РУБРИКИ

Влияние воображения на совершенствование творческих способностей в дошкольном возрасте

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Влияние воображения на совершенствование творческих способностей в дошкольном возрасте

Влияние воображения на совершенствование творческих способностей в дошкольном возрасте

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

1.1 Воображение как процесс

1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте

1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста

3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности мышления у дошкольников

3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Воображение является важнейшей стороной нашей жизни. Если бы человек не обладал воображением, то мы лишились бы почти всех научных открытий и произведения искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Лишите человека воображения и прогресс остановится. Значит, воображение, является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 3 до 10 лет. И если в этот период воображение специально не развивать. В последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Зачастую вся работа по развитию воображения у детей возлагается на педагогов дополнительного образования, что приводит к развитию частных творческих способностей (музыкальных, художественных и т. д.). Однако необходимо помнить, что существующая в настоящее время система образовательного воздействия, как в дошкольных, так и в средних школах, построенная репродуктивной учебной деятельности детей, фактически полностью исключает общее развитие воображения.

Кроме того, общий уровень психологической культуры нашего общества крайне низок. Родители зачастую не в состоянии увидеть и поддержать проявляющееся воображение и стремление к творческому самовыражению ребенка, ограничивалась общением на бытовом уровне или развитием частных творческих способностей.

Кроме этого существуют еще и сугубо теоретические проблемы исследования и развития творческих способностей. В настоящее время в мире существует множество подходов к исследованию воображения, объяснению, происхождению и его развития. Чаще всего (в зарубежной психологии) воображение связывают с развитием интеллекта (Д. Векслер, Г. Айзенк). Некоторые считают. Что развитие творческих способностей является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В российской психологии развитие творческих способностей связывают, прежде всего, с развитием воображения (Л.С.Выготский, С.Л. Рубенштейн). Взаимообусловленность воображения и творчества являются предметом многих научных исследований. Однако, учитывая существующие проблемы в исследовании и развитии творческих способностей можно утверждать, что существующее научное знание не обладает необходимой полнотой.

Данное дипломное исследование предполагает проведение формирующего эксперимента, подтверждающего существование взаимной детерминации воображения и творческих способностей.

Целью исследования является изучение влияния особенностей воображения на развитие творческих способностей. Учитывая специфику научной проблемы, рассматриваемой в данной работе, предметом исследования являются особенности воображения, которые выявляют на развитие творческих способностей.

Согласно В.Н.Дружинину (10, с.217), развитие творческой способности не специализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности наиболее успешно протекает в 3 - 5 лет. Соответственно, объектом дипломного исследования являются дети дошкольного возраста.

В ходе исследования предполагалось подтвердить (опровергнуть) следующие гипотезы: развитие творческого воображения зависит от уровня развития воображения воссоздающего. В свою очередь, высокий уровень развития творческого воображения является непременным условием развития общих творческих способностей. Коррекционное воздействие, направленное на развитие воображения, приведет к повышению творческих способностей дошкольников.

Для подтверждения или опровержения поставленных гипотез предполагается решить следующие задачи исследования:

1.       Изучение научной литературы по вопросам взаимообусловленности творческого воображения и творческих способностей.

2.       Изучение особенностей воображения у детей дошкольного возраста.

3.       Изучение общих творческих способностей у детей дошкольного возраста.

4.       Выявление взаимосвязи между уровнем развития особенностей воображения и творческих способностей.

5.       Разработка и применение специальной коррекционной программы, с дальнейшей оценкой ее эффективности.

В ходе проведения исследования, были использованы методики, направленные на изучение воссоздающего и творческого воображения, а также методика на изучение детских творческих способностей. При разработке коррекционной программы использовались некоторые упражнения, предложенные Ю.Б.Гатановым в «Курсе развития творческого мышления».

Анализ полученных результатов позволил подтвердить выдвинутые гипотезы, по результатам исследования были разработаны рекомендации по развитию воображения и креативности у детей дошкольного возраста.


ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)


1.1 Воображение как процесс


В современной российской психологии воображение понимается как психический процесс создания образа предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений (24).

В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и представлять возможные условия, в коих это поведение будет осуществляться.

