РУБРИКИ

Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера (угловое преобразование Фишера)


В ходе исследования были получены следующие результаты: у старших сиблингов значимый показатель конфликтного либо амбивалентного отношения к членам семьи (φ*=1,66, р=0,048), а именно первенцы желают признания своей значимости и независимости, при этом им необходим сильный образец для подражания, например отец, что подтверждается частотой изображения на рисунках старших сибсов отца, как доминирующей фигуры (φ*=1,58, р=0,057) и показатель значимости отношения с отцом (φ*=1,85, р=0,033)

Анализ полученных результатов показал, что младшие сиблинги изображают себя как объект лидерства в семье (φ*=1,55, р=0,061), что может определяться статусом «младшего» и желанием занимать центральное положение в семье. Вместе с тем у старших сибсов статистически значимый показатель конкуренции с младшим сиблингом (φ*=1,88, р=0,030), так как первенец испытал горечь «свержения с престола», а может быть занимает нишу «тени» младшего сибса. Младшие же дети, более конфликтны с членами семьи (φ*=2,45, р=0,006), что подтверждает высокий показатель изоляции одного из членов семьи, либо всех (φ*=4,14, р=0,000). На наш взгляд младшему сложнее выбрать способы и стратегии поведения. Его, как правило, сравнивают со старшим, либо ставят его в пример. При этом все попытки показать свою состоятельность, вызывает снисходительную улыбку взрослых, что вызывает конкурирующие отношения у младших сибсов.

При анализе основных параметров семейной ситуации у детей в зависимости от их пола и ролевой позиции, были получены следующие результаты: именно у девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию статистически значимый показатель конфликтных или амбивалентных отношений с отдельными членами семьи (φ*=1,32, р=0,094). То есть старшие девочки в большей степени страдают от недостатка общения и оценивают себя мало значимыми членами семьи, а также в большей степени конкурируют с младшими сиблингами (φ*=1,32, р=0,094), что по нашему мнению объясняется появлением нового объекта заботы и восхищения при том, что на старшую девочку частично перекладываются обязанности родителей по уходу и воспитанию младшего брата (сестры). И свое желание доминирования и лидерства в семье отражено в статистически значимых показателях по данному параметру (φ*=1,44, р=0,076).

Старшие же мальчики более агрессивны (φ*=3,76, р=0,000) и конфликтны по всем показателям данного параметра (φ*=1,55, р=0,062; φ*=1,44, р=0,075; φ*=2, р=0,002), что может объясняться гендерными особенностями детей, так как мальчиков традиционно поощряют за силу, выносливость, храбрость, что в младшем школьном возрасте проявляется в драках и вообще в проявлениях агрессии. Учитывая что выборка мальчиков, занимающих старшую сиблинговую позицию имеет младших братьев, можно предположить, что старшие мальчики идентифицируют себя, таким образом, с «лицами мужского пола» и утверждают свою лидерскую позицию старшего сына: опекуна и учителя младшего, которая возможно была отнята родителями, в частности матерью, лишив старшего сына эффективно помогать в ухаживании за младшим ребенком.

При этом для младших девочек значима роль матери в семье (φ*=2,18, р=0,014), тогда как для младших мальчиков авторитет матери соперничает с желанием собственной независимости от ее требований (φ*=1,33, р=0,093). Также младшие мальчики отмечают более конкурентные отношения со старшим сибсом (φ*=1,89, р=0,029), при доминировании последних (φ*=1,61, р=0,054). По нашему мнению младшие мальчики не нашли оптимальных способов и форм поведения, так как им тяжелее приспосабливаться и уступать, нежели девочкам.

Анализ результатов показал, что характеристики агрессивности в семейных отношениях также статистически значимы как у старших, так и у младших мальчиков (φ*=1,41, р=0,079; φ*=2,35, р=0,008 соответственно), что может объясняться гендерными особенностями детей, о чем упоминалось выше.

Девочки же занимающие младшую ролевую позицию, ощущают себя более изолированно в общей семейной ситуации (φ*=2,57, р=0,004). А младшие мальчики показали значимый результат в конфликтном отношении к отдельным членам семьи (небрежное или схематичное изображение одного, либо обоих родителей, а также сиблинга) (φ*=1,59, р=0,056; φ*=2,73, р=0,007), что может объясняться гендерными особенностями и ролевой позицией ребенка.

