РУБРИКИ

Влияние психопрофилактических занятий на уровень тревожности у женщин во время беременности

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние психопрофилактических занятий на уровень тревожности у женщин во время беременности


Тест «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация Т.А.Немчинова)


Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности. Опросник состоит из 60 утверждений.

Текст опросника:

1.            Я могу долго работать не уставая.

2.            Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.

3.            Обычно руки и ноги у меня теплые.

4.            У меня редко болит голова.

5.            Я уверен в своих силах.

6.            Ожидание меня нервирует.

7.            Порой мне кажется, что я ни на что не годен.

8.            Обычно я чувствую себя вполне счастливым.

9.            Я не могу сосредоточиться на чем-то одном.

10.       В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.

11.       Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка.

12.       Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит.

13.       Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей.

14.       Я не слишком застенчив.

15.       Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением.

16.       Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.

17.       Я краснею не чаще, чем другие.

18.       Я часто расстраиваюсь из-за пустяков.

19.       Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку.

20.       Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.

21.       Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит.

22.       Обычно я спокоен и меня не легко расстроить.

23.       Меня часто мучают ночные кошмары.

24.       Я склонен все принимать слишком серьезно.

25.       Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость.

26.       У меня беспокойный и прерывистый сон.

27.       В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать.

28.       Я более чувствителен, чем большинство людей.

29.       Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.

30.       Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие

31.       Мой желудок сильно беспокоит меня.

32.       Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами.

33.       Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.

34.       Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.

35.       Я легко прихожу в замешательство.

36.       Временами я становлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть.

37.       Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений.

38.       У меня бывают приступы тошноты и рвоты.

39.       Я никогда не опаздывал на свидание или работу.

40.       Временами я определенно чувствую себя бесполезным.

41.       Иногда мне хочется выругаться

42.       Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо

43.       Меня беспокоят возможные неудачи.

44.       Я часто боюсь, что вот-вот покраснею.

45.       Меня нередко охватывает отчаяние.

46.       Я - человек нервный и легко возбудимый.

47.       Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.

48.       Я почти всегда испытываю чувство голода.

49.       Мне не хватает уверенности в себе.

50.       Я легко потею, даже в прохладные дни.

51.       Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.

52.       У меня очень редко болит живот.

53.       Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

54.       У меня бывают периоды такого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.

55.       Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения.

56.       Я легко расстраиваюсь.

57.       Практически я никогда не краснею.

58.       У меня гораздо меньше опасений и страхов чем у моих друзей и знакомых.

59.       Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.

60.       Обычно я работаю с большим напряжением.


Ключ:

Шкала

Ответ

Номер вопроса

Шкала тревоги

«Да»

6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60

«Нет»

1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58

Шкала лжи

«Да»

2, 10, 55

«Нет»

16, 20, 27, 29, 41, 51, 59


Совпадения оцениваются в 1 балл.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то эго свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:

40 – 50 баллов рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

25 – 40 баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15 – 25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5 – 15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0 – 5 баллов - о низком уровне тревоги.

Тест «Склонность к немотивированной тревожности»


Инструкция: Ответьте на предложенные ситуации «да» или «нет».

1.            В детстве вы были пугливым, робким ребенком.

2.            Ребенком вы боялись оставаться один в доме (возможно, боитесь и сейчас).

3.            Вас иногда преследует мысль, что с вами может случиться что-то страшное.

4.            Вы пугаетесь во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (пугались в детстве).

5.            У вас часто бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущения возможной беды, неприятности.

6.            Вам страшно спускаться в темный подвал.

7.            Вам часто сняться страшные сны.

8.            В вашем воображении обычно возникают неприятные мысли, когда близкие без предупреждения задерживаются.

9.            Чаще всего беспокоитесь: как бы чего не случилось.

10.       Вам страшно, когда в темноте раздаются различные звуки.

11.       Очень переживаете, когда близкие уезжают на отдых, в командировку, за границу.

12.       Вам страшно летать самолетом (или ездить поездом).

Обработка результатов:

Чем больше утвердительных ответов, тем отчетливее выражена дисфункциональность стереотипа эмоционального поведения:

10-12 баллов - необоснованная тревожность проявляется очень ярко, и стала неотъемлемой чертой поведения;

5-9 баллов - есть некоторая склонность к тревожности;

4 балла и меньше - склонности к тревожности нет.


