РУБРИКИ

Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков

 РЕКОМЕНДУЕМ

Главная

Правоохранительные органы

Предпринимательство

Психология

Радиоэлектроника

Режущий инструмент

Коммуникации и связь

Косметология

Криминалистика

Криминология

Криптология

Информатика

Искусство и культура

Масс-медиа и реклама

Математика

Медицина

Религия и мифология

ПОДПИСКА НА ОБНОВЛЕНИЕ

Рассылка рефератов

ПОИСК

Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков

Коллективное творческое дело, как средство повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина»

Факультет психологии

Кафедра практической и коррекционной психологии








Дипломная работа

Коллективное творческое дело как средство повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков



Выполнила: студентка

ФП группа П-ПП042

Денисенко Ольга Николаевна

Научный руководитель:

канд. пед. наук, доцент

 



Бийск-2009


Содержание


Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения социометрического статуса и самооценки в психологической литературе

I.1. Личность в контексте социальных отношений. Социальные роли

I.2.Понятие социометрического статуса

I.3. Понятие и механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте

I.4. Организационно-методологические основы коллективного творческого дела в работе с детьми

I.5. Особенности творческой деятельности младших подростков

Глава II. Экспериментальное исследование статуса в группе и самооценки младших подростков

II.1. Организация и методы исследования

II.2. Изучение особенностей социометрического статуса и самооценки младших подростков

II.3. Теоретическое обоснование коллективного творческого дела, направленного на повышение социометрического статуса и самооценки при организации коллективного творческого дела младших подростков

II.4. Оценка эффективности психокоррекционной программы

Заключение

Литература

Приложение 1. Социометрические матрицы

Приложение 2. Обработка и интерпретация результатов исследования самооценки

Приложение 3. Социометрическая карточка

Приложение 4. Вопросы для интервью с преподавателями

Приложение 5. Сравнение средних показателей по зависимым выборкам с использованием t-критерия Стьюдента в экспериментальной группе «А»

Приложение 6. Сравнение средних показателей по зависимым выборкам с использованием t-критерия Стьюдента в экспериментальной группе «Б»


Введение

Актуальность исследования. Актуальность данной темы заключается в том, что социальная среда оказывает влияние на человека и является «источником», питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности и роли [24].

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, то есть учится вести себя в соответствии с ролью ребенка, учащегося, студента, служащего, супруга и родителя [25].

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания [24]. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм [50].

Одним из свойств личности, которое прямо связано с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности является самооценка [1]. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей [36]. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения [48]. В то же время низкая самооценка приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. При этом выделяют следующие воздействия низкой самооценки [14]:

1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта [19]. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна самооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе [13].

Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности [13]. Именно поэтому в данной работе было решено создать группу и реализовать в ней коллективное творческое дело.

Коллективное творческое дело (КТД) - социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) [47]. При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые [55]. Тема КТД, разрабатываемого в рамках данной дипломной работы «История школы», в которой обучаются испытуемые.

Предложенная форма творческой деятельности наиболее полно отвечает принципам личностно-ориентированного образования, что позволяет достичь оптимального результата.

Цель экспериментального исследования: изучение изменения социометрического статуса и самооценки в рамках коллективного творческого дела в группе младших подростков.

Объект исследования: социометрический статус в группе и самооценка.

Предмет исследования: повышение социометрического статуса в группе и самооценки при организации коллективного творческого дела

Гипотеза заключается в утверждении о том, что разработанное и реализованное коллективное творческое дело способствует повышению социометрического статуса в группе и самооценки младших подростков.

Задачи:

1.                 Осуществить анализ литературы по проблеме исследования.

2.                 Исследовать особенности социометрического статуса в группе.

3.                 Исследовать особенности развития самооценки младших подростков

4.                 Разработать и реализовать коллективное творческое дело, направленное на повышение социального статуса в группе и самооценки.

5.                 Сравнить полученные результаты и сделать выводы об эффективности коллективного творческого дела как средства повышения социометрического статуса и самооценки младших подростков.