Воображение выражается: 1. в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2. в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3. в продуцировании образов, кои не программируют, а заменяют деятельность; 4. в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Воображение традиционно рассматривается как самостоятельный процесс, однако, по мнению Р. С. Немова оно занимает промежуточное положение между восприятием и мышлением.

Важнейшее значение воображения - в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. Коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных и состоит в представлении ожидаемого результата с помощью воображения. Оно входит в любой трудовой процесс, в любую творческую деятельность. В ходе деятельности воображение вступает в единстве с мышлением. Включение воображения или мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко задача может быть решена как с помощью воображения, так и с помощью мышления.

Ценность воображения - в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи; но при этом пути решения проблемы нередко недостаточно точны, нестроги, и в том - ограниченность воображения.

Обычно считается, что воображение оперирует представлениями и не распространяется на содержание, выраженное отвлеченными понятиями. Но в последнее время обозначился иной подход - представление воображения как комбинации не только образного, но и абстрактного содержания.

Приятно различать два вида воображения - воображение воссоздающее и творческое. Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого.

Воссоздающее воображение развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

При этом различаются:1)объективная новизна - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего - либо, имеющегося в опыте других людей;2)субъективная новизна - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.

Творческое воображение нередко выступает как временно исполняющее обязанности логического мышления. Дело в том, что оно направлено на вскрытие реально существующих связей и отношений - как бы вычерпывает знания из предметов и явлений. В строгом смысле логическое мышление возможно, когда имеется достаточно сведений или их можно добыть логическим же путем. А если их мало и добыть невозможно, помогают интуиция и творческое воображение, создавая пропущенные звенья и указывая факты в систему, которая служит в качестве временных «лесов», пока при помощи мышления не будут найдены реальные, соответствующие действительности факты и связи между ними, подтверждающие или отвергающие работу воображения. Такая роль творческого воображения неодинакова в различных областях деятельности: так, в научном поиске его роль несколько меньше, чем в литературном творчестве.

Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее, в конечном счете, создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Сущность воображения, если говорить о его механизмах, - преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение - это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах:

1)       агглютинация - соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

2)       гиперболизация, или акцентирование - увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

3)       заострение - подчеркивание каких-либо признаков;

4)       схематизация - сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

5)       типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

По степени выраженности активности различаются воображение пассивное и активное (включает творческое и воссоздающее воображение).

Пассивное воображение характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть:1)преднамеренным - создает образы (грезы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь; преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенных дефектах развития личности; 2) непреднамеренное - наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Учитывая специфику предмета данного дипломного исследования, проанализируем особенности развития активного (как воссоздающего, так и творческого) воображения в дошкольном возрасте.


1.2 Основные направления развития воображения в дошкольном возрасте


Начало развития детского воображения, как правило, связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция) (43, 13, 17). По мнению В.С. Мухиной дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает воссоздающее воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивание рассказов. Сказок, просмотра видео - и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление. Вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей - дошкольников является еще довольно слабым (43).

Маленький ребенок, например трехлетка, не в состоянии еще полностью восстановить картину по памяти, творчески ее преобразовать, расчленить и использовать как фрагменты, из которых можно сложить что-либо новое. Для младших детей - дошкольников характерно неумение видеть и представлять вещи с точки зрения, отличной от их собственной, под иным углом зрения. Если попросить ребенка - шестилетку расположить предметы на одной части плоскости так же, как они расположены на другой ее части, повернутой к первой под углом в 900, то это обычно вызывает большие трудности для детей данного возраста. Им сложно мысленно преобразовывать не только пространственные, но и простые плоскостные изображения. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее (или творческое). Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно - ролевые игры.

Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы (13).

Ранее проведенные исследования О.М.Дьяченко позволило выделить в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа: 1) порождение некоторой идеи творческого продукта; 2) создание некоторого плана - замысла реализации этой идеи. Оба эти этапа появляются уже к концу дошкольного детства. Поэтому особенно важно рассмотреть, в чем заключается специфика средств, с помощью которых происходит становление целостного процесса воображения на протяжении всего дошкольного возраста.

