РУБРИКИ

Взаимосвязь лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Взаимосвязь лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений

Реальные выборы группы и восприятие окружающих

Таблица 2.4.


Кого выбирают

Положительных выборов

Отрицательных выборов

Реальные выборы

Восприятие

1.

Е.Е.

2

1

1

М

2.

Д.В.

5

2

3

С

3.

А.Д.

1

2

-1

У

4.

В.С.

4

0

4

М

5.

Е.В.

1

2

-1

Ж

6.

Е.М.

1

6

-5

У

7.

К.В.

2

0

2

С

8.

Д.А.

6

0

6

М

9.

А.В.

1

0

1

С

10.

С.О.

1

1

0

С

11.

А.Ю.

1

5

-4

М

12.

А.С.

1

8

-7

Ж

13.

А.С.

3

1

2

Ж

14.

А.Г.

2

2

0

-

15.

С.В.

4

1

3

-

16.

В.Г.

3

0

3

-

17.

О.И.

1

1

0

-


Таким образом, получается, что в группе реально существует одна «звезда», 4 человека «предпочитаемые», 4 «игнорируемых» в группе человек, а «изолированных» - 8 членов группы. Для наглядности эти данные также представлены в виде диаграммы:

После выявления структуры межличностных отношений в группе, переходим ко второму исследованию.

Результаты исследования восприятия индивидом группы

Это исследование проводилось вместе с социометрическим исследованием для изучения восприятия индивидом группы. Для этого исследования была использована методика оценочной биполяризации (по Фидлеру). После обработки результатов исследования были выявлены особенности восприятия группы каждым её членом. И в результате получилось следующее распределение по степени влияния оказывающее на отношение конкретного индивида к другим людям.

Результаты всего исследования в полном объеме представлены в Приложении В. Но, так как, эта таблица очень большая и довольно не наглядна, то мы построим новую сводную таблицу этих результатов (см. Таблица 2). Проанализировав таблицу (Таблица 2 - Реальные выборы группы и восприятие окружающих) получили следующее: 2 члена группы имеют «уравновешенный» тип поведения, 4 члена группы имеют «мягкий» стиль поведения по отношению к окружающим; 3 - «жесткий» стиль поведения; 4 - «сверхжесткий» стиль поведения. Ко всему, этому автор хотел бы заметить, что «мягкому» стилю присуще объективность в отношениях с окружающими, «уравновешенному» - эмоции не мешают объективно оценивать людей, «жесткому» - эмоциональность и «сверхжесткому» - необъективность. В этом исследовании принимали участия, уже не все респонденты, а только их часть - 13 членов группы.

Также полученный результат можно представить в виде графика:


Рисунок 2.5. Процентное соотношение направленности восприятия распределения в группе.


После выше изложенного, перейдём к основным выводам по всей работе и постановка выводов по этим двум исследованиям. Они будут приведены далее в работе.

Результаты исследования лидерских качеств индивидуумов

Проведя исследование лидерских качеств, и систематизировав их, мы получили следующие результаты. Которые можно увидеть в ниже приведенной таблице (см. Таблица 2.5.).

Лидерские качества группы

Таблица 2.5.

Код испытуемых

Тип

Код испытуемых

Тип

1

Е.Е.

средне

9

А.В.

средне

2

Д.В.

средне

10

С.О.

средне

3

А.Д.

средне

11

А.Ю.

средне

4

В.С.

средне

12

А.С.

средне

5

Е.В.

средне

13

А.С.

средне

6

Е.М.

средне

14

А.Г.

средне

7

К.В.

средне

15

С.В.

средне

8

Д.А.

средне

16

В.Г.

средне




17

О.И.

средне


Особенности восприятия группы в зависимости от положения структуры межличностных отношений

Проведя социометрическое исследование и изучение восприятие индивидом группы, сопоставив результаты и наши знания по этому вопросу, изучив структуру межличностных отношений в группе, лидерские качества индивидуумов и персептивною сторону межличностных взаимоотношений мы приходим к выводу о том, что социальный статус каждого члена группы определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его отношение к окружающим. И это можно увидеть в ниже приведенной таблице (см. Таблица 2.6.).


Восприятие группы в зависимости от социального статуса и лидерских качеств личности

Таблица 2.6.

Социометрический статус

Кого выбирают

Восприятие

Лидерские качества

«Звезда»

Д.А

«мягкость»

«средне»

«Предпочитаемые»

В.С.

