РУБРИКИ

Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами

Дети, как правило, хотят, чтобы в их семье был малыш. Часто первенцы прямо просят «купить» братика или сестричку. Их желание понятно — в семье им нужен не только авторитет, покровительствующий, заботящийся, руководящий человек, но и равноправный друг для игр, спутник, компаньон. Более того, дети мечтают быть такими же, как их родители, поэтому рождение малыша сулит приятную перспективу попробовать себя в роли отца или матери, в роли опекуна и учителя. Эти две внутренние позиции создают эмоционально положительное отношение первенца к будущему новорожденному, и родителям следовало бы стремиться их поддержать [24].

Второй (средний) ребенок. Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. После рождения вокруг второго ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Родители не так его опекают, суетятся вокруг его самочувствия, правильности развития, «нормальности» и т. д. Мать по отношению ко второму ребенку, как правило, последовательнее, нежнее, ласковее. Поэтому второй и следующий дети, сами, будучи более уравновешенными, к тому же оказываются и в более спокойной, стабильной атмосфере семьи. Можно сказать, что они имеют лучшую «стартовую площадку» для развития, чем первенец, но... Каждая позиция ребенка в семье имеет свои положительные и свои отрицательные стороны. Второй ребенок сталкивается с иными, но не менее сложными обстоятельствами семейных отношений, чем старший [24].

Второй ребенок в семье, по мнению А. Фромма, никогда не переживает ситуации единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение. Исследования показывают, что со вторым ребенком мать меньше разговаривает, меньше им занимается. Частично это восполняет старший ребенок — по собственной инициативе или по настоянию родителей.

С точки зрения Р. Ричардсона, родители, независимо от мотивации, ожидают от второго ребенка гораздо меньше, чем от старшего, поэтому он меньшего достигает. Он обычно предъявляет к жизни меньше требований и может оказаться последним, кто будет соблюдать традиции семьи, даже если старшие откажутся от них. При решении своей судьбы склоняются к художественному творчеству. С другой стороны, младший ребенок также может оказаться бунтарем, если ему потакают или руководят им. Он занят низвержением общественных установок и борьбой с иерархией, но без прямой конфронтации. Обычно младший ребенок имеет «приключенческий» подход к жизни и легко берется за новое. Опираясь на свой опыт, он знает, что быть агрессивным бесполезно и вырабатывает манипулятивный путь достижения желаемого: демонстративно обижаясь, либо пытается очаровать. «Обычно он тем или иным способом старается догнать старших, но это ему не удается, если только он не изберет абсолютно другое поле деятельности и жизненный стиль, в котором может преуспеть благодаря своим собственным способностям. Несмотря на свою склонность к бунту против авторитетов, младший скорее будет последователем, чем лидером, и сможет с легкостью угождать лидеру, который ему понравиться».

Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать или ходить. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Итак, для среднего ребенка характерна ориентация на достижения. Чтобы добиться превосходства, он использует как прямые, так и окольные методы. А. Адлер также полагал, что средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Интересно отметить, что Адлер сам был средним ребенком в семье.

Развитие второго ребенка, как мы видим, во многом зависит от личности старшего и от отношения родителей к детям. Ориентируясь на эти два и другие обстоятельства, ребенок выбирает свой путь, который становится стержнем его личности. Второй или третий ребенок, в зависимости от дальнейшего развития семьи, может оказаться младшим ребенком или стать средним. В первом случае его первичные установки приобретают постоянство.

Младший ребенок дольше, чем первый или средний ребенок, испытывает к себе снисходительное отношение взрослых и продолжительное время остается «малышом». Ему не выдвигаются жесткие требования, ему больше помогают даже тогда, когда он может справиться с возникшими трудностями сам. Снисходительное отношение приводит к тому, что он мало включается в обычную жизнь семьи. «Ты еще маленький — погоди. Это еще тебе не по силам». Видя перед собой более умелых, «взрослых» старших братьев и сестер, он стремится их достичь, обогнать. Однако это сильное желание в то же время непоследовательно. Привыкнув к помощи окружающих и принимая ее как «должное», встретившись с более серьезными препятствиями, он ожидает и требует их поддержки [24].

На личность младшего ребенка оказывает большое влияние и то обстоятельство, что отношение родителей к нему по сравнению с первенцем резко не менялось. Не испытав, как старшие его братья или сестры, «свержения с престола», он более уверен в постоянстве эмоционального отношения родителей к себе и растет более самоуверенным и оптимистичным.

В семьях с большим количеством детей второй (третий, четвертый и т. д.) ребенок сталкивается с изменением семейной структуры в связи с появлением малыша. Это накладывает определенный отпечаток на средних детей.

Смена позиций для среднего ребенка осложнена тем, что он как бы ограничен сверху первым ребенком — в семье уже есть сильный и способный. В то же время он чувствует, что не может конкурировать с малышом, так как не обладает его непосредственностью, очаровательностью. Оказавшись между этих двух позиций, средние дети чаще, чем другие, чувствуют несправедливость, считают себя обиженными, отвергнутыми. Такое внутреннее состояние вынуждает их добиваться «доказательств», что родители их любят [20]. Они спрашивают об этом, им особенно хочется ласки, физического контакта с матерью или отцом. Это необходимо им для поддержания внутреннего равновесия, нахождения новых способов включения в жизнь семьи. Они бывают разными. Ребенок может стать по отношению к родителям очень покладистым, послушным, соблюдать везде порядок, оказывать родителям разные услуги, принять по отношению к младшему роль няни, проявить интерес к определенным сферам занятий или наукам и т. п. Если ему это не удается, он начинает воспринимать этот мир несправедливым, что вызывает у него агрессивные мысли и действия. Для того чтобы конкурировать со старшим и младшим, он использует все возможные средства — интриги, ябедничество, средство физической борьбы. Родителям — это первый сигнал, что ребенок не находит себе места в новой структуре семьи и нуждается в помощи. Если он ее не получает, установка, что свой путь в этом мире можно пробить и удержать только локтями, закрепляется, становится его характерной чертой [23].

