РУБРИКИ

Диплом: Здравоохранение в Нижегородской области: проблемы и перспективы развития

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Диплом: Здравоохранение в Нижегородской области: проблемы и перспективы развития

С целью исключения дублирования управленческих функций в системе управления

здравоохранением необходимо осуществить разделение полномочий, функций и

степени ответственности на различных иерархических уровнях системы управления

отраслью, включая: федеральный уровень и уровень субъектов Российской

Федерации; государственную, муниципальную и частную системы здравоохранения;

существующие и вновь формируемые органы управления зцравоохраненияем, в

первую очередь фонды и подразделения обязательного медицинского страхования.

Концепция реформы здравоохранения на современном этапе должна учитывать весь

комплекс факторов, определяющих эффективность функционирования отрасли в

перспективе. К числу таких факторов следует отнести:

- сложившиеся в стране социально-экономические условия и тенденции их

развития;

- состояние и тенденции развития здоровья населения России;

- потенциал здравоохранения, его организационно-технический уровень и

имеющиеся ресурсы (кадровые, финансовые и т.д.);

- опыт организации и управления здравоохранения, накопленный за годы

экономических реформ в России и в экономически развитых странах;

- международные стандарты в области качества медицинской помощи и

рекомендации ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения).

На основе анализа факторов должны быть выявлены приоритетные проблемы

повышения уровня здоровья населения России. К числу таких проблем следует, в

первую очередь, отнести те проблемы, решение которых позволит получить

максимальный социально-экономический эффект и минимизировать экономические

потери общества.

В конечном итоге эти проблемы должны найти свое отражение в целевых

комплексных программах развития здравоохранения, на решении которых и

необходимо в первую очередь сконцентрировать имеющиеся финансовые ресурсы

отрасли.

Реализация новой концепции реформ управления здравоохранением должна

завершить структурно-функциональные преобразования, проводимые в отрасли, и

обеспечить условия для кардинального улучшения качества медицинской помощи.

Это означает, что акценты со специализированной помощи должны быть перенесены

на первичную медико-социальную помощь. Для этого необходимо совершенствование

правового, финансового, материально-технического и кадрового обеспечения

инфраструктуры врачебной практики, включая подготовку врачей общей практики,

семейных врачей; совершенствование помощи на дому, скорой и неотложной

медицинской помощи, профилактики болезней и развития принципов здорового

образа жизни. Кроме того, совершенствование управления здравоохранением

должно обеспечивать переход с экстенсивных принципов и методов развития

отрасли на интенсивные. Это означает, что эффективность развития

здравоохранения должна быть обеспечена не за счет роста численности

медицинских работников, а за счет углубления их профессиональной подготовки,

повышения качества медицинской помощи и создания системы экономической и

социальной мотивации труда медицинских и фармацевтических работников. Для

этого необходимо, сохранив единую отраслевую систему управления и

финансирования непрерывной подготовки и переподготовки медицинских и

фармацевтических кадров, обеспечить подготовку менеджеров и экономистов новой

формации, способных решать управленческие проблемы на различных уровнях при

функционировании отрасли в условиях рыночных отношений.

Разрабатывая концепцию развития здравоохранения и механизм совершенствования

системы его организации и управления на основе выбранных социальных и

медицинских приоритетов, следует учитывать то обстоятельство, что уровень

здоровья населения зависит не только от здравоохранения, его потенциала,

объемов финансирования и уровня ресурсного обеспечения, но и от других

факторов. Поэтому совершенствование управления здравоохранением должно быть

увязано с приоритетами развития других отраслей народного хозяйства России. С

точки зрения системного подхода к управлению это означает, что эффективность

функционирования всей системы (в данном случае социально-экономической

системы страны) не может быть достигнута только за счет совершенствования

одной из ее подсистем (в данном случае здравоохранения).

Глава 2. Анализ системы здравоохранения Нижегородской области

2.1 Структура министерства здравоохранения Нижегородской

области, цели, задачи, источники финансирования

Министерство здравоохранения входит в структуру исполнительных органов

государственной власти Нижегородской области. Возглавляет его министр

здравоохранения, входящий в состав правительства области.

Структура министерства здравоохранения представлена на схеме 1.

Схема 1.

Диплом: Здравоохранение в Нижегородской области: проблемы и перспективы развития

Основными функциями и задачами министерства являются:

· Разработка и реализация государственной политики в области здравоохранения.

· Разработка и реализация целевых программ по проблемам охраны здоровья и

организации медицинской помощи населению, развитию здравоохранения,

обеспечению населения лекарственными средствами и изделиями медицинского

назначения.

· Организация оказания медицинской помощи населению.

· Обеспечение функционирования ведомственной системы специального

профессионального образования в области здравоохранения.

· Организация проведения научных исследований, внедрение достижений науки и

техники в медицинскую практику.

· Разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая

медицинскую помощь, фармацевтическую деятельность, контроль за качеством

предоставляемой населению медицинской помощи, качеством, эффективностью и

безопасностью лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств,

иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской

техники.

Наиболее значимыми подразделениями в министерстве здравоохранения являются

управление по организации медицинской помощи населению и управление

экономики, планирования и финансирования

Управление по организации медицинской помощи населению делится в свою очередь

на отдел медицинской помощи взрослому населению и отдел медицинской помощи

матери и ребенку.

Отдел медицинской помощи взрослому населению осуществляет следующие функции:

· Организация лечебно-диагностического процесса в подведомственных ЛПУ, путем

формирования нормативной документации и направления ее в учреждения.

· Организация взаимодействия подведомственных структур в сфере оказания

медицинской помощи и взаимодействия с другими ведомствами.

· Оценка качества оказания медицинской помощи на всех этапах.

Отдел участвует в реализации следующих программ:

o межведомственная целевая программа "Профилактика и лечение

йододефицитных заболеваний в Нижегородской области на 2002-2006 гг";

o "О неотложных мерах по оказанию специализированной

кардиохирургической помощи, проведении эндопротезирования суставов,

гемодиализа населению Нижегородской области".

К основным функциям и задачам отдела медицинской помощи матери и ребенку

относятся:

· Организация медицинского обслуживания матерей и детей от 0 до 17 лет

включительно.

· Работа с населением и средствами массовой информации по сохранению

репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни для каждого.

Отдел участвует в реализации следующих программ:

o "Областная целевая программа неотложной медицинской помощи

новорожденным детям, направленная на снижение младенческой смертности в

Нижегородской области на 2000-2002 гг.";

o Областная целевая программа "Вакцинопрофилактика на 1999-2000 гг и на

период до 2005 г";

o "Программа вакцинации детей и подростков Нижегородской области против

вирусного гепатита В, кори, краснухи, паротита в рамках соглашения между

администрацией Нижегородской области и Фондом Г.Вишневской-М.Ростроповича";

o Областная целевая программа "Охрана здоровья матери и ребенка в

Нижегородской области на 2002-2003 гг".

Управление экономики, планирования и финансирования включает в себя отдел

экономики, планирования и финансирования и отдел капитального строительства,

деятельность которых состоит в следующем:

Основные функции и задачи отдела экономики, планирования и финансирования:

· Перспективное и текущее планирование основных направлений социально-

экономического развития здравоохранения области.

· Формирование программы государственных гарантий оказания населению

Нижегородской области бесплатной медицинской помощи и контроль за ее

выполнением.

· Анализ финансового состояния и контроль за расходованием бюджетных средств,

средств от оказания платных услуг.

Основные функции и задачи отдела капитального строительства:

· Формирование заявки на государственную поддержку за счет федерального

бюджета по капитальному строительству объектов здравоохранения городов и

районов области с предоставлением обоснования необходимости строительства,

расчета требуемых капитальных вложений.

· Участие в инспектировании технического состояния зданий и сооружений

областных учреждений и определение рационального использования капитальных

вложений.

· Согласование сметной документации по капитальным и текущим ремонтам

областных объектов здравоохранения, а также контролем качества выполненных

работ.

Основные функции и задачи отдела по кадровой политике:

· Определение потребности во врачах в Нижегородской области и среднего

медицинского персонала, работа по обеспечению данной потребности.

· Повышение квалификации специалистов системы здравоохранения, их

переподготовка.

· Распределение выпускников медицинских Вузов и средних специальных учебных

заведений, направление их на последипломную подготовку (интернатура,

клиническая ординатура, специализация).

· Аттестация врачей и среднего медицинского персонала на квалификационные

категории.

· Координация деятельности подведомственных Министерству здравоохранения

Нижегородской области учебных заведений

Финансирование здравоохранения осуществляется за счет:

· средств местных бюджетов,

· областного бюджета,

· фонда обязательного медицинского страхования

· других источников.

Структура расходов на здравоохранение представлена на рис. 2.1:

Диплом: Здравоохранение в Нижегородской области: проблемы и перспективы развития

Рис. 2.1. Структура расходов на здравоохранение.

Распределение средств, осуществляющееся на конкурсной основе.

Министерство здравоохранения Нижегородской области организует конкурсы на все

закупки, проводимы за счет ОМС и бюджета. Это:

· противодиабетические лекарственных средства;

· вакцины для детей;

· кардиостимуляторы ; оксигенаторы, стенты, клапаны, протезы сосудов.

· оборудование по программе неотложной помощи новорожденным детям;

· слуховые аппараты;

· белковые гидролизаты

В 2003 году финансирование федеральных и областных целевых программ

осуществлялось из следующих источников:

· Федерального бюджета;

· Областного бюджета;

· Территориального фонда ОМС;

· Благотворительных обществ и фондов.

2.2. Анализ медико-демографической ситуации в Нижегородской области

2.2.1. Медико-демографическое состояние.