«мягкость»

«средне»


Д.В.

«сверхжесткость»

«средне»

«Игнорируемые»

К.В

«сверхжесткость»

«средне»


А.С.

«жесткость»

«средне»


Е.Е.

«мягкость»

«средне»


А.В.

«сверхжесткость»

«средне»

«Изолированные»

С.О.

«сверхжесткость»

«средне»


Е.В.

«жесткость»

«средне»


А.Д.

«уравновешенность»

«средне»


А.Ю

«мягкость»

«средне»


Е.М.

«уравновешенность»

«средне»


А.С.

«жесткость»

«средне»


Прежде, чем начать анализ содержимого таблицы «- Восприятие группы в зависимости от социального статуса и лидерских качеств личности» отметим, что хоть и в самом исследовании принимали участие выборки 17 человек, то в последнем исследовании могут быть признаны участвовавшими в исследовании только 13 респондент. В связи с этим в окончательном виде в таблице представлены только 13 респондентов, для выявления особенностей восприятия в зависимости от социального статуса.

Как видно из таблицы в группе у «звезды» Д.А., отношение к окружающим, т.е. ко всем членам группы как «предпочитаемым», «игнорируемым», так и к «изолированным» выражается «мягкостью». Значит, оценка людей объективна «по заслугам»: однако при равномерной оценки окружающих порою забывает про эмоциональную составляющую (похвалы например). У «звезды» очень демократичный стиль руководства. Что же касается лидерских качеств «звезд» то они довольно «средне»развиты и не выделяются по отношению с остальной группой. Если говорить о «предпочитаемых», то здесь наблюдается равномерное разделение «жесткостью» и «сверхжесткостью», волевые качества на «среднем» уровне. У «игнорируемых» стили поведения по отношению к другим разнообразны от «мягкости» до «сверхжесткости». Также полученные данные можно представить в виде графика, в котором для облегчения изображения нами все было переведено обратно в баллы.

Следующий этап нашей работы доказать гипотезу математическим методом. Для нас подходит U - критерий Манна-Уитни.

Для того чтобы провести данную обработку, мы составим таблицу полученных результатов по двум классам. В Таблице 2.7.

Таблица 2.7.

Социометрический статус

Кого выбирают

Восприятие

Лидерские качества

«Звезда»

Е.С.

«жесткость»

«сильно»


А.Н

«сверхжесткость»

«сильно»


Д.А

«мягкость»

«средне»

«Предпочитаемые»

Д.В.

«сверхжесткость»

«средне»


А.М.,

«сверхжесткость»

«средне»


А.С.

«жесткость»

«средне»


В.С.

«мягкость»

«средне»


Д.В.

«сверхжесткость»

«средне»

«Игнорируемые»

М.С.

«сверхжесткость»

«сильно»


О. А.

«мягкость»

«средне»


Д.А.

«жесткость»

«средне»


М.М

«сверхжесткость»

«средне»


П.В.

«сверхжесткость»

«средне»


Е.В.

«сверхжесткость»

«средне»


К.В

«сверхжесткость»

«средне»


А.С.

«жесткость»

«средне»


Е.Е.

«мягкость»

«средне»


А.В.

«сверхжесткость»

«средне»

«Изолированные»

А.В.

«сверхжесткость»

«средне»


А.А.

«сверхжесткость»

«средне»


Ю.И.

«сверхжесткость»

«средне»


М.С.

«сверхжесткость»

«средне»


Ж.В.

«уравновешенность»

«средне»


А.Н.

«мягкость»

«средне»


А.Д.

«сверхжесткость»

«средне»


С.О.

«сверхжесткость»

«средне»


Е.В.

«жесткость»

«средне»


А.Д.

«уравновешенность»

«средне»


А.Ю.

«мягкость»

«средне»


Е.М.

«уравновешенность»

«средне»


А.С.

«жесткость»

«средне»


Теперь статистически докажем нашу гипотезу о том, что социальный статус личности в группе влияет на уровень развития лидерских качеств и также будет определять характер восприятия индивидом группы.

Для этого составим таблицу индивидуальных значений лидерских качеств в выборках подростков «Звезд» (п1= 3) и «Изолированых» (п2= 13).

Индивидуальные значения лидерских качеств в выборках подростков «Звезд» (п1= 3) и «Изолированых» (п2= 13).

Таблица 2.8.

