РУБРИКИ

Взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении

Взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский Государственный Университет им. Е.А. Букетова









КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Психология»

Тема: «Взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении»



 
 
Выполнила:
ст-ка гр. ЗПС-43

Аманова Татьяна


Проверила:

преподаватель

Константиниди М.К.



 
 
Караганда – 2008

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Сущность и разнообразие детских взаимоотношений и их значение для развития личности ребенка среднего дошкольного возраста

1.1. Психологические особенности личности дошкольника, значение взаимоотношений со сверстниками для развития личностных качеств

1.2. Разнообразие и особенности детских взаимоотношений в средней группе детского сада

ГЛАВА II. Экспериментальное исследование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками

2.1. Подготовка и проведение эксперимента

2.2. Анализ результатов исследования

2.3. Выводы по проведенному эксперименту и практические рекомендации

Заключение

Литература

Приложения


Введение

дошкольный взаимоотношение личность психологический

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, “проблемой века”, является для педагогической психологии ключевой проблемой.

В детском саду мы должны прививать детям чувство любви к Родине; коллективизм, уважение к старшим, родителям, воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

В среднем дошкольном возрасте психологические новообразования личности ребенка находят свое отражение во всех сферах психического развития ребенка – коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной.

Средняя группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися  случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе.

Цель курсовой работы – исследовать взаимоотношения детей 3-5 лет в дошкольном учреждении. В соответствии с заданной целью сформулированы следующие задачи исследования:

- Определить психологические особенности личности ребенка среднего дошкольного возраста;

-    Дать понятие взаимоотношения детей и выявить значение детских взаимоотношений для развития личности ребенка;

-    Исследовать особенности детских взаимоотношений;

Для достижения поставленных цели и задач нами были использованы следующие методы научного исследования:

1. Метод сбора теоретических исследований и их анализа.

2. Метод наблюдения.

3. Метод психологического эксперимента в области: а) изучения избирательных отношений между детьми, б) изучения сплоченности группы.

4. Психодиагностические методы: беседа, проективный метод (Рисунок «Я и мои друзья»).

Теоретическая новизна исследования состоит в анализе работ отечественных и зарубежных психологов, а также выявлении их основных идей по проблеме взаимоотношений детей дошкольного возраста. Практическое значение исследование состоит в том, что разработанные нами методики были направлены на изучение:

1)     совокупности объективных взаимосвязей детей, т.е. связей, устанавливающихся в совместной деятельности и реальном общении;

2)     совокупности избирательных отношений – симпатий и антипатии детей.

Объект исследования: личностное развитие ребенка. Предмет исследования: взаимоотношения у детей среднего дошкольного возраста, как фактор психического развития ребенка.

Исследование проводилось в течение 2005-2006 гг. на базе я/с №63 «Хрустальный» г. Караганды. За этот период диагностической работы было охвачено 20 детей среднего дошкольного возраста.


Глава I Сущность и разнообразие детских взаимоотношений и их значение для развития личности ребенка среднего дошкольного возраста

 

1.1 Психологические особенности личности дошкольника, значение взаимоотношений со сверстниками для развития личностных качеств


Дошкольное детство коротко, но и в нем можно выделить периоды, характеризующиеся своеобразием развития детей. Возраст 3-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают этих детей с младшими дошкольниками.

Уровень психического развития 4-5-летних детей в настоящее время считается последней, старшей ступенью дошкольного периода развития. В этой связи чрезвычайно важно определить особенности психологического развития ребенка именно на этом этапе возрастного развития, когда уже складываются многие познавательные способности и личностные особенности ребенка, которые еще не являются жестко фиксированными и завершенными. Именно поэтому внимание к особенностям развития в 5-летнем возрасте может способствовать более эффективной и целенаправленной психолого-педагогической работе, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

Возраст 5 лет является хронологической границей перехода от младшего дошкольного возраста к старшему. В научной психологической литературе неоднократно отмечались существенные изменения в психическом развитии ребенка. По словам Л.С.Выготского, в этом возрасте мы имеем дело с совершенно новыми отношениями, которые возникают между мышлением и действием. В общих чертах суть этих изменений можно определить как становление внутреннего плана действия, который определяет внешнее поведение ребенка. Начинают преобладать «действия от мысли, а не от вещи». Эти изменения находят свое отражение во всех сферах психического развития ребенка – коммуникативной, познавательной, волевой, мотивационной. [6, c.24].       

