РУБРИКИ |
Влияния семьи на процесс формирования личности подростка |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Влияния семьи на процесс формирования личности подросткаДадим описание данных методик. 1.Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) Цель: определение уровня личностной тревожности. Методика относится к числу бланковых, что позволяет проводить ее коллективно. Бланк содержит необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и содержание методики. Инструкция: (На первой странице бланка). На следующих страницах перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми ты встречаешься в жизни. Некоторые из них могут быть для тебя неприятными, так как могут вызвать тревогу, беспокойство или страх. Внимательно прочти каждое предложение, представь себя в этих обстоятельствах и обведи кружком одну из цифр справа - 0, 1, 2, 3 или 4, - в зависимости от того, насколько эта ситуация для тебя неприятна, насколько она может вызвать у тебя беспокойство, опасения или страх. Если ситуация совершенно не кажется тебе неприятной, в столбик «Ответ» поставь цифру 0. Если она немного тревожит, беспокоит тебя, в столбик «Ответ» поставь цифру 1. Если беспокойство и страх достаточно сильны и тебе хотелось бы не попадать в такую ситуацию, в столбик «Ответ» поставь цифру 2. Если ситуация очень неприятна и с ней связаны сильные беспокойство, тревога, страх, в столбик «Ответ» поставь цифру 3. При очень сильном беспокойстве, очень сильном страхе в столбик «Ответ» поставь цифру 4. Переверни страницу. (На второй странице инструкция продолжается) Твоя задача - представить себе каждую ситуацию (себя в этой ситуации), определить, насколько она может вызвать у тебя тревогу, беспокойство, страх, опасения, и обвести одну из цифр, определяющих, насколько она для тебя неприятна. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы (Далее следует текст методики). Варианты ответов
Форма А и Форма Б. Ключ является общим для обеих форм. Школьная тревожность: 1, 5, 7, 11, 12, 16, 19, 28, 30, 34 Самооценочная тревожность: 3, 6, 8, 13, 17, 20, 25, 29, 33, 39 Межличностная тревожность: 2, 9, 15, 18, 22, 24, 26, 32, 36, 38 Магическая тревожность: 4, 10, 14, 21, 23, 27, 31, 35, 37, 40 Обработка и интерпретация результатов теста При обработке ответ на каждый из пунктов шкалы оценивается количеством баллов, соответствующим округленной при ответе на него цифре. Подсчитывается общая сумма баллов по шкале в целом и отдельно по каждой субшкале. Полученная сумма баллов представляет собой первичную, или «сырую», оценку. Первичная оценка переводится в шкальную. В качестве шкальной оценки используется стандартная десятка. Для этого данные испытуемого сопоставляются с нормативными показателями группы учащихся соответствующего возраста и пола. Результат, полученный по всей шкале, интерпретируется как показатель общего уровня тревожности, по отдельным субшкалам - отдельных видов тревожности. 2. Рисуночный тест «Моя семья» Цель: выявление особенностей внутри - семейных отношений. Материал: - лист бумаги; - набор цветных карандашей. Инструкция: Предложите подростку нарисовать свою семью. Позвольте подростку рисовать, пребывая лишь наедине с самим собой. Тем временем, «работая», вам надо незаметно для ребенка наблюдать за тем, как он рисует, что рисует, где рисует. После окончания рисования уточните некоторые детали наводящими вопросами. Затем проанализируйте данные рисуночной пробы. И если вы научитесь правильно трактовать эти данные, то сможете не только выявить нюансы, но и оттенки их, всю гамму чувств, переживаемых ребенком в своей семье. Все то, что подросток тщательно скрывает, все то, что прячет где-то в глубине и не способен высказать вам вслух, все то, что в нем «бурлит» и «закипает», все то, что мучает и беспокоит его ежедневно, вдруг неожиданно, подобно джинну из бутылки, «вырывается» наружу и застывает с «немым криком» на бумаге. И, застывая, молча крича, молит вас о помощи. И этот «крик» должен услышать каждый из родителей. Ведь нам, родителям, навряд ли придет в голову, что очень часто мы - виновники всех бед ребенка. Анализируя рисунок, необходимо обратить внимание на ряд деталей: последовательность выполнения задания, сюжет рисунка, на то, как расположены, как сгруппированы члены семьи, на степень близости и степень отдаленности их друг от друга, на место нахождения ребенка среди них, на то, с кого ребенок начинает рисовать семью, на ком заканчивает, кого «забыл» изобразить, кого «добавил», кто выше ростом и кто ниже, кто как одет, кто нарисован контуром, кто вырисован до деталей, на цветовую гамму и т. д. Остановимся на некоторых особенностях анализа рисунка. 