РУБРИКИ |
Здоровый образ жизни и психология |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Здоровый образ жизни и психологияp> Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие.Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д. (12). Следовательно, для творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни. Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что понятие здорового
образа жизни является многогранным и пока недостаточно разработанным. 1.3. Изучение социальных представлений в психологии В 60-70 гг. 20 века как реакция на засилье в современной науке
американских образцов социально-психологического знания сциентистского
толка во французской социальной психологии возникла концепция социальных
представлений, которая была разработана С. Московиси при участии Ж. Абрика, Ключевым понятием концепции является понятие социального
представления, заимствованное из социологической доктрины Э. Дюркгейма. С. Московиси указывает на то, что социальные (обыденные) представления черпают свое содержание во многом из научных представлений, и этот процесс не связан обязательно с деформацией и искажением последних. С другой стороны, социальные представления оказывают существенное слияние и на научные представления, являясь своеобразным проблемным полем для научных изысканий (39). В структуре социальных представлений принято выделять 3 важных измерения (структурных компонента): информация, поле представлений и установка. Под информацией (определенным уровнем информированности) понимается сумма знаний об объекте исследования. С другой стороны, информация рассматривается как необходимое условие их формирования (22). Последователи концепции социальных представлений считают, что люди познают природу и социальные миры посредством сенсорного опыта. Важным положением в этом выводе является то, что все знания, убеждения и какие бы то ни было иные когнитивные конструкты имеют свои истоки только во взаимодействии людей и иным способом не образуются. Поле представлений является оригинальной категорией данной концепции и
определяется как более или менее выраженное богатство содержания. Это
иерархизированное единство элементов, где имеются образные и смысловые
свойства представлений. Содержание поля представлений является характерным
для определенных социальных групп. С. Московиси считает, что социальные
представления являются своеобразной визитной карточкой социальной группы Установка определяется как отношение субъекта к объекту представления. Большое значение в концепции социальных представлений уделяется выделению социальных функций последних. Важнейшей из функций является то, что они служат инструментом познания. Согласно логике представителей данной теории, социальные представления сначала описывают, затем классифицируют и, наконец, объясняют объекты представлений. С другой стороны, подчеркивается, что социальные представления представляют собой не только сетку, с помощью которой люди перерабатывают ту или иную информацию, а являются фильтром, парциально и селективно трансформирующим информацию из внешнего мира (39). С. Московиси говорит о том, что именно социальные представления подчиняют психический аппарат внешним воздействиям, побуждают людей формировать привычки или, наоборот, не воспринимать события внешнего мира. Иначе говоря, человек видит окружающий мир не таким, каков он есть на самом деле, а “сквозь призму собственных желаний, интересов и представлений” (22). Второй важной функцией социальных представлений является функция опосредования поведения. Социальные представления кристаллизуются в специфических социальных структурах (кланы, церкви, социальные движения, семья, клубы и т.