В Нижегородской области, как в целом по России, сохраняется негативная

демографическая обстановка, которая характеризуется низкими показателями

рождаемости и высокими показателями смертности. На фоне этих процессов,

особенно в последние годы, отмечается постарение населения, в результате чего

значительно сокращаются трудовые ресурсы области (диаграмма №1).

Диаграмма №1

Диплом: Здравоохранение в Нижегородской области: проблемы и перспективы развития

За 2003 год показатель рождаемости составил 8,9 на 1 000 населения, что

несколько выше, чем в 2002 г. (8,3).

Показатель смертности населения в 2003 году несколько увеличился и составил

19,7 на 1000 населения (среднереспубликанский в 2001г. - 15,6). Естественная

убыль населения -10,8 на 1 000 населения.

Поэтому охрана здоровья населения и мероприятия, проводимые Правительством

области в системе здравоохранения, имеют решающее значение.

Работа министерства здравоохранения проводилась по следующим направлениям.

Финансирование и пути реорганизации сети лечебно-профилактических учреждений.

Расходы на здравоохранение области за 2003 год составили 5919 млн. руб. или

90,6% к годовому плану, в том числе за счет средств бюджета, учитывая платежи

на неработающее население 3988,6 млн. руб. (93,3% к плану), за счет средств

ОМС - 1930,4 млн. руб. (85,6% к плану). В расчете на душу населения расходы

составили 1703 руб.

В структуре расходов по здравоохранению доля заработной платы с начислением

остается высокой и составляет 48%. Средняя заработная плата медицинских

работников с учетом повышения с 1 октября 2003 г. на 33% соста­вила: врачей

3625 рублей, средних медработников - 2580 рублей, младших - 1155 рублей.

В 2003 году принимались меры по привлечению дополнительных источников

финансирования отрасли. Из федерального бюджета для реализации Федеральных

целевых программ получено оборудования, лекарственных средств, расходных

материалов на общую сумму 78,1 млн. рублей. На долечивание в санаториях

больных, перенесших инфаркт миокарда, операции на желудке, желчном пузыре,

инсульты израсходовано 41 миллион 160 тысяч рублей из средств Фонда

социального страхования. Из средств Федерального фонда обязательного

медицинского страхования привлечено 69 миллионов рублей в виде субвенций.

На основании соглашения губернатора области Г. М. Ходырева с председателем

Пенсионного фонда РФ М. Ю. Зурабовым с сентября 2003 г. получено 106

миллионов рублей на обязательное медицинское страхование неработаю­щих

пенсионеров, являющихся получателями трудовой пенсии по старости. Соглашение

пролонгировано и на 2004 год.

Активизировалась работа по добровольному медицинскому страхованию: сумма

средств ДМС увеличилась по сравнению с 2002 годом на 24,6% и со­ставила 9,1

миллиона рублей. Таким образом, из дополнительных источников привлечено 313,6

миллионов рублей.

За последнее время сеть учреждений здравоохранения Нижегородской области не

претерпела особых изменений (таблица №1).

Таблица №1. Сеть лечебно-профилактических

учреждений Нижегородской области в 1998-2003 г.г.

Учреждения здравоохранения 1999 2000 2001 20022003

1. Амбулаторно-поликлинические

учреждения, всего

1499

1500

1492

1490

1488

в том числе:
• Самостоятельные 142 143 143 142 141

• Входящие в больнично-

поликлинические объединения

271

266

262

260

258

• Диспансеры 3232323333
• Стоматологические поликлиники 242424 2424
• Фельдшерско-акушерские пункты

1030

1035

1031

1031

1032

2. Больничные учреждения 260 256 254 252 251
3. Станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи

74

76

75

77

78

4. Станции переливания крови 4 4 4 4 4
5. Дома ребенка 6 6 6 6 6
6. Санаторно-курортные учреждения 14 14 14 14 14

В 2003 году министерство здравоохранения Нижегородской области провело ряд

мероприятий по оптимизации работы сети лечебно-профилактических учреждений в

рамках выполнения «Программы государственных гарантий оказания населению

Нижегородской области бесплатной медицинской помощи на 2003 год».

Рациональное использование бюджетных средств потребовало от руководителей

медицинских учреждений внедрения малозатратных форм оказания медицинской

помощи населению, таких как: дневные стационары, стационары дневного

пребывания, стационары на дому (так называемых стационарзамещающих видов

медицинской помощи) (таблица №2).

Таблица №2. Объем оказания медицинской помощи

жителям Нижегородской области в 2003 году.

