РУБРИКИ |
Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возрастаВзаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возрастаМинистерство общего и специального образования Российской Федерации Правительство Ленинградской области Ленинградский областной государственный университет имени А.С. Пушкина Кафедра практической психологии На правах рукописи Бекленищева Татьяна Николаевна Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста Специальность: 0204400 - Психология Выпускная квалификационная работа (диплом) Научный руководитель: Шабанов З.Н. Рецензент: Екатеринбург 2000 Министерство общего и специального образования Российской Федерации Правительство Ленинградской области Ленинградский областной государственный университет имени А.С. Пушкина Кафедра практической психологии На правах рукописи Бекленищева Татьяна Николаевна Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста Специальность: 0204400 - Психология Выпускная квалификационная работа (диплом) Научный руководитель: Шабанов З.Н. Рецензент: Оглавление Стр. Введение 3
и самооценки детей младшего подросткового возраста 7 Глава 2. Экспериментальное изучение межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста 33 Приложения 62 Екатеринбург 2000 ОТЗЫВ На дипломную работу Бекленищевой Татьяны Николаевны «Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста». Дипломная работа содержит большой теоретический и практический материал по проблеме общения в подростковом возрасте. Особое внимание уделяется в работе на изучение межличностных взаимоотношений детей младшего подросткового возраста, на изучение самооценки детей данного возраста. Делается заключение, что причины трудностей общения в подростковом возрасте часто становятся очень актуальными в школе. Часто такого рода трудности возникают из-за личностных особенностей подростков. Работа состоит из трех глав. В первой главе подробно освещаются теоретические вопросы по проблеме межличностных взаимоотношений в младшем подростковом возрасте, даётся общая характеристика подросткового возраста, показана специфика общения, его особенностей, названы основные причины трудностей, возникающих в процессе общения. Во второй главе даётся описание методик, которые способствуют выявлению статусного положения подростка в системе межличностных взаимоотношений, определению уровня самооценки. В третьей главе описывается исследование проведенное на базе средней школы № Дипломная работа имеет практическое значение для работы школьного психолога, классных руководителей. Проблемы общения, которые затрагивает автор дипломной работы, являются актуальными, особенно в условиях современной школы. Данная дипломная работа заслуживает положительной оценки. З.Н. Шабанов Реферат Тема данной выпускной квалификационной работы – «Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе межличностных отношений в группе учащихся младшего подросткового возраста». Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на формирование его самооценки. Объектом исследования являются дети младшего подросткового возраста в возрасте 10 – 11 лет, в количестве пятидесяти человек. В процессе работы были изучены основные аспекты межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста, даны представления о самооценке детей данного возраста. В исследовательской части на основе изучения межличностных отношений в группе детей младшего подросткового возраста был определен социальный статус каждого ребенка в группе, определен уровень самооценки у каждого ребенка в группе, выявлена взаимосвязь между статусным положением ребенка в группе и уровнем его самооценки. Дипломная работа состоит из трех частей: Все полученные данные отражены в графиках, таблицах, в приложении. Введение Становление личности индивида не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы отношений, в которые он включается. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития. Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом, которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая характеристика межличностных отношений – это их зависимость от совместной деятельности, которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межличностных отношений в группе, определяет их строение. Третья особенность межличностных отношений заключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложившаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие или отсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов. Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике детской группы. Это прежде всего объективные условия существования данной группы, определяемые исторической эпохой, культурой и пр. Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективный социальный статус, определяемый прежде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества. Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективный аспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным условиям , статусу, и их готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответствии с ней. Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание межличностных отношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками. Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позволяет ответить на многие вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д. В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое меняется и нажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо находить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, позволяли бы более продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от тоталитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни требует от нас пересмотра многих аспектов окружающей нас действительности. Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими
аспектами: наше внимание должно затрагивать особую ситуацию развития детей
данного возраста, в данном случае 10-11 лет; необходимо найти точки
соприкосновения изменяющегося мира и процесса становления такого вида
деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное
общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуации на него;
следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов
эмоционального выбора в межличностных отношениях подростков что в свою
очередь выражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы,
в связи с появлением новых воспитательных технологий. Большинство этих
технологий находится только в стадии теоретической разработки и требуют
скорейшей практической апробации, в то время как различные технологии
обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории В данной работе планируется подойти к решению некоторых из обозначенных проблем и оказать реальную помощь в которой нуждается практика современной общеобразовательной школы. Цель работы: изучить влияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки. В данной работе нами решались следующие задачи: Гипотеза: дети с низким статусным положением в группе будут иметь более низкую самооценку, чем дети имеющие более высокий статус. Предмет исследования: зависимость уровня самооценки ребенка младшего подросткового возраста от его статуса в данной группе. Объект исследования: Для изучения уровня самооценки каждого ребенка группы была использована методика самооценки качеств личности (Т. Дембо – С. Рубинштейна). Для проведения диагностики межличностных отношений в группе подростков была использована методика выявления социометрического статуса личности и структуры межличностных связей в группе (социометрия). Особенности развития межличностных взаимоотношений и самооценки детей младшего подросткового возраста 1 Психологическая характеристика группы и коллектива. 1.1.1. Социально-психологическая характеристика групп. Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, - важнейший вопрос социальной психологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе. «Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности» [13]. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”. С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа. С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и
реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не
официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные,
контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и
общества - это три современные реальности, они взаимосвязаны. Все группы
более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности
людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновременно генетическую и
воспитательную функции. Другие группы выполняют другие функции. Индивиды
участвуют в во многих группах. Некоторые группы предполагают физическое
присутствие ее членов. Одновременно можно участвовать в нескольких группах:
члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные,
временные, случайные или спорадические группы. Некоторые группы созданы для
длительного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предприятия,
заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят
исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существование (туристы). Социальная психология предпринимала многократные попытки построить
классификацию групп. Американский исследователь Ювенк вычленил семь
различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях - реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально- психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидности реальных групп. Однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени. Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разными способами. Первый способ идет по пути создания экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идет по пути не только организаций условий эксперимента, но и включает исследования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия. И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюдается обще Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно
сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти Точно также малые группы могут быть подразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”. Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представленной в учебнике Г.М. Андреевой « Социальная психология» [1]: | |Группа | | | | | Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представляют объект исследования в социальной психологии. Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые параметры группы: композиции группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от того общего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою очередь, описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные профессиональные или социальные характеристики членов группы. Очевидно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, особенно в связи с многообразием реальных групп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования. Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер. Например, в старших классах школы нередко можно встретить объединения детей, включающие по 4-5 человек, объединенных близкими дружескими связями. Однако в большинстве реальных групп на практике такие объединения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы - триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательное изучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотношений, имеющихся в малой группе или коллективе. Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые: социальные классы; различные этнические группы; профессиональные группы; возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.). Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти. “Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик
группы - до сих пор не вполне решенная для социальной психологии проблема. Следует также подробно остановиться на вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп. Непосредственно общие качества группы: Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие: направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм; организованность - реальная способность группы к самоуправлению; эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы; интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка; волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях. Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные
уровни этого развития, и, далее, вскрыть специфику различных параметров
групповой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого
подхода картина развития группы не может быть полной. Целостное
представление о развитии группы по характеристике групповых процессов
допускает и более дробный анализ, когда отдельно исследуется развитие
групповых норм, ценностей система межличностных отношений и т.д. С точки
зрения социальной психологии исследование характеристик больших социальных
групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богатство методик изучения
различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствием
подобных методик для исследования, например, психологического облика
классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается
убеждение, что общность психологии больших групп не поддается научному
анализу. Отсутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие
взгляды. Вместе с тем, социальная психология в точном значении этого слова,
без раздела о психологии больших социальных групп, вообще не может
претендовать на успех [8]. По утверждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение
психологии больших групп не может считаться правомерным, ибо это не одна из
проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика
роль малых групп и непосредственно межличностного общения в процессах
формирования личности сами по себе эти группы не создают исторически
конкретных социальных норм, ценностей, установок». Все эти и другие
содержательные элементы общественной психологии возникают на основе
