РУБРИКИ

Влияние профессионального психологического отбора на эффективность деятельности организации (фирмы) ...

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние профессионального психологического отбора на эффективность деятельности организации (фирмы) ...

Тх - большая из двух ранговых сумм;

nх - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

6. Определить критические значения U по Таблице. Если Uэмп.>Uкp 005, Но принимается. Если UэмпUкp_005, Но от­вергается. Чем меньше значения U, тем достоверность различий выше.

7. Сформулировать гипотезы;

Н0: Уровень признака в группе 2 не ниже уровня признака в группе 1.

H1: Уровень признака в группе 2 ниже уровня признака в группе 1. [55, С. 335]


2.2 Анализ исследования


Анализ и интерпретация результатов исследования проводился последовательно по пяти направлениям:

                              I.            Контент-анализ показателей раскрываемости и выявляемости преступлений группой оперуполномоченных ЛОВДТ г. Челябинска;

                           II.            Анализ испытуемых с помощью 16-факторного опросника Кеттела;

                        III.            Анализ испытуемых по методике личностного дифференциала;

                        IV.            Анализ интеллекта испытуемых с помощью краткого отборочного тестирования КОТ.

                           V.            Анализ полученных результатов с помощью U критерия Манна-Уитни

1. Для выявления психологических особенностей сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости опергруппы линейного ОВДТ на станции Челябинск, группа сотрудников в количестве 20 человек была распределена на сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости и сотрудников с низкими показателями раскрываемости и выявляемости. В качестве параметра оценки был применен показатель выявляемости и раскрываемости преступлений, деятельности в сфере профилактики преступлений и правонарушений на объектах транспорта. Были взяты итоги по формам ежемесячной отчетности, в которой отражены показатели раскрытых, предотвращенных, нераскрытых преступлений, работа с внедренными агентами и профилактические меры по предотвращению преступлений оперуполномоченными.

Таким образом, было выбрано 11 сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости, что составляет 55%  и соответственно 9 сотрудников с низкими показателями раскрываемости и выявляемости – 45 % от всех обследуемых мужчин возраст 22-35 лет. Образование – высшее.

2. Результаты исследования личностных черт сотрудников с различной оценкой раскрываемости и выявляемости по 16-факторному опроснику Р. Кеттела указывает на то, что группа сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости отличается от группы сотрудников с низкими показателями раскрываемости и выявляемости.

Для оценки выраженности обозначенных личных качеств в деятельности рассмотрим их характеристики более подробно. [55, С. 333]

Личность с высокой оценкой по фактору «А» легко подвержена аффективным переживаниям, эмоционально лабильна, ее отличает богатство и яркость эмоциональных проявлений, она живо откликается на происходящие события, имеет выразительную экспрессию, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Личность с «А+» легко заводит друзей, они общительны, привлекательны, но не обязательно искренни, с ними легко ужиться, она щедра и умеет сотрудничать.

Личность с «А-» не склонна к аффектам, характеризуется отсутствием бурных, живых эмоциональных проявлений. Такие личности холодны и формальны в контактах. [18, С. 56]

Оба полюса фактора «А» имеют свои преимущества и недостатки для разных видов деятельности. Личности с «А+» предпочтительны на работе, связанной с общением. Личности с «А-» предпочтительны на тех работах, где требуется точность, аккуратность, тщательность исполнения.

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости в нашем эксперименте фактор А в среднем составил 6 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 4 стена.

Высокая оценка по фактору «В» соответствует – высоким общим мыслительным способностям, способности решать абстрактные задачи, широкие интеллектуальные интересы. Может так же свидетельствовать о склонности к быстрой обучаемости, сообразительности, а так же, упорстве, настойчивости, образованности.

Низкая оценка по фактору «В» может быть получена как в результате низкого интеллекта, так и вследствие эмоциональной дезорганизации мышления. В состоянии острого приступа тревоги не могут сконцентрироваться в достаточной степени на вопросах. [18, С. 57]

Оперуполномоченные с высокими показателями раскрываемости и выявляемости - 8 стен.

Оперуполномоченные с низкими показателями раскрываемости и выявляемости - 6 стен.

