|
|
|
|
Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная группа В - 13,5%
С - 72,5%
Н - 14%
Возрастная группа старший дошкольный возраст (5-7 лет) Группа
№ 4
|
|
Обследуемые знания и практические умения воспитанников
|
Ф.И. ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание названий и назначения предметов русского народного
быта
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Использование предметов русского быта в соответствии с
назначением
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
Н
|
С
|
Воспроизведение характерных признаков предметов русского
народного быта в продуктивных видах деятельности
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
Н
|
С
|
Знание разных видов народно – прикладного творчества
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
Практическое ориентирование в разных видах народно –
прикладного творчества
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
В
|
С
|
В
|
Использование разных видов народно – прикладного
творчества в процессе продуктивной деятельности
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
Знание русских народных праздников, традиций, фольклора
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Самостоятельное моделирование своей деятельности в
процессе использования знаний о русской народной культуре
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и
умение пользоваться ими на практике
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Знание детьми русских народных игр и забав и умение
пользоваться ими самостоятельно
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты конечного диагностирования детей.
В - 13%
С - 64%
Н - 23%
Контрольная группа
Возрастная группа старший дошкольный возраст 5-7 лет Группа
№ 6
|
|
Обследуемые знания и практические умения воспитанников
|
Ф.И. ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание названий и назначения предметов русского народного
быта
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Использование предметов русского быта в соответствии с
назначением
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
В
|
В
|
В
|
Воспроизведение характерных признаков предметов русского
народного быта в продуктивных видах деятельности
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
Н
|
В
|
С
|
Знание разных видов народно – прикладного творчества
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
Практическое ориентирование в разных видах народно –
прикладного творчества
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
Использование разных видов народно – прикладного
творчества в процессе продуктивной деятельности
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Знание русских народных праздников, традиций, фольклора
|
С
|
Н
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Самостоятельное моделирование своей деятельности в
процессе использования знаний о русской народной культуре
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
Н
|
В
|
В
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и
умение пользоваться ими на практике
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
Н
|
С
|
Знание детьми русских народных игр и забав и умение
пользоваться ими самостоятельно
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
Н
|
С
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экспериментальная группа В - 46%
С - 47,5%
Н - 6,5%
Возрастная группа старший дошкольный возраст (5-7 лет) Группа
№ 4
|
|
Обследуемые знания и практические умения воспитанников
|
Ф.И. ребенка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание названий и назначения предметов русского народного
быта
|
В
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
В
|
В
|
С
|
С
|
В
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Использование предметов русского быта в соответствии с
назначением
|
В
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
В
|
В
|
С
|
С
|
В
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
Воспроизведение характерных признаков предметов русского
народного быта в продуктивных видах деятельности
|
В
|
С
|
Н
|
С
|
С
|
В
|
В
|
С
|
С
|
В
|
С
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
Знание разных видов народно – прикладного творчества
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
С
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
Практическое ориентирование в разных видах народно –
прикладного творчества
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
С
|
В
|
В
|
С
|
В
|
Использование разных видов народно – прикладного
творчества в процессе продуктивной деятельности
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
С
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
Н
|
Знание русских народных праздников, традиций, фольклора
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
С
|
В
|
В
|
В
|
В
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Самостоятельное моделирование своей деятельности в
процессе использования знаний о русской народной культуре
|
С
|
С
|
Н
|
В
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
Н
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
В
|
Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и
умение пользоваться ими на практике
|
С
|
В
|
Н
|
В
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
В
|
С
|
С
|
В
|
В
|
Знание детьми русских народных игр и забав и умение
пользоваться ими самостоятельно
|
С
|
С
|
Н
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
Н
|
С
|
В
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
С
|
В
|
В
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Таблица № 3 Сравнительная таблица процентных результатов по
ответам детей контрольной и экспериментальной групп к опроснику диагностической
методики первоначального изучения уровня самосознания у детей старшего
дошкольного возраста
Вариант ответа
|
Контрольная группа
|
Экспериментальная
группа
|
перечисление режимных моментов (=)
|
40%
|
45%
|
отсутствие ответа (-),
|
35%
|
30%
|
сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о
прошлых и будущих событиях (+).
|
15%
|
20%
|
по частоте встречаемости следующих типов ответов:
стереотипное повторение одного ответа (~)
|
10%
|
5%
|
Таблица № 4 Сравнительная таблица процентных результатов по
ответам детей контрольной и экспериментальной групп к опроснику диагностической
методики изучения уровня самосознания у детей после проведения комплекса
занятий
Вариант ответа
|
Контрольная группа
|
Экспериментальная группа
|
=
|
1-я стадия
|
2- я стадия
|
1- я стадия
|
2- я стадия
|
40%
|
45%
|
45%
|
40%
|
-
|
35%
|
30%
|
30%
|
25%
|
+
|
15%
|
15%
|
20%
|
25%
|
~
|
10%
|
10%
|
5%
|
10%
|
Приложение 4
Содержание дополнительной программы по этнокультурному
(русскому) компоненту образования (комплекс занятий).
