РУБРИКИ |
Возраст ребёнка и тип воспитания отца |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Возраст ребёнка и тип воспитания отцаМужественность формируется на основе подражания и не может быть сформировано без учета психологической специфики пола. Становление психологического пола, основано на половом самосознании и ценностных ориентациях поло-ролевой позиции личности реализуемой в общении и деятельности. При формировании мужественности следует обратить внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности. Эталоны мужественности развиваются с самых первых дней жизни ребенка. Мужественность - это фундамент характера мальчика. Мальчик неизбежно начинает мерить себя этой меркой, наблюдая за собой в действии и размышляя о том, достаточно ли «мужественны» его поступки, является ли он настоящим «мужчиной». То, что в наше время принято считать «мужественностью», является, прежде всего, удовлетворением своего самолюбия и внушением себе чувства превосходства и доминирования над другими. Все это совершается при помощи таких на первый взгляд позитивных характеристик, как мужество, сила, верность долгу и одержание всяческих побед. Формирование и развитие мужественности происходит в семье через образ мужского поведения. Между пятью и восьмью годами психологическая сила толкает мальчика к переходу. Приоритеты идентификации смещаются от матери к отцу. Этот выбор ребёнок делает не осознано. В семье ребенок ориентируется на родителе причем, как правило, мальчик - на отца. Свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. Крепость союза с мужчинами, те рассказы, которые он слышит, та жизнь, которую он наблюдает, сливаются воедино, образуют в подсознании модель того, каким он должен стать. Мальчикам чаще не хватает ролевой модели целостного и цельного отца, доступного эмоционально и уверенного в себе, сильного и нежного, настойчивого и жизнеутверждающего. Формирование представлений и установок мужественности является закономерностями усвоения и присвоения, существующих в культуре половых стереотипов, проявляющихся в непосредственном поведении людей. Половые стереотипы и связанные с ним социальные установки влияют на него, как наиболее стабильные, уходящими корнями в далекое прошлое, передающиеся из поколения в поколение, менее подверженные изменениям в ходе развития общества. Сколько ни говори о «единстве воспитания и обучения», о «всестороннем развитии личности ребенка», факт остается фактом: для большинства из нас первая (хорошо, если не единственная) характеристика школьника — его успеваемость. Успеваемость же, как правило, зависит от ряда параметров, среди которых главными являются способности ребенка и его желание учиться. Для развития интеллекта ребенка необходимо, по-видимому, чтобы в его окружении были оба типа мышления — и мужской, и женский. Неизвестно, как действует на детей отсутствие «женского ума»: детей, выросших с рождения в исключительно мужской среде, так мало, что их просто не успели изучить. А вот недостаток общения с мужчиной сказывается. Так, в одном из исследований мальчиков-подростков разделили на две группы в зависимости от того. кто любит и кто не любит (возможно, боится) рассказывать отцу о своей жизни, о школьных и иных проблемах. У первых математические способности оказались выше, чем способности к языку, — это тип способностей, вообще говоря, наиболее характерный для мальчиков. У вторых, наоборот, языковые способности были выше математических, то есть они в интеллектуальном отношении развивались «по женскому типу». Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, наиболее сильно сказывается на математических способностях как мальчиков, так и девочек. По данным многочисленных авторов, способности к математике, особенно к геометрии, — качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. Таким детям позарез нужен мужчина-учитель, особенно преподаватель точных наук, в диалоге с которым мог бы формироваться их аналитический интеллект. Нет ничего страшнее, чем когда человек говорит себе «я плохой» или «я ничтожество». Отсутствие самоуважения, неспособность принять себя таким, каков я есть, ощущение своей неполноценности, серости, бездарности — источник страданий не только самого человека, но и окружающих. В трагедиях Шекспира злодеи, подобные Яго или Ричарду III, описаны людьми с глубочайшим чувством внутренней ущербности, которое и формирует их жестокость. «Высокое самоуважение, — пишет И. С. Кон, — не синоним зазнайства, высокомерия или несамокритичности. Человек с высоким самоуважением не считает себя лучше других, а просто верит в себя и в то, что сможет преодолеть свои недостатки». И. С. Кон приводит данные о разнообразных отрицательных результатах сниженного самоуважения. Такие люди болезненно чувствительны и ранимы, склонны к депрессиям и болезням. Низкое самоуважение может вести к наркоманиям и алкоголизму, правонарушениям и психическим расстройствам. Традиционная точка зрения приписывает отцу в первую очередь дисциплинирующее влияние. Твердая мужская рука, готовая то сжаться в кулак, то выбросить вперед указующий перст, поддерживает растущее дитя на истинном пути, заставляя его подчиняться нормам поведения в обществе, вкладывая в его душу заповеди морали. Многие считают, что в основе развития нравственности у ребенка лежит страх отцовского наказания. Если это так, то можно ожидать, что нравственный уровень ребенка (и взрослого) должен быть прямо пропорционален суровости и жесткости, с которой его воспитывал отец. Научные исследования, равно как и повседневные наблюдения, показывают, что это