Внимание и восприятие. Установлено, что большую роль в восприятии детей в дошкольном детстве, продолжает играть подражание, особенно при овладении новым движением, операциям, действиям. Это объясняется доминирующей деятельностью нервной сигнальной системы, которая проявляется в том, что они легче воспринимают образы реальных предметов и материализованные действия, чем слова. Восприятие детей среднего дошкольного возраста имеет малую дифференцированность. В силу этого они не точно различают сходные объекты, не могут разобраться в деталях, воспринимают движение или действие в целом, в самых общих чертах и еще менее дифференцированно его воспроизводят.

Эгоцентризм. Как и дети в возрасте от года до 3 лет, дошкольники среднего возраста эгоцентричны: они ещё не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений, что вообще возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Как правило, в этом возрасте дети и не умеют взглянуть на объект с позиций другого человека.

Эгоцентризм накладывает отпечаток и на способ мышления, и на характер общения детей с другими людьми. Иногда дети начинают рассказывать о каком-нибудь событии не с начала, а с середины, словно предполагая, что окружающие думают в данный момент о том же, о чем и ребенок.

Центрация. Этот термин Ж.Пиаже ввел для обозначения тенденции сосредоточивать внимание на какой-то одной стороне события, явления, предмета. Если раньше дети могли воспринимать лишь целостный объект, то теперь в центре внимания может оказаться его часть.

Такое пока ещё ограниченное восприятие значительно сужает кругозор ребенка, и он формулирует свое мнение, основываясь не на том, какими вещи являются в действительности, а на том, какими они представляются ему. Для него три кусочка крекера выглядят чем-то большим (а он полагает, что и в реальности это именно так), нежели целый крекер; ему кажется, что две половинки бутерброда больше, чем целый бутерброд, а в высоком, но узком стакане сока больше, чем в низкой, но широкой чашке.

Неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Дошкольники среднего возраста не способны уследить за тем, как меняется объект и как он переходит в другое состояние. Они прекрасно фиксируют в памяти лишь устойчивые ситуации, состояния – исходные и конечные, но от них ускользает сам процесс преобразования. В качестве иллюстрации этой специфики восприятия Пиаже использовал аналогию с кино: каждый кадр ребенок разглядывает как самостоятельный, не связанный с другими, в то время как взрослый воспринимает фильм как длящуюся во времени череду событий, связанных каким-то общим смыслом.

Необратимость мышления. Это понятие также принадлежит Ж.Пиаже и означает неспособность детей мысленно возвращаться к исходному пункту своих размышлений.

Размышляя над точкой зрения Ж.Пиаже относительно мышления детей-4-5 годов, Вавсворт подчеркивает: «У Ж.Пиаже понятия эгоцентризма, центрации, преобразования и необратимости мышления взаимосвязаны. Уровень умственного развития ребенка определяется наличием или отсутствием у него любой из упомянутых характеристик. Постепенно эти факторы ослабевают. Ослабление эгоцентризма, например, позволяет лучше сосредотачиваться на простейших преобразованиях. А это, в свою очередь, создает основу для формирования способности мысленно возвращаться к исходному пункту рассуждений».

Коммуникативная готовность. Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать  с  другими детьми.  Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники  и  взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других.  К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым,  в них  нормы ставятся под индивидуальный контроль.

Для дошкольника такая дифференциация недоступна, он путает эти две сферы отношений.  Для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и правила.

5 лет – возраст, который характеризуется наиболее интенсивным общением: закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно разрешать возникающие проблемы.[30, c.28]

Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Выделяют такие виды чувств, как нравственные, интеллектуальные и эстетические. По классификации, предложенной К. Изардом, выделяются эмоции фундаментальные и производные. К фундаментальным относят: 1)интерес-волнение, 2)радость, 3)удивление, 4)горе-страдание, 5)гнев, 6)отвращение, 7) презрение, 8)страх, 9)стыд, 10)вину. Остальные – производные.