Приложение 4

Результаты констатирующего эксперимента

Результаты исследования тревожности контрольной группы

№ беременной

Опросник Спилбергера

Шкала Тейлора

Немотивированная тревожность

СТ

ЛТ

ШЛ

ШТ

1

42

54

5

24

9

2

46

60

3

38

8

3

34

42

4

21

6

4

60

71

2

42

10

5

28

39

3

13

4

6

59

70

3

44

11

7

48

61

4

38

7

8

66

53

1

41

7

9

50

64

5

36

6

10

71

51

1

36

9

11

52

48

1

27

5

12

41

49

3

34

8

13

49

56

4

19

5

14

64

56

2

29

6

15

37

48

3

17

3


Результаты исследования тревожности экспериментальной группы

№ беременной

Опросник Спилбергера

Шкала Тейлора

Немотивированная тревожность

СТ

ЛТ

ШЛ

ШТ

1

59

71

4

44

8

2

48

39

4

38

6

3

66

70

1

41

11

4

50

61

3

36

7

5

46

66

5

34

10

6

46

50

1

39

6

7

34

61

3

36

8

8

60

52

6

24

5

9

71

70

1

46

10

10

52

61

5

31

6

11

41

48

2

34

7

12

49

49

3

38

9

13

46

42

3

26

8

14

34

39

3

21

3

15

60

71

4

34

6



Приложение 5


Математическая обработка результатов констатирующего эксперимента

Спилберг СТ


Ранжирование баллов

СТ


СТ


42

8

59

21,5

46

10,5

48

13,5

34

3

66

27,5

60

24

50

17,5

28

1

46

10,5

59

21,5

46

10,5

48

13,5

34

3

66

27,5

60

24

50

17,5

71

29,5

71

29,5

52

19,5

52

19,5

41

6,5

41

6,5

49

15,5

49

15,5

46

10,5

64

26

34

3

37

5

60

24

сумма рангов

228,5


236,5


Общая сумма рангов: 228,5 + 236,5 = 465.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2,

где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ - общая сумма рангов.

∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле:

U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T,


где n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 236,5 = 108,5

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 73 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01)

U эмп. = 108,5, то есть U эмп. > U кр. (р≤0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.


Спилберг ЛТ


Ранжирование баллов

ЛТ


ЛТ


54

15

71

29

60

18

39

2

42

4,5

70

26

71

29

61

20,5

39

2

66

24

70

26

50

11

61

20,5

61

20,5

53

14

52

13

64

23

70

26

51

12

61

20,5

48

7

48

7

49

9,5

49

9,5

56

16,5

42

4,5

56

16,5

39

2

48

7

71

29

сумма рангов

220,5


244,5


Общая сумма рангов: 220,5 + 244,5 = 465.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2,

где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ - общая сумма рангов.

∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T,

где n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 244,5 = 100,5

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 73 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01)

U эмп. = 100,5, то есть U эмп. > U кр. (р≤0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.


Шкала Тейлора ШЛ


Ранжирование баллов

ШЛ


ШЛ


5

27,5

4

22,5

3

14,5

4

22,5

4

22,5

1

3,5

2

8

3

14,5

3

14,5

5

27,5

3

14,5

1

3,5

4

22,5

3

14,5

1

3,5

6

30

5

27,5

1

3,5

1

3,5

5

27,5

1

3,5

2

8

3

14,5

3

14,5

4

22,5

3

14,5

2

8

3

14,5

3

14,5

4

22,5

сумма рангов

221,5


243,5


Общая сумма рангов: 221,5 + 243,5 = 465.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле:


∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2,


где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ - общая сумма рангов.

∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T,

где n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 243,5 = 101,5

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 73 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01)

U эмп. = 101,5, то есть U эмп. > U кр. (р≤0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.


Шкала Тейлора ШТ


Ранжирование баллов

ШТ


ШТ


24

6,5

44

28,5

38

21,5

38

21,5

21

4,5

41

25,5

42

27

36

17,5

13

1

34

13,5

44

28,5

39

24

38

21,5

36

17,5

41

25,5

24

6,5

36

17,5

46

30

36

17,5

31

11

27

9

34

13,5

34

13,5

38

21,5

19

3

26

8

29

10

21

4,5

17

2

34

13,5

сумма рангов

208,5


256,5


Общая сумма рангов: 208,5 + 256,5 = 465.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2,

где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ - общая сумма рангов.

∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T,

где n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 256,5 = 88,5

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 73 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01)

U эмп. = 88,5, то есть U эмп. > U кр. (р≤0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.


