РУБРИКИ |
Здоровый образ жизни и психология |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Здоровый образ жизни и психологияЗдоровый образ жизни и психологияСодержание Введение.................................................................... 1.1. Понятие о здоровье и его критерии....................................... 6 1.2. Понятие о здоровом образе
жизни......................................... 15 2.1. Описание методики и организации исследования................ 30 2.2. Анализ результатов и их
обсуждение..................................... 32 Введение Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и
смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства
технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап
развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением
продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья
населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека. Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании,
загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Первым шагом в этом направлении может служить выяснение представлений о здоровом образе жизни в современном обществе с целью дальнейшей их корректировки, а также формирования новых представлений и установок на здоровье, здоровый образ жизни и болезнь. В первую очередь это имеет значение для молодого поколения, так как его здоровье - это общественное здоровье через 10 - 30 лет. Поэтому в нашем исследовании мы изучали представления о здоровом образе жизни у студентов. Кроме того, для плодотворной совместной работы представителей разных областей знания в направлении создания идеологии здоровья населения, важно наличие соответствующих современным научным взглядам представлений о здоровом образе жизни у тех, кто призван проводить эти идеи в жизнь, в частности, у медиков. Исходя из этого, объектом нашего исследования мы выбрали также практикующих медиков и учащихся медицинского колледжа. Как нам известно, в настоящее время существуют лишь единичные исследования социальных представлений о здоровом образе жизни. Кроме того, даже само понятие “здоровье” трактуется различными авторами по-разному. Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на творческое отношение к собственному здоровью. Гипотеза: представление медиков о здоровом образе жизни более соответствует современным научным представлениям, чем у будущих медиков и у студентов – немедиков. 1. Проблема здорового образа жизни в психологии 1.1. Понятие здоровья и его критерии Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие Самое раннее из определений здоровья — определение Алкмеона, имеет
своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония
противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как
правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы
ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению
ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье — это
полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Ф.Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна. З.Фрейд считал, что психологически здоровый человек — это тот, кто
способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По В уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) записано, что
здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических
дефектов, но состояние полного социального и духовного благополучия. В
соответствующем томе 2-го издания БМЭ оно определяется как состояние
организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с
внешней средой и отсутствуют какие-то болезненные изменения. В основу
данного определения положена категория состояния здоровья, которое
оценивается по трем признакам: соматическому, социальному и личностному Для философского рассмотрения здоровья важно понимать, что оно отражает необходимость, вытекающую из сущности явлений, а болезнь - это случайность, не имеющая всеобщего характера. Таким образом, современная медицина занимается преимущественно случайными явлениями - болезнями, а не здоровьем, являющимся закономерным и необходимым (9). И.А.Гундаров и В.А.Палесский отмечают: “При определении здоровья
следует учитывать мнение, что здоровье и болезнь не соотносятся между собой
по принципу дихотомии: либо есть, либо нет; либо человек здоров, либо
болен. Здоровье предстает в виде жизненного континуума от 0 до 1, на
котором оно присутствует всегда, хотя и в разном количестве. Даже у
тяжелобольного есть некое количество здоровья, хотя его очень мало. В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что абсолютное здоровье является абстракцией. Здоровье человека является не только медико- биологической, но прежде всего социальной категорией, определяемой в конечном счете природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами, зависящими от способа общественного производства. Н.В.Яковлева выделяет несколько подходов к определению здоровья,
прослеживающихся в прикладных иследованиях (54). Одним из них является
подход “от противного”, в котором здоровье рассматривается как отсутствие
болезни. В рамках этого подхода осуществляются исследования в медицинской