Группа детского сада для ребенка – источник различных переживаний, как положительных, так и отрицательных. В группе усваиваются навыки социального поведения и нравственные нормы во взаимодействии детей друг с другом в различных видах совместной деятельности – игровой, трудовой, изобразительной и др.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность   и   реагировать   на   нее.   Проявляясь  в   поведении,   они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его. Особенно это актуально в младенчестве, когда вербальное общение не доступно. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Средний дошкольник в отличие от двухлетнего ребенка уже может не показывать страх или слезы. Он научается не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них.

Но дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.

Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.

Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает что–нибудь не так,  т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.

Светофором отрицательного эмоционального состояния ребенка является жалоба. В ней выражается отрицательное переживание ребенка (тревога, гнев, возмущение, недоумение) и стремление поделиться им со взрослым, получить разрешение сомнения, добиться понимания и поддержки. При всем многообразии детских жалоб в них есть нечто общее. Жалоба — это обращение ребенка к взрослому по собственной инициативе. Жалоба сигнализирует о некотором неблагополучии ребенка, иногда о его физическом, но в подавляющем количестве случаев — о его душевном дискомфорте, о каких-то неясностях, конфликтах, из которых ребенок сам не умеет найти выход.

Жалоба дошкольника взрослому — это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению с ним, острое желание рассказать о себе, чаще всего о каких-то своих трудностях и невзгодах, прежде всего в сфере отношений с окружающими людьми. Жалуясь взрослому, ребенок ищет у него сочувствия, сопереживания и помощи.

Психологическая природа жалоб дошкольников определяет то, как следует поступать взрослому. Если в них выражается тяжелое переживание ситуации, которую ребенок сам разрешить не может и потому обращается к взрослому за сочувствием и поддержкой; если эти переживания связаны со взаимоотношениями с другими людьми и посредством согласования оценок происходящего ребенком и взрослым дошкольник постигает нормы нравственности и морали, то оставлять все это без внимания просто нельзя. В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли. В других — следует удовлетворить его потребность в положительной оценке, в уважительном к себе отношении, предварительно дав образцы соответствующего адекватного поведения и сняв таким образом тенденцию к «доносам».

В-третьих — помочь организовать взаимодействие со сверстниками. Во всех случаях участие взрослого поможет ребенку овладевать нормами взаимоотношений с окружающими людьми. Но так как содержание жалоб детей различно, то и отношение взрослого к ним должно варьироваться в соответствии с их характером.

Возраст 5 лет характеризуется взрывом всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику. После 4 лет сверстник делается более привлекательным, чем взрослый. С этого возраста дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. Главным содержанием их общения становится совместная игровая деятельность. Дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников, оценивают их и реагируют на оценку яркими эмоциями. Усиливается напряженность в отношениях со сверстниками, чаще, чем в других возрастах, проявляется конфликтность, обидчивость, агрессивность. Потребность в признании, уважении оказывается главной в общении. В этом возрасте активно формируется коммуникативная компетентность, которая обнаруживается в решении конфликтов и проблем, возникающих в межличностных отношениях со сверстниками.[25, c.24]

Рассмотрим подробнее сущность и особенности взаимоотношений дошкольника среднего возраста со сверстниками.

Вопросы становления детского коллектива, характерные особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей – все это представляет исключительный интерес. Эта проблема, смыкаясь с проблемой “личность в системе коллективных отношений”, столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения, с каждым годом привлекает все большее внимание отечественных и зарубежных исследователей

Взаимоотношение – это отношение идущее от людей к людям, “навстречу друг другу”. При этом, если в отношении не обязательно поступление к человеку обратного сигнала, то при взаимоотношении постоянно осуществляется “обратная связь”. Взаимоотношение у контактирующих сторон не всегда имеет одну и ту же модальность (один и тот же ток). У одного могут быть добрые, хорошие отношения к другому, а у другого к нему противоположные.