не совсем так, а может быть, и совсем не так. Данные, собранные в разных странах Европы и Америки, говорят об отсутствии связи между строгостью отца. его склонностью к наказаниям, с одной стороны, и уровнем развития нравственных качеств сына — с другой. Если же такую связь и находят, она скорее носит противоположный характер: у чрезмерно суровых отцов сыновья порой лишены способности к сочувствию и состраданию, агрессивны, а иногда и асоциальны. Их самоуважение снижено, страх наказания становится основной движущей силой их поведения. По мнению американского ученого У. Бронфенбреннера, автора известной книги «Два мира детства» (M., 1976), жесткость отца может положительно влиять на развитие моральных качеств девочек, но только в раннем (дошкольном и младшем школьном) возрасте. У девочек-подростков результат отцовской строгости обратный: частое применение физических наказаний напрямую связано с низким уровнем морального развития. Еще менее существенной оказывается роль отца в качестве морального эталона. Собственные нравственные качества отца гораздо менее важны для развития нравственности ребенка, чем подобные качества матери. Многочисленные данные указывают на то, что мать вполне Способна своим поведением компенсировать поступки недостаточно примерного отца. Отцовские запреты действуют только на фоне отцовской любви. Изучение юношей с высоким и низким уровнем самоуважения показывает, что первые говорят о своих отцах с большой теплотой, считают их более мягкими и добрыми, чем вторые. На вопрос: «Похож ли ты на своего отца?» - первые чаще отвечают положительно, вторые — отрицательно. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка, особенно мальчика. Дети разведённых матерей и вдов труднее адаптируются к обществу сверстников, нередко совершают асоциальные поступки, а став взрослыми, чаще других испытывают трудности в личной жизни. Но, посмотрев вокруг себя, мы можем убедиться, что все еще сложнее: в полных семьях при наличии отца сплошь и рядом вырастают дисгармоничные, тревожные, плохо социализированные дети, тогда как одинокие матери нередко воспитывают прекрасных, личностно зрелых, заботливых сыновей и дочерей. Оказывается, что в некоторых случаях лучше для ребенка совсем не иметь отца, чем иметь... но какого? Неврозы, бронхиальная астма, некоторые виды отклоняющегося поведения у подростков — все это чаще встречается в семьях с властной, доминантной матерью и забитым, вытесненным с мужских позиций отцом, нежели там, где отца вообще нет и где ребенка воспитывает мать-одиночка или вдова. Мальчики особенно чувствительны к падению престижа отца в семье; в условиях «матриархата» они усваивают образ мужчины как «лишнего существа» и невольно переносят этот образ на самих себя. Если отец, как это бывает в подавляющем большинстве полных семей, сохраняет хоть крохи сыновьей привязанности, то потеря уважения к отцу почти с неизбежностью ведет к потере самоуважения, а это, как мы уже знаем, — основа всех болезней личностного роста. Лишь в тех редких случаях, когда сын не только не уважает отца, но и не чувствует к нему никакой любви, его собственное отношение к себе может не пострадать. Отвергнув образ отца, он будет искать (и, может быть, найдет) другие мужские идеалы. Но так чаще бывает у детей развода. В сохраняющихся же семьях с матерью во главе мальчик, как правило, испытывает к «второстепенному» отцу чувства любви и жалости и унижение отца воспринимает как свое собственное. Девочки несколько менее ранимы в этом отношении. Они способны ориентироваться даже на такого отца, который утратил положение главы семьи, если только он ласков и добр с ними. С точки зрения развития личности дочери важнее не то, кто руководит в семье, а насколько конфликтны отношения родителей. Грубое доминирование матери, способной унизить и оскорбить мужа на глазах дочери, может быть источником многих бед. Психологи, прослеживающие переживания девочек-преступниц в колониях для несовершеннолетних, пишут, что по мере взросления девочки начинают все лучше относиться к отцу и все хуже — к матери. Как пишут исследователи, у этих девочек развиваются чувство жалости к отвергнутому семьей отцу и ненависть к матери ва ее неспособность любить. Таким образом, развитие личности как мальчика, так и девочки испытывает значительное влияние отцовской фигуры. Однако в современной семье решающую роль играет не столько прямое воспитывающее влияние отца, сколько общие характеристики его поведения, формирующие у ребенка образ доброй, уверенной в себе силы,— представление о том, что сила и авторитет могут сочетаться с заботой и лаской. 2.3.2. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ С маленьким ребенком у большинства родителей сравнительно легко устанавливаются близкие отношения, в этот период редко возникает отчуждение. На протяжении дошкольного и младшего школьного возраста детско-родительские отношения достаточно безмятежны: родители являются правителями, дети — подчиненными, отцы и матери издают законы, а дети их послушно исполняют. Но вот приходит пора, когда дети достигают возраста двенадцати-тринадцати лет, и взаимоотношения детей и родителей круто меняются. Этот новый период длится до семнадцати или восемнадцати лет. С обеих сторон нарастает недовольство, к чувству привязанности примешивается чувство отчуждения. Подростки начинают придираться к взрослым, прибегать к различным формам критики, часто бывают раздражительными, упрямыми. Обстановка в семье больше не удовлетворяет их вкусам, а их нетерпеливость, стремление к независимости создает трещину между ними и