 1. Уклонение от конфликта с ребенком 2. Доминирование отца Выявленные тенденции отражены на диаграмме 2. Диаграмма 2. Полученные данные позволяют нам говорить о том, что из поколения в поколение представленные установки сходят на нет, поскольку, по всей видимости, являются недейственными и не приносящими результата в воспитании сыновей. Так уклонение от конфликта с ребенком все менее применяется отцами в сложных жизненных ситуациях. Возможно, это связано с заинтересованностью реальных современных и будущих отцов проблемами и делами ребенка. Уменьшение выраженности такой отцовской установки, как доминирование может быть связано с тем, что мужчины начинают осознавать негативный и разрушительный результат доминирующего поведения и видеть ценность в конструктивных и эффективных способах взаимодействия с собственным сыном. Таким образом, на фоне стабильности в уровне выраженности воспроизводящихся из поколения в поколение установок, выявленные нами тенденции могут свидетельствовать о наиболее проблемных аспектах отцовства, которые актуальны в первую очередь для современных отцов, поскольку требуют от них определенных усилий и затрат. Мы имеем в виду то, что изменение – это всегда результат какого-либо дисбаланса. Вслед за постоянными изменениями в обществе происходит изменение в установках на выполнение роли отца, и изучение подобных тенденций на более высоком уровне может принести практическую пользу в помощи молодым отцам. 2.5 Сравнительный анализ паттернов материнского и отцовского поведения Еще одной гипотезой нашего исследования являлось предположение о том, что у мужчин из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери, а также, о том, что отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки. Ранее мы уже проводили аналогичное исследование трансгенерационных паттернов материнского поведения. С помощью метода математической статистики U-критерия Манна-Уитни мы выяснили, что у женщин из 23 предложенных в методике установок на выполнение роли матери 12 установок воспроизводятся из поколения в поколение. Это составляет в среднем 52%. У мужчин воспроизводятся лишь 7 установок на выполнение роли отца из предложенных 23, что в среднем составляет 30%. Эти данные позволяют нам подтвердить гипотезу о передаче меньшего числа установок на выполнение роли отца у мужчин, чем у женщин установок на выполнение роли матери. Объяснение этому факту, скорее всего, нужно искать в социальной природе отцовства. По всей видимости, полученные нами 30% передающихся ролевых установок отца составляют необходимый костяк для построения отношений с сыном, как представителем своего пола. Передача именно этих установок, по нашему мнению, во многом обусловлена стереотипами мужественности, которые практически не претерпевают изменений на протяжении эпохальных временных отрезков. Все остальные составляющие отцовского поведения (в нашем случае в среднем 70%) вариативны и зависят, на наш взгляд, от многих факторов, в частности культуры, исторического времени, экономического состояния страны, правообеспечения отцовства, уровня жизни, прогрессивных влияний и многих других составляющих общественной жизни, формирующих конкретную социальную ситуацию в каждом конкретном поколении. Возможность изменчивости модели отцовского поведения обусловлена функциями традиционной роли отца – кормильца и защитника. Чтобы обеспечить семью и встать на защиту ее интересов, мужчина должен быть сосредоточен на внешнем мире, следить за изменениями в социуме, чтобы успеть приспособиться и воспользоваться ими и сообщить о них семье. Таким образом, предполагаем, что модель отцовского поведения в большей степени формируется под влиянием особенностей исторического периода и господствующих общественных стереотипов, чем влиянием собственного отца, от которого перенимаются навыки оценки собственных сыновей и границы эмоционального контакта в отношениях с ними. Для подтверждения гипотезы о том, что отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки, мы представляем две таблицы, в которых приведены иерархии ярко выраженных и используемых материнских установок у женщин и отцовских установок – у мужчин. Цветами выделены родительские установки впервые появившиеся в числе превалирующих в данном поколении по сравнению с предыдущим. Таблица 4. Иерархия материнских установок по трем поколениям.