Задачи.
Воспитывающие:
1.
Формировать
положительнее отношение к русской народной культуре
2.
Формировать
знания о богатой русской народной культуре.
3.
Воспитывать у
детей чувство гордости за сою страну, богатую славными традициями.
4.
Формировать
чувство причастности к русскому народу и русской культуре.
5.
Развивать у детей
познавательный интерес к русской народной культуре.
6.
Воспитывать
уважение к труду народных мастеров
Обучающие:
1.
Формировать
обобщенные знания и умения у детей об устном народном творчестве русского
народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных
и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.
2.
Дать детям знания
о русском декоративно – прикладном искусстве: городецкой росписи, жостовской.
3.
Учить различать
особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов,
для игрушек различных промыслов
4.
Знакомить детей с
народными традициями
5.
Формировать
навыки творческого рассказывания, учить придерживаться избранной сюжетной
линии.
6.
Развивать умение
детей подбирать эпитеты – прилагательные, описывающие изделия русских народных
промыслов
7.
Формировать понимание
взаимосвязи русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки
и русского фольклора.
8.
Расширять
представления детей о многообразии русских народных обрядовых и традиционных
праздниках
9.
Познакомить детей
с деревянными промыслами на Руси и художественных изделиях с лаковой живописью
10.
Развивать умения
создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при
этом чувства ритма, формы, симметрии.
11.
Развивать у детей
умения самостоятельно использовать устное народное творчество.
12.
Развивать
активность детей посредством использования русских народных игр.
Закрепляющие:
1.
Закреплять знания
детей о декоративно – прикладном русском искусстве: гжельской, дымковской,
хохломской росписи.
2.
Закреплять представления
детей о русской народной культуре, ее особенностях
3.
Закреплять знания
детей о русских – народных приметах, их смысле.
4.
Закреплять знания
детей об уже знакомых русских народных праздниках, играх, фольклоре.
5.
Познакомить детей
с русским народным костюмом: разнообразием и названием.
6.
Закреплять знания
детей о названиях и назначении русских народных музыкальных инструментов.
Раздел I
«Восенушка – осень» Сентябрь
№ занятия
|
Название темы
|
Теоретическая часть занятия
|
Практическая часть занятия
|
1
|
«Лето яркое».
|
Закрепить знания детей о лете. Беседа о лете. Знакомство
детей с понятием «месяцеслов».
|
Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. Чтение и
заучивание из месяцеслова: «Август – жнивень».
|
2
|
«Капустница- 27 сентября».
|
Беседа с детьми о том, какие они знают русские народные
праздники. Обогащение знаний детей о обрядовых праздниках.
|
Пение песенок, заучивание потешек. Разучивание игры
«Капуста».
|
3
|
«Гжель прекрасная».
|
Экскурсия в музей детского сада с целью знакомства с
гжельской росписью, керамикой. Знакомство со скопинской керамикой.
|
Рассматривание гжельской росписи. Чтение стихотворений о
гжельской росписи.
|
4
|
«Сентябрь»
|
Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и
приметах.
|
Заучивание заклички «Восенушка –осень». Заучивание из
месяцеслова: «Сентябрь – хмурень».
|
5
|
«Русская народная сказка»
|
Чтение сказки об уме и глупости. Знакомство со сказкой
«Про Филю».
|
Словесная игра «Филя и Уля».
|
6
|
«Семенов день - 14 сентября».
|
Обогащение знаний детей об этом празднике. Рассказ Хозяйки
о народных приметах и об обычаях, связанных с этим днем.
|
Разыгрывание содержания песен. Проведение русской народной
игры «Муха». Исполнение песни «Комарочек»
|
7
|
«Мезенская роспись»
|
Знакомство детей с мезенской росписью, ее отличием от
других видов росписи.
|
Создание узоров на плоскости.
|
8
|
«Осень – сноп последний косим».
|
Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и
приметах.
|
Разучивание закличек, песенок.
|
Октябрь
№ занятия
|
Название темы
|
Теоретическая часть занятия
|
Практическая часть занятия
|
1
|
«Матрешка».
|
Продолжать знакомство с русской матрешкой. Рассказ об
истории возникновения матрешки.
|
Рисование детьми семеновской матрешки по образцу.