исторического опыта. Ссылаясь на Дилигенского Г.Г. «этот опыт лишь 2 Социальная коллективность. Отношения между индивидом и группой. Как уже было сказано ранее, коллектив – высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникает внезапно. Существуют различные формы коллективных отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие коллектива проходит через следующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация. От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого характерно довольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней(моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положению замкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью. Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей
общими социальными и производственными интересами, она ставит высшей своей
целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждого члена
общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Термин « Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве,
начинается с распределения функций. Без этого не возможно существование
группы как единого целого. Группа может быть понята через личность, так как
человеческая личность является главным материалом для ее создания. А.В. Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим
образом: В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные цели и ценности. До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей
достижение максимального сближения во взглядах и выборах, стремясь
выработать общую позицию. Однако нам известно, что это предположение верно
лишь от части. В действительности при множестве разных обстоятельств и
особенно, если требуется изменение, происходит обратное: преобладает
напряжение и расхождение во мнениях. Значительное число социальных
установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальным
группам или связаны с ними. Характер этой связи не является простым, ясным. Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный Хаймоном, стал использоваться для обозначения любой группы, с которой индивид соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных групп. Это понятие используется для обозначения двух видов отношений между индивидом и группой [14]. Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений. Это достаточно подробно показывает схема: | | |+ | | | | Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в группах. + - положительное в личности и межличностных отношениях - - отрицательное в личности и межличностных отношениях ( - поворот отношений в любую сторону ( - отношения. Это пример взаимоотношений в микрогруппе - триаде. Они представлены близкими друзьями, молодыми семьями. Они наиболее часто встречаются в любой малой группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими, окружающими их людьми. Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп, считают, что нельзя на основании только индивидуальных характеристик участников совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы. «Общество не состоит из индивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых эти индивиды находятся друг к другу»[18]. Различие между индивидами является основным двигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае - коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе. Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов: внегрупповые (физические и социальные) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения) внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально- психологическим параметрам) внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние, исходные мнения, оценки) Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместной деятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные ориентации коллектива. 4 Структура межличностных отношений в группах детей и подростков. Важным вопросом при изучении характеристики внутригрупповых взаимоотношений как детей подросткового возраста, так и не только их является выявление непосредственно самой структуры таких отношений, их содержания. Это можно осуществить исходя из анализа социальной ситуации развития группы. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно – смысловые отношения между сверстниками. Функционально – ролевые отношения выступают при изучении "делового"
общения и совместной деятельности, что позволяет ответить на вопросы: "в
какой конкретной деятельности разворачиваются эти отношения?" и "что они
отражают?". Эти отношения зафиксированы в специфичных для данной общности
сферах жизнедеятельности детей (трудовой, учебной, продуктивной, игровой) и
разворачиваются в ходе усвоения ребенком норм и способов действия в группе
под непосредственным руководством и контролем со стороны взрослого. В самой игре, как, впрочем, и во всех других формах совместной
деятельности детей в группе, проявляются два вида отношений: собственно
игровые отношения и отношения по поводу совместной деятельности в игре. Рассмотрение эмоционально – оценочных отношений позволяет ответить на
вопросы: соответствует ли поведение детей в группе социальным нормам? какие
эмоции оно вызывает? что нравится или не нравится им в сверстниках? Эмоционально – оценочные отношения являются регуляторами в ситуациях возможных конфликтов при распределении ролей в игре. Каждый ребенок, претендуя на значимую роль в игре, сталкивается с подобными стремлениями других детей. В этой ситуации могут стихийно возникнуть первые проявления требования справедливости во взаимоотношениях – ориентация на норму очередности при распределении престижных ролей, наград и отличий, которая, как предполагают дети, должна строго соблюдаться. Однако иногда притязания ребенка так и остаются нереализованными и ему приходиться довольствоваться незначимой ролью, не получать ожидаемое. В детской группе осуществляется взаимная коррекция поведения в соответствии с усвоенными социальными нормами. Если ребенок следует этим нормам, то он оценивается другими детьми позитивно, если отходит от этих норм, то возникают "жалобы" взрослому, продиктованные желанием подтвердить норму. Анализ мотивационного плана совместной деятельности в детской и подростковой группе открывает путь к изучению личностно – смысловых отношений, которые выделяются при ответе на вопрос: ради чего, во имя кого осуществляется совместная деятельность? Личностно – смысловые отношения - это взаимосвязи в группе, при которых мотив одного ребенка приобретает для других сверстников личностный смысл. При этом участники совместной деятельности начинают переживать интересы и ценности этого ребенка, как свои собственные мотивы, ради которых они, принимая различные социальные роли, действуют. Личностно – смысловые отношения особенно ярко проявляются в тех случаях, когда ребенок во взаимоотношениях с окружающими берет на себя реально роль взрослого и действует согласно ей. Это может обнаружиться в критических ситуациях, когда, к примеру, ребенок заботиться о младшем братишке во время тяжелой болезни матери. Особенно отчетливо эти отношения проявлялись в годы Великой Отечественной войны, когда на территории, захваченной фашистскими оккупантами, такие извечные забавы, как сбор ягод и ловля рыбы становились для ребенка подлинной продуктивной деятельностью и едва ли не единственным источником пропитания для всей семьи. Таким образом, когда в силу изменения социальной позиции ребенок принимает на себя ответственность за благополучие других людей, тогда четко проступают его личностно – смысловые отношения с ними. Экспериментальное исследование функционально – ролевых отношений
