РУБРИКИ

Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста

Экспериментальная группа В - 13,5%

С - 72,5%

Н - 14%

Возрастная группа старший дошкольный возраст (5-7 лет) Группа № 4

 

Обследуемые знания и практические умения воспитанников

Ф.И. ребенка

 





















Знание названий и назначения предметов русского народного быта

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

С

С

Использование предметов русского быта в соответствии с назначением

С

В

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

С

Н

С

Н

С

Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

С

Н

С

Н

С

Знание разных видов народно – прикладного творчества

В

В

В

В

В

В

В

В

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

С

В

С

Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества

С

С

С

С

С

С

С

В

С

В

Н

С

С

С

С

С

В

В

С

В

Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

Н

С

С

С

С

С

В

С

С

Н

Знание русских народных праздников, традиций, фольклора

С

С

С

С

С

С

С

В

С

С

Н

С

С

С

С

В

С

С

С

С

Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

С

С

Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике

С

В

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

В

Н

С

С

С

Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно

С

С

Н

С

С

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

С

Н

С

С

С

Результаты конечного диагностирования детей.

В - 13%

С - 64%

Н - 23%

Контрольная группа


Возрастная группа старший дошкольный возраст 5-7 лет Группа № 6

 

Обследуемые знания и практические умения воспитанников

Ф.И. ребенка

 





















Знание названий и назначения предметов русского народного быта

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

Использование предметов русского быта в соответствии с назначением

Н

С

С

С

С

С

Н

Н

Н

Н

С

С

С

С

С

С

В

В

В

В

Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности

С

С

С

С

С

С

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

В

С

Знание разных видов народно – прикладного творчества

С

С

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

В

С

Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества

С

С

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

В

С

Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности

С

С

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

С

С

Знание русских народных праздников, традиций, фольклора

С

Н

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

Н

С

С

С

Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре

С

С

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

Н

В

В

С

Н

С

С

С

Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике

С

В

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

С

В

С

С

Н

С

Н

С

Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно

С

С

Н

С

С

С

В

С

С

Н

С

В

С

В

С

С

Н

С

Н

С


Экспериментальная группа В - 46%

С - 47,5%

Н - 6,5%

Возрастная группа старший дошкольный возраст (5-7 лет) Группа № 4

 

Обследуемые знания и практические умения воспитанников

Ф.И. ребенка

 





















Знание названий и назначения предметов русского народного быта

В

С

Н

С

С

В

В

С

С

В

С

В

Н

С

С

С

С

С

С

С

Использование предметов русского быта в соответствии с назначением

В

В

Н

С

С

В

В

С

С

В

С

В

С

С

С

С

С

С

Н

С

Воспроизведение характерных признаков предметов русского народного быта в продуктивных видах деятельности

В

С

Н

С

С

В

В

С

С

В

С

В

В

В

В

В

С

С

Н

С

Знание разных видов народно – прикладного творчества

В

В

В

В

В

В

В

В

С

С

В

В

В

В

С

С

С

С

В

С

Практическое ориентирование в разных видах народно – прикладного творчества

В

В

В

В

В

В

В

В

С

В

В

В

В

В

С

С

В

В

С

В

Использование разных видов народно – прикладного творчества в процессе продуктивной деятельности

В

В

В

В

В

В

В

В

С

С

В

В

В

В

С

С

В

С

С

Н

Знание русских народных праздников, традиций, фольклора

В

В

В

В

В

В

В

В

С

С

В

В

В

В

С

В

С

С

С

С

Самостоятельное моделирование своей деятельности в процессе использования знаний о русской народной культуре

С

С

Н

В

В

С

С

С

С

Н

С

В

Н

С

С

С

С

С

В

В

Знание детьми русских народных музыкальных инструментов и умение пользоваться ими на практике

С

В

Н

В

В

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

В

С

С

В

В

Знание детьми русских народных игр и забав и умение пользоваться ими самостоятельно

С

С

Н

В

С

С

С

С

С

Н

С

В

С

С

С

С

С

С

В

В



Приложение 3


Таблица № 3 Сравнительная таблица процентных результатов по ответам детей контрольной и экспериментальной групп к опроснику диагностической методики первоначального изучения уровня самосознания у детей старшего дошкольного возраста

Вариант ответа

Контрольная группа

Экспериментальная

группа

перечисление режимных моментов (=)

40%

45%

отсутствие ответа (-),

35%

30%

сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях (+).