Вместе с тем, старшие девочки чувствуют себя отверженными в семье (φ*=1,38, р=0,085) так как их наделяют большими обязанностями и признают их более самостоятельными. Также у старших девочек более значимы показатели конкуренции с сиблингами и доминирования отца в семье (φ*=3,23, р=0,000; φ*=1,79, р=0,037 соответственно), что подтверждает показатель конфликтности с данными членами семьи, а именно, изображение спиной и в профиль (φ*=1,37, р=0,087). На наш взгляд отец больше внимания уделяет младшему ребенку, тем более, если это сын, с кем отец связывает большие надежды и совпадает в интересах (спорт, транспорт, рыбалка и т. д.), но с его авторитетом приходится считаться, и девочки выбирают стратегию соперничества с тем, кто слабее (младшим сибсом).

Вместе с тем на рисунках младших девочек доминантное положение матери (φ*=1,9, р=0,028) и достаточно высокий показатель отсутствия эмоциональной привязанности, наличие конфликтности и нарушение внутрисемейных контактов (φ*=2,11, р=0,017; φ*=5,16, р=0,000). То есть авторитарная мать эмоционально менее близка с дочерью, которая любыми путями завоевывает внимание и любовь.

При сравнении мальчиков с разной ролевой позицией, значимый показатель у старших (φ*=1,54 р=0,062) в отношении доминирующей матери в семье и не значимости, либо конфликтности по отношению к отцу (φ*=1,54, р=0,062). Отец в данном случае функционально пассивен (изображение отца, лежащего на диване, смотрящего телевизор, либо отдельно от всех членов семьи, маленького роста) и не является значимой фигурой в семье. А у младших мальчиков, при амбивалентном отношении к матери (φ*=1,37, р=0,087) и ощущением собственной доминанты (φ*=2,45, р=0,006), наблюдаются значимые показатели конфликтных отношений (φ*=1,37, р=0,087; φ*=1,81, р=0,035). То есть желание самостоятельности и при этом предъявляемые требования, рождают конфликты между родителями и младшими мальчиками.

Таким образом, нами выявлены особенности межличностных отношений и восприятия семейной ситуации детей младшего школьного возраста: гендер и сиблинговая позиция ребенка, что подтверждает нашу гипотезу о существовании значимых различий в отношении младших школьников к членам семьи, в зависимости от пола и сиблинговой позиции детей.

Следующим этапом исследования будет рассмотрение взаимодействия родителей и детей младшего школьного возраста с учетом пола и ролевой позиции последних.


4.2 Особенности взаимодействия родителей и детей с учетом их пола и ролевых позиций


Результаты, полученные с помощью методики «Опросник взаимодействия родителей с детьми» И. Марковской (ВРР) показывают, что существуют некоторые отличия в родительских отношениях к детям с учетом разной ролевой позиции ребенка (см. Таблицу 3).


Таблица 3 Особенности взаимодействия родителей с детьми разных ролевых позиций (средние значения)

Шкала

Средние значения

Родители старших сибсов

 Родители младших сибсов

1. Нетребовательность - требовательность

15,1

14,6

2. Мягкость - строгость

14,5

14,2

3. Автономность - контроль

24,7

24,1

4. Эмоцональная дистанция - близость

19,6

18,4

5. Отвержение - принятие ребенка

22,6

27

6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

18,1

18

7. Тревожность за ребенка

16,6

16,5

8. Непоследовательность - последовательность в принятии решений


18,5


20

9. Воспитательная конфронтация в семье

11,3

10,5

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком

19

18,8


С помощью математической обработки были получены статистически значимые различия в критериях оценки взаимодействия родителей и детей с разной ролевой позицией (см. Таблицу 4).


Таблица 4. Значимые поведенческие характеристики родителей

Шкалы

U эмпирическое

Уровень значимости (р)

Автономность - контроль

1315

0,079

Эмоцональная дистанция - близость

1205

0,016

Отвержение - принятие ребенка

1307

0,072

Непоследовательность - последовательность в принятии решений


1193,5


0,014

Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни


Так, у родителей старших детей более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Это может проявляться как в мелочной опеке, навязчивости, так и в стремлении ограничивать действия ребенка и связано с возрастом старшего сиблинга (7-9 лет), т.к., в подростковом возрасте данное поведение родителей менее эффективно во взаимодействии с детьми. Вместе с тем у родителей старших сиблингов значимое различие в эмоционально близком отношении с ребенком. При этом родители младших сиблингов более значимо относятся к личностным и поведенческим проявлениям своего ребенка, а также более последовательны в принятии различных решений и мер в отношении младшего сиблинга.