Наименование показателяРасчетные нормативы ПГГ на 2003 г.Фактическое выполнение в 2003 г.
1. Амбулаторно-поликлиническая помощь (число посещений врачей на 1000 человек населения, включая посещения зубных врачей и станций и отделений скорой медицинской помощи)

9369,5

7268,4

2. Стационарная помощь

2.1. Число к/д пребывания больных в круглосуточных стационарах на 1 000 жителей

2.2. Средняя длительность пребывания больных в круглосуточных стационарах

2.3. Обеспеченность койками круглосуточного пребывания на 10000 жителей

3525,5

14,3

115,0

3761,7

15,5

112,1

3. Дневные стационары

3.1. Число дней пребывания в дневных стационарах на 1000 жителей (со стационарами на дому)

358,9

323,8

4. Скорая медицинская помощь (число выездов скорой медицинской помощи на 1 000 человек населения)

330

363,2

Объемы стационарзамещающих видов помощи в 2003 году по сравнению с 2002 г.

возросли на 25% и составили 323,8 дней на 1000 жителей. Однако это меньше

расчетных нормативов, предусмотренных Программой государственных гарантий на

2003 год.

В 2003 году в дневных стационарах всех типов пролечено более 85 тысяч

пациентов, что на 18% больше, чем в 2002 г.

В 5 районах области до настоящего времени не развит ни один вид

стационарозамещающей помощи (Вадский, Б-Мурашкинский, Варнавинский,

Вознесенский, Дальнеконстантиновский).

Несмотря на определенные успехи в повышении эффективности использования

коечного фонда, следует отметить, что не все показатели, предусмотренные

«Программой государственных гарантий - 2003г.» выполнены в 2003 году.

Из-за проблем, связанных с укомплектованностью штатов амбулаторно-

поликлинических учреждений, только на 77,5% обеспечено выполнение расчетных

нормативов доступности амбулаторно-поликлинической помощи (7268,4 посещений к

врачам, ведущим амбулаторный прием, против 9369,5 запланированных на 1 000

жителей).

По итогам 2003 года лечебно-профилактическими учреждениями области превышен

расчетный норматив обеспеченности населения скорой медицинской помощью.

Фактический показатель (363,2 выездов скорой медицинской помощи на 1 000

населения) превышает расчетный показатель - 330 выезда на 1 000 населения.

Это говорит о том, что скорая помощь выполняет несвойственные ей функции и

подменяет работу учреждений амбулаторного звена. Стоимость одного выезда

машины скорой медицинской помощи составляет 180 рублей, а стоимость одного

амбулаторного посещения 28 рублей. Таким образом, активизировав работу

амбулаторно-поликлинической службы, можно направить высвободившиеся денежные

средства, в том числе и на улучшение материально-технической базы поликлиник.

Оптимизацию деятельности лечебно-профилактических учреждений области

необходимо продолжать, так как около 30% коечного фонда используется

нерационально.

Одной из серьезных проблем является проблема функционирования и

финансирования медицинских учреждений в сельской местности (участковые

больницы, врачебные амбулатории и ФАПы), которые финансировались из местных

бюджетов недостаточно. С целью обеспечения доступности бесплатной медицинской

помощи и улучшения ее качества жителям сельских районов области в 2003 г. в

систему ОМС были включены 74 участковые больницы и 48 врачебных амбулаторий.

2.2.2 Анализ заболеваемости населения и профилактики социально-значимых

болезней.

Проводя анализ заболеваемости населения Нижегородской области за 2003 год,

следует отметить ее снижение, как в целом, так и по всем возрастным группам

(взрослые, подростки и дети).

За 2003 год структура болезненности представлена следующим образом (диаграмма

3):

Диаграмма №3

Диплом: Здравоохранение в Нижегородской области: проблемы и перспективы развития

1. Болезни органов дыхания (29,5%)

2. Болезни органов кровообращения (11,7%)

3. Травма и отравления.(7,1%)

4. Онкология (2,7%)

Онкозаболеваемость в области осталась на уровне прошлого года и составила

363,7 на 100 тыс. населения (РФ - 313,9 на 100 тыс.).

Особое внимание Минздрава было направлено на мероприятия, которые способны

стабилизировать рост социально-значимых заболеваний (диаграмма №4).

Диаграмма №4

Диплом: Здравоохранение в Нижегородской области: проблемы и перспективы развития

В 2003 г. в Нижегородской области отмечена стабилизация эпидемиологической

ситуации по ВИЧ-инфекции. Заболеваемость по сравнению с 2002 г. снизилась в

1,6 раза и составила 13,1 на 100 тыс. населения. В Постановлении Главного

Государственного санитарного врача РФ от 14.01.2004 отмечено, что

Нижегородская область вошла в число пяти областей России, где зафиксированы

лучшие результаты по сдерживанию темпов развития эпидемии ВИЧ-инфекции.

Достичь этого удалось в результате планомерной целенаправленной работы в

рамках областной целевой программы по предупреждению распространения

заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (программа АНТИ-

ВИЧ/СПИД).

В 2003 г. на мероприятия программы было выделено 5,5 млн. руб., из них

осуществлялось финансирование профилактического лечения 30 беременных

ВИЧ-инфицированных женщин, комбинированной терапии 22 больных ВИЧ-инфекцией,

приобретено оборудование для лаборатории, тест-системы для ди­агностики ВИЧ.

