РУБРИКИ |
Влияние воображения на совершенствование творческих способностей в дошкольном возрасте |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Влияние воображения на совершенствование творческих способностей в дошкольном возрасте1. Метод исследования детской креативности (предложена Е.Е. Туник) (19). Методика состоит из 8 субтестов, в данном исследовании нами были использованы 7 субтестов. Тест 1. «Использование предметов» Задача: перечислить как можно больше способов применения предмета, отличающихся от обычных. Инструкция: газета используется для чтения, ты можешь придумать другие способы ее использования, что из нее можно сделать. Время выполнения: 3 минуты. Результаты оцениваются по двум показателям: беглость ответов (1 ответ - 1 балл) и оригинальность ответов (число ответов; 1 ответ- 4 балла) Тест 2. «Заключение» Задача: перечислить гипотетические последствия ситуации. Инструкция: вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. Время выполнения: 3 минуты. Оценивается так же, как тест 1. Тест 3. «Выражение» Задача: придумать предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Инструкция: сочини предложение из четырех слов, в котором каждое слово начинается с указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К. Пример: Веселый мальчик смотрит кино. Время выполнения: 4 минуты. Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость (число правильно составленных предложений и число слов, повторяющихся один раз - 1 балл и за каждое предложение); оригинальность и точность (число оригинальных, правильно построенных предложений - 4 балла за одно предложение). Тест 4. «Словесная ассоциация» Задача: привести как можно больше определений для общеупотребляемых слов. Инструкция: приведи как можно больше определений для слова «книга». Пример: красочная книга. Какая еще бывает книга? Время выполнения: 3 минуты. Результаты теста оцениваются по двум показателям: беглость - 1 балл, оригинальность - 4 балла. Тест 5. «Составление изображения» Задача: нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором фигур: каждую фигуру можно использовать несколько раз; можно менять размеры фигур, их положение, но нельзя добавлять другие фигуры. Дается пример: «ключ». Задание даются на отдельных бланках: «лицо», «дом», «клоун», «что хочется». Время выполнение: 8 минут. Результаты теста оцениваются следующим образом: а) беглость, гибкость (Б): n1 - число изображенных предметов (1 предмет - 1 балл); n2 - число использованных фигур (a, b, c, d) (1 фигура - 1 балл); n3 - число ошибок (1 ошибка - 1 балл); Б = Sn1 + Sn2 - Sn3 (беглость равна сумме баллов по первому и второму показателям минус количество баллов за ошибки); б) оригинальность (О): m1 - число рисунков с необычным использованием фигур, их оригинальным расположением (1 рисунок - 5 баллов); m2 - число оригинальных элементов рисунка, необычных форм их расположения (1 случай - 3 балла): О = S m1+ S m2 Тест 6. «Эскизы» Задача: в каждом квадрате теста даны одинаковые фигуры - круги. Каждый круг надо превратить в изображение предмета. Инструкция: добавь любые детали к основному изображению так, чтобы получились различные предметы. Время выполнения: 5 минут. Результаты теста оцениваются следующим образом: а) беглость (Б): n1 -число категорий рисунков (лица, животные и т. д.) (1 категория - 1 балл); n2 - число рисунков, где не используется круг (1 рисунок - 1 балл); Б =Sn1 - Sn2; б) оригинальность (О) m1- число оригинальных рисунков (1 рисунок - 5 баллов); m2- число оригинальных подходов к исполнению - необычное по форме и расположению изображение (1 изображение - 3 балла); О = S m1+ S m2. Тест 7. «Спрятанная форма» Задача: найти различные фигуры в сложном, малоструктурированном изображении. Инструкция: найти как можно больше знакомых предметов на рисунке. Время выполнения: 3 минуты. Оцениваются суммарно беглость (1 ответ - 1 балл) и оригинальность (1 ответ - 4 балла). 5. Программа развития креативности детей дошкольного возраста (модификация «курса развития творческого мышления» Ю.Б.Гатанова (14)) Цель коррекционной программы - развитие креативности, включающей в себя следующие способности: 1. Беглость - это способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, входящих объектов и т. п. 2. Гибкость - это способность применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем: готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию под различными углами зрения. 3. Оригинальность - это способность создавать умные, уникальные и необычные идеи и решения. 4. Способность к детальной разработке - это способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки. Упражнения и задания программы классифицируются следующим образом: 1) соответственно этим способностям: 2) согласно видам представленной в упражнениях информации (образной, семантической и символической). Хотя многие упражнения и задания данного программы достаточно известны, ценность их состоит в том, что они подобраны и построены таким образом, что позволяет в совокупности эффективно развивать креативность. Упражнение 1. РАЗДУМЬЯ О СЛОВАХ Цели: Развитие способности генерировать множество ответов. Осознание детьми, что люди по - разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Необходимо наглядно показать детям, что одинаковые слова могут вызывать у людей разные мысли. Например, произнести слово «мягкий» и попросить каждого ребенка сказать, о чем он думает, когда слышит это слово. Необходимо записать эти ответы на доске. Затем сделать то же самое со словами «красивый» и «быстрый» и обратить внимание детей на то, что каждый из них думает о разном, хотя слышит одно и то же слово. Дополнительные задания. Раздайте детям старые ненужные журналы (для этого понадобится также клей и ножницы). Пусть дети найдут и вырежут картинки, которые связаны у них со словом «быстрый», наклеят их на чистый лист. Можно также сделать общую для всей группы «настенную фреску» из картинок на тему какого - либо слова, например, «город», «спорт» и т.