Заучивание стихотворения о матрешках.
|
2
|
«Матрешка».
|
Рассказ воспитателя о ковровской матрешке и процессе
изготовления таких кукол.
|
Сравнительное описание детьми семеновской и ковровской
матрешек. Проведение игры- хоровода с матрешкой.
|
3
|
«Русская народная сказка »
|
Знакомство детей со сказкой «Семилетка»
|
Прослушивание русских народных песен, частушек. Чтение
потешек. Проведение русской народной игры «Ворон».
|
4
|
«Матрешка».
|
Закрепление пройденного материала о семеновской и
ковровской матрешках.
|
Сочинение детьми сказки про матрешку.
|
5
|
«Октябрь-месяц».
|
Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном
празднике «Покрове».
|
Пение песенок об октябре. Разучивание примет. Заучивание
из месяцеслова: «Октябрь – грязник»
|
6
|
«Русская народная игра».
|
Использование на занятии мотивов русских народных сказок,
пословиц.
|
Проведение русской народной игры «Петушиный бой»
|
7
|
«Гусли звончатые»
|
Знакомство с русским народным инструментом гуслями.
|
Загадывание загадок о русских народных инструментах.
Слушание русской народной мелодии (с присутствием в мелодии этого
инструмента)
|
8
|
«Золотая хохлома»
|
Экскурсия в музей детского сада с целью обогащения знания
детей о хохломской росписи.
|
Чтение стихотворений о хохломской росписи.
|
Ноябрь
№ занятия
|
Название темы
|
Теоретическая часть занятия
|
Практическая часть занятия
|
1
|
«Небесная Гжель».
|
Закрепление знаний детей о гжельской росписи.
|
Чтение стихотворений о гжельской росписи. Лепка изделия
для последующей росписи.
|
2
|
«Кузьминки- 14 ноября».
|
Расширение представления знаний о народном празднике.
Рассказ Хозяйки о народных приметах и об обычаях, связанных с днем Кузьмы и
Демьяна.
|
Разыгрывание содержания песен. Исполнение плясок,
загадывание загадок.
|
3
|
«Живет такая песня».
|
Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами
и поговорками о песне.
|
Прослушивание русских народных песен. Заучивание из
месяцеслова: «Ноябрь – листогной»
|
4
|
«Золотая хохлома».
|
Обогащение знаний детей о хохломской росписи. Рассказ о
традициях хохломской росписи.
|
Роспись миски (ложки, вазы, изготовление настенного панно)
хохломским узором.
|
5
|
«Богатырская Русь. Сказ о богатырях русской земли. Илья
Муромец».
|
Знакомство детей с русскими богатырями. Илья Муромец.
|
Чтение и беседа по рассказу о Илье Муромце.
|
6
|
«Русская изба»
|
Беседы с детьми о русской избе и быте.
|
Экскурсия с детьми в русскую горницу с целью ознакомления
детей с предметами быта.
|
7
|
«Хлеб – всему голова».
|
Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с
жерновками и их использованием.
|
Чтение рассказа о хлебе.
|
8
|
«Синичкин день»
|
Знакомство с народным праздником. Заключительная беседа об
осени. Рассказ о празднике Синичкин день.
|
Пение знакомых русских народных песенок, закличек.
|
Раздел II
«Зимние узоры» Декабрь
№ занятия
|
Название темы
|
Теоретическая часть занятия
|
Практическая часть занятия
|
1
|
«Русская народная игра».
|
Продолжать знакомство с русскими народными играми, беседа
о русских народных играх.
|
Проведение русской народной игры «Водяной». Использование
на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц.
|
2
|
«Новогодние игры».
|
Продолжать знакомство с русскими народными играми.
|
Использование на занятии мотивов русских народных сказок,
пословиц. Проведение русских народных новогодних игр «Арина», «Бабка Ежка».
|
3
|
«Богатырская Русь. Сказ о богатырях русской земли. Добрыня
Никитич».
|
Продолжать знакомить детей с русскими богатырями. Добрыня
Никитич.
|
Чтение и беседа по рассказу о Добрыне Никитиче.
|
4
|
«Дымковская игрушка».
|
Закрепление знаний детей о дымковской росписи.
|
Экскурсия в музей детского сада.
|
5
|
«Сине-голубое чудо Гжели».
|
Закрепление знаний детей о гжельской росписи.
|
Создание гжельского узора на вылепленных ранее фигурках.
|
6
|
«Дело мастера боится».
|
Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».