Мы видим, что значимые материнские установки одинаковы в трех группах и неизменно передаются от матери к дочери (кроме установки на несамостоятельность матери, вышедшей на первые ступени иерархии в последних двух поколениях). Исходя из этих данных, мы можем говорить о том, что одни и те же материнские установки передаются из поколения в поколение и считаются важными в воспитании дочерей. В нашем случае модель материнского поведения выглядит относительно статичной, т.е. изменение исторической и социальной обстановки в каждом поколении если и отразилось на ней, то незначительно и не привело к изменению сложившегося материнского отношения к воспитательному процессу. Подобная неизменность взглядов может быть связана с тем, что филогенетически женщина более устойчива (Ильин Е.П., 2002) и ориентирована на сохранение существующих семейных традиций и это отражается на скорости видоизменения паттернов материнского поведения. Эти процессы протекают медленно и трех поколений, по всей видимости, недостаточно для формирования новых материнских установок. В отличие от женщин, мужчины характеризуются филогенетической пластичностью и ориентацией на поисковое поведение. Поэтому их модель отцовского поведения динамична и зависима от конкретных социальных условий, в которых мужчина должен ориентироваться и привносить этот опыт в семью. В таблице 5 мы видим, что в группе Отцов и Сыновей существуют новые значимые установки на выполнение роли отца, которых нет в предыдущем поколении. Эти данные свидетельствуют о значительных различиях в значимых отцовских установках в каждом из трех поколений. Главные аспекты воспитания отличаются также явно, как исторические и социальные события, характеризующие каждое из этих поколений. Таблица 5. Иерархия отцовских установок по трем поколениям.
Таким образом, мы можем сказать, что наша гипотеза об отцовских установках мужчин, в большей мере зависящих от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки на уровне качественного анализа подтвердилась. Делая вывод из сравнения степени воспроизведения материнских и отцовских установок, отметим, что обе предложенные нами гипотезы подтвердились. У мужчин действительно из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери. Кроме того, отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки. Одно из объяснений этому факту может заключаться в том, что филогенетически женщина более устойчива и ориентирована на сохранение существующих семейных традиций, а мужчины характеризуются филогенетической пластичностью и ориентацией на поисковое приспособительное и информирующее поведение. Выводы 1. Модели отцовских установок в трех поколениях носят различный характер. 2. В ходе нашего исследования были выявлены тенденции в динамике формирования отцовских установок. К прогрессирующим установкам относятся: чрезмерная забота о ребенке, строгость отца, стремление ускорить развитие ребенка, несамостоятельность отца. К регрессирующим установкам относятся: уклонение от конфликта с ребенком, доминирование отца. 3. У мужчин из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери. 4. Отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки. Одно из объяснений этому факту может заключаться в том, что филогенетически женщина более устойчива, а мужчины характеризуются филогенетической пластичностью. Заключение Итак, цель нашего исследования заключалась в выявлении установок на выполнение роли отца в трех группах мужчин, представляющих одно их трех поколений. Кроме того, мы сравнили значимые родительские установки на воспитание детей своего пола. Объектом нашего исследования выступали особенности отцовского поведения. В ходе исследования мы достигли поставленных перед нами задач, а именно: · описали модель отцовского поведения в каждом из трех поколений, учитывая параметр возраста и соответствующую социальную ситуацию развития; · выявили установки на выполнение роли отца у мужчин трех поколений в семье, передающиеся и непередающиеся от поколения к поколению; · выявили существующие тенденции – прогресс или регресс – в динамике формирования отцовских установок; · сравнили степень воспроизведения мужчинами установок на выполнение роли отца со степенью воспроизведения женщинами установок на выполнение роли матери. В ходе анализа результатов проделанной работы мы подтвердили наши гипотезы. Во-первых, мы доказали, что существуют отцовские установки на выполнение роли отца в семье, которые передаются из поколения в поколение. Они образуют трансгенерационный паттерн, который воспроизводится каждым последующим поколением на том уровне, который был до них, ничего не привнося и не изменяя. Во-вторых, мы подтвердили гипотезу о том, что существуют отцовские установки, которые от поколения к поколению прогрессируют, и со временем становятся более явными и отчетливо сформированными и отцовские установки, которые регрессируют, т.е. постепенно изживают себя и становятся менее выраженными. В-третьих, мы доказали, что у мужчин из поколения в поколение передается меньшее число установок на выполнение роли отца, чем у женщин установок на выполнение роли матери. И это связано с тем, что отцовские установки мужчин в большей мере зависят от конкретной социальной ситуации, чем материнские установки. Одно из объяснений этому факту может заключаться в том, что филогенетически женщина более устойчива, а мужчины характеризуются филогенетической пластичностью. Мы считаем, что результаты данной работы, а также высказанные нами новые предположения могут послужить началом для дальнейших исследований малоизученной и требующей пристального внимания проблемы отцовства в современном обществе. В качестве перспектив для дальнейшего развития разрабатываемой темы мы наметили изучение механизмов формирования отцовских установок и тенденций в их развитии от поколения к поколению. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|