РУБРИКИ |
Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами |
РЕКОМЕНДУЕМ |
|
Гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингамиПримечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера Показатели, связанные с возрастными особенностями детей не особенно отличаются, в зависимости от пола испытуемых, т.к., игровая деятельность, по нашему мнению, в данном возрасте хоть и не ведущая, но не отошла на дальний план и имеет место. Девочкам же свойственна игра в дочки матери и младший брат (сестра) служат “живым” объектом игры. Специфика игровой деятельности мальчиков (игра с мячом, спортивные состязания, лазанье на высокие строения и т.д,) в отличие от игр девочек (игры в семью, прыгалки, резиночки, скакалки и т.д), и дает некоторое различие в показателях, что статистически подтверждено не значимостью их различий. Таким образом, мальчикам неохотнее, да и физически не возможно (в силу удаленности от дома), гулять вместе с младшим братом (сестрой). По нашему мнению, старших девочек наделяют большей заботой, уходом и ответственностью, в ней уже сейчас видят будущую жену, мать и хозяйку дома и соответственно возлагают большую надежду в заботе, уходе, помощи и ждут “жертвенности” в пользу младшего сиблинга. Использование критерия φ* Фишера подтверждает значимость пола ребенка (девочки), занимающую старшую сиблинговую позицию в представленной сфере отношений (φ*=1,67, р=0,04; φ*=2,09, р=0,01; φ*=1,67, р=0,04). По данным анализа, девочки, в представленной выборке, чувствовали себя в большей степени удовлетворенными ролью старшей сестры, а вот мальчики ощущали себя более комфортно при отсутствии младшего брата (все мальчики в представленной выборке, имеют именно братьев, а не младших сестер). Выявлена и статистически подтверждена (φ*=3,39) соперничающая позиция у мальчиков. Таким образом можно предположить, что старший сиблинг мужского пола более ревностно относится к сиблингу того же пола. Необходимо заметить, что единственная сфера звучащая, как «хвалить папе и маме», которая встречается в варианте опросника и младших и старших сиблингов, различий в ответах мальчиков и девочек не имеет, но значительно и статистически достоверно отличается (φ*=1,577, р=0,05; φ*=1,378, р=0,08), с учетом сиблинговой позиции, что доказывает ее влияние на уровень соперничества. Итак, существуют различия в показателях уровня соперничества у мальчиков и девочек, занимающих старшую сиблинговую позицию. Далее, рассмотрим полученные данные при детальном анализе сфер поведенческих характеристик и отношений детей к младшему сиблингу (см. Таблицу 11). Таблица 11 Количественные показатели уровня соперничества младших сиблингов в различных сферах отношений и поведенческих характеристик с учетом пола детей
Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера Отличий в сферах отношений: брать пример, не жаловаться, делиться, дружить и хвалить, у мальчиков и девочек не обнаружено, что показывает специфику выраженности степени соперничества, в данном случае, сиблинговая позиция. Достаточно высокий показатель у девочек, где ключевыми словами являются: гордится младшим братом (сестрой), всем рассказывать и отдавать ему (ей) самое лучшее. Статистически достоверная значимость данного параметра (φ*=2,05, р=0,02; φ*=1,457, р=0,07; φ*=5,497) иллюстрирует общепринятое мнение об ориентации младшего сиблинга на старшего: подражание его поведению и высказываниям, а так же постоянная «гонка с преследованием». Девочки же более ограничены нормами и правилами, ориентированными на старших, регулирующими их поведение и эмоциональные проявления. Необходимо отметить что выявлена статистически достоверная значимость (φ*=3,856) в показателях мальчиков и девочек относительно помощи старшему сиблингу по дому. В нашей культуре обычно девочка, женщина наделена функцией обустройства быта, уюта и поддержания порядка в доме. Мальчики легко усваивают данное положение вещей и неохотно выполняют данную работу по дому, тем более в помощи «объекту конкуренции». Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод о выявленных особенностях в отношении старшего и младшего сиблинга, а именно специфичной роли гендера и сиблинговой позиции детей. Гипотеза об отличии уровня соперничества между старшими и младшими сиблингами младшего школьного возраста в зависимости от пола детей подтвердилась. 4.5 Особенности образа старшего и младшего сиблингов разного пола у младших школьников В ходе исследования, при помощи методики «Личностный дифференциал», были выявлены особенности образа старшего и младшего сиблингов у детей младшего школьного возраста (см. Рисунок 6). Рисунок 6. Показатели характеристик при восприятии старшего и младшего сиблингов Можно отметить на уровне тенденции положительный характер оценок, как старших, так и младших сиблингов. При математической обработке результатов, были выявлены следующие различия: старший сибс воспринимает младшего брата (сестру) более разговорчивым, решительным, энергичным и общительным (см. Таблицу 12). Таблица 12. Значимые характеристики образа старшего и младшего сиблингов