|
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение
пословиц о труде и мастерстве.
|
7
|
«Снегурочка».
|
Беседа о зиме. Слушание новых песенок, потешек.
|
Разучивание песенок, потешек. Знакомство со сказкой
«Снегурочка».
|
8
|
«Потрет Снегурочки»
|
Повторение пословиц и примет о зиме. Беседа о новогодних
праздниках на Руси (Святки, Колядки).
|
Использование навыков гжельской росписи в рисовании
портрета Снегурочки. Заучивание из месяцеслова: «Декабрь – студеный»
|
Январь
№ занятия
|
Название темы
|
Теоретическая часть занятия
|
Практическая часть занятия
|
1
|
«Зимние узоры».
|
Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
|
Рассматривание кружев. Экскурсия в музей детского сада.
Заучивание из месяцеслова: «Январь – просинец»
|
2
|
«Русский народный костюм»
|
Закрепление знаний детей о народном костюме.
Рассматривание разнообразных костюмов.
|
Прослушивание народных песен. Поэзия народного костюма.
Составление рассказа о народном костюме.
|
3
|
«Цветы Гжели».
|
Беседа о гжельской росписи – закрепление материала.
|
Рисование гжельской розы. Слушание русских народных
мелодий.
|
4
|
«Васильев День» -14 января
|
Знакомство детей с русскими народными праздниками.
Обогащение словаря детей новыми стихами, потешками и пр.
|
Слушание и исполнение песен. Разыгрывание сценок.
|
5
|
«Крещение» - 19 января
|
Знакомство детей с русскими народными праздниками.
Обогащение словаря детей новыми стихами, потешками и пр.
|
Слушание и исполнение песен. Разыгрывание сценок.
|
Февраль
№ занятия
|
Название темы
|
Теоретическая часть занятия
|
Практическая часть занятия
|
1
|
«У хозяюшки в гостях».
|
Знакомство детей с историей русского народа, обычаями, бытом.
|
Игра «Мы – хозяева избы».
|
2
|
«Лубочные картинки. Волшебный лоскуток»
|
Беседа о разновидностях изобразительного искусства и
русских мастерицах.
|
Рассматривание лубочных картин, лоскутного шитья.
|
3
|
«Зима – не лето, - в шубу не одето».
|
Беседа о характерных особенностях зимы.
|
Заучивание из месяцеслова «Февраль – бокогрей».
|
4
|
«Дымковская игрушка».
|
Беседа об изготовлении фигурки из глины.
|
Изготовление игрушек из глины для последующей росписи.
|
5
|
«Русская народная игра».
|
Беседа о русских народных играх. Развитие активности детей
посредством использования подвижных игр.
|
Использование на занятии мотивов русских народных сказок,
пословиц. Проведение русских народных рождественских игр «Два Мороза»,
«Скакалка», «Орешек».
|
6
|
«Путешествие в мир кукол».
|
Знакомство детей с русским народным творчеством,
традициями.
|
Рассматривание русских народных кукол, их особенностей.
|
7
|
«Масленица».
|
Беседа о Масленице.
|
Пение песен, частушек.
|
8
|
«Русская народная игрушка».
|
Знакомство детей с богородскими, федосеевскими, загорскими
игрушками и изделиями.
|
Посещение музея. Рассматривание богородских, федосеевских,
загорских изделий.
|
Раздел III
«Весна красна цветами» Март
№ занятия
|
Название темы
|
Теоретическая часть занятия
|
Практическая часть занятия
|
1
|
«Жостовская живопись».
|
Знакомство детей с жостовской лаковой живописью.
|
Чтение стихотворений об этом виде росписи.
|
2
|
«Дымковская игрушка».
|
Продолжать формировать знания детей о дымковской росписи.
|
Составление дымковских узоров на плоскости и на ранее
вылепленных изделиях.
|
3
|
Алексей – 30 марта
|
Продолжать знакомство детей с русскими праздниками.
|
Пение песенок, разыгрывание сценок.
|
4
|
«Оберег на Руси».
|
Знакомство с русскими народными традициями.
|
Рассматривание разнообразных оберегов.
|
5
|
«Весна красна».
|
Беседа о русских обычаях встречи весны.
|
Пение закличек о весне.
|
6
|
«Именинные дни».
|
Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа об
именинных днях. Разъяснение значения праздника.
|
Чтение поговорок, пословиц. Повторение знакомых русских
народных игр.
|
7
|
«День рождение леса».
|
Знакомство детей с русским народным праздником «Сороки».
|
Кукольный спектакль.
|
8
|
«Вербное воскресенье»
|
Знакомство детей с вербным воскресеньем.