Анализ гендерных особенностей родителей также выявляют некоторые различия в отношениях с детьми (см. Приложение 4, с. 106-108). Так, по шкале «Воспитательная конфронтация в семье» выявлены различия у родителей старших сиблингов (U=260,5, при р=0,031). То есть матери старших сиблингов выделяют низкую сплоченность в семье и частые разногласия по вопросам воспитания, что приводит к конфронтации между родителями (см. Рисунок 3).


Рисунок 3. Средние показатели уровня выраженности позиции родителей к старшим сиблингам


У родителей же младших сиблингов выявлены статистически значимые различия по шкалам: «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю» и «Отвержение – принятие ребенка родителем» (U=286,5, при р=0,024 и U=309,5, при р=0,058 соответственно). То есть мамы младших сиблингов в большей степени принимают личностные и поведенческие проявления ребенка и как им кажется, младший ребенок более близок к ним (см. Рисунок 4).


Рисунок 4. Средние показатели уровня выраженности позиции родителей к младшим сиблингам


Для более полного анализа различия во взаимодействии между родителями и детьми, мы ввели также критерий пола детей и выявили следующие различия: во взаимодействии матерей со старшими девочками и мальчиками по шкале «Отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (U=48,5, при р=0,07). Значимость шкалы сотрудничества между матерями и младшими девочками есть показатель включенности ребенка во взаимодействие родителей с детьми и отражение партнерских отношений.

Значимые различия по шкалам: «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю» и «Непоследовательность – последовательность родителя» (U=76,5, при р=0,092 и U=78 при р=0,1 соответственно) выявлены у матерей младших мальчиков. То есть мамы считают, что младшие мальчики более близки к ним. Это может быть связано с тем, что мальчики больше делятся с мамами чем-то сокровенным и важным для них. Так же мамы более последовательны и постоянны в своих решениях, в своем отношении к младшему мальчику, а также в применении наказаний и поощрений (см. Таблицу 5).


Таблица 5. Уровень выраженности параметров взаимодействия матерей и детей, с учетом их пола и сиблинговой позиции

Шкалы

Мамы старших сиблингов

Мамы младших сиблингов

Общее значение

Девочки

Мальчики

Общее значение

Девочки

Мальчики

1. Нетребовательность - требовательность

15

14,5

14,3

0

14,4

15,3

2. Мягкость - строгость

14,7

13,9

13,8

14,8

14,4

14,7

3. Автономность - контроль

24,6

23,9

23,8

24,4

26,4

27,1

4. Эмоцональная дистанция - близость

19,9

18,1

18,4

19,3

18,7

19

5. Отвержение - принятие ребенка

28,2

26,2

26,5

27,8

28,4

29,5

6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

18,8

18,3

18,2

18,3

18,5

19

7. Тревожность за ребенка

16,7

16,9

16,4

16,6

17,9

17,5

8. Непоследовательность - последовательность в принятии решений

18,8

19

18,9

19,4

19,9

20,2

9. Воспитательная конфронтация в семье

12,4

11,1

10,8

10,8

12,6

13

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком

18,7

19,3

19,2

18,8

19,8

20,2

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий U критерия Манна-Уитни


В ходе исследования выявлено, что критерий «Эмоциональная дистанция – близость ребенка к родителю», у матерей статистически значима, не зависимо от пола младшего ребенка, что предполагает особое отношение матери именно к младшему сиблингу.

Необходимо отметить, что у отцов старших и младших девочек и мальчиков значимых различий во взаимодействии не выявлено. Вместе с тем выявлено статистически значимое различие при исследовании взаимодействия отцов со старшими и младшими девочками по шкалам: «Автономность – контроль по отношению к ребенку» и «Непоследовательность – последовательность родителя» (U=40,5, при р=0,02 и U=39,5 при р=0,019 соответственно), что говорит о более высоком «отцовском» контроле по отношению к младшей девочке, высокой эмоциональной уравновешенности и воспитательной уверенности. Данный показатель может выступать, как компенсация ошибок в воспитательном процессе старшего сиблинга (см. Таблица 6).


