РУБРИКИ |
Влияния семьи на процесс формирования личности подростка |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Влияния семьи на процесс формирования личности подросткаПримечание: СТ - ситуативная тревожность, ЛТ - личная тревожность. У 10 ребят низкая ситуативная тревожность, также у других 10 ребят умеренная ситуативная тревожность и у 5 ребят - высокая. Низкая личная тревожность у 4 подростков, умеренная у 13 подростков и высокая у - 8. Проведенное констатирующее исследование позволило сделать ряд выводов. 1.Цель эмпирической работы на констатирующем этапе состояла в исследовании влияния семейных факторов на формирование психического здоровья личности подростка. 2.Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 25 человек в возрасте 15 - 16 лет. 3.На констатирующем этапе исследования были использованы следующие методики: Шкала тревожности; рисуночный тест «Моя семья»; рисуночный тест «Семья, которую я хочу»; метод «Незаконченные предложения»; тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера). 4.По результатам констатирующего исследования можно сделать вывод, что у подростков встречается высокий уровень как ситуативной, так и личной тревожности, не у всех подростков адекватное отношение к друзьям и близким. 5.Полученные результаты позволяют обосновать необходимость профилактической, а в ряде случаев коррекционной работы, направленной на предупреждение и коррекцию тревожности, развитию адекватного уровня самооценки и адекватного отношения к близким. Глава III. Профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка 3.1 Организация и содержание профилактической работы Цель формирующего этапа исследования: профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка. Формирующий этап исследования проводился в ноябре - декабре 2009 года. Нами использовалась профилактическая программа, состоящая из 10 тренингов, составленная нами в период с сентября по ноябрь 2009 года. Цель программы: коррекция и профилактика психического здоровья личности подростка. Задачи программы: способствовать самопознанию и рефлексии, дать понятие о самоценности человеческого «Я», развитие навыков самоанализа и самооценки, закрепить навыки групповой работы, научить преодолевать барьеры на пути самокритики, развивать уверенность в себе, создать условия для личностного роста подростков, создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем. Реализация профилактической программы осуществлялась посредством релаксационных упражнений. Методы: 1) психогимнастика - это курс специальных занятий (этюдов, упражнения и игры), направленный на развитие и коррекцию психического здоровья подростка; 2) игротерапия - вид психотерапии, в которой игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психические и социальные проблемы, затрудняющие личностное развитие; 3) групповая дискуссия - это совместное обсуждение какого-либо вопроса. Этапы коррекционного воздействия: I этап: проводится констатирующий замер в экспериментальной группе. Экспериментальная группа- это группа, к которой будет применено коррекционное воздействие. II этап: осуществление коррекционно-развивающего воздействия на подростков класса КРО. III этап: проведение диагностического замера в экспериментальной группе. Сопоставление результатов констатирующего и диагностического замера в экспериментальной группе. Программа рассчитана на 10 занятий. Материал, используемый на занятиях: спокойная музыка, направленная на расслабление; карандаши, бумага, ватман. Занятия целесообразно проводить 2 раза в неделю. Желательно выбрать такое помещение для занятий, которое может обеспечить и аудиторную работу, и работу «в кругу», и двигательные упражнения, возможность работы в удобных позах. Таблица № 1 Тематическое планирование профилактической программы
После проведения коррекционно-развивающей программы необходимо повторное обследование группы, для того чтобы выявить динамику после коррекционного воздействия. 3.2 Выявление эффективности проведенной работы Целью контрольного этапа исследования является определение динамики процесса личностного формирования подростка. Контрольный этап исследования проводился в январе месяце 2010 года. На этапе контрольного исследования были проведены методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. Результаты исследования по методике Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан) на контрольном этапе исследования представлены в протоколе № 3. Протокол № 3
Сравнительные данные результатов исследования личной тревожности в группе после профилактики и коррекции представлены в протоколе № 4. Протокол № 4