родителями. Если присмотреться повнимательней, то можно заметить, что наиболее трудные этапы жизни с точки зрения воспитания и обучения приходятся именно на этот период. Специалисты называют подростковый возраст переходным из-за того, что в это время наблюдаются значительные внешние и внутренние изменения у детей. Прежде всего происходят изменения в физическом развитии: меняется тембр голоса, ускоряются темпы роста, начинают выделяться половые гормоны. Одновременно с физическими изменениями существенные сдвиги происходят и в интеллектуальной деятельности: бурно развиваются чувства, появляются новые наклонности, потребности. Подросток ощущает сам себя как бы в другом мире, он теряет ясное представление о своей идентичности, сохраняя еще в душе принадлежность к миру детства, и так продолжается до тех пор, пока он не достигнет половой зрелости. Подростки еще не взрослые мужчины, но уже и не мальчики; еще не женщины, но уже и не девочки. В их поведении отсутствуют упорство в достижении цели и стабильность, те качества, которые характеризуют взрослых людей. Их раздирают противоречивые порывы. Они то сидят в одиночестве в своей комнате, прячась ото всех, то часами развлекаются с соседями и друзьями. В одном случае они не могут преодолеть чувство апатии и собраться с силами даже для того, чтобы вымыть руки и лицо, а в другом—с рвением и пылом бросаются заниматься различными делами. В подростковом возрасте есть также одно непреодолимое желание — выглядеть взрослым, быть на кого-нибудь из них похожим. Это стремление проводит к тому, что подросток начинает грубить, раздражается по малейшему поводу. Он пытается сделать так, чтобы окружающие подчинялись ему, но в то же время избегает прислушиваться к мнению других людей, Если родители учитывают особенности наступающего пубертатного периода (периода полового созревания) и строят свои взаимоотношения с детьми на основе верных воспитательных принципов, не относятся к повзрослевшим подросткам как к маленьким, не способным к проявлению собственной инициативы, то у них есть все шансы достичь успехов в развитии физических и умственных способностей своих детей. Если матери и отцы, сознавая необходимость изменений в обращении с растущими детьми, будут следовать методическим указаниям, то им не придется бесцельно блуждать в дикой пустыне сомнений. Поскольку этот аспект воспитания чрезвычайно важен, мне бы хотелось обратить внимание родителей на следующее. 1. У подростков возможна резкая, не всегда объяснимая смена настроений. Их настроение неустойчиво, душевное состояние характеризуется порой как общей неудовлетворенностью существующими условиями, так и внутренним дискомфортом. Требования подростка даже по отношению к самому себе неоднозначны, амбивалентны, а его развивающееся воображение замутнено сомнениями. Он зачастую и сам не может точно определить, чего он хочет. Подросток может чувствовать себя одиноким и заброшенным, и эта неудовлетворенная потребность поделиться своими обидами и переживаниями заставляет его искать друга и советчика на стороне. Цели, мысли, чувства подростка сильно отличаются от тех, которые он испытывал в детстве. Если еще недавно коллекционирование марок приносило радость, то теперь этот источник удовольствия вдруг становится ему безразличным и даже вызывает отвращение. Мальчика, который бегал по улице со своими сверстниками, или девочку, которая проводила все свое время за игрой в куклы, в подростковом возрасте привлекают более серьезные вещи. Их начинают интересовать интеллектуальные занятия. Признав то, что дети вступили в новую фазу развития, родителям следует протянуть им руку помощи, предоставить все свои знания и опыт для того, чтобы защитить их от возможных душевных страданий. Прежде всего родителям необходимо достичь взаимопонимания с подростком, тактично, с максимальным дружелюбием обсуждать тревожащие их проблемы и переживания, проявлять интерес к их внутреннему миру. Станьте близкими друзьями и понимающими товарищами, помогайте в трудную минуту, давайте разумные и нужные советы, направляйте и руководите, проводите вместе свободное время, пробуждайте интерес к различным областям знаний, познакомьте их с опытными авторитетными специалистами, когда они выберут профессию и займутся какой-либо деятельностью, будьте надежными консультантами, советниками, помощниками! Результатом разумного наставничества, искренней дружбы явится то, что дети благополучно смогут пройти через период сомнений, трудностей, одиночества, сделают правильный выбор между достойной и недостойной дорогой жизни, который в будущем принесет им счастье. Как бы талантливы, способны и сильны ни были бы подростки, они все же нуждаются в советах более опытных людей, родителей, для того чтобы преодолеть опасный критический этап своей жизни. 