15%

20%

по частоте встречаемости следующих типов ответов: стереотипное повторение одного ответа (~)

10%

5%


Таблица № 4 Сравнительная таблица процентных результатов по ответам детей контрольной и экспериментальной групп к опроснику диагностической методики изучения уровня самосознания у детей после проведения комплекса занятий

Вариант ответа

Контрольная группа

Экспериментальная группа

=

1-я стадия

2- я стадия

1- я стадия

2- я стадия

40%

45%

45%

40%

-

35%

30%

30%

25%

+

15%

15%

20%

25%

~

10%

10%

5%

10%


Приложение 4

Содержание дополнительной программы по этнокультурному (русскому) компоненту образования (комплекс занятий).

Задачи.

Воспитывающие:

1.                Формировать положительнее отношение к русской народной культуре

2.                Формировать знания о богатой русской народной культуре.

3.                Воспитывать у детей чувство гордости за сою страну, богатую славными традициями.

4.                Формировать чувство причастности к русскому народу и русской культуре.

5.                Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре.

6.                Воспитывать уважение к труду народных мастеров

Обучающие:

1.                Формировать обобщенные знания и умения у детей об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.

2.                Дать детям знания о русском декоративно – прикладном искусстве: городецкой росписи, жостовской.

3.                Учить различать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов

4.                Знакомить детей с народными традициями

5.                Формировать навыки творческого рассказывания, учить придерживаться избранной сюжетной линии.

6.                Развивать умение детей подбирать эпитеты – прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов

7.                Формировать понимание взаимосвязи русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.

8.                Расширять представления детей о многообразии русских народных обрядовых и традиционных праздниках

9.                Познакомить детей с деревянными промыслами на Руси и художественных изделиях с лаковой живописью

10.           Развивать умения создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувства ритма, формы, симметрии.

11.           Развивать у детей умения самостоятельно использовать устное народное творчество.

12.           Развивать активность детей посредством использования русских народных игр.

Закрепляющие:

1.                Закреплять знания детей о декоративно – прикладном русском искусстве: гжельской, дымковской, хохломской росписи.

2.                Закреплять представления детей о русской народной культуре, ее особенностях

3.                Закреплять знания детей о русских – народных приметах, их смысле.

4.                Закреплять знания детей об уже знакомых русских народных праздниках, играх, фольклоре.

5.                Познакомить детей с русским народным костюмом: разнообразием и названием.

6.                Закреплять знания детей о названиях и назначении русских народных музыкальных инструментов.


Раздел I «Восенушка – осень» Сентябрь

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Лето яркое».

Закрепить знания детей о лете. Беседа о лете. Знакомство детей с понятием «месяцеслов».

Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете. Чтение и заучивание из месяцеслова: «Август – жнивень».

2

«Капустница- 27 сентября».

Беседа с детьми о том, какие они знают русские народные праздники. Обогащение знаний детей о обрядовых праздниках.

Пение песенок, заучивание потешек. Разучивание игры «Капуста».

3

«Гжель прекрасная».

Экскурсия в музей детского сада с целью знакомства с гжельской росписью, керамикой. Знакомство со скопинской керамикой.

Рассматривание гжельской росписи. Чтение стихотворений о гжельской росписи.

4

«Сентябрь»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.

Заучивание заклички «Восенушка –осень». Заучивание из месяцеслова: «Сентябрь – хмурень».

5

«Русская народная сказка»

Чтение сказки об уме и глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю».

Словесная игра «Филя и Уля».