Методы исследования:

- теоретический (анализ научной литературы);

- эмпирический (наблюдение, тестирование: социометрия Дж. Морено, методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн);

- статистический (количественная и качественная обработка результатов, методы математической статистики).

Экспериментальная база: исследование проводилось в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» села Смоленского Смоленского района Алтайского края. В эксперименте приняли участие 40 младших подростков, обучающихся в пятых классах.

Сроки проведения: исследование проводилось в период с ноября 2008 года по апрель 2009 года.

Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы практическими психологами и педагогами при организации внеклассной работы с детьми с целью формирования детского коллектива и улучшения климата в группе. С этой целью разработаны методические рекомендации «Методические рекомендации по организации коллективного творческого дела с подростками в рамках воспитательной работы в школе».

Практические наработки могут быть использованы студентами при организации психолого-педагогической практики. По результатам экспериментального исследования подготовлено и реализовано выступление на педсовете школы.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются ее объект, предмет, цель, гипотеза, формулируются задачи, методы исследования, экспериментальная база, и практическая значимость исследования.

В первой главе «Теоретический анализ проблемы изучения социометрического статуса и самооценки в психологической литературе» определено основное содержание понятий, раскрывающих тему исследования; описано влияние групповых норм и требований на развитие личностных качеств подростков

В работе уточнены и конкретизированы следующие понятия: личность, социальная среда, процесс социализации, социализация в группе, социальная роль, социометрический статус, самооценка, творчество, коллективное творческое дело.

Во второй главе «Экспериментальное исследование социометрического статуса и самооценки младших подростков»: описываются выбранные методики исследования; дается классификация социометрического статуса подростков в учебной группе; представлены результаты исследования социометрического статуса подростков в группе; представлены результаты исследования самооценки подростков.

В заключении сделаны выводы по результатам экспериментального исследования.

Список литературы включает 60 источников.

В приложения включены следующие материалы: социометрические матрицы, обработка и интерпретация результатов исследования самооценки, социометрическая карточка, вопросы для интервью с преподавателями.

Глава I. Теоретический анализ проблемы изучения социометрического статуса и самооценки в психологической литературе

I.1 Личность в контексте социальных отношений

Личность - система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей [26].

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества [1].

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу и отдельным людям, к себе и своим общественным обязанностям [26].

Человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности - благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений [29].

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения [28].

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: «Личность ≠ индивид; это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами» [26].

Проявление личности происходит во взаимоотношениях человека с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса [33].

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия [28].

Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли [1].

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении [24]. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социо-культурное образование [7]. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории [25].

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам [6]. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса [28].

Социальная среда - это, прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность, обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление. Она регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, «заражает соответствующими «моделями» поведения, побуждает, а, нередко, и принуждает к определённой направленности социального поведения [25].

Комплекс научных знаний, богатый жизненный опыт, мотивы своих поступков личность черпает из непосредственного источника, которым выступает социальная среда. На первый план выдвигаются те объективно существующие в обществе возможности, которые позволяют проявить себя индивидууму как личности. Содержание этого воздействия заключается в том, что реализация прав, свобод и обязанностей личности должна происходить на основе сочетания интересов всего общества в целом и каждой личности в отдельности. Это возможно только в том обществе, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Кроме государственно-общественной среды, социальной в широком смысле слова, следует выделить и микросреду, куда входят отношения, возникающие в малой социальной группе, в трудовом коллективе, членом которого является личность, совокупность межличностных отношений [26].

Нельзя считать, что под воздействием социальной среды в широком смысле слова происходит унификация представителей, что все они становятся совершенно одинаковыми. Каждая личность имеет свои специфические черты, отличающие её [37].

Специфически человеческую форму взаимодействий и взаимоотношений создают взаимосвязи между людьми. Другой человек оказывает на индивида весьма своеобразное воздействие. На основе ряда экспериментальных исследований известно, что наличие в ситуации другого человека оказывает специфическое влияние на поведение индивида. В социальной психологии были отмечены эффекты «сосуществования», «сотрудничества», «социального подкрепления», «соактивности» и пр. Они не могут быть объяснены однопланово, лишь особенностями субъект-объектного взаимоотношения. Личностные взаимодействия характеризуются гораздо более сложной природой. Некоторые их особенности могут быть выявлены при анализе социальных ожиданий [28].

