РУБРИКИ |
Влияние психопрофилактических занятий на уровень тревожности у женщин во время беременности |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Влияние психопрофилактических занятий на уровень тревожности у женщин во время беременности- Чего следует избегать и к чему следует стремиться, чтобы достичь благополучного исхода родов. - Освещение отдельных моментов родовспоможения в конкретном роддоме (в каких случаях применяют стимуляцию, анестезию, кесарево сечение). - Необходимые действия, производимые с ребенком после рождения (когда перерезают пуповину, кладут ли на живот маме, что делают с плацентой и т.д.). 4. Ведение родов. Обзор роддомов. - Роды с предлежанием малыша, отличным от головного, действия акушера в таких родах. - Особенности протекания и ведения родов с ранним излитием вод. - Физиологическая и патологическая боль в родах. - Безопасные методы стимуляции затянувшихся родов. - Стремительные роды. - Профилактика возникновения патологий: гипотрофии (недоразвития) ребенка, угрозы выкидыша и преждевременных родов. 5. Определение состояния ребенка в первые минуты жизни по шкале Апгар. - Пограничные состояния ребенка первых дней жизни, особенности врачебного наблюдения. 6. Первые месяцы жизни младенца. Патронаж. - Аптечка и приданное для ребенка. - Комната малыша. - Уход за ребенком первых дней жизни. - Проблемы, с которыми сталкиваются родители на первом году жизни малыша. 7. Типичные проблемы беременных - как с ними справляться. - Конкретные рекомендации по следующим проблемам: токсикоз, боли в спине, растяжки, боли внизу живота, отеки, изжога, температура, насморк, разрыхление связок и др. Прибавка в весе. - Использование витаминов и других медицинских препаратов (плюсы и минусы). 8. Различные способы вскармливания младенца. - Особенности грудного и искусственного вскармливания. - Основы питания матери при кормлении грудью. - Способы увеличения лактации. - Показания к использованию различных видов детского питания при частичной или полной замене грудного кормления. - Введение прикорма. 9. Особенности первых дней жизни ребенка. - Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. - Врачебный взгляд на уход за новорожденным. - Типичные проблемы первых месяцев жизни. - Иммунопрофилактика: польза и вред вакцинации. 10. Послеродовый патронаж матери и новорожденного. - Медицинское наблюдение. - Развивающие занятия для младенца с первых дней жизни (массаж, динамическая гимнастика, акватренинг). - Приложение 8Результаты контрольного эксперимента Результаты исследования тревожности контрольной группы
Результаты исследования тревожности экспериментальной группы
Приложение 9Математическая обработка результатов контрольного эксперимента 1. Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки женщин контрольной группы на констатирующем и контрольном этап эксперимента[42] по «Шкале тревожности Дж.Тейлора». Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню тревожности на различных этапах исследования. Занесем полученные данные в таблицу А1. Таблица А1 - Ранжирование баллов контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала тревожности Дж.Тейлора»)
Общая сумма рангов: 235 + 230 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где (1) Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированы верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где (2) n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 235 = 110 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 72 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 110, то есть U эмп. > U кр., поэтому нельзя говорить о том, что уровень тревожности женщин контрольной группы на конец исследования понизился. Для выявления динамики уровня тревожности у женщин, которые занимались акватренингом, проведем математическую обработку показателей тревожности на начало и на конец исследования. Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки женщин экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента. Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню тревожности на различных этапах исследования. Занесем полученные данные в таблицу А2. Таблица А2 - Ранжирование баллов экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе
Общая сумма рангов: 300 + 165 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где (1) Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированы верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где (2) n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 300 = 45 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 72 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 45, то есть U эмп. < U кр., поэтому можно говорить о том, что уровень тревожности женщин экспериментальной группы на конец исследования понизился по сравнению с началом исследования. 2. Выявим значение критерия Манна – Уитни для данных личностной тревожности Спилбергера. Данные занесем в таблицу А3. Таблица А3 - Ранжирование баллов контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала личностной тревожности»)
