РУБРИКИ

Влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младших школьников

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние стратегий поведения родителей в конфликте на психические особенности младших школьников

И.В. Гребенщиков и соавторы считают, что те, кто выступает против семейного воспитания, аргументируют свои взгляды, ссылаясь в основном на его недостатки, на педагогическую неподготовленность родителей, на то, что воспитательский труд родителей является якобы непроизводительным, на наличие в семейном быту пережитков прошлого, и отмечают, что большинство таких замечаний справедливы. Но приводимые доводы в большинстве своем не вытекают из природы семьи и семейного воспитания. Они обусловлены ошибками родителей, недооценкой значимости семейного воспитания, противоречивостью переходного периода от старого семейного уклада к новому и рядом других обстоятельств. Значит, указанные выше причины носят преходящий характер и из них же вытекает необходимость замены семейного воспитания общественным.

Авторы отмечают непрерывность, продолжительность, разносторонность семейного воспитания и указывают на то, что оно по своей сущности всегда имеет общественный характер. В этом с семьей не может сравниться ни один воспитательный институт, человек связан с семьей и подвергается ее воздействию (в разных формах и с разной интенсивностью) со дня рождения и до конца своей жизни. Незаменимость воздействия семьи на ребенка определяет и своеобразие процесса семейного воспитания. Осознанная и целенаправленная педагогическая деятельность родителей сочетается с повседневным и очень сильным влиянием на детей уклада жизни семьи. Велика роль личного примера и авторитета отца и матери, родственных чувств, эмоциональности взаимоотношений воспитателей и воспитуемых, которой нельзя достичь вне семьи.

Известны много случаев, когда дитя человека довольно продолжительное время росло в логове зверя. Несмотря на тщетные попытки врачей и найденных родителей «очеловечить» таких детей, результаты были минимальны. Судьба всех детей, попавших на воспитание к животным, трагична. И это понятно. Английский писатель Вильям Годвин утверждал: «Все, чем человек со своим разумом отличается от животного, является результатом жизни в обществе». Еще более глубокую мысль высказал К. Маркс: «Если человек по природе своей общественное существо, то он, стало быть, только в обществе может развить свою истинную природу...». В настоящее время большинство психологов считают: «Без усвоения опыта человечества, без общения с себе подобными не будет развитых, собственно человеческих чувств, не разовьется способность к произвольному вниманию и памяти, способность к абстрактному мышлению, не сформируется человеческая личность... В то время как маленькая обезьянка, волею случая оставшаяся одна, без стада, все равно будет проявлять себя как обезьянка, человек только тогда станет человеком, если его развитие проходит среди людей». Значит, с рождением ребенка еще не рождается личность; личность формируется только в человеческом окружении. А ближайшее окружение новорожденного — семья: мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Значит, родителям и членам семьи принадлежит решающая роль в том, чтобы новорожденный развивался как человек и в дальнейшем стал субъектом, хозяином своего развития, т. е. личностью.

Именно чувство любви к матери дает могучий толчок для развития богатейшей гаммы нравственных и эстетических чувств. Пробудившиеся к матери чувства ребенок переносит на отца, на остальных членов семьи, а по мере расширения круга общения и на других людей. Это еще одно доказательство того, что именно семья годы жизни ребенка оказывает на его развитие решающее влияние. В силу гибкости и пластичности нервной системы и мозга дети раннего возраста наиболее восприимчивы к различным видам воздействия; так как у детей этого возраста еще отсутствует собственный опыт, то их восприятия воздействий среды (т. е. в это время семьи) являются весьма важными и глубокими.

Рассуждая о роли семьи в процессе развития личности, В.Я. Титаренко считает, что семья обладает целой палитрой свойственных ей стимуляторов психосоциального развития ребенка, важнейшие из которых - интенсивность и богатство общения со взрослыми. Интимные и стойкие эмоциональные контакты с постоянными лицами (мать, отец и другие члены семьи), родительская и, прежде всего материнская, любовь, внимание и забота, это естественные, имманентно присущие ей стимуляторы, наиболее полно отвечающие потребностям развития ребенка, его эмоционального мира и культуры, богатейшего спектра высших человеческих чувств [63].

На развитие личности ребенка оказывают влияние социальные, расовые и этнические факторы семьи, - считает Л. Ковар. Исследуя американских детей в возрасте от 5 до 12 лет, признанных больными и переведенных из своих семей в психиатрическую больницу, автор отмечает, что чаще всего туда попадают дети из бедных семей, представители расовых и этнических меньшинств - категория людей, занимающая шаткое, неопределенное положение в американском обществе. Каждая семья, в которой растет такой ребенок, представляет собой неповторимое сочетание индивидуальностей, традиций и представлений, но отвечает также общим социальным требованиям, усваиваемым как на уровне эмпатии, так и посредством прямых предписаний. Каждый такой ребенок уникален по темпераменту и по восприимчивости. Исследования Л. Ковара являются свидетельством того, что «внешний мир не может сам собой обеспечить родителей материальной поддержкой и чувством независимости, значимости, а также того, что семья не может автоматически удовлетворить своих членов в плане независимости или близости»... «Семья служит призмой, преломляющей сложности внешнего мира и свои собственные. Взаимное общение родителей, испытывающих материальную нужду приносит им мало утешения, их поведение и восприятие друг друга искажено, а это накладывает тяжелый отпечаток на развитие детей на всем протяжении от младенчества до юности. Это основная закономерность, имеющая разнообразные проявления».