д.) и оказывают принудительное воздействие, распространяющееся на всех членов данного сообщества. Эта функция проявляется как во внешне наблюдаемом поведении, так и в эмоциональных проявлениях. Так, Р. Харре, исследовав проявление эмоций в различных культурах, выявил, что появление тех или иных эмоций и их динамические параметры зависят от социальных представлений, существующих в тех или иных культурах. Иначе говоря, социальные представления трактуются как независимая переменная, детерминирующая все многообразие поведения человека. Третьей функцией социальных представлений является адаптационная, выступающая в двух планах: во-первых, социальные представления адаптируют новые социальные факты, явления научной и политической жизни к уже сформировавшимся и ранее сушествовавшим взглядам, мнениям и оценкам; во- вторых, они выполняют функцию адаптации индивида в социуме. Р. Харре указывает на то, что люди своим поведением постоянно транслируют собственные знания и умения по прочтению социального контекста, социальной семантики, что необходимо для адаптации человека в той или иной социальной общности. Таким образом, социальные представления являются своеобразным ключом к социализации (41). В фокусе внимания основателей концепции социальных представлений находится проблема динамики социальных представлений. В частности, выделяется несколько динамических тенденций. Прежде всего изменения и преобразования совершаются между представлениями здравого смысла и научными представлениями. Так, С. Московиси пишет, что научные представления ежедневно и спонтанно становятся представлениями здравого смысла, а последние превращаются в научные (39). Безусловной заслугой данной концепции явилось то, что она инициировала
многочисленные социально-психологические исследования на актуальные для
современного общества темы, а также темы, не традиционные для классической
социальной психологии. В числе этих тем можно назвать следующие:
трансформация культурных несоответствий (проблема вживания и адаптации
эмигрантов), проблема развития среднего класса, анализ истории жизни В рамках концепции социальных представлений сложились следующие
направления анализа социальных представлений: 1) на уровне индивидуальной
картины мира социальное представление рассматривается как феномен,
разрешающий напряженность между привычным и новым содержанием, адаптирующий
последние к уже имеющимся системам представлений с помощью так называемых 2. Анализ результатов исследования 2.1. Описание методики и организации исследования Для изучения представлений о здоровом образе жизни нами была разработана анкета, состоящая из 2 частей (прил.1). Первая часть включает 6 вопросов, 3 из которых носят открытый характер и представляют собой неоконченные предложения, а в других трех пунктах испытуемому необходимо выбрать один из предлагаемых ответов и обосновать свой выбор. При обработке первой части анкеты использовался контент-анализ. Вторая часть анкеты состоит из двух пунктов. Первый пункт представляет
собой сокращенный вариант методики ценностных ориентации М. Рокича. При обработке определялись средние показатели рангов отдельно для каждой группы испытуемых. Для анализа неосознанных представлений о здоровом образе жизни испытуемым также предлагалось сделать рисунок, отражающий их представления о здоровом образе жизни. Участвующие в эксперименте получали следующую инструкцию: “Нарисуйте, пожалуйста, что Вы представляете, когда слышите выражение “здоровый образ жизни”. При анализе рисунков были выделены такие аспекты здорового образа жизни, как занятия спортом, отсутствие привычки к курению, общение с природой, отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание, отсутствие привычки к наркотикам, доброжелательные отношения к другим людям, семья, любовь, оптимистичное отношение к жизни, отсутствие беспорядочной половой жизни, саморазвитие, мир на Земле и деятельность системы здравоохранения. В эксперименте приняли участие 20 девушек - учащихся 2 курса Базового медицинского колледжа в возрасте от 18 до 20 лет, 35 студентов 2 курса юридического факультета Донецкого филиала Ростовского института управления, бизнеса и права (17 девушек и 18 юношей) в возрасте от 18 до 20 лет и 20 врачей Больницы №20 (17 женщин и 3 мужчины) в возрасте от 22 до 53 лет . Полученные в исследовании результаты представлены в следующих разделах. 