Хотя человек рождается со многими биологическими задатками, однако формирование его личностных свойств обусловливается социальными взаимодействиями и закономерностями. Как указывают классики марксизма, сущность человека создается совокупностью общественных отношений. Потребности человека, его сознательные и бессознательные отношения к действительности, личностные взаимосвязи должны рассматриваться как феномены, являющиеся результатом дифференцировки и конкретизации целостной системы социально-культурных ценностей [37].

Являясь членом тех или иных социальных групп, выступая во взаимодействие с другими людьми, человек в каждом из этих случаев обладает той или иной позицией (статусом) – местом в конкретной данной системе социальных взаимосвязей. Так на предприятии четко различаются официальные позиции директора, бухгалтера, юрисконсульта, мастера, рабочего и т.д. Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор». Так один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. В рамках данных отношений индивиды выполняют определенные социальные роли, а эти взаимоотношения называются ролевыми. Роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и в известном смысле не зависит от его индивидуально-психологических свойств [1].

Человек обладает известной степенью свободы в отношении своего ролевого поведения [25].

Существует ряд классификаций социальных ролей. Все их многообразие можно подразделить на роли, приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Такие роли называются генеральными. Они предписывают определенные манеры и жесты, речевые обороты, соответствующую одежду. В станах Востока различие меду генеральными ролями еще боле заметно [28].

К достигнутым ролям относятся те, которые выполняются в той или иной профессиональной области. Например, роли директора предприятия, доктора философии, тренера футбольной команды [28].

В соответствии с другими логическими основаниями можно выделить специфические роли и диффузные роли. В ролях специфические взаимоотношения строятся на основе особых четко ограниченных целей. Например, кассир, продающий билеты в кинотеатре, парикмахер, подстригающий своих клиентов. Активность лиц, выполняющих дифференциальные роли, наоборот, не имеет подобной специальной направленности. Все семейные взаимоотношения вообще строятся на основе дифференциальных ролей. В форме таких ролей могут проявляться и отношения между близкими друзьями, влюбленными. При этом ролевые взаимосвязи осуществляются на почве взаимных интересов [25].

Нередко, для того чтобы окружающие имели необходимую информацию о социальной роли той или иной личности в данный момент, прибегают к ролевым символам. Примером такого символа может быть какая-либо униформа. Место социального взаимодействия каких-либо индивидов также обладает характером ролевого знака [28].

Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания, определенные запреты и ряд менее точно определенных ожиданий. Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным [25].

Ролевые ожидания нередко касаются не только поведения индивида в той или иной роли, но и его внешнего облика – одежды и аксессуаров туалета, украшений, прически. В некоторых официальных ситуациях форма одежды сравнительно строго регламентируется [1].

Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор» [28]. Так один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза [7]. Личность со всеми своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли [26]. И наоборот, продолжительное выполнение индивидом какой-либо социальной роли влияет на проявление и формирование соответствующих свойств личности [37].

Таким образом, сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к своим общим целям и задачам [32]. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса [28].

Хотя человек рождается со многими биологическими задатками, однако формирование его личностных свойств обусловливается социальными взаимодействиями и закономерностями. Потребности человека, его сознательные и бессознательные отношения к действительности, личностные взаимосвязи должны рассматриваться как феномены, являющиеся результатом дифференцировки и конкретизации целостной системы социально-культурных ценностей [37].


I.2 Понятие социометрического статуса

Психология и поведение отдельного человека зависят от окружающей среды. Появляясь на свет, человек является совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, став частью окружающей среды. Последняя представляет собой сложноустроенное общество, в котором люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами [1].