Личность с «С+» можно рассматривать как эмоционально зрелую и хорошо приспособленную. Она обычно способна достигать своих личных целей без особых трудностей, смело смотрит в лицо фактам, хорошо осознает требования действительности, не скрывает от себя собственных недостатков, не расстраивается из-за пустяков и не поддается случайным колебаниям настроения. Такая личность способна выражать свою эмоциональную энергию по интегрированным, а не по импульсивным каналам. Умеет держать себя в руках, настойчив.

Личность с «С-» отмечает, что ей не хватает энергии, и она часто чувствует себя беспомощной, усталой и неспособной справиться с жизненными трудностями. Она может иметь беспричинные страхи, беспокойный сон и определенную обиду на других, которая, порой, оказывается безосновательной. Низкое «С» бывает у лиц, неспособных контролировать свои эмоциональные импульсы и выражать их в социально-допустимой форме. Внешне это проявляется как отсутствие ответственности, капризность, уклонение от реальности. [18, С. 58]

Поскольку фактор «С» один из важнейших показателей свидетельствующих о необходимости дальнейших клинических исследований в области психических расстройств и низкие показатели служат предупреждением о возможности неврозов, психопатии, алкоголизма, то логически следует, что такие соискатели на должность в ОВД не могут быть приняты, по крайней мере, без дополнительных исследований.

Фактор «С» у оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 7 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 5 стен.

Высокая оценка по фактору «Е» характерна для властной личности, которой нравится доминировать и приказывать, контролировать и критиковать других людей.

Личность с «Е+» действует смело, энергично и активно, ей нравиться принимать вызовы и чувствовать превосходство над другими. Доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Личность с «Е-» послушна, конформна и зависима. Она руководствуется мнением окружающих, не может отстоять свою точку зрения, она следует за более сильными личностями и легко подавляется авторитетами. [18, С. 60]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 8 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 6 стен.

Фактор «F+» имеет более простой и оптимистичный характер, легко относится к жизни, верит в удачу, о будущем заботится мало, живет по принципу «авось пронесет». Такие личности часто бывают, находчивы и остроумны в разговоре. Любят вечеринки, зрелища, а также работу, которая предполагает разнообразие, перемены, путешествия. Личность эгоцентрична.

Фактор «F-» - соответственно отличатся трезвостью, и серьезностью в подходе к жизни. Чересчур низкий показатель может свидетельствовать о склонности все усложнять. Это выливается в постоянные заботы о будущем, о последствиях своих поступков, о возможных неудачах и несчастьях. [18, С. 61]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 5 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 5 стен.

Личность с «G+» обладает развитым чувством ответственности, обязательна и добросовестна. Она глубоко порядочна не потому, что это может оказаться выгодным, а потому, что она не может поступить иначе по своим убеждениям.

Личность с «G-» проявляет слабый интерес к общественным стандартам и не прилагает усилий для выполнения общественных норм и требований, она может презрительно относиться к моральным ценностям и ради собственной выгоды способна на нечестность или обман. [18, С. 62]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 7 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 5 стен.

Личность с высокой оценкой по фактору «Н» не чувствительна к угрозе, смела, решительна, имеет тягу к риску и острым ощущениям, она не теряется при столкновениях с неожиданными ситуациями и быстро забывает о неудачах, не делая надлежащих выводов. Кроме того личность с «Н+» не испытывает трудностей с общением, легко вступает в контакты, любит быть на виду, не боится публичных выступлений. Она склонна быстро принимать решения, но не обязательно они будут являться верными.

Личности с «Н-» имеют сверхчувствительную симпатическую нервную систему и остро реагируют на любую угрозу. Для нее характерны робость, застенчивость, неуверенность в своих силах, она может терзаться необоснованным чувством собственной неполноценности. [18, С. 63]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 7 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 4 стен.

Фактор «I+» отличает мягкость, утонченность, образность, художественное восприятие мира. Такие люди обладают богатым воображением, тонким эстетическим вкусом, часто полагаются на интуицию. Не любят «грубых» людей и «грубую» работу.

Фактор «I-» отличается мужественностью, стойкостью, практичностью в делах и реализмом в оценках. В жизни они опираются на практическую очевидность и логику, больше доверяет рассудку, чем чувствам. [18, С. 64]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 3 стена.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 4 стена.

Фактор «L+» - это проявления настороженности и предубеждения ко всем людям, подозрительность в том, что им все время кто-то мешает, во всем ищут подвох. Они скептически относятся к моральным мотивам поведения окружающих, никому не доверяют, считают своих друзей способными на нечестность и не бывают с ними до конца откровенны.

