РУБРИКИ

Взаимосвязь лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Взаимосвязь лидерских качеств личности с ее статусом в системе межличностных отношений

Тип

Критерии

Выборы

1

Работа

а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бригадиром?  б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром?





2

Досуг

Кого бы Вы хотели пригласить на встречу Нового года?






Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица:

Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. табл. «Пример социоматрицы»). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта) производится расчет социометрических индексов.

Социограмма

Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (См. Рисунок 2).

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов (См. Рисунок 3)


Рисунок 3. Пример группировок


Сомитрические индексы:

Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными ПСИ являются:

- индекс социометрического статуса i-члена;

- индекс эмоциональной экспансивности j-члена;

- индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия i j-члена.

Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i - выбираемый, - выбирающий, i j - совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:


,          (2.1)


где Сi - социометрический статус i-члена, Ri - полученные i-членом выборы, Σ - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N - число членов группы.

Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами.

Социометрический статус - позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству симпатий антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы[60; С. 43].

Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом - индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi + - положительного и Сi + - отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:


, (2.2)


где Еj - эмоциональная экспансивность j-члена, R - сделанные j-членом выборы (+, -).

С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из ГСИ наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:


,     (2.3)


где Аg - экспансивность группы, N - число членов группы.

Индекс показывает среднюю активность группы при решении задач социометрического теста (в расчете на каждого члена).

Индекс психологической взаимности в группе («сплоченности группы») высчитывается по формуле:


,         (2.4)


где Gg - взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij + - число положительных взаимных связей в группе, N - число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной не приязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях./14/

Надо отметить, что в этом исследовании брался только один индекс - индекс «сплоченности группы», как наиболее важный.

Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы. Чаще всего количество выборов ограничено до трех выборов (как в нашем случае). И вопрос был выбран следующий: «С кем Вы хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?» для положительного выбора и «С кем Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?» - для отрицательного. Эксперимент с фиксированным числом выборов значительно легче подвергнуть математической обработке.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его «социометрический статус». Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют «звездами». Обычно к группе «звезд» по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории «предпочитаемых», если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории «пренебрегаемых», если не получил ни одного выбора, то к категории «изолированных», если получил только отклонения - то к категории «отвергаемых».


Рисунок 4 - Дифференциальная социограмма


Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:


(2.5)


Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд.= 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например 3 у одного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («Звезды» + «Предпочитаемые») = («Пренебрегаемые»+ «Изолированные» + «Отверженные»). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается «индекс изоляции» - процент людей, лишенных выборов в группе.

Нередко понятие социометрической «звезды» смешивают с понятием лидера группы. При этом не учитывают, что «звездность» - показатель эмоциональной притягательности человека, показатель хорошего отношения к нему со стороны товарищей, членов группы. Лидерство же - это процесс действенного влияния того или иного человека на членов группы. И неудивительно, что это могут быть разные люди: ведь для завоевания положения «звезды» и положения лидера человеку нужны различные качества личности, например лидер должен обладать организаторскими способностями, которых «звезда» может и не иметь.



Приложение 2

Диагностика лидерских способностей (Жариков Е., Крушельницкий Е.)

ИНСТРУКЦИЯ: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да» или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь над высказываниями. Если сомневаетесь, все-таки сделайте отметку на «+» или «-« («а» или «б») в пользу того альтернативного ответа, к которому Вы больше всего склоняетесь.


Тест-опросник

Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?

А) да

Б) нет

Считаете ли вы, что многие из окружающих вас людей занимают более высокое положение по службе, чем вы?

А) даБ) нет


Находясь на собрании людей, равных вам по служебному положению, испытываете ли вы желание не высказывать своего мнения, даже когда это необходимо?

А) даБ) нет


Когда вы были ребенком, нравилось ли вам быть лидером среди сверстников?

А) даБ) нет


Испытываете ли вы удовольствие, когда вам удается убедить кого-то в чем-то?

А) даБ) нет


Случается ли, что вас называют нерешительным человеком?

А) даБ) нет


Согласны ли вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности небольшого числа выдающихся людей»?

А) даБ) нет


Испытываете ли вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы направить вашу профессиональную активность?

А) даБ) нет


Теряли ли вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?

А) даБ) нет


Доставляет ли вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются вас?