Рис. 1. Уровень общей тревожности подростков до и после профилактического воздействия Рис. 2. Уровень школьной тревожности подростков до и после профилактического воздействия Рис. 3. Уровень самооценочной тревожности подростков до и после профилактического воздействия Рис. 4. Уровень межличностной тревожности подростков до и после профилактического воздействия Рис. 5. Уровень магической тревожности подростков до и после профилактического воздействия Приведем качественный анализ результатов по методике рисуночный тест «Моя семья». Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира, Леонид, Руслан светили всех членов семьи - это свидетельствует об ассоциации всех членов семьи с чем - то приятным, с теплыми и нежными воспоминаниями. Луиза, Роза считают себя самыми значительными в семье, т.к. нарисовали себя первыми. Высокий авторитет матери можно наблюдать в рисунках Олеси, Светланы, Раиля, Альбины, Эльвиры, Лилии, Альберта, Артура Р., Ляйсан, Алины т.к. они первой изобразили мать и ее фигура самая большая. Низкий авторитет отца и самая маленькая его фигура проявляются в рисунках Лилии, Динары, т.к. отец изображен последним. О конфликтной ситуации в семье, об эмоциональной разобщенности свидетельствуют рисунки Артура Ш., т.к. фигуры расположены далеко друг от друга. Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Лилия, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира изобразили всех родных почти вплотную друг к другу, что говорит об эмоциональной близости всех членов семьи. Эмоциональная близость с отцами и привязанность к ним проявляется в рисунках Ильшата, Димы, Ляйсан, Альберта, а высокая степень привязанности к матери проявляется в рисунках Олеси, Светланы, Эльвиры, Раиля, Динары, Лилии, Артура Р. они очень близко изобразили себя к матери. Артур Ш. считает себя отвергнутым, он отделил себя на рисунке значительным пространством от других членов семьи. Между мамой и папой изобразили себя Светлана, Лилия, Дима, Олеся, Альберт, Миляуша, Света ощущают себя нужными и необходимыми в семье. Руслан не нарисовал младшего брата т.к. они являются источником дискомфорта, переживаний и мучений, тем самым он «устраняет» конкурента. Артура Ш.постоянно подавляет старшая сестра, т.к. он ее не изобразил и на вопрос: «Где этот член семьи?» ответил, что она в институте. Альмира нарисовали отцу только глаза, тем самым она осведомляет нас, что отец все время наблюдает и следит за ней, не допускает шалостей и баловства, он - источник конфликтных ситуаций для нее. Дима, Олеся, Миляуша, Света, Лилия, Эльвира, Раиль, Динара акцентируют внимание на голове матери и досконально вырисовывают все части лица, предпочитая лицо всему остальному, лишний раз подтверждает, как для них значителен изображаемый родственник. Также акцентируют внимание на своей голове и досконально вырисовывают все части лица Леонид и Альбина, что дает возможность говорить об любовании собою, либо они серьезно озабоченны своею внешностью. Теплыми ласковыми тонами рисовали Альберт, Дима, Олеся, Миляуша, Света, Альбина, Ильшат, Лиля, Эльвира, Ляйсан, Луиза - любят свою семью. А холодными тонами рисовали Артур Ш., Руслан - конфликтные отношения между детьми и членами семьи. Распознавание типов воспитания по рисункам Луиза и Роза - кумиры в семье. В рисунках Димы, Ляйсан, Эльвиры проявляется гиперопека. Воспитание по типу «Золушки» - Артур Ш. Света, Лилия, Олеся, Дима, Альберт - воспитание «в культе болезни». Приведем качественный анализ по методу «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. По данному методу выявилось следующее: у Альберта, Димы, Леонида, Олеси, Светы, Ильшата, Егора, Кристины, Лилии, Розы, Луизы, Руслана, Альмира, Максима, Олега, Миляуши, Раиля, Альбины, Динары, Алины, Эльвиры положительное отношение к отцу; у Артура Ш. выявилось безразличное отношение к отцу, а у Артура Р., Ляйсан, Наиля отрицательное отношение к отцу. Отношение к себе положительное у всех ребят, кроме Луизы, она относится к себе безразлично. Положительно относятся к нереализованным возможностям Кристина, Олег, Максим, Артур Р., безразличное отношение у Артура Ш., Динары, Луизы, Олеси, Руслана, Леонида, а отрицательное - у Егора, Наиля, Ильшата, Альберта, Димы, Альмира, Миляуши, Светы, Раиля, Альбины, Розы, Ляйсан, Лилии, Алины, Эльвиры. Отношение к подчиненным положительное у Альбины, Светы, Альмира, Олега, Альберта, Леонида, Олеси, Миляуши, Раиля, Луизы, Артура Ш., Ильшата, Ляйсан, Алины, Наиля, Максима, Кристины. Безразличное отношение к подчиненным у Егора, Эльвиры, Лилии, Розы, Артура Р., а отрицательное - у Динары, Руслана и Димы. У всех ребят отношение к будущему положительное, кроме Раиля, Альмира, они к будущему относятся безразлично, а Луиза относится к будущему