Фактор «L-» считают всех людей добрыми и хорошими, не ожидают враждебности и откровенно рассказывают о себе даже малознакомым людям. [18, С. 65]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 6 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 5 стен.

Фактор «М+» характерна для личности с богатым воображением, погруженной в себя, в свои фантазии и идеи. Но напряжение внутреннего мира у таких личностей порождает непрактичность и безразличие к практическим вопросам и повседневным делам.

Фактор «М-» - это зрелость уравновешенность, здравомыслие. Они умеют разбираться в житейски важных вещах, руководствуется реальностью, трезво оценивает обстоятельства и людей, что делает их надежными в решении практических вопросов и повседневных делах. [18, С. 66]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 4 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 3 стен.

Фактор «N+» - хорошо ориентируется в социальных ситуациях, проницательна в отношении мотивов поведения других людей, умеет хитро и умело вести себя, имеет склонность к интригам.

Фактор «N-» более прямолинейна и наивна, не скована правилами. Характеризуется отсутствием проницательности и социальной ловкости, неопытна в анализе мотивов поведения других людей. [18, С. 67]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 9 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 5 стен.

Личность с высокой оценкой по фактору «О» большую часть времени находится в тревожном, подавленном, озабоченном настроении, легко плачет. Она склонна к печальным размышлениям в одиночестве, легко подвергается различным страхам и тяжело переживает любые жизненные неудачи.

Личности с «О-» характеризуются как веселые, бодрые и жизнерадостные. Они умеют легко переживать жизненные неудачи, верят в себя, не склонны к страхам, самоупрекам и раскаиванию, нечувствительны к оценкам окружающих. [18, С. 68]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 3 стена.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 6 стен.

Личность с высокой оценкой по фактору «Q1» имеет разнообразные интеллектуальные интересы, стремится быть хорошо информированной, но обладает критичным мышлением и никакую информацию не принимает на веру. Такая личность не доверяет авторитетам, никакие принципы не являются для нее абсолютными.

Личность с «Q1-» обладает консервативным складом характера, она не любит перемены, поскольку уважает устоявшиеся идеи, мнения, принципы, способы действия, все новое не воспринимает. [18, С. 69]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 6 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 4 стен.

Фактор «Q2+» независима самодостаточна, по собственной инициативе не ищет контактов с окружающими, предпочитает работать и принимать решения самостоятельно.

Фактор «Q2-» несамостоятельны, зависимы, привязаны к группе. Ориентируется на мнение группы и нуждается в поддержке. [18, С. 70]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 7 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 4 стен.

Фактор «Q3» оценивает уровень самоконтроля поведения. Высокая оценка по данному фактору свидетельствует об организованности, умении хорошо контролировать свои эмоции и поведение.

Низкая оценка по фактору «Q3» указывает на слабую волю и плохой самоконтроль. Личность с «Q3-» не придает своей энергии конструктивное направление и направлять свои стремления на организацию своего времени и порядка выполнения дел. [18, С. 71]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 8 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 5 стен.

Высокая оценка по фактору «Q4» характерна для высоко тревожных личностей, которые находятся в состоянии постоянного возбуждения, напряжения. Такие личности с трудом успокаиваются, чувствуют себя разбитыми, усталыми, раздражаются по мелочам.

Личность с «Q4-» расслаблена, у нее отсутствуют сильные побуждения и желания. Она невозмутима, спокойно относится как к удачам, так и к неудачам, удовлетворена любым положением дел и не стремится к переменам. [18, С. 72]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости 5 стен.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости 7 стен.

Фактор МD (шкала лжи) адекватность самооценки – чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя. Рассчитывается в первую очередь, по прохождении испытания, так как указывает на достоверность полученных данных. [18, С. 12]

Расчет производится по формуле:

МD = 1В+7С+24С+62А+63С+81А+97А+111А+114С+123С+130А+149С+                                                               +173А+184А.                                            [2.2]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости М = 5,9 ответов.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости М = 6,1 ответов.

Шкала - FВ показывает желание выглядеть хуже, чем есть на самом деле. [18, С. 13]

FВ = 1В+2В+3В+14А+38А+42В+51А+52С+55С+68С+79А+80А+89С+117А+

+119А+123А+143А+176А.                                           [2.3]

У оперуполномоченных с высокими показателями раскрываемости и выявляемости М = 6,1 ответов.