Между общением, с одной стороны, и отношением, существует определенная соотнесенность.

Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми не показными. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. В то же время взаимоотношение накладывает печать на общение, оно служит своеобразным содержанием последнего.

Взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности, взглядов, интересов, комплиментарности и другие. Необходимым условием возникновения данных отношений является постижение друг друга. Именно в ходе познавания устанавливаются взаимоотношения. Взаимоотношения могут прекратиться, как только исчезают психологические мотивы, породившие их. Система личных взаимоотношений выражается в таких категориях, как дружба, товарищество, любовь, ненависть, отчужденность.

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.

Проведенные исследования различных детских групп показывают, что сильными их сторонами, приближающими такие группы к высокоразвитому коллективу, являются неплохие личные взаимоотношения, коллективизм, информированность, а слабыми — замкнутость, низкие организованность, ответственность и эффективность.

Несмотря на то, что дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в этой области, многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наукой.

Как известно уже, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности и коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской, социально психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С.Заслужный. Дальше, начиная с 50-х годов отечественная психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме межличностных отношений. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы Я.Л.Коломинского, Л.В. Артемовой и др.

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но  именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Так в своих работах американский психолог Шибутани Т., развивая эту мысль, говорит о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что только “группа равных приучает ребенка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки”. Шибутани Т. высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребенка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей.

А по определению известного педагога Усовой А.П., дошкольная группа – это первое своеобразное детское общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребенок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

Средняя группа детского сада не есть аморфное объединение детей со стихийно складывающимися  случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как гендерный признак, личностные качества ребенка, различные его навыки и умения, так и уровень общения и взаимоотношений в группе.

При исследовании системы взаимоотношений в группе детского сада они выделяли в них три вида, каждый из которых изучали отдельно с помощью специально разработанных методик. Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Репина Т.А. особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада. Работа Рояк Л.А. посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива. Антонова Т.В. исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения.

Исследование прогрессивных психологов показывают, что положение ребенка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положения “непопулярного” ребенка может способствовать не только улучшению “микроклимата” вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с лучшей стороны. Над этим вопросом работала и проводила опыты Репина T.A.

Педагогические и психологические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности также накладывают определенный отпечаток на взаимоотношения детей. Массовое обследование дошкольного воспитания, показало, что в сельских и районных детских садах, где часто дети встречаются и после возвращения из детского сада, а также в группах с интернатным пребыванием детей, дружеские привязанности приобретали для них особое значение, общий уровень взаимоотношений и общения в группе были выше. Избирательность отношения между детьми были ярче выражены: было больше взаимного выбора, взаимные симпатии более устойчивы, а популярность ребенка в группе в большей степени определялась  его нравственными качествами.

По отношению к детям отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в средней группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное настроение часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения, вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.


2.1 Разнообразие и особенности детских взаимоотношений в средней группе детского сада


В настоящее время в теории и практике педагогической психологии все большее значение придается детской коллективной деятельности. Создание самостоятельных, самоорганизующихся детских коллективов – интересный объект для педагогическо-психологического наблюдения, для изучения детских взаимоотношений.

Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Способы сотрудничества формируются у детей постепенно. Вначале совместной деятельности дети выполняют несложные задания, которые объединяют результаты деятельности всех участников в общий итог. А затем задание постепенно усложняется. Наиболее сложными заданиями являются такие, которые ставят перед детьми задачу идентичного выполнения всех действий, тесной согласованности друг с другом в процессе деятельности, например, расписывание узором волшебных сапожек, скатерти – самобранки. При такой форме объединения особую роль играет совместный поиск: дети должны обсудить, что они нарисуют, какие элементы узора они включают и где их разместят.

Сформированные на занятиях способы сотрудничества оказываются достаточно устойчивыми, если разъяснения воспитателя о нормах поведения и отношения к сверстникам сразу реализовывались детьми в собственной практической деятельности. Накопленный опыт согласования действий дети переносили в другие виды совместной деятельности (в труд, в игру), а также в повседневное общение.