Тревожность


Ранжирование баллов

Тревожность


Тревожность


9

24

8

20

8

20

6

10

6

10

11

29,5

10

27

7

15,5

4

3

10

27

11

29,5

6

10

7

15,5

8

20

7

15,5

5

5

6

10

10

27

9

24

6

10

5

5

7

15,5

8

20

9

24

5

5

8

20

6

10

3

1,5

3

1,5

6

10

сумма рангов

220


245


Общая сумма рангов: 220 + 245 = 465.

Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2,

где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений;

Ŕ - общая сумма рангов.

∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465

Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели ранжированы верно.

Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T,

где n – количество испытуемых в каждой выборке;

T – большая из двух ранговых сумм.

U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 245 = 100

По таблицам найдем критическое значение для n.

U кр. = 73 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01)

U эмп. = 100, то есть U эмп. > U кр. (р≤0,01), т.е. значения наших выборок статистически достоверно различаются.


Приложение 6

 

Техника выполнения упражнений в бассейне

1. Группа упражнений – дыхательные:

Активные шумные вдохи над водой с резким выдохом в воду.

Вдох над водой и очень длинный выдох в воду. Чем больше срок беременности, тем обычно дольше человек может выдыхать.

Форсированное дыхание 10 секунд с акцентом на вдохе. Плавный вдох-выдох.

Форсированное дыхание 10 секунд с акцентом на выдохе.

Имитация задержки дыхания на потуге. Это упражнение делается обязательно после теоретической подготовки. Шумный вдох, задержка дыхания до 15 счета, медленный выдох в воду, снова вдох и т.д. 3 раза. Имитация 3 потуг на схватке.

Варианты предыдущего упражнения, но задержка дыхания на полувыдохе, на полном выдохе и замкнутой голосовой щели.

Собачье (поверхностное) дыхание.

2. Группа упражнений – активные у бортика:

Стоя спиной к бортику. Махи ногой перед собой у поверхности воды.

Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Носок ноги на себя, от себя.

Стоя спиной к бортику. Нога выпрямлена перед собой. Скручиваем ногу в тазобедренном суставе внутрь, наружу.

Упражнения 1-3 другой ногой.

Стоя левым боком к бортику. Выпрямить правую ногу в сторону. Круги прямой ногой вперед, назад.

Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Поворачивать рукой колено вперед - вниз и возвращать обратно. «Куриное крылышко».

Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Вращать рукой колено, чтобы работал правый тазобедренный сустав. Вперед, назад.

Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Повернуться к бортику налево всем корпусом стоя на неподвижной ноге, затем развернуться обратно. Не отпуская колено, согнуться вправо корпусом, стараясь положить правое ухо на правое колено.

Стоя левым боком к бортику. Согнуть правую ногу в колене и взять ее правой рукой за колено. Постоять несколько секунд, стараясь держать прямой корпус и «раскрывая» себя рукой за колено на длинном выдохе.

Упражнения 5-9 другой ногой.

Встать лицом к бортику. Махи прямой правой ногой назад, не опуская ногу до дна.

Выпрямить правую ногу назад, затем согнуть ногу в колене и пружинящими движениями покачать пятку, стараясь прижать ее к ягодице.

Оставаясь в этом же положении, взяться правой рукой за правый носок и потянуть согнутую ногу наверх.

Упражнения 11-13 другой ногой.

3. Группа упражнений – растяжки, вися на бортике лицом к нему:

Повиснуть на бортике или поручне на руках. Обе ноги согнуть в коленях, носки выпрямить и прижать колени к стенке, разведя их максимально в стороны. Носки соединить. Пружинящими движениями стараться прижать таз к носкам ног.

И.п. как в первом. Таз неподвижен. Выпрямлять руки в локтях и сгибать их.

Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно выше. Выпрямлять ноги в коленях, делая «поплавок». Спину скруглить. Затем согнуть ноги в коленях, прижимая ягодицы к стенке и к пяткам

Повиснуть на бортике или поручне на руках. Ноги согнуть в коленях и упереться ступнями в стену как можно шире. Делать выпады влево и вправо по стенке, сгибая ноги поочередно.

4. Группа упражнений – упражнения, вися на бортике спиной к нему.

Согнуть ноги в коленях. Вращать согнутые ноги влево - вправо.

«Велосипед».

«Велосипед», скрутив нижнюю часть корпуса влево, затем вправо.

«Книжка». Согнуть ноги в коленях и слегка поднять колени над поверхностью воды. Ступни соединить, колени широко развести. С силой сдвигать колени, стараясь вытолкнуть воду, как бы захлопывая книжку.

