РУБРИКИ

Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля работы руководителя на морально-психологически...

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние индивидуально-психологических качеств и стиля работы руководителя на морально-психологически...

Содержание деятельности руководителя обусловлено, прежде всего, выполнением целого ряда управленческих функций по руководству трудовым коллективом. Наиболее полно эти функции освещены в работах Е.С. Кузьмина, И.П. Волкова, Ю.Н. Емельянова.

Административная функция является наиболее важной в деятельности руководителя, поскольку связана с координацией индивидуальных деятельностей каждого члена коллектива в одну общую, коллективную деятельность. Специфика этой функции заключается в структурированности и целостности усилий членов коллектива в достижении общих, коллективных целей.

Целеполагающая функция заключается в планировании и прогнозировании коллективной деятельности. Наиболее эффективным  руководителем оказывается тот, кто способен осуществлять оптимальный выбор из ряда возможных решений на основе прогностической оценки ситуации.

Дисциплинарная функция определяется необходимостью поддержания в коллективе в процессе совместной трудовой деятельности должной результативности выполнения каждым членом коллектива своих функционально-ролевых обязанностей, а также выполнения принятых в коллективе норм поведения. В исполнении дисциплинарной функции наиболее отчетливо проявляется ориентация руководителя на единоначальное или коллегиальное решение вопросов.

Экспертно – консультативная функция связана прежде всего с профессиональной компетентностью руководителя. В процессе коллективной деятельности руководитель обычно является тем лицом, к которому чаще всего обращаются как к источнику достоверной и надежной информации или как  к наиболее знающему человеку.

Функция представительства играет важную роль в жизнедеятельности любого коллектива и предполагает представительство руководителя коллектива во внешних организациях. Успешное осуществление функции представительства является одним из условий авторитета руководителя. Большое значение в осуществлении этой функции имеют компетентность, опрятный внешний вид, спокойная манера поведения, уважительное отношение к своим коллегам, сдержанность в обращении, четкое и ясное изложение своих мыслей. Ведь руководитель в этом случае олицетворяет собой всех членов коллектива, их коллективный разум и волю.

Коммуникативно–регулирующая функция требует от руководителя осуществления регулирования функционально–ролевыми взаимоотно-шениями через систему коммуникативных связей в коллективе, сопровождаемого необходимыми разъяснениями по тем или иным управленческим решениям.

Психотерапевтическая функция раскрывает умение руководителя предотвращать и оперативно разрешать возникающие в коллективе конфликтные ситуации и стресс – факторы.

Воспитательная функция связана с формированием и развитием коллективности в совместной деятельности, максимальной включенностью каждого члена коллектива в трудовой процесс, созданием морально – психологического климата, основанного на деловом сотрудничестве  и взаимопомощи. Межличностные отношения в коллективе, уровень их развития, модальность /эмоциональная окраска/ отношений являются индикатором реализации руководителем данной функции.

Поскольку каждая управленческая задача представляет те или иные конкретные требования, нельзя сказать, что каждая из указанных черт в равной мере имеет отношение к любой ситуации. Однако они обеспечивают основу для оценки каждым руководителем своих возможностей по отношению к требованиям выполняемой работы.

Потребности в тех или иных качествах личности неодинаковы в различных коллективах и определяются требованиями, предъявляемыми к ней либо уже существующей конкретной профессией, либо новой, проектируемой с учетом существующих.

Для того, чтобы правильно оценить, какие именно качества человека заслуживают особого внимания, в каждом конкретном случае рекомендуется тщательно изучить должностные обязанности по той или иной профессии.

По определению К.К. Платонова, создается «нормативная модель профессионала». Она составляется теоретически на основе существующих /или проектируемых / нормативных документов: уставов, положений, инструкций и т.д. Этот этап работы обычно дополняется наблюдениями, беседами психолога с уже существующими профессионалами.

Таким образом, важным этапом при оценке личности является выяснение тех конкретных требований, которые работа руководителя предъявляет к нему и то, как эти требования соотносятся с качествами руководителя.

Хотя для любой управленческой работы требуются сходные навыки, но каждая конкретная должность также требует некоторого уникального сочетания умений и способностей от того, кто эту должность занимает, и поэтому важно, чтобы конкретные умения и способности данного руководителя отвечали этим требованиям.