А) даБ) нет


Стараетесь ли вы занимать за столом (на собрании, в компании и т.п.) такое место, которое позволяло бы вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?

А) даБ) нет


Считаете ли вы, что производите на людей внушительное (импозантное) впечатление?

А) даБ) нет


Считаете ли вы себя мечтателем?

А) даБ) нет


Теряетесь ли вы, если люди, окружающие вас выражают несогласие с вами?

А) даБ) нет


Случалось ли вам по личной инициативе заниматься организацией трудовых, спортивных и других команд и коллективов?

А) даБ) нет


Если то, что вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то вы:

А) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-нибудь другого


Б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца

Какое из двух мнений вам ближе?

А) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит и лично участвовать в немБ) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно делать дело сам



С кем вы предпочитаете работать?

А) с покорными людьми

Б) с независимыми и самостоятельными людьми

Стараетесь ли вы избегать острых дискуссий?

А) да

Б) нет

Когда вы были ребенком, часто ли вы сталкивались с властностью вашего отца?

А) даБ) нет


Умеете ли вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?

А) даБ) нет


Представьте себе такую сцену: во время прогулки с друзьями по лесу вы потеряли дорогу. Приближается вечер и нужно принимать решение. Как вы поступите?

А) дадите принять решение наиболее компетентному из вас


Б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других

Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе». Справедлива ли она?

А) да

Б) нет

Считаете ли вы себя человеком, оказывающим влияние на других?

А) даБ) нет


Может ли неудача в проявлении инициативы заставить вас больше никогда этого не делать?

А) даБ) нет


Кто, с вашей точки зрения, истинный лидер?

А) самый компетентный человекБ) тот, у кого самый сильный характер


Всегда ли вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?

А) даБ) нет


Уважаете ли вы дисциплину?

А) даБ) нет


Какой из следующих двух руководителей для вас предпочтительнее?

А) тот, который все решает сам


Б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других

Какой из следующих стиле руководства, по вашему мнению, наилучший для работы учреждения того типа, в котором вы работаете?

А) коллегиальный

Б) авторитарный

Часто ли у вас создается впечатление, что другие злоупотребляют вами?

А) да

Б) нет

Какой из следующих «портретов» больше напоминает вас?

А) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет


Б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый

Как вы поведете себя на собрании и совещании. Если считаете свое мнение единственно правильным, но остальные с вами не согласны?

А) промолчите

Б) будете отстаивать свое мнение

Подчиняете ли вы свои интересы и поведение других людей делу, которым занимаетесь?

А) да

Б) нет

Возникает ли у вас чувство тревоги, если на вас возложена ответственность за какое-либо важное дело?

А) даБ) нет


Что бы вы предпочли?

А) работать под руководством хорошего человека


Б) работать самостоятельно. Без руководителей

Как вы относитесь к утверждению: «Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей, необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов?

А) согласен

Б) не согласен

Случалось ли вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя из собственной потребности?

А) даБ) нет


Считаете ли вы свои организаторские способности хорошими?

А) даБ) нет


Как вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?

А) опускаете руки


Б) появляется сильное желание их преодолеть

Делаете ли вы упреки людям, если они этого заслуживают?

А) да

Б) нет

Считаете ли вы, что ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?

А) даБ) нет


Как вы поступите, если вам предложат реорганизовать ваше учреждение или организацию?

А) введу нужные изменения немедленно


Б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю

Сумете ли вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?

А) да

Б) нет

Согласны ли вы с утверждением: «Для того, чтобы быть счастливым, надо жить незаметно»?

А) даБ) нет


Считаете ли вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?

А) даБ) нет


Кем бы вы предпочли стать?

А) художником, поэтом, композитором, ученым


Б) выдающимся руководителем, политическим деятелем

Какую музыку вам приятнее слушать?

А) могучую и торжественную


Б) тихую и лирическую

Испытываете ли вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?

А) да

Б) нет

Часто ли вы встречали людей с более сильной волей, чем ваша?

А) даБ) нет



Оценка результатов тестирования


Сумма баллов за ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику.

Ключ к опроснику.

1а, 2а, 3б, 4а, 5а, 6б, 7а, 8б, 9б,10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б, 26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а, 45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б.

За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый получает один балла, в другом - 0 баллов.