представлено многими традиционными приемами: опросниками, беседой,
наблюдением, интервью и др. Эмоционально – оценочные отношения выявляются в
непосредственном взаимодействии детей, отражая систему их предпочтений. На наш взгляд важно также понять каким образом решается вопрос положения ученика в системе межличностных отношений. Дифференциация в группах детей и подростков подвержена определенным закономерностям. Одной из них можно назвать связь статуса ученика в группе с его успеваемостью. В то же время не столько сама по себе успеваемость определяет статус ученика в классе, сколько те личностные качества, которые характеризуют его отношение к учебе: трудолюбие, добросовестность и т.д. Популярными в учебном коллективе, как правило, являются ученики с широким кругом интересов и серьезными духовными запросами. Эту группу школьников отличает серьезное отношение к учебной деятельности. Учащиеся, занимающие неблагоприятное положение в структуре межличностных отношений, относятся либо к слабо успевающим, либо к неуспевающим и имеют низкий статус. Взаимосвязь статуса и успеваемости учащихся имеет свое психологическое основание. Успеваемость для школьников выступает показателем уровня интеллектуальных и волевых свойств личности. Хорошие отметки выступают как социальная оценка компетентности учеников в различных областях знаний, их ответственности, целеустремленности, общительности, а именно это высоко ценится в группах школьников. Также, экспериментально выявлено, что чем ниже успеваемость того, кто
оценивает отличников, тем эти оценки выше, а отношение – доброжелательнее. Потребность в приобретении и поддержке статуса – одна из важных
социальных потребностей. Невозможность занять определенное положение в
структуре групповых отношений или угроза утраты имеющегося статуса может
вызывать состояние "аффекта неадекватности". Это явление возникает у
подростков в том случае, когда высокие притязания в какой – то сфере
деятельности не могут быть подкреплены реальными достижениями. При этом
негативные эмоциональные реакции зачастую обращены на тех, кто указывает
ученику на его промахи, - "виноватыми" оказываются все, но не он сам. На протяжении всей жизни индивид оказывается включенным в различные
социальные группы, в которых происходит его половая социализация. Важным
инструментом половой социализации является группа сверстников, которая
позже всех "подключается" к этому процессу, но значение которой трудно
переоценить. В этих группах совместная деятельность и общение "на равных"
способствуют объединению детей. Одновременно происходит противопоставление
своей половой принадлежности противоположному полу. Эта оппозиция
возникает, утверждается и отстаивается в совместной деятельности, структура
которой изменяется с возрастом. Такое резкое разделение детей в процессе
совместной деятельности и общения на однополые объединения получило
названия "половой сегрегации". Сообщества детей и подростков, основанные на 1.3. Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей подросткового возраста. Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется рядом важнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональном развитии школьника. Все более начинает проявлять себя мотивационно – потребностная сфера – сфера общения, эмоциональных контактов. Общаться его заставляет все более усложняющаяся учебная деятельность. В период 10 – 11 лет у учащихся начинает происходить бурный физический рост и значительные изменения в строении организма. Физическое развитие определяет не только внешние и внутренние изменения в организме подростков, но и потенциальные способности их к интеллектуальной, умственной деятельности. Вместе с тем в период раннего подросткового возраста определяющим фактором поведения ребенка и отношения к поведению и отношению к нему других являются внешние данные, характер сопоставления себя со взрослыми. Отличие "паспортного" возраста и физического способствует тому, что у детей возникает неадекватная оценка самих себя, своих возможностей. Для подростков стремление быть как взрослый переходит в потребность
быть взрослым, быть самостоятельным. Появляется стремление осознавать себя
как личность, иметь собственную оценку, отличную от мнения взрослых. Уже сформировавшаяся способность детей к обобщению дает возможность
подростку делать обобщения в достаточно сложной области – деятельности по
усвоению норм человеческих взаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью
подростка является интимно – личностное общение в различных сферах
деятельности. Это дает ему возможность проявить себя и самоутвердиться. Ведущим центральным психическим новообразованием подростка становится
чувство взрослости и становящееся самосознание. Это приводит к тому, что
начинает меняться личность подростка, сфера его интересов и потребностей. В подростковом возрасте дети большей частью замкнуты на себя, на сверстников, поэтому все превносимые в их среду нормы не носят устойчивого характера и часто отторгаются подростками. Д.И. Фельдштейн рассматривая генезис развития подростка отмечал, что
в этом возрасте значительное внимание следует уделять эмоциональной сфере,
так как именно она определяет многие моменты поведения и общения
подростков. Хотя большинство организуемых подростками групп носит
моногамный характер, вместе с тем в среде сверстников возникают такие
качества и формы общения, которые начинают определять первые попытки
юношеской дружбы и любви. Фаза индивидуализации, относительно преобладающая в подростковом возрасте над собственно адаптационными процессами, характеризуется уточнением и развитием представлений о самом себе – активным формированием образа "Я". По сравнению с начальной школой у детей интенсивно развивается самосознание, расширяются контакты со сверстниками. Участие в работе различных общественных организаций, кружков по интересам, спортивных секций выводит подростка на орбиту широких социальных связей. Развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личностных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное значение. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными и стабильными. При сохранении высоко ценимых свойств "хорошего товарища" повышается роль нравственного компонента во взаимооценках. Морально – волевые характеристики партнера становятся важнейшим основанием предпочтений. Статус личности более всего связан с волевыми и интеллектуальными свойствами ученика. Высоко оцениваются сверстники, которых отличают готовность и умение быть хорошим товарищем. Доброта, как и в начальной школе, остается одним из ведущих оснований межличностного выбора. Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|