психологии и психологии личности, особенно выполненные медиками. Второй подход характеризуется Н. В. Яковлевой как комплексно- аналитический. В данном случае при изучении здоровья путем подсчета корреляционных связей выделяются отдельные факторы, оказывающие влияние на здоровье. Затем анализируется частота встречаемости данного фактора в жизненной среде конкретного человека и на основании этого делается заключение о его здоровье. Автор указывает на следующие минусы такого подхода: возможность недостаточности конкретного фактора для заключения о здоровье человека; отсутствие единого абстрактного эталона здоровья как суммы набора факторов; отсутствие единой количественной выраженности отдельного признака, характеризующей здоровье человека. В качестве альтернативы предыдущим подходам к исследованию проблем здоровья рассматривается системный подход, принципами которого являются: отказ от определения здоровья как неболезни; выделение системных, а не изолированных критериев здоровья (гештальт-критериев системы здороья человека); обязательное изучение динамики системы, выделение зоны ближайшего развития, показывающей, насколько пластична система при различных воздействиях, т.е. насколько возможна ее самокоррекция или коррекция; переход от выделения определенных типов к индивидуальному моделированию (54). А.Я.Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека” (27). I. Illich отмечает, что “здоровье определяет процесс адаптации: И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней,
а физическая, социальная и психологическая гармония человека,
доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой (8). Понимание здоровья как состояния равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды предложено академиком В. П. Петленко (1997). Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком (1). При определении понятия “здоровье” часто возникает вопрос о его норме. П. Л. Капица тесно связывает здоровье с “качеством” людей данного общества, о котором можно судить по продолжительности жизни, сокращению заболеваний, преступности и наркомании (9). Н. М. Амосов обратил внимание на то, что здоровье организма
определяется его количеством, оценить которое можно максимальной
производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций В. П. Казначеев указывает, что здоровье индивида “может быть определено как динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни” (30, с. 9), как “валеологичекий процесс формирования организма и личности” (29). По его мнению, в этом определении учтена полноценность выполнения основных социально-биологических функций и жизненных целей индивида. Наряду со здоровьем отдельного человека В.П.Казначеев предлагает рассматривать здоровье популяции, которое он понимает “как процесс социально-исторического развития жизнеспособности - биологической и психосоциальной - населения в ряду поколений, повышение трудоспособности и производительности коллективного труда, роста экологического доминирования, совершенствования вида Homo sapiens” (30, с. 86). Критерии здоровья человеческой популяции кроме индивидуальных свойств составляюших ее людей включают уровень рождаемости, здоровье потомства, генетическое разнообразие, приспособленность населения к климато - географическим условиям, готовность к выполнению многообразных социальных ролей, возрастную структуру и т.п. И. И. Брехман, говоря о проблеме здоровья, отмечает, что оно очень
часто занимает в иерархии ценностей человека далеко не первое место,
которое отводится материальным благам жизни, карьере, успеху и т.д. (9). В. Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека. Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям
разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и
социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании
человека как существа биосоциального. Медиками прежде всего к числу
социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального
обеспечения и образования, состав семьи и т.д. Среди биологических факторов
выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности
протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при
рождении. Рассматриваются также психологические факторы, как результат
действия биологических и социальных факторов (24). Ю.П.Лисицын,
рассматривая факторы риска здоровья, указывает на вредные привычки Г. А. Апанасенко предлагает различать несколько групп факторов здоровья, определяющих соответственно его воспроизводство, формирование, функционирование, потребление и восстановление, а также характеризующих здоровье как процесс и как состояние. Так, к факторам (показателям) воспроизводства здоровья относятся: состояние генофонда, состояние репродуктивной функции родителей, ее реализация, здоровье родителей, наличие правовых актов, охраняющих генофонд и беремееных и т.д. К факторам формирования здоровья автор причисляет образ жизни, к которому относит уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; общеобразовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений; вредные привычки и т.д., а также состояние окружающей среды. В качестве факторов потребления здоровья автор рассматривает культуру и характер производства, социальную активность индивида, состояние нравственной среды и т.д. Восстановлению здоровья служат рекреация, лечение, реабилитация (4). Как отмечает И. И. Брехман, в условиях современной научно-технической революции большое количество причин приводят к определенной дезорганизации природных основ эффективной жизни личности, кризису эмоциональности, основными проявлениями чего являются эмоциональная дисгармония, отчужденность и незрелость чувств, ведущие к ухудшению здоровья и заболеваниям. Автор констатирует, что большое значения для здоровья имеет установка человека на долгую здоровую жизнь. Для сохранения и совершенствования здоровья человеку следует еще в большей степени, чем для избавления от болезней, принять новое отношение к своей жизни, к труду (9). Как уже отмечалось, в качестве одного из факторов здоровья можно