3. Рисуночный тест «Семья, которую я хочу» Инструкция: Переверните лист бумаги на другую сторону нарисуйте теми же карандашами еще одну семью, но не семью - близнец, а ту, которую бы вы хотел иметь, иначе говоря - «Семью, которую хочу». Второй рисунок - это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок - это «вход» в желаемое, «вход» в «Прекрасное Далеко», которое бы подросток не прочь иметь уже сейчас. Вы не найдете на втором рисунке даже намек на силуэты будущего мужа или будущей жены художника. Вы не найдете на втором рисунке его будущих детей. Подросток это просто вам еще не в силах сам изобразить. «Семью, которую хочу» он представляет только в настоящем. «Прекрасное Далеко» для него желаемо сегодня. И чтобы оно стало явным, надо так немного лишь устранить препятствия, мешающие на пути. И он легко их «устраняет» на бумаге, «нейтрализуя» их собственными методами. Поэтому обычно на рисунке «Семья, которую хочу» нередко «исчезает» кто-то из истинной семьи ребенка или же появляются сомнительные родственники, о которых мало кто и знал. Художник или «укорачивает», или «удлиняет» свою семью, производя в ней лишь понятную ему замену и смену декораций. Когда же видимой замены нет, тогда обычно на втором рисунке последовательность расположения фигур родителей ребенка, а также его братьев и сестер иная и отличается намного от той, которую мы видели при пробе «Моя семья». Как правило, почти все родственники почему-то меняются местами. И если вдруг отец художника держал его в «ежовых рукавицах» и из-за этого был первым на рисунке «Моя семья», то вторая проба расставляет все как надо. Поэтому, когда ребенок все-таки решает в новой семье «оставить» даже и такого папу, то он рисует его в отдалении от всех и после всех. Тот родственник, которого подросток почему-то «забывает» изобразить в «Семье, которую хочу», как правило, и есть источник его дискомфорта, причина всех переживаний и невзгод. И, «исключив» его самостоятельно из членов собственной семьи и таким образом свершив свой «суд», художник как бы нам подсказывает выход из создавшегося положения и «намекает», как его осуществить. Наверное, вы убедились сами в том, что чаще всего многое в анализе рисунка «Моя семья» объясняет только лишь рисунок «Семья, которую хочу». И если б вам пришлось вдруг ограничиться одним рисунком, вы сомневались б в собственных догадках. Поэтому, когда вдруг будет трудно интерпретировать рисуночный тест «Моя семья», используйте его вариант «Семья, которую хочу». 4. Метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели. Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Ключ
Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений. Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений. Инструкция: «На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами». Бланк тестируемого. 5.Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) Шкала ситуативной тревожности (СТ) Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Шкала личной тревожности (ЛТ) Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
Обработка результатов. 2.2 Результаты констатирующего исследования В ходе констатирующего исследования были получены количественные и качественные результаты. Результаты исследования по методике Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) представлены в протоколе № 1. Протокол № 1