Общая сумма рангов: 258,5 + 206,5 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где (1) Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 258,5 = 86,5 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 72 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. =86,5, то есть U эмп. > U кр., поэтому нельзя говорить о том, что уровень тревожности женщин контрольной группы на конец исследования понизился. Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки женщин экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента («Шкала личностной тревожности»). Занесем полученные данные в таблицу А4. Таблица А4 - Ранжирование баллов экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала личностной тревожности»)
Общая сумма рангов: 293 + 172 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где (1) Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 293 = 52 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 72 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 52, то есть U эмп. < U кр., поэтому можно говорить о том, что уровень тревожности женщин экспериментальной группы на конец исследования понизился по сравнению с началом исследования. 3. Выявим значение критерия Манна – Уитни для данных ситуативной тревожности Спилбергера. Данные занесем в таблицу А5. Таблица А5 - Ранжирование баллов контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала ситуативной тревожности»)
Общая сумма рангов: 228,5+ 241,5 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 241,5 = 103,5 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 72 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 103,5, то есть U эмп. > U кр., поэтому нельзя говорить о том, что уровень тревожности женщин контрольной группы на конец исследования понизился. Для выявления динамики уровня тревожности у женщин, которые занимались акватренингом, проведем математическую обработку показателей тревожности на начало и на конец исследования. Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки женщин экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента («Шкала ситуативной тревожности»). Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню тревожности на различных этапах исследования. Занесем полученные данные в таблицу А6. Таблица А6 - Ранжирование баллов экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе («Шкала ситуативной тревожности»)
Общая сумма рангов: 294,5 + 170,5 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированы верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 294,5 = 50,5 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 72 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 50,5, то есть U эмп. < U кр., поэтому можно говорить о том, что уровень тревожности женщин экспериментальной группы на конец исследования понизился по сравнению с началом исследования. 4. Выявим значение критерия Манна – Уитни для результатов, полученных по тесту «Склонность к немотивированной тревожности». Данные занесем в таблицу А7. Таблица А7 - Ранжирование баллов контрольной группы на контрольном и констатирующем этапе («Немотивированная тревожность»)
Общая сумма рангов: 209,5 + 255,5 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 255,5 = 89,5 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 72 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 89,5, то есть U эмп. > U кр., поэтому нельзя говорить о том, что уровень тревожности женщин контрольной группы на конец исследования понизился. Для выявления динамики уровня тревожности у женщин, которые занимались акватренингом, проведем математическую обработку показателей тревожности на начало и на конец исследования. Подсчет U – критерия Манна – Уитни для выборки женщин экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе эксперимента («Немотивированная тревожность»). Наша задача определить, различаются ли выборки по уровню тревожности на различных этапах исследования. Занесем полученные данные в таблицу А8. Таблица А8 - Ранжирование баллов экспериментальной группы на контрольном и констатирующем этапе («Немотивированная тревожность»)