«Звезды»

«Изолированые»

Код имени испытуемого

Показатель уровня лидерских качеств

Код имени испытуемого

Показатель уровня лидерских качеств

1. Е.С.

36

1.А.В.

28

2. А.Н.

40

2.А.А.

27

3. Д.А.

29

3.Ю.И.

27



4.М.С

33



5.Ж.В.

26



6.А.Н.

31



7.А.Д.

33



8.С.О.

34



9.Е.В.

28



10.А.Д.

29



11.А.Ю.

33



12.Е.М.

31



13.А.С.

28


Подсчет ранговых сумм по выборкам «Звезд» и «Изолированных» школьников

Таблица 2.9.

«Звезды» (п1=3)

«Изолированые» (п2=13)

Показатель уровня лидерских качеств

Ранг

Показатель уровня лидерских качеств

Ранг

36

15

28

5

40

16

27

2,5

29

7.5

27

2,5



33

12



26

1



31

9,5



33

12



34

14



28

5



29

7,5



33

12



31

9,5



28

5

Суммы: 105

38,5

388

97,5


Общая сумма рангов: 38,5+97,5=136


∑Ri = N*(N+1)/2=16*(16+1)/2= 136


Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.

Мы видим, что по уровню лидерских качеств более «высоким» рядом оказывается выборка школьников «изолированных». Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 97,5

Теперь мы сформулируем гипотезы:

Н0: Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников - «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

Н1: Группа школьников - «изолированных» превосходит группу школьников - «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определим эмпирическую величину U:


Uэмп. = (3*13) + 13*(13+1)/2-97,5=32,5


Поскольку в нашем случае п1≠п2, подсчитаем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (38,5), подставляя в формулу соответствующие ей значения.


Uэмп. = (3*13) + 3*(3+1)/2-38,5=-52,5


По таблице II Приложения 1 в книге Сидоренко, определяем критические значения для соответствующих п, причем меньшее п принимаем за п1 (п1=3) и отыскиваем его в верхней строке Табл.II Приложения 1, большее п принимаем за п2 (п2=13), и отыскиваем его в левом столбце Табл.II Приложения 1.


Uкр.

0.05

0.01

6

2


Мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп. ≤ Uкр.


Uэмп. = 32,5

Uэмп. >Uкр.


Ответ: Н0 принимается. Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников - «звезд» по уровню выраженности лидерских качеств.


Раз наша гипотеза не подтвердилась, что социальный статус личности в группе влияет не уровень лидерских качеств, то, будет ли социальный статус определять характер восприятия индивидом группы.

Таблица 2.10.

«Звезды»

«Изолированые»

Код имени испытуемого

Показатель характера восприятия индивидом группы

Код имени испытуемого

Показатель характера восприятия индивидом группы

1. Е.С.

133 Ж

1.А.В.

139 С

2. А.Н.

168 С

2.А.А.

138 С

3. Д.А.

92 М

3.Ю.И.

149 С



4.М.С

157 С



5.Ж.В.

102 У



6.А.Н.

107 М



7.А.Д.

176 С



8.С.О.

135 С



9.Е.В.

137 Ж



10.А.Д.

146 У



11.А.Ю.

108 М



12.Е.М.

146 У



13.А.С.

139 Ж

Подсчет ранговых сумм по выборкам «Звезд» и «Изолированных» школьников

Таблица 2.11

«Звезды» (п1=3)

«Изолированые» (п2=13)

Показатель характера восприятия индивидом группы

Ранг

Показатель характера восприятия индивидом группы

Ранг

133

5

139

9,5

168

15

138

8

92

1

149

13



157

14



102

2



107

3



176

16



135

6



137

7



146

11,5



108

4



146

11,5



139

9,5

Суммы:

21


115


Общая сумма рангов: 21+115=136


∑Ri = N*(N+1)/2=16*(16+1)/2= 136


Равенство реальной и расчетной суммы соблюдено.

Мы видим, что по уровню характера восприятия индивидом группы более «высоким» рядом оказывается выборка школьников «изолированных». Именно на эту выборку приходится большая ранговая сумма: 115

Теперь мы сформулируем гипотезы:

Н0: Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников - «звезд» по характеру восприятия индивидом группы.

Н1: Группа школьников - «изолированных» превосходит группу школьников - «звезд» по характеру восприятия индивидом группы.