Реализуется комплексная профилактическая программа для разных целевых групп:

«Учатся учителя», «Единый классный час», «Телефон доверия» и т.д.

Ситуация по туберкулезу в Нижегородской области неблагоприятная (диаграмма №5).

Диаграмма №5

Диплом: Здравоохранение в Нижегородской области: проблемы и перспективы развития

В 2003 г. произошло незначительное снижение показателя первичной

заболеваемости туберкулезом населения области с 73,0 до 72,0 на 100 тысяч.

Однако тревожным является факт резкого роста заболеваемости туберкулезом

детей с 17,0 до 23,0 на 100 тысяч детского населения, а также рост показателя

смертности от туберкулеза с 16,5 до 17,5 на 100 тысяч. В этой связи снижение

показателя заболеваемости свидетельствует о недостатках диагностики и росте

скрытой заболеваемости туберкулезом. Об этом же свидетельствует и рост

тяжелых клинических случаев у впервые выявленных больных.

Средства, выделенные в 2003 г. на реализацию мероприятий целевой программы

«Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Нижегородской области на 1999-2004

гг.», использовались на поддержание в рабочем состоянии материально-

технической базы Областного противотуберкулезного диспансера и других

противотуберкулезных учреждений области. Также было закуплено 3 крайне

необходимых для области рентгеновских аппарата (Павлово, Кстово, областной

противотуберкулезный диспансер). По Федеральной целевой программе установлен

флюорограф в Борской ЦРБ.

В настоящее время разрабатывается проект целевой программы борьбы с

туберкулезом на 2005-2009 гг., основным направлением которой является

укрепление материально-технической базы фтизиатрической службы. Это позволит

повысить эффективность и диагностических, и лечебных мероприятий. Кроме того,

Нижегородская область включена в грант по проблемам туберкулеза.

Продолжена работа по реализации межведомственной комплексной медико-

социальной программы «Сахарный диабет в Нижегородской области», что позволяет

стабильно обеспечивать больных инсулином и сахароснижающими препаратами. В

2003 г. за счет средств ТФ ОМС и областного бюджета было приобретено

инсулинов на сумму 33,674 млн. рублей и обеспечено поступление в область

сахароснижающих лекарственных препаратов за сет средств федерального бюджета

на сумму 14,7 млн. рублей. Областной диабетологический центр оснащен

необходимым оборудованием для лечения диабетической стопы, продолжена работа

по формированию и внедрению областного регистра больных сахарным диабетом.

Организованы и в большинстве районах области активно работают «Школы для

больных сахарным диабетом». На 2004 г. по программе «Сахарный диабет в

Нижегородской области» запланировано в бюджете ТФОМС 48 млн. руб.

В 2003 году начата реализация комплексной целевой программы «Профилактика и

лечение йоддефицитных заболеваний в Нижегородской об­ласти на 2002-2006

годы», в рамках которой было проведено обследование детей и взрослых в 5

районах области (Шахунском, Уренском, Шарангском, Тоншаевском и Тонкинском),

осуществлялся контроль за скринингом новорожденных на врожденный гипотиреоз,

проведена индивидуальная профилактика гипотиреоза у беременных женщин в 6

районах области.

В рамках Федеральной программы «Профилактика и лечение артериальной

гипертонии в Российской Федерации» специалистами министерства здравоохранения

была разработана и утверждена правительством Нижегородской области

межведомственная комплексная целевая программа «Профилактика и лечение

артериальной гипертонии в Нижегородской области на 2003-2007 годы».

Финансирование данной программы в 2003 г. не осуществлялось, несмотря на это,

организованы постоянно действующие семинары для врачей по вопросам

диагностики, профилактики и лечения артериальной гипертонии, подготовлены

информационные и методические материалы для населения и медицинских

работников.

В 2003 году вступила в действие областная межведомственная целевая программа

«Комплексные меры противодействия злоупотреблению нарко­тиками и, их

незаконному обороту в Нижегородской области». В отчетном году, согласно

мероприятиям программы, для областного наркологического диспансера

приобретена оргтехника и программное обеспечение для создания базы данных

потребителей наркотиков и несовершеннолетних с девиантным поведением, обучено

30 врачей психиатров-наркологов по современным мето­дам диагностики и лечения

больных наркоманией. Выделено новое здание под размещение межрайонного

наркологического диспансера в г.Павлове Нижегородской области.

Возрастает потребность населения области в оказании высокотехнологичных видов

медицинской помощи. Областная Программа «О неотложных мерах по оказанию

специализированной кардиохирургической помощи, проведения эндопротезирования

суставов, гемодиализа населению Нижегородской области на 2002-2005 годы» не

может полностью удовлетворить потребности пациентов. Так, в 2003 г. было

выполнено 60 операций по эндопротезированию тазобедренных суставов, что

составляет 20% от потребности. В связи с этим была найдена возможность

дополнительно за счет средств федерального бюджета по соглашению с

Национальным медико-хирургическим центром им. Н.И.Пирогова для жителей нашей

области сделать 28 операций самыми совре­менными методиками на базах ОКБ им.