д. Упражнение 2. ОТ ТОЧКИ К ТОЧКЕ Цели: Развитие способности творить и созидать, работая в условиях значительных ограничений. Развитие гибкости при работе с образной информацией. В начале детям показывается, каким образом можно рисовать точками (на доске или на плакате). Затем к доске или к плакату вызывается кто-либо из детей, чтобы соединить точки. Спросить у всей группы, что они видят, на что это похоже. Вызовите одного из добровольцев к доске или плакату. Пусть он поставит руку с мелом на второй точке верхней линии. Попросите его, чтобы он сделал 10 (или меньше) линий, соединяя точки. Когда ребенок закончит рисовать, он может, если захочет, заштриховать часть рисунка. Спросите группу, что они видят, на что похож этот рисунок. Попросите детей предложить какие-нибудь названия для рисунка. Повторите это упражнение, вызвав другого ребенка. Скажите ему, что он может начинать с любой точки, и не ограничивайте его числом линий. Придумайте название получившемуся рисунку вместе с группой. Упражнение 3. ИСТОРИИ И СКАЗКИ Цели: Развитие вербальной беглости. Развитие способности придумывать альтернативные окончания для историй и сказок. Напомните или расскажите детям какую - нибудь сказку, например, «Волк и семеро козлят». Спросите их, нравится ли им концовка. Если нет, то обсудите другие варианты концовки. Что бы, например, могло случиться, если бы к козлятам в то время приехал в гости и отдыхал на печке их добрый знакомый пес - волкодав, или если бы пара козлят в совершенстве владела приемами каратэ, или если бы один из козлят нашел волшебную палочку. Попросите детей придумать счастливое, грустное или забавное продолжение. Если дети будут изменять и развивать идеи друг друга, то поощряете их в этом. Упражнение 4. НАСТРОЕНИЕ Цели: Развитие способности придумывать разные ответы. Осознание дошкольниками того, что разные ситуации могут создавать одно и тоже настроение. Перед этим заданием подберите и затем прочитайте небольшую историю (например, из «Денискиных рассказов» В. Драгунского) или стихотворение, которые навевают определенное настроение. Спросите у детей, какая это история - веселая или грустная? Учтите, что, вполне вероятно, история, которая кажется грустной или веселой большинству, не покажется такой каждому ребенку. Обсудите эту историю или стихотворение, но позвольте каждому ребенку решить, являются ли они грустными или веселыми именно для него. Попросите детей нарисовать все то, от чего они становятся счастливыми или грустными. Дополнительные задания Детей можно попросить придумать и показать пантомимы на тему, что делает их счастливыми или грустными, а другие в это время пусть пытаются угадать, что это такое. Если дошкольники захотят, то они могут нарисовать (или написать с помощью взрослых) целые истории на эту тему. Упражнение 5. ПРАЗДНИК Цели: Развитие умения создавать дополнительный смысл имеющимся объектам путем разработки деталей. Развитие символической беглости и гибкости. Спросите у детей, в каких случаях на столах появляются торты. Обсудите, каким образом украшают торт ко Дню рождения. Напишите вместе с ними на доске или на плакате праздники и особые дни и даты, которые можно было бы отпраздновать с тортом. Чтобы дети начали предлагать нестандартные идеи, спросите их, как можно было бы отметить покупку щенка и как украсить торт по этому знаменательному случаю. Например, разместить на торте «косточки», сделанные из леденцов. Дополнительные задания Выберите какой - нибудь особенный для вашей группы день. Раздайте детям нарезанные кусочки хлеба или булки. Пусть дети разобьются на группы, и каждой группе выдайте «съестной материал» для украшений и инструменты для придания им нужной формы. Можно также попросить детей украсить подарки, которые они сделают для своих родителей на Новый год или 8 Марта. Они могут придумать свою собственную оберточную бумагу. Можно также нарисовать свою собственную открытку, придумать стихи и положить их в подарок. Упражнение 6. РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ Цели: Развитие воображения и вербальной оригинальности. Развитие способности придумывать истории на основе определенной последовательности рисунков. Вырежьте и принесите в группу забавный рисунок из странички юмора любого подходящего журнала или газеты. Увеличьте его с помощью проектора или перерисуйте на большой лист ватмана (сами или с помощью родителей). Уберите при этом (вырежьте, закройте и т. п.) все подписи, чтобы оставался только рисунок. Попросите учащихся всех вместе придумать и продиктовать историю по этому рисунку, которую вы запишите на доске или на большом листе ватмана прикрепленном на доске. Можно предложить написать несколько историй по этому же рисунку для лучшего понимания. Дополнительные задания Сделайте альбом для сочинения историй по юмористическим картинкам, комиксам и т. п. (где нужно закрасить или вырезать подписи). Каждый ребенок может с помощью этих рисунков придумывать свои оригинальные истории и ознакомиться с историями, сочиненными другими детьми. Этот альбом должен состоять из нескольких больших листов - конвертов. На лицевой стороне конверта наклеены рисунки, а внутрь конверта дети могут положить свой рассказ (сочиненный самостоятельно или с помощью родителей) или достать оттуда истории, сочиненные другими. Когда кто - нибудь пожелает написать историю (сам, с помощью воспитателя или родителей), то он выбирает понравившиеся ему рисунки и придумывает рассказ. Если надо разрешите дошкольнику взять конверт с рисунками на день или два домой. По мере того как коллекция начнет расти, просматривайте содержимое конвертов и читайте все истории, которые туда были положены детьми. помогите детям осознать разнообразие историй, их разнонаправленность. Можно также взять юмористическую историю из трех картинок, наклеить их на три различных листка и попросить детей сочинить по ним рассказ. Затем поменяйте порядок картинок, чтобы получилось уже как бы другая история, и попросите детей сочинить новый рассказ. Упражнение 7. НАРИСУЙ ЛИЦА Цели: Развитие умения создавать имеющие смысл объекты с помощью добавления и разработки деталей. Развитие символической беглости и гибкости. Вырежьте из старых журналов рисунки и фотографии людей с разными настроениями. Покажите эти картинки группе. Разместив их на ватмане. Спросите, какие они, эти лица: счастливые или грустные, и т. д. Покажите лицо с веселым выражением. Спросите детей, как и что нужно изменить на картинке, чтобы превратить это лицо в грустное. Подчеркните, что глаза и брови так же хорошо, как и контуры рта, могут передавать настроение человека. Напишите на листке бумаги (или на доске) слова «веселый», «сердитый», «грустный». Вызовите одного из детей и попросите его встать перед группой, взять в руки лист с надписью «веселый» и изобразить веселое настроение. Вызовите других детей и попросите их изобразить другие настроения. Если в группе есть зеркало, то дайте возможность детям посмотреть на выражение своих лиц, когда они хотят продемонстрировать, то или иное настроение. Подчеркните, что разные дети могут использовать разные способы изображения настроения. Дополнительные задания Можно поиграть с детьми в игру, где один из них будет изображать то или иное настроение, а остальные попробуют догадаться, что он изображает. Упражнение 8. О ЧЕМ ТЫ ДУМАЕШЬ? Цели: Развитие образной беглости и гибкости. Осознание детьми того, что одно и то же событие может иметь разные значения для людей. Попросите каждого ребенка представить, что сейчас на улице солнечный день того времени года, которое ему больше всего нравится, и любой час дня, который он предпочитает. Когда дети все это представят, пусть возьмут листы бумаги и напишут или нарисуют на них то, что они хотели бы делать в это воображаемое время. Дополнительные задания Обсудите с детьми, как они чувствуют себя в солнечный день и в дождливый день. Дети увидят, что, возможно, не все чувствуют себя радостно и весело в солнечный день и грустно в дождливый. Попробуйте сыграть всей группой в то, что предложено кем - то из детей в рисунках. Например, если сейчас стоит солнечный день, а Дима нарисовал на своем рисунке игру в футбол, то пусть группа сыграет в футбол. Упражнение 9.