Группа – это совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государством, нациями, народностью, партиями, классами, другими социальными общностями, которые выделяют по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. Через них осуществляется воздействие идеологии общества на психологию людей. Непосредственным же проводником влияния общества и больших социальных групп на индивида является малая группа. Она представляет собой небольшие объединения людей (от 2 до 30 человек), занятых общим делом и находящихся в прямой взаимосвязи друг с другом. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Примерами малых групп, представляющих для человека наибольшее значение являются семья (первая группа, которая берет на себя заботу о человеке), школьный класс, трудовой коллектив, объединение близких друзей, приятелей и тому подобное [32].

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием [9]. Общность может быть внешней (по территориальному признаку – соседи) и внутренней, глубокой (семья). В малых группах легко идентифицируется членство, ясно определена центральная деятельность и члены связаны друг с другом хорошо установленными взаимоотношениями [10]. Мера психологической общности определяет сплоченность группы, то есть уровень ее социально психологического развития. Основными параметрами деления малой группы на виды являются каналы коммуникаций, психологический климат группы, групповые нормы [47].

Каналами коммуникаций именуют структуру межличностных отношений в группе, психологическим климатом группы - нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений [47].

Межличностные взаимоотношения в группах можно рассматривать в статике (на данный момент) и динамике (изменении и развитии) [32].

Общие правила поведения в группе – это групповые нормы [1]. Групповые ценности и нормы являются социально-психологической основой всех отношений, складывающихся в группе. Они выполняют регулятивную, оценочную, санкционирующую и стабилизирующую функции [5].

В группах происходят два взаимосвязанных процесса: дифференциация и интеграция. Дифференциация – это разделение группы по определенным признакам (статусу, полу, возрасту, материальному положению, национальности и др.) Интеграция – сплочение и объединение группы [28].

Одни и те же члены группы в различных характерных для нее системах взаимоотношений обычно занимают неодинаковое положение. Для более точной характеристики места каждого человека в системе внутренних отношений психологи пользуются понятиями «позиция», «статус», «внутренняя установка» и «роль» [50].

Позиция – это понятие, обозначающее официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции, занимаемой человеком в группе, зависит степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы [23].

Роль – нормативно заданный и коллективно одобренный образец поведения, ожидаемый от человека, занимающего в группе определенную позицию [23].

Статус как положение субъекта в системе межличностных или общественных отношений включает в себя два понятия: "социальный статус" и "социометрический". Социальный статус отражает положение, занимаемое человеком в социальной системе общества. Социометрический статус рассматривается как положение личности в системе межличностных отношений и определяется числом выборов или предпочтений, которые получает каждый член группы по результатам социометрического опроса [50]. Положение человека в системе личных взаимоотношений в группе зависит от двух систем факторов: качеств самой личности и характерных особенностей группы. Изменение социометрического статуса происходит в процессе социализации подростков в учебной группе. На него оказывают влияние общение и совместная деятельность в группе, а также степень принятия индивидом групповых норм и ценностей [24]. В отличие от социального статуса социометрический статус включает личностные характеристики, связанные со спецификой межличностных отношений [32].

Внешним фактором, определяющим социометрический статус учащихся, являются групповые нормы и требования. Цели индивида и особенности их осуществления в группе во многом определяются групповыми нормами и требованиями, т.е. групповые ценности могут оказать влияние на развитие личности членов группы [28].

 Формирование свойств личности, обеспечивающих нормативное поведение индивида, определяет характер его социализации в группе. Социализация связана со статусом личности в системе социальных и межличностных отношений [37]. Таким образом, можно предположить, что ценности и требования группы к отдельным ее членам оказывают влияние на развитие их личностных качеств, которые в свою очередь являются фактором социализации подростков в группе.

Понятие "социометрический статус" ввел Я. Морено, понимая под ним - положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы. Статус – положение человека в системе внутренних отношений, определяющее степень его авторитета в глазах остальных участников группы. В отличие от позиции, статус индивида в группе – это реальная социально – психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников [36].

Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений – это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет, степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком может совпадать или расходиться [25].

Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения, и устанавливается шаблон влечений и отвержений. Различные комбинации межличностных ролей развиваются из реакций отдельных личностей друг на друга. Изучение показывает, что шаблоны доминирования не обязательно принимают порядок рангов, как в «порядке клевания» среди цыплят. А доминирует над Б, который доминирует над В и Г, но В и Г доминируют над А. Чем продолжительнее период контакта, тем отчетливее оформляются такие шаблоны. В каждом конкретном случае возникает уникальная сеть взаимоотношений [47].

Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно взаимное безразличие [10].

Социометрический статус характеризует индивидуальные свойства личности в качестве члена группы. Это количество выборов (предпочтений) которое получает каждый член группы по результатам социометрического опроса. Положительный социометрический статус характеризует лидерскую позицию члена группы [47].

Лидеры – это люди или социальные роли, способные оказывать большее чем другие влияние на коллектив. Как правило, они занимают центральное место в коммуникационной структуре группы, и проявляемые ими инициативы более эффективны, чем инициативы других членов группы, то есть они намечают план действий, направляют их и руководят членами своей группы, которые следуют по намеченному ими пути и выполняют их рекомендации. Им принадлежит самая важная роль в выборе направления движения группы, в сохранении ее традиций и обычаев, и они вселяют в других членов группы уверенность в достижении стоящих перед ними целей. Функциями лидеров являются функция специалиста в конкретной области, длительно инициирующего структуру соответственно стоящей перед ней задаче и функция специалиста в области межличностных отношений, который регулирует психологический микроклимат в группе [28].

Негативный социометрический статус характеризует дезорганизующие тенденции в поведении члена группы. Самый простой прием определения социометрического статуса – процедура тайного голосования за того или иного кандидата при выборах по конкурсу. Специальной методикой измерения социометрического статуса является социометрия. В процессе выбора могут обнаруживаться такие внутригрупповые образования, как диады (возникают всякий раз, когда существует обоюдный выбор) и триады (могут возникать, когда все три человека нравятся друг другу, когда один привлекает двух других, которые не особо нравятся друг другу или когда два человека зависят от третьего, который эксплуатирует их). Также могут быть образования, звезд, которые состоят из естественного лидера и его последователей. [50].

Значение статуса для человека велико, следовательно, и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальные кодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, что действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе. Люди весьма чувствительны к мнениям тех, кого они знают как индивидов, и, чтобы сохранить их доверие, они приносят значительные жертвы, иногда рискуя навлечь на себя возмущение официальных лиц или даже смерть [25].

Представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждое переживание человека каким-то образом связано с другими людьми, и его Я-концепция четко вплетена в эту ткань взаимоотношений [24].

Следует отметить, что социальная среда не просто формирует личность благодаря деятельности и в процессе деятельности, но сама предметность как конструирующее свойство деятельности имеет социальную природу. Личность не является простой результирующей социальных воздействий, но представляет собой специфичное образование. Социальная природа деятельности индивида не носит универсально-абстрактного характера: она коренится в исторически конкретной форме общества [37].

 Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его «статусный набор» [28]. Так один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза [1]. Личность со всеми своими особенностями влияет на особенности выполнения ею той или иной социальной роли [26]. И наоборот, продолжительное выполнение индивидом какой-либо социальной роли влияет на проявление и формирование соответствующих свойств личности [37].


I.3 Понятие и механизмы формирования самооценки в подростковом возрасте

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, собственных качеств, достоинств, недостатков и места среди других людей [36]; также это степень восприятия себя хорошим, компетентным, достойным уважения [48]. Самооценка является важным регулятором поведения человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам [3]. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность [48].

Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с др. людьми [2]. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, постановки целей определенного уровня, то есть уровня притязаний личности. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность (независимость) личности, может вести к искажению данных опыта и тем самым оказывать отрицательное влияние на развитие [4].

Самооценка развитого индивида образуют сложную систему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может быть разного уровня осознанности и обобщенности [34].

Вид самооценки – это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством [13].

Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих, смены критериев и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая [2]. Конфликтность самооценки может иметь как продуктивный, так и дезорганизующий характер. Неустойчивость и конфликтность самооценки возрастает в критические периоды развития, в частности, в подростковом возрасте [3].