2.2. Результаты исследования и их обсуждение Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровом образе жизни в юношеском возрасте, а также у врачей и будущих медиков. Таблица 2.1 Таблица рангов ценностных ориентаций на выборках практикующих медиков, учащихся медицинского колледжа и студентов-юристов |ценности |медики|Учащиес|девушки-|юноши- | Как показывает таблица 2.1 у всех групп испытуемых здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций. Вместе с тем, анализ результатов анкеты позволяет сделать заключение о том, что несмотря на то, что ранг здоровья во всех группах одинаков, количество людей, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью, различно, что дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых. Так, 55% учащихся медицинского колледжа, 53% девушек-юристов и 45% врачей отдают первое место в ряду ценностей здоровью, в то время как среди студентов- юристов таких лиц только 33,3% (т.е. лишь каждый третий считает здоровье самой большой ценностью в жизни). Таким образом, можно говорить об отсутствии влияния медицинского образования на значимость здоровья для человека. Скорее, можно заключить, что женщины придают в целом большее значение здоровью, чем мужчины. При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд составляющих здорового образа жизни, характеризующих с точки зрения испытуемых данный феномен. Так, испытуемые указывали на такие аспекты здорового образа жизни, как занятия спортом, отсутствие пристрастия к наркотикам, осмысленная жизнь, общение с природой, положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье, ощущение счастья, отсутствие пристрастия к алкоголю, умеренное употребление алкоголя, правильное питание, духовная жизнь, гармония с собой, отсутствие привычки к курению, саморазвитие, отсутствие беспорядочной половой жизни, закаливание, гигиена, оптимистичное отношение к жизни, деятельность на пользу обществу, режим дня. Сюда же некоторые испытуемые относили материальное и физическое благополучие, и здоровье окружающих, рассматривая их как факторы здоровья. Распределение данных ответов у разных групп испытуемых представлено в таблице 2.2. Таблица 2.2 Составляющие здорового образа жизни | |Врачи |учащиеся|девушки-юр|юноши-юр| У учащихся медучилища составляющие здорового образа жизни расположены в следующем порядке: 1) занятия спортом, 2) отсутствие пристрастия к алкоголю, 3) отсутствие привычки к наркотикам, отсутствие привычки к курению, 4) правильное питание, 5) режим дня, 6) осмысленная жизнь, 7) материальное благополучие, деятельность на пользу общества, отсутствие беспорядочной половой жизни, гармония с собой, положительное отношение к себе, 8) общение с природой, саморазвитие, закаливание, оптимистичное отношение к жизни. У девушек-юристов составляющие здорового образа жизни представлены так: 1) отсутствие привычки к курению, 2) занятия спортом, отсутствие привычки к наркотикам, 3) отсутствие пристрастия к алкоголю, правильное питание, 4) общение с природой, 5) умеренное употребление алкоголя, саморазвитие, осмысленная жизнь, 6) положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье, духовная жизнь, умеренное курение, доброжелательное отношение к другим, гигиена. Для юношей-юристов данная последовательность имеет следующий вид: 1) занятия спортом, отсутствие привычки к курению, 2) отсутствие пристрастия к алкоголю, 3) правильное питание, 4) режим дня, отсутствие привычки к наркотикам, 6) гигиена, закаливание, отсутствие беспорядочной половой жизни, саморазвитие, доброжелательное отношение к другим, духовная жизнь, положительное отношение к себе, гармоничные отношения в семье. Следовательно, представления о здоровом образе жизни у лиц юношеского возраста, независимо от их образования прежде всего сводятся к занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. Вместе с тем врачами в качестве наиболее важных составляющих здорового образа жизни называются такие, как ощущение счастья, гармония с собой, гармоничные отношения в семье, что более соответствует современным представлениям о здоровом образе жизни, не ограничивающимся только факторами физического здоровья. Обращает также на себя внимание то, что умеренное употребление алкоголя и сигарет не рассматривается частью испытуемых как несоблюдение здорового образа жизни. Так, умеренное потребление алкоголя допускается не только студентами - не медиками, но и врачами. В качестве главного признака здорового образа жизни испытуемыми
назывались следующие показатели: врачи (здоровье - 35%, хорошее