Последний ребенок (самый младший). Положение последнего ребенка уникально во многих отношениях. Во-первых, он никогда не испытывает шока "лишения трона" другим сиблингом и, будучи "малышом" или баловнем семьи, может быть окружен заботой и вниманием со стороны не только родителей, но, как это бывает в больших семьях, старших братьев и сестер. Во-вторых, если родители ограничены в средствах, у него практически нет ничего своего, и ему приходится пользоваться вещами других членов семьи. В-третьих, положение старших детей позволяет им задавать тон; у них больше привилегий, чем у него, и поэтому он испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости [24].

Несмотря на это, младший ребенок обладает одним преимуществом: у него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. В результате он часто становится самым быстрым пловцом, лучшим музыкантом, наиболее честолюбивым студентом.

Каждый из вышеприведенных примеров представляет собой стереотипное описание "типичного" старшего, среднего и самого младшего ребенка. Как отмечалось ранее, не у каждого ребенка стиль жизни полностью совпадает с общими описаниями, данными А. Адлером, А. Фроммом, Л. Шнейдером и Г. Хоментаускасом.

Так А. Бардиан, М. Руфо, И. Никольская, Е. Карпунина и И. Карепанова утверждали лишь то, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное). Интерес к взаимоотношениям в контексте порядка рождения являлся, таким образом, ничем иным, чем попыткой исследовать типы проблем, с которыми сталкиваются дети, а также решения, которые они могут принимать, чтобы совладать с этими проблемами [3, 18, 19, 20, 30, 31].


2.3 Особенности сиблинговых отношений и роль родителей в их формировании


Наличие сиблинга, как такового, уже само по себе является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка.

Отношениям братьев и сестер в большей или меньшей степени свойственна конкуренция. Сиблинги могут бороться друг с другом за родительское внимание, любовь, за территорию, за обладание чем-либо. В их отношениях практически всегда присутствует соревновательность (кто лучше, сильнее, умнее, красивее?).

Семья переживает очередной кризис отношений, когда появляется еще один ребенок. В это время происходит перестройка эмоциональных связей не только у родителей, но и у старших детей, и формируются сиблинговые отношения, то есть эмоциональные отношения между детьми. И здесь может быть место и радости, и любви, и любопытству, и ревности, и соперничеству.

Соперничество среди братьев и сестер проявляется менее чем у половины всех первенцев. «Соперничать – бороться с кем-либо, добиваться той же цели, и быть равного достоинства и равных свойств» (Ожегов С.И. «Толковый словарь»).

По мнению Г. Хоментаускаса и В. Холта, «…соперничество – естественная реакция самоутверждения детей. Оно исчезает лишь в том случае, когда один ребенок приказывает, а прочие подчиняются» [24].

Соперничество, конкуренция старшего и младшего ребенка, явление настолько распространенное, что большинством психологами и психиатрами считается неизбежным.

Некоторые психологи считают оптимальной разницу между детьми в 4-5 лет. Данное явление объясняется таким образом: «Если второй ребенок младше первого на четыре и более лет, первенец для него представляется недостижимым идеалом, малыш даже представить себе не может, как можно стать сильнее его, знать, уметь больше, чем старший, и т.д.. [24]. Вследствие этого он и не стремиться прямо конкурировать со старшим» [26]. Но и в этом случае возможно возникновение детской ревности.

Однако, когда различие в возрасте один – два года, между детьми разыгрывается острая конкурентная борьба. Старший стремиться показать родителям, малышу и самому себе превосходство в одной из значимых для него сфер: в силе, опрятности, знаниях, творчестве и т.д.. Такие устремления первенца часто обуславливают чувство неполноценности второго ребенка и вместе с тем, определяют интенсивное стремление превзойти старшего. Соперничество младшего становится очевидным для первенца и тот еще больше старается показать свое превосходство. Почувствовав нарастающую конкуренцию со стороны младшего, старший устремляется к новым достижениям. Иначе говоря, начинается гонка с преследованием, так как оба участника хотят быть первыми и недосягаемыми. Но гонка изнуряет их – ведь она не имеет финиша [24].

Рассуждая о любви между родителями и детьми, А. Фромм отмечает особую связь с матерью. Ее любовь – это блаженство, покой и дом, это состояние удовлетворения и безопасности. Тогда как отец – это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир: мысли, вещей, приключений, закона и дисциплины.

А. Фромм определяет возрастные рамки появления способности любить – это 8-10 лет. Ребенок младше этого возраста доволен тем, что он любим. С указанной поры, ребенок переходит от желания быть любимым в сотворение любви посредством собственной активности (желание нарисовать рисунок маме, сделать что-нибудь отцу и т.д.).

Таким образом, появление младшего брата или сестры всегда является стрессом для ребенка. Первенец, после появления брата или сестры будет сомневаться, а по-прежнему ли любят его родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же, как раньше [6].