Таблица 6 Уровень выраженности параметров взаимодействия отцов и детей, с учетом их пола и сиблинговой позиции

Шкалы

Папы старших сиблингов

Папы младших сиблингов

Общее значение

Девочки

Мальчики

Общее значение

Девочки

Мальчики

1. Нетребовательность-требовательность

15,2

13,5

14,4

14,3

15,3

15,9

2. Мягкость-строгость

14,3

13

14

13,6

15,4

16,1

3. Автономность-контроль

24,8

23,6

26

23,8

28,8

29,9

4. Эмоцональная дистанция-близость

19,4

18

18,5

17,4

19,2

19,5

5. Отвержение-принятие ребенка

27,7

25,9

28

26,2

30,3

31,5

6. Отсутствие сотрудничества сотрудничество

17,4

18

18,6

17,7

19,2

19,5

7. Тревожность за ребенка

16,6

16,4

17,6

16,5

19,2

19,1

8. Непоследовательность-последовательность в принятии решений

18,2

19,2

19,6

20

20

20,5

9. Воспитательная конфронтация в семье

10,1

10,8

12,5

10,1

13,6

14,4

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком

19,2

19,5

19,9

18,9

20,4

20,6

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий U критерия Манна-Уитни

При анализе взаимодействия отцов к старшим и младшим мальчикам выявлено значимое различие в пользу младших мальчиков по шкалам: «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю» и «Отвержение – принятие ребенка родителем» (U=53, при р=0,041 и U=58, при р=0,041 соответственно).

В понимании отцовской любви, с точки зрения Юнговских архетипов, есть с появлением ребенка решение нечто важного, удовлетворение каких-то ожиданий. Функция отца – учить, руководить, помогать справляться с проблемами, которые ставит общество перед ребенком.

Таким образом, можно предположить, что отец связывает с младшим сыном надежды на будущее и реализуется сам, при упущении в воспитании старшего ребенка.

При анализе взаимодействия матерей со старшими и младшими девочками и мальчиками выявлены различия по шкалам: «Эмоциональная дистанция – эмоциональная близость ребенка к родителю», «Отсутствие сотрудничества – сотрудничество» (U=47, при р=0,01 и U=62, при р=0,063 соответственно) и «Непоследовательность – последовательность родителя» (U=78,5, при р=0,063). То есть мамы более эмоционально близки с младшими девочками и в отношениях отмечают равенство и партнерство. Тогда как, последовательность матерей в решениях о применении наказаний и поощрений, ярче проявляется по отношению к младшим мальчикам.

Таким образом, выявлено не одинаковое отношение родителей (отцов и матерей) к детям с учетом их пола и сиблинговой позиции, что, предположительно, влияет на особенности отношений между старшими и младшими сиблингами.

При этом гипотеза о существовании гендерных различиях в отношениях родителей и детей в зависимости от их пола и сиблинговой позиции подтвердилась.

ребенок семья сиблинговый ролевой

4.3 Особенности межличностных отношений старших и младших сиблингов младшего школьного возраста с учетом их пола


Для анализа отношения детей младшего школьного возраста к старшему и младшему сиблингам мы применили личностную проективную методику «Незавершенные предложения» (см. Приложение 5, с. 109-114). Затем были выделены основные сферы при оценивании старшего и младшего сиблинга с учетом пола (см. Таблицу 7).


Таблица 7 Частота встречаемости основных значимых параметров при характеристике межличностных отношений младшего и старшего сиблинга с учетом пола детьми младшего школьного возраста

Вопросы и сферы, содержащие характеристики ответов

Общие значения

Старшие дети

Младшие дети

Старшие дети

Младшие дети

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

1. «Думаю, что мой брат (сестра) мало..»

- Совместная деятельность


46,7%


46,7%


60%


33,3%


23,1%


46,7%

- Дефицит эмоционального компонента (негативного)


0%


6,8%


0%


0%


7,7%


6,8%

2. «Мой брат (сестра) и я ……»

- Совместная деятельность


73,4%


63,1%


66,7%


80,1%


61,6%


63,1%

- Положительная оценка отношений с сибсом


16,6%


20%


13,4%


20%


38,4%


20%

- Дефицитарная оценка отношений с сибсом


6,7%


11,7%


13,4%


0%


0%


11,7%

3. «Если бы мой брат (сестра) только захотел (а), то …..»