ЕСЛИ БЫ Я ПИСАЛ КНИГУ Цели: Развитие способности трансформировать характеристики знакомых объектов. Развитие невербальной оригинальности и гибкости. Попросите детей вспомнить, как выглядит слон Дамбо из диснеевских мультфильмов (слон с большими ушами, при помощи которых он может летать). Объясните детям, что авторы детских книг часто берут обычных животных и наделяют их какими - либо необычными чертами и особенностями. Из-за этого они становятся яркими и запоминающимися. Попросите детей перечислить запомнившихся им героев с необычными чертами (Чебурашка, Микки Маус и т. д.). Нарисуйте на доске или на плакате обычную собаку и попросите детей дорисовать ей что - либо выдающимися особенностями. Они могут нарисовать ей крылья, дополнительные лапы, глаза, увеличить голову и т. д., также дать имя этой собаке. Имя, а не название. Дополнительные задания Можно сыграть с детьми в «музыкальное рисование». Каждый ребенок рисует, пока играет музыка (магнитофон). Когда музыка останавливается, это означает, что ребенок должен перестать рисовать и предать свой листок соседу рядом или позади себя. Следующий ребенок добавляет что-то свое к этому рисунку, пока звучит музыка и т.д. Таким образом, получится коллективный рисунок необычного животного. Кроме этого, можно взять большой лист ватмана, и каждый ребенок внесет свою лепту в общий рисунок. Можно устроить соревнование между командами, где каждая будет создавать свое огромное необычное животное. Дети также могут приклеить к рисунку разные куски материала, пуговицы и т. д. Также можно обсудить с детьми. какие проблемы возникают у таких животных со своими родственниками и знакомыми. Пусть дети вспомнят историю слона Дамбо и его проблемы (сначала отрицательное отношение к нему из - за больших ушей). На подобных примерах дети смогут понять, что надо деликатнее относиться к людям, которые сильно отличаются от всех других. Упражнение 10. НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРЫХ ВЕЩЕЙ Цели: Формирование умения придумывать способы необычного использования обычных предметов. Формирование умения комбинировать имеющиеся детали в новое целое. Проведите с группой беседу на тему, как можно использовать те или иные старые ненужные вещи новым способом вместо того, чтобы их просто выбросить. Например, старые полиэтиленовые пакеты, спичечные коробки, бумажные пакеты из - под молока и т.д. Спросите у детей, видели ли они телевизионные передачи, где часто показывают, как можно по - новому использовать старые вещи (например, рубрика «Очумелые ручки» в передаче «Пока все дома»). Скажите детям, что если немного поработать со старой вещью, несколько изменить ее форму и размеры, скомбинировать с другими предметами, то можно создать какую - нибудь полезную или декоративную вещь. Дополнительные задания Попросите детей принести старые пользованные вещи в группу, такие как крышки от бутылок, пустые спичечные коробки, банки из - под кока -колы и т. д. Предложите им из всего этого сконструировать декоративный коллаж. Сыграйте с детьми в следующую игру: Разбейте их на две команды, которые напишут название (или нарисуют) на половине бумаги по одной вещи, которые обычно выбрасывают. Теперь пусть они обменяются записками. Каждая команда должна придумать как можно больше способов использования той вещи, которая нарисована (и название которой написано) на данной бумажке. За каждую идею дается 1 балл. Таким образом, команды должны несколько раз обменяться заданиями друг с другом. Выигрывает та команда, которая наберет больше баллов. Упражнение 11. АКТИВНЫЕ БУКВЫ Цели: Развитие образной беглости. Развитие умения придумывать глаголы, начинающиеся с определенной буквы. Развитие умения создавать характерные образы активных букв. Напишите букву «К» на доске или на плакате и попросите детей угадать, что вы собираетесь делать. Скажите, что это действие будет начинаться с буквы «К». изобразите, что вы копаете. Если дети не догадаются, то скажите им. Изобразите еще какое - нибудь действие, которое начинается с буквы «К» (кидаете, катаетесь на чем - либо и т. д.). когда кто - нибудь из детей догадается, что вы изображаете. То пусть он встанет перед группой и изобразит какое - либо действие, начинающееся на букву «К». остальные же - попытаются угадать. Продолжите игру с другими согласными буквами. Дополнительные задания Предложите детям просмотреть журналы и найти там фотографии людей, которые выполняют действия, начинающиеся с предложенной вами буквы. Можно сделать «настенную фреску» с изображением определенных буквы и рисунками детей или вырезками журналов. Можно устроить соревнование между командами, кто больше придумает действий, начинающихся с заданной буквы. Упражнение 12. ТОЛЬКО ДЛЯ ДЕТЕЙ Цели: Умение проводить классификацию предметов и действий. Развитие умения представлять мысли в структурированной форме. Развитие вербальной гибкости и беглости. Попросите детей закрыть глаза и представить себе далекую сказочную страну или планету, где живут только дети. В этом мире все придумано и сделано только для них: все вещи, дома, развлечения и т.