Определенным образом первенец реагирует на появление «конкурента». Часто он действует по принципу регресса, то есть, как бы возвращается на более раннюю стадию развития. Продолжительное время он остается плаксивым, постоянно требует заботы, просит соску, начинает мочиться или даже хочет вернуться к кормлению грудью. Такими своеобразными действиями он хочет возвратить себе позицию малыша [26].

Но Г. Хоментаускас такое «ненормальное», с точки зрения родителей, поведение ребенка, интерпретирует, как часто простое проявление общей психологической особенности: например у детей дошкольного возраста – стремлением осмыслить происходящее вокруг, путем ролевой игры [24].

Родители часто заставляют детей соперничать в борьбе за их любовь и внимание. Можно сказать, что соперничество – это, по существу, попытка найти замену родительской любви [23]. Часто родительская любовь оказывается на первом месте в детской конкуренции. От ощущения победы или поражения, которое испытывают дети в подобном соревновании за львиную долю родительской любви, зависит направленность и интенсивность духа соперничества, которую они проявят затем в других сферах. К тому же одним из факторов является то, что соперничество обнаруживается преимущественно среди детей, родители которых непоследовательны в применении дисциплинарных мер, независимо от характера этих мер. Кроме того, поведение родителей может усиливать ощущение ребенком утраты своих позиций, побуждать к соперничеству и, взаимодействуя с индивидуальными особенностями ребенка, приводить к различной скорости и степени приспособления сиблингов [26].

По всей видимости, при оценке главных эффектов порядка рождения или пола, следует проявлять осторожность, т. к. разница в возрасте и родительское поведение явно сказываются на динамике взаимодействия сиблингов.

Самые первые дети в семье (те, кому от 9 мес. до 3 лет) склонны больше командовать младшими сиблингами, чаще мешать им или игнорировать их, подстрекать к нарушению установленных правил или применять к ним физ. силу, по сравнению с детьми, родившимися вторыми или имеющими большую разницу в возрасте. Впрочем, младшие сиблинги, вероятно, являются более толерантными при всех условиях. Матери, поощряющие детей брать на себя часть родительской заботы о младших сиблингах, способствуют повышению частоты и качества интеракций между детьми в семье. Имеющиеся данные показывают, что матери первенцев-сыновей вообще склонны подробнее разъяснять детям нормы и мотивы поведения и больше общаться с ними, чем матери первенцев-девочек, и эта их склонность, по-видимому, воспроизводится старшими детьми в отношениях с младшими сиблингами. В некоторых случаях старшие дети служат фигурами привязанности для своих младших братьев и сестер даже в большей степени, чем родители.

Самый старший ребенок, независимо от пола, имеет преимущество перед младшими детьми в силу того, что он в течение какого-то времени участвует вместе с родителями в организации семейной жизни. Когда в семье появляется еще один ребенок, старшие дети извлекают дополнительную выгоду из выполнения роли учителей своих младших братьев и сестер. Опять-таки, судя по сообщениям, эффекты усиливаются, если разрыв в возрасте превышает 4 года [7]. Первенец первым «прощупывает», находит «слабые места» родителей и приспосабливается к ним. Он находит своеобразные способы поведения для ощущения своей значимости и завоевание родительской любви и внимания: освоение новых навыков, получение новых знаний. Он выявляет зависимость родительского внимания от количества помощи оказанной им и принимает роль «маленького помощника».

Младший находится в более сложной ситуации: выбора средств достижения любви и внимания. При этом модель старшего сибса, это риск остаться «в тени». Г. Хоментаускас приводит несколько стратегий взаимоотношений сиблингов:

Первая стратегия: старший сиблинг изначально воспринимается, как препятствие между родителями и младшим ребенком, что ведет к конкурентным отношениям и проявляется в ябедничестве младшего, чрезмерном хвастовстве и стремлением унизить старшего. Старший в свою очередь наказывает его, унижая и дискредитируя в глазах родителей.

Вторая стратегия: энергия младшего ребенка направлена не на конкуренцию с сибсом, а на ломку родительских ограничений. И хотя стремление подчас выражает отверженность и эмоциональный холод, воспринимается родителями чаще как результат разбалованности и недостатка строгости в воспитании. Итогом данного протеста являются правонарушения, совершаемые в младшем школьном и подростковом возрасте.

Третья стратегия: ребенок отказывается от борьбы за себя, теряет надежду достичь собственной значимости и любви окружающих. При попытке взрослых помочь, специально показывает свою неловкость и глупость.

Таким образом, отмечаем, что отношение родителей к детям играет определяющую роль в выборе и способах поведения старших и младших сиблингов.

Результаты анкетирования родителей (мам), в исследованиях Карпуниной Е.И. и Карепановой И.А., при выявлении ревности у сиблингов, показали радость первенцев о перспективе стать старшим братом или сестрой, независимо от возраста. С появлением второго ребенка поведение первенца изменялось и зависело от возрастных особенностей ребенка: если старшему ребенку от двух до трех лет, то проявлялся интерес к младенцу; если первенец старше четырех лет, то он старался привлечь больше внимания к себе в этот период; если старшему сиблингу от семи до одиннадцати лет, он открыто говорил о своей ревности к младшему ребенку и стал проявлять самостоятельность.