Как известно, что в дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка.[25, c.24]

Детские взаимоотношения кроме совместной деятельности на занятиях, строятся, также в процессе игровой деятельности (в дидактических, сюжетно – ролевых играх и играх подвижного характера).

Возраст 5 лет является периодом расцвета ролевой игры, когда ее содержанием становятся отношения между людьми, а подчинение игровому правилу, заданному в роли, определяет смысл игровой деятельности. В такой игре наиболее интенсивно формируются психические качества и особенности личности ребенка.

В ролевой игре ребенок не обучается жить, а живет своей истинной, самостоятельной жизнью. Игра наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул известный исследователь детской игры Д.Б.Эльконин, в игре интеллект направляется за эмоционально - действенным переживанием, функции взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично эмоционально-действенная ориентация в содержании человеческой деятельности.[29].

В игре как в грядущей деятельности дошкольника осуществляются те поступки, к которым ребенок будет способен в реальном поведении лишь через некоторое время. Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка.[2, c.307]

Ролевая игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. При этом, дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.

Доказано, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей. Однако известно, что умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни.

Кроме игр и занятий существует трудовая деятельность, пока еще чаще совместная со взрослыми, которые выступают не только в качестве лица, организующего и направляющего труд детей, но и в качестве непосредственного участника трудового процесса. Совместная работа с детьми как форма организации их деятельности может применятся в средних группах, когда осваиваются какие-то новые трудовые процессы. Участие воспитателя предупреждает нежелательное поведение детей. Фиксируя и поощряя промежуточные успехи детей, воспитатель ведет их к достижению конечной цели.

Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения.

Особенности детских взаимоотношений в группе детского сада обусловлены также генезисом половой роли ребенка. Рождаясь, люди женского и мужского пола сразу попадают в сложившуюся систему  отношений, где женщинам отведена пассивная роль, а мужчинам активная. При этом  значимость активного («мужского») всегда выше пассивного («женского») в соответствии с иерархией отношений.

В 3-5 летнем возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Оно осуществляется не только через семью, но и через сверстников. В дошкольном возрасте усвоение гендерных признаков поведения может происходить и через игру. Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

Например, в образовательных методиках детских садов обучающие игры для девочек и мальчиков различно ориентированы. В игровой комнате отведены части отдельно для девочек и для мальчиков. У девочек воспроизведена домашняя обстановка (внутренний, «пассивный» мир), мальчики изучают типы машин, правила дорожного движения, виды профессий. И если на образовательных занятиях девочек знакомят  с понятиями (но не дают навыков), формирующимися у мальчиков в обучающих играх, то мальчиков не учат о ком-нибудь заботиться. Мальчикам дарят книги познавательного характера, а девочкам - детскую кулинарию.

Социально-психологические исследования межличностных отношений общения и взаимодействия дошкольников в детском саду, проводимое Репиной Т.А., Антоновой Т.В., Рояк Л.А. на протяжении многих лет, показало, что неправильно рассматривать связи, устанавливающие между детьми в группе, как случайные, неустойчивые, ситуативные и непосредственно эмоциональные.[18]

Общество сверстников в группе детского сада наряду с другими функциями выполняет и функцию половой социализации. Наблюдая за общением и деятельностью детей можно сказать, что склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного пола, участвовать с ними в совместной деятельности проявляется очень рано. Однако к 4 годам она уже ярко выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.

Дети среднего дошкольного возраста предпочитают вести себя согласно гендерным моделям, поскольку так их больше вознаграждают и меньше критикуют. Это способствует тому, что к концу раннего возраста дети усваивают свою половую принадлежность. Но они еще не знают, каким содержанием должны быть наполнены слова "мальчик" и "девочка". Дальнейшее логическое обретение пола происходит в дошкольном возрасте. Оно  является в бурном усилении половой дифференциации поведения и установок, реализующейся в ролевой игре. Детская группа, детское общество является носителем собственной субкультуры и обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка.