отрицательно. Динара, Артур Р., Роза, Лилия, Эльвира, Егор, Олег, Дима положительно относятся к вышестоящим лицам, Раиль, Альберт, Леонид, Олеся, Луиза, Артур Ш., Ильшат, Ляйсан, Алина, Наиль, Максим, Кристина, Руслан, Альмир, Света безразлично относятся к вышестоящим лицам, а отрицательное отношение у Миляуши и Альбины. Почти все ребята относятся отрицательно к страхам и опасениям, кроме Лилии и Руслана, их отношение безразличное. Отношение к друзьям положительное у Розы, Егора, Альберта, Димы, Леонида, Руслана, Олеси, Альмира, Миляуши, Светы, Альбины, Раиля, Динары, Артура Ш., Олега, Максима, Наиля, Эльвиры, Лилии, Ляйсан, Ильшата и Артура Ш. Безразлично относятся к друзьям Луиза, Алина, Кристина. Кристина, Алина, Ляйсан, Раиль, Руслан, Олеся, Миляуша относятся к прошлому отрицательно, Роза, Альбина и Альберт относятся к своему прошлому безразлично, у остальных ребят отношение положительное. У всех ребят отношение к лицам противоположного пола положительное. Положительно к сексуальным отношениям относятся все ребята, кроме Эльвиры, Альбины, Раиля и Олеси, их отношение безразличное. Положительное отношение к семье у всех девушек. Из молодых людей положительно относятся к семье Альберт, Дима, Леонид, Руслан, Альмир, Егор, Наиль, Максим, Раиль. Отрицательно относятся Артур Ш., Ильшат. Безразлично - Олег. Положительно относятся к сотрудникам Дима, Ильшат, Артур Р., Руслан, Олеся, Альмир, Миляуша, Света, Раиль, Альбина, Роза, Ляйсан, Лилия, Алина, Эльвира, отрицательно - Наиль, Егор, Максим, Альберт, безразлично - Олег, Кристина, Леонид, Луиза, Динара, Артур Ш. Все ребята положительно относятся к матери. Отрицательное отношение к чувству вины у Димы, Леонида, Руслана, Олеси, Альмира, Ляйсан, Раиля, Динары, Олега, Максима, Наиля, Артура Р., Артура Ш. Безразличное отношение к чувству вины у Кристины, Эльвиры, Альберта, Луизы, Светы и Ильшата, положительное отношение у Луизы, Розы, Миляуши, Лилии, Егора и Алины . Проведенное формирующее исследование подростков позволило сделать ряд выводов. 1.Цель формирующего этапа исследования: профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка. 2.Нами использовалась профилактическая программа, состоящая из 10 тренингов, составленная нами в период с сентября по ноябрь 2009 года. 3.В программу вошли занятия - тренинги под названиями: «Зачем нужно знать себя?», Самооценка, «Ярмарка достоинств», Пойми меня, «Какой я», «В глубине души», «Прошлое, будущее, настоящее», Конфликт, «В море эмоций», «Чувство одиночества». 4.После проведения коррекционно-развивающей программы необходимо повторное обследование группы, для того чтобы выявить динамику после коррекционного воздействия. Проведенное контрольное исследование подростков позволило сделать ряд других выводов. 1.Целью контрольного этапа исследования является определение динамики процесса личностного формирования подростка. 2.На этапе контрольного исследования были проведены методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. 3.По результатам контрольного исследования можно сделать вывод: после проведения профилактической программы повторно использовались методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви, по их результатам выявилось, что уровень тревожности понизился, либо остался на том же уровне у некоторых ребят. Также у большинства подростков отношение к родным, к друзья улучшилось. Все это дает возможность говорить об эффективности разработанной нами профилактической программы Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что гипотеза исследования подтвердилась. Заключение Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу. Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные, происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случаях растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре. Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль жизни, обеспечивающий ребенку по отношению к родителям, более равноправную позицию. Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем меньше ему лет, тем центральнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он становится старше, то его зависимость уменьшается, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи. Цель эмпирической работы на констатирующем этапе состояла в исследовании влияния семейных факторов на формирование психического здоровья личности подростка. Эмпирическое исследование проходило в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №75» г. Уфы Республики Башкортостан. Контингент участников исследования составил 25 человек в возрасте 15 - 16 лет. На констатирующем этапе исследования были использованы следующие методики: Шкала тревожности; рисуночный тест «Моя