п. Попросите детей описать то, что они могут, обнаружить на этой планете и как это все, будет выглядеть. Ответы могут быть типа таких: магазины с игрушками и детской одеждой, маленькая мебель, детские зоопарки и цирки и т. д. Затем пусть они перечислят (а вы можете написать или нарисовать на доске) то, что нельзя будет найти на этой планете, так как эти вещи только для взрослых. В этом список могут войти сигареты, спиртные напитки, автомобили, университеты и т. д. Дополнительные задания Предложите детям перечислить телевизионные и радиопередачи, предназначенные только для детей и только для взрослых. Затем пусть они попробуют вспомнить передачи, которые интересны всем, и которые только определенным возрастным категориям (старшеклассникам, пенсионерам и т. д.). Можно разбить детей на две команды, одна из них будет изображать с помощью пантомимы какую - либо деятельность, а другая команда должна догадаться, для какой возрастной группы эта деятельность подходит. Эти упражнения помогут детям понять что, в зависимости от возраста, людям предъявляются разные требования и ожидания. Упражнение 13. МАГИЧЕСКАЯ ДВЕРЬ Цели: Развитие воображения и образного мышления. Формирование умения планирования. Развитие способности к детальной разработке выбранной темы. Прочитайте детям первые страницы из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», где Алиса попадает через кроличью норку в нереальный, фантастический мир. Прочитайте им про необычных жителей, их особенности и характерные черты. Прочитайте им также страницы из книг А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» или «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», где девочка Элли попадает в волшебную страну и сталкивается с говорящими животными и необычными персонажами. Пусть дети вспомнят (или расскажите тем, кто не знает) про Железного Дровосека и мудрого соломенного Страшилу. Дети и сами могут рассказать вам о других подобных сказках с необычными странами и героями. Подчеркните различия между этими волшебными, магическими мирами, и нашей повседневной жизнью. Обсудите это. После этого попросите детей нарисовать и, если смогут, описать сказочную волшебную страну, которую они придумают сами. Энтузиазм детей при выполнении этого задания будет в значительной мере зависеть не только от их воображения, но и от того насколько вам удастся «зажечь» учащихся этой идеей, расшевелить их энергию и фантазию. Предоставьте им возможность обменяться своим идеями и другой полезной информацией о магических мирах. Вы можете составить список всех идей, которые дети придумают для своих волшебных миров и расклассифицировать их вместе с детьми. один из них будут упоминаться часто, в большинстве случаев они относятся к характеристикам необычных животных и персонажей, некоторые будут совершенно уникальными. Позже можно будет рассказать об этом детям. Созданные детьми картины фантастических миров можно вывесить на демонстративном стенде или составить из них альбом, сделав для него твердую обложку. Дополнительные задания Углублять это задание можно в самых разных направлениях: от необычных рисунков до театральных представлений. Увлечение волшебными, магическими мирами, где нет ничего невозможного - огромный стимул для творчества. Вы можете дать детям большие листы ватмана и краски и попросить их нарисовать красочные картины своих фантастических миров. Они могут работать все вместе и сделать общую огромную, размером во всю стену, «фреску», где каждый будет рисовать свои уникальные детали общего фантастического мира. Дети могут сделать кукол - персонажей своих необычных миров - и затем группой показывать сценки (или целый спектакль), где эти персонажи будут демонстрировать свои магические способности. После решения эмпирических задач был осуществлен корреляционный анализ наличия и уровня значимости связи между показателями воссоздающего воображения (словесного и изобразительного) и оригинальностью решения задач на изображение (творческого воображения) испытуемых. Для этого использовался метод ранговой корреляции Спирмена (rs). Корреляционный анализ - комплекс методов статистического исследования взаимозависимости между переменными, связанными корреляционными отношениями. Корреляционными (лат. correlatio - соотношение, связь, зависимость) считаются такие отношения между переменными, при которых выступает преимущественно нелинейная их зависимость, т. е. значению любой произвольно взятой переменной одного ряда может соответствовать некоторое количество значений переменной другого ряда, отклоняющихся в ту или иную сторону от среднего. Корреляционный анализ выступает в качестве одного из вспомогательных методов решения теоретических задач психодиагностики и включает в себя комплекс наиболее широко применяемых статистических процедур при разработке тестовых и других психодиагностических методик, определения их надежности, валидности. Корреляционный анализ является одним из основных методов статистической обработки эмпирического материала в прикладных психодиагностических исследованиях. По существу, коэффициент корреляции выражает степень соответствия или связи между двумя множествами показателей ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 3.1 Особенности воображения у детей дошкольного возраста На первом этапе исследования изучались особенности воображения у дошкольников из разных ДОУ. Мы получили данные об уровне развития воображения как воссоздающего, так и творческого. Результаты исследования воссоздающего воображения у дошкольников ДОУ «Снегурочка» представлены в таблице 1, а у дошкольников ДОУ «Гнездышко» в таблице 2. Таблица 1 Результаты исследования воссоздающего воображения у дошкольников ДОУ «Снегурочка»
Таблица 2. Результаты исследования воссоздающего воображения у дошкольников ДОУ «Гнездышко»
Исследование воссоздающего воображение позволило выделить в обеих группах испытуемых детей, характеризующихся высоким уровнем воображения в речевой деятельности (в таблицах выделены зеленым цветом) в ДОУ «Снегурочка» это - Николай Ф., Римма Я., Юрий Н., Тимур И.,; в ДОУ «Гнездышко» - Алексей Р., Борис К., Георгий О., Егор К., Яна Х., Мария Л. Рассказ этих дошкольников характеризуется высокой степенью правильности воссоздания образа; эмоциональной насыщенностью и образностью воссоздаваемой ситуации; выраженной оценочной позицией к персонажам и их действиям, совпадающее с той ролью, которую играет персонаж в сказке; правильностью воссоздания эпизодов. Для Андрея К., Виктора Р., Екатерины Г., Николая Ф., Светы О., Юрия Н., (ДОУ «Снегурочка» таблица 1) и Виктории М., Вероники Ш., Георгия О., Ирины П., Константина Г., Марии Л., Никиты О., Светы Д., Юлии Б., (ДОУ «Гнездышко» таблица 2) характерен высокий уровень воссоздающего воображения в изобразительной деятельности. При анализе рисунков этих детей ярко прослеживалось соответствие воссозданных образов и образам произведения (можно было легко определить, кто изображен на рисунке); воссоздаваемые образы отличались эмоциональной насыщенностью (яркие цвета, разнообразность деталей). Низкий уровень развития воссоздающего воображения в речевой деятельности диагностируется у Анастасии