РУБРИКИ |
Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возрастаНациональное самосознание представляет сложное структурное образование, включающее в себя осознание национальной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес и уважение к истории своей нации, стремление к развитию национального языка, культуры. В настоящее время в практике ДОУ для работы с дошкольниками применяются разнообразные программы по ознакомлению детей с русской народной культурой, которые направлены на развитие внимания, памяти, формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться, отзывчивости к русской народной культуре, воспитание у детей желания познавать русскую народную культуру. При этом интерес составляет исследование влияния русской народной культуры на самосознание старших дошкольников не только на отдельные психологические процессы, но и на всю личность в целом, фундамент которой закладывается именно в старшем дошкольном возрасте, что имеет значение и для дальнейшего развития ребенка, особенно на такой ее компонент, как самосознание, представление собственного «Я», «Я»-концепцию, являющееся ядром человеческой личности. Наше исследование проводилось на базе детского сада № 322 и детского сада № 524. В нашем исследовании проводилась работа с детьми в возрасте от 5 до 7 лет. Для детей старшего дошкольного возраста характерно накопление данных о своих возможностях благодаря личному опыту. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связи между индивидуальным опытом ребенка, информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, старший дошкольник получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе. Нами были организованы: 1. констатирующий этап эксперимента по выявлению начального уровня сформированности самосознания старших дошкольников, в котором участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста, из этих детей была сделана выборка 20-ти детей в экспериментальную группу; 2. формирующий этап эксперимента в ходе, которого была проведена работа по формированию самосознания 20-ти старших дошкольников на занятиях по ознакомлению детей с русской народной культурой; 3. контрольный этап эксперимента по диагностике конечного уровня сформированности самосознания детей старшего дошкольного возраста, в котором участвовали 20 детей из экспериментальной и 20 детей из контрольной группы. 2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента Образ -Я и его представление о себе характеризуется через степень выраженности у него таких психических свойств, как самоконтроль, незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения, депрессивность, демонстартивность, инфантильность, общительность и самооценка. Для диагностики начального уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп нами была использована диагностическая методика изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52], оценивающая то, насколько дети старшего дошкольного возраста осознают свои желания, предпочтения, выделяют и фиксируют свою деятельность в сознании. Вопросы к опроснику диагностической методики: 1. Что ты любишь больше всего на свете? 2. Чем бы стал(а) заниматься, если бы тебе разрешили делать все? 3. Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь? 4. Расскажи, что ты больше всего не любишь? 5. Тебе все нравится в детском саду? 6. Представь, есть волшебник и он исполнит любое твое желание, что ты хочешь попросить? В нашем констатирующем этапе эксперимента участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста – 20 детей в экспериментальной группе и 20 детей в контрольной. Полученные данные опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А [52] регистрировались в таблицах №1 и №2 (см. Приложение 1). После заполнения таблиц мы выявляли соотношение вариантов ответов в экспериментальной и контрольной группах, выделяя наиболее значимые и распространенные в каждой группе. Контрольная группа отсутствие ответа - 7 человек (35%) стереотипное повторение одного ответа - 2 человека (10%) перечисление режимных моментов - 8 человек (40%) сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях - 3 человека (15%) Экспериментальная группа отсутствие ответа - 6 человек (30%) стереотипное повторение одного ответа - 1 человек (5%) перечисление режимных моментов - 9 человек (45%) сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях– 4 человека (20%). Результаты, констатирующего этапа эксперимента, отраженные в таблице №3 (см. Приложение 3), дали нам данные о начальном уровне развития самосознания старших дошкольников в экспериментальной (20 детей) и контрольной (20 детей) группах. Уровень развития сознания желаний и предпочтений старшими дошкольниками в начале нашего исследования находился примерно на одном уровне, фиксируясь в большинстве случаев у детей обеих групп на перечислении режимных моментов. На втором месте по встречаемости соответствующих типов ответов –отсутствие ответа и на третьем месте – сообщение детьми о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях. На рисунках 1 и 2 можно увидеть процентное соотношение ответов детей старшего дошкольного возраста к опроснику диагностической методики изучения уровня самосознания. Рис. 1 Результаты ответов детей контрольной группы в процентных соотношениях Рис. 2 Результаты ответов детей экспериментальной группы в процентных соотношениях Так же нами была проведена диагностика, направленная на определение уровня знаний детьми устного народного творчества: сказок, потешек, фольклора, песен и прочее, знание особенностей русского народного декоративно – прикладного искусства, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздников, русских народных музыкальных инструментов и особенностей национального быта. Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста является выявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУ касающихся: · Уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре; · Потребности использовать данные знания и умения на практике; · Уровня сформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясь на теоретические знания и практические умения и навыки; · Уровня знаний и умений на практике использовать русские народные инструменты и подвижные игры. Результаты диагностирования детей позволяют выявить три качественно различных уровня (высокий, средний, низкий). Высокий уровень. У детей сформированы общекультурная, общеинтеллектуальная и социально – нравственная составляющие восприятия и понимания себя как представителя русской нации. Отмечаются знание и понимание духовно – нравственных норм, характерных для представителей русского народа. У детей есть опыт восприятия разных жанров русского искусства, включения образа себя в изображаемую картину мира и формирования личностного отношения к ней. Ребенок с интересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры и ее проявлений: использует в активной речи пословицы, поговорки, загадки, считалки, образные выражения, знает народные приметы, умеет делать соответствующие заключения. Интересуется историей русского народа, гордится тем, что он – русский. Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знает названия многих праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает. Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Гордец, Дымка, Филимоновская игрушка, Жостово, Гжель, матрешки – семеновские, загорские, полхов – майдан) и использует их элементы в своих работах. Умеет самостоятельно использовать разные виды народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности. Средний уровень. Общекультурная и социально – нравственная оценки произведений русской культуры и искусства не дифференцируется. Общеинтеллектуальная оценка отличается очень низкими показателями. Хотя каждый из компонентов является все таки актуализированным в ходе обсуждения со взрослым особенностей русской музыки, архитектуры и т.д. Дети знают названия предметов русского народного быта и костюма, могут объяснить их назначение. Помнят русские названия потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и используют их в речи. Знают народные приметы и замечают соответствующие им особенности природы, на их основе оценивают состояния погоды в повседневной жизни. Знают названия некоторых народных праздников и принимают активное участие в них, однако с такой же радостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОУ. Собственное отношение к тому, что они принадлежат именно к русской культуре, не сформировано, хотя, дети знают, что они – русские. Низкий уровень. Отмечается недифференцированность социально – нравственных, общеинтеллектуальных, общекультурных компонентов оценки выразительности содержания всех жанров русского искусства (устного народного творчества, музыки, живописи и пр.) Оценки произведений русского искусства носят ситуативно – эмоциональный характер, что свидетельствует о том, что воспитатели не используют потенциалы личностного развития воспитанников. Дети знают некоторые потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и несколько народных подвижных игр, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта, но при этом не испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний, тем более к практическому применению их в жизни. Участвуют в русских народных праздниках, организованных в ДОУ, но пассивно. Первоначальное диагностирование детей по русской народной культуре. (см. Приложение 2). На рис. 3 и 4 можно увидеть процентное соотношение первоначального уровня знаний, детей старшего дошкольного возраста, русской народной культуры.
Рис.3
Рис.4 2.3 Программа формирующего этапа эксперимента Целью программы своего формирующего этапа эксперимента мы поставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние русской народной культуры на самосознание старших дошкольников на занятиях в ДОУ. Нами была разработана и утверждена дополнительная образовательная программа по этнокультурному (русскому) компоненту образования, согласно которой дети экспериментальной группы получали дополнительные занятия (см. Приложение № 4) Данная программа раскрывает задачи и содержание работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Программа построена на основе главных методических принципов: · Учет возрастных особенностей детей · Доступность материала · Постепенность его усложнения Новизна и актуальность дополнительной образовательной программы заключается в том, что она направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Программа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ним соприкоснуться. Система знаний, заложенных в дополнительной образовательной программе представляет собой комплекс, состоящий из направлений: · ознакомление детей с устным народным творчеством; · ознакомление детей с традициями и историей русского народа; · ознакомление детей с русским народным декоративно - прикладным искусством; · знакомство с русскими народными играми; · знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками и русскими; народными музыкальными инструментами; · знакомство с особенностями национального быта. Цель программы: Формирование положительного отношения дошкольника к русской народной культуре. Формирование у детей