По мнению Г. Хоментаускаса, одним из механизмов родительской поддержки является повышенное внимание и любовь к ребенку преимущественно в качестве награды за какие-то достижения. Конкуренция особенно достигает своего предела, если при этом родители сравнивают обоих детей. В первую очередь, по мнению Л. Шнейдера, «…конкуренция может возникать на фоне каких-либо внешних параметров. Дети становятся чрезвычайно чувствительными, когда дело касается их физической привлекательности» [26]. Автор отмечает, что ощущение своей привлекательности является наиболее важным фактором в формировании самооценки детей. Поэтому родителям необходимо тщательно следить за тем, что они говорят по этому поводу, если их слышат дети. Неосторожное высказывание может заставить братьев и сестер возненавидеть друг друга.

Во-вторых, дети не менее чувствительны к вопросу об умственных способностях. В ситуации, когда ребенку все время ставят в пример его брата или сестру, непременно возникает ненависть к предъявляемому образцу для подражания. По наблюдениям многих психологов оказывается, что родители с трудом могут представить себе, какое сложное воздействие может произвести на ребенка подобная оценка. Даже в тех случаях, когда подобные высказывания не произносятся намеренно и срываются случайно, они несут для ребенка информацию, о том, как он оценивается в семье. Свидетельство такого отношения к нему не может оставить ребенка равнодушным, что усугубляет семейное взаимодействие в целом.

Также можно отметить, что на динамику отношений сиблингов влияет размер семьи. Несмотря на то, что родители, мечтающие и планирующие создать большую семью, стремятся обеспечить теплый и благоприятный климат для всех своих детей, они не могут целиком сдержать обид, враждебности и гнева.

В действительности, родители в больших семьях, в общем и целом, тяготеют к авторитарным методам воспитания, и именно эти методы старшие дети, в свою очередь, демонстрируют при обращении с младшими.

Таким образом, анализ литературы рассматриваемого направления позволяет выделить две точки зрения. Последователи одной из них пришли к выводу, что старшие дети более агрессивны, эгоистичны и тревожны и вероятность появления эмоционального нарушения у старшего ребенка несколько выше, чем у младшего. Наиболее важными, авторы выделяют здесь два факта. Одним из них является то, что при рождении первого ребенка родители еще недостаточно опытны и слишком тревожны, поэтому они с меньшей уверенностью и умением ухаживают за первенцем, чем за вторым ребенком. Второй факт говорит о том, что у старшего ребенка возникает проблема адаптации к появлению второго, а у младшего таких переживаний нет. Следствием этого авторы считают, что младший ребенок более спокойный и менее агрессивный.

Сторонники второй точки зрения, наоборот, считают, что старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха и не агрессивны. Младшие же дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы. Свое поведение они всю жизнь строят на основе манипуляции другими для достижения каких-либо выгод, а также не обладают способностями к лидерству и чувствуют себя более удовлетворенно с позиции подчинения.

Обобщая вышесказанное, отмечаем, что каждый ребенок в семье развивается в несколько различающихся условиях: первый, придя в этот мир, встречается лишь с родителями, тогда как младший строит свое поведение, ориентируясь и на личность старшего брата или сестру.

При этом положение и первого и второго имеют свои сложности и преимущества. Кроме того, каждый ребенок активен и сам формирует свое отношение к происходящему, выбирает свой путь. Главное, чтобы дети нашли такие средства самоутверждения и способы получения родительского внимания, любви, которые были бы полезны для развития их личности и приспособления к более широкой социальной среде.

Родители же, при возникающих перед детьми сложностях, могут их тактично направить на правильный путь, при этом необходимо учитывать возрастные и гендерные особенности детей, терпимее относиться к их проблемам, ошибкам и индивидуальным проявлениям личности, поднимая их уверенность в себе, побуждая к поиску.



Выводы


1. Общепризнанна значимость влияния семьи на личность, где семья характеризуется как социальная среда, включающая в себя: партнерские, детско-родительские, детские отношения, находящиеся в теснейшей связи.

Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из классических. Кроме факторов и стилей воспитания (А. Захаров, Ю. Гиппенрейтер, Г. Хоментаускас, А. Фромм. А. Болдуин и др.), выделяют родительские установки или позиции и соответствующие им типы поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека» (А. Спиваковская, А. Лидерс, С. Нартова-Бочавер, М. Руфо, А. Баркан и др.).

2. В современной науке проблема сиблинговых отношений также является актуальной и перспективной в семейной психологии. Само по себе наличие сиблинга в семье, является важным фактором, влияющим на психическое развитие ребенка. Как в отечественной, так и зарубежной психологии сиблинговые отношения, оказывающие влияние на жизнедеятельность ребенка раскрываются через следующие ролевые позиции: единственный ребенок, старший ребенок в семье, младший ребенок в семье.

3. Основными факторами, определяющие сиблинговые отношения в семье выступают: разница в возрасте между сиблингами, возрастные и гендерные особенности детей, что определяет уровень соперничества старших и младших сиблингов.

4. Отдельным фактором выделяют родительское поведение и отношение к сиблингам, что влияет на динамику взаимодействия последних, а именно:

·   предпочтение какого-либо пола, например в отношениях «мать-ребенок». Так со старшими мальчиками, матери эмоционально ближе и более склонны разъяснять им нормы и правила поведения, а также в отношении мальчиков, в нашей культуре поощряется инициатива, храбрость и даже агрессивность. Тогда как от девочек традиционно ждут нежности, душевности, отзывчивости и чуткости в межличностных отношениях.

·           применение дисциплинарных мер, не учитывая индивидуальность каждого из детей и непоследовательность в их применении, независимо от характера этих мер, что побуждает сибсов к соперничеству.