Трудность анализа этого процесса, на наш взгляд, заключается в том, что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно, их можно назвать «аффективное» и « познавательное» воображение. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций (10).

В этих исследованиях было показано, что воображение может выступать в качестве защитного механизма личности, была выделена такая функция воображения, как разрешение возникшего противоречия во взаимодействии «я» и среды. Причем защита «я» может осуществляться двумя путями: через овладение субъектом своими переживаниями при обыгрывании, выражение их творческих продуктах и через построение идеального «я», идеальной ситуации, компенсирующей реальный неуспех.

Другое направление в развитии воображения - исследования Ж.Пиаже «познавательного» воображения. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности (10).

По мнению О.М. Дьяченко, два основных вида воображения (аффективное и познавательное) сосуществуют в развитии ребенка. Имеют разные задачи и разны тенденции в реализации (13).

Основная задача познавательного воображения - это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребенка образа «я» реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения. При этом, с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смыслов социального поведения. С другой - выступать в качестве защитного механизма личности. Защита может осуществляться двумя основными путями: во - первых, через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешений конфликтных ситуаций; во - вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию.

По результатам исследований, проведенных О.М.Дьяченко, во всех возрастных группах можно найти детей с преобладанием либо познавательного, либо аффективного воображения.

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 - 3 годам. В этом возрасте как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения обращение к предметам - заместителям (В.И.Слободчиков, Д.Б.Эльконин). С другой - выделение своего личного «я», переживание своей отдаленности от окружающего мира (Р. Бернс, В.С.Мухина).

Отметим, что, вероятно, именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличии от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний по ряду причин ребенком не осознается, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний. Первоначально эти символы заимствуются детьми, а затем создаются самостоятельно.

Второй тип защиты личности с помощью воображения - это создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию (10).

В случае угрозы образу «я» ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы - фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого - то самого сильного в группе победили и т.п.

Как мы уже говорили выше, процесс воображения включает в себя два этапа; 1) порождение идеи; 2) составление плана ее реализации. Процесс порождения идеи связан, прежде всего, с переструктурированием образов (слово также включается в этот процесс). В исследованиях О.М.Дьяченко было показано, что для развития воображения решающими факторами оказываются многоконтекстность использования слова и широта содержания таких факторов слово не имеет фиксированного содержания, а позволяет гибко манипулировать с ним.

Относительно процесса порождения плана реализации идеи можно полагать, что планирование связано, прежде всего, с планирующей функцией речи. Однако так же, как речевые процессы включается в этап порождения идеи продукта воображения, образные процессы могут включаться в планирование целостного продукта. План может быть представлен как цепочка образов, моделирующая основное содержание. С возможностью планирования у ребенка прямо связан уровень умения создавать целостные произведения.

Есть основания полагать. Что на описываемом этапе (2,5 -3 года) специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа действием «опредмечивания». Отдельные впечатления от действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. Например, при дорисовывании неопределенных изображений дети превращают квадрат в дом, телевизор, будку для собачки и т.п. поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие стабильной общей деятельности), их образы могут отличаться значительной оригинальностью. «Опредмеченный» образ становится первой ступенью в овладении средствами воображения как высшей психической функции, так как возможность его использования позволяет ребенку направлять свое воображение на решение стоящей перед ним задачи.

Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а ее сукцессивное разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводило к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее. Так, в эксперименте с дорисовыванием неоконченных изображений детей младшей группы просили сначала рассказать, что они нарисуют. А потом уже рисовать. Оказалось. Что практически все дети, успешно выполнявшие задание на дорисовывание без предварительного планирования, или отказались от нового задания, или спустились на более низкий уровень его выполнения (изображение геометрических фигур или рисование рядом с фигурой - эталоном) (13).

Второй этап в развитии воображения - возраст 4 -5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на освоение норм. Прежде всего, социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать.

Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогических воздействий связано то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается (19).

В этом возрасте, по данным работы психологической консультации (13), у здоровых детей снижается чистота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Устойчивые внутренние конфликты чаще всего проявляются в построении элементарных замещающих воображаемых ситуаций: дети начинают придумывать истории про плохого мальчика, который вместо них делает все шалости, выдумывают себе друзей и т.п.

Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисование, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящих характер, так как ребенок 4 - 5 лет нацелен на следование образцам. Отклонения от образцов в процессе овладения ими возможны, но они обыгрывающий. Часто случайный, ненаправленный характер. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ, как и более младших детей, строится путем использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. Слово может включаться в этот процесс, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.

К 4 - 5 годам в процессе воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Это проявилось в экспериментах О.М.Дьяченко на дорисовывание, когда ребенка просили сначала рассказать, что он нарисует, а затем уже рисовать. Если в младшем возрасте такое предложение. Как правило, разрушало деятельность, то с 4 - 5 лет дети переходят к ступенчатому планированию. Дети называют один шаг своего плана (например: «я здесь нарисую домик»), довольно точно реализуют его (обычно дают схематическое изображение домика), а потом, увидев результат. Начинают от него пошагово выстраивать цепочку преобразований (дополняют изображение деталями, рисуют рядом что - нибудь еще и т.п.). иногда такое ступенчатое планирование отражается в громкой речи ребенка: «Нарисую домик», - «А теперь трубу и окошечки», затем - «Рядом с домиком девочку нарисую» и т.п.

Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества. Когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план- схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпичей и снега и т.п.).

Третий этап в развитии воображения дошкольника - возраст 6 - 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании, ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.

Аффективное воображение ребенка направлено, с одной стороны, как ив предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. С другой стороны, в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Возможности для этого создает и развитие умения действовать в образном плане, развитие интерноризованного воображения. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча в течение часа лежал среди расставленных игрушек, а на вопрос о том, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают. Творчество ребенка, особенно в этом возрасте, часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Например, в консультационном обследовании мальчик 6 лет, воспитывающийся в ситуации гиперопеки, при выполнении задания на рисование выдуманного животного рисует Змея Горыныча с шипами на голове (19). На вопрос экспериментатора о назначении шипов мальчик отвечает, что это Змей Горыныч отрастил себе, чтобы ему на голову не садились.

Познавательное воображение в этом возрасте претерпевает качественные изменения. Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и поиск самой идеи, замысла.

В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинается строиться способом «включение»: он по - прежнему создается на основе отдельного элемента действительности. Но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становиться отдельной деталью образа воображения. Например, при дорисовывании неоконченных изображений тот же квадрат превращается в кирпич, который поднимает подъемный кран. Возможности использования при создании идей продуктов воображения именно так построенного образа обеспечивает многовариантность решения задач, что и перестраивает, направляет процесс воображение в сторону поиска, выбора оптимального решения. Совершенно очевидно, что такой поиск присутствует и в развитом творческом процессе взрослого человека. Слово может успешно включаться в процесс порождения оригинальной идеи в том случае, когда за ним не стоит жестко определенное представление или узкий круг обобщений.

Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения - план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. В этом возрасте, выполняя задание на дорисовывание с предшествующим речевым планированием, дети часто дают полный многошаговый план произведения. Например: «Я здесь нарисую домик, около домика - сад, а девочка ходит и цветы собирает» или «Я нарисую Новый год. Елка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а под елкой мешок с подарками». Практически все дети этого возраста точно реализуют свои замыслы, обычно дополняя их в процессе исполнения разнообразными деталями.

Последний вопрос, на котором хотелось бы остановиться, - это вопрос о педагогике развития воображения. Описанные выше этапы развития воображения как опосредствованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются, к сожалению, меньшинством детей (примерно 1,5 частью детей каждого возраста) (13, 19, 36).

Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим, застойным переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как справедливо отмечает А.В. Петровский (21). Связано с теми ситуациями, неопределенность которых весьма велика. Установка же обучения на определенность знаний, получаемых ребенком. Однозначность его ответов на все вопросы, усвоение готовых схем преобразования действительности ведут к снижению роли воображения, а затем практически к полному его исчезновению у многих детей в системе школьного обучения.

Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать, вчувствоваться в ситуацию), так же как и овладение, различными другими элементами общечеловеческой культуры (знание определенных содержаний, овладение элементами приемов выполнения различных видов деятельности), являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения ребенка.