6

«Семенов день - 14 сентября».

Обогащение знаний детей об этом празднике. Рассказ Хозяйки о народных приметах и об обычаях, связанных с этим днем.

Разыгрывание содержания песен. Проведение русской народной игры «Муха». Исполнение песни «Комарочек»

7

«Мезенская роспись»

Знакомство детей с мезенской росписью, ее отличием от других видов росписи.

Создание узоров на плоскости.

8

«Осень – сноп последний косим».

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах.

Разучивание закличек, песенок.


Октябрь

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Матрешка».

Продолжать знакомство с русской матрешкой. Рассказ об истории возникновения матрешки.

Рисование детьми семеновской матрешки по образцу. Заучивание стихотворения о матрешках.

2

«Матрешка».

Рассказ воспитателя о ковровской матрешке и процессе изготовления таких кукол.

Сравнительное описание детьми семеновской и ковровской матрешек. Проведение игры- хоровода с матрешкой.

3

«Русская народная сказка »

Знакомство детей со сказкой «Семилетка»

Прослушивание русских народных песен, частушек. Чтение потешек. Проведение русской народной игры «Ворон».

4

«Матрешка».

Закрепление пройденного материала о семеновской и ковровской матрешках.

Сочинение детьми сказки про матрешку.

5

«Октябрь-месяц».

Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике «Покрове».

Пение песенок об октябре. Разучивание примет. Заучивание из месяцеслова: «Октябрь – грязник»

6

«Русская народная игра».

Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц.

Проведение русской народной игры «Петушиный бой»

7

«Гусли звончатые»

Знакомство с русским народным инструментом гуслями.

Загадывание загадок о русских народных инструментах. Слушание русской народной мелодии (с присутствием в мелодии этого инструмента)

8

«Золотая хохлома»

Экскурсия в музей детского сада с целью обогащения знания детей о хохломской росписи.

Чтение стихотворений о хохломской росписи.


Ноябрь

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Небесная Гжель».

Закрепление знаний детей о гжельской росписи.

Чтение стихотворений о гжельской росписи. Лепка изделия для последующей росписи.

2

«Кузьминки- 14 ноября».

Расширение представления знаний о народном празднике. Рассказ Хозяйки о народных приметах и об обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна.

Разыгрывание содержания песен. Исполнение плясок, загадывание загадок.

3

«Живет такая песня».

Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне.

Прослушивание русских народных песен. Заучивание из месяцеслова: «Ноябрь – листогной»

4

«Золотая хохлома».

Обогащение знаний детей о хохломской росписи. Рассказ о традициях хохломской росписи.

Роспись миски (ложки, вазы, изготовление настенного панно) хохломским узором.

5

«Богатырская Русь. Сказ о богатырях русской земли. Илья Муромец».

Знакомство детей с русскими богатырями. Илья Муромец.

Чтение и беседа по рассказу о Илье Муромце.

6

«Русская изба»

Беседы с детьми о русской избе и быте.

Экскурсия с детьми в русскую горницу с целью ознакомления детей с предметами быта.

7

«Хлеб – всему голова».

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновками и их использованием.

Чтение рассказа о хлебе.

8

«Синичкин день»

Знакомство с народным праздником. Заключительная беседа об осени. Рассказ о празднике Синичкин день.

Пение знакомых русских народных песенок, закличек.


Раздел II «Зимние узоры» Декабрь

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Русская народная игра».

Продолжать знакомство с русскими народными играми, беседа о русских народных играх.

Проведение русской народной игры «Водяной». Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц.

2

«Новогодние игры».

Продолжать знакомство с русскими народными играми.

Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. Проведение русских народных новогодних игр «Арина», «Бабка Ежка».

3

«Богатырская Русь. Сказ о богатырях русской земли. Добрыня Никитич».

Продолжать знакомить детей с русскими богатырями. Добрыня Никитич.

Чтение и беседа по рассказу о Добрыне Никитиче.

4

«Дымковская игрушка».