семья»; рисуночный тест «Семья, которую я хочу»; метод «Незаконченные предложения»; тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера). По результатам констатирующего исследования можно сделать вывод, что у подростков встречается высокий уровень как ситуативной, так и личной тревожности, не у всех подростков адекватное отношение к друзьям и близким. Полученные результаты позволяют обосновать необходимость профилактической, а в ряде случаев коррекционной работы, направленной на предупреждение и коррекцию тревожности, развитию адекватного уровня самооценки и адекватного отношения к близким. Цель формирующего этапа исследования: профилактическая работа по формированию психического здоровья личности подростка. Нами использовалась профилактическая программа, состоящая из 10 тренингов, составленная нами в период с сентября по ноябрь 2009 года. В программу вошли занятия - тренинги под названиями: «Зачем нужно знать себя?», Самооценка, «Ярмарка достоинств», Пойми меня, «Какой я», «В глубине души», «Прошлое, будущее, настоящее», Конфликт, «В море эмоций», «Чувство одиночества». После проведения коррекционно-развивающей программы необходимо повторное обследование группы, для того чтобы выявить динамику после коррекционного воздействия. Целью контрольного этапа исследования является определение динамики процесса личностного формирования подростка. На этапе контрольного исследования были проведены методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви. По результатам контрольного исследования можно сделать вывод: после проведения профилактической программы повторно использовались методика Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан), рисуночный тест «Моя семья» и метод «Незаконченные предложения», разработанный Саксом и Леви, по их результатам выявилось, что уровень тревожности понизился, либо остался на том же уровне у некоторых ребят. Также у большинства подростков отношение к родным, к друзья улучшилось. Все это дает возможность говорить об эффективности разработанной нами профилактической программы Полученные результаты исследования позволяют утверждать, что гипотеза исследования подтвердилась. Психолого-педагогические рекомендации Рекомендации родителям и педагогам по общению с подростками: 1. Беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона. 2. В процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес. 3. Лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя. 4. Диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают. 5. В процессе общения старайтесь вести диалог на равных. 6. Старайтесь инициативу общения держать в своих руках. 7. Умейте смотреть на вещи глазами подростка. 8.Будьте всегда чуткими к делам своих детей. 9.Анализируйте с детьми причины их удач и неудач. 10.Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко. 11.Старайтесь не ограждать подростка от трудностей. 12.Научите подростка преодолевать трудности. 13.Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед. 14.Постоянно контролируйте ребенка (но без гиперопеки) по принципу «доверяй, но проверяй». 15.Поощряйте даже едва возникшие потребности в знаниях, гармонии и красоте, в самоактуализации (развитии собственной личности). 16.Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно. 17.Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка. 18.Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало вас, когда вы были в его возрасте. 19.Покупайте детям книги по психологии, самопознанию. 20.Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами). 21.Помните, что только личным примером можно что-то изменить в лучшую сторону: самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети. 22.Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности, иронии. 23.Советуйте ребенку следить за своей внешностью - одеждой, прической, соблюдать правила личной гигиены. 24.Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с молодыми людьми противоположного пола, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, иначе между вами возникнет недоверие. 25.Воспитывайте естественный взгляд на проблемы взаимоотношения полов: не упрощенное, не вульгарное, а простое, здоровое отношение позволит создать в будущем нормальную семью. 26. Познакомьтесь с друзьями своего ребенка, просите их информировать вас о способах времяпрепровождения, но не превращайтесь в шпиона, следящего за каждым шагом ребенка. 27.Помните: недоверие оскорбляет! 28.Следите за тем, какие книги читает ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения. 29.Будьте всегда для своего ребенка, прежде всего, старшим, мудрым другом и только потом - любящей (им) мамой (папой). Список используемой литературы 1.