2. Подростки хотят все понять. Интенсивно развиваются в этот период познавательные функции и интеллект, в особенности память и воображение. Все больше и больше проявляется их индивидуальность, и очень часто к месту и не к месту употребляется местоимение «Я». Они с повышенным вниманием заботятся о своем внешнем виде, одежде, прическе (с этим обстоятельством родители должны считаться и не критиковать ребенка). Процесс самосознания приводит иногда к формированию завышенной самооценки, подростки не хотят, чтобы другие люди их в чем-то превосходили, и стараются всегда настоять на своем. Подростки особенно мечтательны. Обретая способность погружаться в свой внутренний мир, наслаждаться переживаниями, юные мечтатели часто представляют себя в роли героев или героинь из прочитанных книг. Паря в облаках на крыльях воображения, они переходят из мира реальности в царство фантазий и абстракций. Когда ребенок достигнет переходного возраста, родители должны помочь ему в преодолении трудностей этого периода. Прежде всего им необходимо обратить внимание на свое поведение: внимательно контролировать свои поступки, быть добрыми и сострадательными, стараться занимать разумную рациональную позицию в обсуждении различных проблем, избегать в общении с ним грубости и излишней строгости, никогда не унижать достоинство ребенка в глазах других, тогда и подросток будет воспринимать логическое основание родительского объяснения и подчинится их требованиям. Для того чтобы слова взрослых были восприняты ребенком, затронули его сердце, они должны идти из глубины души родителей. Нельзя воспитывать подросших детей такими же методами, как и малышей, обращаться с ними как с маленькими. Они больше нуждаются в ваших консультациях, советах по тем или иным вопросам. Если старшие проявляют уважение к подросткам и воспитывают их именно с этих позиций, то они тем самым сохраняют уважение к себе со стороны своих детей. Родителям также следует быть готовыми к тому, что им придется признавать и выполнять законные, обоснованные требования подростков, удовлетворять их необходимые потребности и в меру своих возможностей обеспечивать детей всем необходимым для отдыха, развлечений и учебы. Родители должны стараться по мере своих сил и способностей отвечать на вопросы детей, удовлетворять их любопытство, одобрять и поощрять любознательность, способствовать формированию разнообразных интересов, а также воспитывать уважение к авторитету матери и отца. Уважение к родителям и послушание послужат основой нравственности и хорошего поведения. Если подростки это осознают, то они смогут открыть двери в счастливое будущее и тем самым предохранят себя от многих трудностей, которые встретятся на их пути. Можно сказать, что проникшая в глубины сердца ребенка любовь к родителям будет надежным щитом, защищающим его от разлагающего влияния ядовитых стрел аморальности и безнравственности. Конечно, достижение этой важной цели в немалой степени определяется взаимоотношениями родителей и подростков, которые должны быть воспитаны таким образом, чтобы вежливость, мягкость, уважение по отношению к старшим были бы естественны. Подросткам следует знать и понимать, что их счастье в этом и другом мире всецело зависит от благословения, согласия родителей, и стараться быть едиными с ними. Какая бы проблема ни возникала перед подростком, необходимо организовать в семье целенаправленное ее обсуждение. И конечно же, в этой дискуссии должны принимать участие сами подростки, чтобы иметь возможность высказать свою точку зрения. Даже тогда, когда в процессе обсуждения подросток обнаружит незрелые мысли или выскажет явно неприемлемую мысль, советуем родителям со всей добротой, тактичностью обоснованно разъяснить ему его ошибку. Если же нет возможности его переубедить, то родителям все же следует настоять на своем и объяснить, что впоследствии он, несомненно, признает мудрость принятого родителями решения. Разговаривая, советуясь с детьми, родители вместе с ними думают, размышляют о той или иной проблеме. Такой психологический подход позволит решить некоторые проблемы в процессе воспитания детей. 1. Он является одним из фундаментальных элементов духовного здания счастья, и его необходимо принять за основу в каждой семье. 2. Приобретая привычку советоваться и обсуждать важные дела с раннего возраста, дети учатся общению, постигают логику мышления. 3. Родителям, воспитывая подростков, в гораздо большей степени, чем раньше, нужно учитывать их чувства, эмоции и потребности, считаться с их склонностями. Направляя мысли, суждения детей в правильное русло, они приоткрывают им дорогу к истине. 4. Подростки не будут видеть в своих родителях властных, авторитарных людей, требующих беспрекословного подчинения и выполнения своих требований. 5. Быстро взрослеющие дети встречаются со многими сложными вопросами. Обсудив с родителями проблему, поняв и осознав ее, подростки будут добровольно выполнять принятые совместно со взрослыми решения. Хорошо зная по своему опыту, что умение родителей разговаривать с детьми дает хорошие результаты, настоятельно рекомендую все возникающие в семье трудности решать именно таким образом. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец (в отличие от матери!) играет по-разному с мальчиком и девочкой, тем самым начиная формировать их половую идентичность. Один исследователь осуществил следующее наблюдение. Когда он приглашал старшеклассниц для беседы в свой кабинет, он сидел за столом, стоявшим в углу, противоположном тому, где находилась дверь (как показано на рисунке). Кроме его собственного кресла, в кабинете было еще три пустых: рядом с ним, напротив (через стол) и в углу у двери. Когда девушка входила, психолог (мужчина), не поднимая головы от бумаг, произносил: «Садитесь, пожалуйста», — предоставляя, таким образом, возможность занять любое из пустующих кресел. Оказалось, что школьницы из разведенных семей чаще всего садились бок о бок с психологом (кресло I), тогда как девочки, выросшие сиротами (без отцов), предпочитали, напротив, находиться на дистанции (кресло 3). Девочки из полных семей, как правило, садились в кресло 2, занимая, таким образом, наиболее удобную для беседы позицию (напротив партнера, через стол). Автор предположил, что дети вдов, лишенные контакта с мужчиной в семье, склонны испытывать страх перед незнакомым мужчиной, и любое общение с ним рассматривают как