Примечание: эмпирическое значение U критерия Манна-Уитни По нашему мнению, данная оценка может быть связана с возрастными особенностями младшего сибса в исследуемой группе (3,2 года). Любознательность, а именно интерес ко всему и во всем и значимость общения со взрослыми. В этом возрасте ребенок высоко энергичен и создается впечатление, что он вообще не устает. При этом младший сиблинг воспринимает старшего брата (сестру) более расслабленным. Данный показатель может быть связан с тем, что младший ребенок не видит своего старшего брата (сестру) в деятельности. В исследуемой группе, старший сиблинг в среднем, подросткового возраста, который занят учебой, а главное, общением с друзьями и поэтому малое количество времени проводит дома. Вместе с тем, подросток уверенней в себе, менее зависим, поэтому воспринимается младшим сибсом расслабленным (в значении независимым, самостоятельным), нежели напряженным. Далее, при более детальном анализе образа сиблинга, мы вводим критерий пола старшего и младшего сибсов. При этом получились статистически значимые следующие различия. У старших сиблингов, девочки воспринимают своих младших братьев (сестер) более спокойными (U=62,5, при р=0,037), нежели мальчики. У младших же сиблингов, мальчики считают своих старших братьев (сестер) более честными (U=64, при р=0,053), нежели девочки. Данный факт можно объяснить гендерными особенностями: девочки более толерантны, компромиссны и сдержаны в своих поведенческих реакциях. Данное поведение девочек, как правило, воспитывается в семьях и является неким образцом, тогда как мальчики воспитываются более бескомпромиссными, идейными и справедливыми. При этом младший ребенок ориентируется и пытается подражать старшему сибсу и выделение такого качества у старшего сиблинга, как честность, есть некое соотношение и с характеристикой себя. При исследовании старших и младших детей, выявлены значимые различия у младших девочек (U=53,5, при р=0,04). Именно девочки считают своих старших братьев (сестер) более расслабленными. Вместе с тем старшие мальчики говорят о зависимости своих младших сиблингов (U=81,5, при р=0,08), на что, предположительно, влияет гендерные особенности воспитательного процесса. Так как, девочки принимают и понимают зависимость своих младших сибсов от родителей и от взрослых вообще. Мальчики же воспитываемые как независимые и ориентированные на образец отца, который принимает решения самостоятельно, отмечают отрицательность качества зависимый (см. Таблицу 13). Таблица 13 Образ личности старшего и младшего сиблингов в зависимости от пола и ролевой позиции детей (средний балл)
Примечание: цветом выделены показатели, подтверждающие значимость различий φ* критерия Фишера Таким образом, нами выявлены: статистически значимые различия в образе старшего и младшего сиблингов, при значимости пола и сиблинговой позиции детей. То есть старший сиблинг воспринимается младшим, как расслабленный и честный, а младший старшим, как зависимый, но общительный, решительный и энергичный, что, по нашему мнению является спецификой восприятии друг друга сиблингами разного пола. Гипотеза об отличии образа сиблингов младшего школьного возраста в зависимости от их пола и ролевой позиции подтверждается. ВыводыВ результате проделанной работы была достигнута главная цель исследования - выявлены гендерные особенности взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами, что позволяет нам сделать следующие выводы: 1. Старшие сиблинги стремятся к признанию лидерского положения в семье: своей значимости и независимости, и в качестве желаемого образца видят отца. Также для них значимы отношения с младшими сибсами, но при этом проявляется конкуренция. Младшие сиблинги более конфликтны в отношениях с членами семьи, при этом более привязаны к ним. Значимой фигурой для них является мать. Вместе с тем младшие сибсы претендуют на объект лидерства