У оперуполномоченных с низкими показателями раскрываемости и выявляемости М = 5,5 ответов. Приложения Е, Ж, И

3. Методика личностного дифференциала при исследовании самооценки и самоуважения показала, что значения фактора (О) в группе сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости, свидетельствуют о высоком уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фактора (О) были получены в группе сотрудников с низкими показателями раскрываемости и выявляемости и указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. [14, С. 54]

Сотрудники с  высокими показателями раскрываемости и выявляемости по шкале (О) - М = 1,85. Переведено с помощью стандартной таблицы перевода суммарных значений в средние значения оценок. Приложение Д.

Сотрудники с низкими показателями раскрываемости и выявляемости по шкале (О) - М = 0,57.

Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. [14, С. 57]

У группы сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости по шкале (С), были получены высокие оценки. М = 2,29.

У группы сотрудников с низкими показателями раскрываемости и выявляемости  по шкале (С), были получены низкие оценки. М = 0,71

Фактор Активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, социальную активность; отрицательные (–) – на интровертированность, определенную пассивность, слабые внешние проявления. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг друга. [14, С. 63]

У группы сотрудников с высокими показателями эффективности труда по шкале (А), были получены высокие оценки. М = 2,00.

У группы сотрудников с низкими показателями эффективности труда по шкале (А), были получены низкие оценки. М = 0,29.

Для анализа по критерию силы воли из теста была взята шкала (С).

Результаты исследования сотрудников с разной эффективностью деятельности по методике личностного дифференциала указывают на то, что группа сотрудников с высокими показателями выявляемости и раскрываемости ЛОВДТ отличается от группы сотрудников с низкими показателями выявляемости и раскрываемости ЛОВДТ. Приложения К, Л

4. КОТ (краткий отборочный тест). [48, С. 98]

Проведение краткого отборочного теста среди сотрудников опергруппы линейного отдела транспортной милиции г. Челябинска, показало, что из пятидесяти предъявленных заданий, группа с высокими показателями раскрываемости и выявляемости дала правильных ответов в среднем М = 28,3. Что по показателям опорных критериев оценки уровня интеллекта кандидатов-мужчин, с высшим образованием, поступающих на учебу или службу в подразделения ОВД соответствует уровню – высокий и рекомендован к службе в ОВД в первую очередь то есть полностью соответствуют. Приложение М

А группа с низкими показателями раскрываемости и выявляемости дала правильных ответов в среднем М = 24,6. Что по показателям опорных критериев оценки уровня интеллекта кандидатов-мужчин, с высшим образованием, поступающих на учебу или службу в подразделения ОВД соответствует уровню – выше среднего и оценивается, как в основном соответствуют.

5. Расчет U – критерия Манна-Уитни: [55, С. 323]

Расчет U – критерия Манна-Уитни для методики Р. Кетелла. Приложение Н

Общая сумма рангов: 165+45=210. Расчетная сумма:

                                  [2.4]

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено. [55, С. 323]

Мы видим, что по уровню эмоциональной устойчивости более "высоким" рядом оказывается выборка оперуполномоченных с высокими показателями выявляемостии и раскрываемости. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 165.

Теперь мы готовы сформулировать гипотезы: [55, С. 324]

H0: Группа оперуполномоченных с высокими показателями выявляемостии и раскрываемости не превосходит группу оперуполномоченных с низкими показателями выявляемостии и раскрываемости по уровню эмоциональной устойчивости.

Н1:   Группа   оперуполномоченных с высокими показателями выявляемостии и раскрываемости превосходит   группу   оперуполномоченных с низкими показателями выявляемостии и раскрываемости по уровню эмоциональной устойчивости.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпи­рическую величину U:

                              [2.5]

Для сопоставления с критическим значе­нием выбираем меньшую величину U

Uэмп=1.

По таблице Приложения П определяем критические значения для n1=11, n2=9.

Uкp = 18 (при р≤0,01)

UэмпUкp

Значит, подтверждена гипотеза H1: Группа оперуполномоченных с высокими показателями выявляемостии и раскрываемости превосходит группу оперуполномоченных с низкими показателями выявляемостии и раскрываемости по уровню эмоциональной устойчивости.