Необходимо проанализировать, насколько квалификация данного руководителя соответствует специфическим требованиям данной должности и, как следствие, выявить те навыки, которые требуют дальнейшего развития.

И если нынешняя должность требует от руководителя качеств, которыми он не владеет, то он получит ориентир, в каком направлении требуется развитие.

И, наконец, дополняет оценку способностей руководителя мнение окружающих и сопоставление их взглядов с самооценкой руководителя. Такой подход позволяет получить более объективную информацию о личностных качествах руководителя. Нужно собрать мнения коллег и подчиненных о руководителе с помощью тех же критериев, по которым оценивали самого руководителя.

Подчеркнем, что правильная самооценка – важный фактор успеха, особенно при формировании морально – психологического климата.

Наилучший эффект получается, когда ответить предлагается нескольким сотрудникам, хорошо знакомым со стилем управления данного руководителя. Оценку личностных качеств руководителя членами коллектива /по методике Лири/ смотри в приложениях 25 – 34.

Самооценка руководителя и мнение о нем сотрудников характеризуют его как руководителя, однако эти два массива информации могут противоречить друг другу. Это не удивительно – ведь обе оценки напоминают две моментальных фотографии, сделанных с разных точек. Расхождения в оценках дают пищу для плодотворного анализа, дальнейшей учебы и самосовершенствования.

Остановлюсь на примере исследования личностных черт директора Центра по занятости населения.

Предложенная методика исследования личностных черт руководителя, определяющих успешность его деятельности по формированию положительного морально – психологического климата включает в себя:

1.           анализ особенностей данной трудовой деятельности и выяснение тех конкретных требований, которые работа предъявляет к данному руководителю.

2.           обобщение сведений о личностных качествах данного руководителя, полученных путем оценки его качеств окружающими и самооценки

3.           вынесение экспертного заключения на основании всестороннего сопоставления этих двух структур о степени соответствия квалификации данного руководителя специфическим требованиям данной должности и о возможности дальнейшего развития его личностных качеств.

На основании анализа должностной инструкции директора Центра по занятости населения следует сказать, что для него важно быть хорошим коммуникатором, обладающим рядом особенностей и качеств.

Первое качество – это общительность. Это ориентация на взаимодействие с людьми.

Вторая особенность – это интерес к людям. Повышенное внимание, наблюдательность, память на все, что касается другого человека.

Следующее качество – эмпатия.

Затем следуют компетентность, наличие практического ума, оптимизм, объективность, тактичность, устойчивость взглядов.

Таким образом, исходя из должностных функций и обязанностей директора Центра по занятости населения, можно определить перечень необходимых качеств для успешного выполнения этих обязанностей, т.е. получили «нормативную модель профессионала».

Следующим этапом исследования является оценка личностных качеств руководителя. На основании неоднократных бесед, наблюдений, тестирования с помощью опросников Айзенка, Кеттела, Лири и тестов /смотри приложения 1 – 19/  выявлена следующая ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИРЕКТОРА ЦЕНТРА ПО ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ.

Уравновешенный, жизнерадостный человек, умеющий сдерживать себя, уверенный в себе, настойчивый, общительный. Для него характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, непринужденность, доброта и мягкосердечие.

Тип темперамента – устойчивый сангвиник. Отличается ровностью, спокойствием, осмотрительностью, рассудительностью, оптимизмом, уравновешенностью нервно – психических процессов.

Склонен к лидерству, имеет разнообразные интеллектуальные интересы, обладает готовностью к сотрудничеству, уживчивостью, не завистлив, заботлив.

Активен в установлении контактов, постоянен в своих планах, привязанностях, не поддается случайным колебаниям настроения.

Эмоционально зрелый человек, на вещи смотрит серьезно и реалистично, хорошо осознает требования действительности, не скрывает от себя собственных недостатков, при определенных условиях действует самостоятельно и независимо.

Высокая добросовестность сочетается с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей.

Присущи такие черты как чувство ответственности, обязательность, стойкость моральных принципов, смелость, решительность.

Достаточно высоко развит контроль эмоций и поведения.

Он хорошо осознает социальные требования и старается аккуратно их выполнять, заботится о своей общественной репутации.