А., Евгения З., Кристины Е., Марии Н., Светы О., Яны Я., (ДОУ «Снегурочка», таблица 1) и Арины М., Галины И., Елена З., Олега Ш., Руслана Л., Сергея К., Юлии Б., (ДОУ «Гнездышко» таблица 2); в изобразительной деятельности - у Анастасии А., Евгения З., Марии Н., Ольги Я., Яны Я., (ДОУ «Снегурочка», таблица 1); Арины М., Галины И., Елены И., Елены З., Олега Ш., Татьяны П., (ДОУ «Гнездышко», таблица 2). Воссоздаваемые образы в обеих формах деятельности были ненасыщенны эмоционально; образы не соответствовали их аналогам в произведении, последовательность сюжета воспроизводилась неправильно; созданные образы отличались от образов в тексте; оценочное отношение не совпадало с той ролью, которую играет персонаж в сказке. Результаты выполнения методики, направленной на изучение общего уровня воссоздающего воображения анализировалось по критериям содержания сказки и сюжету рисунка. Дети с высоким уровнем развития воссоздающего воображения (ДОУ «Снегурочка» - Виктор Р., Николай Ф., Римма Я., Борис К., Георгий О., Егор К., Мария Л.,) при выполнении методики рисовали и сочиняли одновременно. В рисунке, как правило, представляли сюжет, связанный с кульминацией или окончанием сказки. Рисунок и сказка детализированы, имеют композицию и определенную структуру. Персонажи и сюжет сказки не повторяют уже существующие. Дети с низким уровнем воссоздающего воображения (ДОУ «Снегурочка» - Анастасия А., Евгений З., Кристина Е., Мария Н., Ольга Я., Яна Я.,; ДОУ «Гнездышко» - Арина М., Галина И., Елена З., Михаил О., Олег Ш., Татьяна П.) при выполнении задания рисовали и рассказывали уже существующую, знакомую им сказку. При рисовании изображают отдельного героя. Анализ выполнения методик показывает, что для некоторых детей выполнение второй методики оказалось более сложным. Вероятно, это связано с тем, что при выполнении данной методики необходимо задействовать обе формы воссоздающего воображения: речевую и изобразительную. Кроме этого, необходимо создавать образы не на только что прослушанном материале, а создавать нечто новое и оригинальное. В тоже время, эту методику можно отнести именно на воссоздающее воображение, т.к. в большинстве случаев дети опирались на уже существующих сказочных героев (3 медведя, Красная шапочка, Незнайка, Золотая рыбка), изменяя и преобразуя сюжет самих сказок и добавляя новых героев. Проведем сопоставление исследуемых групп дошкольников в зависимости от уровня развития воссоздающего воображения (рисунок 1). Рис. 1. Количество детей с различными уровнями развития воссоздающего воображения из ДОУ «Снегурочка и ДОУ «Гнездышко» (в %) Отметим, что и в обеих группах наблюдается фактически одинаковое количество детей с низким, средним и высоким уровнем развития воссоздающего воображения. Следовательно, мы можем говорить об однородности групп исследования до коррекционного воздействия по критерию уровня развития воссоздающего воображения. Следующая методика исследования была направлена на изучение оригинальности решения задач на изображение дошкольниками (творческое воображение). Ребенку необходимо было дополнить предложенные контуры рисунков так, чтобы получилась картинка, при этом оценивался уровень оригинальности и необычности образа. Результаты выполнения данного задания представлены в таблицах 3 и 4. По результатам выполнения методики коэффициент оригинальности был соотнесен с типами решения задач на воображения. По итогам все испытуемые были отнесены к трем группам. Таблица 3 Результаты исследования творческого воображения у дошкольников ДОУ «Снегурочка»
Таблица 4. Результаты исследования творческого воображения у дошкольников ДОУ «Гнездышко»
1 группа (0 - 1 типы) - низкий уровень развития творческого воображения: В ДОУ «Снегурочка»: Анастасия А., Евгений З., Мария М., Ольга Я., Яна Я., (всего 5 человек); в ДОУ «Гнездышко»: Арина М., Галина И., Дмитрий Р., Елена З., Михаил О., Татьяна П., (всего 6 дошкольников). Деятельность этих детей характеризуется тем, что ребенок либо не принимал задачу на построение образа воображения, т.е. дорисовывал рисунок рядом, не включая предложенный элемент, либо нарисованный объект отличался отсутствием дополнительных деталей, изображение отличается схематичностью. 2 группа (2 - 4 типы) - средний уровень развития творческого воображения. В ДОУ “Снегурочка” таких дошкольников 12, в ДОУ “Гнездышко” - 10. В рисунках этих детей изображались один или несколько объектов, отличающихся разнообразием деталей, присутствием сюжета. 3 группа (5 тип) - высокий уровень творческого воображения: в ДОУ «Снегурочка» Виктор Р., Николай Ф., Сергей Н., Юрий Н. (всего 4 дошкольника); в ДОУ “Гнездышко” - Борис К., Виктория М., Георгий О., Егор К., Константин Г., Мария Л., Яна Х. (всего 7 дошкольников). Предложенная фигура использовалась в рисунках в качестве второстепенного элемента для создания образа воображения. Проведем сопоставление исследуемых групп дошкольников в зависимости от уровня развития творческого воображения (рисунок 2) . Рис. 2. Количество детей с различными уровнями развитии творческого воображения из ДОУ “Снегурочка” и ДОУ “Гнездышко ” (в %) Отметим, что в обеих группах наблюдается фактически одинаковое количество детей с низким уровнем развития творческого воображения. При этом в ДОУ “Гнездышко ” гораздо больше дошкольников с высоким уровнем развития творческого воображения и меньше - со средним. Если провести анализ общего уровня развития воображения (как воссоздающего, так и творческого - сводные таблицы 5 и б), можно отметить, что для большинства детей уровень развития воссоздающего воображения определяет уровень развития творческого. Таблица 5 Результаты исследования воображения у дошкольников ДОУ “Снегурочка” Можно отметить, что у Виктора Р., Николая Ф., Юрия Н. высокий уровень воссоздающего воображения сопровождается соответствующим уровнем развития воображения творческого. Эта же картина наблюдается и для остальных групп детей. Другими словами, мы подтверждаем одну из поставленных гипотез исследования: уровень развития воображения воссоздающего и творческого взаимозависим. Таблица 6 Результаты исследования воображения у дошкольников ДОУ “Гнездышко” Проведем сопоставление исследуемых групп дошкольников в зависимости от общего уровня развития воображения (рисунок 3). Рис. 3. Количество детей с различными уровнями развитии воображения из ДОУ “Снегурочка” и ДОУ “Гнездышко ” (в %) Отметим, что и в обеих группах наблюдается фактически одинаковое количество детей с низким, средним и высоким уровнем развития воображения. Следовательно, мы можем говорить об однородности групп исследования до коррекционного воздействия по критерию уровня развития воображения в целом. 