знаний о богатой русской народной культуре. Задачи программы: · - Формирование у детей эмоциональной отзывчивости к русской народной культуре, воспитание у детей желания познавать русскую народную культуру. · - Воспитание у детей чувства гордости за сою страну, богатую славными традициями. Формирование чувства причастности к русскому народу и русской культуре. · Развитие у детей познавательного интереса к русской народной культуре. · Формирование обобщенных знаний и умений у детей об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси. · Развитие умения создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувства ритма, формы, симметрии. · Развитие умения самостоятельно использовать устное народное творчество. · Развитие умения рассказывать об истории и традициях на русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси. · Развитие активности детей посредством использования русских народных игр. Таблица № 5
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста Таблица № 6
Методическое обеспечение дополнительной программы по этнокультурному (русскому) компоненту образования: основной формой обучения детей являются занятия, в которые включены игры, экскурсии, беседы, рассматривание картин и практическая деятельность. Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: · Рассказ (педагога, детей) · Беседа · Чтение художественных произведений · Пояснение, объяснение · Изложение материала сопровождается взаимным обращением детьми и игровым заданиями для успешно усвоения материал. На каждом последующем занятии в игровой форме повторяется материал, изложенный на прошлом занятии. Дидактический материал · Аудиозаписи русскими народными сказками, песнями и пр. · Иллюстрированные книги с русскими народными сказками · Иллюстрированные книги с изображением русского быта, национального костюма · Наглядно – дидактический материал: картинки, иллюстрации росписи · Настольные игры русской народной тематики · Образцы поделок и рисунков Занятия с детьми проводятся в русской избе и музее. Изба и музей оснащены пособиями для занятий с детьми, настоящими атрибутами русского быта и направлены на выявление способностей каждого ребенка и формирования у них знаний о русской культуре. Изба используется для плановых занятий, для индивидуальной работы с детьми, музей дети посещают с целью ознакомления с русским народным декоративно – прикладным искусством, со старинными экспонатами русского быта. В первую очередь, отметим, что дети старшего дошкольного возраста, как уже было нами ранее отмечено при анализе психологической литературы, открывает для себя новые возможности, благодаря актуализирующейся способности к произвольности в деятельности, поведении. Именно этот факт имел значение при организации групповых занятий: дети эмоционально-положительно восприняли возможность разнообразить свою деятельность, в большинстве случаев ответственно и старательно относясь к выполнению, поручаемых им заданий. При этом, организуя занятия, мы старались создать атмосферу, в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать себя, задавать вопросы. Одновременно регулировали взаимоотношения детей в подгруппах для обеспечения комфортной психологической атмосферы, осознания детьми себя, своих возможностей, способности в самопроявлении и восприятии остальных детей. Вербальный контакт с детьми в течение всего занятия и особенно в конце, при подведении итогов, полученных детьми ощущений нами подчеркнуто поощрялось обсуждение детьми своих чувств, состояний, т.е. достигаемая ими осознание себя, как части русского народа. При этом, организуя занятия, мы видели необходимость постоянного внимания педагогом группы, т.е. самого экспериментатора на достигаемые детьми успехи, а главное – проявленное ими старание, стимулируя интерес детей к организуемой для них деятельности и узнавая их состояние, уровень работоспособности в целях наиболее эффективной организации времени занятий. Непосредственно проводя занятия с экспериментальной группой, мы сделали вывод, что на практике дети старшего дошкольного возраста эмоционально положительно и ответственно воспринимают и выполняют деятельность, организуемую средствами занятий по ознакомлению с русской народной культурой. Также нами было отмечено, что поощрение спонтанности, фантазии детей в самопроявлении является одним из необходимых условий обязательной регуляции взаимоотношений детей в группе – детей активных, стремящихся подавлять других, отвлекать на выполнение заданий и детей неуверенных, сомневающихся в своих силах, стесняющихся выражать себя и свое внутреннее состояние после занятий. 2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента Реализуя программу формирующего эксперимента, мы сделали вывод о том, что благодаря занятиям по ознакомлению с русской народной культурой, дети старшего дошкольного возраста стали более уверенными в себе, самостоятельными. Это объясняется нами формированием у старших дошкольников экспериментальной группы более высокого уровня развития представлений о себе, своих возможностях, знаниях. Благодаря поощрению фантазии, самораскрытия дети стали инициативнее и настойчивее в плане реализации собственных замыслов. В ходе организованного нами контрольного этапа эксперимента, нами повторно была поведена диагностика уровня сформированности самосознания детей старшего дошкольного возраста в обеих группах: диагностическая методика Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52] по выявлению частоты встречаемости в группе типов ответов на вопросы, определяющие осознание желаний и предпочтений и осознание прошлых