Абрамов, Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для вузов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 624 с. 2.Аверин, В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 379 с. 3.Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. - М., 2000. - С. 118-132. 4.Анн, Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер.2007. 271 с. 5.Бабайцева, В.К. Личностно - ориентированный тренинг.- М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 212 с. 6.Батаршев, А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности: Психологическая диагностика. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - 88с. 7.Боброва, В. Г., Вахрушев М. «Общая характеристика развития личности подростка», Ростов на Дону, 2001. - 147 с. 8.Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 2000. - 360 с. 9.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов \ Сост. и науч. ред. В.С.Мухина, А.А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 624 с. 10.Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2006. - 160с. 11.Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 2004. 12.Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период // Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 2004. - 245с. 13.Драгунова, Т.В. Подросток // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А.В. Петровского. М., 2007. 14.Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2002. - № 2. - С. 25-37. 15.Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2002. - 512 с. 16.Захаров, В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 2000. 17.Игры - обучение, тренинг, досуг. /Под ред. В.В. Петрусинского. В четырех книгах. - М.: Новая школа, 2000. - 368 с. 18.Козлов, Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 2000. - 144 с. 19.Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. - СПб.: Речь, 2001. -160с. 20.Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности. - СПб.:Речь., 2002. - 198с. 21.Лидерс, А.Г. психологический тренинг с подростками. - М. Академия, 2001. - 256с. 22.Лойшен, Ш. Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. - СПб.:Питер,2001. - 160с. 23.Лютова, Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: Речь., 2001. -190с. 24.Макаренкова, И.В., Мисько А.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого - педагогические основы коррекционно - профилактической работы). - М., 2004. 25.Макшанов, С.И. Психология тренинга М. Академия, 2002. 26.Марасанов, Г.И. Социально-психологический тренинг. - М.: «Совершенство», 2000.- 208с. 27.Методика диагностики и профилактики психологического неблагополучия в семье подростка (Методическое пособие для специалистов муниципальных служб) // Журавлева Е.А, Филиппова Е.Б., Анипович З.Н., Бойкова О.В., Кассий В.Ю. Кротова С.И., Козлова О.В., Беляева А.А. - М., 2003. 28.Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 2000. №4 29.Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: ТЦ «Сфера»., 2000. - 448с. 30.Попова, М.В. Психология растущего человека. - М.: ТЦ «Сфера», 2002. -128с. 31.Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под общей ред. М.Р. Битяновой - СПб.: Питер, 2007.- 304 с. 32.Практикум по социально-психологическому тренингу / Под ред. Б.Д. Парыгин. СПб. 2000. 33.Прихожан, А.М. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей. - М., 2000. - 203с. 34.Прихожан, А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование.- 2002. №2.- С. 11-17. 35.Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000. - 304с. 36.Прихожан, А.М. Психология неудачников: тренинг уверенности в себе. -М.: Сфера, 2001. - 192 с. 37.Психологические особенности самосознания подростка / Под ред. М.Й. Боришевского. - К.: Вища школа, 2002. - 167 с. 38.Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000. - 624 с. 39.Рабочая книга школьного психолога /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2002. - 303с. 40.Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И.В. Дубровиной. - Новгород, 2002. 41.Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб: Речь, 2001. 42.Сидоренков, А.В. Христианские ценности и социализация молодежи в современной России // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. 43.Ткачева, В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я - дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М., 2000. 44.Фридман, Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение. 2002. - 228с. 45.Ярцев, Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2002.- № 6. - С. 54-58. 46.Я провожу тренинг. Методические рекомендации / Под. ред. Камалдинова Д. и др.- Новосибирск: «Гуманитарный проект», 2001. |
|
© 2010 |
|