|
Разучивание вербных игр «Салочки», «Вербохлест», «Ланта»,
«Палочка – выручалочка», «Займи место».
|
Апрель
№ занятия
|
Название темы
|
Теоретическая часть занятия
|
Практическая часть занятия
|
1
|
«Разноцветный Городец».
|
Рассказ Хозяйки об истории городецкого промысла.
|
Экскурсия в музей детского сада.
|
2
|
«Разноцветный Городец».
|
Закрепление материала о городецкой росписи.
|
Составление городецких узоров на плоскости. Развивать
умение создать выразительные узоры, соблюдая симметрию, ритм, форму.
|
3
|
«Благовещение» - 7 апреля.
|
Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о
празднике. Разъяснение значения праздника.
|
Чтение стихотворений. Участие детей в знакомых русских
народных играх.
|
4
|
«Весенние сказки бабушки Агафьи. Никитин день». (16
апреля).
|
Знакомство с русской сказкой, приуроченной к Никитиному
дню.
|
Слушание русских народных мотивов.
|
5
|
«Палеха».
|
Беседа о лаковой миниатюре Палеха и других «деревянных»
промыслах. Воспитание уважения к труду народных мастеров.
|
Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание деревянных
изделий.
|
6
|
«Русские народные игры и развлечения».
|
Продолжать знакомить детей с русскими народными играми и
развлечениями. Беседа об известных детям играх.
|
Знакомство детей с русскими народными играми: «Плетень»,
«Карусель».
|
7
|
«Сказ о богатырях русской земли. Алеша Попович».
|
Продолжать знакомить детей с русскими богатырями. Алеша
Попович.
|
Беседа с детьми по рассказу Хозяйки о русских богатырях.
|
8
|
«Пасха»
|
Продолжать знакомство детей с русскими праздниками. Беседа
о празднике. Разъяснение значения праздника.
|
Чтение закличек, стишков, пение песенок. Хороводные игры.
|
Май
№ занятия
|
Название темы
|
Теоретическая часть занятия
|
Практическая часть занятия
|
1
|
«Веселый Городец».
|
Рассказ о городецких изделиях.
|
Придумывание сказки «Чудо-конь».
|
2
|
«Жостовская живопись».
|
Закреплять знания детей о жостовской лаковой живописи.
|
Чтение стихотворений об этом виде росписи. Создание узоров
на плоскости.
|
3
|
«В гостях у мастеров Городца».
|
Закрепление знаний детей о городецкой росписи.
|
Рисование элементов городецкой росписи на плоскости.
|
4
|
«Ляльник» - 4 мая.
|
Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о
празднике. Разъяснение значения праздника.
|
Чтение закличек, стишков, пение песенок, сказки. Хороводные
игры.
|
5
|
«Егорьев День» - 6 мая
|
Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о
празднике. Разъяснение значения праздника.
|
Чтение закличек, стишков, пение песенок, сказки. Хороводные
игры.
|
6
|
«Русские народные игры».
|
Расширять представления детей о многообразии русских
народных игр. Беседа.
|
Знакомство детей с русскими народными играми: «Филин и
пташки», «Игровая». Закрепление игры: «Палочка – выручалочка»,
|
7
|
«Русская изба»
|
Формировать у детей умение создавать рассказ об избе,
придерживаться одной сюжетной линии.
|
Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение
русской народной игры «Заря- зарница» .
|
8
|
«Прощание с избой».
|
Заключительная беседа в русской избе.
|
Коллективная работа по декоративно – прикладному русскому
искусству.
|
Прогнозируемые результаты:
·
Дети имеют
обобщенные знания и умения об устном народном творчестве русского народа, традициях
и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых
праздниках русского народа, о быте на Руси.
·
Знают русское
декоративно – прикладное искусство во всех его проявлениях.
·
Умеют отличать
особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов,
для игрушек различных промыслов
·
Знают народные
традиции
·
Имеют навыки
творческого рассказывания, придерживаются избранной сюжетной линии.
·
Умеют подбирать
эпитеты – прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов
·
Осознают взаимосвязь
русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и
русского фольклора.
·
Имеют знания о
многообразии русских народных обрядовых и традиционных праздниках
·
Могут составить
связный рассказ о деревянных промыслах на Руси и художественных изделиях с
лаковой живописью
·
Умеют создавать
выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, при этом чувствуют ритм,
форму, симметрию.
·
Умеют
самостоятельно использовать устное народное творчество и играть самостоятельно
в русские народные подвижные игры
Страницы: 1, 2, 3
|
|
|
|
|