Для получения более объективной характеристики личностных качеств директора Центра по занятости населения был проведен опрос и анкетирование сотрудников /смотри приложение 20 – 23/.

В анкете /за основу взята анкета для ИТР и служащих, разработанная лабораторией социологических и социально – психологических исследований Калининского Государственного Университета и интер-претированная при проведении обследования в коллективе Центра по занятости населения/ сотрудники в большинстве своем отмечают, что для руководителя характерно доброжелательное и уважительное отношение ко всем членам коллектива. Среди качеств, присущих руководителю, сотрудники считают наиболее ценными компетентность, деловые и организаторские способности, чуткость и понимание работников, эмпатию, добропорядочность, инициативность, дисциплинированность, вежливость, доброжелательность, внимание, общительность, наличие собственного мнения, умение отстаивать коллективные интересы.

На вопрос о влиянии отрицательных факторов на настроение и работоспособность ни один из 10 сотрудников не указал отсутствие внимания со стороны руководителя.

Кроме того следует отметить, что конфликтные ситуации с руководителем сотрудники не отметили.

Тестирование проводилось по методике Лири. Полученные результаты оценки личностных качеств директора Центра по занятости населения сотрудниками и его самооценки графически отображены на рис.1.

Следует отметить, что исследуемый руководитель в должной мере обладает теми обязательными качествами, которые требует от него выполняемая работа. Кроме того, от обладает адекватной самооценкой своих качеств, что показывает совпадение во многом его самооценки и оценки его сотрудниками.

При анализе влияний личности руководителя на морально – психологический климат коллектива необходимо рассмотреть психологическую управляемость коллектива Центра по занятости населения.

Характеризуя коллектив, отметим, что количественный состав 12 человек,  средний возраст 40 лет, коллектив разнополый, в основном составе двое мужчин. За время существования Центра коллектив практически не менялся, только пополнялся. 9 человек имеют высшее образование, трое в т.ч. директор, имеют по два высших образования.

С основания коллектива вместе с руководителем работает самый опытный член коллектива, ей 52 года, человек очень доброжелательный, хорошо относящийся к молодежи, способна понимать их проблемы, следовательно, проблемы «отцов и детей» не существует.


Говоря о воспринимаемости коллективом решений руководителя, следует отметить, что решения вырабатываются руководителем, как правило, после совместного обсуждения с коллективом. Однако коллективное обсуждение не исключает использования принципов единоначалия. Наиболее важные, серьезные решения руководитель доводит в форме конкретных требований, с указанием конкретных лиц, отвечающих за выполнение мероприятия, сроки исполнения. Но срок обычно согласовывается и объективно корректируется с исполнителем решения. Если решение принимается руководителем единолично, оно, как правило, не вызывает возмущений, недовольств со стороны коллектива, т.к. бывает продиктовано объективными условиями.

При наличии объективных причин, затрудняющих выполнение решения в данный момент, руководитель обсуждает с намеченным исполнителем, каким образом и когда можно будет реализовать, т.е. налицо демократичность управления. Результаты теста «Стиль руководства и лидерства» подтверждают это /смотри приложение 24/.

Ход выполнения решения, как правило, не требует именно жесткого контроля со стороны директора Центра, т. к. сотрудниками понимается необходимость и важность своевременного исполнения решений и обычно в ходе выполнения идет обсуждение состояния этапа реализации. Можно обратиться к руководителю в случае затруднений, помощь гарантирована, причем в спокойной уважительной форме и своевременно, т.е. не откладывая во времени.

Между членами коллектива существует взаимная симпатия, терпимость друг к другу, уважение мнения коллег, ищется согласованность в работе при отработке технологии работы с клиентами.

В Центре подобран коллектив добросовестных работников, где существует желание помочь другому. Коллектив в работе не требует подстегивания.

Говоря о формировании единого сознания, нельзя не отметить здесь роли директора. Он всегда подчеркивает «мы», все события обсуждаются, как правило, коллективно, что дает и осознание общности членов коллектива и полную информированность о важных событиях производственной деятельности /будь-то недоразумение с клиентом или обсуждение текущих дел/.