и внимания в семье. При учете гендерного критерия детско-родительских отношений выявлено: · Старшие девочки более конфликтны с членами семьи, а именно с младшими сибсами и оценивают себя мало значимыми ее членами, при недостатке общения, тогда как для младших девочек авторитетной фигурой является мать при недостатке эмоциональной близости с ней и ощущении своей изолированности от общей семейной ситуации; · Мальчики занимающие как старшую, так и младшую ролевую позицию более агрессивны и конфликтны по отношению к членам семьи, при этом старшие воспринимают отца как функционально пассивного члена семьи. Младшие мальчики желают большей самостоятельности и свободы и проявляют сильную конкуренцию со старшим сибсом. 2. Родители проявляют большую близость в отношениях со старшим ребенком, при этом больше его контролируют, тогда как с младшим более последовательны в принятии решений, готовы принимать и учитывать их личностные качества. Учет гендерного критерия родительского отношения к сиблингам показал: · Значимых различий у отцов в отношении старших и младших сибсов не выявлено, при этом они чаще контролируют младших девочек и более близки с младшими мальчиками. · Матери проявляют конфронтацию в вопросах воспитания старших детей, при этом они близки с младшими детьми независимо от их пола. Между матерями и младшими девочками преобладают партнерские отношения, а с младшими мальчиками они более последовательны в применении мер поощрений и наказаний; 3. В силу возрастных особенностей, независимо от ролевой позиции сиблинги характеризуют образ младшего и старшего брата (сестры) через конкретную деятельность, которой они занимаются либо ориентируются на инструкции взрослых при их оценивании, при этом старшие сибсы негативно характеризуют младшего брата (сестру). В целом, и старшие и младшие дети отмечают дефицит эмоционального общения друг с другом; При учете гендерного критерия межличностных отношений сиблингов выявлено: · Старшие девочки и младшие мальчики отмечают дефицит совместной деятельности со своими братьями (сестрами) и негативно характеризуют отношения с ними, при этом младшие сибсы как мальчики так и девочки отмечают недостаток эмоциональных контактов со старшими сибсами; · Старшие мальчики и младшие девочки положительно оценивают свои отношения с братьями (сестрами) при этом негативно описывают личностные характеристики сибсов. 4. Степень соперничества у детей с разной ролевой позицией не превышает критериального значения, но обнаружены группы детей разного пола с высоким и средним уровнями соперничества, а именно старшие девочки и младшие мальчики. Более детальный анализ отношений и поведенческих характеристик детей в зависимости от их пола и ролевых позиций показал: · Девочки более удовлетворены ролью старшей сестры, нежели мальчики ролью старшего брата; · Младшие девочки испытывают гордость от того, что у них есть старшие сиблинги и готовы оказывать им помощь в выполнении домашних дел. 5. В целом восприятие детьми друг драга с учетом их ролевых позиций носит положительный характер. При этом старшие сиблинги воспринимают младшего брата (сестру) более разговорчивым, решительным, энергичным и общительным, а младший сибс старшего более расслабленным (в понимании его самостоятельности, независимости и уверенности в себе). При учете гендерного критерия образа сиблинга выявлено: · Старшие девочки воспринимают своих младших братьев (сестер) более спокойными, тогда как младшие девочки считают своих старших сибсов более расслабленными; · Старшие мальчики отмечают зависимость младших сибсов, при этом младшие мальчики считают своих старших братьев (сестер) более честными. ЗаключениеОдним из определяющих условий в жизни ребенка является его семья со своим колоритом и многообразием красок. Это емкое понятие включает множество аспектов, базовым среди которых является супружеские отношения. Но семейные отношения не ограничиваются отношениями между партнерами, а в дальнейшем и отношениями родителей и ребенка, все изменяется с появлением еще одного члена семьи: второго ребенка. С этого момента появляется необходимость рассматривать еще один аспект семейных отношений – это детские отношения. В этой связи интересны воззрения зарубежных психологов: З. Фрейда и А. Адлера, А. Фромма, Г. Хоментаускаса о том, что порядок рождения ребенка в семье обуславливает всю его дальнейшую жизнь. Наша работа внесла свой вклад в изучение сиблинговых отношений, а именно половозрастной аспект, т.