самочувствие - 25%, хорошее настроение - 15%, внутренне спокойствие - 15%,
гармоничные отношения в семье - 10%, спорт - 10%, отсутствие привычки к
алкоголю - 5%, доброжелательное отношение к другим - 5%); учащиеся
медучилища (хорошее настроение - 60%, здоровье - 35%, хорошее самочувствие Таким образом, в качестве главного признака здорового образа жизни отмечаются как составляющие здорового образа, так и показатели здоровья, которое на субъективном уровне оценивается как хорошее самочувствие и хорошее настроение. На основе анализа данных ранжирования составляющих здорового образа жизни, предложенных в методике, получены следующие результаты. Таблица 2.3 |составляющие здорового |Медики |учащиеся- |девушки-|юноши- | Как показывает таблица 2.3, у врачей составляющие (факторы) здорового образа жизни располагаются в следующем порядке: на первом месте - осмысленная жизнь, затем - гармоничные отношения в семье, правильное питание, неупотребление наркотиков, пятое мето занимает полноценная духовная жизнь, занятия спортом и позитивное отношение к себе, доброжелательное отношение к себе, самосовершенствование, отсутствие беспорядочной половой жизни, отсутствие привычки к никотину, отсутствие привычки к алкоголю. Таким образом, у врачей более широкое представление о здоровом образе жизни, чем констатация отсутствия вредных привычек, так как более значимым для них являются осмысленная жизнь и гармоничные отношения в семье, а отсутствие привычки к никотину и алкоголю занимают последние места. У учащихся медучилища наблюдается следующая картина: неупотребление наркотиков, занятия спортом, отсутствие привычки к алкоголю, осмысленная жизнь, отсутствие привычки к никотину, правильное питание, не вести беспорядочную половую жизнь, гармоничные отношения в семье, доброжелательное отношение к другим, полноценная духовная жизнь, позитивное отношение к себе, самосовершенствование. Как видно, первые места принадлежат таким составляющим здорового образа жизни, как отсутствие вредных привычек, занятие спортом, что традиционно относится к полной и исчерпывающей характеристике ЗОЖ на уровне обыденного сознания. Девушки-юристы расположили составляющие здорового образа жизни в следующей последовательности: гармоничные отношения в семье, правильное питание, занятие спортом, осмысленная жизнь, самосовершенствование, шестое и седьмое места занимает отсутствие привычки к алкоголю и наркотикам, затем идет доборожелательное отношение к другим, отсутствие привычки к курению, позитивное отношение к себе, полноценная духовная жизнь, а на последнем месте - отсутствие беспорядочной половой жизни. Как видно из этого перечня, для девушек правильное питание и занятие спортом являются более важными для здорового образа жизни, чем отсутствие вредных привычек. У юношей-юристов на первом месте среди составляющих здорового образа жизни стоит осмысленная жизнь, затем следуют правильное питание, занятие спортом, позитивное отношение к себе, пятое и шестое место делят гармоничные отношения в семье и самосовершенствование, затем идет неупотребление наркотиков, полноценная духовная жизнь, отсутствие привычки к курению, доброжелательное отношение к другим, последние места занимают неупотребление алкоголя и беспорядочная половая жизнь. Такая последовательность составляющих здорового образе жизни, перемещение отсутствия вредных привычек на более нижние позиции можно рассматривать как способствование методики расширению представлений о здоровом образе жизни, не ограничению его исключительно занятиями спортом и отсутствием вредных привычек. Таблица 2.4 Составляющие здорового образа жизни на уровне неосознанных представлений |составляющие ЗОЖ |Врачи |учащиеся-м|девушки-юр|юноши-ю| В результате анализа рисунков мы можем сделать ряд выводов о неосознанных представлениях о здоровом образе жизни. Так, как видно из таблицы 2.4, на выборке врачей выделено больше составляющих здорового образа жизни, чем на выборках учащихся медучилища и студентов-юристов, что может говорить о большей сложности и многогранности представлений о здоровом образе жизни у них по сравнению с другими группами. Составляющие здорового образа жизни располагаются у них в следующей последовательности: 1) общение с