потенциально угрожающее. Девочки из разведенной семьи, наоборот, активно ищут такого контакта. Это предположение подтвердилось в другом исследовании, где в ходе такого же интервью с помощью видеокамеры фиксировали количество взглядов, брошенных девушкой на исследователя-мужчину, и ее улыбок. Как и ожидалось, дети вдов смотрели на партнера и улыбались ему реже, а дети развода — чаще, чем девушки из полных семей. Пока не вполне ясно, в чем причина этих различий. И в том и в другом случае девочка растет без отца. Но в ситуации развода она в большинстве случаев продолжает встречаться с отцом хотя бы изредка, поддерживая в сознании его образ. Разведенная женщина (в отличие от вдовы) часто стремится сформировать у дочери отрицательное отношение к отцу, имеющееся у нее самой, а это, по известному закону, может вызвать компенсаторную реакцию противодействия. Конечно, дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины. Отец, как известно, «мужчина№1», его черты, особенности его поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются, порой бессознательно, и становятся образцом, своего рода полюсом (положительным или отрицательным), к которому будут впоследствии притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами. Огромную роль в судьбе девочки играет прежде всего общая оценка отцом ее внешней привлекательности — даже в самые юные, дошкольные годы, а тем более в подростковом возрасте, когда внешность становится столь важным фактором самоуважения девочки. Если дочь активно не нравится отцу и он всячески подчеркивает ее непривлекательность, можно с уверенностью сказать: увы, ее женская судьба будет нелегкой. Ей придется немало пережить, немало поработать над собой, прежде чем она поверит в свое достоинство, свою способность нравиться и покорять мужчин. Нелегко будет и той, которая выросла в атмосфере отцовского обожания; она будет вынуждена с трудом привыкать к тому, что некоторые молодые люди осмеливаются относиться к ней без восхищения. Но вероятно, хуже всего той, которая вообще лишена в детстве какого-либо мужского образца и, повзрослев, недоумевает, глядя на инопланетян в пиджаках, с которыми разговаривать нужно как-то не так, как с подругами, но как — непонятно. В самом лучшем положении находится девушка, чей любящий отец (а может быть, дядя, старший брат, друг семьи) мягко я ненавязчиво напоминал ей о ее красоте, ее девичьем достоинстве, формируя прочное, устойчивое положительное отношение к себе. И быть может, совсем неплохие шансы у той, чей опыт отношений с отцом (пьяницей, забулдыгой, мерзавцем) однозначно отрицательный: ей по крайней мере ясно, чего она в жизни не любит и не примет никогда. По зарубежным данным, сексуальные отношения женщин, выросших в полных семьях, более устойчивы, чем у женщин, выросших без отца. Женщины, которые вспоминают своих отцов как дружелюбных и ласковых, чаще оценивают свой брак как удачный в сексуальном, эмоциональном и духовном отношении, чем женщины, в памяти которых остался образ холодного и нелюбящего отца. У фригидных женщин, как правило, были крайне невнимательные отцы, не проявлявшие никакой заботы о дочери. Женщины, страдающие половыми извращениями, часто вспоминают, что их отцы не играли в семье никакой роли. Анализ их переживаний позволил психиатрам утверждать, что такие женщины испытывают «тоску по сильному отцу» Особенно интересно, что ученым не удалось найти связи между особенностями личной жизни женщины и поведением ее матери; по-видимому, влияние отца в этом отношении является преобладающим. Если для девочки мужчина в семье представляет собой первый образец поведения человека противоположного пола, то для мальчика он является примером, на который можно ориентироваться в жизни. Трехлетний малыш, наблюдая за отцом, пытается бриться, повязать галстук, поднять папин портфель. Колоссальное значение для развития как мальчика, так и девочки имеют отношения между отцом и матерью. Взрослея, ребенок наблюдает панораму этих отношений, которые, как и поведение каждого из родителей в отдельности, становятся для него моделью, положительным или отрицательным образцом отношений между мужчиной и женщиной вообще. Ребенок видит. какими способами и в чью пользу разрешаются конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, забота) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую роль, получает «сценарий» для построения своих собственных отношений в дальнейшем, и понадобятся большие усилия, большой опыт и многочисленные разочарования, чтобы разрушить этот сценарий, чтобы понять, что жить можно и по-другому. Как-то, приведя своего ребенка в детсад, я услышал, как мальчик с ясной улыбкой говорил своему товарищу: «А у меня папка вчера пьяный был, мамку бил». Поражало не содержание этих слов, а спокойствие, с которым они были произнесены. Грубо говоря, можно выделить три варианта развития мужских качеств у мальчиков: недостаток этих качеств, избыток и норма. В первом случае ребенок растет пассивным, вяловатым, послушным, аккуратным, мало интересуется спортом, активными играми, никогда не бывает заводилой каких-либо дел. Такой мальчик часто очень нравится родителям (особенно матери и бабушке) и учителям — он не доставляет хлопот. Когда учительница в классе поощряет мальчиков быть послушными тихонями, а дома громко вопрошает, куда подевались в современном мире мужество и рыцарственность, она не понимает, что сама готовит поколение мужчин, которые ей так не нравятся. Во втором случае на наших глазах растет нагловатый и самоуверенный молодой человек, который больше всего на свете ценит смелость