е. изучение гендерных особенностей взаимоотношений родителей и детей младшего школьного возраста со старшими и младшими сиблингами. Данное исследование, с нашей точки зрения может быть полезно родителям, имеющим два или более детей для выработки рекомендаций в оптимизации детско-родительских отношениях, а также родителям, которые находятся в ожидании второго ребенка для профилактики конкурентных отношений между сибсами. Вместе с тем мы предполагаем необходимость нашей работы детям в выявлении конфликтных отношений между сиблингами, помощь в определении половозрастных особенностях сиблинговых отношений и выработка коррекционных программ по данной проблеме. Также необходимость полученных результатов важна педагогам, обучающим сиблингов для учета специфики их поведенческих характеристик в отношениях и учебной деятельности, например анализ снижения успеваемости ребенка, в связи с появлением младшего брата (сестры). Перспективой развития представленной темы в дальнейшем может быть анализ конкретной ситуации одной семьи для соотношения воспитательных характеристик и особенностей отношений между сибсами, а также изучение влияния различных факторов на специфику отношений старшего и младшего сиблингов. Анализ методического инструментария показал необходимость его расширения, а именно разработка методик на изучение сиблинговых отношений и эмпирическую представленность изучения младшего школьного возраста относительно данной проблематики, при этом методом исследования может выступать наблюдение. Вместе с тем подбор методического материала с учетом нашей темы, на наш взгляд был оптимальным. Применяемые опросники и проективные методики позволили изучить специфику детско-родительских и детских отношений в контексте внутрисемейной ситуации. SummaryThe theme of our degree work is the exposure of gender peculiarities in mutual relations of parents and children of junior school age with senior and junior siblings. The main object has been achicved by analyzing the principal aspects of family relations: between children and parents as wellas between children. Thus, we have revealed the peculiarities of relations between parents and children, namely specificity of sibling relations, parents’ gender peculiarities in attitude to children with different role position, sexual and age peculiarities of interperson relations of senior and junior siblings. To our opinion, this inverstigation can be useful in the sphere of family psychology for optimization of relations bctween children and parents as well as relations between children. Список использованной литературы1. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов н Дону., 1998. 2. Андреева Т.В. Социальная психология семейных отношений. - СПб., 1998. 3. Бардиан А.М. Воспитание детей в семье. - М., 1972. 4. Баркан А.И. Его Величество ребенок. - М.: «Столетие», 1996. 5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992г. 6. Божович Л.И.. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка Проблемы формирования личности. - М., 1995. 7. Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М., 1995г. 8. Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. - М., 1996. 9. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 1995. 10. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996. 11. Ермолаева М.В. Психология развития. - М., 2003. 12. Карабанова О.А. Психология семейных отношений. – Самара., 2001. 13. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. 14. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 15. Лисина М.И. Изучение общения с окружающими людьми у детей дошкольного возраста. - М., 1990. 16. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997. 17. Обухова Л.Ф, О.А. Шаграева. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. - М., 1999. 18. Популярная психология для родителей/ Под ред. А.С. Спиваковской. - СПб., 1997. 19. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М., 2002. 20. Руфо М. Братья и сестры, болезнь любви: Дети в семье – сложности роста. - Екатеринбург., 2006. 21. Соловьев Н.Я. Брак и семья сегодня - Вильнюс: Минтис., 1977. 22. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., 1992. 23. Фромм А. Азбука для родителей. - М., 1994. 24. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. - М.: Педагогика., 1989. 25. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 1997. 26. Шнейдер Л. Психология семейных отношений. - М.: «Эксмо-Пресс»., 2000. 27. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер., 1999. 28. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. - М., 1997. 29. Эриксон Э.Г. Детство и общество. - СПб.: «Питер»., 1996. 30. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб., 2000. 31. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. 32. Мясищев В.Н. Психология отношений. / Под ред. Бодалева А.А. - М.: Институт практической психологии., 1998. 33. Коломинский Я. Л. Социальная психология школьного класса. - Минск., 2003. 34. Кроник А. А. Межличностное оценивание в малых группах. - Киев., 1982. 35. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - С-Петербург.: «Речь»., 2000. 36. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком. - С-Петербург.: «Речь»., 2005. 37. Давыдов В. Д. Психическое развитие младших школьников. – М., 1990. 38. Алферов В. Д. Психология развития школьника. - Ростов н/Дону., 2000. 39. Крутецкий В. А. Психология общения и воспитания школьников. – М.: «Просвещение»., 1976. 40. Психология. / Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1999. 41. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. Сост. И.В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепиин., - М., 1999. 42. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии, - С-Петербург.: «Речь»., 1996. Приложение 1.Методический инструментарийОпросник «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля (пример 1, 6 и 10 вопросов)Приложение 2Методика « Рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (КРС)Используется в любом возрасте и диагностирует особенности внутрисемейной ситуации.Инструкция: При помощи простого карандаша нарисуйте, пожалуйста, свою семью так, чтобы ее члены (члены семьи) были чем-то заняты. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской (ВРР).Инструкция: Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-ти бальной системе в бланке ответов. 5 баллов – несомненно да (очень сильное согласие); 4 балла – в общем да; 3 балла – и да и нет; 2 балла – скорее нет, чем да; 1 балл – нет (абсолютное несогласие. Для родителей дошкольников и младших школьников. 1.Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого. 2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки. 3. Он (а) сам (а) обычно решает, какую одежду надеть. 4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра. 5.Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит. 6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни. 7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем нравится. 8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой. 9. Я постоянно беспокоюсь за здоровье ребенка. 10. Я чувствую, что непоследователен (непоследовательна) в своих требованиях. 11. В нашей семье часто бывают конфликты. 12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) воспитывал (а) своих детей так же, как я его (ее). 13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу. 14. Я его (ее) очень редко ругаю. 15. Я стараюсь контролировать все его(ее) действия и поступки. 16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня. 17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной. 18. Я не разделяю его (ее) увлечений. 19. Я не считаю его (ее) таким умным (умной) и способным (способной), как мне хотелось бы. 20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней). 21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное. 22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (ней). 23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали. 24. Мне нравятся наши с ней (ним) отношения. 25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей. 26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания. 27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (она) не хочет. 28.. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно. 29. Я всегда сочувствую своему ребенку. 30. Мне кажется, я его (ее) понимаю. 31. Я бы хотел (а) в нем (ней) многое изменить. 32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение. 33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа). 34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. 35. Бывает, что, когда я наказываю ребенка, мой муж (жена, бабушка и т. п.) начинает упрекать меня в излишней строгости. 36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь). 37. Я предъявляю к нему (ней) много требований. 38. По характеру я мягкий человек. 39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома. 40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни. 41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки. 42. Мне нравится его (ее) характер. 