5. Соперничество старшего и младшего ребенка, являясь важной характеристикой сиблинговых отношений, характеризуется средством самоутверждения и способом получения родительского внимания и любви, что определяет психологические особенности детей.

6. С точки зрения отечественных и зарубежных психологов при анализе психологических особенностей сиблинговых отношений существует две точки зрения:

·         старшие дети более агрессивны, эгоистичны, тревожны и вероятность появления эмоционального нарушения у старшего ребенка несколько выше чем у младшего, особенно при адаптации к появлению второго ребенка, тогда как отсутствие этой ситуации у младшего характеризует его более спокойным и менее агрессивным ребенком.

·                 старшие дети более ответственны, дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха и не агрессивны. Младшие же дети более зависимы от других и эгоистичны, чем первенцы. Свое поведение они всю жизнь строят на основе манипуляции другими для достижения каких-либо выгод, а также не обладают способностями к лидерству и чувствуют себя более удовлетворенно с позиции подчинения. При этом старший ребенок имеет некоторые преимущества перед младшим сибсом. Так как он некоторое время участвует в организации семейной жизни, затем первым приспосабливается к поведению родителей и, как правило, принимает роль «маленького помощника» извлекая при этом свои «выгоды».



Глава 3. Программная часть исследования


3.1 Рабочая концепция исследования


Проблема особенности взаимоотношений в семье вечна и при этом всегда актуальна, так как, семья – это наш тыл, убежище и наряду с этим «поле боя» партнерского, детско-родительского и детского взаимодействия.

Проблема взаимоотношений определяется сложностью структуры — всем многообразием взаимодействия детей, детей и родителей.

Исследования обнаруживают, что конструктивность процесса взаимодействия в семье в большей мере определяют следующие факторы: представления родителей об эталоне воспитанной личности, расположенность к полу ребенка в семье, педагогическая культура общения родителей, мотивы рождения ребенка, установки супругов на воспитание детей, уровень притязаний родителей по отношению к ребенку.

Исследования отечественных психологов показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональными контактами в семье и особенностями сотрудничества с родителями. Таким образом, можно со всей определенностью утверждать, что на детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

Какова же роль детских отношений в семье и их особенность: восприятие детьми друг друга, образ, рождаемый в результате их восприятия и уровень конкурирующих отношений?

Семья переживает очередной кризис отношений, когда появляется еще один ребенок. В это время происходит перестройка эмоциональных связей не только у родителей, но и у старших детей, и формируются сиблинговые отношения, то есть эмоциональные отношения между детьми. И здесь может быть место и радости, и любви, и любопытству, и ревности, и соперничеству.

В целом под сиблинговыми отношениями понимаются взаимоотношения между родными братьями и сестрами, занимающими различные порядковые позиции.

Последователь З. Фрейда, А. Адлер первым выделил «порядковые позиции» — единственный ребенок, старший в семье, средний ребенок, младший из двух детей, младший из трех и большего числа детей — и рассматривал порядок рождения как основную детерминанту установок сопутствующую стилю жизни. Он утверждал, что позиция каждого ребенка в семье предполагает наличие определенных проблем (например, необходимость уступать центральное положение в семье после того, как был объектом всеобщего внимания, конкурировать с теми, у кого больше опыта и знаний и тому подобное).

Соперничество как упорное стремление достичь максимального удовлетворения личных интересов, настоять на своём любыми средствами: силой, манипуляциями или интригами, часто приводит к эмоциональной напряженности. Особенно остро это может переживаться в семейной ситуации, где соперником выступает близкий человек.

Анализ литературы показал недостаточную эмпирическую представленность проблемы взаимоотношений детей и родителей, и детей друг с другом, с учетом пола и ролевых позиций последних.

При этом важна социализирующая роль сиблинговых отношений. Так как механизмом социализации для старшего сибса является идентификация лишь с родителем того или иного пола, тогда как младший сиблинг, помимо родителей идентифицирует себя и со старшим братом (сестрой).

Особенности сиблинговых отношений в основном изучены у подростков и юношеского возраста. В свою очередь, младший школьный возраст недостаточно представлен в исследованиях по проблеме особенностей детских (сиблинговых) отношений.

Вместе с тем, младший школьный возраст, является важным этапом в жизни любого ребенка. Это период позитивных преобразований и изменений.

В этом возрасте развивается самопознание и личностная рефлексия как способность самостоятельно установить границы своих возможностей, умение прогнозировать и планировать достижение определенного результата, а также произвольность и самоконтроль.

Ребенок овладевает своим поведением, более точно понимая нормы поведения дома и в общественных местах. Вместе с тем, развиваются высшие чувства: эстетические, моральные, нравственные.

Тем не менее, для младшего школьника характерна неустойчивость нравственного облика, а также непостоянство переживаний и отношений.

Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально-мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребенком в каких-либо ситуациях (учеба, продуктивные виды деятельности, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.

Важным фактором для анализа детских отношений являются и «природные» обстоятельства развития первого и второго ребенка. А именно, с раннего возраста мальчики и девочки встречаются с разными требованиями.

Так, в нашей культуре, традиции воспитания мальчиков нацелены на обширный круг социальных и трудовых отношений, а девочек направляют на ограниченную сферу социальных действий: на глубокое и тонкое понимание человеческих отношений, на семью.

Все выше перечисленные особенности наглядно проявляются в общении детей.