Семашко и городской больницы №13 г.Нижнего Новгорода. В рамках этой же

программы в отчетном году было при­обретено 3 аппарата «искусственная почка»

для хронического гемодиализа и 2 аппарата для проведения острой коррекции

гомеостаза. Дальнейшее развитие службы гемодиализа запланировано и на 2004 г.

В отчетном году был решен вопрос с обеспечением больных после трансплантации

почки иммуносупрессивными препаратами. За счет средств ОМС было закуплено

данных лекарственных препа­ратов на сумму 2 миллиона 171,5 тысяч рублей.

Благодаря работе, направленной на предупреждение и борьбу с инфек­ционными

болезнями, в 2003 г. общий уровень инфекционной заболеваемости снизился на

11% (без показателей заболеваемости гриппом и ОРЗ).

Наиболее позитивные результаты достигнуты по инфекционным заболеваниям,

управляемым средствами специфической профилактики. Регистрируемые в

Нижегородской области уровни заболеваемости вакциноуправляемыми инфекциями в

2 раза ниже показателей по РФ. (диаграмма №6).

Диаграмма №6.

Диплом: Здравоохранение в Нижегородской области: проблемы и перспективы развития

В 1,5 раза снизилась заболеваемость эпидемическим паротитом в 1,5 раза

заболеваемость корью.

Сохраняется на спорадическом уровне заболеваемость дифтерией; заболеваемость

вирусными гепатитами уменьшилась в 2,8 раза и ниже соответствующего

показателя по РФ в 1,6 раза. Заболеваемость вирусным гепатитом В снизилась в

1,9 раза, в том числе в возрастной группе 15-18 лет - в 2,2 раза за счет

вакцинации против данного заболевания. Всего привито против вирусного

гепатита В более 474 тыс. человек, в том числе 30 тыс. медицинских

работников.

В 2003 г. было зарегистрировано 159 случаев бешенства среди животных в 34

районах области и Нижнем Новгороде. Количество людей с укусами, обратившихся

за медицинской помощью, увеличилось в 1,2 раза и составило 11 138 человек,

был зарегистрирован летальный случай бешенства в Володарском районе.

Необходим контроль за организацией работы по оказанию антирабической помощи

во всех ЛПУ.

Выполняется «Областная целевая программа комплексного оснащения ЛПУ

медицинским оборудованием, техникой, инструментарием». На приобретение

оборудования направлено 275 млн. руб. Из них за счет средств бюджета 100 млн.

руб. и из средств ТФ ОМС в рамках целевых программ 175,0 млн. руб. Был решен

вопрос закупки магнитно-резонансного томографа по лизинговой схеме для ОКБ

им. Семашко, оборудования для организации отделения для трансплантации

костного мозга в детской областной больнице, эндохирургической видеостойки с

набором инструментария для операций на органах грудной и брюшной полости,

суставах и ЛОР-органах; аппаратов ИВЛ и другого оборудования; транспортных

средств для ЛПУ области также по лизинговой схеме.

Все закупки, производимые министерством здравоохранения по реализации целевых

программ, осуществлялись только на конкурсной основе. Всего в 2003 году было

проведено 18 конкурсов. Из них для реализации целевых программ проведено 14

конкурсов на общую сумму закупок 286,5 млн. рублей. Экономия составила 22,8

млн. рублей или 8%. 4 конкурса проведено по централизованной закупке

лекарственных средств на сумму 120 млн. рублей. Экономия составила 22,3 млн.

рублей или 18,6%.

2.2.3 Анализ лекарственного обеспечения населения

Основными направлениями работы по организации лекарственного обеспечения

населения и ЛПУ Нижегородской области являются:

1. Обеспечение доступности лекарственной помощи через:

- оптимизацию деятельности субъектов фармацевтического рынка;

- применение рациональной системы ценообразования;

- формирование ассортиментной политики;

- повышение профессионального уровня специалистов.

2. Обеспечение контроля деятельности субъектов фармацевтического рынка и

контроль безопасности лекарств.

3. Государственное регулирование фармацевтической деятельности через:

- лицензирование;

- стандартизацию;

- Сертификацию лекарственных средств;

- государственный заказ;

- программу государственных гарантий;

- ценовую и финансовую политику;

- организационно-методическое обеспечение.

4. Рациональное использование финансовых ресурсов и лекарственных средств через:

- реорганизацию системы лекарственного обеспечения;

- внедрение формулярной системы;

- утверждение "Перечня лекарственных средств и изделий медицинского

назначения, подлежащих льготному отпуску";

- организацию конкурсных закупок лекарственных средств;

- использование оптимальных схем лечения в соответствии со стандартами.