Одна из основных линий педагогики воображения должна быть направлена на овладение ребенком, независимо от конкретного материала, основными средствами, перестраивающими функцию воображения и направляющими ее на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач. Основными средствами построения целостного продукта воображения являются, на наш взгляд, образы, построенные различными способами, и значения слов, включенные в различные контексты и относящиеся к достаточно широкому содержанию, а также планы создания целостных продуктов воображения, порождаемые и фиксируемые, прежде всего в речевой деятельности ребенка или в виде образа - модели будущего произведения.

Овладение такими средствами, как справедливо указывает Э. В. Ильенко (13), может идти через взаимодействие с теми предметами общечеловеческой культуры, которые созданы силой воображения, а также через развитие символической функции в различных видах детской деятельности, которыми ребенок овладевает с помощью взрослого, передающего ему формы и способы «означения» действительности.

Отметим также, что сама по себе практика решения задач на воображение вызывает существенные изменения в личности ребенка, позволяя, ему открыто реализовывать свои аффективные и познавательные тенденции. При правильном педагогическом руководстве эти тенденции могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах. Поддержка и гибкая оценка продуктов воображения ребенка задают направленность на социально значимую самореализацию и открывают позитивные возможности для развития полноценной творческой деятельности и соответственно, творческих способностей, необходимых для успешного овладения этой деятельностью.


1.3 Предпосылки возникновения творческих способностей в дошкольном возрасте


По мнению В. Н. Дружинина в настоящее время существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом:

1. Как таковых творческих способностей нет.

Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д.Б. Д.Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д.Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативной нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам - испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям (3).

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э.П. Торренса: если IQ ниже 115 -120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть, нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью (10).

3.Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие). Г.Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи(15).

В последнее время распространение получила концепция Стернберга. Согласно Стернбергу, интеллект участвует и в решении новых задач, и в автоматизации действий. По отношению к внешнему миру интеллектуальное поведение может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение (10).

Отсутствие однозначной связи между интеллектом и креативностью стало основой двух исследовательских подходов, альтернативных редукционистскому. Их можно обозначить как личностно - мотивационный и психометрический.

По мнению В.Н. Дружинина, развитие творческих способностей проходит как минимум две фазы:

1.       Развитие «первичной» креативности как общей творческой способности, неспециализированной по отношению к определенной области человеческой жизнедеятельности. Сензитивный период этого этапа. По данным ряда авторов, наступает в 3 -5 лет. В это время подражание значимому взрослому как креативному образцу, возможно, является основным механизмом формирования креативности. Возможно также, что на какой-то период креативность переходит в латентное состояние (феномен «детского творчества»).

2.       Подростковый и юношеский возраст (возможно, от 13 до 20 лет). В этот период на основе «общей» креативности формируется «специализированная» креативность: способность к творчеству, связанная с определенной сферой человеческой деятельности, как ее «обратная сторона», дополнение и альтернатива. На этом этапе особо значимую роль играет профессиональный образец, поддержка семьи и сверстников. Но главное, юноша определяет для себя «идеальный образец» творца, которому он стремится подражать (вплоть до отождествления).

Вторая фаза заканчивается отрицанием собственной подражательной продукции и отрицательным отношением к бывшему идеалу.

Индивид либо задерживается на фазе подражания навсегда, либо переходит к оригинальному творчеству.

Еще раз заметим, что креативность скорее всего формируется на основе общей одаренности (так же как и интеллект).

Возможно, ли искусственно воспроизвести условия социальной микросреды, которые могут позитивно влиять на развитие креативности?

Несомненно, легче всего сконструировать такую среду для детей 3-6 лет (10). Хотя бы потому, что сфера их жизнедеятельности довольно ограничена и однородна, социальные контакты легко поддаются контролю. Необходимо, чтобы основную часть времени дети проводили в обстановке, созданной экспериментатором, но имели нормальные условия в семье.

Чем старше ребенок, тем меньше возможности реализовать формирующий эксперимент. Даже в школе, где дети проводят половину дневного времени, контролировать жизнедеятельность ученика практически невозможно. Поэтому метод формирующего эксперимента малопригоден для исследования школьного и юношеского возраста. Однако в условиях профессионального обучения такая возможность иногда появляется вновь. Тем самым на смену формирующего эксперимента при изучении креативности более старших возрастных групп приходят констатирующий эксперимент и биографический метод.