«Лягушка». Имитировать движения брассом ногами, находясь в том же положении спиной к бортику.

Выпрямить ноги перед собой на поверхности воды и развести их как можно шире. Свести ноги вместе, положив одну на другую и попробовать слегка поднять их над поверхностью воды. Снова развести как можно шире.

5. Группа упражнений – для груди.

Встать в круг. Согнув руки в локтях, соединить ладони перед собой. Сильно прижимать ладони одну к другой, напрягая грудные мышцы.

То же, сдвигая соединенные ладони влево, вправо.

Соединить ладони над головой и слегка спереди. С силой стараться соединить локти на уровне носа.

Имитировать руками движения кролем вперед, назад.

Поднять руки над головой, сжать в кулаки, подержать 5 секунд. Расслабить руки поочередно во всех суставах, опустив затем руки в воду с длинным выдохом.

Встать спиной к стенке на расстоянии одного шага от нее. Не отрывая ног от пола повернуться к стенке, опереться ладонями в нее и отжиматься от стенки, поддерживая корпус в скрученном положении. Вернуться в исходную позицию и сделать то же в другую сторону.

6. Группа занятий – с доской:

Лечь на живот, держась за поручень. Доску зажать коленями. На выдохе стараться отодвинуться от стены не отпуская рук. На вдохе руки согнуть в локтях и «подъехать» к стенке.

Лечь на живот, держась за поручень. Доску зажать коленями. Крутить коленями доску, т.е. скручивать нижнюю часть корпуса относительно фиксированной верхней части.

7. Группа занятий – на задержку дыхания:

«Поплавок». Обхватить руками колени и висеть в воде, медленно выдыхая под воду.

«Поплавок» в паре – один зависает в воде, другой начинает его покачивать, затем переворачивает в разные стороны. Таким образом, имитируются движения ребенка в матке, и женщина может «присоединиться» к плоду. Также в этом упражнении женщина входит в некое трансовое состояние, которое помогает ощутить переживания женщины в I матрице: если она чувствует дискомфорт, то тогда необходимо оказание ей пихокоррекционной помощи, например, используя методы арт-терапии или беседы, которая проводится после занятий.

Разбиться на пары. Взяться за руки. Лечь на воду лицом вниз, выпрямиться и слегка прогнуться в пояснице, чтобы ноги не тонули. Долгий выдох, стараясь «перележать» партнершу.

«Звездочка». Все участницы встают в круг. Удобно делать, когда участников 5-9 человек. Один человек ложится на воду лицом вниз, раздвинув руки и ноги в стороны. Остальные крутят лежащую в кругу, держа ее поочередно за руки, ноги.

8. Упражнения в группе.

«Хоровод». Все участники берутся за руки и перекидывают одну ногу через соединенные руки снаружи внутрь, чтобы все пятки смотрели внутрь. Все прыгают на одной ноге, двигаясь по кругу. Спина прямая.

9. Упражнения на расслабление.

Все разбиваются на пары. Одна из пары ложится на спину, раскинув руки, а другая поддерживает ее своей правой рукой за правое плечо. Голова лежащей лежит на сгибе локтя ведущей. Левая рука лежащей проходит под мышкой ведущей.

Один из пары ложится на спину, другой берет его одной рукой за затылок, другой за подбородок и катает по воде, расслабляя шею поворотами головы то вправо, то влево. Задача первого – максимально расслабиться. Это упражнение способствует снятию напряжения с позвоночника.


Приложение 7

 

Беседы с беременными женщинами после занятий в бассейне

1. Формирование личности ребенка.

-                      Перинатальная жизнь младенца: внутриутробное существование, формирование характера ребенка в процессе родов, механизм импринтинга (первое впечатление ребенка об окружающем мире). Воссоединение с миром через мать. Последствия разлучения матери и ребенка сразу после родов.

-                      Недоношенные дети.

-                      Восьмимесячные младенцы.

-                      Особенности «кесарят».

2. Признаки начала родов, течение родов, варианты позиций матери во время схваток и потуг.

-                      Признаки начала родов. Эмоциональные состояния, возникающие у матери и ребенка в последний месяц беременности и в родах. «Синдром гнезда». Важная подготовительная работа организма. Предвестники, опускание живота, отхождение слизистой пробки.

-                      Течение родов. Схватки, потуги (интервалы, длительность). Приемы самообезболивания. Рождение плаценты, обрезание пуповины.

3. Роды в роддоме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.