природой, 2) оптимистичное отношение к жизни, 3) саморазвитие, занятия спортом, 4) семья, отсутствие привычки к алкоголю, отсутствие привычки к наркотикам, правильное питание, любовь, 5) отсутствие привычки к курению, деятельность системы здравоохранения. Таким образом, в рисунках место вредных привычек у врачей стало более низким по сравнению с осознанными представлениями. Вместе с тем, пусть и незначительную роль в обеспечении здорового образа жизни населения, но играет для них деятельность системы здравоохранения, которая не отмечается больше ни в одной из групп в качестве составляющей здоровый образ жизни. Это можно рассматривать и как взятие на себя миссии быть проводниками здорового образа жизни, и как переложение ответственности за здоровье, в том числе и свое, на медицину. У учащихся медучилища составляющие здорового образа жизни на основе рисунков представляют следующий ряд по степени важности для здорового образа жизни: 1) общение с природой, 2) оптимистичное отношение к жизни, 3) занятия спортом, 4) отсутствие привычки к алкоголю, отсутствие привычки к наркотикам, 5) отсутствие привычки к курению, 6) семья, 7) доброжелательное отношение к другим, отсутствие беспорядочной половой жизни. Как можно заметить, у девушек занятия спортом и отсутствие вредных привычек отражаются в рисунках менее часто, чем в неоконченных предложениях, но, тем не менее составляют основное содержание их неосознанных представлений о здоровом образе жизни. У девушек-юристов составляющие здорового образа жизни расположены в следующем порядке: 1) общение с природой, 2) занятия спортом, 3) отсутствие привычки к курению, 4) отсутствие привычки к алкоголю, отсуствие беспорядочной половой жизни, 5) отсутствие привычки к наркотикам, семья, 6) доброжелательные отношения с другими, правильное питание, оптимистичное отношение к жизни. У юношей картина следующая: 1) занятие спортом, 2) отсутствие привычки к курению, 3) оптимистичное отношение к жизни, общение с природой, отсутствие привычки к алкоголю, отсутствие привычки к наркотикам, отсутствие беспорядочной половой жизни, правильное питание. Не трудно заметить, что у юношей-юристов неосознанные представления о здоровом образе жизни в значительной степени совпадают с осознанными, сводимыми к занятиям спортом и отсутствию вредных привычек, тем более что “общение с природой”, отраженное на рисунках практически сводится к занятиям спортом на свежем воздухе (катание с гор на лыжах, плавание на яхте). Среди рисунков встречались также такие, в которых отражались скорее не
составляющие здорового образа жизни, а те плюсы, которые он несет человеку. В целом, анализ рисунков показывает, что наиболее многогранные представления о здоровом образе жизни присущи врачам, а наиболее поверхностные, когда здоровый образ жизни понимается как отсутствие вредных привычек и занятия спортом, наблюдаются у юношей-юристов. Более широкие представления о здоровом образе жизни у медиков могут быть связаны как с опытом работы, так и с более широким жизненным опытом. И для более точного определения опосредованности представлений о здоровом образе жизни медицинским образованием и опытом работы необходимо сравнение представлений о здоровом образе жизни лиц одинаковых возрастных групп с медицинским и немедицинским образованием, что может быть дальнейшим этапом данной работы. Выявлены также различия в отношении испытуемых к здоровью (либо как к
средству, либо как к цели). Так, 40% врачей и учащихся медицинского
колледжа рассматривают здоровье как цель и 60% видят в нем средство. В то
же время среди юристов имеется другое соотношение: 88% девушек
рассматривают его как средство и лишь 12% видят в здоровье цель. При этом В качестве объяснения, почему здоровье рассматривается как цель
отмечаются следующие: долгожительство, профилактика болезней, здоровье есть
самое главное в жизни, здоровье есть залог счастливой жизни, залог легкой,