Естественно, что наиболее показательные результаты дает формирующий эксперимент.

Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. Детское литературное и художественное творчество ярче всего проявляется именно в это время, а в 6 лет наблюдается спад. Спад творческих проявлений к 6 годам (при активизации интеллектуальной активности) считается следствием уменьшения роли бессознательного в регуляции поведения и возрастанием критичности и рассудочности в сознании ребенка. можно предположить, что ребенок не просто критикует самого себя за отклонение от норматива (интериоризация социальной нормы взрослого: Нельзя!), а перестает видеть возможность отклонения от стереотипного, предписанного социальной средой поведения.

«Для того чтобы ребенком развивался как творческая личность, недостаточно убрать «барьеры» и снять контроль сознания, нужно, чтобы структура сознания стала иной: необходим позитивный образец творческого поведения, как ни парадоксально это звучит» (10, ст.218).

Понятия «образец», «стереотип», «эталон» противоречат обыденному представлению творчества как нерегламентированной активности, порождающей новый продукт, который отрицает старые. Роль внешнего социального образца состоит, вероятно, в том, чтобы противостоять другому социальному образцу: «правильно» ведущему себя взрослому.

Следовательно, творческое поведение, как и интеллектуальное, проходит фазу социализации.

Возраст 3-5 лет благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой стороны, - еще не социализирован. Ребенок с легкостью использует ложку в качестве столового прибора, в качестве палки, музыкального инструмента, весла и т.п. Ведь стандартное применение предмета требует определенной социализированности и стереотипизации навыка, и, кроме того. Развитие произвольного внимания, которое у ребенка к 3 - 4 годам еще не развито. Для ребенка мир еще загадочен, проблемен. Позже проблемность мира признается только креативами.

Следовательно, для формирования креативности необходимо:

1.       отсутствие регламентации предметной активности, точнее - отсутствие образца регламентированного поведения;

2.       наличие позитивного образца творческого поведения;

3.       создание условий для подражания творческому поведению и блокированию проявлений агрессивного и деструктивного поведения;

4.       социальное подкрепление творческого поведения.

Креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда. Его можно рассматривать как свойство, формирующееся по принципу «если … то…». В повседневной жизни, как показывают многочисленные исследования, происходит подавление креативных свойств индивидуума. Это может быть объяснено тем, что креативность предполагает независимое поведение, сотворение единичного, в то время как социум заинтересован во внутренней стабильности и непрерывном воспроизведении существующих форм отношений, продуктов и т.д. Поэтому формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде.

Основываясь на исследованиях Богоявленской (3) и Матюшкина (28), согласно которым творчество можно определить как некий выход за пределы (наличной ситуации либо имеющихся знаний), можно утверждать: креативность как глубинное свойство выражается в оригинальном видении проблемы. Поэтому необходимо, на наш взгляд, осуществлять системное непрямое формирующее воздействие, а такому требованию отвечает воздействие через определенный комплекс условий микросреды.

Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариантностью.

(богатством возможностей), а следовательно, требует включения механизмов воображения (активного, творческого). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; мновариантность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.


ГЛАВА 2.Организация и содержание исследования


2.1 Организация исследования


Исследование проводилось в сентябре - октябре 2004 года. В исследовании приняло 44 дошкольника (21воспитанник д\с «Снегурочка» и 23 воспитанника д\с «Гнездышко»), в возрасте 6 лет.

В исследуемую группу вошло 18 мальчиков и 26 девочек. Все испытуемые воспитываются в русскоязычных семьях, посещают обычные по образовательной направленности группы. Анализ анамнестических данных позволяет говорить об отсутствии органических поражений нервной системы как прентального, так и перинатального характера, все дети соматически здоровы.