- Совместная деятельность


20%


36,8%


26,8%


13,4%


38,4%


36,8%

- Эмоциональная и поведенческая готовность действовать определенным образом для сибса


30%


50%


26,7%


33,5%


50%


50%

4. «Большинство братьев (сестер) …..»

- Указание деятельности


33,3%


68,8%


46,6%


20,1%


84,7%


68,8%

- Положительная характеристика сибса

23,5%

23,3%

26,8%

20,1%

23,1%

23,3%

- Отрицательная характеристика сибса

23,5%

6,7%

20,1%

26,8%

7,7%

6,7%

5. «Я люблю своего брата (сестру), но ….»

 - Негативная оценка сибса


67,9%


46,7%


66,9%


68,9%


46,2%


46,7%

6. «Мой брат (сестра) должен (а) ……»

- Выполнение основных функций сибсом

37,3%

33,3%

33,5%

40,2%

30,8%

35,4%

7. «Я хотел бы, чтобы мой брат (сестра) ..»

- Положительный образ сибса


64,3%


70%


67%


53,6%


69,3%


70,5%

8. «Когда меня нет, мой брат (сестра) ….»

- Негативная характеристика сибса


33,5%


28,1%


33,5%


33,5%


38,5%


17,7%

9. «Когда мы разговариваем с братом (сестрой)...»

- Положительная характеристика сибса


45%


33,3%


46,7%


43,3%


30,8%


35,3%

- Отрицательная характеристика сибса

30%

32,2%

40%

20%

23,1%

41,3%

10. «Мой брат (сестра) …..»

- Положительный образ сибса


26,8%


35,8%


33,5%


20,1%


53,9%


17,7%

- Отрицательный образ сибса

10%

10%

6,7%

13,3%

15,4%

5,9%

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера.


В ходе исследования были выявлены статистически значимые различия у детей с разной ролевой позицией. Так младшие сиблинги отмечали дефицит эмоциональной составляющей, например: мало общается, жалеет меня, любит и вспоминает обо мне (φ*=2,03, р=0,021). При возникновении желания старшего сибса, младший готов играть, пойти в парк, либо отправиться в путешествие (φ*=1,45, р=0,074). Вместе с тем, младшие сиблинги более готовы к совершению какого-либо действия в отношении старшего сибса, например: я бы постарался сделать, купила бы мороженое, дала игрушку и т.д. (φ*=1,6, р=0,055).

Заканчивая фразу «Большинство братьев (сестер)…», младшие сибсы привязывали образ старшего брата (сестры) к конкретной деятельности (не дают игрушки, помогают делать уроки, катают на велике, дарят подарки и т.д.), что, по нашему мнению, соотносится с их возрастными особенностями (φ*=2,8, р=0,01), при этом старшие сибсы более негативно оценивают образ младших братьев (сестер), например: не справедливые, редко видятся и мало играют (φ*=1,89, р=0,029), а также показывают высокий и значимый показатель (φ*=1,67, р=0,047) в негативной характеристики младшего сиблинга, препятствующей его любви, например: дерется, достает, капризный, обижается, не дает делать уроки и я ее (его) не люблю.

Далее вводим критерий пола для выявления значимых различий в отношениях старшего и младшего сиблинга у детей младшего школьного возраста. Так, завершая первую фразу «Думаю, что мой брат (сестра) мало…» гуляет, играет, смотрит мультики, помогает делать уроки, занимается со мной, что составило сферу совместной деятельности, статистически значимые различия у старших девочек (φ*=1,49, р=0,068), а также у младших мальчиков (φ*=2, р=0,022). На наш взгляд девочкам свойственна роль «маленькой помощницы, воспитательницы», которую они максимально могут проявить в совместных играх и времяпрепровождении.

При этом анализ литературы выявил зависимость младших мальчиков и необходимость образца для совершения каких-либо действий. Также, выявлены значимые различия при описании позитивных отношений младших девочек со своим старшим сиблингом, например: дружим, любим, хорошо живем (φ*=1,6, р=0,055) и дефицит совместной деятельности старших девочек и младших мальчиков со своими сиблингами: редко играем, гуляем, деремся (φ*=2, р=0,022 и φ*=2,7, р=0,002 соответственно), что подтверждается повторной статистической значимостью данной сферы отношений.