На формирование положительных или отрицательных качеств ребенка семейной атмосферой и отношением родителей, - указывает Н.Н. Обзоров. Ребенок - не механическая копия матери или отца, либо «смешанный набор их черт», - пишет автор. Ребенок, если он единственный, попадает в сложную систему отношений взрослых людей, каждый что-то дает ему для развития личности. Особенно сложная ситуация возникает тогда, когда семья большая, включает бабушку и дедушку. И каждый из родных пытается воспитывать ребенка по-своему, не сообразуясь с мнениями и усилиями остальных. В этом случае, особенно если у ребенка «сильный» природный темперамент и база для самостоятельного характера, подопечный сам занимается своим воспитанием, будучи не в силах примерить противоречивые требования окружающих. Ну а если его безмерно любят и балуют, не дают ему возможности «отбиться от рук», ребенок манипулирует родственниками в своих интересах и есть опасность, что из него вырастет эгоист, который любит только себя и везде избирает позицию «центра мира» [54].

У. Бронфенбренер выделил ряд факторов, определяющих формирование и развитие личности ребенка. Так, отсутствие в семье отца в значительной степени сказывается на развитии мальчика, что связано с отсутствием эталона для подражания, образцов «мужского» поведения. В семье, где безгранично главенствует мать, дети малоинициативны, ждут указаний и решений от других. Чувство ответственности и самостоятельности формируется у ребенка в том случае, когда в семье всем заправляет родитель его же пола. Мальчики более ответственны, если за дисциплиной в семье следит отец, девочки более активны, если авторитетом в семье является мать. Самостоятельность детей обоих полов выше при одинаково высокой воспитательной активности обоих полов, если один выполняет дисциплинарную, другой - поддерживающую функцию. Сходство личностных черт родителей положительно влияет на формирование у ребенка активной жизненной позиции, а это значит, что супружеская совместимость является условием развития гармоничной, активной и цельной личности ребенка.

И.В. Гребенщиков и соавторы рассматривают ошибки семейного воспитания, под которыми, как они считают, чаще всего подразумеваются конкретные неправильные поступки родителей в процессе преднамеренного воздействия на детей с целью привития им тех или иных взглядов, качеств. Но круг влияния семьи на ребенка, не ограничивается подобной деятельностью взрослых. На формирование личности подрастающего человека сильное влияние оказывает весь образ жизни семьи. И если отец и мать имеют о семейном образе жизни неправильные представления, если они не способствуют созданию педагогически целесообразного уклада жизни семьи, то это отрицательно сказывается не только на формировании отдельных качеств ребенка, а и на уровне воспитательности личности в целом.

Ошибки родителей авторы условно делят на две группы: неправильные действия отцов и матерей, связанные с отрицательным влиянием на детей всего уклада жизни семьи, их личного примера и неправильные представления и поступки родителей, связанные с конкретным воздействием на ребенка.

По данным исследований, где родители школьников перечисляли ошибки, встречающиеся в семейном воспитании - из более 50 отмеченных разнообразных ошибок, наиболее серьезными и довольно часто встречающимися были такие как недостаток внимания в первые годы жизни (в дошкольный период) ребенка; отсутствие единых требований в воспитании; слепая, неразумная любовь; единственный ребенок является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи; у родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у сына (дочери) оно должно быть беззаботным, легким; нетребовательность родителей; из-за болезни сына (дочери) родители не предъявляют нужные требования, боясь ухудшить его (ее) здоровье; родители основное внимание сосредоточили на улучшении материально-бытовых условий жизни семьи, а воспитанию придавали второстепенное значение; семья плохо представляет цель, задачи, средства и методы воспитания; избалованность хорошими материальными условиями в семье; противоречивость воспитательных воздействий; чрезмерная строгость и др.

Наиболее значимыми, отрицательно отражающимися на детях оказались две из этих ошибок: когда родители плохо представляют цель, задачи, средства, формы и методы семейного воспитания, и когда в семье отсутствуют единые, требования и линия в воспитании детей. Отрицательное влияние этих ошибок распространяется не только на учебные успехи, но и на многие другие качества, в том числе на общественную активность школьников [16].

Обе ошибки нередко встречаются в одних и тех же семьях и как бы дополняют одна другую, еще больше осложняя тем самым воспитательную обстановку в семье. Это замечание относится не только к этим двум, но и к другим ошибкам родителей.

В.И. Зацепин, рассматривает различные типы семей и, классифицируя их по качеству отношений, педагогически слабыми называет конфликтные, социально неблагополучные и дезорганизованные семьи [54].