В игре дети "отрабатывают" различные формы мужского и женского поведения, знакомятся с их возможностями. При этом установлено, что мальчики предпочитают типичное для их пола поведение, отвергая нетипичное. Девочки же, предпочитая типичное поведение, не отвергают нетипичное. В игре обнаруживается и так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчики чаще в качестве партнеров по играм выбирают мальчиков, а девочки — девочек, да и игры мальчиков и девочек различны. Интересы мальчиков чаше сосредоточены на технике, на соревнованиях, интересы девочек — на сферах семьи и межличностных отношений. Такая стихийная половая сегрегация способствует лучшему осознанию половых различий. [18].

Психологи предполагают, что особенности взаимоотношения детей в средней группе детского сада, обусловленные гендерными признаками, следующие:

1. Мальчики в любом возрасте имеют позитивное отношение к представителям обоих полов.

2. Девочки в любом возрасте имеют позитивное отношение к представительницам своего пола и негативное к представителям противоположного пола.

3. Мальчики 4-5 лет более высоко оценивают своих сверстников по таким шкалам, как доброта, послушание.

4.  Девочки 4-5 лет оценивают своих сверстников по шкале смелость.

5. Мальчиками 4-5 лет родовые супружеские и родительские понятия осваиваются успешнее, чем девочками.

Мальчики 4-5 лет выбирают для описания детей своего пола в 93,3% случаев темные цвета и лишь в 6,6% —светлые, тогда как для описания девочек в 100% случаев выбирают светлые цвета. В выборке девочек 4-5 лет получены прямо противоположные результаты. В 93,3% случаев они присваивают детям своего пола светлые цвета и лишь в 6,6%- темные. Для описания мальчиков в 100% случаев выбираются темные цвета. Таким образом, и мальчики, и девочки 4-5 лет имеют позитивное отношение к представительницам женского пола и негативное к представителям мужского пола.

Известно, что дети указанного возраста оценивают своих сверстников, ориентируясь на мнение взрослых (родителей и воспитателей). Именно мальчики чаще оцениваются взрослым негативно как непослушные, драчливые и пр. Девочки же больше соответствуют требованиям взрослых, они добры, послушны, спокойны и прочее. В силу этого девочки чаще заслуживают похвал и позитивных оценок.

С одной стороны, дошкольники в первую очередь оценивают своих сверстников по параметрам маскулинности и феминности. С другой стороны, они стремятся вести себя в соответствии с тендерными представлениями, поскольку такое поведение не только одобряется родителями, но и обеспечивает успех у сверстников обоих полов. Вместе с тем, в среднем возрасте у детей активно проявляются соревновательные мотивы, что приводит к появлению в поведении девочек маскулинных особенностей.


ГЛава II Экспериментальное исследование взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста со сверстниками

 

2.1 Подготовка и проведение эксперимента


Для экспериментального исследования взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста, а также выявления их влияние на личностное развитие детей, нами были проведены исследования с использованием следующих методик:

1.     Экспериментальная игра «Секрет»

2.     Беседа с детьми о лидерах группы

3.     Беседа с воспитателем о лидерах группы

4.     Беседа с детьми об «отверженных» детях

5.     Беседа с воспитателем об «отверженных» детях

6.     Проективная методика «Рисунок  - я и мои друзья»

7.     Беседа с детьми по рисунку

Исследования проведены на базе детского сада №63 «Хрустальный» в средней группе. Охвачено 20 детей.

С целью изучения отношений детей дошкольного возраста мы использовали экспериментальную игру «Секрет», в основу которой положена методика «выбор в действии». Разработанная и предложенная Я.Л. Коломинским [1963].

Методика проведения эксперимента. Детям предлагалось поиграть в игру «Секрет». Игра состояла в том, что ребенок должен был выбрать трех детей из группы и «по секрету», чтобы никто не видел, положить им в шкафчики подарки (художественные открытки). В заключении испытуемого просили обосновать свой первый выбор и высказать предположение  об ожидаемых выборах.