Самооценка формируется на базе оценок окружающих, оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе. Сохранение сформировавшейся, привычной самооценки становится для человека потребностью, с чем связан ряд важных самооценочных феноменов, таких как аффект неадекватности, дискомфорт успеха и другие [4].

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе социализации, в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре отношений личности самооценке принадлежит особо важное место [48].

Самооценка прямо связана с процессом социальной адаптации и дезадаптации личности. Отмечается в связи с этим, что неадекватная, завышенная самооценка, связанная с социальной дезадаптацией личности, создает достаточно широкую зону конфликтных ситуаций и при определенных условиях способствует проявлению делинквентного поведения. В то же время неблагоприятная Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения [6]. При этом выделяют следующие воздействия неблагоприятной Я-концепции [4]:

1. Снижение самоуважения и часто, как следствие, — социальная деградация, агрессивность и преступность.

2. Стимуляция конформистских реакций в трудных ситуациях. Такие молодые люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, поскольку считают себя не способными к ним.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда постоянно блокируется реализация одной из фундаментальных потребностей — потребности в уважении — развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не может постоянно пребывать в состоянии острого дискомфорта и дистресса, подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой оценка окружающими его личности будет адекватна самооценке или даже будет ее превосходить. В данной группе подростка ценят (это подтверждается постоянно вербально и невербально), что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а следовательно, и к состоянию удовлетворенности, комфорта от принадлежности к группе [14].

Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности [14]. Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, где подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования, контрнормативность ценностей является характерной чертой групп подростков-делинквентов. Однако описанный путь противоречия между самооценкой и оценкой может и не приводить к негативным последствиям. Это происходит в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей. Данный механизм или концепция пускового механизма делинквентности позволяет объяснить и то, почему терпят провал отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». По существу, такие попытки обречены на провал, так как за ними стоит негативное психологическое следствие для личности — подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им группу. Существует, следовательно, лишь один эффективный путь для решения этого психологического противоречия. Необходимо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы, но надо «подставить» ему вместо этой асоциальной группы другую группу — просоциальной ориентации. Очевидно, излишне напоминать при этом, что данная новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности [17]. Принадлежность к данной группе позволяет удовлетворить потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в группу [4].

Когда человек чувствует себя неполноценным, это предполагает сравнение с другим человеком или с неким стандартом либо нормой. Такие сравнения становятся отправным пунктом многих человеческих несчастий. Здесь в действие вступают и др. отрицательные факторы, напр. гнев, соперничество и, как следствие, утрата инициативы, поскольку сосредоточение усилий на сопернике блокирует спонтанное поведение [6]. Кроме того, человек может вести себя высокомерно: комплекс превосходства способен компенсировать комплекс неполноценности [27].

Чтобы победить чувство неполноценности, нужно сделать две вещи. Во-первых, надо перестать сравнивать себя с другими, полностью и безраздельно сосредоточившись на актуальной проблеме или задаче. Во-вторых, надо оставить стремление быть выше других. Отказ от потребности в превосходстве помогает восстановить уравновешенность, преодолеть инерцию и перестать чувствовать себя хуже других [48].

Низкая самооценка — иногда она служит стимулом для конструктивной и полезной компенсации. Из ощущения слабости и несостоятельности может вырасти сила. В такой ситуации преимущество дает не само по себе чувство неполноценности, а конструктивное преодоление слабости и несостоятельности [27].

Многое из того, что человек делает или отказывается делать, зависит от его уровня самооценки. Те, кто сам не считает себя очень талантливым, не стремится к очень высоким целям и не проявляет огорчения, когда ему не удается что-нибудь хорошо сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо [7].

Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную и достойную личность, чем человек с низким уровнем самооценки. Интересно также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное [48].