Анализ публикаций показал, что развитие личности ребенка идет в нескольких направлениях-сферах:

-                   Мотивационную сферу характеризует постепенный переход от аморфной одноуровневой системы побуждений к иерархическому построению системы мотивов, а также тенденция к формированию созидательного и волевого регулирования поведения ребенка.

-                   Меняется направленность его интересов - от взрослых к сверстникам, возникает просоциальное поведение мотивированное моральными соображениями, долгом, альтруистическими установками.

-                   В эмоциональной сфере проявляется большее разнообразие интонаций, оттенков мимики, развиваются социальные эмоции, такие как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию, появляется способность к эмоциональной децентрации, но при этом ребенок младшего школьного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от учителя и других значимых взрослых.

-                   Происходит перестройка умственных, познавательных процессов: расширяется кругозор, развивается мышление, изменяется характер всех психических процессов - восприятия, памяти, внимания, делая их более сознательными и управляемыми, формируются основы мировоззрения.

-                   Преодолевая многие трудности в общении - с одноклассниками, учителем - дети учатся находить новые способы общения и взаимодействия друг с другом, в процессе чего происходит формирование самосознания ребенка.

-                   Дети с отрицательной самооценкой, склонны всюду видеть непреодолимые препятствия, они хуже приспосабливаются к школьной жизни, трудно сходятся со сверстниками, учатся с напряжением.

-                   Характер формируется под воздействием общественно-исторических условий, направленности воспитания, особенностей природной организации ребенка.

-                   Степень социальной адаптации ребенка определяется активностью и направленностью его в период досуга, адекватностью трудовой деятельности и обучения, а так же уровнем социального функционирования семьи в целом.

Важнейшим фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является семья, в частности ее социальный статус, уклад и образ жизни, стиль воспитания, отношение родителей к ребенку, и их личный пример, манера общения, отсутствие одного из родителей, наличие детей и родственников, особенности взаимоотношений между членами семьи и между родителями.

Мы предполагаем, что особенности взаимоотношений родителей, их поведение в конфликте влияют на развитие тех или иных личностных качеств ребенка. Поэтому следующая глава будет посвящена рассмотрению понятия конфликт, видов, особенностей и причин его протекания в семье, а так же стратегий поведения в конфликте.


ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В КОНФЛИКТЕ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


2.1 Конфликт в понимании психологической науки


Чтобы выяснить психологическую сущность семейных конфликтов, рассмотрим понятие «конфликт» в различных научных подходах.

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - столкновение. Н.В. Гришина провела анализ определений конфликта, используемых зарубежными исследователями и пришла к выводу, что при всех различиях, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:

-                   Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.

-                   Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.

-                   Психическая борьба, возникающая как результат функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.

-                   Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.

Дальнейший анализ показал, что общий синонимический ряд понятий «конфликт» включает: конфликт (conflict), спор, соперничество (contest), единоборство (combat), борьбу (fight), скандал (affray), дружеское соревнование и враждебную борьбу за достижение цели, вооруженный конфликт, столкновение индивидуальных соперников, публичное столкновение, шумная ссора. Практически неизменным компонентом значения «конфликт» является столкновение оппозиционных начал, чаще всего – двух.

Попытки западных учёных упорядочить разнообразие определения конфликта также не увенчались успехом. И это действительно непросто, ведь, как пишет Ф.Е. Василюк, «если задаться целью найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы абсолютно бессодержательно: конфликт- это столкновение чего-то с чем-то».

Конфликты изучает наука конфликтология, но понятие конфликта сегодня не принадлежит к какой-то одной определенной области науки или практики. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов в анализе работ по исследованию конфликтов выделяют 11 областей научного знания, так или иначе изучающих конфликты: психология, социология, политология, история, философия, искусствоведение, педагогика, правоведение, социобиология, математика и военные науки. Где психология стоит на первом месте по количеству публикаций по данной теме [3].

Так в философском понимании, конфликт описывается как «предельный случай обострения противоречия». Тогда, например, социальный конфликт может быть определен как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении различных общностей-классов, наций, государств, социальных групп, социальных институтов и т.п., обусловленном противоположностью или существенном различии их интересов, целей, тенденций развития».

В «Психологическом словаре» конфликт описывается как «трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями».

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов под конфликтом понимают «наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».

Б.И. Хасан предлагает следующее понимание конфликта: «Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимодополняют друг друга, требуя для этого специальной организации.

При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализирующее противоречие, т.е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие должно воплотиться в действиях и в столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет».

Устойчивый и продолжительный интерес психологов к конфликтам, а так же разнообразие теоретических и практических работ на эту тему свидетельствует о том, что психологическая традиция изучения конфликтов является наиболее богатой и развитой из всех научных дисциплин, интересующихся конфликтами. Рассмотрим некоторые из них.