При рациональном соотношении вышеперечисленных факторов развитие

фармацевтического рынка может обеспечить качественную своевременную и

необходимую лекарственную помощь.

В 2003 г. сократилось количество фармацевтических организаций по отношению к

2002 г. на 15% (с 512 до 444). В том числе сократилось и количество аптечных

учреждений в их составе - с 1425 до 1310 (т.е. на 8%).

Если в период с 1998 г. по 2000 г. наблюдался экстенсивный процесс развития

фармацевтического рынка Нижегородской области, что выражалось в резком

увеличении роста числа вновь открывающихся частных аптечных предприятий, то в

настоящее время преобладает интенсивный процесс развития, сопровождающийся:

- уменьшением числа предприятий муниципальной и государственной формы

собственности;

- централизацией предприятий, ярко выраженной в уменьшении числа юридических

лиц, при росте числа мелкорозничных звеньев.

Данные изменения сопровождались принятием следующих нормативных документов:

Приказа МЗ РФ от 04.03.2003 года N 80 "Об утверждении Отраслевого стандарта

"Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях.

Основные положения" и Приказа МЗ РФ от 15.03.2003г. N 80 "Правила оптовой

торговли лекарственными средствами".

Объемы продаж лекарственных средств выросли в 2003 г. по отношению к 2002 г.

на 7,7%, при индексе роста цен в 107,11%.Снижение роста индекса цен на

лекарственные средства и изделия медицинского назначения в 2003 г.

показывает, что происходит насыщение рынка Нижегородской области

лекарственными препаратами. Относительное снижение объема потребления

лекарственных средств одним жителем при росте доходов населения показывает,

что произошла стабилизация рынка лекарственных средств Нижегородской области.

Говоря об интенсивном пути развития розничного сегмента фармацевтического

рынка области, следует отметить, что согласно распоряжению губернатора от

28.01.04 г. N36-р "О реорганизации фармацевтических предприятий Нижегородской

области" в 2004 году государственные аптечные предприятия Нижегородской

области были объединены в единое оптово-розничное предприятие. Это позволит

администрации Нижегородской области, как собственнику ГП "Нижегородская

областная фармация":

1. Обеспечить государственную безопасность в сфере обеспечения лекарственными

средствами.

2. Обеспечить финансовую стабильность государственной аптечной сети.

3. Благодаря рациональной закупочной политике и современному менеджменту

увеличить доходность от коммерческой деятельности предприятия.

4. Увеличить рентабельность основного вида деятельности предприятия.

5. Увеличить поступления в доходную часть бюджета Нижегородской области от

деятельности предприятия.

6. Увеличить рыночную стоимость государственной собственности и создать

предпосылки для привлечения инвестиций.

7. Увеличить конкурентоспособность предприятия.

8. Улучшить управляемость государственной собственностью.

Для жителей Нижегородской области:

1. Регулировать конечные цены на лекарственные препараты в области.

2. Сохранить аптеки в отдаленных районах Нижегородской области.

3. Проводить социальные программы в области лекарственного обеспечения с

экономией для бюджета.

4. Сохранить социально-значимые, но в настоящее время убыточные для аптек

виды деятельности (изготовление лекарственных средств в аптеке, отпуск

наркотических и психотропных препаратов).

Для фармацевтического рынка Нижегородской области создание ГП приведет:

1. К усилению конкуренции на локальном рынке розничной реализации

лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

2. К новому витку развития фармацевтического рынка, который проявится в

преимуществе развития сетей и появлении новых форм аптечной торговли.

3. К повышению качества фармацевтических услуг.

2.3. Проблемы здравоохранения Нижегородской области.

Одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед региональной системой

здравоохранения, является развитие системы амбулаторной и скорой помощи. На

сегодняшний день бoльшая часть финансов (около 80%) расходуется на

стационарную помощь, что считаю не очень рациональным, поскольку остаётся

недостаточное количество средств на оказание амбулаторной и скорой помощи.

Считаю, что нужно стремиться к более оптимальным финансовым пропорциям,

которые позволят улучшить качество медицинских услуг. Для достижения этой

цели требуется следующее распределение денежных средств: на стационарные

учреждения - 50% средств, на поликлиники - 40%, а на станции скорой

медицинской помощи - 10%. Необходимо приложить максимум усилий для того,

чтобы эти цифры с листа бумаги воплотились в жизнь.

Недостаток финансирования сказывается на кадровом вопросе. Материальный

фактор, конечно, оказывает свое влияние. Поэтому врачи государственных

учреждений уходят в коммерческие структуры, где оплата труда гораздо больше,

либо вообще покидают медицинскую сферу деятельности. Выпускники медицинских

училищ, которых в области более десяти, опять же из-за низкой заработной

платы, не стремятся устроиться по специальности, а выбирают ту сферу

деятельности, где могут применить свои способности за бoльшую оплату труда.