Вместе с тем, малоизученность представленной проблемы, а именно особенностей сиблинговых взаимодействий в младшем школьном возрасте, представляет, на наш взгляд, особый интерес и актуальность для семейной психологии, с целью оптимизации детско-родительских и детских отношений.

 

3.2 Объект и предмет исследования


Объект исследования – семейные отношения.

Предмет исследования – детские и детско-родительские отношения.

 

3.3 Цель, задачи, гипотезы исследования


Цель исследования – выявить гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами.

Задачи исследования:

1.     Выявить особенности отношения старшего и младшего сиблингов младшего школьного возраста к семейному окружению.

2.     Выявить гендерные особенности отношения родителей к старшему и младшему сиблингу младшего школьного возраста.

3.     Изучить половозрастные особенности межличностных отношений старших и младших сиблингов младшего школьного возраста.

4.     Определить уровень соперничества у старших и младших сиблингов младшего школьного возраста разного пола.

5.     Изучить половозрастные особенности восприятия старшего и младшего сиблингов у детей младшего школьного возраста,

Теоретическая гипотеза: Структура семьи по порядку рождения и ролевой позиции детей проявляется в специфике семейных отношений.

Эмпирические гипотезы:

1. У детей младшего школьного возраста в зависимости от пола и разной сиблинговой позиции существуют значимые различия в отношении к членам семьи.

2. Существуют гендерные различия отношения родителей к детям младшего школьного возраста в зависимости от их пола и ролевой позиции.

3. Межличностные отношения детей младшего школьного возраста имеют специфику в зависимости от их пола и ролевой позиции.

4. Уровень соперничества сиблингов младшего школьного возраста отличается в зависимости от их пола и ролевой позиции.

5. Образ старшего и младшего сиблинга у детей младшего школьного возраста будет отличаться в зависимости от их пола и ролевой позиции.

 

3.4 Описание выборки


Критерием выборки послужило наличие сиблинговых позиций в семье; т.е. состав семьи должен включать не менее 2-х детей. Другим критерием выступил возраст испытуемых сиблингов. Поскольку, нами была обнаружена недостаточность эмпирического материала относительно исследований половозрастных особенностей взаимоотношений младших школьников, именно этот возраст нашел отражение при формировании выборки.

Таким образом, в исследовании участвовали дети младшего школьного возраста - ученики 1-х, 2-х и 3-х классов средней школы № 135. г. Омска и их родители. Средний возраст детей составил 8 лет, родителей 37,4 года.

Общая выборочная совокупность составила 174 человека (60 детей и 114 взрослых: отцы - 54 человека и матери - 60 человек), которая в соответствии с задачами была разделена на 2 группы:

1) дети, занимающие старшую сиблинговую позицию в семье (30 детей: из них 15 мальчиков и 15девочек) и их родители (30 матерей и 28 отцов);

2) дети, занимающие младшую сиблинговую позицию в семье (30 детей: из них 17 мальчиков и 13 девочек) и их родители (30 матерей и 26 отцов).

3.5 Описание методов и методик


Основным методом сбора информации выступило психологическое тестирование, осуществляемое с помощью проективных методик, шкальных и открытых опросников.

Для выполнения поставленных задач был использованы следующие методики:

1. Методика «Межличностные отношения ребенка» (Рене Жиля) (см. Приложение 1, с. 95). Методика является визуально-вербальной проективной методикой. Состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей и взрослых, а также 17 текстовых заданий. При обследовании по данной методике ребенку достаточно сделать выбор в предложенной ситуации: кто выбран и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя ребенок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях. Методика имеет 13 шкал, которые условно можно разделить на 2 группы переменных.

А) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

1) отношение к матери,

2) отношение к отцу,

3) отношение к матери и отцу в целом как к родительской чете,

4) отношение к братьям и сестрам,

5) отношение к бабушке и дедушке и другим близким родственникам,

6) отношение к другу (подруге),

7) отношение к учителю,

Б) Переменные, характеризующие особенности самого ребенка и проявляющиеся в его межличностных отношениях:

8) степень любознательности,

9) степень стремления общения с детьми в больших группах,

10) степень стремления к доминированию и лидерству в группах детей,

11) конфликтность, агрессивность,

12) социальная адекватность поведения – реакция на фрустрацию,

13) степень отгороженности от других, стремление к уединению.

Эти переменные представлены на специальном регистрационном листе. Суммирование баллов по каждому параметру производится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр (от 6 до 20). Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет.

2. Методика «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)) в модификации Г. Хоментаускаса (1990) и А. Венгера (2003) (см. Приложение 2 с. 96). Методика диагностирует особенности семейных отношений, при этом, является творческой деятельностью ребенка, не только отражающей восприятие семьи, но и позволяющей ребенку анализировать и переосмысливать семейные отношения. Он раскрывает настоящее, прошлое, а также направлен на будущее.

Для определения особенности отношений в семье, мы использовали проективную методику «Динамический рисунок семьи», который в сравнении с тестом «Рисунок семьи», дает нам более полную информацию о внутрисемейной ситуации: распределения ролей в семье и функции каждого члена семьи.

Для диагностического использования рисуночного метода очень важно то, что он отражает, в первую очередь, не сознательные установки человека, а его бессознательные импульсы и переживания, к тому же, достоинство рисуночного метода – его близость к обычным видам человеческой деятельности, особенно это близко детям.

При этом данная методика сложна, длительна и объемна в интерпритации, так как предоставляет возможность для глубокого качественного анализа. Тест может быть использован в любом возрасте.