рассматривать культуру. Согласно В. С. Семенову, культура выражает меру
осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к
обществу, природе, а также степень и уровень саморегуляции его сущностных
потенций (47). Если наши предки были в значительной степени беззащитны
перед различными заболеваниями в силу своего незнания, и такое положение
дел отчасти спасали лишь различные табу, то современный человек знает
несоизмеримо больше своих предшественников о природе, собственном
организме, болезнях, факторах риска здоровья, живет в гораздо лучших
условиях. Но несмотря на это уровень заболеваемости является довольно
высоким, причем довольно часто люди болеют теми болезнями, для профилактики
которых достаточно вести определенный образ жизни. Такую ситуацию И. И. В.Солоухин проблему связи культуры и здоровья рассматривает следующим
образом: культурный человек не может позволить себе болеть; следовательно,
высокий уровень заболеваемости населения (в особенности такими
хроническиими заболеваниями как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца,
диабет и др.), рост числа лиц с избыточной массой тела, а также курящих,
употребляющих алкоголь, является показателем низкого уровня их культуры О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья,
в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное
здоровье, рассматривает факторы, оказывающие преимущественное влияние на
каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое
здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок,
закаливания, гигиенические процедуры. На психическое здоровье в первую
очередь воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни
в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности. Социальное
здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального
самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости
жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека. Более подробному рассмотрению значения образа жизни для здоровья посвящена следующая часть данной работы. 1.2. Понятие о здоровом образе жизни Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит
от его образа жизни (13; 32; 52). Д. У. Нистрян пишет: “Как считают
некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа
жизни, на 20 % - от окружающей среды и лишь на 8 % - от медицины” ( 40, с. Существуют разные подходы к определению понятия “образ жизни”. Так, ряд авторов полагают, что образ жизни - это биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека (32; 43; 49). Согласно Ю. П. Лисицыну, “образ жизни - определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей” (32, с. 6). В данном случае образ жизни понимается как категория, отражающая наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями. В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный
способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире (21), как “система
взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где
система взаимоотношений человека с самиим собой представляет собой
сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек,
укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его Большинство западных исследователей определяют образ жизни как А. М. Изуткин и Г. Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют
в виде следующих элементов: “1) преобразовательная деятельность,
направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы
удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей
в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4)
познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и
ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность,
включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс,
семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на
физическое и духовное развитие человека” (28, с.20). Ю. П. Лисицын, Н. В. Ю. П. Лисицын, опираясь на классификации образа жизни И .В. Бестужева- Издревле, еще до возникновения профессиональной медицины, люди подмечали влияние на здоровье характера труда, привычек, обычаев, а также верований, мыслей, переживаний. Известные медики разных стран обращали внимание на особенности труда и быта своих пациентов, увязывая с этим возникновение недугов. Если обратиться к историческому аспекту зарождения представлений о
здоровом образе жизни, то впервые они начинают формироваться на Востоке. В восточной философии всегда ставился акцент на единстве психического
и телесного в человеке. Так, китайские мыслители считали, что дисгармония
организма возникает в результате психической дисгармонии. Они выделяли пять
болезненных настроений: гнев и вспыльчивость, “омраченность” переживаниями,
озабоченность и уныние, печаль и грусть, страх и тревожность. Склонность к
таким настроениям, - считали они, - нарушает и парализует энергию как