и будущих действий. А так же диагностика, направленная на определение уровня знания детьми русской народной культуры. Результаты достигнутого уровня развития знаний детей старшего дошкольного возраста в сравнении с начальным их уровнем в итоге проведенного нами формирующего этапа эксперимента показали нам следующую картину. Сравнивая результаты диагностической методики Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52] по выявлению частоты встречаемости в группе типов ответов на вопросы, определяющие осознание желаний и предпочтений и осознание прошлых и будущих действий мы отметили, что в обеих группах качество и количество ответов не изменилось, что говорит о том, что освоение русских народных традиций, в процессе социокультурного творчества детей старшего дошкольного возраста при условии педагогического руководства, не способствует формированию национального самосознания. В таблице № 4 (см. Приложение 3) можно увидеть сравнительные результаты ответов детей контрольной и экспериментальной групп после проведения комплекса занятий. Рис. 6 Результаты ответов детей контрольной группы после проведения комплекса занятий Рис. 7 Результаты ответов детей экспериментальной группы после проведения комплекса занятий Рис. 8 Сравнительные ответы детей экспериментальной и контрольной групп после проведения комплекса занятий Но, проведя диагностику, направленную на определение уровня знания детьми русской народной культуры можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальной группы значительно повысился уровень знаний традиций русской народной культуры, сформировалось положительное отношение дошкольника к русской народной культуре, сформировались знаний о богатой русской народной культуре, сформировалась эмоциональная отзывчивость к русской народной культуре, у детей возникло желание познавать русскую народную культуру. Сформировалось чувство причастности к русскому народу и русской культуре, развился познавательный интерес к русской народной культуре. Сформировались обобщенные знания и умения об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси. Дети научились создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, соблюдая при этом чувство ритма, формы, симметрии. У детей развилось умение самостоятельно использовать устное народное творчество, рассказывать об истории и традициях на русского народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси. Развилась активность детей посредством использования русских народных игр. У детей контрольной группы перечисленные выше критерии знаний и умений остались на прежнем уровне, что нам показывают рисунки 9 и 10 Рис. 9 Рис. 10 Рис. 11 Сравнительные результаты экспериментальной группы на первоначальной и конечной стадии Рис. 12 Сравнительные результаты контрольной группы на первоначальной и конечной стадии Заключение Исходя из вышесказанного, можем заключить, что проведенная нами система занятий обеспечила формирование умственных знаний детей, но не повлияла на самосознание детей. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования фундамента личности ребенка. При этом ядром человеческой личности является самосознание, представление о собственном «Я» или образ - Я, формирование которого происходит в деятельности и общении. В ходе теоретического исследования развития и современного состояния аспектов формирования самосознания старшего дошкольника, в психологической литературе, нами было установлено, что необходимыми условиями для формирования самосознания ребенка посредством русской народной культуры, является создание таких взаимоотношений ребенка с другими людьми внутри которых он не только мог бы, но и вынужден был бы стать личностью, проявить национальную самоидентичность. Но, не смотря на приведенные теоретические аспекты, проведенная нами практическая система занятий по ознакомлению детей с русскими народными традициями (культурой) не обеспечила формирование осознания желаний и предпочтений, осознания прошлых и будущих действий, но повлияла на общее развитие детей, сформировала устойчивые знаний и интерес к русским народным традициям. Таким образом, можем сделать вывод о том, что гипотеза нашего эксперимента не подтвердилась в связи с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста, которые, по результатам опросника Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А, не в полной мере выделяют и не фиксируют свою деятельность в сознании. Список литературы 1. Аверин В.А. Психологическая структура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1999. – 389 с. 2. Адаскина О.Н. Русский фольклор. – М.: АСТ, 2001. - 256 с. 3. Ананьев Б.Г. Хрестоматия по возрастной психологии //Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с. 4. Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР. - М., 1948. – Выпуск № 18. 5. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1969. - 95 с. 6. Антонио Менегетти Основы философии. – М.: ННБФ Онтопсихология, 2007. - 240 с. 7. Богомолова М.И. Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическое пособие. - Набережные Челны, 1995. - 40 с. 8. Богомолова М.И. Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическое пособие. - Тольятти, 2008.- 71 с. 9. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.- М., 1976, № 6 10. Божович Л.И. Хрестоматия по возрастной психологии //Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с. 11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - 222 с. 12. Бударина О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. - 395 с. 13. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология. - М., 1991, N 4. - 5-18 с. 14. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 3 //Проблемы развития психики Под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с. 15. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СПб.: Союз, 1997. - 144 С. 16. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. - М., 1982. – 326 с. 17. Гизатуллина Н. М. Народные традиции и формирование национального самосознания школьников. - Казань, 2004. – 178с. 18. Горожанина С.В., Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. - М.: Издательство Культура и традиции, 2003. - 128 с. 19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа //Институт русской цивилизации. - 2008. - 816 с. 20. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М., 1977. – 185 с. 21. Ефимова Л.В. Русский народный костюм //Государственный Исторический музей. - М.: Издательство Советская Россия, 1989. - 314 с. 22. Жуковская М.Э. Смыслоцентрированный подход к обучению письменному тексту как компоненту коммуникативной компетентности //Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования: Под ред. И.А. Зимней. - М., 2006. - 130 с. 23. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272 с. 24. Иммануил Кант Критика чистого разума. - Мидгард: Издательство Эксмо, 2007. - 1120 с. 25. Капшук О.Н. Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294 с. 26. Клиентов А.Н. Народные промыслы - Издательство Белый город, 2008. - 47 с. 28. Кожинов В.О. О русском национальном самосознании. - М., 2002. - 154 с. 29. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. - М., 1988. - 276 с. 30. Козлова С.А. Я – Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. - М., 1996. - 165 с. 31. Козлова С.А., Артамонова О.В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностью взрослого: Дошкольное воспитание. - М., 1993. - № 10. 32. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. – 321 с. 33. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по возрастной психологии //Общее понятие о деятельности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с. 34. Лисина М.И. Потребность в общении //Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. - 31–57 с. 35. Марков Г. Е., Пименов В. В. Этнология: Учебник для высших учебных заведений. – М., 1994. – 466 с. 36. Мерлин В.С. Собрание сочинений. Том 1. //Вопросы развития социального мировоззрения у детей. - Пермь: ПСИ, 2006. - 332 с. 37. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1971. – 206 с. 38. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Том 1. - М., 1991. - 234 с. 39. Михайлова Н.Г. Народная культура в современных условиях: Учебное пособие министерства культуры РФ. - М.: Российский ин-т культурологии, 2000. - 219 с. 40. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов, 4-е изд., - М.: Издательский центр Академия, 1999. - 456 с. 41. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет: Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. - М., 1992. – 360 с. 42. Олейников Ю.В. Природный фактор бытия российского социума. - М., 2003. - 12 с. 43. Покровский Е.А. Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с. 44. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога //Системная работа психолога с детьми разного возраста – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 384с. 45. Розен Г.Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований: Зарубежные исследования по психологии познания. - М., 1977. – 439 с. 46. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2000. - 712 с. 47. Рубинштейн С.Л. Хрестоматия по возрастной психологии //Направленность личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с. 48. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М.: Политиздат, 1972. - 304 с. 49. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1992. – 226 с. 50. Суровцева А. В. Воспитание воли детей дошк-ого возраста. - М., 1952.- 108 с. 51. Суслова Э. К. Патриотическое и интернациональное воспитание в игре - М., 1983. - 368 с. 52. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Издательство Академия, 1998. – 304 с. 53. Хабибулин К.Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. - Л.: Общество Знание, 1989. - 10 с. 54. Харисов Ф.Ф. Национальная школа. Вып.2. – Казань: Издательство Тан-3аря, 1996. - 16 с. 55. Чамата П.Р. Проблемы сознания //К вопросу о генезисе самосознания личности. - М., 1968. – 238 с. 56. Чернышев И.Л. Крестьяне об общине накануне 9 ноября 1906 г., - СПб., 1911 57. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977. - 395 с. 58. Чеснокова И.И. Вопросы психологии //Психологическое исследование самосознания. - М., 1984. - № 5. 59. Шорохова Е.В. Проблемы сознания //Проблема «Я» и самосознания. - М., 1966. – 229 с. Приложения Приложение 1 Таблица №1 Ответы детей контрольной группы на вопросы опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста.
По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа (-), стереотипное повторение одного ответа (~), перечисление режимных моментов (=) , сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+). Таблица №2 Ответы детей экспериментальной группы на вопросы опросника к диагностической методике изучения уровня самосознания детей старшего дошкольного возраста.
По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствие ответа (-), стереотипное повторение одного ответа (~), перечисление режимных моментов (=) , сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+). В альбомном формате Приложение 2 Результаты первоначального диагностирования детей. В - 7,5% С - 64,5% Контрольная группа Н - 28%
|
|
© 2010 |
|