Перед началом проведения эксперимента ребенку давалась следующая инструкция: «Сейчас я дам тебе три картинки, и ты можешь подарить тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Можно положить картинки тем детям, которые болеют, если хочешь». Последнее говорилось скороговоркой, чтобы дети не восприняли это положение обязательное. Далее ребенку давались три картинки и спрашивали, какая из трех ему больше нравится, затем – какая больше нравится из оставшихся двух. После этого просили ребенка «на минутку вернуть картинки и на обратной стороне каждой из них рядом с номером ребенка по групповому списку ставили условное обозначение: А (первый выбор) Б (второй), В (третий).

Затем ребенку говорили: «Теперь подумай, как следует, кому из ребят ты хочешь подарить картинки, и потом положи им в шкафчики, а другие ребята положат тебе.

После того как эксперимент заканчивался, я просматривала все шкафчики, вынимала из них картинки, фиксировала в протоколе все свои обозначения, имеющиеся на обратной стороне, подсчитывала общее количество выборов полученных ребенком. После этого подарки возвращались на место, чтобы дети, с нетерпением ожидавшие разрешения войти в раздевальную комнату, могли их забрать.

И, наконец, большое внимание в нашем эксперименте уделялось предупреждению возникновения возможного отрицательного воспитательного эффекта.

Мы заранее предвидев, что есть дети. которые по тем или иным причинам, часто от них независящим, не пользуются симпатией сверстников. Ситуация, когда на общем фоне радостного возбуждения других детей группы, рассматривающих полученные подарки, они, бросившись к своим шкафчикам, ничего бы там не нашли, могла бы вызвать у них лишнюю травму, усугубив их эмоциональную реакцию на свое благополучие. Поэтому нашей задачей также было выявив таких детей, совсем не получивших выборов, самим подложить один – два подарка в их шкафчики.

Вместе с тем слишком большое число  подарков может отрицательно сказаться на некоторых особенно авторитетных детях группы: здесь наша задача была обратной – несколько уменьшить число подарков, полученных ими.

При анализе полученных в исследовании результатов использовались традиционные социометрические методы обработки данных. Применялось матрица типа шахматной таблицы. А также свободный график эксперимента изучения межличностных отношений у детей данной группы. (См. приложение №1)

При отсутствии взаимности выбор первой степени, обозначенный в таблице буквой А, оценивался в 5 баллов, второй  (выбор Б) – в 4, а третий (В) – в 3. При взаимности цена выборов удваивалась.

Кроме того, фиксировался индекс социометрического статуса ребенка в группе – маргинальное значение полученного количеств баллов.

Маргинальное значение высчитывалось по формуле:



где m – суммарная оценка полученных выборов,

N – число детей в группе.

По величине индекса социометрического статуса – маргинальному значению  - все дети  делились на 4 подгруппы. Дети, индекс которых был выше 0,22, были отнесены к первой группе – особенно авторитетных детей – «звезд».

Дети, у которых индекс социометрического статуса находился в пределах 0,22 – 0,10, составляли вторую группу предпочитаемых детей.

Дети, индекс которых был ниже 0,10, образовали третью группу – малоавторитетных детей.

Дети, не получившие выборов, зачислялись в четвертую группу – непопулярных (непринятых детей).

Социометрические данные позволяют получить  еще один важный показатель, характеризующий «индивидуальность» группы – коэффициент взаимности отношений (К.В.)

Для того чтобы вычислить коэффициент взаимности, для этого надо найти отношение числа взаимных выборов к общему числу выборов, сделанных в эксперименте, и выразить его в процентах по следующей формуле:



где R – общее число выборов,

Ri – число взаимных выборов.

Чтобы правильно оценить значение этих величин и ответить на вопрос, может ли коэффициент взаимности характеризовать сплоченность группы, мы провели беседы с детьми, воспитателем о лидерах группы и об отверженных детях.

Индивидуальные данные о ходе эксперимента предложены в таблице, (в свободном графике), а также отзывы детей и воспитателя (приложение №1).

С целью изучения структуры детских объединений у детей старшего дошкольного возраста нами использовался проективный метод: психодиагностическая методика «Я и мои друзья» и беседа с детьми.