беспроблемной жизни, потеря смысла жизни при утрате здоровья и так далее . При рассмотрении здоровья как средства приводятся следующие аргументы: достижение других жизненных целей; здоровье как залог счастливой жизни; здоровье рассматривается как средство, потому что оно есть (таким образом ответили 29,4% девушек-юристов и 5,6% юношей-юристов), т.е. предполагается, что здоровье может стать целью при каких-то проблемах с ним; здоровье является средством, потому что не всегда стремлюсь соблюдать здоровый образ жизни (такой аргумент подразумевает, что здоровье также могло бы быть целью при определенных благоприятных условиях Нами определялось также то, насколько необходимым считают здоровый образ жизни испытуемые. Оказалось, что 100% юношей считают, что здоровый образ жизни
необходим, обосновывая свой ответ следующими доводами: ЗОЖ - залог
долгожительства (11%), предотвращение болезней (38,9%), не быть в тягость
близким в старости (11%), ЗОЖ способствует развитию силы (11%), необходим
для достижения разных целей в жизни (27,8%), для процветания государства Среди девушек-юристов 80% указали, что здоровый образ жизни необходим, На необходимость здорового образа жизни указали 60% девушек - учащихся медицинского колледжа и 40% не смогли однозначно ответить на вопрос о его необходимости. Свой ответ девушки в первом случае обосновывали следующим образом: ЗОЖ - способ сохранения здоровья (40%), ЗОЖ способствует душевному спокойствию (15%), является залогом полноценной жизни (10%), долгожительства (10%), красоты (5%), здорового потомства (5%), успеха (5%), принесения пользы обществу (10%). Среди врачей отметили необходимость здорового образа жизни 85% и 15%
не смогли однозначно указать на его необходимость, отмечая то, что
способствование здоровья продлению жизни не означает улучшение ее качества. При анализе ответов на вопрос о степени реализованности здорового
образа жизни получены следующие результаты: у врачей этот показатель
составил 57,4%, у учащихся медицинского колледжа - 63,3%, у девушек-юристов Сами испытуемые называют в качестве причин недостижения 100%-ной
реализации здорового образа следующие: учащиеся-медики (нерегулярные
занятия спортом - 45%, курение - 20%, нерегулярное питание- 10%,
употребление алкоголя - 10%, недостаточный сон - 10%, плохая экология - Нами анализировался также такой вопрос, как желание изменить собственный образ жизни. Мы соотносили желание ведения более здорового образа жизни со степенью его реализованности. Было выявлено, что хотели бы вести более здоровый образ жизни 80% врачей, 75% учащихся медицинского колледжа, 65% девушек-юристов и 55,6% юношей-юристов. Как видно из приведенных данных, чем менее реализованным считают испытуемые здоровый образ жизни, тем чаще возникает у них желание к ведению более здорового образа жизни. И так как врачи занимают последнее место по степени реализации здорового образа жизни, то в данном случае им принадлежит первенство по стремлению к более здоровому образу жизни. Заключение Целью нашей работы является изучение представлений о здоровом образе жизни у практикующих и будущих медиков, а также у студентов-немедиков. Данная цель конкретизируется в виде следующих задач: 1) определение места здоровья в системе ценностей врачей и учащихся; 2) сравнительный анализ осознанных и неосознанных представлений о здоровом образе жизни; 3) рассмотрение соотношения физических и психических аспектов в этих представлениях; 4) сравнительный анализ представлений о здоровом образе жизни у учащихся медицинского и экономического колледжей, а также у врачей и учащихся медицинского колледжа; 5) сравнительный анализ представлений о здоровом образе жизни у девушек и юношей; 6) выявление степени соответствия представлений о здоровом образе жизни врачей и учащихся современным научным представлениям. Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать ряд выводов относительно представлений о здоровом образе жизни в юношеском возрасте, а также у врачей и будущих медиков. Так, у всех групп испытуемых здоровье занимает 1 место в системе ценностных ориентаций, но вместе с тем количество людей, отдающих приоритет среди прочих ценностей именно здоровью, различно, что дает основание судить об отличиях отношения к собственному здоровью у испытуемых. Можно говорить об отсутствии влияния медицинского образования на значимость здоровья для человека. Скорее, можно заключить, что женщины придают в целом большее значение здоровью, чем мужчины. Представления о