Предметом изучения психологии являются психологические (внутриличностные), межличностные, межгрупповые и внутригрупповые конфликты. Внутренние конфликты человека были объектом пристального внимания со стороны психоанализа и психодинамических направлений, которые основывают свое понимание личности и ее развития на представлении о противоречиях в конфликтах между различными сферами личности. К. Холл и Г. Линдсей категорично заявляют, что «в сущности, все теоретики личности, любой веры и убеждений, полагают, что в личности действуют противоположные тенденции, которые могут вступать в конфликт». Им вторят Л. Хьелл и Д. Зигдер, утверждающие, что личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте. Традиция подобного понимания заложена З.Фрейдом, который «первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания». По Фрейду, человек находится в состоянии постоянного и внутреннего конфликта с окружающими и миром в целом, где прослеживается идеи «обреченности» человека на конфликт, разрушительного влияния на личность патогенных конфликтов и необходимость избавить человека от этих конфликтов.

Проблемами внутренних конфликтов интересовались последователи и критики психоанализа. Так, например К. Хорни выделяет нормальный и невротический конфликты. Невротический конфликт всегда бессознателен: внутренние противоречия поглощают человека, не оставляют ему выбора, делают его беспомощным. Невротик не просто теряет способность разобраться в себе и своих желаниях, он становится не способным к решению своих внутренних проблем, что и оказывается главным источником конфликта. Теория А.Адлера рассматривает поведение человека в социальном контексте, где конфликт между человеком и обществом считается «неестественным». «Проблемность» во взаимодействии индивида с обществом автор связывает с «невротическим» стилем жизни», который является следствием «трудного детства» и характеризуется такими особенностями, как эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалистичность.

Таким образом, в работах психоаналитиков межличностные трудности и конфликты, переживаемые человеком, интерпретируются как явления, имеющие интерапсихическое происхождение. Даже в более поздних работах, например в фундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца, социальная жизнь взрослого человека рассматривается как предопределенная опытом детства, формирующим фундаментальные межличностные потребности и соответствующий личностный тип, который либо задает адекватную интеграцию в отношениях с другими, либо создает проблемы в сфере межличностных контактов. Наиболее отличной от позиции Фрейда в отношении к конфликтам является концепция Э. Эриксона, в которой утверждается, что «каждый личный и социальный кризис представляет собой своего рода вызов, приводящий индивидуума к личностному росту и преодолению жизненных препятствий», а знание того, как человек справляется со значительными жизненными проблемами, составляет «единственный ключ к пониманию его жизни». Так тема конфликтов приобретает иное звучание, конфликты начинают нести позитивный заряд и становятся важнейшим моментом развития.

Оппозицией понимания конфликтов как явления интрапсихического происхождения стал перенос акцента на внешние детерминанты их возникновения. Ситуационные подходы в изучении конфликта представлены, прежде всего, бихевиористской традицией. Поскольку их подходы сделали центральным предметом своего внимания поведение в его различных формах, то и их интерес к конфликтам ограничивался главным образом внешне наблюдаемыми конфликтами - в первую очередь межличностными и межгрупповыми. Одним из представителей ситуационного подхода к природе конфликта является М. Дойч. Ключевым моментом его теории является «закон социальных отношений», в соответствии с которым конкуренция вызывает и вызывается использованием тактики принуждения, угрозы или хитрости; попытками увеличить различия в силе между собой и другими; ограниченной коммуникацией; минимизацией осознания сходства в ценностях и увеличением чувствительности к противоположным интересам; подозрительными или враждебными установками; значимость, ригидностью и масштабностью конфликтной проблемы и т.д. Таким образом, М.Дойч описывает конфликтную феноменологию как следствие объективного столкновения интересов.

Исследования М. Дойча нашли свое отражение и в экспериментах других психологов, например М.Шерифа, в которых конфликт создавался в реальных условиях человеческого взаимодействия, в частности он рассматривает межгрупповые конфликты. Результат, к которому приходит автор в своих исследованиях, заключается в том, что объективно конкурентная ситуация, в которой оказывались создаваемые им группы, вызывала конфликт между ними.

Таким образом, главное достоинство ситуационного подхода к проблеме конфликта, это доказательство того, что конфликт и агрессия не являются лишь самогенерируемыми интерапсихическими событиями, это еще и результат зависимости от внешних условий, ситуации (стимула).

С началом становления когнитивистских подходов в психологии стал проявляться все больший интерес к роли когнитивных процессов в регуляции взаимодействия людей, к тем субъективным образам окружающей действительности, которые складываются у индивида и организуются в связные и по возможности непротиворечивые интерпретации картины мира. К.Левин ввел принципиально иное, чем у бихевиористов, понимание среды, окружающей индивида. В соответствии с теорией поля «описание ситуации должно быть скорее «субъективным», нежели «объективным», т.е. ситуация должна описываться с позиции индивида, поведение которого исследуется, а не наблюдателя». Конфликт «психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины».