Закрепление знаний детей о дымковской росписи.

Экскурсия в музей детского сада.

5

«Сине-голубое чудо Гжели».

Закрепление знаний детей о гжельской росписи.

Создание гжельского узора на вылепленных ранее фигурках.

6

«Дело мастера боится».

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.

7

«Снегурочка».

Беседа о зиме. Слушание новых песенок, потешек.

Разучивание песенок, потешек. Знакомство со сказкой «Снегурочка».

8

«Потрет Снегурочки»

Повторение пословиц и примет о зиме. Беседа о новогодних праздниках на Руси (Святки, Колядки).

Использование навыков гжельской росписи в рисовании портрета Снегурочки. Заучивание из месяцеслова: «Декабрь – студеный»


Январь

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Зимние узоры».

Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.

Рассматривание кружев. Экскурсия в музей детского сада. Заучивание из месяцеслова: «Январь – просинец»

2

«Русский народный костюм»

Закрепление знаний детей о народном костюме. Рассматривание разнообразных костюмов.

Прослушивание народных песен. Поэзия народного костюма. Составление рассказа о народном костюме.

3

«Цветы Гжели».

Беседа о гжельской росписи – закрепление материала.

Рисование гжельской розы. Слушание русских народных мелодий.

4

«Васильев День» -14 января

Знакомство детей с русскими народными праздниками. Обогащение словаря детей новыми стихами, потешками и пр.

Слушание и исполнение песен. Разыгрывание сценок.

5

«Крещение» - 19 января

Знакомство детей с русскими народными праздниками. Обогащение словаря детей новыми стихами, потешками и пр.

Слушание и исполнение песен. Разыгрывание сценок.


Февраль

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«У хозяюшки в гостях».

Знакомство детей с историей русского народа, обычаями, бытом.

Игра «Мы – хозяева избы».

2

«Лубочные картинки. Волшебный лоскуток»

Беседа о разновидностях изобразительного искусства и русских мастерицах.

Рассматривание лубочных картин, лоскутного шитья.

3

«Зима – не лето, - в шубу не одето».

Беседа о характерных особенностях зимы.

Заучивание из месяцеслова «Февраль – бокогрей».

4

«Дымковская игрушка».

Беседа об изготовлении фигурки из глины.

Изготовление игрушек из глины для последующей росписи.

5

«Русская народная игра».

Беседа о русских народных играх. Развитие активности детей посредством использования подвижных игр.

Использование на занятии мотивов русских народных сказок, пословиц. Проведение русских народных рождественских игр «Два Мороза», «Скакалка», «Орешек».

6

«Путешествие в мир кукол».

Знакомство детей с русским народным творчеством, традициями.

Рассматривание русских народных кукол, их особенностей.

7

«Масленица».

Беседа о Масленице.

Пение песен, частушек.

8

«Русская народная игрушка».

Знакомство детей с богородскими, федосеевскими, загорскими игрушками и изделиями.

Посещение музея. Рассматривание богородских, федосеевских, загорских изделий.


Раздел III «Весна красна цветами» Март

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Жостовская живопись».

Знакомство детей с жостовской лаковой живописью.

Чтение стихотворений об этом виде росписи.

2

«Дымковская игрушка».

Продолжать формировать знания детей о дымковской росписи.

Составление дымковских узоров на плоскости и на ранее вылепленных изделиях.

3

Алексей – 30 марта

Продолжать знакомство детей с русскими праздниками.

Пение песенок, разыгрывание сценок.

4

«Оберег на Руси».

Знакомство с русскими народными традициями.

Рассматривание разнообразных оберегов.

5

«Весна красна».

Беседа о русских обычаях встречи весны.

Пение закличек о весне.

6

«Именинные дни».

Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа об именинных днях. Разъяснение значения праздника.

Чтение поговорок, пословиц. Повторение знакомых русских народных игр.

7

«День рождение леса».

Знакомство детей с русским народным праздником «Сороки».

Кукольный спектакль.