Расчет U – критерия Манна-Уитни для методики ЛД.  Приложение Р

Общая сумма рангов: 165+45=210. Расчетная сумма:

                                  [2.6]

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено. [55, С. 323]

Мы видим, что по уровню воли более "высоким" рядом оказывается выборка оперуполномоченных с высокими показателями выявляемостии и раскрываемости. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 165.

Теперь мы готовы сформулировать гипотезы: [55, С. 324]

H0: Группа оперуполномоченных с высокими показателями выявляемостии и раскрываемости не превосходит группу оперуполномоченных с низкими показателями выявляемостии и раскрываемости по уровню самооценки волевых качеств.

Н1:   Группа   оперуполномоченных с высокими показателями выявляемостии и раскрываемости превосходит   группу   оперуполномоченных с низкими показателями выявляемостии и раскрываемости по уровню самооценки волевых качеств.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпи­рическую величину U:

[2.7]

Для сопоставления с критическим значе­нием выбираем меньшую величину U

Uэмп= 1.

По таблице Приложения П определяем критические значения для n1=11, n2=9.

Uкp = 18(при р≤0,01)

UэмпUкp

Значит, подтверждена гипотеза H1: Группа оперуполномоченных с высокими показателями выявляемостии и раскрываемости превосходит группу оперуполномоченных с низкими показателями выявляемостии и раскрываемости по уровню самооценки волевых качеств.

Расчет U – критерия Манна-Уитни для методики КОТ. Приложение С.

Общая сумма рангов: 162+48=210. Расчетная сумма:

                        [2.8]

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено. [55, С. 323]

Мы видим, что по уровню интеллекта более "высоким" рядом оказывается выборка оперуполномоченных с высокими показателями выявляемости и раскрываемости. Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 162.

Теперь мы готовы сформулировать гипотезы: [55, С. 324]

H0: Группа оперуполномоченных с высокими показателями выявляемости и раскрываемости не превосходит группу оперуполномоченных с низкими показателями выявляемости и раскрываемости по уровню интеллекта.

Н1:   Группа   оперуполномоченных с высокими показателями выявляемости и раскрываемости превосходит   группу   оперуполномоченных с низкими показателями выявляемости и раскрываемости по уровню интеллекта.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определяем эмпи­рическую величину U:

                             [2.9]

Для сопоставления с критическим значе­нием выбираем меньшую величину U


Uэмп=3.

По таблице Приложения П определяем критические значения для n1=11, n2=9.

Uкp = 18 (при р≤0,01)

UэмпUкp

Значит, подтверждена гипотеза H1: Группа оперуполномоченных с высокими показателями выявляемости и раскрываемости превосходит группу оперуполномоченных с низкими показателями выявляемости и раскрываемости по уровню интеллекта.

U-критерий Манна-Уитни подтвердил, что у сотрудники с высокими показателями раскрываемости выявляемости, более эмоционально зрелы, способны достигать личные цели без особой трудности, смело смотрят фактам в лицо, хорошо осознают требования действительности, не расстраиваются, настойчивы, умеют держать себя в руках.

U-критерий Манна-Уитни подтвердил, что у сотрудников с высокими показателями раскрываемости выявляемости, действительно волевые стороны личности более развиты. Высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях.

U-критерий Манна-Уитни подтвердил, что у сотрудников с высокими показателями раскрываемости выявляемости, действительно  показатели интеллекта выше. Это значит, что более проявляются - способность обобщения и анализа материала, гибкость мышления, выше скорость и точность восприятия.

В результате всех испытаний гипотеза: уровень развития профессионально важных качеств: эмоциональной устойчивости, интеллекта, воли у сотрудников ЛОВДТ связан с эффективностью их профессиональной деятельности, то есть с показателями раскрываемости и выявляемости – подтверждена.







Заключение


Демократизация общества с особой остротой поставила задачу оценки профессионализма любого специалиста, в том, числе сотрудника, подразделения, учреждения органа внутренних дел, от профессиональной компетентности, личностного потенциала и профессионально важных качеств, которого во многом зависит уровень обеспечения правопорядка. [54, С. 245]

Развитие профессионального отбора диктуется объективной необходимостью повышения эффективности деятельности в современных условиях. [17, С. 45]

В настоящее время у нас в стране и за рубежом наблюдается интенсификация исследовательских и научно-практических работ, посвященных проблемам методологии, методики и технических средств профессионального психологического отбора. [17, С. 115]

Актуальность, практическая значимость и недостаточная теоретическая проработка данной проблемы и обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы: Влияние профессионального психологического отбора на эффективность деятельности организации.