Психиатры часто говорят о том, адекватна или неадекватна самооценка человека, но всегда возникает вопрос о границах этой адекватности. Считается, что самооценка измеряется по континууму, по одномерной шкале от высокой к низкой. В действительности, вопрос этот гораздо сложнее, так как самооценка человека складывается из чувств, которые он испытывает к самому себе. Любая ориентация, возможная в отношении других людей, может быть обращена на самого себя. Точно так же, как другой человек может быть объектом бескорыстной любви, человек может подходить к себе как к объекту, безусловно, ценному. Точно так же, как на других можно обижаться или ненавидеть, человек может относиться к себе, как к опасному объекту. Тщеславие может рассматриваться как форма героепочитания, когда сам субъект выступает в качестве героя. Точно так же как к другим людям можно относиться с презрением, человек может унижать самого себя [34].

Завышенная и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором – безынициативность, трудность общения с другими. Допускалось, правда, что нереалистическая позитивная самооценка и завышенное чувство оптимизма являются признаками хорошего душевного здоровья [14].

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Самооценка относится к тому, какое мнение составляет о себе человек, включая степень самоуважения и самопринятия [48]. Согласно Маслоу, все люди обладают потребностью или стремлением к стабильному и прочному ощущению собственной ценности или самоуважению, и они нуждаются в такой оценке, как от самих себя, так и со стороны окружающих [29].

Самооценка — многомерное понятие, так как она существует в виде степеней сравнения. Она является жизненно важным компонентом Я-концепции человека. Например, индивидуум может иметь высокую самооценку в межличностных отношениях и в то же время низко оценивать свои успехи в обучении. Оценка связана с личной идентичностью. Наличие любви и принятия непосредственно связано с «идентичностью успеха»; недостаток любви и принятия связан с «идентичностью неудачи» [4].

Самооценка сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. С другой стороны, в традициях воспитания стран постсоветского пространства уже с самого детства внушать человеку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми нужно бороться. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой [27].

Полноценный человек, деятельный и полезный для общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким – это человек с несколько завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви [13].

Основные механизмы формирования самооценки [48]:

a)                 усвоение оценок других людей.

По мнению социальных психологов, чтобы получить знание о себе, недостаточно просто погрузиться в размышления о себе. Порой нам невозможно понять, что именно мы чувствуем и почему мы поступаем так или иначе. В поисках разгадки мы оглядываемся вокруг и обращаемся к нашему социальному окружению. Мы узнаем много нового о себе, когда наблюдаем за тем, как люди ведут себя с нами и как мы ведем себя с ними.

б) социальное сравнение, то есть сравнение своих качеств с подобными характеристиками других людей (теория социального сравнения). Мы не одинокие искатели сведений о себе, а социальные существа, часто наблюдающие за тем, как люди реагируют на нас и сравнивающие себя с другими. Мы приходим к пониманию самих себя, когда сравниваем себя с другими.

Как правило, мы сравниваем себя с теми, кто на нас похож, так как таким образом можем наиболее точно поставить диагноз себе [37].

Выделяют также восходящее и нисходящее социальное сравнение. Восходящее сравнение – это сравнение себя с теми, у кого соответствующие черты, способности выражаются ярче, чем у нас. Оно помогает определить нам стандарт или идеал. Нисходящее социальное сравнение – сравнение себя с теми, у кого эта же черта выражена слабее. Оно может создать у нас комфортное ощущение и помогает оценить настоящее положение [22]. Когда мы сравниваем себя с другими, наша самооценка растет, если мы обнаруживаем в них какие-либо отклонения – эффект контраста. Когда происходит сравнение с кем-то, кто похож на нас, практически равен нам, наша самооценка растет в том случае, если мы находим в этом человеке что-то очень хорошее – эффект ассимиляции [31]. Подобным образом, если человек сравнивает себя с членами своей группы и это сравнение не в его пользу, уровень его самооценки падает, депрессия усиливается в гораздо большей степени, чем при неблагоприятном для него сравнении с людьми из другой группы. Из этого также следует, что успех в своей группе на фоне относительных неудач окружающих (подобно большой лягушке в маленьком пруду) могут стать более серьезной основой для повышения уровня самооценки, чем равные успехи в более крупной и более преуспевающей группе [27].

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010
Частичное или полное использование материалов
запрещено.