Каждую пятницу руководитель собирает коллектив в кабинете и дает оценку состояния дел на настоящий момент, каждому желающему предоставляет слово для высказывания своих проблем, претензий друг к другу, если они есть. Проходят эти совещания непринужденно, многие в коллективе могут пошутить друг над другом, эти шутки воспринимаются и принимаются, в том числе и руководителем.

Моральным стимулом в коллективе является взаимоуважение между членами коллектива, обстановка сотрудничества.

Руководитель сам всегда выдержан /хотя клиенты зачастую оставлять желать лучшего в стиле своего общения/  и коллектив нацеливает на то же.

Руководитель всегда подчеркивает универсальность своих сотрудников, говоря, что каждый выполняет по нескольку дополнительных нагрузок и предупреждает об этом при приеме на работу, выполняя тем самым важнейший педагогический принцип – опора на положительные качества и развивая взаимозаменяемость.

В коллективе существуют свои определенные традиции: проводятся праздничные поздравления с культминипрограммами, ведется альбом истории коллектива.

В коллективе существует определенная сплоченность. С утра стараются увидеть друг друга или поприветствовать по телефону, обменяться новостями, проблемами. Здесь видят настроение коллеги, можно рассчитывать на помощь, и, что особенно приятно, предложение о помощи часто исходит от одного из самых молодых членов коллектива. Общаясь с коллегами, всегда можно рассчитывать, что тебя выслушают, поддержат.

Настроение коллектива можно оценить как оптимистическое. По результатам анкетирования, условия работы сотрудников удовлетворяют, в связи с улучшением условий работы и компьютеризацией сняты многие проблемы технологии.

Отмечается также, что в коллективе можно спокойно и конструктивно обсудить все разногласия, идем к тому, что каждый имеет право на собственное мнение, не всегда совпадающее с мнением коллег, но требующее внимания и уважения.

Удовлетворенность трудом /по результатам анкетирования/ частичная в связи с большим объемом работы и несоответствием материального вознаграждения. Это отмечено анкетируемыми также как фактор, который более всего отрицательно сказывается на настроении.

В коллективе между сотрудниками существует неформальное общение, половина из них имеет друзей в Центре. Всегда помнят об отсутствующем, в случае болезни обязательно звонят, посещают.

Взаимоотношения коллег в Центре находятся на достаточно высоком культурном уровне, нет грубостей, оскорблений, криков, часто разряжает обстановку шутка.

Оценивая морально-психологический климат коллектива по девятибальной системе, подавляющее большинство дало оценочный балл в интервале 6-8, что является довольно высокой оценкой.

В пожеланиях по улучшению морально-психологического климата сотрудники указали следующее:

больше общения друг с другом

взаимоподдержка

укомплектованность кадрами

равное распределение работы

быть и впредь всем добросовестным

чуткость

чаще совместно отдыхать

Таким образом, проводя анализ, можно сказать, что оценка личности руководителя, стиля его деятельности показывает, что у него выражены те необходимые качества, которых требует от него занимаемая должность, то есть данный руководитель находится «на своем месте», что является одной из предпосылок успешности его деятельности по созданию и формированию морально-психологического климата в коллективе Центра по занятости населения.











ВЫВОДЫ

 

1.                                  Изучение личностных качеств – практически безграничная задача. Человеческая личность находится, за некоторыми исключениями, в постоянном развитии. Очень важно учитывать непосредственное окружение. Важен системный подход при изучении индивидуально-психологических качеств и стиля деятельности руководителя.

2.                                  Требования к индивидуально-психологическим особенностям личности руководителя должны разрабатываться на каждом предприятии с учетом конкретных особенностей и всех факторов, влияющих на содержание морально-психологического климата и характер деятельности руководителя.

Во всех случаях есть, конечно, нечто общее в психологической проблематике формирования и управления морально-психологическим климатом, но для практических рекомендаций важен учет конкретных условий деятельности руководителя.

3.                                  Как известно, нет двух одинаковых работников, и для управ-ления важно знать не только социальную сущность, но и психические особенности, способные влиять на моральную атмосферу, присущие этому человеку.