отдельных органов, так и всего организма в целом, сокращая человеку жизнь. В тибетской медицине в известном трактате “чжуд-ши” невежество считалось общей причиной всех болезней. Невежество порождает больной образ жизни, вечную неудовлетворенность, приводит к тягостным, пессимистическим переживаниям, пагубным страстям, несправедливому гневу, неодобрительности к людям. Умеренность во всем, природная естественность и преодоление невежества - основные составляющие здорового образа жизни, определяющие физическое и психическое благополучие человека (15). Восточная философия основана на понимании человека как целого, неразрывно связанного с непосредственным окружением, природой, космосом и ориентирована на поддержание здоровья, выявление огромных возможностей человека противостоять недугам. Представления о здоровом образе жизни встречаются и в античной философии. Мыслители античного периода пытаются выделить в данном явлении специфические элементы. Так, например, Гиппократ в трактате “О здоровом образе жизни” рассматривает данный феномен как некую гармонию, к которой следует стремиться путем соблюдения целого ряда профилактических мероприятий. Он акцентирует внимание в основном на физическом здоровье человека. Демокрит в большей мере описывает духовное здоровье, представляющее собой “благое состояние духа”, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не волнуемая никакими страстями, страхами и другими переживаниями. В античном мире существуют свои традиции ведения здорового образа
жизни. Наличие хорошего здоровья являлось основным критерием для
обеспечения интеллектуального развития подрастающего поколения. Так, юноши,
физически плохо развитые, не имели право на высшее образование. В Древней В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали
такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. 20 век многое дал человечеству: электричество, телевидение, современный транспорт. Но вместе с тем, конец века характеризуется глубокой рассогласованностью природных, социальных и духовных основ человека и среды его жизнедеятельности (26). Произошли существенные изменения в сознании человека: если раньше он был одновременно и производителем, и потребителем различных благ, то в настоящее время эти функции разделились, что отразилось и на отношении нашего современника к своему здоровью. В прежние времена человек, “потребляя” свое здоровье в тяжелом физическом труде и в борьбе с силами природы, хорошо осознавал, что он сам должен позаботиться о его восстановлении. Теперь же людям кажется, что здоровье так же постоянно, как электро- и водоснабжение, что оно будет всегда (9). И.И.Брехман отмечает: “Сами по себе достижения научно-технической революции не сократят отставания адаптациооных возможностей человека от изменений природной и социально - производственной среды его обитания. Чем большими будут автоматизация производства и кондиционирование среды обитания, тем менее тренированными окажутся защитные силы организма. Породив своей производственной деятельностью экологическую проблему, обеспокоенный сохранением природы в планетарном масштабе, человек забыл, что он часть природы, и свои усилия направляет главным образом на сохранение и улучшение окружающей среды” (9, с. 48). Таким образом, перед человечеством стоит задача не заниматься утопическими планами ограждения человека от всех возможных патогенных воздействий, а обеспечить его здоровье в реально существующих условиях. Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного
ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни - это не просто все
то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо
всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и
улучшение здоровья (33). Автор указывает на то, что понятие здорового
образа жизни не сводится к отдельным формам медико-социальной активности В практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни существуют два альтернативных подхода. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным: отказ от курения и употребления алкоголя, повышение двигательной активности, ограничение потребления с пищей насыщенных жиров и поваренной соли, сохранение массы тела в рекомендуемых границах. Эффективность пропаганды здорового образа жизни и массового укрепления здоровья оценивается по числу лиц, придерживающихся рекомендованного поведения. Но, как показывает практика, заболеваемость неизбежно оказывается различной при одинаковом поведении людей с разными гено- и фенотипом. Явный недостаток такого подхода в том, что он может привести к равенству поведения людей, но не к равенству конечного здоровья. Другой подход имеет совершенно иные ориентиры, и в качестве здорового
рассматривается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой
продолжительности и требуемому качеству жизни. Учитывая, что все люди
различны, им нужно в течение жизни вести себя по-разному. И. А. Гундаров и В валеопсихологии, т.е психологии здоровья, развивающейся на стыке
валеологии и психологии, предполагается целеустремленная последовательная
работа по возвращению человека к самому себе, освоению человеком своего
тела, души, духа, разума, развитию "внутреннего наблюдателя" (умение
слышать, видеть, чувствовать себя). Чтобы понять и принять себя необходимо Познавая себя, прислушиваясь к себе, мы уже становимся на путь
творения здоровья. Для этого необходимо осознание личной ответственности за
жизнь и в частности, за здоровье. Тысячелетиями человек отдавал свое тело в
руки врачей, и постепенно оно перестало быть предметом его личной заботы. Каждому человеку необходимо поверить в то, что он обладает всеми
возможностями для усиления собственного жизненного потенциала, повышения
устойчивости к различным болезнетворным, стрессогенным факторам. Как пишет Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|