3.2 Влияние особенностей воображения на развитие креативности у дошкольников Результаты исследования творческих способностей представлены в таблицах 7 и 8. На данном этапе исследования предполагалось изучение различных проявлений творческих способностей дошкольников в речевой и изобразительной деятельности. Результаты выполнения методики оценивались по двум параметрам - беглости и оригинальности. Вначале проводился анализ выполнения следующих субтестов: «Использование предметов», «Заключение», «Выражение», «Словесная ассоциация». В данных субтестах творческие способности проявлялись в речевой деятельности. Необходимо отметить, что уровень выполнения данных субтестов несколько ниже, чем тестов на основе изобразительной деятельности. Это подтверждается сравнительным анализом средних величин по беглости и оригинальности. Если средние величины словесных субтестов по беглости находятся в диапазоне от 4,82 до 7,02, то по изобразительным субтестам - от 5,65 до 7,55. Причиной этого факта может служить более высокий уровень образного мышления у детей - дошкольников в сравнении со словесно-логическим. Кроме этого, в группе изобразительных субтестов выше количество оригинальных ответов (средние величины находятся в диапазоне от 1,90 до 5,39, в отличие от словесных субтестов - от 0,57 до 3,48). По результатам выполнения словесных субтестов можно выделить группу учащихся, характеризующихся низким уровнем развития креативности: в ДОУ “Снегурочка - Антон А., Анастасия А., Евгений З., Кристина Е., Ксения М., Мария Н., Ольга Я., Яна Я.; в ДОУ “Гнездышко ”: Арина М., Галина И., Дмитрий Р., Елена З., Михаил О., Татьяна П. У этих детей низкие результаты по беглости совпадают с фактическим отсутствием оригинальных ответов. Для некоторых дошкольников, которых мы условно относим к группе детей со средним уровнем развития творческих способностей характерны высокие показатели по беглости, но при этом практически отсутствуют оригинальные ответы по большинству субтестов. Для дошкольников из ДОУ “Снегурочка» 1: Виктора Р.., Николая Ф.., Сергея Н., Юрия Н.; из ДОУ “Гнездышко” - Бориса К., Виктории М., Георгия О., Егора К., Константина Г., Марии Л., Яны Х. характерны, как высокие показатели по беглости, так и наличие оригинальных ответов. Примеры предлагаемых оригинальных ответов на субтесты: «Использование предметов» (использование газеты), «Сцепить иголками и повесить вместо штор», «Обмотать ноги и использовать вместо носков», «Положить много, целую кипу на кровать и будет матрац» и др. «Заключение» (если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке): «Смогут выбираться в мэры города или президенты», «Птицы» будут доставлять заказы из магазинов по воздуху», «Все люди заболеют от зависти к птицам, что они могут летать», «Птицы, рассказали, откуда приходят облака». «Выражение» (составить выражение по буквам В, М, С, К): «Выдра морская сказала «Каюк», «Вот мама стрелу купила». «Словесная ассоциация» (для слова книга): неузнанная книга, долго читаемая книга, свежеизданная книга, заскучневшая книга. По результатам выполнения субтестов в изобразительной деятельности прослеживаются те же три группы детей. Для дошкольников с высокими показателями по беглости и оригинальности характерно множество вариантов решений предлагаемых изобразительных задач. Кроме этого, в среднем такие дети давали по 2 оригинальных ответа. Дошкольники со средними показателями по беглости и оригинальности чаще всего или не давали оригинальных ответов или предлагали только один ответ, характеризующийся новизной и необычностью. В то же время общее количество предлагаемых решений могло достигать 1.0 - 12. Дети с низкими показателями по беглости и оригинальности в среднем давали б - 7 вариантов решений изобразительных задач, некоторые из них мы можем отнести к оригинальным. Сравним обе исследуемые группы дошкольников по результатам исследования творческих способностей. Средние значения по показателю “беглость” представлены на рисунке 4, по показателю ‘оригинальность” - на рисунке 5. Рис. 4. Средние значения по показателю “беглость” для исследуемых групп дошкольников Отметим значительное превышение интересующих нас значений, характеризующих дошкольников из ДОУ ‘’Гнездышко” над средними значениями, характеризующими дошкольников из ДОУ “Снегурочка”. Данная тенденция прослеживается и при сравнительном анализе результатов исследования по показателю оригинальности, причем как в словесных, так и в изобразительных субтестах (рисунок 5). Рис. 5. Средние значения по показателю “оригинальность” для исследуемых групп дошкольников Следовательно, можно сделать следующий вывод - дошкольники из ДОУ “Гнездышко ” характеризуются более высоким уровнем развития творческих способностей, чем их сверстники из ДОУ “Снегурочка” перед началом применения коррекционной программы. Несмотря на существующее изначально различие в уровне развития творческих способностей, по нашему мнению, “чистота” формирующего эксперимента не будет нарушена в том случае, если мы возьмем в качестве экспериментальной группы дошкольников из ДОУ “Снегурочка”, характеризующихся относительно низким уровнем развития творческих способностей и творческого воображения. 3.3 Взаимосвязь воображения и креативности дошкольников: опыт применения развивающей программы и оценка ее эффективности Предлагаемая в данном дипломном проекте коррекционная программа (модификация “Курса развития творческого мышления Ю. Б. Гатанова”) была апробирована в реальных условиях. В ДОУ “Снегурочка” были организованы и проведены 14 занятий с дошкольниками (в течение 3 месяцев). Кроме этого, дошкольникам предлагались дополнительные домашние задания, результаты, выполнения которых затем использовались и в непосредственной работе с группой. По окончании занятий было проведено контрольное исследование, позволяющее оценить эффективность проведенной коррекционной работы. Для упрощения анализа использовались только средние величины, характеризующие группу в целом. Напомним, что до начала коррекционной работы и в экспериментальной и в контрольной группе прошло исследование особенностей воображения (воссоздающего и творческого) а также творческих способностей (проявляющихся на вербальном и изобразительном материале). Проведем сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп по уровню развития воссоздающего воображения (рисунок 6). Отметим, что по итогам исследования (после проведения коррекционной работы) в группе дошкольников из ДОУ “Снегурочка” (экспериментальная группа) существенно увеличилось количество ребят с высоким