8

«Вербное воскресенье»

Знакомство детей с вербным воскресеньем.

Разучивание вербных игр «Салочки», «Вербохлест», «Ланта», «Палочка – выручалочка», «Займи место».


Апрель

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Разноцветный Городец».

Рассказ Хозяйки об истории городецкого промысла.

Экскурсия в музей детского сада.

2

«Разноцветный Городец».

Закрепление материала о городецкой росписи.

Составление городецких узоров на плоскости. Развивать умение создать выразительные узоры, соблюдая симметрию, ритм, форму.

3

«Благовещение» - 7 апреля.

Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника.

Чтение стихотворений. Участие детей в знакомых русских народных играх.

4

«Весенние сказки бабушки Агафьи. Никитин день». (16 апреля).

Знакомство с русской сказкой, приуроченной к Никитиному дню.

Слушание русских народных мотивов.

5

«Палеха».

Беседа о лаковой миниатюре Палеха и других «деревянных» промыслах. Воспитание уважения к труду народных мастеров.

Экскурсия в музей детского сада. Рассматривание деревянных изделий.

6

«Русские народные игры и развлечения».

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми и развлечениями. Беседа об известных детям играх.

Знакомство детей с русскими народными играми: «Плетень», «Карусель».

7

«Сказ о богатырях русской земли. Алеша Попович».

Продолжать знакомить детей с русскими богатырями. Алеша Попович.

Беседа с детьми по рассказу Хозяйки о русских богатырях.

8

«Пасха»

Продолжать знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника.

Чтение закличек, стишков, пение песенок. Хороводные игры.


Май

№ занятия

Название темы

Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия

1

«Веселый Городец».

Рассказ о городецких изделиях.

Придумывание сказки «Чудо-конь».

2

«Жостовская живопись».

Закреплять знания детей о жостовской лаковой живописи.

Чтение стихотворений об этом виде росписи. Создание узоров на плоскости.

3

«В гостях у мастеров Городца».

Закрепление знаний детей о городецкой росписи.

Рисование элементов городецкой росписи на плоскости.

4

«Ляльник» - 4 мая.

Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника.

Чтение закличек, стишков, пение песенок, сказки. Хороводные игры.

5

«Егорьев День» - 6 мая

Знакомство детей с русскими праздниками. Беседа о празднике. Разъяснение значения праздника.

Чтение закличек, стишков, пение песенок, сказки. Хороводные игры.

6

«Русские народные игры».

Расширять представления детей о многообразии русских народных игр. Беседа.

Знакомство детей с русскими народными играми: «Филин и пташки», «Игровая». Закрепление игры: «Палочка – выручалочка»,

7

«Русская изба»

Формировать у детей умение создавать рассказ об избе, придерживаться одной сюжетной линии.

Загадывание загадок об избе и предметах быта. Проведение русской народной игры «Заря- зарница» .

8

«Прощание с избой».

Заключительная беседа в русской избе.

Коллективная работа по декоративно – прикладному русскому искусству.


Прогнозируемые результаты:

·                   Дети имеют обобщенные знания и умения об устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.

·                   Знают русское декоративно – прикладное искусство во всех его проявлениях.

·                   Умеют отличать особенности, характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов

·                   Знают народные традиции

·                   Имеют навыки творческого рассказывания, придерживаются избранной сюжетной линии.

·                   Умеют подбирать эпитеты – прилагательные, описывающие изделия русских народных промыслов

·                   Осознают взаимосвязь русского декоративно – прикладного искусства, русской народной музыки и русского фольклора.

·                   Имеют знания о многообразии русских народных обрядовых и традиционных праздниках

·                   Могут составить связный рассказ о деревянных промыслах на Руси и художественных изделиях с лаковой живописью

·                   Умеют создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, при этом чувствуют ритм, форму, симметрию.

·                   Умеют самостоятельно использовать устное народное творчество и играть самостоятельно в русские народные подвижные игры

 


Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.