3. Опросник «Взаимодействие родителя и ребенка» (И. Марковской (ВРР)) (см. Приложение 2, с. 96-98). Опросник предназначен для изучения взаимодействия родителей с детьми. В основе лежат 10 шкал, как основные параметры взаимодействия родитель-ребенок:

1. Нетребовательность – требовательность родителя,

2. Мягкость – строгость родителя,

3. Автономность – контроль по отношению к ребенку,

4. Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю,

5. Отвержение – принятие ребенка родителем,

6. Отсутствие сотрудничества – сотрудничество,

7. Тревожность за ребенка,

8. Непоследовательность – последовательность родителя,

9. Воспитательная конфронтация в семье,

10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителями.

Каждая шкала включает по 5 утверждений, кроме 3-й и 5-й шкал, которые, по мнению многих исследователей, являются базовыми в родительско-детских отношениях, и в них вошло по 10 утверждений. Опросник включает 60 вопросов с оценкой степени согласия с каждым утверждением по 5-бальной системе и предназначен для родителей дошкольников и младших школьников.

4. Методика «Незаконченные предложения» (см. Приложение 2, с. 98). Методика является проективной методикой, используется для диагностики межличностных отношений ребенка в семье. Модифицированная методика нацелена на исследование направленности ребенка к определенному человеку. Построена методика на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения, где, отвечая на исходный стимул, индивид дает информацию об отношении к заданному лицу в той или иной группе межличностных отношений.

Обследуемому предлагается серия незаконченных предложений в форме таких высказываний, как:

1. Думаю, что мой брат (сестра) мало…;

2. Мой брат (сестра) и я…;

3. Если бы мой брат (сестра) только захотел (а), то…;

4. Считаю, что большинство братьев (сестер)…;

5. Я люблю своего (свою) брата (сестру), но…;

6. Мой брат (сестра) должен (а)…;

7. Я хотел (а) бы, чтобы мой брат (сестра)…;

8. Когда меня нет, мой брат (сестра)…;

9. Когда мы разговариваем с братом (сестрой)…;

10. Мой брат (сестра)….

Обработка результатов содержит количественный и качественный анализ. При количественном анализе оценивается то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту, названному в первой части предложения. Выделяют следующие типы отношений: нейтральное, положительное, отрицательное.

+2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к задаваемому в предложении субъекту,

+1 – положительное отношение,

0 – нейтральный по смыслу ответ; отношение не выражено или непонятен его эмоциональный знак,

-1 – отрицательное отношение,

-2 – максимальное, отчетливо выраженное, сильное отрицательное отношение к задаваемому в предложении субъекту.

На основе количественного анализа, обработка результатов включает оценку смыслового содержания предложений, а именно контент-анализ для выделения высказываний сиблингов в отношении различных сфер межличностного общения и, образа старшего и младшего сибсов.

5. Опросник (шкала) «Степень выраженности соперничества между старшими и младшими сиблингами» (А.И. Баркан) (см. Приложение 2, с. 98, 99). Опросник предназначен для диагностики степени соперничества между детьми (степень ревности к младшему брату (сестре), степени ревности к старшему брату (сестре)). Имеет два варианта: 1 – предназначен для старшего сиблинга, 2 – предназначен для младшего сиблинга.

Испытуемым предлагалось ответить на 10 вопросов. Вопросы направлены на выявление уровня соперничества между сиблингам (и в первом и во втором варианте опросника): низкий уровень (0-3), средний уровень (4-6), высокий уровень (7-10).

Опросник предназначен для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возрастов. На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: «да» или «нет».

Показателем высокой степени соперничества между сиблингами, является число ответов «нет», превышающее 6 на оба варианта опросника.

6. Методика “Личностный дифференциал”, адаптированный в НИИ им. В.М.Бехтерева (см. Приложение 2, с. 99, 100). Методика дает возможность изучить то состояние испытуемого, которое следует за восприятием символа-раздражителя или личностного смысла субъекта, а именно восприятие испытуемым образа младшего (старшего) сиблинга.

Поскольку была необходимость учета возрастных особенностей испытуемых, бланк для заполнения был предложен в более приемлемой форме.

В предложенном бланке представлены 21 пара наиболее распространенных качеств человека. Выраженность качества оценивается по семибальной системе и интерпретируется, учитывая знак и степень его проявления по баллам:

0 – трудно сказать, есть то и другое,

1 – проявляется иногда и слабо,

2 – выражено достаточно заметно и часто встречается,

3 – проявляется очень сильно и очень часто.

Основными методами математической обработки данных являлись:

1. Первичная статистическая обработка – подсчет средних, проводился с помощью программы Microsoft Excel 2007.

2. Для оценки различий между двумя группами по уровням количественно измеренных признаков использовался U-критерий Манна-Уитни.

3. Многофункциональный критерий φ* Фишера для оценивания достоверности различий между процентными долями двух выборок (подвыборок), в которых зарегистрирован интересующий параметр.

Следует заметить, что используемые нами методы статистической обработки полностью соответствуют задачам эмпирического исследования.



Глава 4. Эмпирическое исследование гендерных особенностей взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами


4.1 Особенности отношения к семейному окружению детей младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции


Исследование особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста, с учетом их пола и ролевой позиции осуществлялось с помощью проективной методики «Особенность межличностных отношений ребенка» (Рене Жиля) (см. Приложение 1, с. 95), раскрывающей следующие переменные: конкретно-личностные характеристики отношения ребенка с другими людьми и характеристики ребенка в межличностных отношениях, т.е., степень выраженности поведенческих характеристик.