Идеи К. Левина о природе конфликтов стали непосредственным источником теорий когнитивного соответствия, в том числе и теории структурного баланса Ф. Хайдера, которая посвящена анализу согласованности между системой установок индивида и его знаниями об установках и поведении окружающих, где он анализирует балансные и небалансные состояния в отношениях людей и, исходя из положения о стремлении социального целого к балансу, возможные пути достижения баланса. Конфликт, в соответствии с этой теорией, возникает тогда, когда установление баланса невозможно в силу того, что «определенное соотношение единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека», т.е. сущность социально-психологического конфликта в его трактовке - это определенное рассогласование между системой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведении других, между системами представлений разных людей.

Таким образом, когнитивистские подходы в изучении конфликтов были реализованы не только в акценте на субъективном переживании человека как ключевом факторе объяснения феноменологии конфликтов, но и в описании нового их измерения — когнитивного пространства.

Для отечественной психологической науки было характерно принятие субъективной оценки человеком сложившейся ситуации, его субъективного переживания в качестве обязательного компонента наличия конфликта. В.Н.Мясищев писал о месте переживаний в системе отношений личности: «...Переживание оказывается при глубоком анализе производным от личности переживаемого, и само должно быть объяснено в связи с ее особенностями...». В.С. Мерлин в качестве обязательного условия возникновения конфликта рассматривает субъективную неразрешимость ситуации, которая не может быть ничем иным, как результатом соответствующей оценки, интерпретации ее человеком.

Таким образом, можно сказать, что позиция отечественных психологов основана на том, что восприятие и интерпретация внешней ситуации и внутренних переживаний это обязательное условие существования конфликта, а сама по себе внешняя ситуация, каких бы противоречий она не содержала, не может автоматически привести к развитию конфликта, т.е. когнитивная составляющая является обязательным условием возникновения конфликта.

Изменение отношения к конфликту, как к явлению не только естественному и закономерному, но и к выполняющему важные функции в психической жизни человека - это заслуга, прежде всего, гуманистической психологии. Как пишет Р. Мэй: «предельная целостность человеческой личности, не только не возможна, но и не желательна... Личность динамична, а не статична, ее стихия творчество, а не прозябание. Наша цель - новое конструктивное перераспределение напряжений, а не абсолютная гармония. Полное устранение конфликтов приведет к застою; нашей задачей является превращение деструктивных конфликтов в конструктивные».

Современная точка зрения исходит из представления о двойственной природе конфликта, в том числе и о его позитивных функциях:

-                   Конфликт - источник развития;

-                   Конфликт - сигнал к изменению;

-                   Конфликт - возможность сближения;

-                   Конфликт - возможность разрядки напряжения, «оздоровления» отношении.

Таким образом, анализ различных подходов к понятию «конфликт» показывает, что оно применяется для обозначения широкого круга явлений от внутриличностного до социального уровня. При всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального либо в силу ограничения охватываемых им явлений, являясь лишь частью конфликтной феноменологии, либо из-за многозначительности используемых формулировок.

Анализ публикаций по проблеме конфликта показал, что психоаналитический подход рассматривает конфликты как явления, имеющие интерапсихическое происхождение; ситуационный подход - как результат зависимости от внешних условий, ситуации (стимула). Когнитивистские подходы видят конфликт в новом измерении - когнитивном пространстве; позиция отечественных психологов основана на том, что восприятие и интерпретация внешней ситуации и внутренних переживаний, это обязательное условие существования конфликта, тем самым также указывает на когнитивную составляющую его возникновения. Современная психология отмечает позитивные функции конфликта.

На наш взгляд современная психология зрения наиболее точно отражает значимость внутриличностного и межличностного конфликтов, как естественной формы принятия людей, признавая важные функции конфликтов в развитии личности и ее отношениях с другими людьми. Следовательно, чтобы конфликт не был только спором, соперничеством и «враждебной войной», доставляющим неприятности, необходимо выяснить какие бывают конфликты.


2.2 Классификация конфликтов. Межличностные конфликты


Конфликты, представляющие собой сложное социально-психологическое явление, весьма многообразны и для того, чтобы лучше ориентироваться в их специфических проявлениях необходимо рассмотреть их классификации.

Г.Н. Макаров выделяет следующие виды конфликтов, классифицируя их по причинам возникающих противоречий:

1.                 Экономические конфликты. В их основе — столкновение экономических противоречий, когда экономические потребности одной стороны удовлетворяются (или могут быть удовлетворены) за счет другой. Чем глубже эти противоречия, чем сильнее столкновение, тем глубже и устойчивее конфликты, тем труднее (а иногда и невозможно) их разрешить. Именно экономические конфликты чаще всего лежат в основе глобальных противоречий между государствами, группами людей. Экономические конфликты могут возникать и между отдельными людьми.

2.                 Идеологические конфликты. В основе - противоречия во взглядах, установках людей на самые разные вопросы жизни общества, государства, коллектива, различия в жизненных позициях. Они могут возникать как на уровне макросреды (общества), так и в самых малых объединениях, между отдельными лицами. Эти конфликты не менее распространены, чем экономические, могут быть не менее глубокими, острыми и трудноразрешимыми, могут касаться отношения к политике государства, партии; могут быть связаны с межнациональными, семейными отношениями как в быту, так и в официальной обстановке.