4.                 Всесторонняя оценка индивидуально-психологических качеств руководителей позволяет создать научно обоснованную систему выдвижения и распределения руководителей на предприятии, а также подготовить заключение о том, насколько руководитель соответствует должности, хватает ли ему сил, желания, воли, чему он должен научиться, а от чего он должен отвыкнуть.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, сущность психологических основ управления моральным климатом коллектива заключается:

во-первых, в учете состояния индивидуальной и групповой психологии, в психологической обоснованности мер влияния на коллектив, в принятии решений, проведении их в жизнь, организации контроля;

 во-вторых, в учете зависимости эффективности влияния на коллектив от решения ряда собственно психологических задач, таких, например, как психологический подбор в коллектив, создание условий психологической совместимости, психологические меры, способствующие адаптации в коллективе новых членов, обеспечению их благоприятного эмоционального самочувствия, сближение официальной и неофициальной структур коллектива в интересах укрепления и повышения действенности последней, развитие социальных потребностей, интересов, идеалов и других общественных мотивов деятельности, создание и укрепление установок в коллективном мнении, внедрение трудовых и бытовых традиций.

Управление психологией коллектива, воздействие на формирование его морально-психологического климата – не самоцель, а средство оптимизации влияния на коллектив в целях усиления его производственной, трудовой и воспитательной функций, дальнейшего совершенствования стиля руководства, максимального приближения его к нормативным требованиям деловитости, конкретности, человечности.

Изучение личных качеств руководителя составляет важную часть работы по сбору информационной и социально-психологической информации при решении задач управления. Без анализа индивидуально-психологических качеств нельзя обеспечить подбор и расстановку профессионально грамотных, сильных кадров на всех уровнях управления.

Меняющая обстановка в экономической жизни предъявляет высокие требования к руководящим кадрам.

Для руководителя, желающего повысить свою квалификацию, психологическую грамотность и тем самым лучше приспособиться к трудной организационной среде, с целью помочь ему максимально использовать свой потенциал, повысить эффективность своей работы по созданию морально-психологического климата в коллективе можно предложить следующие РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.                            Руководителю трудового коллектива для успешного осуществления своей деятельности по формированию положительного морально-психологического климата в коллективе необходимо постоянно ориентироваться на развитие своих личных качеств, отвечающих конкретным требованиям, предъявляемым характером выполняемой деятельности.

           В связи с этим целесообразно систематически проводить исследование личностных качеств руководителя. Это выявит временную динамику качеств и диапазон их колебаний, а также позволит знать мнение членов коллектива по этому вопросу.

2.                            При изучении личностных качеств руководителя с целью нахождения тех из них, которые являются определяющими для успешной деятельности по формированию позитивного морально-психологического климата рекомендуется проводить оценку качеств в трех измерениях:

а/ перечень конкретных требований, которые работа предъявляет к руководителю;

б/  самооценка руководителя;

в/ внешняя оценка руководителя со стороны подчиненных, сослуживцев, а также сопоставление и анализ полученных данных.

3.                            В целях дальнейшего развития и укрепления морально-психологического климата в коллективе необходимо продолжить работу по «профилактике радостью», то есть умению радоваться через разнообразие впечатлений, хобби, репродуктивное и продуктивное общение с музыкой, общение с природой, «мышечную радость».

4.                            Ввести в повседневность комплекс мероприятий по снятию нервно-психического напряжения /кабинетно-домашнюю релаксацию/, который включает в себя строгое выполнение режима дня, осуществление компенсации двигательной недостаточности, проведение сенсорного переключения, использование успокоительных средств /водные процедуры, дыхательная гимнастика/.





 
















СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.                           Американский менеджмент на пороге ХХI века. М., Экономика, 1991.

2.                           Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко Н.Ф., Шеляп В.В. Проблемы психологии воинского коллектива. Военное издательство, М., 1973.

3.                           Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт ! Издательство Наука, 1984.

4.                           Вендров Е.Е. Психологические проблемы управления. М., Экономика, 1969.

5.                           Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., Дело, 1991.

6.                           Годфруа Ж. Что такое психология, т.2, М., Мир, 1992.

7.                           Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. Издательство Московского университета, 1987.

8.                           Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе. Лениздат, 1990.

9.                           Бобрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., Просвещение, 1987.

10.                       Дроздова Т.А. Психология личности. Оценка деловых, личностных качеств работника. М., 1989.