Прежде чем обратиться к полученным результатам, необходимо указать схему анализа нашего исследования:

1) сравнение выборок по критерию сиблинговой позиции ребенка, например старшие и младшие сиблинги;

2) сравнение выборок по гендерному критерию детей, с учетом отдельно старшей и младшей сиблинговой позиций, например старшие мальчики и девочки, младшие мальчики и девочки;

3) сравнение выборок по критерию гендера и ролевой позиции ребенка, например старшие и младшие девочки, старшие и младшие мальчики.

В ходе исследования, были выявлены различия в отношениях детей младшего школьного возраста к ближайшему окружению: для младших сиблингов более значимы отношения с матерью, отцом и другими родственниками, нежели для старших сибсов. При этом старшие сиблинги более стремятся к доминированию и лидерству и проявляют конфликтность в межличностном общении, а также отмечают значимость отношений с братьями (сестрами) (см. Рисунок 1).


Рисунок 1. Средние показатели основных параметров межличностного отношения детей с разной ролевой позицией.


При анализе статистически значимых различий в межличностных отношениях детей, в зависимости от их пола и сиблинговой позиции, выявлены следующие результаты: у младших сиблингов более близкое отношение к матери, а также мать является значимой фигурой для ребенка (см. Таблица 1).


Таблица 1

Уровень значимого различия основных параметров межличностного отношения старшего и младшего сиблинга, с учетом их пола

Шкалы

U эмпирическое

Уровень значимости (р)

Отношение к матери

334,5

0,086

Стремление к доминированию и лидерству

303

0,025

Отношение к отцу

68,5

0,079

Отношение к брату (сестре)

68,5

0,079

Отношение к др. родственникам

78,5

0,037

Социальная адекватность поведения

35

0,020

Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни


При этом старшие сиблинги более устремлены к доминированию и лидерству, что может объясняться их ролевой позицией, как «маленького помощника». Вместе с тем младшие девочки более привязаны к отцу, а также более адекватно реагируют на фрустрирующие их ситуации, что можно объяснить привитием девочкам, в нашей культуре, таких качеств, как гибкость в отношениях, терпение и выносливость (см. Рисунок 2).


Рисунок 2 Особенности основных параметров межличностных отношений детей с учетом пола и разной ролевой позицией (средние показатели).


Тогда как младшие мальчики отмечают близость отношений с другими родственниками, а именно с бабушками, дедушками и т.д., и значимость отношений со старшим сиблингом, что по нашему мнению, определяется гендерными особенностями, как потребность в четком образце для подражания, стремления и партнерства.

Для конкретизации особенностей межличностных отношений детей, мы применили проективную методику «Кинетический рисунок семьи» (Р. Бернса и С. Кауфмана ((КРС); см. Приложение 3. с. 101-105)), позволяющую отразить особенность восприятии ребенком семейных отношений, а именно родительских, детско-родительских и детских отношений (см. Таблица 2).


Таблица 2 Уровень выраженности основных показателей семейной ситуации детей, в зависимости от их пола и сиблинговой позиции

Основные показатели семейной ситуации

Общие значения

Старшие сиблинги

Младшие сиблинги

Старшие дети

Младшие дети

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

1. Отверженность в семье (отсутствие себя)

23,3%

16,6%

26,6%

20%

7,7%

23,5%

2. Малая значимость либо конфликт с членами семьи

76,6%

56,6%

66,6%

86,6%

61,5%

52,9%

 - отсутствие отца

33,3%

13,3%

34%

34%

15,4%

11,7%

- отсутствие матери

0%

3,3%

0%

0%

0%

5,8%

- отсутствие родителей

13,4%

13,4%

12,6%

12,6%

15,4%

11,7%

- отсутствие сибса

30%

26,6%

20%

40%

30,7%

23,5%

3. Отношение доминирования (выше по росту, местоположению) - отец

30%

13,3%

33,3%

26,6%

7,7%

17,6%

- мать

43,3%

46,6%

33,3%

53,3%

69,2%

29,4%

- сибс

13,3%

20%

15,3%

20%

7,7%

29,4%

- сам ребенок

6,6%

20%

6,7%

0%

15,3%

17,6%

4. Конкурентные отношения с сибсом (мелкое изображение)

23,3%

6,7%

33,3%

13,3%

0%

11,7%

5. Разобщенность членов семьи:

- изображение группами (необходимость эмоциональных контактов)

13,3%

20%

20%

6,7%

15,3%

23,5%

- удаленность членов семьи (слабость эмоц-х контактов)

33,3%

36,6%

46,1%

40%

35,3%

29,4%

- большое кол-во предметов и разделение ими членов семьи (недостаток эмоц-х связей)

40%

36,6%

46,1%

26,6%

35,3%

23,5%

6. Конфликтные отношения с членами семьи: - изображение со спины либо в профиль

16,6%

13,3%

6,7%

26,6%

0%

23,5%

- изоляция члена семьи

3,3%

43,3%

0%

6,7%

69,2%

41,1%

- схематичное либо небрежное изображение члена семьи

6,6%

30%

0%

13,3%

15,3%

17,6%

7. Агрессивная символика в изображении (острые ногти, холодное орудие в руках, агрессивное поведение)

20%

10%

0%

40%

0%

17,6%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.