Надо отметить, что на данный момент большинство врачей работают практически

на одном энтузиазме, особенно в районах, где сейчас наиболее остро поставлен

кадровый вопрос.

Многие больницы города и области сталкиваются с проблемой устаревания

оборудования. На сегодняшний день проблема обеспечения клиник современным

медицинским оборудованием является одной из серьёзных проблем здравоохранения

Нижегородской области. 70% имеющегося в медицинских учреждениях оборудования

устарело. И это несомненно большой минус в качестве обслуживания пациентов.

Правительством и Законодательным собранием области была утверждена программа

оснащения медучреждений современным оборудованием, техникой, инструментарием,

которая предусматривает также выделение целевых средств на ремонт уже

существующего оборудования, поскольку зачастую дорогостоящее оборудование

простаивает из-за отсутствия средств в бюджете на его ремонт, а ФОМС не имеет

право финансировать эту статью расхода. Явным недостатком программы является

тот факт, что она составлялась исходя из возможностей, а не потребностей. В

соответствии с этой программой в Нижнем Новгороде уже закуплен аппарат

искусственной почки для областной больницы им. Семашко. Также в области

реализуются целевые программы “Анти-СПИД”, “Неотложные меры по борьбе с

туберкулезом”, “Программа по охране материнства и детства”, в рамках которых

также предусмотрено переоснащение медицинского оборудования.

Одной из главных сезонных проблем, ежегодно весьма остро встающих перед

системой здравоохранения Нижегородской области и других регионов РФ, является

эпидемия гриппа. По линии федерального бюджета производятся закупки вакцины и

вакцинация населения в наиболее подверженных эпидемии районах области. Кроме

использования бюджетных средств, проводится также работа по привлечению

дополнительных средств предприятий, организаций и страховых компаний по

закупке препаратов для специфической профилактики.

Нижегородская область находится примерно на 40 месте в РФ по количеству

зарегистрированных внутривенных потребителей наркотиков. Наиболее высокий

уровень больных, страдающих наркоманией отмечается в Западно-Сибирском

районе, в Кемеровской области, в Томской области, на Дальнем Востоке.

Наиболее крупные точки сбыта наркотиков в области находятся в г. Бор, г.

Балахна, г. Дзержинск, г. Кстово, г. Выкса. Это заболевание относится к

социально-обусловленным, поэтому и бороться с ним необходимо с привлечением

общественности, средств массовой информации и т.д. В настоящий момент

Министерство здравоохранения Нижегородской области тесно сотрудничает с

работниками правоохранительных органов. Целью этого сотрудничества является

разработка совместной программы по борьбе с наркоманией. Нижегродский

областной центр “СПИД” также активно проводит мероприятия по снижению

заболеваемости ВИЧ-инфекции среди наркоманов. Планируется бесплатная раздача

шприцов и презервативов для снижения вероятности заболевания ВИЧ-инфекцией.

Ещё раз подчеркнём, что основной проблемой отрасли здравоохранения

Нижегородской области является недостаточное финансирование, поскольку от

этого зависит и решение кадрового вопроса, и обновление материально-

технической базы, и капитальный ремонт зданий лечебно-профилактических

учреждений, и закупка лекарственных препаратов, в первую очередь относящихся

к льготному списку.

В Нижегородской области в течение ряда последних лет одним из самых острых и

актуальных остаётся вопрос бесплатного и льготного лекарственного обеспечения

населения. В настоящее время объем средств, выделяемых на выполнение

программы государственных гарантий, не позволяет удовлетворить потребности

всех льготируемых категорий населения. Одна из главных причин здесь

заключается в том, что в последние годы российское правительство предоставило

разным категориям населения целый ряд льгот, не обеспеченных федеральным

финансированием. В этих условиях вся нагрузка по исполнению законов ложится

на местные бюджеты, возможности которых весьма ограничены. Бюджет

Нижегородской области сегодня таков, что не позволяет выделить нужное

количество денег на эти цели. Поэтому в настоящее время отпуск препаратов по

бесплатным и льготным рецептам в области ведется в рамках ограниченного

перечня лекарственных средств (ЛС).

Тем не менее и в этих условиях наблюдается динамика роста, т.к. ежегодно

нижегородское правительство и законодательная власть области находят

возможности для того, чтобы увеличивать финансирование программы бесплатного

и льготного отпуска ЛС. Например, в 2001 г. финансирование увеличилось в 2

раза. Это стало возможным, потому что в область поступили деньги из

федерального бюджета для обеспечения льгот, предоставляемых населению по

федеральным законам “Об инвалидах” и “О ветеранах”.

Для улучшения контроля за назначением препаратов и для правильной оценки

потребности в ЛС у льготируемых категорий населения в области вводится

программа адресной лекарственной помощи декретированным группам населения.

Предусматривается введение персонифицированного учета потребления этих льгот.

Таким образом наряду с безусловно негативными процессами в сфере медико-

Страницы: 1, 2, 3


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.