Общая сумма рангов: 272 + 193 = 465. Проверим, совпадает ли общее количество ранжируемых значений с расчетным по формуле: ∑ (Ŕ) = Ń ٠ (Ń + 1) / 2, где (1) Ń – общее количество ранжируемых наблюдений; Ŕ - общая сумма рангов. ∑ (Ŕ) = 30 ٠ (30 + 1) / 2 = 465 Сумма рангов совпала с расчетной, значит показатели проранжированны верно. Вычислим эмпирическую величину U по формуле: U= (n ٠ n) + n ٠(n + 1) / 2 – T, где n – количество испытуемых в каждой выборке; T – большая из двух ранговых сумм. U эмп. = (15 ٠15) + 15٠ (15 + 1) / 2 – 272 = 45 По таблицам найдем критическое значение для n. U кр. = 73 (р≤0,05) U кр. = 56 (р≤0,01) U эмп. = 73, то есть U эмп. < U кр. (р≤0,01), поэтому можно говорить о том, что уровень тревожности женщин экспериментальной группы на конец исследования понизился по сравнению с началом исследования, но так как Uэмп.> U кр. (р≤0,05). то эти данные нельзя считать абсолютно достоверными. [1] Вельвовский И.З. Система психопрофилактического обезболивания родов. – М.: Просвещение, 1986. С. 14-18. [2] Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. С. 103-106. [3] Цит. по: Добряков И.В. Перинатальная психология. – СПб.: Речь, 2004. С. 3-5. [4] Там же. [5] Белогай К.Н. Современные подходы к психологическому исследованию беременности // Материалы научно-практической конференции. – М.: РГУ, 2004. – 498с. [6] Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. Ч.1. – Иваново, 2001. С. 164 – 179. [7] Цит. по: Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии – 1999. - №3. С. 38 – 47. [8] Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. – СПб., 2001. С. 14-15. [9] Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. – СПб., 2001. С. 21-23. [10] Васильева В.В. Психопрофилактическое сопровождение беременных женщин в системе акушерского мониторинга. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. С. 43-45. [11] Абрамченко В.В, Мальгина Г.Б., Коваленко Н.П., Убайдатова Б.А. Стресс и беременность. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. С. 49. [12] Васильева В.В. Психопрофилактическое сопровождение беременных женщин в системе акушерского мониторинга. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. С. 43-45. [13] Аверина Ю.В., Пашкова Е.С. Особенности психокоррекционной работы с повторнородящими женщинами, имеющими психотравмирующий опыт рождения первенца. // Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. – СПб., 2001. С. 109. [14] Грантли Дик-Рид Роды без страха. – М., 1996. С. 57. [15] Боровикова Н. Беременность – это не болезнь. // Беременность. – 2004. - №3. [16] Фанти С. Микропсихоанализ. - М.: «ЦПП», 1997. – С.67-70. [17] С.Фанти. Микропсихоанализ. - М.: «ЦПП», 1997. С. 67-70 [18] Перну Л. Я жду ребенка: 2-е изд. - М., 1989. [19] Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. – СПб., 2001. С. 127. [20] Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. – СПб., 2001. С. 130. [21] Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. – СПб., 2001. С. 132. [22] Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. – СПб., 2001. С. 133. [23] Там же. С. 134. [24] Там же. С.134. [25] Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. – СПб., 2001. С. 138. [26] Там же. С. 139. [27] Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. – СПб., 2001. С. 139. [28] Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов. – СПб., 2001. С. 140. [29] Там же. С. 141. [30] Коваленко Н.П., Смагин С.Ф. Нервно-психические расстройства у женщин до и после родов. // Сб. материалов конференции по перинатальной психологии. – СПб., 2001. С. 173. [31] Филиппова Г.Г. Психологические факторы нарушения беременности и материнства. // Сб. Науч. трудов по материалам II-й Международной конференции. / Под ред. И.В.Добрякова - СПб., 2003. С. 34-35. [32] Меньшуткина Т.Г., Непочатых М.Г. Аквафитнес и питание. – М., 2005. [33] Мелхерм У. Плавание для беременных. – М.: АСТ: Астрель, 2004. С. 5. [34] Чинарова Е. Аквапузики. // Беременность. – 2005. - №1 (январь). [35] Чинарова Е. Аквапузики. // Беременность. – 2005. - №1 (январь). [36] Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. – 2001. - №2. [37] Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб: Питер, 2001. С.103-107. [38] Практикум по общей экспериментальной психологии./В.Д. Балин, В.К. Гайда, Гербачевский В.К. - СПб: Питер, 2006. С.241-246. [39] Практикум по общей экспериментальной психологии./В.Д. Балин, В.К. Гайда, Гербачевский В.К. - СПб: Питер, 2006. С.298-300. [40] Сидоренко Е.С. Методы математической обработки в психологии - СПб, 2001. [41] Ланцбург М.Е. Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация. // Мат. Росс. Конф. 26-28 мая 1999г., Санкт-Петербург – Иваново, 2000. С.312-320. [42] Волкова Е.Ф. Статистические методы экспериментальной психологии. – Новосибирск, 2003. |
|
© 2010 |
|