В ходе исследования было теоретически изучено и практически проверено влияние психологического отбора на эффективность работы сотрудников транспортной милиции.

В работе были рассмотрены следующие задачи исследования:

1. Изучен теоретический материал по специфике профессионального отбора сотрудников.

2. Исследована гипотеза: уровень развития профессионально важных качеств: эмоциональной устойчивости, воли, интеллекта у сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости отличается от уровня развития профессионально важных качеств: эмоциональной устойчивости, воли, интеллекта у сотрудников с низкими показателями раскрываемости и выявляемости.

3. Исследованы взаимосвязи между показателями эффективности деятельности сотрудников транспортной милиции и компонентов: эмоциональной устойчивости, воли, интеллекта - их личности.

4. Проанализированы результаты исследования.

В первой части работы были рассмотрены теоретические аспекты специфики профессионального отбора сотрудников, в результате чего были получены следующие выводы.

Во второй части работы были приведены результаты и анализ эмпирического исследования особенностей профессионально важных качеств сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости.

Такая практическая оценка кадров, которая, была проведена в работе, имеет непосредственное отношение к повышению эффективности служебной деятельности, поскольку по ее результатам появляется возможность:

- совершенствовать расстановку кадров путем отбора наиболее перспективных и подходящих кандидатов на ту или иную должность: [48, С. 26]

- улучшать стабильность кадров, осуществлять их служебно-квалификационное продвижение:

- своевременно определять перспективность сотрудников и необходимость включения их в резерв на выдвижение:

- выявлять направленность повышения квалификации сотрудников;

- стимулировать их служебную деятельность за счет обеспечения более тесной увязки заработной платы с результатами труда; [48, С. 27]

- совершенствовать формы и методы работы;

- формировать положительное отношение к службе. [54, С. 156]

В результате проведенного исследования и последующего анализа были определены следующие специфические психологические особенности сотрудников с высокими показателями раскрываемости и выявляемости опергруппы транспортной милиции:

1) В эмоционально-волевой сфере доминирует: эмоциональная зрелость, эмоциональная устойчивость, спокойствие, сдержанность, настойчивость, умение «держать себя в руках» в любых, особенно в критических, ситуациях.

2) В сфере волевых качеств доминирует: высокий уровень воли, сдержанность, смелость,   уверенность в себе, независимость, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, умение доминировать.

3) В сфере интеллекта доминируют: гибкость мышления, умение адекватно оценить ситуацию, высокая скорость и точность мыслительных процессов и реакций, способность выбрать оптимальную стратегию, употребление языка, грамотность, способность обобщения и анализа материала.

С усложнением различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к личности человека, который избрал профессию оперуполномоченного в качестве основной жизненной цели. Все большее значение среди них приобретают психологические факторы: наличие у аттестуемых соответствующих личностных качеств, которые в ходе работы обеспечивают успех и эффективность труда.


























Глоссарий


п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Профессиональный психологический отбор

комплекс специальных  диагностических методик, технических средств и стандартизованных процедур. Также используются приемы обобщения, интерпретации полученной диагностической информации и составление прогнозов успешности деятельности

2

Отбор

одна из ситуаций применения психодиагностики, при которой обследуемый самостоятельно принимает решение о поступлении в вуз, техникум, курсы и т.п., а решение о его дальнейшей судьбе, после выполнения им психодиагностических заданий, зависит от других лиц (членов приемной комиссии, комиссии профотбора, сотрудника отдела кадров)

3

Аттестация

психодиагностическая ситуация, характеризующаяся высоким уровнем контроля за поведением испытуемого, принуждением его к участию в обследовании, принятием решения о судьбе обследуемого исходя из результатов оценки его психологических особенностей другими людьми помимо его желания

4

Тест

(от английского test – проба, испытание) – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий

1

2

3

5

Аффекты

это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. У человека аффекты вызываются как биологически значимыми факторами, затрагивающими его физическое существование, так и социальными, например мнением руководителя, его отрицательной оценкой, принятыми санкциями. Отличительной особенностью аффектов является то, что они возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию

6

Контент анализ

метод психологического изучения различных текстов, позволяющих по их содержанию с помощью систематической и надежной фиксации выделенных единиц и их квантификации (подсчете частот) определенно судить о психологии авторов этих текстов или тех людей, о которых говориться в этих текстах

7

Метод

широкий класс методик, обладающих родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик

8

Методика

конкретная, частная процедура или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет обследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия обследования) для решения определенных задач (цель обследования

1

2

3

9

Тесты интеллекта

группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких как память, внимание, воображение, речь, восприятие

10

Опросники

обширная группа психодиагностических методик, задания которых представлены в виде вопросов (утверждений)

11

Точность методики

способность тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие а ходе психодиагностического эксперимента

12

Надежность

качество методики, связанное с возможностью получать с ее помощью достаточно стабильные результаты, мало зависящие от случайного стечения обстоятельств

13

Валидность

одно из основных психометрических свойств методики, обозначающее ее обоснованность и указывающее на степень соответствия получаемой информации диагностируемому психическому свойству

14

Валидность

(от английского valid – действительный, пригодный, имеющий силу) – комплексная характеристика методики (теста), включающая сведения от области исследуемых явлений и репрезентативности диагностической процедуры по отношению к ним

15

Репрезентативность тестовых норм

то, насколько выборка стандартизации позволяет применять тест на широкой категории испытуемых

16

Эмпирическое исследование

фактологическое исследование, проводимое в любой отрасли социологии

1

2

3

17

Среднее арифмети-ческое (М – оценка математического ожидания)

обобщающий показатель положения уровня центра распределения

18

Тревожность

отрицательно окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабоченности, необходимости каких-то поисков, «горячки», переходящие в ажиотацию возбуждения непродуктивного демобилизующего характера

19

Профессионально важные качества оперуполномоченного ЛОВДТ 

обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на трудовую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности

20

Конформность

некритическое принятие человеком, чужого неправильного мнения, сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается

21

Самооценка

компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе, оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков

22

Эмотивность

повышенная чувствительность, при которой, эмоциональная реакции, наступают быстро, достигают большой силы и не редко оказываются чрезмерно продолжительными синоним - эмоциональность

23

Интеллект

совокупность умственных способностей человека

1

2

3

24

Интеллект

высший способ решения практических и познавательных проблем

25

Ригидность

в психологии неготовность, затрудненность, вплоть до полной неспособности – в изменении намеченной субъектом программы, деятельности в условиях, требующих ее перестройки согласно новым ситуационным требованиям

26

Верификация

при проверке научных понятий – доказательство или иная убедительная демонстрация того, что явления, включенные в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие методики опытной проверки явления, описываемого понятием

27

Эмоциональная лабильность

быстрая смена настроения по незначительному поводу


















Список использованных источников


1.                Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г.Ананьев – СПб.: Питер.2007. – 288 с. – ISBN – 654-155-36541-9.

2.                Анастази, А. Психологическое тестирование [Текст] / А. Анастази – СПб.: Питер, 2008. – 230 с. – ISBN – 978-5-353-02907-6.

3.                Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева – М. Аспект Пресс. 2006. Учебник для вузов. – 376 с. – ISBN – 1585-26-2-67851.

4.                Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Андриенко // В.А.Сластенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 265 с. – ISBN – 12642-5-6-45.

5.                Бандурка, В.Б. и др. Психология управления [Текст] / В.Б. Бандурка – Харьков: Фортуна-Экспресс, 2006. – 195 с. – ISBN – 1546-15-75265-5.

6.                Беликов, К. Ф. Научно-производственный менеджмент [Текст] / К. Ф. Беликов – М.: МИЭТ, 2006. – 84 с. – ISBN – 154-156-5-165.

7.                Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учебное пособие для студентов эконом. спец. вузов [Текст] / Н.П. Беляцкий,– Минск: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2005. – 352 с. – ISBN – 7987-29-354-6.

8.                Бурлачук, Л.Ф., Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов – СПб.: Издательство «Питер», 2006. – 528 с. – ISBN – 15987-28-36-4556.

9.                Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, К. Ричардсон  – СПб.: Питер, 2006. – 336 с. – ISBN – 945287-29-641536-1.