3.                 Социально-бытовые конфликты. Связаны с противоречиями групп или отдельных людей по вопросам жилья, пользования бытовыми услугами распределения обязанностей, установки очередности предоставления социально-бытовых услуг и т.п.

4.                 Семейно-бытовые конфликты. В том числе и перечисленные выше, но самый главный них — дисгармония семейных отношений, неблагополучие психологической атмосферы семьи. Причины этих нарушений имеют самые различные уровни значимости: от мелких бытовых неурядиц, морально-бытовой распущенности членов семьи до серьезных идеологических расхождений, прямо или косвенно влияющих на организацию многочисленных сторон ее жизни.

5.                 Социально-психологические конфликты. Проявляются как в отношении между группами, так и отдельными людьми. В основе этой группы конфликтов — нарушения в области взаимоотношений. Причина нарушений: психологическая несовместимость, т. е. неосознанное, ничем не мотивированное неприятие человека человеком, вызывающее у одной из сторон или одновременно у каждой стороны неприятные эмоциональные состояния. Причиной может быть борьба за лидерство, за влияние, за престижное положение, за внимание, поддержку окружающих.

6.                 Эмоционально-неврогенные конфликты. В основе их не столкновение каких-либо интересов, а эмоциональные состояния, которые вызывают напряженную обстановку и в конечном счете перерастают в действительные конфликты самого разнообразного характера: от экономических, идеологических до семейно-бытовых. Причины такого рода конфликтов лежат в сфере состояния здоровья и особенно — нервной системы людей. Это могут быть неврозы, навязчивые состояния, отклонения в сфере интимных отношений, патологические влечения (алкоголь, наркотики и пр.).

7.                 Психолого-педагогические конфликты. В их основе — противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе при столкновении требований, интересов педагогов и учащихся, нуждающихся в разрешении и гармонизации отношений. Эти конфликты могут быть в системе «учитель -ученик», «учитель - учащиеся», «педагоги - учащиеся».

Типы конфликтов представленные другими авторами классифицируются следующим образом:

Классификация конфликтов по интенсивности, предложенная С. Хэнди, выделяет спор, конкуренцию и собственно конфликт. В процессе спора идет обсуждение, и сознание потенциально подготавливается к открытию новых возможностей в ситуации. В ходе конкуренции две стороны соперничают, чтобы достигнуть цели первыми или с лучшими результатами, что стимулирует развитие творчества в работе. Во время потенциально вредного конфликта каждая сторона пытается помешать другой достичь ее цели.

По сфере возникновения конфликты делят на деловые, связанные с выполнением человеком должностных обязанностей, и личностные, затрагивающие его неофициальные отношения.

По степени выраженности выделяют открытые конфликты, характеризующиеся явно выраженным столкновением оппонентов, и скрытые (латентные), в которых отсутствуют внешние агрессивные действия между сторонами. Латентные конфликты представляют большую опасность по сравнению с открытыми, так как распознаются часто на той стадии, когда разрешение конфликта невозможно без применения непопулярных и далеко не всегда эффективных мер.

По масштабу конфликты делят на общие, охватывающие всю организацию в целом, и парциальные, захватывающие ее отдельную часть, причем парциальные конфликты без надлежащего управления грозят перейти в общие.

По стадии развития конфликты могут быть зарождающимися, зрелыми и угасающими. С точки зрения легкости управления, зарождающиеся конфликты лучше поддаются влиянию, зрелые конфликты часто затрудняются накалом страстей и отрицательных эмоций, а угасающие далеко не всегда означают действительное разрешение конфликта и нередко характеризуются накоплением обид.

В предложенной С.М. Емельяновым классификации по степени длительности и напряженности конфликта выделяются бурные быстротекущие конфликты, которые отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих; острые длительные - возникающие при наличии глубоких противоречий; слабовыраженные вялотекущие, связанные с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон и слабовыраженные быстротекущие, носящие эпизодический характер.

С точки зрения организационных уровней В.Р.Веснин выделяет вертикальные конфликты, в которых противостоят разные по рангу оппоненты и горизонтальные, в которых действуют равные по объему власти или иерархическому уровню субъекты. "Практика показывает, что вертикальных конфликтов большинство - до 70-80 %". Такое деление имеет важное практическое значение, так как каждый вид ставит соответствующие задачи перед руководителем. В горизонтальных конфликтах руководителю часто приходится выступать в роли арбитра, который на основе анализа ситуации должен принять решение, направленное на устранение проблемы и снятие напряженности. В ситуации вертикальных конфликтов руководитель сам становится одним из участников конфликта. При этом направленность конфликтных ситуаций различна: от руководителя к подчиненному, когда первый предъявляет работнику претензии в отношении его деятельности или поведения в трудовом коллективе, или от подчиненного к руководителю, который не отвечает ожиданиям подчиненных.