11.                       Дубровина И.В. Мы живем среди людей. Кодекс порведения. Политиздат, 1989.

12.                       Зигерт В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., Экономика, 1990.

13.                       Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. С-Петербург, Питер, 1994.

14.                       Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Минск, Беларусь, 1990.

15.                       Китов А.И.  Психология хозяйственного управления. М., Профиздат, 1984.

16.                       Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М., Политиздат, 1978.

17.                       Краткий психологический словарь. Под общ. ред. А.В.Петров-ского, М.Г. Ярошевского.

18.                       Кричевский Р.Л. Если вы – руководитель… М., Дело, 1993.

19.                       Под ред. А.Л. Крупенина Все об этикете. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996.

20.                       Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.

21.                       Луковников Н.Н. Методы исследования личности и коллектива. Калинин, 1990.

22.                       Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности. М., Издательство политической литературы, 1990.

23.                       Михеев В. Социально-психологические аспекты управления. М., Молодая гвардия, 1975.

24.                       Немов Р.С.  Психология. М., Просвещение, 1990.

25.                       Нессонов Г.Г. Управление персоналом коммерческой организации. Подбор, расстановка, обучение и перемещение персонала. М., 1992.

26.                       Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Ленинград, издательство Ленинградского университета, 1990.

27.                       Петровский А.В. Личность. Деятельность, коллектив. М., Политиздат, 1982.

28.                       Свенцицкий А.Л. Социально-психологические проблемы управления. Л., 1975.

29.                       Свенцицкий А.Л. Руководитель: слово и дело. М., Политиздат, 1983.

30.                       Уткин Э.А. Профессия – менеджер. М., Экономика, 1992.

31.                       Под ред. Хруцкого В.Е. Как добиться успеха. Политиздат, 1991.

32.                       Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. М., 1993.

33.                       Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. Московский рабочий, 1987.

34.                       Шикун А.Ф. Основы гигиены и организации труда и быта студентов /слушателей/. Калинин, 1990.

 






























Приложение №1

ТЕСТ-опросник Г.Ю. Айзенка


ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «EYSENC»


Сумма баллов, набранных Вами по экстравертированности: 18

                                             по эмоциональной стабильности: 11

Диапазон у    экстравертированного    человека:     13-24    балла

                 у     интравертированного    человека:       0-12    балла

                 у   эмоционально-стабильного   человека:   0-12 балла

                 у эмоционально-нестабильного человека: 13-24 балла


По результатам тестирования о Вас можно сказать следующее:

        Ваш темперамент определен как сангвинистический.


Для «экстравертов» наиболее характерны такие черты, как об-

щительность, отзывчивость, непринужденность, жизнерадост-

ность, уверенность в себе,  стремление к лидерству. Они име-

ют много  друзей,  оптимистически  настроены, добродушны,

веселы, но иногда бывают вспыльчивы,  несдержаны.


Эмоционально-стабильные  люди  отличаются  уравновешен-

ностью  нервно-психических  процессов,  эмоционально-пси-

хической   устойчивостью.   Для  них   характерны  ровность,

спокойствие,   осмотрительность,   рассудительность,    опти-

мизм.


Сангвиник – общительный     человек,    характеризующийся

возбудимостью   и  отходчивостью,  отзывчивый, непринуж-

денный. Это человек с легкой сменой эмоций,  в целом  жиз-

нерадостный, не  склонный к беспокойству.  Склонен  к  ли-

дерству.

                                    ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002.

Приложение №2

               Виноградов И.Ю.

                                           «Какой Вы руководитель»


От 11 до 15.  Вы относитесь к  типу «руково-

дителя-организатора,  умеете  сконцентриро-

вать силы на  наиболее важных  направлени-

ях. К ним причисляете эффективный подбор

и  расстановку кадров,  разработку  и  согла-

сование оптимального (реально выполнимо-

го)  плана,  материально-техническое   снаб-

жение. Ваша сила в том, что  Вы никогда не

идете на поводу у  текущих  дел,  отделяете

главное от второстепенного, умеете  во  что

бы то ни стало  добиться  решения  принци-

пиальных  проблем,  не  останавливаясь пе-

ред конфликтами  и  взысканиями.   Дела в

Вашей  организации  (подразделении),  как

правило, идут успешно. Рекомендация – не

запускайте текущие дела.  Перепоручая  их

заместителям, время от  времени контроли-

руйте ход исполнения. 