Оценка лидерства.

Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.

Если сумма баллов в пределах от 26 до 35, то качества лидера выражены средне.

Если сумма баллов оказалась от 36 до 40, то лидерские качества выражены сильно.

Если сумма баллов более 40, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Интерпретация.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости организаторских и коммуникативных качеств. Какими характерологическими чертами личности должен обладать настоящий лидер? Такими признаками, как отмечают Е.Жариков и Е.Крушельницкий, могут служить следующие проявления:

Волевой, способен преодолевать препятствия на пути к цели;

Настойчив, умеет разумно рисковать. Терпелив, готов долго и хорошо выполнять однообразную. Неинтересную работу;

Инициативен и предпочитает работать без мелочной опеки. Независим;

Психически устойчив и не дает увлечь себя нереальными предложениями;

Хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям;

Самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи;

Требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу;

Критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны;

Надежен, держит слово, на нег можно положиться;

Вынослив, может работать даже в условиях перегрузок;

Восприимчив к новому, склонен решать нетрадиционные задачи оригинальными методами;

Стрессоустойчив, не теряет самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях;

Оптимистичен, относится к трудностям как к неизбежным и преодолимым помехам;

Решителен, способен самостоятельно и своевременно принимать решения, в критических ситуациях брать ответственность на себя;

Способен менять стиль поведения в зависимости от условий, может и потребовать и подбодрить.

Представленная методика позволяет оценить способность человека быть лидером.

Приложение 3

Таблица 4 - СОЦИОМАТРИЦА (10А)

№№ п/п

Кто выбирает

 



1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

1.

Лапатина



2-


1+








2+






1-






2-

2.

Каковко

3+


3-










1+

2+





1-






1-

3.

Хворостова

2-




1-












3+

3-

1+






2+

4.

Слободник



2+







1-



2-



1+


3-







3+

5.

Толстик

2+










3-


1+


3+


2-



1-






6.

Шпартов




3-



1+



3+

2+

1-





2-









7.

Корнеев




3-


1+




3+

2+

1-





2-









8.

Михалап






3-



1+


2-










2+

3+

1-



9.

Сидорова








1+



3-










2+

3+

1-

2-


10.

Семенец




3-


1+

3+




2+

1-





2-









11.

Вишневский




1-


2+

1+



3+


2-





3-









12.

Кирпечев




3-


1+

2+



1-

3+






2-









13.

Рыдзевская

3+

1+

3-


2+














1-

2-






14.

Руденко


2+








1-


3-

3+


1+



2-








15.

Новик









3+



1-

2+

1+



2-

3-








16.

Хурсан


3+

2+

1+






3-









1-

2-






17.

Корнилович

3+



2+






2-



3-



1+


1-








18.

Гребеневич

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*


*

*

*

*

*

*

*

19.

Сенникова

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*


*

*

*

*

*

*

20.

Давидкович

1-

3+



2-





3-









1+






2+

21.

Иванова

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*


*

*

*

*

22.

Кравченно

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*


*

*

*

23.

Юрчевский

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*


*

*

24.

Варламов

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*


*

25.

Деркач

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*


Полученные выборы: Положительные - 52 (Отрицательные) - 53

4

4

2

2

2

4

4

1

2

3

4

0

5

2

1

2

1

0

2

0

2

2

0

0

3


1

0

3

5

2

1

0

0

0

6

3

6

2

0

0

0

7

5

4

3

0

0

2

1

2

Из них: ПЕРВЫХ (Положительных) - 16 (Отрицательных) - 16

0

1

0

1

1

3

2

1

1

0

0

0

2

1

1

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0


1

0

0

1

1

0

0

0

0

3

0

4

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

2

0

1

ВТОРЫХ (Положительных) - 18 (Отрицательных) - 18

1

1

2

1

1

1

1

0

0

0

3

0

2

1

0

0

0

0

0

0

2

0

0

0

2


1

0

1

0

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

0

6

1

0

2

0

0

0

1

1

ТРЕТЬИХ (Положительных) - 22 (Отрицательных) - 22

3

2

0

0

0

0

1

0

1

3

0

0

1

0

1

0

1

0

0

0

0

2

0

0

1


0

0

2

4

0

1

0

0

0

2

1

1

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

0

0

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.