В большинстве случаев вертикальные конфликты наполнены деловым содержанием. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов считают, что «около 96% конфликтов между руководителями и подчиненными связаны с их совместной деятельностью, на профессиональную сферу приходится 88% конфликтных ситуаций». Горизонтальные конфликты чаще носят личностный характер, хотя это не исключает организационных и деловых причин таких конфликтов.

По способу разрешения выделяют антагонистические и компромиссные конфликты. При разрешении антагонистических конфликтов происходит нарушение структур всех конфликтующих сторон или отказ всех сторон, кроме одной, от участия в конфликте. Компромиссные конфликты не исключают альтернативных вариантов их разрешения за счет изменения целей участников конфликта и условий их взаимодействия.

По распределению между сторонами потерь и выигрышей конфликты делятся на симметричные, в которых происходит приблизительно равное распределение, и асимметричные, когда одна сторона выигрывает или теряет намного больше, чем другая.

С.М. Емельянов выделяет реалистические (предметные) и нереалистические (беспредметные) конфликты. Предметные конфликты направлены на достижение конкретного результата, беспредметные имеют целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, при котором конфликтное поведение становится самоцелью [21].

По социальным последствиям различают конструктивные (функциональные) и деструктивные (дисфункциональные) конфликты. Конструктивные конфликты обусловлены в основном производственными и организационными причинами. Такие конфликты вызваны объективным противоречием старого и нового и направлены на совершенствование трудового процесса, таким образом, предотвращая застой. В результате происходит укрепление взаимопонимания, рост сплоченности, разрядка напряженности между сторонами, что является основой для повышения активности и мотивации к работе, снятия синдрома покорности у подчиненных, появления новых идей и альтернатив развития организации, роста способности к изменениям, повышения качества принимаемых решений.

Деструктивные конфликты не имеют реальной почвы, происходят в эмоциональной сфере и обусловлены в основном личностными мотивами. В основе таких конфликтов, как правило, «лежат субъективные причины».

Подобные конфликты, нарушив систему взаимоотношений людей, затем вносят дезорганизацию в ход управляемых ими процессов. Результатом таких конфликтов является ухудшение психологического климата, сворачивание сотрудничества, представление о бывших оппонентах как о врагах, снижение активности в будущем, рост текучести кадров, сложность восстановления деловых отношений и т.д. Признаками деструктивного конфликта являются: расширение, эскалация конфликта (конфликт становится независимым от исходных причин и, даже если причины конфликта устранены, сам конфликт продолжается); увеличение затрат и потерь участников конфликта; рост агрессивных действий участников.

По субъектам конфликтного взаимодействия выделяют внутриличностные конфликты, связанные со столкновением противоположно направленных мотивов личности; межличностные конфликты, субъектами которых выступают две личности; конфликты «личность-группа» и межгрупповые конфликты - где субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы.

Проблемой межличностных конфликтов интересовались ведущие направления психологической науки, каждое из которых внесло свой вклад в исследовании этого сложного процесса взаимодействия между людьми.

Так в соответствии с психоаналитической традицией межличностные (интерперсональные) проблемы, возникающие в отношениях человека с другими людьми, интерпретируются через его внутренние конфликты. Ключом к пониманию взаимоотношений человека в семье становятся проблемы, когда-то пережившиеся им в отношениях с собственными родителями. Так, К. Хорни в работе «Конфликты материнства» описывает такой «тип конфликтов, в котором отношения матери с родителями находят отражение в ее установке по отношению к детям».

К. Левин характеризует конфликт «между собственными потребностями человека и вынуждающими силами». Применительно к семье К. Левин говорит о существующей связи ее с витальными потребностями, так как супруги по отношению друг к другу имеют целый комплекс ожиданий, связанных с их ролями: возлюбленный товарищ, поддерживающий, защищающий, распоряжающийся доходами и т. д. И чем более значимые потребности затрагиваются в конфликте, тем более серьезным будет конфликт. Условием удовлетворения индивидуальных потребностей, по Левину, является достаточное пространство свободного движения.

В рамках ситуационного подхода межличностные конфликты рассматриваются в контексте общей системы взаимодействия. М. Дойч предлагает различать следующие фундаментальные измерения интерперсональных отношений: кооперация-конкуренция, распределение власти (равное или неравное), ориентация на задачу или социально эмоциональные, формальный-неформальный характер отношений, интенсивность и значимость, соответственно с которыми выделяет шестнадцать типов социальных отношений. Дойч обозначает конкурентные отношения равных участников, находящихся в неформальных отношениях, с социально-эмоциональной ориентацией, как «антагонистические», неравных как «садомазахистские». Отношения в семье соответственно определяет, как кооперативные, находящиеся в равных отношениях, социально-эмоциональные, неформальные и интенсивные [19].

Большое количество публикаций освещают результаты исследований семейных конфликтов как одной из разновидностей межличностных конфликтов. Например, Н. Смелзер в своей работе посвященной анализу семьи в странах Запада, пишет о том, что сторонники теории конфликта придают главное значение перераспределению власти внутри семьи. Одни исследователи делают упор на анализе порядка распределения власти внутри семьи, придавая особое значение механизму принятия решений. Как правило, члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, приобретают в семье большую власть [60].