и грубую силу, ищет удовольствия в драках, а девочек (да и взрослых женщин) вообще не считает за людей, предпочитая называть их «бабами», с юных лет слушает и рассказывает про них скабрезные истории. Такой типаж нам всем активно не нравится. Но ведь очень часто второй вариант оказывается продолжением и развитием первого: мальчик (особеино подросток) компенсирует исходный недостаток мужских качеств показной «мужественностью», воспринимая хамство и культ силы как единственное средство утверждения своего мужского «я». Наконец, в третьем варианте мальчик уверен в себе, обладает чувством собственного достоинства, в меру агрессивен, способен постоять за себя в драке. Он инициативен, интересуется такими специфически мужскими предметами, как спорт (особенно футбол, бокс, борьба), охота, рыбная ловля, техническое творчество. Он четко осознает себя мальчиком, будущим мужчиной, защитником слабых и помощником матери. У таких ребят иногда бывают неизбежные «выбросы» агрессии, но, борясь с ней (путем тщательного искоренения драк, пресловутых рогаток), взрослые могут существенно препятствовать их развитию. Нормальное развитие мужских интересов, мужского самосознания у ребят тесно связано с участием отца в их воспитании. Наиболее мужественные сыновья вырастают отнюдь не у отцов — сторонников спартанской суровости, а у нежных и заботливых. Сыновья добрых, мягких отцов очень рано начинают предпочитать мужские (технические) игрушки и отвергать женские (куклы), тогда как сыновья суровых отцов долго не могут выбрать игрушку «своего пола». Норвежские педагоги, исследовав семьи моряков дальнего плавания (они проводят в море девять месяцев в году), обнаружили, что при отсутствии в семье близких родственников мужского пола мальчики вырастают грубыми и жесткими, явно пытаясь таким образом компенсировать отсутствие подлинной мужественности. Когда их просят нарисовать человека, они рисуют женскую фигуру. Здесь мы снова сталкиваемся с глубокими различиями между понятиями лидерства отца в семье, с одной стороны, и жесткой авторитарности — с другой. Авторитарность отца, его тяга к наказаниям, к строгому порядку в семье мешают развитию мужского самосознания сына. А вот главенство мужчины в решении наиболее важных и ответственных вопросов семейной жизни является важным положительным моментом. Отец. пассивный в принятии решений, вытесняемый из воспитательного процесса энергичной матерью и(или) бабушкой ребенка, создает ситуацию, в которой развитие подлинных мужских черт характера у сына затруднено и искажено. Помнить об этом следует не только мужчинам, но и женщинам, которые в борьбе за власть в семье не задумываются о том, что приносят сына в жертву своим самолюбивым амбициям. Хочется сделать несколько выводов, которые пригодятся нам дальше. Во-первых, влияние отца зависит от пола ребенка. Одни и те же черты отца могут прекрасно влиять на развитие мальчика, но в значительно меньшей степени стимулировать формирование девочки, и наоборот. Во-вторых, это влияние зависит от положения отца в семье, причем, как говорил один специалист по управлению, «управлять — не значит властвовать». Сила и доминантность отца могут играть положительную роль в развитии как интеллекта, так и личностных особенностей и интересов ребенка, а авторитарность и склонность к наказаниям — отрицательную. В-третьих, играет роль и положение отца в обществе, его удовлетворенность своей работой и статусом. В-четвертых, как мы уже говорили и еще не раз будем говорить, значение отца никак не связано с его биологическим отцовством: оно определяется всей системой отношений в семье и за ее пределами. Вероятно, ни один элемент семьи не окружен таким мощным слоем предрассудков, как отец. Особая роль отца в патриархальной семье — роль главы рода, опоры государственной власти, хранителя традиций, передаваемых «от отца к сыну» (почему-то я никогда не слышал, чтобы нравственные традиция передавались «от матери к дочери»), — такая роль неизбежно требует мифологизации. Не зря фигура отца в художественной литературе описана гораздо ярче, чем в научной. Отец — это почти сказочный персонаж. Проходит время, меняется общество, и один предрассудок сменяется другим. К числу предрассудков, наиболее распространенных в настоящее время, относятся: 1) точка зрения, согласно которой «безотцовщина» неизбежно влечет за собой деформацию психического развития и поведения ребенка, грубые отклонения в формировании его личности, нравственности; 2) позиция «ненужности отца», согласно которой женщина, при достаточной материальной и бытовой обеспеченности, всегда может дать своему ребенку не меньше, а то и больше, чем любой мужчина; роль отца в лучшем случае вспомогательная: он может создать условия жене для воспитания ребенка; 3) мнение, согласно которому функция отца заключается в том, чтобы держать детей в строгости и повиновений; отец накажет, мать приласкает — вот формула воспитания, соответствующая этой точке зрения. Неважно, как соотносятся между собой эти представления. Может показаться, например, что первый предрассудок противоречит второму, но это не имеет значения. Мифологическое сознание, в отличие от реалистического, нечувствительно к противоречиям, и самые, казалось бы, несовместимые положения прекрасно уживаются в нем. Мы уже видели, что все эти представления очень плохо соотносятся с фактами, касающимися влияния отца на ребенка. Понимание тех сложностей, с которыми сталкивается мужчина в своем собственном развитии, должно пролить дополнительный свет на эту проблему. Помогает в решении существующих семейных проблем психолог.
III. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ 3.1. Экспериментальная часть
Работа психолога с родителями по выявлению и коррекции проблем подростка начинается с обстоятельного тестового анкетирования матери и отца для выявления анализа степени влияния каждого из родителей на ребёнка. В проведённых диагностических мероприятиях мы делали акцент на тип воспитания отца и сравнивали его с типом воспитания матери. Нами выявлена большая значимость отцовской компоненты в воспитании, что видно в диаграммах. (Прил….). В экспериментальных исследованиях мы использовали три тестовых методики: 1-ая - И. М. Марковская «Опросник для изучения взаимодейсвтия родителей с детьми». 2-ой – Н. В. Клюева «Тест родительской позиции». 3-ий Р. В. Овчарова Опросник «Типовое состояние семьи». Рассмотрим результаты первого опросника И. М. Морковской. Данный опросник позволяет диагностировать родительско-детские отношения и взаимодействия методом шкалирования 10-ти позиций (1 – нетребовательность – требовательность родителя; 2 – мягкость-строгость родителя; 3 – автономность-контроль по отношению к ребёнку; 4 – эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребёнка к родителю; 5 – отвержение-принятие ребёнка родителем; 6 – отсутствие сотрудничества-сотрудничества; 7 – несогласие-согласие между ребёнком и родителем; 8 – непоследовательность-последовательность родителя; 9 – авторитетность родителя; 10 – удовлетворённость отношения ребёнка с родителем). Мы предложили 20-ти семьям ответить на предложенные вопросы. По результатам шкалирования мы построили диаграмму (Прил. 46), которая представляет наглядно все 10 позиций. Первая шкала, «нетребовательность-требовательность родителя» позволяет сделать обобщённый вывод по 20-ти семьям, что требовательность матери по отношению к ребёнку превышает таковую отца на 16%. Вторая шкала, «мягкость-строгость родителя». По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к подростку, о жёсткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и подростками, о степени принуждения детей к чему-либо. Строгость матери на 5% по отношению к ребёнку превышает таковую отца. Третья шкала, «автономность-контроль родителя». Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к подростку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности. Результаты диаграммы указывают, что контроль матери по отношению к ребёнку превышает таковую отца на 7,3%. Четвёртая шкала, «эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребёнка родителям». Эта шкала отражает представления родителя о близости к нему ребёнка. Шкала отражает большую близость матери к ребёнку чем отца (разница в 15,2%). Пятая шкала, «отвержение -принятие ребёнка родителем». Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребёнку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребёнка. Принятие ребёнка как личности является важным условием благоприятного развития ребёнка, его самооценки. Результаты показали, принятие ребёнка отцом 71%, а матери – 74,5%, что на 3,5% у матери выше, чем у отца. Шестая шкала, «отсутствие сотрудничества-сотрудничество». Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включённости ребёнка во взаимодействии, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнёрство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания. Результаты диаграммы показывают низкий процент матери 47% и соответственно отца – 39,5% по сотрудничеству с ребёнком. Это на 7,5% ниже у отца, чем у матери. Седьмая шкала, «несогласие-согласие между ребёнком и родителем». Эта шкала описывает характер между родителем и ребёнком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Результаты диаграммы позволяют судить о различиях во взглядах матери о отца на воспитательную ситуацию в семье, разница составляет 20,5%. Восьмая шкала, «непоследовательность-последовательность родителя». В целом, оба родителя показывают достаточную последовательность по отношению к ребёнку, разница составляет менее 1-го% в пользу матери. По девятой шкале можно сделать вывод, что воспитательная конфронтация в опрошенных 20-ти семьях не велика и составляет у отца и матери 45,8%. Десятая шкала показывает, что отец приблизительно на 1% более удовлетворён отношением ребёнка с родителями. По данному опроснику можно в целом сделать вывод, что показатели матери незначительны, но превышают показатели отца. Отрадно, что по шкалам 2, 5, 8, 9, 10 видна тенденция вовлечённости отца в воспитательный процесс в семье. II. Рассмотрим результаты второго теста. «Тип родительской позиции» автора Н. В. Клюевой. Предлагаемый тест адресован отцам и выявляет три типа отцовско-родительской позиции – традиционный, современный и озабоченный семейным благополучием. Данное тестирование 20-ти семей таковы: 45% опрошенных отцов выказывают современный тип родительской позиции; 40% - традиционный тип; 10% - смешанный тип (традиционный тип и современный подход в воспитании) и 5% - отец, озабоченный семейным благополучием (Прил. 47). Современный тип родительской позиции является преобладающим, для него общение с детьми, забота о них – вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет столько свободного времени сколько хотелось бы, он много времени уделяет детям. Он умеет не только найти взаимопонимание со старшими детьми, но и любит меленьких детей. С разницей в пять процентов от современного типа – традиционный тип. Этот тип несколько авторитарен, для которого характерно главенствование в семье, последнее слово при решении любых вопросов остаётся за ним. Строгость, требовательность требует от детей выполнение целого ряда обязанностей. Между ним и детьми нет душевных отношений. Тип отца, озабоченного семейным благополучием выявлен лишь в пяти процентов от опрошенных. Такой отец отчуждён от детей и предоставляет полную свободу жене в вопросах воспитания. III. Результаты опросника «Типовое состояние семьи», автор Р. В. Овчарова. Данный опросник оценивает эмоциональную, психологическую атмосферу в семье. Опрошено 20 семей по результатам построена диаграмма (Прил. 48). Итак, проведя анализ данного опросника можно сделать вывод, что 29,2% семей имеют общую неудовлетворённость, что на 3,2% выше нормы; 29,1% имеет нервно-психичнское напряжение, что на 2,1% выше нормативных показателей и 29,6% показывают семейную тревожность, что на 2,6% выше нормы. Данные показатели выявляют причины таких семейных отношений как: возможная низкая зарплата (в некоторых семьях), жизненная нестабильность, несамореализован в жизни, малый контакт в семье из-за перегрузки на работе и т. п. По результатам опрошенных 20-ти семей по трём методикам можно сделать вывод, который представлен в виде таблицы (табл. 1, стр. 49). Налицо вовлечённость отца в воспитательный процесс в семье, несмотря на результаты последнего опросника, эмоционально-психическую атмосферу в семье. Доминирующим типом отца в воспитании ребёнка является современный тип, для которого характерно активное участие в педагогических воздействиях на детей в семье. В целом, отец эмоционально близок к ребёнку, нацелен на сотрудничество с ним, последователен в применении наказания и поощрений, является авторитетом для детей, но при этом строг и выполняет контролирующие функции к ребёнку. Как мы видим из результатов таблицы, средний возраст мной опрошенных респондентов составляет 39 лет. Из них среднее образование имеют 0,2%, среднее-специальное (техническое) – 0,4% и высшее – 0,4%.