уровнем воссоздающего воображения (в сравнении с дошкольниками из ДОУ “Гнездышко’’). Рис. 6. Количество детей с различными уровнями развития воссоздающего воображения из ДОУ “Снегурочка” ДОУ “Гнездышко ” (в %) При этом в экспериментальной группе значительно меньше детей со средним и с низким уровнем воссоздающего воображения. Следовательно, мы можем сделать вполне обоснованный вывод, что проведенная коррекционная работа повлияла на развитие воссоздающего воображения. Проведем сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп по уровню развития творческого воображения (рисунок 7). Данные, представленные на рис. 7, убедительно иллюстрируют следующее - среди дошкольников из экспериментальной группы (ДОУ “Снегурочка”) больше детей с высоким и средним уровнем развития творческого воображения, при этом значительно меньше детей с низким уровнем. Рис. 7. Количество детей с различные уровнями развития творческого воображения из ДОУ “Снегурочка” и ДОУ “Гнездышко ” (в %) Отметим также, что перед проведением коррекционных занятий наблюдалось обратное соотношение - дошкольники из ДОУ “Гнездышко’’ характеризовались более высоким уровнем развития творческого воображения, чем их сверстники из ДОУ “Снегурочка’. Следовательно, проведенное контрольное исследование позволяет нам говорить о высокой эффективности коррекционной работы в части развития творческого воображения. Проведем сравнительный анализ экспериментальной и контрольной групп по уровню развития творческих способностей (рисунки 8 и 9). Рис. 8. Среднее значение по показателю «беглость» для исследуемых групп дошкольников Рис. 9. Средние значения по показателю “оригинальность” для исследуемых групп дошкольников На данном этапе анализируются два показателя - “беглость” и “оригинальность”. Данные, представленные на рисунках, позволяют говорить о более высоком уровне развития творческих способностей (как в части вербальной деятельности, так и изобразительной), характерном для испытуемых экспериментальной группы (ДОУ “Снегурочка”). При этом, до начала коррекционной работы наблюдалась обратная последовательность - дошкольники из ДОУ “Гнездышко ” во многом превосходили своих сверстников из ДОУ ‘’Снегурочка’’. Для того, чтобы определить зависимость между показателями воссоздающего и творческого воображения мы вычисляем коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Для этого анализируем показатели из табл. 5-6 и из табл. 7-8 по «беглости» и «оригинальности» для каждой отдельной выборки детей-испытуемых (ДОУ «Снегурочка» и ДОУ «Гнездышко»). Для упрощения работы с нечисловыми показателями, представленными в табл. 5-6, мы перевели показатели уровней в числовые данные (3 - высокий уровень, 2 - средний уровень, 1 - низкий уровень). Таблица 9 Результаты детей по методикам (уровень воображения и «беглость») ДОУ «Снегурочка»
Вычисления коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена осуществлялись по известному алгоритму. Для расчета коэффициента rs сначала требуется проранжировать индивидуальные значения испытуемых, полученных по сопоставляемым показателям. При ранжировании обычно рекомендуется меньшему значению приписывать меньший ранг. Но в нашем случае целесообразнее было начислять меньший ранг большему значению, чтобы сразу было видно, на каком месте по степени выраженности изучаемого показателя находится тот или иной испытуемый. После ранжирования индивидуальных показателей в двух сопоставляемых рядах переменных подсчитывалась разница между рангами по каждой строке (d). Затем эти разности возводились в квадрат (d2) и подсчитывалась их общая сумма (∑d2). Далее расчет велся по специальной формуле, в которую включались поправки на одинаковые ранги (Т), имеющиеся в каждом из сопоставляемых рядов переменных. И, наконец, полученное значение коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена сравнивалось с критическими значениями rs для данного объема выборки (n). В нашем случае, критические значения rs таковы:
В результате вычисления коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена отдельно по каждой паре изучаемых показателей в двух выборках (ДОУ «Снегурочка» и ДОУ «Гнездышко») нами были выявлено, между сопоставляемыми показателями уровня развития воссоздающего воображения, творческого воображения (показатели «беглость» и «оригинальность») нами были выявлены достоверные корреляционные связи между всеми сопоставляемыми показателями. При этом каждая корреляционная связь достигает высокого уровня статистической значимости (Табл. 14). Таблица 14 Сводная таблица результатов корреляционного анализа
Следовательно, мы можем статистически обоснованно говорить об эффективности модифицированной в данной дипломной работе коррекционной программы в части развития творческих способностей. Тем самым мы подтверждаем одну из гипотез исследования. Выводы Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить, что воображение дошкольника отличается от воображения взрослого. У дошкольников видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, как не бывает. дошкольник легко объединяет разные преставления и не критически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в дошкольном возрасте. дошкольник не создает ничего принципиально нового, но новизна образов имеет значение только для самого ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, а иногда замысел рождается после действия. Ребенок фантазирует, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс создания новых ситуаций. В дошкольном возрасте большинство детей характеризуется низким уровнем развития творческих способностей, проявляющихся как в вербальной, так и в изобразительной деятельности. дошкольники с высоким и средним уровнем развития творческих способностей предлагают разнообразные варианты решений проблемных задач, однако, предлагаемые варианты решений характеризуются стереотипичностью, неоригинальностью. Была выявлена взаимосвязь в развитии двух видов воображения у дошкольников - воссоздающего и творческого. Воссоздающее воображение в процессе вербальной деятельности менее продуктивно у дошкольников, чем воображение в процессе изобразительной деятельности. Особенности деятельности, в которой дошкольникам необходимо использовать воображение, влияют на формирование творческих способностей в контексте данного вида деятельности. Коррекционное воздействие, направленное на развитие воображения, влечет за собой и непременное развитие общих творческих способностей. Уже в раннем детстве возможно создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и предлагать, а затем и использовать предметы-заместители (например, что делать, когда надо угостить куклу конфетами, а их нет, или нужно покормить мишку, а нет тарелочки). Расширение представлений об окружающем, в том числе и о мире взрослых, обучение игровым действиям помогает малышу создать воображаемую ситуацию. Условием для формирования воображения является освоение продуктивной деятельности, например умение наделять постройки определенным содержанием, чему ребенка обучает взрослый с помощью обыгрывания (35). Игровая деятельность дошкольника является мощным стимулом воображения. Выполнение роли, развитие сюжета побуждает ребенка перекомбинировать известные события, создавать их новые сочетания, дополнять и преобразовывать собственные впечатления. Малыш, перевоплощаясь в разных персонажей, особенно в режиссерской игре, имеет возможность посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. Важным моментом в развитии воображения ребенка служит такая организация предметной среды, которая включает наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями предметы неспецифические, полифункциональные: бросовый материал (коробки, катушки, обрывки ткани, бумаги) и природный (шишки, веточки, желуди). Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя вариативно, ребенок интенсивно осваивает замещение (35). Развитие воображения тесно связано с освоением законов родного языка. Слово дает возможность ребенку представить и преобразовать предмет в его отсутствие. Следует помнить и о том, что основу для воображения создают разнообразные, богатые представления, собственный опыт дошкольника. Задача взрослого состоит в том, чтобы научить ребенка способам и средствам преобразования, развивать его комбинаторные способности. Освоение способов создания образов происходит при разрыве реальных связей, путем включения объектов в несвойственные им ситуации, наделения несвойственными функциями и соединения разнородных объектов в новый образ. Важно научить ребенка формулировать различные по степени сложности замыслы и реализовывать их, прежде всего в продуктивных видах деятельности. Предварительная формулировка их в развернутой речи с указанием не только того, что будет сделано, но и как, придает процессу создания новых образов целенаправленный характер, а творческая деятельность получает идейный стержень. Формирование критичности мышления («Так бывает или нет?») тоже вносит свой вклад в развитие воображения, определяя критическое отношение и к образам своей фантазии. Руководство воображением требует от взрослого создания проблемных ситуаций, которые не имеют однозначного решения и ситуаций, когда средства решения не определены. Е.Е. Кравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком в целях развития воображения. В младшем дошкольном возрасте целесообразно занять позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному. В 4-5 лет стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: «Кто придумает интереснее?», «Кто придумает иначе, чем у товарища?» А для старшего дошкольника следует создать такие условия, чтобы он сам встал в обучающую позицию, особенно в отношении младших детей, рассказывая им сказки, показывая инсценировки, организуя игры (35). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М., 1998. 2. Батищев Г.С. диалектика творчества. - М., 1984. 3. Богоявленская д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 1983. 4. Богоявленская д.Б. Пути к творчеству. - М., 1981. 5. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973. 6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991. 7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - СП6., 1997. 8. Гильбух Ю.3. Внимание: одаренные дети. - М., 1991. 9. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. - М.: Мир, 1992. 10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 1999. 11. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность //Психологический журнал. - 1994, № 4. 12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М., 1997. 13. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. //Вопросы психологии. - 1980, Г92. 14. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984. 15. Лук А.Н. Проблемы научного творчества//Сер. Науковедение за рубежом. - М., ИПИ-ОН АН СССР, 1983. 16. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская 3.Н. Ступеньки к творчеству. - М., 1987. 17. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1998. 18. Обухова Л.Ф., Чурбанова С.М. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте. - М., 1995. 19. Ончарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996. 20. Одаренные дети/Под ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. - М., 1991. 21. Петровский А.В. Способности//Введение в психологию. - М., 1995. 22. Проблемы способностей/Под ред. В.Н.Мясищева. - л., 1962. 23. Перкинс Д.Н. Творческая одаренность как психологическое понятие//Общественные науки за рубежом. Р.Ж.Сер. Науковедение. - 1988, 94, с.88 - 92. 24. Психология. Словарь./Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990. 25. Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н.С.Лейтеса. - М., 1996. 26. Психология дошкольника. Хрестоматия ./Сост. Г.А.Урунтаева. - М., 1998. 27. Развитие и диагностика способностей.//Под ред. В.Н.Дружинина, В.В.Шадрикова. - М.: Наука, 1991. 28. Развитие творческой активности школьников./Под ред. А.М.Матюшкина. - М., 1991. 29. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста./Под ред. О.М.Дьяченко, А.И. Булычевой. - М., 1996. 30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СП6.: Питер, 1999. 31. Способности и интересы. Сб./Под ред. Н.Д.Левитова, В.А.Крутецкого. - М., 1962. 32. Склонности и способности /Под ред. В.Н.Мясищева. - Л., 1962. 33. Способности и склонности. Комплексные исследования.//Под ред. Э.А.Голубевой. М., 1989. 34. Суходольский Г.В. Основы математической статистики для психологов. - л., 1972. 35. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1998. 36. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. Практикум. - М., 1998. 37. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. - М., 1998. 38. Хьелл Л., Зиглер д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997. 39. Чудновский В.З. Воспитание способностей и формирование личности. - М., 1986. 40. Чудновский В.З., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание? - М., 1990. 41. Шадриков В.д. Способности, одаренность, талант//Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. 42. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. - М., 1996. 43. Немов Р.С. Психология. В 3 т. - М.: Владос, 1998. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|