ВИНОГРАДОВ И.Ю.                                                                             26.04.2002.

Приложение №3


                                                  1    2    3    4    5    6    7    8    9   10

 


Сдержанность,

обособленность

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 . А .

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Обращенность во вне,

легкость в общении

Мышление более

конкретное

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 . B .

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Мышление более

абстрактное

Чувствительность,

малая устойчивость

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 . C .

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Трезвость, устойчи-вость, рассудительность

Мягкость, скромность,

уступчивость

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 . E .

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Доминирование, упрям-

ство, напористость

Серьезность, молчали-вость (без подъема)

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 . F .

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Жизнерадостность,

энтузиазм (подъем)

Инициативность,

избегание традиций

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 . G .

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Добросовестная исполнительность, надежность

Неуверенность,

боязливость

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 . H .

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Готовность идти на риск, спонтанность

Реальность,

полагается на себя

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 . I  .

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Недостаточная самосто-ятельность, зависимость

Доверчивость,

уживчивость

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 .  L.

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Предпочтение своего мнения, подозритель-ность

Практицизм, нет

случайных склонностей

    .     .     .     .

    .     .     .     .


 .     .

 . M.

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Богатство воображения, богемность

Бесхитростность,

сентиментальность

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 . N .

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Проницательность, расчетливость

Уверенность в себе, спокойствие

    .     .     .     .

    .     .     .     .


 .     .

 . O .

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Беспокойство с чувством вины

Признание принятых норм и правил

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 .Q1.

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Стремление к новатор-ству, эксперименту

Зависимость от группы,

присоединение

    .     .     .     .

    .     .     .     .


 .     .

 .Q2.

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Уверенность в себе, самостоятельность

Внутренняя конфликт.

нед. волевой контроль

    .     .     .     .

    .     .     .     .

 .     .

 .Q3.

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Ответственность, самоконтроль, сила воли

Расслабленное спокойствие, леность

    .     .     .     .

    .     .     .     .


 .     .

 .Q4.

 .     .     .     .

 .     .     .     .

Высокое побуждение с неудовлетворением,





                        деятелен



            ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ                                               Приложение №4

            Адаптация опросника Кэттела 16 PF

        (А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)


       ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

         ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»





Шкала А: Доброжелательность, общительность

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

Ваша оценка (в стенах): 10, что является

явно выраженным положительным полюсом

 

На отрицательном полюсе имеют значение такие черты, как вялость аффекта, отсутствие живых, тре-пещущих эмоций.

Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они не интересуются жизнью окружа-ющих, чуждаются людей, пред-почитая «общаться» с книгами и вещами. Они стараются работать одни, избегают коллективных ме-роприятий, не идут на ком-промиссы. В делах точны, обя-зательны, но недостаточно гибки.

 

Для высоких значений фактора характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, ес-тественность и непринужден-ность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внима-тельное отношение к людям, доброта и мягкосердечие.

Такие люди хорошо уживаются в коллективе, активны в ус-тановлении контактов, любят работать с людьми, с готов-ностью участвуют в общест-венных мероприятиях.

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ДАТА ТЕСТИРОВАНИЯ: 26.04.2002

 

 

 

 

            ТЕСТ-ОПРОСНИК 16 ЛФ                                               Приложение №5

            Адаптация опросника Кэттела 16 PF

        (А.Г. Шмелев, В.И.Похилько, А.С.Соловейчик)


       ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО: ВИНОГРАДОВ И.Ю.

         ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ «TS3»






Шкала В: Интеллект

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

Ваша оценка (в стенах): 7, что является

склонностью к положительному полюсу

 

 Человек, имеющий низкие оценки по фактору, склонен к медленному обучению, с трудом усваивает новые понятия, все понимает буквально и конкретно. Низкая оценка по этому фактору может быть получена как в результате низкого интеллекта, так и вследствие эмоциональной дезорганизации мышления.

 

 

 

 

Высокие оценки имеют лица с хорошим уровнем интеллекту-ального развития, быстро схва-тывающие новое, быстро обу-чающиеся.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.