Приведем качественный анализ результатов по методике рисуночный тест «Моя семья». Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира, Наиль осветили всех членов семьи - это свидетельствует об ассоциации всех членов семьи с чем - то приятным, с теплыми и нежными воспоминаниями. Леонид, Руслан, Луиза, Роза, Максим считают себя самыми значительными в семье, т.к. нарисовали себя первыми, а Артур Р., Ляйсан, Егор, Алина и Роза изобразили второй мать, что говорит об ее высоком авторитете в семье. Также высокий авторитет матери можно наблюдать в рисунках Олеси, Олег, Светланы, Раиля, Альбины, Эльвиры, Лилии, Альберта, т.к. они первой изобразили мать и ее фигура самая большая. Низкий авторитет отца и самая маленькая его фигура проявляются в рисунках Альмира, Раиля, Лилии, Динары, т.к. отец изображен последним. Артур Ш. изобразил себя последним и едва ли приметным, он ощущает себя отвергнутым и ненужным родителям. О конфликтной ситуации в семье, об эмоциональной разобщенности свидетельствуют рисунки Руслана, Луизы и Артура Ш., т.к. фигуры расположены далеко друг от друга. А Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Лилия изобразили всех родных почти вплотную друг к другу, что говорит об эмоциональной близости всех членов семьи. Эмоциональная близость с отцами и привязанность к ним проявляется в рисунках Ильшата, Димы, Ляйсан, Кристины; высокая степень привязанности к матери проявляется в рисунках Олеси, Светланы, Эльвиры, Раиля, Динары, они очень близко изобразили себя к матери. Артур Ш. считает себя отвергнутым, он отделил себя на рисунке значительным пространством от других членов семьи. Между мамой и папой изобразили себя Светлана, Лилия, Дима и Олеся - ощущают себя нужными и необходимыми в семье. Руслан и Луиза не нарисовали младших братьев и сестер, т.к. они являются источником дискомфорта, переживаний и мучений, тем самым они «устраняют» конкурентов. Артура Ш.постоянно подавляет старшая сестра, т.к. он ее не изобразил и на вопрос: «Где этот член семьи?» ответил, что она вышла в магазин. Жаждет быть кому - то нужной Луиза, она изобразила кошку, которая на самом деле не существует. Луиза и Альмира нарисовали отцу только глаза, тем самым они осведомляют нас, что отец все время наблюдает и следит за ними, не допускает шалостей и баловства, он - источник конфликтных ситуаций для них. Дима, Олеся, Миляуша, Света акцентируют внимание на голове матери и досконально вырисовывают все части лица, предпочитая лицо всему остальному, лишний раз подтверждает, как для них значителен изображаемый родственник. Также изображают себя Леонид, Руслан, Альбина, Ильшат, что дает возможность говорить об любовании собою, либо они серьезно озабоченны своею внешностью. Теплыми ласковыми тонами рисовали Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира, Ляйсан - любят свою семью. А холодными тонами рисовали Артур Ш., Луиза, Руслан - конфликтные отношения между детьми и членами семьи. Распознавание типов воспитания по рисункам Леонид, Руслан, Луиза и Роза - кумиры в семье. Раиль, Альбина, Егор, Ильшат, Дима, Ляйсан, Эльвира - гиперопека. Воспитание по типу «Золушки» - Артур Ш. Света, Лилия, Олеся, Наиль - воспитание «в культе болезни». Приведем качественный анализ по методике рисуночный тест «Семья, которую я хочу». Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира, Артур Ш., Луиза, Альмир, Наиль осветили всех членов семьи - это свидетельствует об ассоциации всех членов семьи с чем - то приятным, с теплыми и нежными воспоминаниями. Леонид, Артур Ш., Луиза считают себя самыми значительными в семье, Егор т.к. нарисовали себя первыми. Высокий авторитет матери можно наблюдать во всех рисунках, кроме Артура Ш., Максима, Луизы т.к. они первой изобразили мать и ее фигура самая большая. Низкий авторитет отца и самая маленькая его фигура проявляются в рисунках Динары, т.