Исследование проводилось в четыре этапа. Задачи первого этапа: изучение особенностей воссоздающего и творческого воображения у дошкольников. Исследование проводилось в индивидуальном режиме, в первую половину дня (с 10.00 до 12.00). На втором этапе изучался уровень развития творческих способностей детей. На третьем этапе была разработана и апробирована в одной из групп коррекционная программа. Четвертый этап исследования заключался в оценке эффективности коррекционной программы.

По итогам анализа были разработаны рекомендации для воспитателей по развитию, как воображения, так и творческих способностей.


2.2 Методы исследования


1.Изучение уровня развития воображения (37).

Необходимые материалы: листы бумаги, набор цветных карандашей.

Проведение исследования. Ребенка 4-7 лет просят придумать сказку (какую он захочет и про кого захочет). Напоминают, что в книгах к каждой сказки обычно есть картинки. Ребенку предлагают придумать свою сказку и нарисовать к ней одну картинку. А потом надо будет рассказать свою сказку. Если ребенок начинает рисовать или рассказывать знакомую сказку, инструкцию повторяют.

Обработка данных. При анализе не отмечают качества самого рисунка и изложения, а обращают внимание только на уровень воображения и относят детей к одному из трех уровней.

1.       Высокий уровень. Сюжет рисунка и сказки совпадает. Дети рисуют и сочиняют одновременно, а не пытаются после рисования что-нибудь придумать по детали рисунка. В рисунке, как правило, представлен один из существенных моментов сказки. Рисунок и сказка структурно оформлены (имеют выраженную композицию и детализированы). Персонажи и сюжет рисунка и сказки в точности не повторяют знакомые ребенку сказки. Дети планируют свою деятельность.

2.       Cредний уровень. Ребенок рассказывает модифицированный вариант знакомой сказки или сочиняет элементарную собственную сказку. Картинка может не отражать существенного эпизода сказки. Дети рисуют отдельного героя или один из эпизодов сказки.

3.       Низкий уровень. Дети рисуют и рассказывают знакомую сказку даже после повторения инструкции.

Подсчитав количество детей разных возрастных групп, относящихся к каждому из трех уровней, делают вывод о возрастных различиях в уровне развития воображения.

2. Изучение оригинальности решения задач на изображение (творческое воображение) (37).

Подготовка исследования. Подобрать 20 карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т.д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.п.). подготовить цветные карандаши, бумагу.

Проведение исследования. Ребенок 6 - 7 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилось какая-нибудь картинка.

Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Подсчитывают коэффициент оригинальности каждого ребенка, который равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного эталона для дорисовывания) ни у кого из детей группы. Коэффициент оригинальности соотносят с одним из 6 типов решения задачи на воображение.

Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

I.       тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематическое, лишенное деталей.

II.      тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

III.     тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой - нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

IV.     тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

V.      тип - заданная фигура используется качественно по новому.

Если в I - IV типах она является основной частью картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т.п.). то теперь фигура используется как один из второстепенных элементов для создания образа воображения.

3. Изучение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности (37).

Подготовка исследования. Приготовить рассказ Я. Тайца «Зверь» и английскую народную песенку в переводе С. Маршака «Кораблик»; листы бумаги, набор из цветных карандашей.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 5 - 7 лет. Ребенку неторопливо и выразительно читают текст и говорят: «Опиши зверя, которого сложил Миша» (после чтения рассказа Я. Тайца) или «Опиши кораблик и его команду» (после чтения английской народной песенки). Затем говорят: «Нарисуй зверя, которого сложил Миша» или «Нарисуй кораблик и его команду». По окончании рисования его просят рассказать, что он нарисовал.

Обработка данных. Воссоздающее воображение анализируют по показателям:

1.       степень соответствия воссозданных образов и их систем (описание и рисунки) образами произведения;

2.       оценочное отношение детей к действиям персонажей, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке (рассказе);

3.       эмоциональная насыщенность воссоздаваемых образов и образных ситуаций;

4.       степень правильности воссоздания последовательности эпизодов в сюжете;

5.       степень отличия созданных образов от данных в тексте.

Выясняют, в какой форме, словесной или изобразительной, детям легче воспроизвести содержание из текста, в какой форме оно наиболее полно соответствует оригиналу.

На основе этого делают вывод о том, насколько развито воссоздающее воображение и как оно связано с творческим.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.