Детям предлагалось нарисовать своего лучшего друга или друзей. Для этого было необходимо: лист белой бумаги, цветные карандаши. При выполнении  задания фиксировалось:

1.     последовательность рисование деталей

2.     пауза более 15 секунд

3.     стирание деталей

4.     спонтанные комментарии ребенка

5.     эмоциональные реакции ребенка и их связь с изображением

Беседа с детьми по рисунку:

1.     Скажи кто тут нарисован?

2.     Где они находятся?

3.     Что делают? Кто это придумал?

4.     Им весело или грустно? Почему?

5.     Кто из нарисованных детей самый счастливый? Почему?

6.     Кто из них самый грустный? Почему?

После беседы ребенку предлагалось три ситуации, которые должны выявить негативные чувства к сверстникам, и три которые должны выявить позитивные чувства к сверстникам.

1.     Ситуация.

1.     Представь, что ты имеешь 2 билета в цирк, кого бы ты из друзей позвал идти вместе с тобой?

2.     Кого из детей вашей группы было бы не жаль перевести в другую группу? Почему?

3.     Представь, что у тебя день рождения, кого бы ты пригласил к себе из детей вашей группы?

4.     Кого бы ты не стал приглашать? Почему?

5.     Ты строишь из конструктора дом, у тебя плохо получается, кто из детей вашей группы может помочь?

6.     В детском саде проводятся спортивные соревнования, кого из детей своей группы, ты бы не стал брать в свою команду и почему?

Индивидуальные данные о ходе эксперимента (методики) изложены в протоколах (приложение №  )


2.2 Анализ результатов исследования


Экспериментальная игра «Секрет» показала, что детей изучаемой подготовительной группы соответственно их социометрическому статусу можно распределить на 4 подгруппы.

В первую подгруппу вошли самые популярные дети («звезды»): Глазкова Кристина, Гордеева Лиля, Гимро Ваня. Ваня оказался самым ярким «лидером» - он получил 6 выборов, из них 3 взаимных, суммарная оценка его статуса была равна 43. Индекс его статуса равен 0,31.

Лиля и Кристина оказались почти в равных условиях, они получили по 5 выборов. Из них у Лили взаимных выборов было 2, а у Кристины 3. Индекс Лилиного статуса равен 0,24, Кристинин – 0,22.

Во вторую группу вошли дети, у которых индекс социометрического статуса находится в пределах 0,22-0,10. Они составили вторую группу предпочитаемых детей. Сюда вошли 6 девочек и 4 мальчика.

В третью подгруппу вошли дети, индекс которых был ниже 0,10. Это дети – малоавторитетные. Сюда вошли 3 девочки и 3 мальчика.

Четвертая группа – это группа детей, не получившие выборов. Дети – непопулярные (непринятые).

Сюда вошел один мальчик Аубенов Асет – он не получил не одного выбора.

Итак, в процентном соотношении:

65%  группы – это предпочитаемые дети 13 детей;

30 % группы – малоавторитетные 6 детей;

5% это одни ребенок «отверженный».

Анализ полученных данных показал, что у большинства детей выделенной подгруппы присутствуют устойчивые игровые объединения. Этому способствовало интерес детей, входящих в объединения, к определенным видам игр или к игре определенного содержания. А также отношения симпатии. Так в I и II стабильных объединения детей объединяла личная симпатия друг к другу. Они всегда были вместе – и на занятиях, и во время прогулки, и во время проведения режимных моментов.

В группе большинство детей общительны и легко отступают в контакты со сверстниками, но играют они, главным образом, в маленьких группах с детьми своего пола, что способствует закреплению разобщенности мальчиков и девочек.

Ядро группы составляют наиболее общительные дети, входящие в I и во II подгруппу. Кристина Г., Гордеева Л., Гимро В., Алина А., Саша З., Вероника З., Аскар Б., Олег Д., Саша С., Асет Г. – они, как правило, выступает организаторами детских игр, но эти дети выделяются и в других видах деятельности, в том числе и на занятиях.

Страницы: 1, 2


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.