Заключение
Итак, мы убедились, что роль отца в воспитании уникальна. Напомню поразительную цифру, то дети в 80-ти% случаях станут тоже верующими, если мать – то лишь в 3-х случаях из ста. Это арифметически показывает, что влияние отца в 16 раз сильнее, чем матери. Ф. Махов автор одной из немногих книг по воспитанию, где рассматривается и роль отца («Кого мы растим?»), что отец (а слово это одного корня с отечеством, отчизной) – корень семьи, непререкаемый авторитет. Самым действенным средством всегда было слово отца, его укоряющий взгляд, а надо – и отцовский ремень. Но так было в старой патриархальной семье. Сейчас отец совершенно новое лицо. На утрату лидерского положения отец ответил снижением чувства ответственности за семью и детей, что совершенно логично. Он не чувствует себя опорой семьи, меньше работает дома, стал более раздражительным, импульсивным, говоря научно у него повысился уровень невратизма (что всегда считалось «привилегией» женщины); зато у него вырос интерес к своей внешности, также к развлечениям какие может дать досуг (чаще всего в ущерб культурному развитию и самообразованию). Такого человека трудно называть добрым, старым словом «батя», он скорее папаша, а то и «папашка», который утратив законодательную роль в семье решил вознаградить себя хоть какими-нибудь удобствами. К психологу родители обращаются с самыми разными вопросами. Консультирование психолога родителей, обращающихся по поводу проблем воспитания детей должно начинаться с выяснения родительской позиции по отношению к ребёнку. Очень важна здесь не толь позиция матери, но и тип отца в воспитании. С помощью индивидуальных бесед, а также тестов и опросников, психолог может достаточно достоверно выявить позицию родителей в отношении воспитания ребёнка. Следующим этапом в работе психолога является обработка и анализ полученных данных, который доводится до сведения родителей. Психолог совместно с ними вырабатывает тактику необходимой коррекционной работы по устранению имеющихся проблем. В процессе коррекционной работы важно регулярно проводить мониторинг по вышеуказанным опросникам с целью выявления положительной динамики. Важным фактором в семейной психотерапии является всемерное вовлечение отца в сотрудничестве с психологом. Точка зрения на положение отца в семье, по-видимому должна соответствовать условиям меняющегося общества. Судя по тому, что мы сейчас знаем, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарный отец, но отец, уверенный в себе и в своём положении, знающий и умелый, заботящийся о ребёнке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и к детям, в то же время способный в нужный момент взять на себя принятия ответственных решений. Проявив к отцу уважение мы знаем, что уважение – залог его влияния в семье и подойдём к нему как к равноправному участнику педагогической дискуссии, который обладает собственной точкой зрения и вносит свой абсолютно незаменимый оттенок в игру взаимодействующих сил формирующих растущего человека.
Литература
1) Али Акбар Фурутан Отцы, Матери, Дети. «Прогресс», М., 1992. 2) Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев - СПб., 2000. 3) Асеев А. Г. Психология личности. М. : Из-во Моск. Ун-та. 1990. 4) Дональдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985. 5) Егорова М. С. Психология индивидуальных различий / М.С. Егорова - М., 1997 6) Ежеквартальный научно-практический журнал «Семейная психология и семейная терапия № 2». М.: 1999. 7) Клюева Н. В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Ярославль 2002. 8) Кочубей Б. И. Мужчина и ребёнок. Издательство «Знание», М., 1990. 9) Кон И. С. Ведение в сексологию / И.С. Кон - М., 1988. 10) Кон И. С. Пол и идентификация // Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрей-тера и В.Я. Романова. - М., 2000. 11) Красовский А. С. Будущий муж и отец/ А.С. Красовский - Минск, 1986. 12) Л. Тархова Мальчик, Мужчина, Отец. Издательство «Знание», М., 1992. 13) Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. «Просвещение», «Учебная литература», М.: 1996. 14) Реан А. А. Практическая психодиагностика личности. Учебное пособие. Изд-во С-Петербург 2001. 15) Уральский Гуманитарный Институт. Дни Науки. Реализация гуманистических идей в российской психологии. Материалы Российской научно-практической конференции (Екатеринбург, 13 – 14 мая 2002 г.). |
|
© 2010 |
|