В соответствии со следующим шагом алгоритма определим эмпирическую величину U:


Uэмп. = (3*13) + 13*(13+1)/2-115=15


Поскольку в нашем случае п1≠п2, подсчитаем эмпирическую величину U и для второй ранговой суммы (21), подставляя в формулу соответствующие ей значения.


Uэмп. = (3*13) + 3*(3+1)/2-21=24


По таблице II Приложения 1 в книге Сидоренко, определяем критические значения для соответствующих п, причем меньшее п принимаем за п1 (п1=3) и отыскиваем его в верхней строке Табл.II Приложения 1, большее п принимаем за п2 (п2=13), и отыскиваем его в левом столбце Табл.II Приложения 1.


Uкр.

0.05

0.01

6

2


Мы можем констатировать достоверные различия, если Uэмп. ≤ Uкр.


Uэмп. = 15

Uэмп. >Uкр.


Ответ: Н0 принимается. Группа школьников - «изолированных» не превосходит группу школьников - «звезд» по характеру восприятия индивидом группы.

В данной выборке наша гипотеза о том, что социальный статус личности в группе влияет на уровень развития лидерских качеств и также будет определять характер восприятия индивидом группы не нашла своего подтверждения.


Заключение


Лишь в конце работы мы обычно узнаем, с чего её нужно было начинать.

«Закон финиша Паскаля» (из «Законов Мерфи»)

В заключении, отметим, что хоть этими проблемами малых социальных групп занимались разные авторы (Проблема малых социальных групп М.В. Кроз; Структурой межличностных отношений Р. Шиндлер; Социометрия - Джекоб Морено, внедрение этого метода в исследования советских психологов связано с именами Е.С. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, В.А. Ядова, И.П. Волкова и др.; Социальными восприятиями людей друг друга - Дж. Брунером), однако остаются ещё не затронутые темы - проблемы структуры межличностного отношения - структуру можно изучать не только социометрическими методами, но и многими другими (например: внешнегрупповая референтометрия, шкала психологической близости, определение индекса групповой сплоченности Сишора и многие другие), которые не затрагиваются в данной работе, потому что они не могут войти в объём одной курсовой работы, это может послужить темой для кандидатской работы.

Цель, которая была поставлена в начале этой работы, заключавшаяся в изучение влияния лидерских качеств личности на ее статус в системе межличностных отношений, была полностью достигнута. Гипотеза о том, что, социальный статус личности в группе влияет на уровень развития лидерских качеств и также будет определять характер восприятия индивидом группы у нас не подтвердилась. Это проявилось в трех проведенных нами исследованиях (Социометрическое, по Методике оценочной биполяризации и Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)).

После проведения первого исследования и полной обработки результатов (пришлось выявить реальные выборы группы вследствие не однородности выборов в группе) нами было выявлено следующие: в обследуемой группе есть одна «звезда», 8 - «предпочитаемые», 6 «игнорируемых» и 13 «изолированных» членов группы. Затем было проведено второе исследование, по результатам которых получили, что один член группы имеет «мягкий» стиль поведения по отношению к окружающим, т.е. объективен, способен видеть и положительные, и отрицательные качества человека, терпим в оценке людей даже тех, кто не вызывает симпатии. Вместе с тем, ровность отношения к окружающим зачастую оборачивается недостатком ярко выраженных эмоциональных привязанностей, недостаточно энергичной поддержкой близких людей. Склонность к мягкому стилю руководства; шесть - «уравновешенный» стиль поведения, т.е. эмоциональное отношение к людям, симпатии и антипатии к ним не мешают объективно оценивать их личные качества, достоинства и недостатки. В стиле руководства - сочетание мягкости и твердости; три - «жесткий» стиль поведения, т.е. у него оценка людей зависит от эмоций, которые они вызывают: недостатки «хороших» людей не замечаются или преуменьшаются, а их достоинства преувеличиваются и, наоборот, у «плохих» недооцениваются их достоинства и преувеличиваются недостатки. Тенденция к авторитарному стилю руководства; одиннадцать - «сверхжесткий» стиль поведения, т.е. необъективны, пристрастены, в отношениях с окружающими руководствуются прежде всего своими эмоциями, подчиняют им оценку людей. Четко разделяют «своих» и «чужих»; в тех, кому симпатизируют, видит только позитивные черты, а в тех, кто не нравится, - одни недостатки. Разочаровавшись в ком-то, могут резко менять оценку его личности на прямо противоположную. Придерживаются командно-авторитарного стиля руководства.