к. отец изображен последним. Все ребята изобразили всех родных почти вплотную друг к другу, что говорит об эмоциональной близости всех членов семьи. Эмоциональная близость с отцами и привязанность к ним проявляется в рисунках Ильшата, Димы, Ляйсан, Луизы, Альберта, Лилии, Артура Р., Олега, Кристины, высокая степень привязанности к матери проявляется в рисунках Олеси, Светланы, Эльвиры, Раиля, Динары, Руслана, Альмира, Розы, Алины, Миляуши, они очень близко изобразили себя к матери. Между мамой и папой изобразили себя Луиза, Раиль, Алина, Светлана, Лилия, Дима, Олеся, Артур Ш., Артур Р., они ощущают себя нужными и необходимыми в семье. Раиль, Алина, Светлана, Лилия, Дима, Руслан изобразили кошек и собак, объясняя это тем, что родители позволили им завести домашних животных. Дима, Олеся, Миляуша, Света, Артур Ш. и Луиза акцентируют внимание на голове матери и досконально вырисовывают все части лица, предпочитая лицо всему остальному, лишний раз подтверждает, как для них значителен изображаемый родственник, а Ильшат, Дима, Ляйсан, Луиза, Альберт, Лилия и Артура Р. акцентируют внимание на голове отца и досконально вырисовывают все части лица, предпочитая лицо всему остальному, лишний раз подтверждает, как для них значителен изображаемый родственник. Теплыми ласковыми тонами рисовали все ребята класса, что дает возможность говорить о том, что ребята любят свою семью. Приведем качественный анализ по методу «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. По данному методу выявилось следующее: у Альберта, Димы, Леонида, Олеси, Светы, Ильшата, Егора, Кристины, Лилии, Розы, Луизы, Руслана, Альмира, Максима, Олега положительное отношение к отцу; у Миляуши, Раиля, Альбины, Динары, Артура Ш. выявилось безразличное отношение к отцу, а у Артура Р., Ляйсан, Алины, Эльвиры, Наиля отрицательное отношение к отцу. Отношение к себе положительное у всех ребят, кроме Артура Ш. и Луизы, они относятся к себе безразлично. Положительно относятся к нереализованным возможностям Кристина, Олег, Максим, Егор, Наиль, Ильшат, Артур Р., безразличное отношение у Артура Ш., Динары, Луизы, Олеси, Руслана, Леонида, а отрицательное - у Альберта, Димы, Альмира, Миляуши, Светы, Раиля, Альбины, Розы, Ляйсан, Лилии, Алины, Эльвиры. Отношение к подчиненным положительное у Альберта, Леонида, Олеси, Миляуши, Раиля, Луизы, Артура Ш., Ильшата, Ляйсан, Алины, Наиля, Максима, Кристины. Безразличное отношение к подчиненным Олег, Егор, Эльвира, Лилия, Роза, Артур Р., а отрицательное - Динары, Альбины, Светы, Альмира, Руслана и Димы. У всех ребят отношение к будущему положительное, кроме Раиля, Альмира и Луизы, они к будущему относятся безразлично. Динара, Артур Р., Роза, Лилия, Эльвира, Егор, Олег, Дима, Руслан, Альмир, Света положительно относятся к вышестоящим лицам, Альберт, Леонид, Олеся, Луиза, Артур Ш., Ильшат, Ляйсан, Алина, Наиль, Максим, Кристина безразлично относятся к вышестоящим лицам, а отрицательное отношение у Миляуши, Раиля и Альбины. Почти все ребята относятся отрицательно к страхам и опасениям, кроме Лилии, Егора и Руслана, их отношение безразличное. Отношение к друзьям положительное у Альберта, Димы, Леонида, Руслана, Олеси, Альмира, Миляуши, Светы, Альбины, Раиля, Динары, Артура Ш., Олега, Максима, Наиля, Эльвиры, Лилии, Ляйсан, Ильшата и Артура Ш. Безразлично относятся к друзьям Луиза, Роза, Алина, Егор, Кристина. Кристина, Алина, Ляйсан, Раиль, Руслан, Олеся, Миляуша относятся к прошлому отрицательно, Роза, Наиль, Максим, Альбина и Альберт относятся к своему прошлому безразлично, у остальных ребят отношение положительное. У всех ребят отношение к лицам противоположного пола положительное. Положительно к сексуальным отношениям относятся все ребята, кроме Кристины, Эльвиры, Альбины, их отношение безразличное. Положительное отношение к семье у всех девушек, кроме Луизы, ее отношение безразличное. Из молодых людей положительно относятся к семье Альберт, Дима, Леонид, Руслан, Альмир, Наиль и Раиль. Отрицательно относятся Артур Ш., Артур Р., Ильшат. Безразлично - Егор, Максим, Олег. Положительно относятся к сотрудникам Альмир, Миляуша, Света, Раиль, Альбина, Роза, Ляйсан, Лилия, Алина, Эльвира, отрицательно - Наиль, Егор, Максим, Альберт, Дима, Руслан, Олеся, безразлично - Олег, Кристина, Леонид, Луиза, Динара, Ильшат, Артур Р., Артур Ш. Все ребята положительно относятся к матери. Безразличное отношение к чувству вины у Кристины, Эльвиры, Альберта, Альмира и Ильшата, остальные ребята отрицательно относятся к чувству вины. Результаты исследования по тесту «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера) представлены в протоколе № 2. Протокол № 2
|
|
© 2010 |
|