43. Я часто критикую его (ее) по мелочам. 44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю. 45.Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей. 46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам (а). 47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против других членов семьи. 48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней). 49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (а) не хочет. 50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы. 51. Мне бы хотелось знать о нем (ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т.д. 52.Он (а) сам (а) выбирает, чем заниматься дома в свободное время.. 53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек. 54. Я приветствую его (ее) поведение. 55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею). 56.Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а). 57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее). 58.Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же. 59.Случается, что если я говорю ему (ей) одно, то муж (жена, бабушка и т. п.) специально говорит наоборот. 60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых Заранее Вам благодарны за искренние ответы! Методика «Незаконченные предложения» Цель: Изучить отношения к сиблингам с разной ролевой позицией. Инструкция: Закончите, пожалуйста следующие предложения. 1. Думаю, что мой брат (сестра) мало…; 2. Мой брат (сестра) и я…; 3. Если бы мой брат (сестра) только захотел (а), то…; 4. Считаю, что большинство братьев (сестер)…; 5. Я люблю своего (свою) брата (сестру), но…; 6. Мой брат (сестра) должен (а)…; 7. Я хотел (а) бы, чтобы мой брат (сестра)…; 8. Когда меня нет, мой брат (сестра)…; 9. Когда мы разговариваем с братом (сестрой)…; 10. Мой брат (сестра)…. Опросник степени соперничества между детьми И. Баркан 1) О степени ревности к младшему брату (младшей сестре) и об уровне соперничества между детьми можно судить по предложенному нами опроснику, предназначенному для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возрастов. Инструкция: На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: да или нет. Если бы от тебя зависело, то ты... 1. Всегда бы играл (ла) с младшим братом (сестрой) — да, нет. 2. Отдавал (а) бы ему (ей) свои самые лучшие игрушки — да, нет. 3. Брал (а) бы его (ее) с собой на прогулку — да, нет 4. Защищал (а) бы его (ее) во дворе — да, нет. 5. Ухаживал (а) бы за ним (ней) — да, нет. 6. Хвалил бы его (ее) маме и папе — да, нет. 7. Радовался бы, что он (она) у тебя есть — да, нет. 8. Сидел бы с ним (ней) дома, чтобы он (она) не оставался (лась) один (одна) - да, нет. 9. Читал бы ему (ей) сказки — да, нет. 10. Отводил (а) бы его (ее) в детский сад или в школу — да, нет. 2) О степени ревности к старшему брату (старшей сестре) и об уровне соперничества между детьми можно судить по предложенному нами опроснику, предназначенному для детей различного возраста (начиная с дошкольного). Инструкция: На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить: да или нет. Если бы от тебя зависело, то ты... 1. Гордился (лась) бы тем, что у тебя есть старший брат (сестра) — да, нет. 2. Брал (а) бы всегда с него (нее) пример — да, нет. 3. Дружил (а) бы с ним (нею) как с лучшим другом — да, нет. 4. Всем бы рассказывал (а), что у тебя есть старший брат (сестра) — да, нет. 5. Хвалил(а) бы его (ее) маме и пале — да, нет. 6. Не мешал (ла) бы ему (ей) делать уроки — да, нет. 7. Не жаловался (лась) бы на него (нее) маме и папе — да, нет. 8. Помогал (ла) б ему (ей) выполнять все по дома — да, нет. 9. Делился (лась) бы с ним (нею) всем самым вкусным — да, нет. 10. Отдавал (ла) бы ему (ей) все самое лучшее — да, нет. Заранее Вам благодарны за искренние ответы! Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) Инструкция. В предложенном бланке представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а отрицательные знаком « - ». Их степень оценивается по семибальной шкале. Порядок работы с методикой очень прост и заключается в следующем: 1) выбор знака того или иного качества; 2) определение степени его проявления по баллам: 3 - проявляется очень сильно и очень часто; 2 - выражено достаточно заметно и часто встречается; 1 - проявляется иногда и слабо; 0 - трудно сказать, есть и то, и другое. На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому будьте внимательны в своих оценках. Бланк ЛД и ключ
|
|
© 2010 |
|