10.            Ваган, К.Е. Организационная психология: обучающий тестовый контроль [Текст] / К.Е. Ваган – М.: Смысл, 2008. – 96 с. – ISBN – 1698-73-49-28-7.

11.            Варлей, Р. Управление розничными продажами: Мерчандайзинг: учебник [Текст] / Р. Варлей – М.: Проспект, 2006. – 271 с. – ISBN – 1688-1-5-46351.

12.            Васильев, Н.В. Познай других - найди себя (Лекции о психологических типах и отношениях) [Текст] / Н.В. Васильев, АП. Рамазанова, С.А. Богомаз – Томск, 2005. – 185 с. – ISBN – 978-5-353-02907-6.

13.            Введение в практическую социальную психологию [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А.Петровский, О.В. Соловьева – М. "Смысл", 2006. – 373 с  – ISBN – 1684-184-7357-2.

14.            Введение в психодиагностику [Текст] : Уч. пособие для студ. сред.пед. заведений / М.К.Акимова, и др. // К.М.Гуревича, Е.М.Борисовой. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 192 с. – ISBN – 16984-1-5-354-56.

15.            Виханский, О.С. Менеджмент [Текст] : Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Гардарики, 2008. – 432 с. – ISBN – 1654-318-168-1.

16.            Волков, Ю.Г. -  Социология молодежи [Текст] : Учебное пособие / Ю.Г. Волков, [и др.] // Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2008. – 576 с. – ISBN – 313-45-98-698.

17.            Гайдулин, В.Ж. На своем месте [Текст]  / В.Ж. Гайдулин,  М., Бриз., 2007. – 118 с. – ISBN – 125-354-68-8.

18.            Горбатов, Д.С. Практикум по психологическому исследованию [Текст] : Учеб. пособие. / Д.С. Горбатов,– Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2007. – 248 с. – ISBN – 3546-945-68-78.

19.            Горянина, В.А.  Психология общения [Текст] : учебное пособие для студ. ВУЗов./ В.А.   Горянина,– М.,: Академия, 2005. – 416 с. – ISBN – 35-49-654-32.

20.            Гусейнов, А.А. Этика [Текст] : Учебник. / А.А. Гусейнов, Р.Г.  Апресян – М.: Гардарики, 2005. – 472 с. – ISBN – 354-91-75-3.

21.            Дрейси, Т. Менеджмент с точки зрения здравого смысла [Текст] / Т.  Дрейси,– М.: “Автор”, 2006. – 156 с. – ISBN – 68198-49-16876-5

22.            Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н.  Дружинин– СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 368 с. – ISBN – 978-5-353-02907-6.

23.            Еникеев, М.И. Общая и социальная психология [Текст] / М.И.  Еникеев,– М.: изд. группа «НОРМА-ИНФРА – М», 2007. 156 с. – ISBN – 1968-1685-55-498.

24.            Завадский, М. Мастерство продаж [Текст] / М. Завадский,  – СПб.: Питер, 2005. – 235 с. – ISBN – 1675-87-23-8.

25.            Каверин, С.Б. Мотивация труда [Текст] / С.Б.Каверин, - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. – 224 с. – ISBN – 324-87-321-54.

26.            Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А.Климов,  – М.: Дело, 2006. – 210 с. – ISBN – 753-954-45-6

27.            Ковалева, О.Е. Лицом к лицу с будущим сотрудником: как провести эффективное интервью при приеме на работу [Текст] : учебное пособие / О.Е.  Ковалева,– М.: Айрис-Пресс: Рольф, 2006. – 278 с. – ISBN – 65-987-36-753.

28.            Комисарова, Т.А. Управление человеческими ресурсами [Текст] : учебное пособие./ Т.А. Комисарова,– М.: Дело, 2005. – 317 с. – ISBN – 753-951-468-2.

29.            Кравдин, С.В. Методики отбора персонала [Текст] / С.В. Кравдин, Алма-Ата, Мастер., 2007. – 457 с. – ISBN – 138-5279-493-5.

30.            Кравченко, А.И. Социология управления: фундаментальный курс [Текст] : учебное пособие / А.И. Кравченко,  И.О.  Тюрина,– М.: Академический проект, 2005. – 1134 с. – ISBN – 167-138-16775-6.

31.            Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель… [Текст] / Р.Л.  Кричевский,– М.: Дело, 2008. – 35 с. – ISBN – 9-5-639073-7802-5.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.