Проведя социометрическое исследование и изучив восприятие индивидом группы, сопоставив результаты и наши знания по этому вопросу, изучив структуру межличностных отношений в группе и персептивною сторону межличностных взаимоотношений мы приходим к выводу о том, что социальный статус каждого члена группы не определяет характер восприятия индивидом группы, т.е. его отношение к окружающим.

Таким образом, по результатам двух исследований и по всему выше сказанному делаем вывод о том, что социальный статус члена группы не определяет характер восприятия им группы.


Список использованных источников

1.  Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 378 с.

2.       Андриенко, Е.В. Социальная психология: учебное пособие для студентов пед.вузо./Е.В. Андриенко. - М.: Просвещение, 2000. - 339 с.

3.  Байярд, Р.Т. Ваш беспокойный подросток/ Р.Т. Байярд. - М.: Просвещение, 1991. - 63с.

4.       Битянова, М.Р. Социальная психология/Р.Т. Битянова. - М.: Просвещение, 1994. - 83с.

5.       Божович, Л.И. Проблемы формирования личности/Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1995. -352с.

6.       Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды/А.А. Бодалев - М.: Просвещение, 1983. - 274с.

7.       Бурлачук, Л.Ф., Словарь - справочник по психодиагностике/Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер Ком, 1999г. - 528с.

8.  Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 416 с.

9.  Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975.- №2 - 150 с.

10.        Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей/И.В. Дубровина, М.И. Лисина. - М.: АПН СССР, 1982. - 164с.

11.     Драгунова, Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1967. - 156с.

12.     Емельянов, Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии / Ю.Н. Емельянов. - М.: Россмен, 1991. - 338 с.

13.     Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников/В.А. Крутецкий. - М.: Россия, 1976. - 260 с.

14.     Крысько, В.Г. Социальная психология: словарь-справочник/В.Г. Крысько. - Мн.: Харвест, 2004. - 688 с.

15.     Лисина, М. И. Общение, личность и психология ребенка/М.И. Лисина. - Воронеж: Модэк, 1997 - 383 с

16.     Лидерство/ пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 258 с.

17.     Марковская, И.М. Основы социально-психологических знаний: Учебное пособие/И.М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 64 с.

18.        Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога/Р.В. Овчарова. - М.: Просвещение, 1993. - 256с.

19.     Практическая психология: Уч. / Под ред. Тутушкиной М.К. - 3-е изд., перераб., доп. - СПб.:Изд-во. «Дидактика Плюс», 2000. - 336 с.

20.     Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина: В 2т. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. - Т.2. - 248 с.;

21.     Роббер М. А. Психология индивида и группы - М.: Прогресс, 1988 -374с

22.     Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии/Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2006. - 350 с.

23.     Семечкин, Н.И. Социальная психология: учебник для вузов/Н.И. Семечкин - СПб.: Питер, 2004. - 376 с.

24.     Социальная психология: Хрестоматия / Сост. И.М. Марковская - Челябинск: Изд-во. ЮУрГУ, 2000. - 101 с.

25.     Смит, Дж. Лидерство в сфере профессиональных услуг /пер. с англ/Дж.Смит. - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2005. - 288 с.

26.     Справочник практического психолога. Психодиагностика/под.общ.ред. С.Т.Посоховой. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. - 671, [1] с.:ил.

27.     Сизанов, А. Н. Познай себя/А.Н. Сизанов. - СПб: Питер, 2000 - 496 с

28.        Столяренко, Л.Д. Основы психологии/Л.Д. Столяренко. - Ростов на Дону: Феникс, 1997. - 214с..

29.     Филонович, С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9 / С.Р. Филонович - М.: «ИНФРА-М», 1999. - 328 с.

30.     Челдышова, Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии / Н.Б. Челдышова. - М.: Издательство "Экзамен", 2007. - 48 с.

31.     Шибутани, Т. Социальная психология/Т.Шибутани. - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999 - 539

32.     Савина О.О. «Особенности становления идентичности в подростковом и юношеском возрасте»


Приложение 1

Социометрический метод


Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы, т.е. предположение, которое выдвигается как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое в последующем эксперименте или исследовании[2; С. 36], и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.

При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. И второй вариант - параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а)       измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

б)      выявление «социометрических позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в)      обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем, разрешить в данной группе. В нашем случае, социометрическая карта выглядит, немного иначе в связи со спецификой исследования (см. Приложение А).


Таблица 2. Социометрическая карточка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.