Сафилиос-Ротшильд утверждает, что любовь оказывает влияние на распределение власти между супругами. По его мнению, более любящий супруг имеет меньшую власть, поскольку находится в большей психологической зависимости. Супруги, в одинаковой мере любящие друг друга, обычно имеют одинаковую власть в семье. Поскольку жена обычно в большей мере проявляет любовь по отношению к мужу, брак можно рассматривать как своего рода обмен: жена отдает любовь за доступ к социально-экономическим благам, которых больше у мужа [54].

Согласно другой точке зрения, больше сосредоточенной на конфликте, семья рассматривается как микрокосм конфликта в «большом» обществе. В прошлом эту идею высказали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждали, что промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений. Например, в результате использования детского труда дети в семьях рабочего класса стали товаром и орудиями труда. В семьях среднего класса с женщинами обращались как с домашними рабынями. Женщины из рабочего класса были вынуждены работать вне дома, чтобы заработать деньги, необходимые для выживания семьи. Но поскольку они получали зарплату, их положение в большей мере приближалось к статусу мужчин, чем положение женщин из среднего класса.

Современный вариант этой концепции предложен Хартманн. Она называет его «марксистско-феминистским». По ее мнению, подлинное понимание сущности семьи не связано с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами; семья - «место борьбы». В семье осуществляются экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом.

К конфликтам относятся споры по поводу того, кто должен зарабатывать деньги, выполнять домашнюю работу, какую часть семейного дохода следует выплачивать государству и т.д. Хартманн считает, что развитие капиталистической патриархальной системы привело к концентрации экономических средств в руках капиталистов и мужчин. Для обеспечения выживания низших классов (т.е. рабочих и женщин) должны быть созданы механизмы перераспределения материальных средств. Труд за деньги является способом перераспределения некоторой доли богатства капиталистов в пользу рабочих, а в семье осуществляется главным образом перераспределение богатства мужчин, в результате чего какую-то долю этого богатства получают женщины. Согласно этой точке зрения, помимо всего прочего, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей. Как считает Хартманн, более тяжелые обязанности женщин по дому являются формой эксплуатации, сложившейся внутри капиталистическо-патриархальной системы [54].

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что конфликты классифицируются по многим основаниям, но главным критерием является обоснованность конфликта, которая зависит от реальности или мнимости противоречий, вызвавших его к жизни. Рассмотренные теории межличностных конфликтов позволяют нам утверждать, что межличностные конфликты интерпретируются авторами через внутренние конфликты человека; в контексте удовлетворенности или неудовлетворенности потребностей и в рамках конкурентных отношений, порождающих конфликтные явления.

Где бы конфликт ни происходил, его последствия обязательно отразятся в том или ином качестве на семье. Особенности поведения родителей в конфликте являются образцом для подражания ребенка, а с другой стороны могут повлиять на развитие социально-нежелательных качеств: неуверенность в себе, зависимость от мнения окружающих, трусость, пессимизм, безответственность и т.д. Поэтому необходимо рассмотреть особенности поведения родителей в конфликте.


2.3 Особенности супружеских конфликтов и выбор стратегии поведения


Часто ссоры и конфликты в семье возникают из-за того, что супруги не умеют управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, считает Л.Б. Шнейдер. Чтобы избежать ссор, чтобы избавить самого себя от повышенной ранимости, обидчивости, человек должен постараться не рассматривать каждую вспышку раздражения как угрозу своей личности. Человек чаще всего раздражается тогда, когда другому удается «задеть» его, попасть в уязвимые места - указывая на те недостатки, которые он пытается скрыть от себя и от других.

Поэтому чтобы научиться управлять конфликтом, нужно научиться управлять собственным эмоциональным состоянием и поведением и видеть истинную причину конфликта.

Так И.В. Гребенщиков одной из главных причин возникновения конфликтов в семье, считает расхождение представлений супругов об основных семейных ценностях и выделяет следующие основные проблемы, которые отражают эти семейные ценности. На первом месте стоят проблемы, связанные с детьми и их воспитанием, затем — характер взаимоотношений между супругами (в том числе и сексуальные взаимоотношения) и, наконец, отношения одного из супругов с родителями другого (невестка - свекровь, зять -теща). Очень часто возникают конфликты, связанные с распределением домашних обязанностей, финансовыми проблемами и т. п. Выявились некоторые различия между мужчинами и женщинами: для мужчин более значима материально-бытовая сфера семьи, для женщин — характер отношения к ним мужей, они проявляют большую обеспокоенность недостаточным (с их точки зрения) проявлением со стороны своих супругов чувства любви и уважения. Стремление сохранить романтический тон добрачных отношений, свойственное преимущественно женщинам, определенный «дефицит внимания» мужей к своим женам могут существенно обострить противоречия, вызванные другими причинами.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.