Представление образа старшего и младшего сиблинга у девочек статистически значимо (φ*=1,58, р=0,057 и φ*=1,9, р=0,028 соответственно) и связано с конкретной деятельностью или действиями, что соответствует их возрастным особенностям. Так по их мнению, большинство братьев (сестер) учатся, работают, помогают, защищают и т.д.. А у младших девочек значимый результат в оценке старшего сибса, как: умного, смелого, веселого, очень красивого и любящего (φ*=2,1, р=0,017).

При анализе результатов характеризующих как старшего, так и младшего сиблинга с учетом их пола, были получены следующие результаты: старшие девочки и младшие мальчики отмечали дефицит совместной деятельности со своими братьями (сестрами): мало играем, гуляем, смотрим телевизор и т.д. (φ*=2, р=0,022 и φ*=1,46, р=0,072 соответственно). Вместе с тем младшие дети, как девочки, так и мальчики показали значимый результат (φ*=1,48, р=0,070 и φ*=1,39, р=0,083 соответственно) недостатка эмоционального контакта с сиблингами, например: мало общается со мной, мало жалеет меня и мало любит.

Положительно характеризуют свои отношения с сибсами младшие девочки, которые воспринимаются родителями как «маленькие любимицы» и не нуждаются в конкуренции и старшие мальчики, выработавшие свои стратегии поведения и занявшие свою «нишу» например: хорошо живем, дружим, весело проводим время и любим друг друга (φ*=1,56, р=0,059 и φ*=2,62, р=0,003 соответственно). При том, что старшие девочки и младшие мальчики негативно оценивают отношения с сиблингами, а именно: деремся, мало играем и редко видимся (φ*=1,99, р=0,023 и φ*=2,85, р=0,000 соответственно). Вместе с тем младшие мальчики более готовы к выполнению желаний и поручений старшего сибса таких как: купил бы ему (ей) и постарался бы сделать (φ*=1,47, р=0,071), что подтверждает предположение о зависимости и нужде в более частом общении со старшим сибсом.

Статистически значимым критерием образа старшего сиблинга как для девочек, так и для мальчиков является характеристика деятельности, либо конкретных действий брата (сестры): бизнесмены, работают в поликлинике или на хорошей работе, проводят время с братьями, помогают делать уроки и т.д. (φ*=2,2, р=0,013 и φ*=1,98, р=0,0023 соответственно), что объясняется возрастными особенностями детей, а именно спецификой познавательных функций (связь внимания, памяти, мышления и т. д. с деятельностью).

В ходе исследования старшие мальчики давали негативную оценку образа младшего сиблинга, а именно: не справедливые, мало играют, редко видятся (φ*=1,7, р=0,045), что говорит о дефиците общения с младшими сибсами, при всем, казалось бы, преимуществе старшего сына.

Таким образом, с помощью математической обработки выявлена значимость сиблинговой позиции при характеристике (позитивной и негативной) страшими детьми своих младших сибсов. Для ролевой позиции младшего ребенка значима совместная деятельность со своим старшим сибсом..

Вместе с тем выявлена специфика (половозрастные особенности) межличностных отношений детей младшего школьного возраста к старшему и младшему сиблингу, что подтверждает нашу гипотезу.


4.4 Исследование уровня соперничества сиблингов младшего школьного возраста с учетом их пола и ролевой позиции


При выявлении уровня соперничества у детей с разной ролевой позицией, мы использовали «Шкалу соперничества между детьми» А.И. Баркан. В ходе исследования были получены следующие результаты: конкуренция у сиблингов не превышает критериального значения (см. Таблицу 8, рисунок 5).


Таблица 8. Средние и критериальные показатели степени соперничества детей с разной ролевой позицией

Сиблинговые позиции

Степень выраженности шкалы соперничества

Критериальное значение

Старшие дети

2,2

6

Младшие дети

3,6

6

Рисунок 5 Средние показатели степени выраженности соперничества детей с разной ролевой позицией


Как видно из представленных данных, степень соперничества у детей, занимающих старшую сиблинговую позицию низкая (2,2). На наш взгляд, это связано с тем, что старший ребенок был, до определенного момента, единственным и порция родительской любви и внимания к его личности оказалась достаточной при появлении младшего сиблинга. При этом у младших детей ярче прослеживается конкуренция (3,6), так как второй ребенок в семье никогда не переживает ситуации единственного ребенка, которому отданы все внимание, любовь, безоговорочное восхищение и он «обречен» на соперничество.

Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат или старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга. Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. В результате второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым. Его стиль жизни определяет постоянное стремление доказать, что он лучше своего старшего брата или сестры. Таким образом, для младшего ребенка характерна ориентация на достижения и часто подражание.

Можно предположить так же влияние следующего фактора: по отношению к младшему школьному возрасту испытуемых (средний возраст 8 лет), средний возраст младших сиблингов (3,2 года), а старших сиблингов (13,2 лет). Таким образом, разница в возрасте между сиблингами (4,8 лет и 5,2 лет) что является, по мнению таких авторов, как: А. Фромм, Р. Ричардсон, Г. Хоментаускас и др., а именно (4-5 лет), оптимальным возрастом для низкой степени соперничества.

В целом, уровень соперничества у детей, занимающих старшую и младшую сиблинговую позицию, недостаточно выражен, т.к., оба показателя ниже критериального значения (6).

Более детальный анализ уровня соперничества, показал что, несмотря на преобладающее большинство сиблингов с разной ролевой позицией имеют низкий уровень соперничества (60% и 53,3% старшие и младшие сиблинги соответственно), при этом мы обнаружили группы детей со средним и высоким уровнем данного показателя, с учетом пола испытуемых.

Применив критерий φ* Фишера (угловое преобразование Фишера) для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас параметра, мы получили следующие результаты. При сравнении общих показателей в группах старших и младших сиблингов, значимым оказался лишь высокий уровень соперничества у младших сиблингов (φ*=1,57, р=0,05) (см. Таблицу 9).


Таблица 9 Значимые показатели соперничества при сопоставлении двух выборок детей, с учетом пола и сиблинговых позиций

Уровень соперничества

Старшие сиблинги

Младшие сиблинги






Девочки

Мальчики

Общий показатель

Девочки

Мальчики

Общий показатель

Низкий

46,7%

73,3%

60 %

58,8%

46,1%

53,3%

Средний

20 %

26,7%

23,3%

0%

23,2%

10,1%

Высокий

33,3%

0%

16,7%

41,2%

30,7%

36,6%

Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера


Тогда как при сравнении показателей двух выборок с учетом пола детей, значимым оказался показатель высокого уровня соперничества девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию (φ*=4,76, р=0,000) в сравнении с мальчиками, низкий уровень у старших мальчиков (φ*=2,49, р=0,005) и средний уровень соперничества у младших мальчиков (φ*=2,71, р=0,002). Вместе с тем средний уровень соперничества статистически значим у старших девочек (φ*=2,54, р=0,004) нежели у младших, а также высокий уровень значимости у младших мальчиков (φ*=3,27, р=0,000 в сравнении со старшими.

Таким образом, мы видим, что показателем уровня соперничества выступает как: сиблинговая позиция, так и пол ребенка.

При детальном анализе сфер поведенческих характеристик и отношений детей к старшему и младшему сиблингу выявлены некоторые отличия в зависимости от пола ребенка. Так в сфере социальной желательности: защищать, ухаживать, проявлять доброту, различия у мальчиков и девочек отсутствуют, что с нашей точки зрения, характерно для любого пола (см. Таблицу 10).


Таблица 10 Количественные показатели уровня соперничества старших сиблингов в различных сферах отношений и поведенческих характеристик с учетом пола детей

Вопросы:

 Если бы от тебя зависело, то ты….

Мальчики

Девочки

Средние показатели

1

Всегда бы играл (ла) с младшим братом (сестрой)

10%

6,7%

8,3%

2

Отдавал (а) бы ему (ей) свои самые лучшие игрушки

6,7%

13,3%

10%

3

Брал (а) бы его (ее) с собой на прогулку

13,3%

10%

11,6%

4

Защищал (а) бы его (ее) во дворе

3,3%

3,3%

3,3%

5

Ухаживал (а) бы за ним (ней)

6,7%

6,7%

6,7%

6

Хвалил бы его (ее) маме и папе

10%

10%

10%

7

Радовался бы, что он (она) у тебя есть

6,7%

0%

3,3%

8

Сидел бы с ним (ней) дома, чтобы он (она) не оставался (лась) один (одна)


3,3%


10%


6,6%

9

Читал бы ему (ей) сказки

10%

10%

10%

10

Отводил (а) бы его (ее) в детский сад или в школу

6,7%

13,3%

10%

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.