здоровом образе жизни у лиц юношеского возраста, независимо от их образования прежде всего сводятся к занятиям спортом, отсутствию вредных привычек и правильному питанию. Вместе с тем врачами в качестве наиболее важных составляющих здорового образа жизни называются такие, как ощущение счастья, гармония с собой, гармоничные отношения в семье, что более соответствует современным представлениям о здоровом образе жизни, не ограничивающемся не только факторами физического здоровья. В качестве главного признака здорового образа жизни отмечаются как составляющие здорового образа, так и показатели здоровья, которое на субъективном уровне оценивается как хорошее самочувствие и хорошее настроение. Анализ рисунков показывает, что наиболее многогранные представления о здоровом образе жизни присущи врачам, а наиболее поверхностные, когда здоровый образ жизни понимается как отсутствие вредных привычек и занятия спортом, наблюдаются у юношей-юристов. Более широкие представления о здоровом образе жизни у медиков могут быть связаны как с опытом работы, так и с более широким жизненным опытом. Выявлены также различия в отношении испытуемых к здоровью (либо как к средству, либо как к цели). Нами обнаружено, что большая часть испытуемых считает здоровый образ жизни необходимым. Было определено, что, чем менее реализованным считают испытуемые здоровый образ жизни, тем чаще возникает у них желание к ведению более здорового образа жизни. И так как врачи занимают последнее место по степени реализации здорового образа жизни, то им же принадлежит первенство по стремлению к более здоровому образу жизни. Литература 1. Акбашев Т.Ф. Третий путь. М., 1996. ПРИЛОЖЕНИЯ Анкета Инструкция Каждый из нас слышал выражение “здоровый образ жизни” и у каждого из нас есть представление о том, что это такое. Для выяснения различий в этих представлениях просим Вас принять участие в нашем опросе. Вам предлагается анкета, которая состоит из двух частей: части А и части Б. Часть А включает вопросы двух видов. Часть из них (вопросы № 1, 2, 5) представляют собой начало предложений. Прочтите их внимательно и завершите. Другие вопросы (№ 3, 4, 6) содержат варианты возможных ответов, из которых Вам следует выбрать тот ответ, который Вы считаете верным в отношении себя. Затем напишите, почему Вы выбрали именно этот ответ. Не тратьте времени на раздумывание, пишите то, что первым приходит в голову. Часть Б включает всего 2 пункта. В пункте 1 представлен список из 15 ценностей. Прочтите их внимательно и расставьте по порядку важности для Вас: той ценности, которая для Вас в жизни является самой главной, присвойте номер 1 и поставьте его в скобки рядом с этой ценностью. Затем из оставшихся ценностей выберите самую важную и поставьте напротив нее номер 2. Таким образом оцените по степени важности все ценности и поставьте их номера в скобках напротив соответствующих ценностей. Если в процессе работы Вы сочтете нужным поменять какие-то ценности местами, можете исправить свои ответы. В пункте 2 Вам предлагается список из 12 составляющих здорового
образа жизни. Прочтите их внимательно и выберите тот признак, который Вы
считаете самым главным для здорового образа жизни. В клетке рядом с ним
поставьте номер 1. Затем из оставшихся составляющих выберите тот, который,
по Вашему мнению, является самым главным и поставьте напротив него цифру 2. Если в процессе работы Вы сочтете нужным изменить свое мнение, то можете исправить свои ответы. Заранее благодарим за участие. Бланк для ответов Ф.И.О..................... Часть А 1. Я считаю, что здоровый образ жизни - это . . .
4. Считаете ли Вы, что здоровый образ жизни необходим ? а) да б) затрудняюсь ответить в) нет Почему Вы так считаете ?
Часть Б 1. материальная обеспеченность ( ( ) семья ( ) дружба ( ) красота ( ) счастье других ( ) любовь ( ) познание ( ) развитие ( ) уверенность в себе ( ) творчество ( ) 2. заниматься спортом ) вести осмысленную жизнь ( ) позитивное отношение к себе ( ) полноценно и правильно питаться ( ) жить полноценной духовной жизнью ( ) не курить ( ) не вести беспорядочную половую жизнь ( ) доброжелательное отношение к другим ( ) саморазвитие, самосовершенствование ( ) Страницы: 1, 2 |
|
© 2010 |
|